Налог на прибыль льготы

Условия для получения льготы

В соответствии с пунктом 1 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ, организации, занятые в сфере образования, могут применять ставку по налогу на прибыль ноль процентов. Перечень видов образовательной деятельности, в отношении которой действует льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом организация должна соответствовать следующим условиям:

  • иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную в соответствии законодательством РФ;
  • доходы от осуществления образовательной деятельности должны составлять не менее 90 процентов за налоговый период, либо вообще отсутствовать;
  • в течение налогового периода в штате непрерывно должны числиться не менее 15 работников;
  • не совершать в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Для получения льготы, образовательное учреждение за месяц до начала налогового периода должно предоставить в ИФНС по месту своего учета заявление и копию лицензии. Также следует иметь ввиду, что вместе с годовой декларацией по налогу на прибыль, необходимо подать сведения о доле доходов от осуществления образовательной деятельности и о численности работников в штате.

Налогообложение услуг по присмотру и уходу за детьми

В настоящее время услуги по присмотру и уходу за детьми не освобождены от уплаты налога на прибыль, поскольку к образовательной деятельности они не относятся и в соответствующий перечень не включены. Однако, в соответствии с принятым Федеральный законом от 02.05.2015 № 110, к доходам от оказания подобных услуг также будет применяться льготная ставка. Это позволит дошкольным образовательным учреждениям прежде всего снизить налоговую нагрузку, а также уйти от ведения раздельного учета доходов при определении базы по налогу на прибыль.

Федеральный закон от 02.05.2015 № 110-ФЗ «О внесении изменений в статью 284.1части второй Налогового кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2016 года.

О.А. Федун, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Нормативные акты с комментариями

Профессиональные комментарии к письмам министерств и ведомств, ответы экспертов на самые сложные вопросы, обновления каждый день. Узнайте больше >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Стандартные вычеты по НДФЛ на содержание детей

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее

М. А. Юманова, аудитор

Журнал «Учет в сфере образования» № 3, март 2011 г.

Чиновники настаивают, что образовательное учреждение не может быть признано сельхозтоваропроизводителем и воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль по данному основанию. Однако в этом году для такой организации предусмотрена иная льгота. Но обо всем по порядку…

Нулевая ставка для сельхозпроизводителей

По общему правилу организация, которая признается сельхозтоваропроизводителем, вправе применять льготную ставку по налогу на прибыль (ст. 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ).

Таковыми признаются организации, которые производят сельхозпродукцию и если выручка от ее продажи составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов от реализации (п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

Однако по мнению финансистов, поскольку образовательные учреждения создаются в первую очередь для осуществления образовательного процесса, они не могут быть отнесены к сельхозпроизводителям, даже если формально соответствуют вышеуказанным критериям.

При этом чиновники отметили, что Налоговый кодекс РФ будет предусматривать нулевую ставку по налогу для образовательных учреждений (письмо Минфина России от 27 декабря 2010 г. № 03-03-06/4/125).

Льготная ставка для образовательных учреждений

Действительно, теперь нулевая ставка по налогу на прибыль для учебных заведений прямо предусмотрена законодательством – с 1 января 2011 года действует новый пункт 1.1 статьи 284 Налогового кодекса РФ. Он введен Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ и действует до 1 января 2020 года.

Особенности применения нулевой ставки определены в новой статье 284.1 Налогового кодекса РФ (введена Законом № 395-ФЗ).

Условия применения льготы

В соответствии с пунктом 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ образовательная организация вправе применять нулевую ставку, если она:

1) имеет лицензию на ведение образовательной деятельности;

2) доходы за год от образовательной деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90 процентов общих доходов (либо доходы отсутствуют);

3) в штате непрерывно в течение года числятся не менее 15 работников;

4) не совершает в течение года операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Определено, что, для того чтобы воспользоваться льготной ставкой, нужно подать в инспекцию заявление с приложением копии лицензии. Причем сделать это необходимо не позднее чем за один месяц до начала года, в котором планируется применять такую ставку.

Никаких переходных положений для 2011 года Закон № 395-ФЗ не предусматривает. Выходит, что фактически воспользоваться правом на нулевую ставку образовательные учреждения смогут только с 2012 года.

Утрата права на нулевую ставку

Может получиться, что по итогам года учебное заведение нарушит одно из условий применения нулевой ставки. В этом случае оно потеряет право на ее применение. Поэтому с начала года нужно будет пересчитать налог по общим правилам, затем уплатить его и начисленные пени.

Право на льготу нужно подтверждать

Организации, применяющие ставку по налогу 0 процентов, по окончании каждого года подают в инспекцию следующие сведения:

– о доле доходов от образовательной деятельности в общей сумме доходов;

– о численности работников в штате организации.

Форму для представления таких сведений утверждает ФНС России.

Важно запомнить

При соблюдении определенных условий образовательное учреждение сможет применить нулевую ставку по налогу на прибыль.

www.audit-it.ru
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

В прошлом номере журнала мы рассмотрели конкретную ситуацию применения нулевой ставки налога на прибыль компанией, осуществляющей медицинскую деятельность. Сегодня же поговорим об освобождении от уплаты налога образовательных организаций, а точнее детских садов и школ с группами продленного дня. Благодаря поправкам в налоговом законодательстве, с 2016 года они получат право учитывать в составе льготируемых доходы от оказания не только образовательных услуг, но и услуг по присмотру и уходу за детьми. Наконец-то многие образовательные организации (особенно дошкольные) вздохнут с облегчением, поскольку без налоговых рисков смогут претендовать на льготу.

В НК РФ не разъяснено, что следует понимать под услугами по присмотру и уходу за детьми. В связи с этим в силу п. 1 ст. 11 НК РФ в целях налогообложения нужно руководствоваться положениями иных отраслей права, например, нормами Закона об образовании.

Согласно п. 34 ст. 2 данного закона присмотр и уход за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Детские сады обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми, а иные образовательные организации (например, школы) вправе оказывать такие услуги, за которые с родителей (законных представителей) детей взимается плата (ст. 65, 66 Закона об образовании).

Кроме того, в п. 2 ст. 23 названного закона разъяснено, что дошкольная образовательная организация осуществляет в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. В задачи общеобразовательных организаций (школ) присмотр и уход за детьми не входит. Однако данными организациями могут быть созданы условия для этого в группах продленного дня.

Таким образом, Закон об образовании четко разграничивает процесс дошкольного (школьного) образования, объединяющий в себе обучение и воспитание детей, и осуществление присмотра и ухода за ними.

Общие требования к использованию льготы

Особенности применения образовательными организациями ставки 0% по налогу на прибыль установлены ст. 284.1 НК РФ. Услуги по присмотру и уходу за детьми в состав льготируемых видов деятельности включены Федеральным законом от 02.05.2015 № 110‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 110‑ФЗ), который вступает в силу с очередного налогового периода, то есть с 2016 года.

Льготная ставка 0% применяется ко всей налоговой базе в течение всего налогового периода (п. 2 ст. 284.1 НК РФ). Исключение составляет налоговая база, ставки налога на прибыль по которой установлены ст. 284 НК РФ, а именно:

  • п. 1.6 – по прибыли контролируемых иностранных организаций;
  • п. 3 – по доходам в виде дивидендов;
  • п. 4 – по доходам по операциям с ценными бумагами.

Организации, ведущие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять нулевую ставку налога на прибыль, если соблюдены следующие условия:

  1. организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) по законодательству РФ;
  2. доходы организации за налоговый период от образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% ее налогооблагаемых доходов либо организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по правилам указанной главы;
  3. в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50%;
  4. в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  5. организация не совершала в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Кто имеет право воспользоваться льготой?

Нововведения в ст. 284.1 НК РФ благоприятно скажутся прежде всего на детских садах, получающих от родителей своих воспитанников соответствующую плату, которая ранее не признавалась льготируемым доходом. Данное обстоятельство, как правило, не позволяло дошкольным образовательным организациям применять нулевую ставку налога на прибыль из-за невыполнения условия о структуре доходов. Хотя, отметим, некоторым из них все же удавалось воспользоваться льготой и до 01.01.2016

Поправки в законе дают выгоду и школам, совмещающим образовательную деятельность и присмотр, уход за детьми. Теперь им не придется «маскировать» под образовательные услуги группы продленного дня.

В силу п. 1 ст. 22 Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Для образовательных организаций наиболее распространенной организационно-правовой формой является предусмотренное пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ учреждение (в том числе частное).

При этом согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99‑ФЗ (на что указано в п. 1 ст. 91 Закона об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Таким образом, с 01.01.2016 число налогоплательщиков, претендующих на применение ставки 0% по налогу на прибыль в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, пополнится образовательными некоммерческими организациями, созданными преимущественно в форме учреждения и осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность, а также уход и присмотр за детьми.

Совмещение льготируемых видов деятельности

Повторим, условия, при соблюдении которых налогоплательщик, осуществляющий образовательную (в том числе присмотр и уход за детьми) и (или) медицинскую деятельность, может применять нулевую ставку, установлены ст. 284.1 НК РФ. Вместе с тем облагать прибыль по ставке 0% вправе организации, оказывающие социальные услуги гражданам (ст. 284.5 НК РФ).

На первый взгляд может показаться, что совмещение образовательных, медицинских и социальных услуг никак не испортит картину, поскольку все эти виды деятельности льготируются. Но применительно к организациям, оказывающим преимущественно образовательные услуги, дело обстоит не так.

Социальное обслуживание граждан регулируется отдельной нормой. Поэтому добиться того, чтобы в структуре общих доходов организации выручка от оказания образовательных и социальных услуг одновременно составляла 90% по каждому виду деятельности, невозможно.

Из дословного прочтения ст. 284.1 НК РФ видно, что доходы от образовательных и медицинских услуг суммируются. Однако если предел в 90% достигается только с помощью прибавления выручки от оказания медицинских услуг, то возникает дополнительное требование к численности и квалификации медперсонала, причем настолько жесткое, что достижимо только специализированными медицинскими организациями.

Следовательно, и медицинские услуги, и соцобслуживание не облегчают пользование льготой, а, наоборот, затрудняют. Желательно сочетание образовательных услуг с выполнением НИОКР, но подобные работы не свойственны детским дошкольным учреждениям.

Из вышесказанного вытекает, что детским садам лучше не отходить от основной деятельности с тем, чтобы 90% их доходов и выше формировалось за счет оказания услуг по уходу и присмотру за детьми и платных образовательных услуг.

Расчет доходов и доли льготируемых доходов

В пункте 1 ст. 248 НК РФ сказано, что к доходам в целях применения гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Для расчета доли льготируемых услуг по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 248 НК РФ, из доходов исключается НДС.

Как отмечено в ст. 284.1 НК РФ, образовательной считается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917 (далее – Перечень).

Для использования нулевой ставки процентное соотношение льготируемых доходов к их общей сумме необходимо соблюсти только по итогам налогового периода. Ведь выполнение данного условия по итогам отчетных периодов (I квартала, полугодия, 9 месяцев) ст. 284.1 НК РФ не предусматривает (письма ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9198@, УФНС по г. Москве от 20.06.2012 № 16-15/053964@).

Порог в 90% – жесткая граница. Для детсадов и школ это означает, что придется строго контролировать следующие нельготирумые доходы:

  • доходы от не входящих в Перечень услуг;
  • курсовые разницы;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • проценты по депозитам банка;
  • безвозмездно полученное имущество;
  • средства, использованные не по целевому назначению.

По мнению автора, наибольший риск утраты права на льготное налогообложение сопряжен с нецелевым использованием средств, а также с операциями по сдаче имущества в аренду.

При этом доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, при определении доходов для целей применения гл. 25 НК РФ не учитываются, а следовательно, не лимитируются. В частности, это касается имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, дивидендов, целевых поступлений.

В статье 250 НК РФ названы в том числе внереализационные доходы, которые самостоятельной природы не имеют, а являются производными от иных операций. К их числу можно отнести курсовые разницы от переоценки валюты, штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, просроченную кредиторскую задолженность. Можно ли их квалифицировать как льготируемые доходы, если они вызваны льготируемыми операциями?

По поводу курсовой разницы Минфин (см. Письмо от 27.01.2015 № 03‑03‑06/1/2556) высказал следующее мнение: если организация осуществляет в налоговом периоде только деятельность, включенную в Перечень, при этом оплата таких услуг в том числе осуществляется в валюте, то положительные курсовые разницы, образовавшиеся в связи с переоценкой указанных валютных средств (обязательств), следует признать частью дохода, полученного налогоплательщиком в связи с образовательной деятельностью, и учесть при определении доли такого дохода в общей сумме доходов, полученных за налоговый период.

Аналогичная позиция, но только касающаяся курсовых разниц, возникших в результате переоценки долговых обязательств (зай­мов) в валюте, которые были привлечены для ведения деятельности, поименованной в Перечне, изложена финансистами в Письме от 29.05.2014 № 03‑03‑10/25627 (доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 03.06.2014 № ГД-4-3/10510@).

Отметим, если положительная разница сформировалась из-за переоценки валютных средств, размещенных на депозите, то эта разница, наравне с процентами, формирует прочий, не подлежащий льготированию доход (письма Минфина России от 14.08.2015 № 03‑03‑06/4/47189, от 22.07.2015 № 03‑03‑06/42044).

Что касается полученных штрафов и зачисленной в доходы неистребованной кредиторской задолженности по договорам, связанным с образовательной деятельностью, полагаем, их суммы тоже можно включать в льготируемые доходы. Однако подобный подход сопряжен с соответствующими рисками. Во-первых, потому что внереализационные доходы не значатся в Перечне, а во-вторых, мнение чиновников, как показывает практика, не отличается постоянством. К примеру, позиция Минфина по поводу той же курсовой разницы по привлеченным займам в валюте ранее была иной (см. Письмо от 15.04.2013 № 03‑03‑06/1/12446).

Предварительный порядок заявления льготы

Пунктом 5 ст. 284.1 НК РФ предусмотрено, что организации, изъявившие желание перейти на налогообложение прибыли по ставке 0%, не позднее чем за месяц до начала налогового периода, начиная с которого она применяется, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, если образовательная организация до 2016 года не применяла ставку 0% вследствие того, что доходы от оказания услуг по присмотру и уходу за детьми не входили в состав льготируемых (в итоге условие о структуре доходов не выполнялось), то для перехода на льготный режим налогообложения ей необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление, приложив к нему предусмотренные НК РФ копии документов. Сделать это нужно было не позднее 30.11.2015. Данный срок крайне нежелательно пропускать (главное – успеть до 1 января 2016 года). Но если уж это произошло, то настаивайте на своем праве на льготу, используя позицию судов и контролеров по данному вопросу:

  • представление заявления и соответствующих документов для применения налогоплательщиком ставки 0% в срок не позднее, чем за один месяц до начала налогового периода, к условиям применения налоговой ставки 0% не относится, поэтому его нарушение само по себе не может являться основанием для отказа применения нулевой ставки (Постановление ФАС УО от 09.12.2013 № Ф09-12168/13 по делу № А60-9718/2013);
  • нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления само по себе не лишает его права на применение льготного режима налогообложения при условии, что этот выбор сделан налогоплательщиком до момента, с которого начнут формироваться его налоговая база, облагаемая по налоговой ставке 0%, и показатели, используемые в оценке выполнения необходимых условий для данной преференции, то есть до начала налогового периода (Письмо ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9198@).

Последствия утраты льготы

Согласно п. 4 ст. 284.1 НК РФ при несоблюдении организациями, перешедшими на применение нулевой ставки налога на прибыль, хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 3 той же статьи, с начала налогового периода, в котором имело место такое несоблюдение, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ, то есть 20%. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в общем порядке (включая начисленные пени).

Но на этих, вполне ожидаемых, последствиях дело не заканчивается. На основании п. 8 ст. 284.1 НК РФ организации, облагавшие прибыль по нулевой ставке и перешедшие на применение ставки 20% в добровольном или принудительном порядке (вследствие утраты права на льготу), не могут повторно перейти на налого­обложение прибыли по ставке 0% в течение пяти лет (включая год, в котором произошла смена ставки).

Поскольку даже однократное лишение льготы влечет пятилетний мораторий на ее использование, налогоплательщикам, претендующим на применение нулевой ставки, следует все свои действия просчитывать крайне аккуратно. Например, в Постановлении АС ВВО от 17.12.2014 № Ф01-5369/2014 по делу № А43-591/2014 описана такая ситуация: налогоплательщик, решивший заявить льготу в отсутствие утвержденного Перечня, лишил себя права пользоваться ею как в год, в котором не был достигнут 90%-й предел льготируемых доходов (2011 год), так и в пятилетний период в целом (с 2011 года по 2015 год включительно).

С учетом симметричных льгот по НДС (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ) и налогу на прибыль (ст. 284.1 НК РФ) деятельность образовательных дошкольных организаций на общей системе налогообложения выгоднее, чем на УСНО. При этом понятно, что использование спецрежима проще и безопаснее, чем выполнение всех условий, необходимых для применения льгот. Однако для средних и крупных детских садов нулевая ставка по налогу на прибыль несет безу­словную пользу.

См. статью Е. Г. Весницкой «О применении медицинскими и образовательными организациями льготной ставки по налогу на прибыль».

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В редакции Федерального закона № 110‑ФЗ.

См., например, постановления АС ПО от 03.10.2014 № Ф06-15177/2013 по делу № А55-26419/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 № 13АП-8021/2015 по делу № А42-8595/2014.

Более подробную информацию об этом см. в письмах Минфина России от 23.05.2012 № 03‑03‑06/4/45, от 06.02.2012 № 03‑03‑10/9 (доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 21.02.2012 № ЕД-4-3/2858@) и УФНС по г. Москве от 05.03.2012 № 16-15/018805@.

Хотя выводы, сделанные в данном письме, адресованы налогоплательщикам, осуществляющим медицинскую деятельность, их с полной уверенностью можно распространить и на образовательные организации.

Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428.

В редакции Федерального закона № 110‑ФЗ.

Определением ВС РФ от 27.04.2015 № 301-КГ15-2846 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

Источник: Журнал «Налог на прибыль: учет доходов и расходов»

Налоговые льготы: экономить реально

Согласитесь, мало кто из нас хочет платить налоги. Сколько налогоплательщиков вздохнуло бы свободнее, узнав об их отмене. Может, стоит не отменять их, а лишь значительно уменьшить? Есть ли такая возможность или это нереально?

В статье 56 НК РФ дается определение понятия «налоговые льготы»: «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Информация о праве пользования налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, дается в подр. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Налоговые льготы можно группировать по-разному, например:

  • на личные и льготы для юридических лиц;
  • на общие и специальные — для отдельных категорий налогоплательщиков;
  • на общеэкономические и социальные;
  • на федеральные, региональные и местные (в зависимости от того, кто предоставил льготу).

Оговоримся, что в данной статье речь пойдет именно о льготах, а не о налоговых преференциях. Понятие «преференция» намного шире и включает в себя налоговые льготы, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, налоговый кредит и др. Поскольку данная тема довольно обширна, то рассмотрим в основном льготы, предоставляемые юридическим лицам.

Основанием для предоставления льгот могут быть:

  • материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика;
  • особые заслуги граждан перед отечеством;
  • необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны;
  • социальное, семейное положение граждан;
  • охрана окружающей среды и пр.

Налоговые льготы, в первую очередь, это инструмент контроля и стимулирования развития различных экономических секторов.

Государство в случае необходимости уменьшает налоговое бремя для определенных налогоплательщиков. С одной стороны, ему невыгодно использовать налоговые льготы, ведь поступления в бюджет уменьшаются. Это отметил и министр финансов РФ, вице-премьер Алексей Кудрин, будучи на Московской налоговой конференции 19 ноября 2010 г., где выступил за отмену большинства налоговых льгот. По сообщению РИА «Новости», Кудрин пояснил свою позицию следующим образом: «Если нам нужно провести сокращение дефицита на 4,6 % ВВП, то отмена всех льгот без повышения ставок могла бы решить эту проблему».

Московские чиновники уже решительно сокращают налоговые льготы. В частности 17.11.2010 был принят закон г. Москвы № 49 «О внесении изменений в статью 4 Закона г. Москвы от 5.11.2003 г. № 64 “О налоге на имущество организаций”». В данном законе приняты нормы, увеличивающие ставку земельного налога для спортивных объектов, а также лишающие льгот по налогу на имущество научные учреждения, городские специализированные похоронные службы, аэродромы и аэропорты.

Но с другой стороны, отсутствие сиюминутной выгоды может повлечь за собой куда большие дивиденды. Ведь умеренное налогообложение юридических и физических лиц несомненно увеличивает благосостояние граждан и стимулирует производство. Высвободившиеся от применения льгот средства организация может использовать на развитие собственного бизнеса.

Государство в настоящее время обращает внимание на развитие инновационных технологий. И отвело часть льгот на налоговое стимулирование организаций, чья деятельность является научно-технической или внедренческой.

Льготы предоставляются не только организациям, но и физическим лицам. Данный инструмент направлен на поддержание социальной сферы для сглаживания социального неравенства и перераспределения доходов и благ в обществе. Например, имущественный вычет. Кто из физических лиц не желает воспользоваться своим правом на имущественный вычет, предоставляемый в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически израсходованных денежных средств, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ? Другой вопрос — у кого из нас и когда это произойдет.

К сожалению, стоит отметить, что не все предприятия знают, какие льготы они могут использовать. У малой части организаций есть специалисты разных уровней, готовые изучать огромный пласт законодательства, а потом отстаивать права на эти льготы перед фискальными органами.

Обратите внимание! Еще раз отметим, что льготы зависят от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту федерации в этой области даны значительные права, и, как показывает практика, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Кому положены

Все существующие налоговые послабления делятся на несколько групп:

  • специальные и общие;
  • для юридических лиц или личные;
  • региональные и государственные;
  • социальные и общеэкономические.

Правом на налоговые льготы обладают следующие организации:

  1. Расположенные в особой экономической зоне.
  2. Религиозные.
  3. Общественные организации, представляющие интересы и права граждан с инвалидностью.
  4. Ботанические сады, национальные заповедники.
  5. Уголовно – исполнительные организации.
  6. Научные организации.
  7. Унитарные предприятия.
  8. Организации, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, культуры, образования.

Налоговые льготы для юридических лиц могут быть оформлены в нескольких случаях:

  1. Заслуги гражданина перед страной.
  2. Особое материальное или социальное положение налогоплательщика.
  3. Защита окружающей среды.
  4. Развитие отдельных субъектов, сфер бизнеса.

Льготы по налогам – это прежде всего инструмент, необходимый для контроля организаций и стимулирования развития определенных секторов экономики.

Они взимаются со всех граждан, зарегистрировавшихся в качестве юридического лица, если только человек не относится к социально не защищенной категории населения.

Какие предоставляются

Юридическим лицам предоставляются следующие виды льгот при осуществлении бизнес – деятельности:

  1. Освобождение от уплаты Налога на добавленную стоимость, если – организация реализует сельскохозяйственную продукцию и разработки у физических лиц, которые не являются налогоплательщиками, осуществляется разработка новых инженерных конструкций и технологий, а также при выполнении НИОК за счет средств федерального бюджета.
  2. При благотворительности – если денежные средства перечисляются на различные нужды.
  3. Снижение ставки по налогу на прибыль – с 20 до 13,5%. Получить такую льготу могут организации, работающие в сфере народного промысла, уголовно – исполнительной системе или учебно – производственной. Полный перечень можно получить в отделении ФНС по месту регистрации юрлица.

Для медицинских организаций также может быть оформлена нулевая ставка на доход, при выполнении следующих условий:

  1. Наличие в штате сотрудников не менее 15 человек.
  2. Оформление лицензии, дающей право на осуществление медицинской деятельности.
  3. Доходы от медицинской деятельности и ОКР, научных исследований составляют не менее, чем 90% от общих доходов, получаемых компанией.
  4. Не менее 50% человек в штате имеют сертификат медицинского специалиста.
  5. Юридическое лицо не совершает сделок с векселями.

Дополнительно может быть оформлена скидка по налогам при страховании коллектива организации.

В целом существуют следующие виды налоговых льгот для юридических лиц:

  • инвестиционный кредит;
  • минимум, не облагающийся налогами;
  • снижение действующих ставок;
  • полное освобождение от уплаты налоговых взносов;
  • рассрочка или отсрочка платежей;
  • налоговые каникулы.

Необходимо учесть, что льготы могут быть оформлены лишь в том случае, если общий доход компании не превышает 79 миллионов рублей за 12 месяцев.

Как оформить

Для уплаты налогов по льготам, юридическому лицу нужно заняться их оформлением.

Процесс включает в себя несколько этапов:

  1. Сбор полного пакета документов.
  2. Посещение налоговой службы по месту регистрации.
  3. Составление заявления по факту обращения, о предоставлении того или иного вида льгот. В документе должна быть указана форма собственности организации – ООО, ОАО или ЗАО, однако, на решение комиссии это никак не влияет.
  4. Можно переоформить вид деятельности и выбрать упрощенную форму, либо специальный режим. В таком случае можно получить полное освобождение от налогов.
  5. Подаются документы и заявление, после чего потребуется 10 – 15 дней на вынесение решения.

Предъявлять документы от имени юридического лица могут: директора и владельцы бизнеса, заместители, старшие бухгалтера.

Нюансы, которые нужно знать юридическим лицам:

  • переход на упрощенную систему с целью получения льгот возможен в том случае, если будут выполнены несколько требований: у организации нет дочерних предприятий и действующих филиалов, а общий доход за девять месяцев не превышает показатель – 45 миллионов рублей;
  • возможно снятие лишь некоторых обязательств, другие же виды налогов все равно придется платить;
  • чаще всего юридические лица освобождаются от уплаты налога на имущество предприятия, на прибыль и НДС;
  • льгота оформляется только на основной вид деятельности – по другим необходимо вносить оплату в полном размере;
  • получить скидку или освобождение по НДФЛ не удастся – данный вид налога является обязательным.

Получить льготы могут те предприниматели и юридические лица, которые открыли бизнес в социальной, производственной или научной сфере.

Дополнительно можно оформить налоговые вычеты – одну из разновидностей льгот. Они могут быть социальными, профессиональными, имущественными и стандартными.

Для того, чтобы получить вычет, нужно:

  1. Собрать документы, подтверждающие деятельность компании.
  2. Обратиться в отделение ФНС.

Вычет может быть оформлен в некоторых случаях:

  • все приобретенное имущество и ресурсы, по которым был рассчитан НДС, принимали участие в операциях, облагаемых этом видом налога;
  • материальные ценности в собственности юридического лица находятся на учете;
  • был оформлен счет – фактура на проведение финансовых операций.

Чтобы получить вычет, необходимо заполнить бланк, в котором указываются все операции. Документ для заполнения выдают сотрудники Федеральной Налоговой Службы.

Когда могут отказать

Юридические лица, как и физические, могут получить отказ после предоставления заявления и пакета документов в ФНС.

Это возможно по нескольким причинам:

  1. Обнаружены нарушения в деятельности компании, заполнении документации.
  2. Заявитель не был зарегистрирован как юридическое лицо, или потерял документы, подтверждающие этот статус.
  3. Заявление принес человек, не имеющий отношение к руководству компании.
  4. В отчетах или учредительской документации содержатся ошибки.
  5. Юридическое лицо осуществляет деятельность, не дающую право на получение льгот.
  6. Истек налоговый период. Документы можно подать повторно в следующем году.

В большинстве случаев отказ является окончательным. Подать бумаги повторно можно только в том случае, если была обнаружена их нехватка при первом обращении, или истек период оформления. Решение может быть оспорено в суде.

Важно выполнять все требования и распоряжения сотрудников ФНС для того, чтобы получить положительный ответ. Могут быть запрошены дополнительные документы, и их необходимо предъявить не позднее указанного срока.

Государство дает юридическим лицам возможность платить налоги по уменьшенному тарифу, или не платить их вообще (некоторые виды сборов) для того, чтобы поднять производительность предприятия и улучшить положение России на экономическом рынке.

Экономика организаций. Хозяйственная деятельность предприяний

При распределении прибыли выделяют:

  • прибыль, полученную от видов деятельности, облагаемых налогом на доходы (источником этой прибыли явл. доходы от казино, видеосалонов, лотерей, акций, облигаций и т.д. – ставки налога на доход дифференцированы по видам деятельности)

  • прибыль, облагаемую налогом на прибыль (налогооблагаемую прибыль)

  • льготируемую прибыль

Льготируемая прибыль – это прибыль, не облагаемая налогом на прибыль:

  • прибыль, использованную на приобретение основных фондов, реконструкцию и модернизацию при условии полного (100%) использования амортизационного фонда на последнюю отчетную дату

  • прибыль, производственных мастерских, опытно-экспериментальных предприятий и учебных заведений, полученную в процессе практического обучения студентов и учащихся

  • прибыль предприятий, использующих труд инвалидов, если их численность составляет не менее 50% среднесписочной численности ППП и на др. цели. На эти цели льготируется 100 % прибыли.

  • Чистую прибыль

Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет.

Из чистой прибыли уплачиваются:

** местные налоги и сборы (напр., налог на развитие инфраструктуры города, налог на содержание городского и пригородного транспорта);

** штрафы за превышение допустимых сбросов (выбросов) загрязняющих веществ;

** штрафы, пени, уплачиваемые в бюджет за нарушение налогового законодательства;

** гос. пошлина;

** государственные займы;

** проценты по долгосрочным кредитам

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия подлежит распределению в соответствии с учредительными документами (уставом, договором) предприятия и обязательно соответствует требованиям законодательства (напр. наличие обязательности требования формирования резервного фонда)

Налог на прибыль и его расчет.

Прибыль отчетного периода предприятия распределяется между государством и предприятием на основании Закона РБ «О налогах на доходы и прибыль предприятия», Закона «О бюджете РБ».

Эта прибыль распределяется в следующем порядке:

  1. прибыль отчетного периода – всего.

  2. Прибыль от мероприятий, доходы от которых облагаются налогом на доход (-)

  1. Налог на недвижимость (ННН)

ННН = Фост.ОПФ * С ннн

(годовая ставка — 1%, квартальная — 0,25%)

4) Прибыль, подлежащая налогообложению по установленным ставкам

п.4 = п1 — п2 — п3

5) Льготируемая прибыль — сумма

  1. Налогооблагаемая прибыль п.6 = п.4 — п.5

7). Установленная ставка налога на прибыль

(Ставка налога на прибыль – 24%, но предприятие может уплатить налог и по льготной ставке 15%, если использует труд инвалидов и доля их в среднесписочной численности составляет от 30 до 50 %, или прибыль его за год составляет до 5000 базовых величин и среднегодовая численность работающих — до 100 человек. Далее вычитается транспортный сбор по ставке 5%.)

8) Сумма налога на прибыль п.8 = п.6 * п.7

9) Чистая прибыль п.9 = п.1- п.2- п.3 – п.8

10).Сумма местного налога (на содержание городского и пригородного транспорта и на развитие инфраструктуры города)

п. 10 = п.9 * См

11). Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия п. 11 = п.9 – п.10

Распределение прибыли отчетного периода.

7. Рентабельность и ее виды.

Величина прибыли еще не характеризует эффективность работы предприятия, т.к. она показывает абсолютную доходность предприятия. Наиболее полно отражает эффективность работы предприятия показатель рентабельности.

Рентабельность – это показатель эффективности единовременных (кап. вложения) и текущих затрат (п. с/с), измеряемый в относительных величинах (в %). Рентабельность выражает абсолютный или относительный размер прибыли на один рубль текущих затрат, или на один рубль используемых ресурсов (ОПФ, ОС, заемный капитал).

Для оценки конечных результатов деятельности предприятия используются различные показатели рентабельности, которые характеризуют относительный размер прибыли на 1 рубль текущих затрат или на 1 рубль единовременных затрат.

  1. Рентабельность производства бывает двух видов:

— общая;

— расчетная.

R общ. = Пр.о.п.. / (ФОПФ+НОС) * 100

R расч. = Пр.ч. / (ФОПФ+НОС) * 100

Этот показатель характеризует уровень использования основных и оборотных средств и показывает возможность предприятия уплатить налог на недвижимость. Каждое предприятие должно рассчитать min уровень рентабельности, при котором сумма получаемой прибыли обеспечит уплату налога.

  1. Рентабельность продукции – отражает оценку эффективности ипользования текущих затрат на производство продукции

R прод.=Пр.р.п. / пс/стп *100

  1. Рентабельность изделия – отношение прибыли полученной на единицу изделия к его себестоимости.

R изд. = (Pi — Ci) / Ci *100

Ci – с/с i-того изделия.

Анализируя рентабельность изделия в динамике и в сравнении с рентабельностью аналогичной продукции конкурента или других ее видов, предприятие имеет возможность сформировать «план производства» с учетом прибыльности конкретных изделий, определить направления снижения с/с, прогнозировать возможное снижение цены и тем самым определить свое место на рынке.

  1. Рентабельность продаж – характеризует рентабельность оборота средств

R продаж = Пр.р.п. / ВР * 100

ВР- выручка от реализации продукции

5.Рентабельность инвестиций (капитальных вложений)

Rинв. = Пр / Инв * 100

Пр – прирост прибыли за счет вложенных инвестиций, млн.руб

Инв – сумма инвестиций, млн.руб

Срок окупаемости

Ток = Инв / П

6. Рентабельность собственного капитала

R с.к. = Пр.ч / СК

СК – величина собственного капитала на определенную дату, руб

Чем выше рентабельность производства, продукции, продаж или отдельных изделий, тем эффективнее производство.

Анализируя рентабельность изделия в динамике и в сравнении с рентабельностью аналогичной продукции конкурента, с рентабельностью других видов продукции, предприятие имеет возможность сформировать план производство с учетом прибыльности конкретных изделий, определить направления снижения себестоимости, прогнозировать возможное снижение цены конкурента и тем самым определить свое место на рынке.

Чем выше рентабельность производства, продукции или отдельных изделий, тем эффективнее производство.

Анализируя различный уровень рентабельности приведенных показателей, действующий порядок возмещения затрат и перечисления налогов в бюджет, представляется возможным определить критические точки рентабельности.

Критические точки рентабельности .

Точка ликвидности характеризует неполное возмещение условно-постоянных расходов, образующихся на предприятии при разных объемах производства продукции. Продолжительная работа в интервале Х1 – Х2 ведет к банкротству, поскольку предприятие постепенно теряет основной капитал, не возмещает его при полном износе, не возмещаются его переменные затраты. Предприятие попадает в кризисное состояние.

Точка безубыточности характеризует полное возмещение условно-постоянных и переменных расходов, перечисления налога на недвижимость в бюджет при существующем порядке расчетов с бюджетом. Работа предприятия в интервале Х2 – Х3 обеспечивает минимальную сумму прибыли для уплаты налога на недвижимость и простой процесс воспроизводства.

Точка нормальной рентабельности характеризует полное возмещение затрат на производство и реализацию продукции, уплату всех налогов из прибыли в государственный и местный бюджеты, и необходимую сумму прибыли для технического и социального развития предприятия. Работа предприятия в интервале Х3 —… обеспечивает такое финансовое состояние предприятия, при котором из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) осуществляется расширенный процесс производства.

При обосновании и анализе прибыли и рентабельности, предприятия разрабатывают мероприятия, способствующие росту прибыли. На рост прибыли и рентабельности оказывают влияние следующие факторы:

8.Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность.

В условиях рынка прибыль не только накапливается в денежной форме, а также может направляться на инвестиции и инновации. Поэтому, пройдя определенный кругооборот, прибыль обеспечивает экономический рост предприятия и способствует созданию конкурентоспособной продукции.

На каждом предприятии должны предусматриваться мероприятия по увеличению прибыли. Они могут быть следующего характера:

  1. Увеличение выпуска продукции;

  2. Улучшение качества продукции;

  3. Продажа излишнего оборудования в аренду;

  4. Снижение с/с продукции;

  5. Диверсификация производства;

  6. Расширение рынка продаж.

Основными источниками увеличения прибыли и роста рентабельности является 3 главных фактора:

  1. Снижение издержек производства и реализации продукции.

Q — количество продукции за отчетный период, тыс.шт

Сб, Со – себестоимость в базисном и отчетном периоде, тыс.руб

  1. Увеличения объема производства и реализации продукции.

Qб, Qо – объем производства в базисном и отчетном периодах., тыс.шт.

Пр — прибыль в расчете на единицу продукции базисного периода.