Начисление страховых взносов

Содержание

Особенности налогообложения

Еще в 2017 году страховое обеспечение граждан претерпело значительные реформации. Так, единым администратором поступлений стала Федеральная налоговая служба. Напомним, что ранее платежи по страховому обеспечению зачислялись напрямую во внебюджетные фонды (ПФРФ, ФФОМС, ФСС).

Теперь основной нормативный акт, регламентирующий порядок налогообложения и тарифы по страховым взносам (СВ) — это глава 34 НК РФ. Общеустановленные тарифы едины для всех экономических субъектов:

  1. Обязательное пенсионное страхование — 22 %.
  2. Обязательное медицинское страхование — 5,1 %.
  3. Страхование от временной нетрудоспособности и по материнству — 2,9 %.

Однако чиновники предусмотрели льготы для некоторых категорий налогоплательщиков. Данные привилегии выражаются в сниженных тарифах на СВ. Подробнее: «Кому положены пониженные тарифы СВ в 2019 году».

Отметим, что страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний (на травматизм) все также следует перечислять в Фонд социального страхования. То есть взносы на травматизм в ведение ФНС переданы не были. Размер платежей варьируется от 0,2 до 8,5 % в зависимости от класса опасности основного вида деятельности компании.

ВАЖНО! По СВ на ОПС установлен лимит (2019 г. — 1 115 000 рублей). Если сумма налогооблагаемых доходов по работнику превысила указанный предел, то тариф снижается до 10 %. Для ВНиМ также утвержден допустимый предел (2019 г. — 865 000 рублей). Однако при превышении данного лимита ставка снижается до 0 %, то есть СВ по ВНиМ при превышении лимита не платят.

Счета учета

Для отражения операции «начислены страховые взносы на заработную плату» проводка составляется с использованием специального счета бухучета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Приказ Минфина № 94н).

Для детализации данных по каждому виду страхового обеспечения в плане счетов предусмотрены специальные субсчета:

  • 69.1 — для отражения операций по социальному обеспечению граждан (ВНиМ и НС и ПЗ).

ВАЖНО!

Необходимо предусмотреть дополнительную аналитику по субсчету 69.1, например:

  • 69.1/1 — начисления в пользу ВНиМ;
  • 69.1/2 — данные о платежах в ФСС в пользу страхования от несчастных случаев и профзаболеваний.
  • 69.2 — для начисления СВ в части ОПС;
  • 69.3 — информация о начисленных СВ по ОМС.

По кредиту данных бухгалтерских счетов отражается начисление СВ, а по дебету — их оплата.

Стоит отметить, что работодатель начисляет СВ только на фонд заработной платы, то есть с суммы налогооблагаемых выплат и вознаграждений за труд. Никаких удержаний из заработка граждан при исчислении СВ не производится.

Напомним, что при создании резерва по отпускам в бюджете необходимо предусмотреть аналогичные отчисления в резервный фонд, проводки и особенности расчета — в статье «Как рассчитать резерв отпусков в 2019 году».

Типовые проводки

Рассмотрим ключевой алгоритм начисления СВ и отражения их в учете на конкретном примере.

ООО «ВЕСНА» — компания на ОСНО, применяет общеустановленные тарифы по страховому обеспечению граждан. Тариф взносов на травматизм — 0,2 %. В сентябре 2019 года была начислена заработная плата основного персонала в сумме 1 000 000 рублей. Бухгалтер отразил в учете следующие действия:

Операция

Дебет

Кредит

Сумма, в рублях

Примечание

Начислена заработная плата основного персонала

1 000 000,00

Документ-основание: зарплатные ведомости за сентябрь

Начислены страховые взносы, проводка для ВНиМ

29 000,00

(1 000 000 × 2,9 %)

Начисление СВ на ОПС

220 000,00

(1 000 000 × 22 %)

Отражены СВ на ОМС

51 000,00

(1 000 000 × 5,1 %)

Начислены СВ на травматизм (НС и ПЗ)

2 000,00

(1 000 000 × 0,2 %)

Перечислены страховые взносы, проводка:

ВНиМ

29 000,00

Документ-основание: платежные поручения, выписка из банковской организации о состоянии расчетного счета

ОПС

220 000,00

ОМС

51 000,00

НС и ПЗ

2000,00

В сентябре 2019 г. ООО «ВЕСНА» получило от ФНС требование об уплате недоимки в сумме 5000 рублей и пени в сумме 135,55 рублей. Бухгалтер составил проводки:

Операция

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ-основание

Проводки по начислению пени по страховым взносам

99 или 91 (в зависимости от способа, закрепленного в учетной политике)

69 (по соответствующему субсчету)

135,55

Требование Федеральной налоговой службы

Отражена оплата пени

69 (по соответствующему субсчету)

135,55

Платежное поручение

Начисление недоимки по страховым взносам (проводки)

20 — если недоимка была начислена за текущий год

91.2 — если недоимка выставлена за прошлые отчетные периоды

69 (по соответствующему субсчету)

5000,00

Требование Федеральной налоговой службы

Оплата недоимки

69 (субсчет)

5000,00

Платежное поручение

ВАЖНО! Способ отражения пеней в бухучете закрепите в своей учетной политике. Допустимо относить пени на 91 или 99 бухсчета. О том, какой из счетов выбрать, мы рассказали в статье «Пени по налогам: проводки».

Страхование индивидуальных предпринимателей

Страховое обеспечение индивидуальных предпринимателей (в отношении самих себя) существенно отличается от норм, предусмотренных для работодателей. Так, за отчетный год бизнесмен обязан перечислить в бюджет фиксированные платежи:

  • 29 354 рубля в 2019 году — на ОПС;
  • 6884 рубля — на ОМС.

Однако если его доходы превысят 300 000 рублей в год, то с суммы превышения придется дополнительно перечислить 1 % в ФНС на обязательное пенсионное страхование. Подробнее об обязательных платежах ИП за себя читайте в статье «Какие взносы ИП должен заплатить за себя в 2019 году».

Как составлять проводки? Если ИП не прибегает к привлечению наемных работников, то отражать начисление страховых взносов ИП за себя проводками не нужно. Почему? Мелкие бизнесмены освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета по общим правилам. Они вправе вести упрощенный учет, полный либо вовсе отказаться от ведения бухгалтерии. Следовательно, отражать СВ проводками не обязательно.

Однако если ИП решил вести бухучет по общепринятым нормам и такое решение закрепил в своей учетной политике, то начисление фиксированных платежей ИП (проводки) составляется аналогичным образом, с применением бухсчета 69 и соответствующего субсчета к нему.

ЕССС первого этапа (1970—1985 гг.)

ЕССС-1 представляла собой полностью цифровую систему с высокой степенью помехоустойчивости и обеспечивала связь в C-диапазоне между любыми точками по всей территории Земли. Она гарантировала устойчивую работу части каналов спутниковой связи в условиях воздействия помех за счёт использования широкополосных сигналов. ЕССС-1 строилась по радиально-узловому принципу, и в ней впервые в мировой практике в одном из стволов бортового ретранслятора использовалась полная обработка сигналов с формированием группового сигнала с временным уплотнением каналов на участке КА — земная станция.

История ЕССС-1

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 24.10.1968 предусматривало создание спутниковой системы стратегической связи «Кристалл». Позднее был сделан вывод о том, что Государственную систему спутниковой связи (работы по созданию которой велись с 1965 г.) и систему «Кристалл» следует организационно объединить в Единую Систему Спутниковой Связи, а используемые в них КА максимально унифицировать. Эта система должна была отвечать всем требованиям по спутниковой связи Министерства Обороны СССР и её разработка была инициирована постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5.04.1972. ЕССС строилась на основе космических комплексов связи второго поколения с КА 11Ф637 «Молния-3» на высокоэллиптических орбитах и КА «Грань» («Радуга») на геостационарной орбите. Система была принята на вооружение в 1979 году.

Разработчиком ЕССС был определён КБ прикладной механики Министерства общего машиностроения (в настоящее время ИСС имени академика М. Ф. Решетнёва). Бортовые ретрансляторы изготовлялись в НИИ радиосвязи Министерства радиопромышленности, а периферийные станции для ЕССС серий «Кристалл» и «Легенда» разрабатывались в ПО «Радиотехнический завод» (сейчас ФГУП «НПП «Радиосвязь»). Изготовление периферийных подвижных спутниковых станций велось на двух красноярских заводах: ПО «Радиотехнический завод» и ПО «Искра». До сих пор в управлении Вооружёнными Силами используются различные периферийные средства, разработанные там: «Кристалл-УН», «Кристалл-УНЛ», подвижные «Кристалл-У», «Кристалл-АБ», «Кристалл-БД», «Кристалл-БТ», и др. Эти станции могут размещаться на автомобилях, бронетранспортерах или БМП. Время развёртывания: 10 — 20 минут.

ППЦ

Центральным звеном в ЕССС является Приёмо-Передающий Центр (ППЦ-1) в Московской области, строительство которого закончилось в 1979 г. ППЦ предназначается для координации и управления разветвлённой сетью стационарных и подвижных земных спутниковых станций различного назначения в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях. Он занимает почти 20 тыс. м² площади, и в нём установлено до 3000 единиц специализированной аппаратуры различных видов, что потребовало проведения многовариантных расчётов энергетики линий связи, помехозащищённости, надёжности, устойчивости, а также большого объёма экспериментальных исследований. Важной целью было обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств при одновременной работе до восьми широкополосных передатчиков мощностью до 10 кВт, МШУ с температурой шума около (10-15)°К, до 200 приёмных устройств и другого оборудования. ППЦ-1 обеспечивает до 150 трёхканальных направлений связи.

Второй приёмопередающий центр — ППЦ-2 во Владимирской области — был построен и сдан в эксплуатацию в 1980 г.

ЕССС второго этапа (1986—1999 гг.)

Работы по созданию Единой системы спутниковой связи 2-го этапа (ЕССС-2) были начаты в 1980-х годах. Как и ЕССС-1, эта система предназначалась для обеспечения организации глобальной засекреченной, помехозащищённой телефонно-телеграфной связи и передачи команд управления в интересах различных ведомств. Главное отличие от ЕССС-1 заключается в значительно повышенной помехоустойчивости каналов связи.

Концепция

Новая концепция построения ЕССС предусматривала существенное повышение пропускной способности, помехозащищённости и помехоустойчивости за счёт введения доступа с кодовым разделением сигналов (CDMA) на основе использования псевдослучайной перестройки рабочих частот (ППРЧ) с обработкой сигналов на борту, освоения новых более высокочастотных диапазонов (40/20 ГГц) в дополнение к C- и X- диапазонам, повышения мощности передающих устройств узловых абонентских станций и повышения пространственной селекции за счёт бортовых антенн спутников.

Для увеличения эффективности использования каналов и уменьшения энергопотребления абонентских станций, была выбрана схема с использованием CDMA для канала «абонентские станции — КА», и TDM (уплотнения во времени) в канале «КА — абонентские станции». Таким образов, принятые на спутнике через многолучевую антенну группы сигналов CDMA демодулируются, маршрутизируются матричным коммутатором по входам мультиплексоров различных лучей и затем уплотняются ими в парциальные зональные потоки. За счёт этого удаётся исключить несанкционированный доступ и обеспечить повышенную помехозащищённость радиолинии с применением сигналов ППРЧ и ФМ-ШПС.

Орбитальная группировка

Орбитальная группировка ЕССС-2 вначале состояла из геостационарных спутников типа «Радуга», унаследованных от ЕССС первого этапа, и в таком виде была принята в опытную эксплуатацию. К 1989 году им на смену пришли усовершенствованные аппараты «Радуга-1», и после запуска трёх спутников новой серии ЕССС-2 первого этапа была принята на вооружение. По сравнению с КА «Радуга», на новых спутниках был расширен диапазон применяемых частот, а также была доработана спутниковая платформа. Полезная нагрузка КА «Радуга-1», ретранслятор «Цитадель», состоит из шести стволов и обеспечивает работу в режиме радио-АТС. Бортовые ретрансляторы КА «Радуга-1» позволяют работать не только со стационарными, но и с мобильными и носимыми земными станциями.

Кроме того, как и в ЕССС-1, в ЕССС-2 входили высокоэллиптические спутники «Молния-3». КА «Молния-3» обеспечивали связь в C- диапазоне (4-6 ГГц) через трёхствольную ретрансляционную аппаратуру «Сегмент-3».

Благодаря использованию новых космических аппаратов возможности ЕССС-2 в области задач Министерства обороны значительно расширялись. Теперь было возможно поддерживать двустороннюю связь с оперативно-тактическим звеном управления, отдельными самолётами ВВС и ВМФ, кораблями и подводными лодками. Также повышалась помехозащищённость спутниковых каналов путём использования Ka-диапазона, многолучевых антенн и более совершенных методов обработки сигналов на борту КА.

Наземный сегмент

В составе ЕССС-2 функционируют также стационарные, подвижные, возимые и носимые земные станции различных звеньев управления «Ливень», «Легенда», «Барьер». С 2002 года используются станции нового поколения «Ливень-Л», «Легенда-МД», «Белозер», «Центавр», «Кулон» и другие. Их отличают более высокая надёжность, простота в эксплуатации и новые перспективные режимы работы. Заканчивается разработка станций спутниковой связи «Ливень-ВМ».

В настоящее время, ЕССС-2 уже не отвечает в полной мере современным требованиям системы управления ВС РФ и возможности улучшения характеристик полностью исчерпаны. Наметилось серьёзное отставание ЕССС-2 от современных военных спутниковых систем зарубежных стран, в первую очередь по пропускной способности, а также видам и качеству услуг, предоставляемых конечному пользователю. Поэтому, с начала 2000 гг. начался постепенный переход к системе связи третьего поколения — ИССС.

ИССС

ИССС (Интегрированная Система Спутниковой Связи ) является цифровой системой связи третьего поколения в интересах ВС РФ.

В связи с распадом СССР, некоторые из задач, поставленные перед ЕССС-2, не были решены. Так, например, не были созданы специализированные спутники и земные станции миллиметрового диапазона волн. В то же время, в течение 1990-х гг. были разработаны принципы построения интегрированной спутниковой системы связи нового поколения (ИССС).

ИССС, как составная часть Объединённой Автоматизированной Цифровой Системы Связи (ОАЦСС) ВС РФ, развивается в сторону создания космических бортовых информационно-транспортных платформ, в которых обеспечивается полная доступность всех стационарных и мобильных пользователей земного сегмента спутниковой сети (на суше, на море, в воздухе). Эти бортовые платформы должны связываться с территориальными узлами связи ОАЦСС высокоскоростными магистральными каналами связи.

Основные требования к ИССС:

  • глобальная зона обслуживания, с возможностью концентрации пропускной способности на территории Российской Федерации и перераспределением пропускной способности на 2-3 региональных участка;
  • комплексное использование разрешённых P-, C-, X- и Ka- диапазонам (0.2 / 0.4, 4 / 6, 7 / 8, 20 / 44 ГГц);
  • возможность использования широкого спектра пропускной способности — от 50 бит / с до 8 (34) Мбит/ с;
  • использование методов пакетной передачи информации;
  • увеличение срока активного существования КА до 15-и лет.

Предусматривается несколько этапов развития системы вплоть до 2015 года.

> Ссылки

  • Спутникостроители с берегов Енисея 40 лет НПО прикладной механики имени академика М. Ф. Решетнева
  • Из истории становления военной космической связи

Расходы на уплату страховых взносов признают в периоде их начисления

Расходы на уплату новых страховых взносов компаниям следует списывать в периоде их начисления независимо от момента фактической уплаты.

Письмо Минфина России от 25.05.10 № 03-03-06/2/101

Вопрос: 1. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ с 01.01.2010 организации уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и в ФФОМС и ТФОМС на обязательное медицинское страхование.

В НК РФ нет прямого указания о том, в составе каких расходов для целей налогообложения прибыли должны учитываться страховые взносы во внебюджетные фонды.

Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ в состав расходов на оплату труда включаются суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Таким образом, страховые взносы во внебюджетные фонды не могут быть учтены в составе налогооблагаемой базы в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ.

Суммы ЕСН учитывались организацией при исчислении налога на прибыль в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, однако суммы страховых взносов во внебюджетные фонды не являются ни налогом, ни сбором, поэтому не могут быть учтены в составе расходов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В составе каких расходов должны учитываться страховые взносы во внебюджетные фонды, уплаченные организацией в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ?

Правомерно ли включать суммы страховых взносов в состав прочих расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, если взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в составе прочих расходов в соответствии с пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ?

2. В соответствии с п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.

Что будет являться датой признания таких расходов в налоговом учете: дата фактической уплаты, дата представления в органы контроля за уплатой страховых взносов отчетности (расчетов) или последний день отчетного периода?

3. Согласно ст. 318 НК РФ при разделении расходов отчетного (налогового) периода на прямые и косвенные к прямым расходам, в частности, могут быть отнесены расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда.

Все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, относятся к косвенным расходам.

Учитывая изложенное, права ли организация, считая, что суммы страховых взносов, начисленные на выплаты, не относящиеся к расходам на оплату труда, в том числе на выплаты, производимые в пользу работников, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, должны включаться в состав косвенных расходов?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.

1. С 1 января 2010 г. в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» утратила силу гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Одновременно вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее – страховые взносы).

Данные страховые взносы следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

2. Что касается момента признания указанных расходов в налоговом учете, то согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления.

При определении момента признания в налоговом учете страховых взносов, ввиду того что они являются обязательными платежами, следует применять пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Учитывая изложенное, датой осуществления расходов в виде страховых взносов признается дата их начисления.

3. По вопросу отнесения расходов в виде страховых взносов в состав косвенных расходов сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ, если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений ст. 318 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ для целей гл. 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

Пункт 1 ст. 318 НК РФ содержит примерный перечень расходов, которые могут быть отнесены к прямым.

Пунктом 1 ст. 318 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

К косвенным же расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Таким образом, налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень прямых расходов, закрепив его в учетной политике. Глава 25 НК РФ не содержит положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов на производство и реализацию, в том числе расходов в виде страховых взносов, к прямым или косвенным расходам.

Учет расчетов по страховым взносам

  • СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

    В результате освоения материала главы 8 студент должен: знать o закономерности и эволюцию развития системы социальных взносов в Российской Федерации; o основные понятия, определяющие современную систему страховых взносов во внебюджетные социальные фонды; o нормативно-правовые акты, определяющие…
    (Налоги и налогообложение)

  • Система страховых взносов во внебюджетные социальные фонды в 2010-2015 годах

    Несмотря на все проведенные в 1992-2009 гг. реформы системы социальных платежей, не удалось полностью достичь поставленных целей и создать эффективную и справедливую систему социального обеспечения. Коэффициент замещения пенсии упал с 70% в 1989 г. до 25% в 2009 г., при действующей системе пенсионного…
    (Налоги и налогообложение)

  • Механизм исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные социальные фонды

    Основные механизмы исчисления и уплаты страховых взносов, определенные Законами № 212-ФЗ и 213-Φ3, повторяют то, что было записано в НК РФ и, в частности, в гл. 24 НК РФ, а также в старой редакции Федеральных законов от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в…
    (Налоги и налогообложение)

  • Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

    Плательщиками, обязанными уплачивать страховые взносы в ФСС, ПФР и ФОМС в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах на обязательное пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»…
    (Страхование)

  • Объект и база начисления страховых взносов

    Состав объекта обложения страховыми взносами и база начисления представлены в ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах на обязательное пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Начисление…
    (Страхование)

  • Порядок уплаты страховых взносов

    База начисления страховых взносов рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода на каждого работника или иное физическое лицо, получающее выплаты от страхователя. Расчетным периодом является календарный год. Взносы уплачиваются ежемесячными обязательными платежами. Суммы взносов рассчитываются…
    (Страхование)

  • Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

    Каждое казенное учреждение является плательщиком страховых взносов. Порядок начисления и уплаты взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, расчетный и отчетные периоды, сроки представления отчетности, меры ответственности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ…
    (Бухгалтерский учет в казенных учреждениях)

  • Методика проверки исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

    Законом № 212-ФЗ определено, что органом контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования с 1 января 2010 г. является…
    (Бухгалтерский учет в казенных учреждениях)

  • Страховые взносы в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

    С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского…
    (Налоги и налогообложение)

Расчеты с персоналом ― неотъемлемая часть работы любой организации, если в штат принят хотя бы 1 сотрудник. Но помимо выдачи заработной платы, работодателю требуется оформить и иные операции с отражением их в учете. Например, начисление страховых взносов, проводки по которым формируют необходимые суммы к уплате в фонды.

Какие страховые взносы начисляются на зарплату

После расчета заработной платы в обязательном порядке должны быть начислены страховые взносы. Их количество и объем зависят от вида деятельности экономического субъекта, применяемой системы налогообложения, величины выплат. В состав страховых взносов входят следующие платежи:

  1. Перечисления на пенсионное страхование ― 22% (тариф действует до конца 2019 года).
  2. Выплаты на обязательное медстрахование ― 5,1%.
  3. Взносы на соцстрах ― 2,9%.
  4. Взносы в ФСС на страхование от несчастных случаев на производстве ― от 0,2% до 8,5%.

Выше приведены основные тарифы страховых начислений на заработную плату. Однако размер ставок может меняться в зависимости от вида деятельности работодателя. На льготные платежи в пониженном размере могут претендовать организации и ИП, находящиеся на УСН и занятые в определенной производственной сфере, а также в сфере здравоохранения, строительства, развития спорта и прочих. Кроме того, допускается начисление взносов в пониженном размере для плательщиков, чья деятельность отвечает критериям ст. 427 НК РФ. Речь идет о субъектах, работающих в технологических, научных сферах и прочих.

Взносы на травматизм в ФСС также зависят от вида работ. Чем выше класс опасности для сотрудников ― тем больший размер отчислений.

Начисление страховых взносов, проводки в учете

После расчета выплат в пользу работников должны быть начислены страховые взносы на заработную плату, проводка (одна или несколько) по которым формируется по определенным правилам. Используется с этими целями счет 69. Для удобства расчетов открываются субсчета, каждый из которых соответствует одному из видов страховых взносов. Например, организация вправе проводить отчисления на социальные нужды, проводка при этом содержит счета:

  • 69.01 ― расчеты в ФСС по соцстрахованию;
  • 69.02.7 ― начисления на обязательное пенсионное страхование;
  • 69.03.1 ― взносы на обязательное медстрахование;
  • 69.11 ― отчисления на травматизм в ФСС.

При расчете начислений счет 69 корреспондирует по Дт с соответствующими счетами затрат (20, 23, 25, 26, 44). Если в организации имеется несколько структурных подразделений, начисление страховых взносов проводки сформирует в зависимости от принадлежности работников к той или иной производственной сфере.

Пример 1

В организации за ноябрь 2016 года начислена заработная плата в общем размере 225 000 рублей, в том числе в пользу работников производственной сферы ― 150 000 рублей, для управленческого отдела ― 75 000 рублей. Организация занимается производством мебели, применяет УСН, соответственно, пользуется льготным тарифом для расчета страховых взносов (20% в ПФ, начисления в ФФОМС и ФСС отсутствуют, тариф по взносам на травматизм равен 1,4%).

Согласно вышеперечисленным условиям, произведены отчисления на социальные нужды в общем объеме 45 000 рублей в ПФ, в том числе за работников производства ― 30 000 рублей, за управленческий аппарат ― 15 000 рублей. Взносы на травматизм в ФСС составили соответственно 2100 рублей и 1050 рублей. В результате начислены страховые взносы, проводка по которым отражает затраты по каждому структурному подразделению:

  1. Дт 20 ― Кт 69.01 ― 30 000 рублей ― взносы в ПФ за работников производственной сферы.
  2. Дт 26 ― Кт 69.01 ― 15 000 рублей ― взносы в ПФ на зарплату управленческого аппарата.
  3. Дт 20 ― Кт 69.11 ― 2100 рублей ― отчисления на травматизм за работников производства.
  4. Дт 26 ― Кт 69.11 ― 1050 рублей ― начислены взносы на травматизм за сотрудников управленческой службы.
  5. Дт 69.01 ― Кт 51 ― 45 000 рублей ― перечислены в бюджет страховые взносы, проводка содержит общее начисление платежей в ПФ.
  6. Дт 69.11 ― Кт 51 ― 3150 рублей ― перечислены в бюджет страховые взносы, проводка включает в себя общую начислений в ФСС.

Некоторые организации в силу специфики своей деятельности должны создавать резервы на оплату предстоящих отпусков. Относится это к средним и крупным плательщикам, которые не вправе вести упрощенный бухгалтерский учет. Формирование суммы резерва должно происходить не только с учетом отпускных выплат, необходимо взять во внимание и расходы по страховым взносам. Соответственно операция отчисления в резервный фонд проводки предполагает следующие:

  1. Дт 20, 25, 44 ― Кт 96 ― формирование резервов.
  2. Дт 96 ― Кт 70 ― начисление отпускных выплат.
  3. Дт 96 ― Кт 69 ― использование части резервного фонда для начисления страховых взносов.

Формирование резерва возможно помесячно или поквартально. Размер отчислений может зависеть от фонда оплаты труда или формироваться отдельно по каждому работнику.

Пример 2

Организация производит отчисления в резерв на предстоящие отпуска ежемесячно исходя из общего фонда оплаты труда. В феврале отпуск был начислен 1 сотруднику в сумме 36 000 рублей, общий объем взносов составил 10 872 рубля. Проводки будут выглядеть следующим образом:

  • Дт 44 ― Кт 96 ― 86 500 ― резервные отчисления;
  • Дт 96 ― Кт 70 ― 36 000 ― начислены отпускные;
  • Дт 96 ― Кт 69.01 ―1044 рубля ― начисление взносов в ФСС с отпускных;
  • Дт 96 ― Кт 69.02.7 ― 7920 рублей ― страховые взносы в ПФ;
  • Дт 96 ― Кт 69.03.1 ― 1836 рублей ― взносы в ФФОМС;
  • Дт 96 ― 69.11 ― 72 рубля ― взносы на травматизм.

Основные проводки по начислению страховых взносов в 2017-2018 годах

Как и прежде, страховые взносы начисляются одновременно с заработной платой проводками по дебету счета затрат организации (20, 44, 25, 26), который использовался для начисления расходов на оплату труда застрахованного лица, и кредиту счета 69 «Расчеты по соцстрахованию».

О том, что изменилось в правилах расчета взносов в связи со сменой их администратора, читайте .

Рассмотрим основные бухгалтерские проводки по учету взносов на соцстрахование на примере.

Пример

Сотруднику отдела продаж ООО «Колоски» Заряниной А. В. за отработанные в марте 2018 года дни была начислена зарплата в сумме 27 280 руб., исходя из оклада. С 01.03.2018 по 09.03.2018 работница была на больничном, и расчетная сумма пособия за счет работодателя составила 3 521,34 руб., а за счет ФСС — 8 216,46 руб. Руководство ООО «Колоски» обратилось в ФСС со справкой-расчетом для возмещения расходов по больничному.

В бухучете расчеты по взносам будут выглядеть следующим образом:

Бухгалтерская проводка

Сумма

Хозяйственная операция

Дт 44 Кт 70

27 280,00

Начислена заработная плата за март 2018 года

Дт 44 Кт 69.01

791,12

Начислены взносы по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ)

Дт 44 Кт 69.02

6 001,60

Начислены взносы по обязательному пенсионному страхованию (ОПС)

Дт 44 Кт 69.03

1 391,28

Начислены взносы по обязательному медстрахованию (ОМС)

Дт 44 Кт 69.11

218,24

Начислены взносы по страхованию от несчастных случаев и производственных травм (НСиПТ)

Д 44 Кт 70

3 521,34

Начислено пособие по ВНиМ за счет работодателя (3 дня)

Дт 69.01 Кт 70

7 042,68

Начислено пособие по ВНиМ за счет ФСС (6 дней)

Дт 69.02 Кт 51

6 001,60

Оплата взносов ОПС

Дт 69.03 Кт 51

1 391,28

Оплата взносов ОМС

Дт 69.11 Кт 51

218,24

Оплата взносов НСиПТ

Дт 51 Кт 69.01

6 251,56

Получено возмещение от ФСС*

* Возмещение от ФСС получено за минусом неуплаченных взносов по ВНИМ.

Изменения в проводках по страховым взносам и штрафным санкциям в 2017-2018 годах

На переходный период (2017-2019 годы) возможны ситуации, когда вам придется делать корректировку или уплачивать страхвзносы за годы, предшествующие 2017, т. е. те, в которых расчеты велись напрямую с фондами. Во избежание путаницы в расчетах лучше всего создать на счете 69 отдельные субсчета второго порядка для учета старых (за 2014–2016 годы) и новых (с 2017 года) взносов по каждому виду страхования, тем самым обеспечив их аналитический учет для правильного разнесения в отчетности.

ВАЖНО! Для того чтобы обезопасить себя на случай налоговой проверки или судебного разбирательства, внесите в приказ об учетной политике положения об изменениях в методике учета по страхвзносам.

Пени и штрафы по взносам необходимо отражать по дебету основного счета общехозяйственных затрат (26, 44) с корреспонденцией по кредиту субсчета соответствующего вида страхования (раздел 2 приложения к письму Минфина РФ от 28.12.2016 № 07-04-09/78875). При начислении штрафных санкций также должна соблюдаться аналитика по администратору взносов, который их назначил.

Читайте об особенностях отражения в учете пени по соцвзносам .