Налог на прибыль бюджет

Классификация налогов

Правительство страны установило налоговые пошлины, которые уплачиваются в бюджет государства. В налоговом кодексе установлена система налогов, которая состоит из трех частей:

  • Уровень федеральный.
  • Региональный уровень.
  • Местный.

Налоги федеральные прописаны в налоговом кодексе, их изменения могут производить налоговики. Уплачивать пошлину, сбор, взнос обязаны все налогоплательщики. Другие налоги, например, региональные, подлежат уплате в региональный бюджет и распространяются на все субъекты РФ. Правительство страны наделило региональные власти полномочиями вводить или отменять ставки налога, изменять их.

Местные налоги регламентированы актами на Федеральном уровне, и также органы на местах могут вводить или отменять налоги и сборы.

Разберемся, что относится к региональным налогам и кто является плательщиком.

Кто уплачивает региональные налоги?

Уплачивать эти налоги обязаны все налогоплательщики, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории субъекта. К региональным относятся следующие виды налогов:

  • Налог на имущество предприятия.
  • Налог на транспорт.
  • Игорный бизнес (для некоторых субъектов).

Региональные власти наделены полномочиями определять налоговые ставки, порядок и срок уплаты налога, а также льготы. Но основные элементы ставок определяет налоговый орган Центра.

Для некоторых коммерческих структур разработаны специальные налоговые режимы, но это не снимает с них ответственность в уплате налога любого уровня.

Уплата налогов в региональную казну не зависит от режима налогообложения, единственное, что будет отличаться, это налоговая ставка.

Неоднократно произносилась фраза: «Заплати налоги и живи спокойно». Это значит, что если уплатить сбор своевременно, вашу организацию не будет беспокоить налоговый орган с требованиями уплатить штраф и пени.

Разберемся, чем различаются региональные и местные налоги.

В чем разница между налогами

Чтобы конкретно понять, в какой бюджет идут налоги и какие, составим таблицу федеральных, региональных и местных налогов.

В какой бюджет уплачивается. Какие платятся налоги.
Федеральный. НДС, Акциз, НДФЛ, налог на прибыль, водный, госпошлина.
Региональный. Имущество, транспорт, игорный бизнес.
Местный. Налог на землю и имущество – уплачивают физ. лица

Из таблицы видно, что налоги уплачивают не только коммерческие организации, но и физические лица.
Так что же такое региональные налоги и сборы? Установлены они согласно Российскому налоговому кодексу, и платят их все субъекты Российской Федерации.

Выше было перечислено, какие налоги в регионах платятся юридическими и физическими лицами. Если есть транспортное средство, значит, этот налог уплачивают все граждане субъекта.

Многие коммерсанты и простые люди могут задаваться вопросом: НДФЛ — федеральный или региональный налог?

НДФЛ и НДС какие налоги?

Подоходный налог уплачивают все работающие граждане страны, и этот налог – федеральный, это прописано в Налоговом кодексе (ст.13). Исключение составляют иностранные граждане, работающие на патенте. Налоги с них остаются в регионе.

В статье 56 НК прописано, что 85 процентов всех доходы от получения подоходного налога остаются в региональном бюджете, оставшаяся часть распределяется между округами, поселками, муниципальными районами.

Так что, можно сказать, что к региональным налогам и сборам относятся не только налог на транспорт и имущество организаций, но и часть НДФЛ.

Также можно задать вопрос: НДС — федеральный налог или региональный? Налог на добавленную стоимость — это та часть пошлины, которая включена в стоимость товара или услуги, является этот налог федеральным. Все коммерсанты и организации обязаны уплачивать данный налог своевременно.

Итоги

Перечень налогов, которые уплачиваются в федеральный бюджет, можно увидеть в статьях налогового законодательства. Среди них такие крупные, как налог на прибыль и НДС, акцизы. Все это значительно пополняет бюджет страны.

Значительно пополняется региональный бюджет, если есть рабочие места в регионе, функционируют фабрики, заводы, развивается сельское хозяйство.

Для региона это будет означать рост как самого субъекта, так уровень жизни работающего населения. Чем больше работающих граждан, занимающихся бизнесом, тем больше платится налогов, взносов, и, соответственно, пополняется бюджет.

Налогообложение учреждений

  • 8 августа 2018
  • 1069

В налогообложении казенных, бюджетных и автономных учреждений много общего. Различия возникают в процессе осуществления приносящей доход деятельности при расчете налога на прибыль и НДС. Мы предлагаем таблицу, в которой указаны единые для всех госпредприятий обязательные платежи с указанием сроков перечислений.

Для каждого типа учреждений рассказываем о возможных системах налогообложения, доступных льготах по НДС и налогу на прибыль, источниках средств для расчетов с бюджетом.

Налогообложение государственных и муниципальных учреждений: общие положения

Государственные и муниципальные организации, как и коммерческие, перечисляют обязательные платежи в бюджет. Регламентирует уплату налогов, взносов, сборов и пошлин НК РФ. Для казенных, автономных и бюджетных учреждений в налоговом законодательстве существуют определенные особенности по начислению и уплате:

  • налога на прибыль;
  • НДС;
  • госпошлины.

В таблице приведены данные о налогах в учреждениях, которые перечисляют все организации государственного сектора экономики на равных основаниях.

Виды обязательных платежей Ставка Основание Срок уплаты
НДФЛ 13% от трудового вознаграждения сотрудников. Работодатель – налоговый агент гл. 23 НК РФ Не позднее дня, следующего за выплатой облагаемого дохода, в том числе перечислением на расчетный счет в банке.
Взносы во внебюджетные фонды:
обязательное пенсионное страхование 22% на облагаемую базу в пределах установленной максимальной величины,
10% на базу, превышающую установленный максимум.
гл.34 НК РФ Сумма, начисленная за календарный месяц, подлежит уплате не позднее 15 числа следующего месяца.
медицинское страхование 5.1%
cоциальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2.9% на облагаемую базу в пределах установленной максимальной величины
Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний От 0.2% до 8.5% в зависимости от присвоенного класса опасности производства. закон 125-ФЗ Сумма, начисленная за календарный месяц, подлежит уплате не позднее 15 числа следующего месяца.
Налог на имущество Налог региональный, ставку определяют субъекты федерации, предельный размер 2% гл.30 НК РФ, региональные законы Сроки уплаты авансовых платежей и оставшейся суммы налога по окончании расчетного периода устанавливаются законами субъектов РФ. Применяются налоговые льготы в отношении отдельных организаций: система УИС, учреждения, имеющие статус научных центров и т.д.
Транспортный налог Налог региональный, в НК РФ приведены ставки по видам транспортных средств в рублях за 1 л. с., субъектам РФ разрешено увеличить или уменьшить их не более, чем в 10 раз гл. 28 НК РФ, региональные законы Организации исчисляют сумму налога самостоятельно, выполняют в течение года три поквартальных авансовых платежа в размере ¼ суммы, после 1 февраля следующего года – окончательный расчет на основании декларации. Точные сроки уплаты – в региональных законах.
Земельный налог местный налог ставки определяются муниципалитетами, предельные размеры от 1.5% до 3% в зависимости от назначения участков гл.31 НК РФ, местные нормативные акты

Сроки уплаты авансовых платежей и оставшейся суммы налога по окончании расчетного периода устанавливаются нормативными актами муниципалитетов.

Применяются налоговые льготы в отношении отдельных учреждений.

Налоговый учет в госучреждении регулируется специальным разделом в учетной политике.

Налогообложение казенного учреждения

В соответствии с пп.17 п.3 ст.346.12 НК РФ казенное учреждение не вправе применять УСН. В отношении ЕНВД подобных запретов не установлено. Но выбирать эту систему налогообложения для казенного учреждения нерационально. Она предполагает уплату ЕНВД вместо налога на прибыль, а казенные учреждения практически полностью от него освобождены. Основание – п. 33.1 ст. 251 НК РФ. Налог не применяется к доходам от всех услуг и работ. Казенное учреждение обязано начислить и уплатить налог на прибыль, если получены внереализационные доходы:

  • выручка от продажи основных средств;
  • доход от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, по согласованию с собственником;
  • излишки ТМЦ, выявленные при инвентаризации;
  • добровольные пожертвования.

От уплаты НДС в отношении оказываемых услуг казенные учреждения освобождены на основании пункта 4.1 ст. 146 НК РФ. Но реализация изготовленной продукции в перечень для освобождения от НДС не входит, поэтому подлежит налогообложению. Если казенное учреждение производит продукцию и оказывает услуги, налоговый учет этих операций нужно вести отдельно.

Сроки уплаты:

  • налог на прибыль – не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • НДС – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Перечисление всех налогов, в том числе на прибыль и НДС, возможно только за счет ЛБО, поступивших от ГРБС по соответствующим видам расходов.

На основании пп.4 п.1 ст. 333.35 казенные учреждения освобождены от уплаты госпошлины за совершение юридически значимых действий. Это подтверждается письмом Минфина от 10 мая 2016 г. № 03-05-04-03/26674.

Налогообложение бюджетного учреждения

Бюджетное учреждение не может применять УСН на том же основании, что и казенное. ЕНВД возможно при выполнении ряда условий:

  • вид деятельности, осуществляемой организацией, находится в перечне, утвержденном нормативно-правовым актом муниципалитета;
  • средняя численность работников за предшествующий переходу на ЕНВД год не превышает 100 человек.

Образовательные, медицинские и социальные бюджетные организации не вправе перевести на ЕНВД свои услуги в сфере общественного питания.

На общей системе налогообложения бюджетные учреждения имеют следующие преференции:

  1. От налога на прибыль освобождаются субсидии, полученные на выполнение госзадания, а также средства, перечисленные страховыми компаниями медицинским учреждениям, работающим в системе ОМС.
  2. Не признаются объектом налогообложения по НДС услуги и работы, выполненные бюджетными организациями в рамках государственного либо муниципального заказа.

Если бюджетное учреждение занимается приносящей доход деятельностью, оно должно оплачивать налог на прибыль и НДС только применительно к платным услугам. В связи с этим важно правильно вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых доходов и связанных с ними расходов. Принимать к вычету входной НДС можно только по ТМЦ или ОС, поступающим для нужд внебюджетной деятельности.

Оплата НДС и налога на прибыль производится за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Все остальные налоги и взносы перечисляются из полученных субсидий.

Налогообложение автономного учреждения

Автономное учреждение имеет право перейти на УСН в соответствии с главой 26.2 НК РФ. Для этого необходимо, чтобы доходы за 9 месяцев предшествующего переходу года, в котором подается уведомление, не превышали 112.5 млн. руб. Не может рассчитывать на упрощенную систему налогообложения автономное учреждение, имеющее:

  • филиалы или обособленные подразделения;
  • среднесписочную численность за предшествующий год свыше 100 человек;
  • остаточную стоимость основных фондов свыше 150 млн. руб.

Если автономная организация соответствует предъявленным в гл. 26.2 НК РФ требованиям, оно освобождается от уплаты налога на прибыль, имущество, НДС. Вместо этого выплачивается налог в размере 6% от доходов либо 15% от доходов, уменьшенных на сумму расходов.

На общей системе налогообложения учет налогов в бюджетном учреждении и автономном совпадают. Если эти организации осуществляют образовательную или медицинскую деятельность, на основании ст. 284.1 НК РФ есть возможность применять нулевую ставку НДС. Для этого необходимо выполнить ряд условий, связанных с наличием лицензий, уровнем дохода, количеством штатных работников и их профессиональной подготовкой.

Если доходы от внебюджетной деятельности небольшие, можно попытаться освободиться от обязанностей налогоплательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Рекомендации по теме

16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59
60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74
75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89
90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104
105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119
120 121 122 123 124 125 126 127

Некоммерческие (в том числе бюджетные и общественные) организации являются полноправными субъектами налогового права. В то же время их налоговые платежи не играют сколько-нибудь существенной роли в системе источников доходов государственного бюджета России, что во многом определяется теми специфическими Целями, для достижения которых создаются и функционируют такие организации. Следует учесть, что, как правило, законодательная власть предоставляет некоммерческим организациям дополнительные налоговые льготы.

Гражданским кодексом РФ определено, что некоммерческой организацией признается организация, основная цель деятельности которой не предполагает извлечения прибыли и ее распределения между участниками.

Организации и учреждения, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета, называются бюджетными. Обязательным условием для отнесения учреждений и организаций к бюджетным является открытие финансирования по смете доходов и расходов (бюджетной смете) и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. Кроме того, отнесение организаций к бюджетным в каждом конкретном случае определяется их учредительными документами, а также соответствующим финансовым органом.

Бюджетные учреждения, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами с применением ставок и льгот по налогу на прибыль в о6щеустановленном порядке. Порядок налогообложения указанного превышения изложен в Инструкции ГНС РФ от 20.08.98 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и предоставления отчетности в налоговые органы» .

Согласно данной инструкции, доходы бюджетных организаций, полученные от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности. Исключение составляют доходы, полученные бюджетными государственными и муниципальными музеями, библиотеками, филармоническими коллективами, театрами, архивными учреждениями, цирками, зоопарками, ботаническими садами, дендрологическими парками и национальными заповедниками, от основной деятельности. Инструкцией определено, что плательщиками налога на прибыль являются бюджетные организации, получающие доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы.

Это означает, что и при отсутствии доходов, которые, согласно инструкции, могут быть отнесены к доходам от предпринимательской деятельности, бюджетная организация может быть привлечена к уплате налога на прибыль в тех случаях, если она имеет внереализационные доходы (например, доходы от сдачи имущества в аренду, вложения свободных внебюджетных средств на депозитные счета), а также доходы от продажи принадлежащего ей имущества.

Налогооблагаемая база бюджетных организаций определяется как разница между полученной суммой доходов от реализации выполненных работ, услуг и других операций без НДС и акцизов, и фактическими расходами, включаемыми в перечень расходов бюджетной организации. Расходование внебюджетных средств осуществляется согласно утвержденной смете доходов и расходов по внебюджетным средствам с соблюдением того же порядка, который установлен в отношении бюджетных средств.

Обязательным условием для бюджетных организаций является ведение учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности раздельно от их основной, финансируемой из бюджета, деятельности.

Как уже отмечалось выше, в налогооблагаемую базу для уплаты налога на прибыль бюджетными организациями включается прибыль от реализации основных фондов и иного имущества. Однако следует иметь в виду, что бюджетные организации ограничены в правах по распоряжению имуществом, находящимся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Так, организации не вправе’ продавать недвижимое имущество, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вкладов в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Организации (учреждения), за которыми имущество закреплено на правах оперативного управления, вообще не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, выделенным им по смете. Они имеют право самостоятельно распоряжаться лишь тем имуществом, которое приобретено ими за счет собственных средств.

Аналогичные ограничения действуют и при сдаче имущества в аренду. Так, для заключения договоров по сдаче в аренду недвижимого имущества, закрепленного за организацией на праве хозяйственного ведения, требуется согласие Комитета по управлению государственным имуществом. Если имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, то договоры аренды заключаются только самими комитетами по управлению государственным имуществом, а учреждениям отведена роль пассивного участника договора. Следовательно, суммы средств, поступающие таким организациям от сдачи имущества в аренду, не могут рассматриваться как доход для целей налогообложения. В тех случаях, когда законами о федеральном бюджете или бюджетах субъектов РФ на очередной финансовый год установлено, что доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, остаются у бюджетных организаций и используются в качестве дополнительного источника финансирования, то такие доходы также не подлежат налогообложению.

Так, например, Законом «О федеральном бюджете на 2000 г.» установлено, что не подлежат обложению налогом на прибыль доходы от сдачи имущества в аренду, полученные научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, находящимися в федеральной собственности. Такие доходы направляются на финансирование указанных организаций сверх сумм, установленных бюджетом.

Особо следует остановиться на порядке налогообложения безвозмездно полученных денежных средств и имущества. В отличие от других налогоплательщиков, бюджетным учреждениям в этом смысле предоставлены значительные льготы. В соответствии с инструкцией, не подлежат налогообложению денежные средства, полученные в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями, а также средства, полученные от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским учреждениям образования, науки и культуры.

Кроме того, при исчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) бюджетных учреждений и организаций не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных производственных фондов, оборудования и иного имущества, используемого ими по прямому назначению при осуществлении основной уставной деятельности. При налогообложении бюджетных организаций не учитываются также доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

Учет доходов и расходов указанных средств должен вестись отдельно от доходов и расходов предпринимательской деятельности. К целевым средствам, не подлежащим налогообложению, относятся также гранты, полученные от иностранных благотворительных организаций для осуществления целевых программ в рамках их уставной деятельности. При этом под грантами понимаются целевые средства, предоставляемые безвозмездно благотворительными иностранными организациями, некоммерческий статус и регистрация которых в установленном порядке подтверждены справкой компетентного органа иностранного государства (с заверенным переводом на русский язык). Кроме того, целевыми считаются средства, полученные организациями здравоохранения от фондов обязательного медицинского страхования, а также суммы экономии по смете расходов по бюджету, перечисленные по результатам года на текущие внебюджетные. счета.

В состав внереализационных доходов, подлежащих налогообложению, включаются курсовые разницы, образовавшиеся но валютным счетам в связи с изменением курса рубля по отношению к иностранным валютам. Однако если курсовые разницы возникают при получении бюджетными организациями иностранной валюты в качестве целевых и благотворительных взносов, то они не облагаются налогом на прибыль. В то же время организации, использовавшие валютные средства, выделенные в качестве целевых и благотворительных взносов, не по назначению, обязаны с таких средств (с учетом курсовой разницы) заплатить налог.

Бюджетные учреждения могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль, предоставляемыми организациям по видам деятельности. К числу таких организаций, в частности, относятся:

• образовательные учреждения, созданные в соответствии с Законом «Об образовании» и получившие в установленном порядке лицензии на суммы, направленные непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, включая оплату труда в данном образовательном учреждении.

Установлено, что суммы прибыли, зарезервированные образовательным учреждением на эти цели, не подлежат льготированию по истечении отчетного года. Таким образом, для получения льготы по налогу на прибыль образовательное учреждение должно реинвестировать полученную прибыль в образовательный процесс до конца отчетного года. При применении данной льготы следует иметь в виду, что к затратам на нужды обеспечения и развития образовательного процесса не относятся расходы, связанные с оказанием материальной помощи работникам учебного заведения, а также на компенсацию удорожания стоимости питания для преподавателей в столовых и буфетах учебного заведения;

• психиатрические, психоневрологические и противотуберкулезные учреждения в части прибыли, полученной имеющимися при них лечебно производственными (трудовыми) мастерскими и направленной на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, приобретение оборудования и медикаментов;

• государственные и муниципальные музеи, библиотеки, филармонические коллективы, театры, архивные учреждения, цирки, зоопарки, ботанические сады, дендрологические парки и национальные заповедники в части прибыли, полученной от их основной деятельности. В настоящее время бюджетные организации освобождены от уплаты авансовых взносов налога на прибыль. Поэтому бюджетные организации избавлены и от уплаты дополнительных авансовых взносов налога при превышении авансовых платежей, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом.

Кроме того, решениями органов власти субъектов РФ бюджетные учреждения могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ. Например, такую льготу предоставили органы власти Санкт-Петербурга государственным учреждениям культуры и искусства, физической культуры и спорта, здравоохранения, народного образования, социального обеспечения .

Налог на добавленную стоимость уплачивается бюджетными организациями и учреждениями в общеустановленном порядке. Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо специальных льгот для бюджетных организаций. Тем не менее бюджетные учреждения вправе воспользоваться льготами, предоставленными организациям по видам деятельности.

В частности, от НДС освобождаются:

• услуги в сфере образования; услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях; услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных учреждений; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и по уходу за больными и престарелыми;

• услуги вневедомственной охраны Министерства внутренних дел РФ; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет средств бюджета, а также за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования на основе хозяйственных договоров, услуги учреждений культуры и искусства, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительские, развлекательные мероприятия; работы по строительству жилых домов, производимые с привлечением бюджетных средств всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при условии, что они составляют не менее 40 % стоимости работ; платные медицинские услуги для населения.

Порядок предоставления льгот по НДС изложен в п. 3 гл. 8 учебника.

Особого внимания заслуживает порядок зачета (возмещения) входного НДС по необлагаемым оборотам бюджетных организаций. В этом случае суммы налога, уплаченные поставщикам, относятся на увеличение бюджетной сметы. Если же товары, работы или услуги приобретаются за счет целевого бюджетного финансирования, то уплаченный поставщикам входной НДС покрывается за счет вышеназванного источника финансирования. По основным средствам и нематериальным активам, приобретенным за счет бюджетных ассигнований, уплаченный при их приобретении НДС относится на увеличение их балансовой стоимости.

Налог с продаж уплачивается бюджетными организациями в общеустановленном порядке, за исключением случаев, когда федеральным законом или законами субъектов РФ установлены льготы для отдельных видов деятельности. Так, федеральным законом от 31.07.98 № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» установлено, что не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительских мероприятий; услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; стоимость товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

Бюджетные учреждения привлекаются и к уплате налога на пользователей автомобильных дорог, если они реализуют продукцию (работы, услуги) или осуществляют продажу товаров. В этом случае объектом налогообложения выступает выручка от реализации продукции, работ и услуг или разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабжен-ческо-сбытовой и торговой деятельности.

Федеральным законодательством не предусмотрено каких-либо льгот для бюджетных организаций по уплате налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств, однако органы власти субъектов РФ вправе предоставить бюджетникам такие льготы, поскольку средства от указанных налогов полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды.

В то же время организации, имеющие в своем распоряжении легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2500 куб. см, привлекаются к уплате налога на отдельные виды транспортных средств, который вносится в доход федерального бюджета. Льгот по этому налогу для каких-либо организаций не предусмотрено.

Бюджетные организации и учреждения полностью освобождены от уплаты налога на имущество предприятий. А от уплаты сбора за использование наименования «Россия» освобождаются только бюджетные учреждения, полностью финансируемые из республиканского бюджета РФ и не осуществляющие предпринимательскую деятельность. Бюджетные учреждения (включая финансируемые из республиканского бюджета), осуществляющие предпринимательскую деятельность, привлекаются к уплате данного сбора.

Ряд льгот предоставляется бюджетным учреждениям по земельному налогу. В частности, от налога освобождаются учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов (см. гл. 7).

Что же касается иных налогов, относящихся к компетенции субъектов РФ или органов местного самоуправления, то вопрос о предоставлении льгот по этим налогам бюджетным организациям решается на уровне соответствующих органов власти.

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Финансы Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Сметное финансирование бюджетного учреждения

Каждая отдельная сфера экономики, перечисленная в функциональной классификации расходов бюджетов РФ, представляется совокупностью отдельных бюджетных учреждений, обеспечивающих ее функционирование.

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета. Выделение ассигнований на содержание бюджетных учреждений строится на сметном порядке финансирования, который включает в себя важнейшие основные принципы:

-соблюдение режима экономии в расходовании средств государственного бюджета;

-строгое целевое использование бюджетных средств;

-соблюдение правильности и своевременности выделения ассигнований на содержание учреждения;

-систематический контроль со стороны вышестоящих организаций и финансовых органов за деятельностью бюджетного учреждения.

Различают следующие виды смет:

-индивидуальные и общие сметы учреждений;

-сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно Министерствами и Ведомствами, администрациям областей, городов и районов;

-сметы специальных средств;

-сводные отраслевые сметы.

При составлении сметы во внимание принимается специфика деятельности организации, его функциональные особенности и индивидуальные показатели, характерные для него (кол-во штатных работников, кол-во коек мест, занимаемая площадь и т.п.) При составлении сметы заполняются все предусмотренные типовой формой строки и графы, подписывает смету руководитель и главный бухгалтер. Правильно оформленную смету передают на утверждение в вышестоящую организацию, которая будет осуществлять финансирование указанных в ней расходов. Смета бюджетной организации составляется на основе Экономической классификации расходов бюджетов РФ, которая дает полный перечень групп, подгрупп расходов и предметных, целевых статей расходов.

Смета расходов на 2009 год приведена в ПРИЛОЖЕНИИ Б.

Особенности налогообложения бюджетных учреждений

Федеральным законом от 24 июля 2002 года №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» была введена в НК РФ статья 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями». В соответствии с этой статьей налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней; государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения; и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Иными источниками доходов, или доходами от коммерческой деятельности, признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг и внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам), за минусом фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Налоговый учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном 25 главой Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организации, не учитываются доходы, полученные (подпункт 14 пункт 1 статьи 251 НК РФ):

— в виде средств целевого финансирования (имущество, полученное налогоплательщиком в виде средств государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете расходов и доходов бюджетного учреждения);

— целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений;

— целевых средств на ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников;

— а так же, расходы, производимые за счет этих средств.

Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований главы 25 НК РФ, то есть — раздельно.

В сметах доходов и расходов бюджетного учреждения может быть предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет разных источников.

В этом случае, в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

При этом в общей сумме доходов для целей налогообложения не учитываются внереализационные доходы. К внереализационным доходам относятся:

— доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах;

— полученные от сдачи имущества в аренду;

— курсовые разницы;

— другие доходы.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль бюджетные организации к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, относят:

— расходы, произведенные в целях осуществления предпринимательской деятельности;

— суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, и используемому для осуществления этой деятельности (обращаем Ваше внимание на то, что обязательным является одновременное соблюдение обоих условий).

Внесенные Федеральным законом от 24 июля 2002 года №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» изменения являются недостаточно конкретными. Ведь зачастую, определить, какая часть имущества бюджетного учреждения используется для уставной деятельности, а какая — для предпринимательской, просто невозможно.

В результате может возникнуть ситуация, когда налоговые органы будут облагать налогом на прибыль часть стоимости бюджетного учреждения, закупленного за счет бюджета, если будет доказан факт использования этого имущества в предпринимательской деятельности.

При этом, имущество для осуществления некоммерческой деятельности, закупленное по причине недостатка бюджетного финансирования за счет внебюджетных средств и фактически не используемое для осуществления предпринимательской деятельности, формально будет исключено из налогооблагаемой базы.

Необходимо обратить внимание и на подпункт 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому, при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

Орган исполнительной власти может обеспечить бюджетное учреждение необходимым имуществом либо в натуральном выражении, либо выделить необходимые ассигнования для закупки этого имущества.

Исходя из этого, включать стоимость закупленного за счет бюджетных средств имущества, даже в случае использования его для осуществления предпринимательской деятельности, в налогооблагаемую базу будет неправомерно.

Рассмотрим вариант, когда имущество бюджетного учреждения, приобретенное за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, используется в некоммерческих целях.

Источником капитальных вложений основной деятельности бюджетного учреждения является бюджет соответствующего уровня, следовательно, перевод закупленного за счет доходов от предпринимательской деятельности имущества в основную деятельность фактически создает отдельный источник финансирования этой деятельности.

Согласно требованиям статей 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) при переводе в некоммерческую деятельность, видимо, необходимо начислить налог на прибыль с остаточной стоимости таких основных средств.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Региональная экономика
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее