Мораторий на проверки
Содержание
Какие организации попадают под действие моратория
До 2019 года не будут проводиться плановые проверки предприятий, отвечающих критериям малого бизнеса, а именно:
- С годовой выручкой менее 800 миллионов рублей;
- Со штатом сотрудников менее 100 человек;
- С суммарной долей участия государства в уставном капитале менее 25%, иностранных компаний — менее 49%.
Данные показатели анализируются за три года. Никаких иных сертификатов или лицензий, подтверждающих принадлежность компании к сектору малого бизнеса не существует.
Мораторий на проверки бизнеса предусматривает также список исключений, которых освобождение от инспекций не затронет. К ним относятся:
- Предприятия в сфере здравоохранения и образования;
- Организации в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
- Управляющие компании многоквартирных жилых домов;
- Организации, имеющие дело с государственной тайной;
- Аудиторские фирмы;
- Малый бизнес в сфере социального обслуживания;
- Фирмы, совершившие грубые нарушения менее чем за три года до плановой проверки.
Подробный перечень исключений закреплен в частях 1 и 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.
Действия в спорных ситуациях
Что делать, если ваша организация значится в плане проверок, но вы считаете, что попадаете под действие моратория об их запрете? К сожалению, такие ошибки составителей плана случаются, и нужно быть к ним готовым.
Шаг 1: Подать в орган, утвердивший план, заявление об исключении организации из ежегодного плана и пакет документов:
- копия отчета о финансовых итогах за календарный год;
- сведения о количестве работников;
- для АО — выписка из реестра акционеров.
Шаг 2: Если проверка уже началась — вы вправе указать инспекторам на отсутствие оснований для проверки, подтвердив это документами об отнесении вас к малому бизнесу (перечень документов аналогичный предыдущему пункту).
Игнорирование требований моратория выступает законным основанием считать результаты проверки недействительными.
Эксперты дают мораторию исключительно положительную оценку, особенно в неблагоприятных условиях нынешней экономики, и отмечают, что было бы нелишним в будущем расширить круг освобожденных от плановых проверок предприятий (включив туда еще и некоторых представителей среднего сектора бизнеса). Но пока эти высказывания остаются лишь на уровне предложений.
Какие есть ограничения
Нужно сказать и про ограничения. По этому вопросу – это важное обстоятельство. С 2019 года мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.
Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе.
Также см. «Перечень видов госконтроля, при осуществлении которого применяется риск-ориентированный подход в 2019 году».
Так, к примеру, в 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.
Также «надзорные каникулы» в 2019 году не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
В ИТОГЕ:
В 2019 году запрет на проведение плановых проверок не действует, в частности:
- при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
- при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
- в отношении плановых проверок в рамках проведения:
– федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
– федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
– внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;
– федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
– федерального государственного пробирного надзора.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Надзорные каникулы продлены, но с оговорками.
Добавить комментарий