Налог на отходы

Содержание

Экологический налог в Республике Беларусь

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Филиал «Белорусский Государственный колледж промышленности строительных материалов»

Белорусский государственный технологический университет

Экологический налог в Республике Беларусь

Минск 2015

Экологический налог представляет собой плату субъектов хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду, которое они оказывают при осуществлении хозяйственной деятельности. Налог предназначен для формирования средств на финансирование мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве: стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов и т.п. Кроме фискальной функции, экологический налог выполняет и регулирующую функцию — используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования, предполагающего минимальное загрязнение окружающей среды. Экологический налог — это республиканский налог, формирующий республиканский и местный бюджеты. Его доля (вместе с налогом за добычу природных ресурсов) в структуре налоговых доходов Беларуси невелика и за 2012 год составила 2,5%.

Порядок исчисления и уплаты экологического налога изложен в главе 19 НК РБ. Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Не являются плательщиками экологического налога бюджетные организации; организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения; плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции; индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог; крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.

Плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

налог экологический ставка беларусь

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2) сброс сточных вод;

3) хранение, захоронение отходов производства;

4) ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками (то есть от всех видов транспортных средств);

-выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК РБ;

— сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;

— хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

— захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год;

— транзитная перевозка озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, через территорию Республики Беларусь.

Ставки экологического налога по объектам налогообложения устанавливаются в размерах согласно приложениям 6 — 8 к НК. Ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ устанавливается в размере 23000 белорусских рублей за 1 килограмм озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 6 — 8 к НК, применяются следующие коэффициенты:

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании биогаза и биотоплива (топливные брикеты из биомассы, древесное топливо), отходы сельскохозяйственной деятельности) для получения тепловой и (или) электрической энергии, — 0,5;

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, — 0,27;

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата — 0,9.

Афоризмы о налогах:

Если вы нарушаете правила, вас штрафуют; если вы соблюдаете правила, вас облагают налогом. (Лоренс Питер);

Самая трудная для понимания вещь на свете — это подоходный налог (Альберт Эйнштейн);

В этом мире неизбежны только смерть и налоги. (Бенджамин Франклин);

Физические недуги — это тот налог, который берет с нас наша окаянная жизнь; одни облагаются более высоким налогом, другие — более низким, но платят все (Филип Честерфилд);

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда. ( Шарль Монтескье);

Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Уэнделл Холмс);

Наследственность — это часть наследства, которая не облагается налогом. (Игорь Карпов).

Размещено на Allbest.ru

Среди инструментов косвенного регулирования природопользования особое место занимают экологические налоги, которые выполняют, как стимулирующую, так и регулирующую функции.

Существует большое количество определений, раскрывающих сущность понятия «экологический налог». В мировой практике понятие экологического налога обычно раскрывается через определение, разработанное Евростатом (Статистической службой Европейского союза) в целях международного статистического учета. В соответствии с ним экологическим является налог, налоговой базой которого служит физическая характеристика объекта, влияние которого на окружающую среду признается негативным, или связанного с ним другого объекта. Это определение используют многие международные организации, такие как Организация Объединенных Наций (ООН), Европейская комиссия (ЕС), Международный Валютный Фонд (МВФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирный банк (ВБ). Экологические налоги получили широкое применение во многих странах мира, и наиболее активно используются в высокоразвитых странах. При этом вводимые экологические налоги и платежи в высокоразвитых странах носят не столько фискальную направленность, сколько стимулирующую, прививая налогоплательщикам бережное отношение к окружающей среде и ресурсосбережению .

В Республике Беларусь ставки экологического налога впервые были установлены Постановлением Совета Министров от 11 мая 1990 г. № 119 и закреплены в Законе «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)».

Начиная с 1 января 2010 г. вопросы исчисления и уплаты экологического налога в Республике Беларусь регулируются основным законодательным актом – Налоговым кодексом Республики Беларусь. Все положения, касающиеся экологического налога, прописаны в 19 главе Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь.

С 1 января 2016 года вступил в силу Закон от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», который внес определенные изменения в главу 19 Налогового кодекса Республики Беларусь, что привело к упрощению механизма взимания экологического налога.

Ежегодно Налоговый кодекс Республики Беларусь претерпевает изменения. Так, 20 октября 2016 г. был опубликован Закон Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Документ вступил в силу с 1 января 2017 года за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, и внес изменения в ставки экологических налогов, в сторону их повышения.

Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сброс сточных вод;
  • хранение, захоронение отходов производства.

В 2016 году Законом № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», из этого перечня был исключен ввоз на территорию Республики Беларусъ озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

В соответствии с действующим законодательством, экологические налоги платят:

  • организации и индивидуальные предприниматели;
  • собственники отходов производства за их захоронение на объектах захоронения отходов.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки по формуле 1:

Н = Нбаза × Ст (1)

где Н – сумма налога, руб.; Нбаза – налоговая база (соответствующая единица измерения); Ст – ставка налога, руб.

Ставки экологического налога в 2017 году устанавливаются в размерах согласно приложениям 6–8 Налогового кодекса Республики Беларусь и диффиринцируются в зависимости от объекта налогообложения.

Размер ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суммарно за 1 тонну веществ, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Класс опасности Ставка налога (руб.)
Первого класса опасности не определена
Второго класса опасности 769,97
Третьего класса опасности 254,54
Четвертого класса опасности 126,48
Неопределенного класса опасности не определена

Примечание: Источник –

Ставки экологического налога за сбросы сточных вод дифференцированы в зависимости от места сброса и установлены в рублях в расчете на 1 м3 и отчисляются большими расхождениями в размерах (таблица 2).

Таблица 2 – Ставки экологического налога за сбросы сточных вод

Место сброса Ставка налога (руб.)
За сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, за 1 куб. метр:
в водотоки 0,08
в водоемы 0,10
За сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители, за 1 куб. метр 0,10
За сброс сточных вод в недра, за 1 куб. метр 6,10

Примечание: Источник –

Размеры ставок за захоронение, хранение отходов производства представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства

Вид отходов Ставка налога, руб.
1 2
1. За захоронение 1 тонны:
1.1. неопасных отходов производства 4,53
1.2. опасных отходов производства:
третьего класса опасности 115,11
четвертого класса опасности 57,39
2. За хранение 1 тонны:
2.1. неопасных отходов производства 0,99
2.2. опасных отходов производства:
первого класса опасности 100,46
второго класса опасности 29,47
третьего класса опасности 9,80
из них:
лигнина 2,0
осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод 0,1
четвертого класса опасности
из них:
твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса 0,61
ила активного очистных сооружений 0,10
иных отходов 4,90

Примечание: Источник –

Для указанных выше групп ставок налога предусмотрены понижающие коэффициенты :

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, – 0,27;
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата – 0,9;
  • за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) – 0,006;
  • за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе: невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, – 0,5; возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, – 0,2.

Необходимо отметить, что несмотря на периодическое повышение ставок экологического налога в Республике Беларусь, поступления от экологического налога в этой стране по-прежнему остаются незначительными в сравнении с ситуацией в зарубежных странах.

Если вы хотите получить более полную информацию об экологических налогах в РБ или других странах, заказать уникальную курсовую, контрольную или реферат по теме экологический налог, оформите заявку на нашем сайте 910.by.

Список использованных источников

  1. Громов, В.В. Экологические налоги: классическое и современное понимание сущности / В.В. Громов // Экономика, статистика, информатика. – 2014. – №4. – С. 41–45.
  2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) : 29 декабря 2009 г. N 71-З : принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г. : одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

Экологический налог организации. Расчет налога, ставки, учет

Компания, оказывающая негативное влияние на окружающий мир, обязана совершать дополнительную плату за оказываемое воздействие. При этом опираться в данном случае следует на Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В данной статье мы рассмотрим экологический налог организации, пример расчета сбора, налоговую ставку.

Предприятие обязано стараться минимизировать отрицательное пагубное влияние на окружающую среду, выполняя и совершенствуя мероприятия по ее охране. Однако не всегда данные мероприятия полностью исключают вредное влияние. В случае, когда оно превышает определенные пределы, на виновника накладывается дополнительный платеж, размер и порядок расчета которого определяется российским правительством (Постановление №632 от 28.08.1992).

Исчисление экологических платежей стало более упорядоченным и логичным после издания закона №458-ФЗ от 29.12.14, который ввел с января 2016г. ряд изменений.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Кто платит экологический налог

Плательщиками признаются все те лица, которые в ходе своей деятельности оказывают неблагоприятное воздействие на окружающий мир. К числу лиц, для которых устанавливается данная плата, можно отнести как юридических, так и физлиц с образованием ИП (исключение – лица, занимающиеся бизнесом на объектах 4 категории, оказывающие минимальное отрицательное влияние). Категория объекту присваивается при постановке его на учет в качестве источника вредного воздействия.

Обязанность по уплате возникает абсолютно у всех лиц, связанных с природопользованием и оказывающих на природу влияние негативного характера. Не важно, на каком налоговом режиме работает предприятие.

Под негативным воздействием, при наличии которого требуется уплата сбора, понимается:

  • Вредные выбросы в воздух;
  • Загрязняющие сбросы в воду;
  • Размещение производственных отходов, если они оказывают вредное влияние.

Функции по сбору и контролю платежей ложатся на Росприроднадзор, ранее этим занимался Ростехнадзор.

Плательщик «экологического налога» должен поставить на учет объект, влияние которого пагубно сказывается на окружающей среде.

Сроки перечисления экологического платежа

Руководствоваться при уплате экологического сбора нужно Письмом Росприроднадзора от 11.04.16 г. №AC-06-01-36/6155/.

Согласно указанному Письму, отчетным периодом признается год. Сроки и механизм уплаты зависит от типа плательщика:

  1. малые и средние предприятия совершают платеж 1 раз в год по окончанию данного периода до 1 марта;
  2. прочие предприятия обязаны совершать квартальные авансовые платежи величиной одна четвертая от аналогичного платежа за прошедший год до 20 числа следующего месяца. По итогам года доплачивается недостающая сумма сбора.

Указанные правила действуют с 1 янв. 2016г.

За 2016г. нужно уплатить экологический сбор до 1 марта 2017 г. Предприятия, за исключение малых и средних, в течение 2016г. должны совершить 3 платежа равными частями в размере ¼ от суммарного фактического платежа за 2015 г. При этом в данную сумму не нужно включать суммы, уплаченные в 2015 г. в счет покрытия долга за предшествующие годы.

Если предприятие создано в 2016 г., то авансовые платежи не совершаются, до 1 марта 2017 г. таким компаниям нужно будет совершить платеж в полном объеме за прошедший год.

Платить нужно по месту расположения стационарного источника вредного воздействия.

Пример расчета платежа в 2016 г.

Компания размещает твердые бытовые отходы. За 2015 год была перечислена сумма сбора за вредное воздействие в размере 2000 руб. (без учета доначислений за прошлые годы).

В 2016 г. нужно совершить следующие платежи:

  • 500 руб. – до 21 марта;
  • 500 руб. – до 20 июля;
  • 500 руб. – до 20 октября;
  • Исчисленная за год сумма платежа минус уплаченные авансы (1500 руб.) – до 1 марта 2017г.

Особенности расчета сбора за НВСО

Порядок исчисления экологического сбора определен ст.16.3 Закона №7-ФЗ в ред. от 03.07.16.

Плательщики самостоятельно исчисляют величину платежа путем умножения платежной базы на ставку с учетом коэффициентов, прописанных в указанной статье. При расчете применяются сведения экологического контроля.

Базой выступает одна из следующих величин:

  • Объем веществ, выбрасываемых или сбрасываемых в окружающую среду;
  • Масса отходов, размещаемых на соответствующих объектах.

Задача плательщика – определить объем выбросов, сбросов или массу отходов. Сделать это можно самостоятельно или воспользоваться помощью специализированных организаций.

Расчет проводится отдельно по каждому вредному веществу, включенному в соответствующий перечень, и по каждому классу опасности отхода.

Для каждого вида вещества или отхода устанавливается своя ставка, размер которой определяется российским правительством. Кроме того, для особо охраняемых зон действуют дополнительные коэффициенты, которые также устанавливает Правительство РФ.

Пункты 5 и 6 ст.16.3 определяет коэффициенты, которые нужно учитывать при исчислении платежа. Данные коэффициенты направлены на стимулирование плательщиков по снижению вредного воздействия.

Правительством РФ установлены нормативы платы за выбросы, сбросы и отходы. Данные нормативы были утверждены Постановлением №344 от 12.06.2003. В приложение к постановлению включены коэффициенты, которые учитывают различные экологические факторы региона, состояния воздуха, воды в месте расположения объекта.

Так как нормативы были установлены еще в 2003 г., то при расчете платы за НВОС нужно учитывать дополнительный коэффициент. В 2016 г. его величина равна 2,56, в 2017 г. – 2,67. В 2005 г. в 344 постановление были внесены корректировки Постановлением №410.

Узнать свой норматив негативного воздействия можно через Росприроднадзор. Для этого следует сообщить о виде своей деятельности и изготавливаемой продукции. На основании таких данных Росприроднадзор определит ориентировочные нормативы для плательщика, исходя из которых, и нужно проводить расчет «экологического сбора».

При исчислении базы учитываются следующие величины загрязнений:

  • Допустимые нормативы;
  • Временно разрешенные нормативы;
  • Лимиты и их превышение.

В зависимости от величины фактических загрязнений считается сбор путем умножения выбросов (сбросов) на соответствующую ставку, установленную для нормативных, лимитных и сверхлимитных загрязнений, после чего проводится суммирование полученных показателей. При расчете нужно учитывать все положенные коэффициенты (из п.3, 6 ст.16.3 Закона №7-ФЗ, из п.2 и приложения 2 к Постановлению 344, из Постановления 410).

От суммы платежа отнимаются расходы на осуществление мероприятий, направленных на нейтрализацию и снижение отрицательного влияния на природу. Данные затраты должны подтверждаться документально.

КБК для уплаты сбора в 2016 г

При заполнении платежной документации на совершение экологического платежа необходимо использовать следующие КБК:

Тип платежа КБК
Вредные выбросы в атмосферу, совершенные стационарными объектами 04811201010016000120
Загрязняющие сбросы в воду 04811201030016000120
Размещение отходов 04811201040016000120

В каждой отдельной платежке указывают только один КБК. Реквизиты для перечисления можно найти на официальном сайте Росприроднадзора.

Ответственность за неуплату экологического налога

С начала января в отношении плательщиков может быть применена ответственность в виде пени за просрочку – 1/300 ставки рефинансирования. Данная величина начисляется за каждый день неуплаты. Ставка берется на момент уплаты пеней и ограничивается максимальной величиной в 0,2% за каждый день.

Начислять пени нужно со 2 марта следующего года, так как 1 марта истекает срок уплаты «экологического сбора», а со следующего дня наступает ответственность для плательщика.

Помимо начисления пеней, неплательщику грозит также ответственность административного типа в форме штрафа в границах от 3-ех до 6-ти тыс.руб. для должностных лиц и от 50-ти до 100 тыс. для юридических лиц.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Изменения ставок экологического налога

Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2018 года № 159-З внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь в части ставок экологического налога за хранение, захоронение отходов производства, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод. В частности, с 01.01.2019 ставки составляют:

Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (рублей) :

Ставка налога За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суммарно за 1 тонну веществ:

второго класса опасности 870,78

третьего класса опасности 287,87

четвертого класса опасности 143,04.

Ставки экологического налога за сбросы сточных вод (рублей)

Ставка налога За сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, за 1 куб. метр:

в водотоки 0,10 в водоемы 0,12

За сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители, за 1 куб. метр 0,12

За сброс сточных вод в недра, за 1 куб. метр 6,90.

Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства (рублей)

Ставка налога

1. За захоронение 1 тонны:

1.1. неопасных отходов производства 5,13

1.2. опасных отходов производства:

третьего класса опасности 130,18

четвертого класса опасности 64,91 2.

За хранение 1 тонны:

2.1. неопасных отходов производства 1,12

2.2. опасных отходов производства:

первого класса опасности 113,61

второго класса опасности 33,33

третьего класса опасности 11,09

из них:

лигнина 2,26

осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод 0,16

четвертого класса опасности из них:

твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса 0,69

ила активного очистных сооружений 0,12

иных отходов 5,54.

Изменения вступают в силу после официального опубликования.

Плательщики экологического налога — организации и индивидуальные предприниматели (ст. 204 НК РБ).
Плательщики за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов — собственники отходов производства.
Плательщиками не признаются бюджетные организации, за исключением бюджетных организаций, которые признаются плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.

Объекты налогообложения экологическим налогом:

  1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
  2. сброс сточных вод;
  3. хранение, захоронение отходов производства.

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее трех тонн в год;
  • сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;
  • хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
  • хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов;
  • хранение и захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы;
  • захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

  • выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
  • сбросов сточных вод;
  • отходов производства, подлежащих хранению, захоронению.

Ставки экологического налога (ст. 207 НК РБ)
1. Ставки экологического налога по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 1-3 пункта устанавливаются в размерах согласно приложениям 4-5, приложению 6 к Указу № 29 от 25.01.2018
3. К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 4-6 Указа 29, применяются следующие коэффициенты:
3.2. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, — 0,27.
Для целей настоящей главы под выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующимися при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, понимаются выбросы от сгорания топлива, при котором вырабатывается электрическая энергия, отпускаемая населению для целей освещения, питания электробытовых приборов и стационарных электроплит, а также тепловая энергия, отпускаемая населению для целей отопления и горячего водоснабжения, в том числе для объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения.
Коэффициент, указанный в части первой настоящего подпункта, не применяется к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при теплоэнергообеспечении технологических процессов собственного производства;
По вопросу, касающемуся применения коэффициента 0,9 при расчете экологического налога, см. письмо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 26.08.2011 N 01-1-17/4077-вн (право на применение субъектом хозяйствования понижающего коэффициента 0,9 к ставкам экологического налога дает только экологический сертификат соответствия, подписанный Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Председателем Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь).
3.3. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата — 0,9.
Применение этого коэффициента к ставкам экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов осуществляется владельцами этих объектов в случае предъявления им собственниками отходов производства экологического сертификата соответствия;
3.4. за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) — 0,006.
Для целей настоящей главы к сбросу сточных вод владельцами коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения) относятся сброс сточных вод от населения, проживающего в жилых домах, а также сброс сточных вод от объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения;
3.5. за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе:
невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,5;
возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,2.

Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал.
Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится суммирование объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества.
Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, хранения, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение или в комплексных природоохранных разрешениях (далее — годовой объем), и соответствующих ставок экологического налога.

Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.
Исчисленная сумма экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух уменьшается плательщикам ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию газоочистных установок, установок по использованию возобновляемых источников энергии, а также в создание автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Исчисленная сумма экологического налога за сброс сточных вод уменьшается плательщикам ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за сброс сточных вод в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию сооружений, установок и (или) устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, обработки осадка и выпуска очищенных сточных вод в водные объекты.
Исчисленная сумма экологического налога за хранение, захоронение отходов производства уменьшается плательщикам ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за хранение, захоронение отходов производства в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию собственниками отходов объектов хранения, захоронения и (или) обезвреживания, использования отходов.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками — владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу.
Налоговые декларации (расчеты) за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов представляются в налоговый орган в порядке и сроки, установленные частью первой настоящего пункта, владельцами объектов захоронения отходов.
Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исполнение налогового обязательства плательщика за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства возлагается на владельцев объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов производства.

Перечисление собственниками отходов производства экологического налога за захоронение отходов производства владельцам объектов захоронения отходов производится отдельной платежной инструкцией непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае неперечисления собственниками отходов производства в срок (10-го числа), сумм экологического налога за захоронение отходов производства:
для каждого собственника отходов производства, допустившего нарушение, указанное в абзаце первом настоящей части, владельцами объектов захоронения отходов производства на сумму, соответствующую двойному размеру не перечисленного в срок экологического налога, увеличивается сумма исчисленного экологического налога за захоронение отходов производства;

собственники отходов производства производят перечисление владельцам объектов захоронения отходов производства экологического налога за захоронение отходов производства в сумме, соответствующей тройному размеру не перечисленного в срок экологического налога;

после составления для подтверждения задолженности актов сверки расчетов с плательщиками — владельцами объектов захоронения отходов производства в порядке и сроки, установленные для представления налоговой декларации (расчета), в налоговые органы по месту постановки на учет по каждому собственнику отходов производства представляются сообщения о задолженности по уплате сумм экологического налога за захоронение отходов производства по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа. Форма и форматы сообщений, а также порядок их представления в налоговый орган устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;
налоговыми органами производится взыскание сумм экологического налога за захоронение отходов производства с собственников отходов производства.
Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты):
не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового объема.
Уплата экологического налога производится по выбору плательщика один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога;

не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов и не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производят доплату экологического налога. В случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых объемов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном статьей 60 настоящего Кодекса.

Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Налогообложение природопользования в РФ

В налогообложение природопользования включаются такие налоги и сборы, как налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (ОЖМ и ВБР), водный налог, земельный налог и единый сельскохозяйственный налог.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Глава 26 НК РФ введена Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 126-ФЗ

1. Субъект – организации, индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

2. Объект – полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, извлеченные из отходов добываемого сырья или добытые из недр за пределами РФ (территории под юрисдикцией РФ). Не признаются объектами:

· Полезные ископ. и подзем воды, не числящиеся на балансе государства;

· Полез.ископ., добытые из недр, имеющих научное, культурное, иное общественное назначение:

· Полез.ископ., извлеченные из отходов, отвалов;

· Добытые минералогические и др. геологические материалы;

· Дренажные подземные воды (не числящиеся на гос. балансе).

3. Налоговая база – стоимость добытых полез.ископ., кроме нефти обезжиренной, обессоленной, попутного газа, горючего природного из всех видов углеводородного сырья – в натуральном выражении.

4. Налоговая ставка – долевая; твердая.

· 0 % — в части нормативных потерь полезных ископ., попутного газа и др.

· 3,8% -калийные соли.

· 4% — торф, каменный, бурый уголь и.др.

· 4,8%; 5,5%, 6%, 6,5%, 7%, 8% — по видам полез.ископ.

· 419 руб – за 1 тонну нефти обезвоженной, обезжиренной и пр.

· 17,5% — газовый конденсат

· 147 руб – за 1000 куб.метров газа при добыче горючего природного.

5. Оклад налога – налоговая ставка* налоговая база.

6. Отчетный период – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим периодом.

7. Налоговый период – календар. месяц.

8. Срок уплаты – не позднее 25 числа, следующего за истекшим налоговым периодом.

9. Порядок исчисления налога – налогоплательщиком предоставляется декларация в налоговый орган по месту жительства.

10. Распределение суммы налога – федеральный бюджет.


Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (ОЖМ и ВБР). Глава 25.1 введена федеральным законом от 11.11.2003года № 148-ФЗ

1. Субъект – смешанный (тот, кто получил лицензию на добычу): физ./юр. лица, индивидуальные предприниматели.

2. Объект – объекты животного мира, объекты водных биологических ресурсов.

3. Налоговая база – количество объектов.

4. Налоговая ставка – твердая; определяется для каждого объекта н/обложения отдельно

5. Оклад налога – количество объектов* ставка сбора (по соответствующему виду).

6. Отчетный период –

7. Налоговый период – календарный месяц.

8. Срок уплаты – при получении лицензии на пользование объектом.

9. Порядок исчисления налога – налоговыми органами.

10. Распределение суммы налога – федеральный бюджет, федеральное казначейство.

Водный налог. Гл. 25.2. введена Федеральным законом от 28.07.2004 года № 83-ФЗ

1. Субъект – организации, физ.лица, осуществляющие особое водопользование.

2. Объект –

· Забор воды из водных объектов

· Использование акваторий водных объектов, кроме лесосплавов

· Использование водных объектов без заборов для гидроэнергетики

· Использование вод. объектов для сплава древесины в плотах и кошелях.

3. Налоговая база –

· Объем воды, забранной из вод. объекта за налоговый период

· Площадь предоставленного водного пространства при использовании акваторий вод. объектов за исключением сплавов древесины

· Количество произведенной за налоговый период электроэнергии (без забора воды для гидроэнергетики)

· Произведение объема древесины и расстояния сплава для целей сплава древесины

4. Налоговая ставка – твердая; для каждого объекта обложения отдельно; устанавливается по бассейнам рек, озер, морей, экономич. Районам.

5. Оклад налога – налоговая база* налоговая ставка

6. Налоговый период – квартал

7. Отчетный период – не указывается

8. Срок уплаты – не позднее 20 числа месяца, следующего за предыдущим месяцем, по месту нахождения объекта обложения

9. Порядок исчисления налога – налогоплательщиком, заполняется декларация

10. Распределение суммы налога – федеральный бюджет

Земельный налог. Глава 31 НК РФ от 29.11.2004 года 141-ФЗ

1. Субъект – физ./юр. лила, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного пользования, пожизненно наследуемого владения. Не являются субъектами — арендаторы

2. Объект – земельные участки в пределах муниципального образования. Не являются – земельные участки, изъятые из оборота, ограниченные в обороте

3. Налоговая база – кадастровая стоимость (или нормативная цена)

4. Налоговая ставка –

· <= 0,3% — c/х земли, жилищные фонды, инженерная инфраструктура; садоводчество, огородничество

· 1,5% — прочие

5. Оклад налога – налоговая база* налоговая ставка

6. Отчетный период –

· Юр. лица – ежеквартально (до 30 числа квартала), последний – не позднее 1 февраля

· Физ. лица, представительные органы муниципального образования – не отчитываются

7. Налоговый период – год

8. Срок уплаты – не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим нал. периодом; в соответствии с отчетным периодом

9. Порядок исчисления налога –

· Физ. лица – налоговыми органами (тетрадь), самостоятельно (НК РФ)

· Юр. лица — самостоятельно

10. Распределение суммы налога – местный бюджет

11. Налоговая льгота –

· арендаторы земель

· земельные участки религиозных организаций

· земельные участки орг-ций уголовно-исполнительной системы

· земельные участки общественных организаций инвалидов (80 % инвалидов)

· орг-ции народных художественных промыслов

· историко-культурные заповедники

· земельные участки из земель лесного, водного фонда и т.д.

Единый сельскохозяйственный налог. Глава 26.1. от 11.11.2003 года № 147-ФЗ

1. Субъект – юр./физ.лица.

НЕ являются:

· Юр.лица, имеющие филиалы, представительства

· Юр./физ. лица, выпускающие подакцизные товары

· … в сфере игорного бизнеса

· Бюджетные учреждения

2. Объект – доходы, уменьшенные на величину расходов

3. Налоговая база – денежное выражение доходов

4. Налоговая ставка – 6 %

5. Оклад налога – налоговая ставка* доля налоговой базы

6. Отчетный период – полугодие (не позднее 25 числа)

7. Налоговый период – год (не позднее 31 марта)

8. Срок уплаты – не позднее 25 июня (орг-ции – по месту своего нахождения; физ.лица – по месту жительства)

9. Порядок исчисления налога – налогоплательщиками; декларация.

10. Распределение суммы налога – федеральный бюджет

11. Налоговая льгота —

Налоги и платежи в сфере охраны окружающей среды. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

В сфере охраны окружающей среды и природопользования инструменты экономического регулирования тесно связаны с административными инструментами публичного администрирования, что обусловлено разрешительным характером природопользования на основе официально выдаваемых документов.

Разрешительный характер природопользования определяет общую схему экономического механизма охраны окружающей среды, в которой выделяются экономические инструменты, применимые к условиям соблюдения природопользователем установленных ему требований, в том числе и индивидуальных (налоги, сборы, платежи преимущественно по базовым ставкам), и санкции, применимые к условиям нарушения (по различным причинам) таких требований. Правовые требования, касающиеся экономических мер природопользования и охраны окружающей среды, содержатся в ряде законов и подзаконных актов.

К элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся, в том числе, платежи за природопользование, плата за негативное воздействие на окружающую среду и экологическое страхование.

Платность является одним из основных принципов природопользования и преследует цели стимулирования природопользователей к рациональному использованию ресурсов. Она способствует повышению эффективности их природоохранительной деятельности. Плата также является источником пополнения бюджетов.

Установлено два вида платежей — за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду. Структура платежей, а также порядок их внесения за природопользование регулируются в основном природоресурсными нормативными правовыми актами. Платежи за природопользование по своему содержанию отвечают характеристикам рентных платежей, в то время как плата за негативное воздействие, по существу, имеет наибольшее сходство с экологическим налогом многих зарубежных стран, т.е. таким публичноправовым платежом, прямое функциональное назначение которого состоит в предотвращении (смягчении) негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее является один из основных экономических стимулов деятельности природопользователей, связанных с вредными воздействиями на природу. Для уменьшения загрязнения окружающей среды необходимо принимать определенные меры. Приро- допользователи должны совершенствовать технологию производства, применять эффективные очистные сооружения или обеспечивать высокую эффективность работы действующих сооружений.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • ? выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • ? сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • ? размещение отходов производства и потребления.

Однако внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает лиц, обязанных вносить эту плату, от осуществления мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, от обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате осуществления ими хозяйственной и (или) иной деятельности, и от ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Плата за размещение отходов, накопленных и подлежащих утилизации или обезвреживанию в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов, не взимается.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Такую плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Такая база определяется лицами, обязанными вносить плату самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Она определяется для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

Ставки платы за негативное воздействие устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Для территорий водных объектов или их частей, подлежащих особой охране, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются дополнительные коэффициенты.

Правила исчисления и взимания платы, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

  • Волков А.М., Лютягина Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды… М.: Юрайт, 2015; Они же. Основы экологического права: учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А.М. Волкова. М.: Юрайт, 2016.