Накладные расходы

Состав затрат на производство

Расходы, осуществляемые при производстве продукции (работ, услуг), делятся на 2 вида:

  • прямые, которые возможно однозначно увязать с процессом создания конкретного вида продукции или определенного объекта;
  • накладные, прямую связь которых с объектами производства установить сложно, но эти расходы обеспечивают функционирование как самого производства, так и предприятия в целом.

Накладные расходы, в свою очередь, тоже делятся на 2 вида:

  • общепроизводственные — обеспечивающие работу производственных подразделений, непосредственно участвующих в создании продукции;
  • общехозяйственные — связанные с обеспечением работы организации в целом, и в том числе с управлением ей.

Начиная свою деятельность, организация для каждого вида производимой продукции (или объекта) составляет плановую калькуляцию (смету), целью которой является:

  • определение состава и количественных объемов прямых затрат на производство единицы продукции (одного объекта);
  • оценка количественных объемов накладных расходов в целом и с разбивкой по видам;
  • установление стоимости прямых затрат, накладных расходов и общей величины затрат на производство единицы продукции (объекта);
  • определение продажной стоимости единицы продукции (объекта) с учетом плановой прибыли и НДС.

В процессе работы этот расчет будет корректироваться, приближаясь к реальным показателям деятельности, полученным при анализе фактических данных. Соответственно, более близким к реальности станет и соотношение между прямыми и накладными расходами, что позволит в дальнейших экономических расчетах ориентироваться как на процентное содержание накладных расходов в общей сумме затрат на производство, так и определять объем накладных расходов путем расчета от суммы прямых затрат.

О существующих способах калькулирования себестоимости читайте в материале «Понятие себестоимости в бухгалтерском учете (нюансы)».

Структура прямых и накладных расходов по статьям

Прямые расходы чаще всего состоят из затрат:

  • на материалы, необходимые для создания конкретной продукции;
  • зарплату персонала, непосредственно задействованного в создании этой продукции;
  • страховые взносы, начисляемые на зарплату персонала, создающего продукцию.

Состав накладных расходов, обычно разбиваемых на 2 основных вида, значительно шире и характеризуется существенным сходством перечней, имеющих место для общепроизводственных и общехозяйственных затрат. В эти перечни, как правило, входят расходы:

  • на оплату труда руководства и иного персонала производственного или общехозяйственного подразделения;
  • страховые взносы, начисляемые на оплату труда этого персонала;
  • материальное обеспечение текущей работы подразделений (малоценное оборудование, канцелярские и хозтовары, расходные материалы для малоценного оборудования);
  • амортизацию используемых основных средств;
  • содержание и эксплуатацию основных средств, в т. ч. на их текущее техническое обслуживание, обеспечение необходимыми ресурсами (ГСМ, сменно-запасные части, электроэнергия, вода, тепло, газ), текущие и капитальные ремонты;
  • аренду имущества;
  • страхование имущества и персонала;
  • получение разрешительной документации;
  • обеспечение качества выпускаемой продукции;
  • охрану труда;
  • информационно-консультационное и юридическое обеспечение;
  • командировки;
  • представительские мероприятия;
  • подбор персонала.

Подробнее о составе расходов общехозяйственного назначения читайте в статье «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».

Из-за невозможности прямого соотнесения с конкретными видами создаваемой продукции (объектами) накладные расходы являются распределяемыми. Базу для этого распределения организация выбирает самостоятельно. Это может быть один из видов прямых расходов (материалы или оплата труда) или их общая сумма.

Расчет процента накладных расходов от прямых затрат

Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

Об организации учета затрат читайте в материале «Система учета производственных затрат и их классификация».

Нормирование накладных расходов

Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.

Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:

  • в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-367, Госстроя РФ от 18.10.1993 № 12-248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
  • при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279);
  • для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
  • при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
  • для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
  • в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
  • при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1996);
  • для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).

В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.

Расходы по обслуживанию работников

Накладные расходы в смете и в договорной цене СМР предназначены для покрытия основных косвенных расходов подрядных организаций на стройплощадке, а также расходов по управлению строительной организацией в целом. Таким образом, в строительной организации появляются две группы центров затрат: стройплощадки и централизованное обеспечение. Расходы на стройплощадке могут быть разделены на расходы по обслуживанию рабочих и расходы по организации работ на стройке. К накладным расходам по обслуживанию рабочих относятся :

  • — затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию;
  • — отчисления на уплату обязательных страховых взносов, зависящих от размера заработной платы рабочих-строителей и машинистов (в пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования), затраты на взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • — расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий работников (амортизация, ремонт, перемещение и содержание санитарно-бытовых объектов, содержание или оплата услуг медпунктов и столовых на строительной площадке, расходы по обеспечению нормальных условий труда, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний);
  • — расходы на охрану труда и технику безопасности (износ и эксплуатация спецодежды и защитных приспособлений, стоимость лечебного питания, затраты на лечебно-профилактическое обслуживание, на приобретение пособий и документов по технике безопасности, затраты по предупреждению несчастных случаев и заболеваний на строительстве, обучению рабочих технике безопасности, проведению аттестации рабочих мест, проведению медицинских осмотров и др.).

Эти расходы практически пропорциональны объему заработной платы и численности работников. Их доля в составе накладных расходов оценивается в 35—40%.

Расходы по организации работ

К накладным расходам по организации работ на стройплощадке относятся:

  • — стоимость износа и ремонта инструментов и производственного инвентаря, не учтенных непосредственно в прямых затратах, определенных по сметным расценкам;
  • — стоимость износа, ремонта и перемещения производственных приспособлений и оборудования, не учтенных непосредственно в прямых затратах;
  • — стоимость износа, ремонта, содержания и разборки временных (не титульных) сооружений, приспособлений и устройств;
  • — содержание пожарной и сторожевой охраны, собственной службы безопасности (оплата труда работников, отчисления на обязательное страхование, содержание и износ противопожарного инвентаря, оборудования и спецодежды, амортизация, ремонт и содержание караульных помещений и пожарных депо, канцелярские и другие расходы), оплата охранно-пожарной сигнализации, услуг военизированной и ведомственной охраны, предоставляемой органами внутренних дел или специализированными охранными фирмами;
  • — расходы по нормативным работам (оплата работ по внедрению передовых методов организации труда, нормированию труда и изданию нормативно-технической литературы);
  • — расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством (проведение опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов, расходы по организации выставок, смотров и конкурсов, выплаты вознаграждений и премий за внедрение изобретений и рационализаторских предложений);
  • — расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ (оплата труда работников, занятых на геодезических работах, отчисления на страхование, стоимость материалов, амортизационные отчисления, износ, ремонт и перемещение геодезического оборудования, инструментов и приборов, транспортные и другие расходы по геодезическим работам, включая приемку от проектно-изыскательских организаций геодезической основы);

расходы но проектированию производства работ, сметным расчетам, привязке типовых временных зданий и сооружений (оплата труда работников, отчисления на страхование и прочие расходы), оплата услуг проектных организаций и трестов по составлению проектов производства работ и оказанию технической помощи. Для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов допускается стоимость разработки ППР включать в стоимость проектно-изыскательских работ, оплачиваемую заказчиков в составе гл. 12 сводного сметного расчета в размере до 20% стоимости разработки соответствующего раздела рабочей документации ;

  • — расходы по содержанию производственных лабораторий (оплата труда работников производственных лабораторий, страховые отчисления, амортизация, ремонт помещений, оборудования и инвентаря лабораторий, стоимость израсходованных или разрушенных при испытании материалов и конструкций и др.), расходы на экспертизу и консультации;
  • — расходы, связанные с оплатой услуг военизированных горноспасательных частей при производстве подземных горно-капитальных работ, если они не оплачиваются заказчиком целевым расходованием средств;
  • — расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок, включая уборку и очистку территории строительства и прилегающей к ней улиц, дорог и тротуаров, но устройству дорожек и мостиков на территории строительных площадок, по освещению территории строительства (оплата труда, страховые отчисления, стоимость электроэнергии, вывозки мусора и другие расходы);
  • — расходы по подготовке объектов строительства к сдаче, включая уборку и вывоз мусора, мытье полов и окон (оплата труда рабочих, отчисления на страхование, приобретение моющих средств, расходы на отопление в период сдачи объектов);
  • — расходы по перебазированию строительных организаций и их подразделений в пределах стройки (за исключением расходов по перемещению строительных машин и механизмов, учтенных в стоимости машино-часа, а также расходов по перебазированию подрядных организаций на другие стройки, оплачиваемых заказчиком отдельно).

Практический опыт

В некоторых случаях могут быть разногласия между заказчиком и подрядчиком по поводу того, относятся производимые затраты к накладным расходам или к прочим затратам. При этом надо руководствоваться следующим правилом: если затраты указаны в перечне накладных расходов, то они вошли в оплату строительно-монтажных работ и отдельно не оплачиваются. Если же затраты не предусмотрены ни в сметах, ни в составе накладных расходов, то они относятся к прочим затратам. Оплата таких затрат производится в соответствии с договором.

В частности, если иное не определено в договоре, затраты на охрану в составе накладных расходов предназначены для охраны имущества подрядчика, а на охрану незавершенного строительства, как имущества заказчика, предназначаются средства в составе прочих затрат сметы.

Аналогично разделяются затраты на геодезические работы: сопровождение монтажных работ отдельно не оплачивается, так как входит в состав накладных расходов, а первоначальная разбивка осей здания должна быть включена в смету отдельно.

  • МДС 81-33.2004. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве. Приняты постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 № 6.
  • Письмо Минрегиона России от 03.05.2011 № 10953-ИП/08.