Методические аспекты

Учётная политика организации, её основные аспекты.

Учет.пол-ка орг-ции – сов-ть выбранных орг-цией способов ведения БУ (первич. наблюдения, ст-стного измерения, текущ. групп-ки и итогового обобщения фактов хоз. деят-сти).

Учетная пол-ка орг-ции включает следующие аспекты бухгалтер­ского учета:

·методологическое обеспечениеучетного процесса – осущ. на основе четырехуровневой системы управления, соответ. системе управления в странах с развитой рыноч. эк-кой (Закон РФ «О БУ», нормативные документы Правительства РФ по БУ, Аудиторская палата России, аудиторские фирмы, учетная пол-ка орг-ции);

·орг-ционное обеспечениевключ. в себя: выбор формы БУ; орг-цию работы бухгалтерии; налаживание системывнутрипр-венного учета, отчетности и контроля; установление порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств; рабочий план счетов БУ; технологию обработки учетной инф-ции; объем, сроки и адреса представления отчетности; систему взаимоотношений с ауд. службами;

·техническое обеспечениебухгалтерского учета – комплекс процедур, реализация которых позволяет обеспечить методологический и организационный аспекты учетной политики на уровне современных требований к постановке бухгалтерского учета.

К способам ведения бухгалтерского учетаотносятся:

· методы группировки и оценки фактов хоз. деят-ти,погашения стоимости активов;

· приемы орг-ции документооборота, инвентаризации;

·способы применения счетов БУ, системы регистровбух.учета, обработки инф-ции и иные соответствующиеспособы и приемы.

Учетная политика должна обеспечивать:

·полноту отражения в БУ всех фактов хоз.деятельности (требование полноты);

· своевремен.отражение фактов хоз. деят-ти в БУ и бух. отчет-ти (своевременности);

·большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

·отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости);

· рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).

56. Учёт.пол-ка орг-ции, её формирование, раскрытие, изменение.

Учетная пол-ка орг-ции – совокупность выбранных ей способов ведения БУ, первич. наблюдения, стойсотного измерения, текущ. группировки и итогов обобщения фактов хоз. деят-ти.

Основы формирования учет.пол-ки орг-ции заложены в ФЗ «О БУ» и положении по БУ «Учетная пол-ка орг-ции 1/2008 от 6 окт. 2008 №106».

Формирование учет.пол-ки ведется в соответ. с законодательством и возлагается на глав. бухгалтера орг-ции. При этом учет.пол-ка строиться на принципах: допущений и требований и утверждается:

1. Рабочий план счетов БУ, содерж. синтетич. и аналитич. счета.

2. Формы первич. учетных док-тов, регистров БУ, а также док-тов для внутр. бух.отчетности

3. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств

4. Способы оценки активов и обязательств

5. Правила документооборота и технологии обработки учет.инф-ции

6. Порядок контроля за хоз. операциями

Изменение учет. пол-ки может производится в случаях:

(1) Изменения законодательства РФ по БУ

(2) Разработки орг-цией нов.способов ведения БУ (применение нового способа ведения БУ предполагает более достоверное предостав-е фактов хоз. деят-ти. в БУ и отчетности или меньшую трудоемкость учет. процесса без снижения степени достоверности инф-ции

(3) Существен.изменения условий деят-ти или хозяйствования (реорганизация, изменение вида деят-ти).

Изменение учет.пол-ки пр-дится с начала отчет. года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

В случае изменения уч. пол-ки орг-ция должна раскрывать след.инф-цию:

1) Причину изменения учет.пол-ки

2) Содержание изменения учет.пол-ки

3) Порядок отражения последствий изменений учет.пол-ки в БУ

4) Суммы корректировок, связанных с изменением учет.пол-ки по каждой статье бух. отчетности за кажд. из представленных отчет. периодов

5) Сумму соответ. корректировке, относящ. к отчет.периодам, предшествующ. представленному в бух. отчетности до той степени, до кот. это практически возможно.

Орг-ция должна раскрывать принятые при формировании учет.пол-ки способы ведения БУ, сущест. влияющие на оценку и принятие решений заинтересованных пользователей. Существенными признаются способы ведения БУ, без знания о применении кот.заинтересованными пользователями бух. отчетности невозможно достоверная оценка фин. положения орг-ции, фин. результатов ее деят-ти и движ. денеж. ср-в.

Реформирование БУ в России

Началом реформирования бухгалтерского учета в России следует считать разработку и внедрение в учетную практику Плана счетов 1991 г. Значительный вклад в реформирование бухгалтерского учета в России внесли следующие документы: Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ; положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» .

В настоящее время реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования: формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями; гармонизация стандартов на международном уровне; оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

Основ.направлениями реформирования БУ явл.: законодат. и норматив. регулирование (на уровне Президента и Правительства РФ); формирование норматив. базы (стандартов); методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); кадровое обеспечение (формирование бух. профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов БУ); международное сотрудничество.

Для выполнения задач по каждому направлению намечено осуществить следующие меры:

1) подготовить необходимые изменения и дополнения в ФЗ «О БУ», Гражданский кодекс РФ и иные федеральные нормативные акты; разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по БУ и пересмотреть существующие на основе международ. учет.стандартов, а также новые планы счетов БУ для коммерч. и бюджетных орг-ций;

2) разработать: методические указания (инструкции и рекомендации) по БУ в разрезе положений, в том числе методические рекомендации по учету затрат на пр-во, реализацию продукции, работ, услуг и типовые методич. рекомендации по орг-ции БУ на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;

3) пересмотреть: регистры БУ для коммерч.и бюджетных орг-ций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов и первич. учет. док-тацию с учетом требований рыноч. экономики и международ. стандартов;

4) переработатьпрограммы обучения специалистов разных уровней: начального (бухгалтер-счетовод), среднего (бухгалтер-техник), высшего (бухгалтер-экономист), проф. бухгалтеров (главн. бухгалтеры, фин. менеджеры, аудиторы); в области международ. сотрудничества намечены вступление в Комитет по международ. бух. стандартам фин.отчетности, взаимодействие с международ. и национальными специализир. орг-циями, в том числе с Координационным советом по методологии БУ стран СНГ.

Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе БУ.

В работе по всем направлениям реформирования БУ будет принимать активное участие Институт проф. бухгалтеров (ИПБ) России.

Предусмотрена разработка 6 новых и переработка ряда уже имеющихся положений по БУ. В программе предоставлены след.цели развития БУ: Создание системы БУ, совместимой с МСФО; Обеспечение практической возможности применения МСФО в качестве единственных бух.стандартов для подготовки фин. отчетности эмитентами ценных бумаг; Развитие бух. профессии.

Аспекты бухгалтерского учета, включаемые учетной политикой

Рассмотрим подробнее данные аспекты бухгалтерского учета.

Учетная политика предприятия включает следующие аспекты бухгалтерского учета:

методологическое обеспечение;

организационное обеспечение;

техническое обеспечение.

Методологическое обеспечение учетного процесса осуществляется на основе четырехуровневой системы управления, соответствующей системе управления в странах с развитой рыночной экономикой.

В Законе «О бухгалтерском учете» содержится 4 главы, в которых раскрываются общие методологические подходы к бухгалтерскому учету, основные требования к его ведению, прежде всего в части составления первичной учетной документации, учетных регистров, оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, регламентация бухгалтерской отчетности и определена ответственность за нарушение действующего законодательства по бухгалтерскому учету.

Данным Законом закреплены ранее изданные нормативные акты первого уровня по регулированию бухгалтерского учета — законы, указы Президента и постановления Правительства. К ним относятся Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), настоящий Закон, Законы «Об акционерных обществах», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Нормативные акты второго уровня содержат положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разработанные Министерством финансов РФ, а согласно Закону «О бухгалтерском учете» со времени его официального опубликования (28 ноября 1996 г.) — Правительством РФ, на которое возложено общее методологическое руководство бухгалтерским учетом.

Положения (стандарты), разрабатываемые в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики согласно требованиям развития рыночной экономики, являются теми документами, которые устанавливают основные правила (принципы) бухгалтерского учета. Последние обязательны для исполнения предприятиями и организациями, что не исключает использования в определенных рамках различных учетных процедур (методов, вариантов), их воплощения в практической организации бухгалтерского учета.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми предприятиями:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, определяющие общую концепцию, правила и способы ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности предприятиями независимо от организационно-правовых форм собственности; в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Ко второму уровню следует отнести также другие нормативные документы и методические указания, включая различные рекомендации и инструкции по отдельным вопросам бухгалтерского учета. Однако эта точка зрения разделяется не всеми. По мнению Министерства финансов РФ, указанная часть документов определяет третий уровень системы нормативного регулирования в стране. На современном этапе такая позиция Министерства финансов РФ носит декларативный характер, поскольку без финансовой поддержки государства профессиональные общественные организации бухгалтеров, и в первую очередь Институт профессиональных бухгалтеров России, эту задачу решить не смогут.

Третий уровень должны определять профессиональные общественные организации по бухгалтерскому учету и аудиту как входящие, так и не входящие в состав Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ, Аудиторской палаты России, а также независимые аудиторы, имеющие лицензии на право занятия аудиторской деятельностью. К их компетенции отнесено предоставление разъяснений, рекомендаций, консультаций и других услуг предприятиям по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения.

Четвертый уровень включает документы, формирующие учетную политику предприятия.

Учетная политика предприятия есть регламентация приемов постановки бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущую группировку (счета и двойная запись) и итоговое обобщение (балансовое обобщение и отчетность) фактов экономических событий уставной и иной деятельности. Учетная политика разрабатывается всеми предприятиями независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Необходимость раскрытия учетной политики распространяется только на предприятия, обязанные по законодательству согласно учредительным документам либо по собственной инициативе публиковать свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично. В связи с этим предприятие должно четко определить перечень и содержание информации, составляющей его коммерческую тайну.

Обязанность публикации годового отчета, бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках распространяется на открытые акционерные общества, которые должны ежегодно публиковать указанную отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Открытые акционерные общества могут публиковать бухгалтерский баланс по сокращенной форме. Основанием при этом является наличие одновременно следующих финансовых показателей деятельности такого общества:

валюта бухгалтерского баланса на конец отчетного года не превышает 400 000-кратный размер минимальной оплаты труда, установленный законодательством РФ;

выручка (нетто) от реализации товаров, продукции работ, услуг за отчетный год не превышает 1 000 000-кратный размер минимальной оплаты труда, установленный законодательством РФ.

В настоящее время продолжает действовать Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, которым до принятия Закона «О бухгалтерском учете» устанавливались единые методологические принципы бухгалтерского учета в части, не противоречащей Закону. В дальнейшем предусматривается его доработка путем введения соответствующих норм и правил бухгалтерского учета с дополнительными комментариями, более полно найдут отражение технические аспекты бухгалтерского учета.

Методологическое обеспечение бухгалтерского учета на уровне организации определяется применением:

разработанного на основе типового плана счетов рабочего плана, содержащего синтетические и аналитические счета и обеспечивающего необходимой информацией аппарат управления и внешних пользователей;

типовых межотраслевых и отраслевых форм первичных учетных документов для регистрации экономических событий. Те из событий, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, в части оформления должны соответствовать общим требованиям и перечню обязательных реквизитов;

действующей модели текущего контроля за экономическими событиями соответственно их содержанию;

разработанной технологии проведения инвентаризации и методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;

правил документооборота и технологии обработки учетной информации на базе действующей организации учета и имеющихся технических средств.

Таким образом, на каждом из уровней управления решаются свои задачи. Вместе с тем все они в конечном итоге направлены на регламентацию и оптимизацию учетного процесса в соответствии с методологическими принципами бухгалтерского учета.

Методологические принципы бухгалтерского учета как часть учетной политики предприятия предусматривают:

наличие обособленности активов и обязательств организации от их собственников и других организаций;

допущение непрерывности функционирования организации, т.е. отсутствие намерения прекратить свою деятельность в обозримом будущем;

последовательность в осуществлении своей деятельности от одного отчетного периода к другому и, следовательно, отсутствие намерения не платить по своим обязательствам (допущение последовательности применения учетной политики);

соблюдение момента начисления, иными словами, доходы и расходы принимаются к учету не на момент их формирования, а на отчетный период, к которому они относятся (допущение временной определенности фактов экономических событий).

Учетная политика организации призвана обеспечить:

полное и своевременное отражение методом двойной записи всех фактов экономических событий, происходящих на предприятии (требование полноты);

соблюдение большой осторожности в действиях, непричинение преднамеренного ущерба финансовой устойчивости фирмы (принцип осмотрительности);

— преобладание правовых и экономических подходов над формальным пониманием отдельных действующих положений (принцип приоритета содержания над формой);

—равенство начальных и конечных остатков, а также оборотов по дебету и кредиту аналитических счетов и субсчетов начальному и конечному остатку, а равно оборотам по дебету и кредиту объединяющего их синтетического счета (принцип непротиворечивости);

экономное и рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из конкретной деятельности организации (требование рациональности);

принцип периодичности, т. е. разграничения учетного (месяц) и отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) для целей исчисления финансового результата деятельности организации, с одной стороны, и представления внешним потребителям информации о финансовом состоянии ее — с другой;

принцип составления и публикации бухгалтерской отчетности (неизменность ее состава, сопоставимость показателей статей баланса, отчета о прибылях и убытках на начало и конец отчетного года, публичность отчетности).

Отмеченные подходы в методологическом обеспечении бухгалтерского учета следовало бы дополнить еще одним, действующим в странах с рыночной экономикой, но не декларируемым в отечественном учете. Он гласит: первоначальная запись признается достоверной, если она оформлена документально и иное не оговорено участниками сторон или не доказано в судебном порядке. Данный принцип определяет главенство закона, что исключает основания осуществления органами исполнительной власти действий, противоречащих законодательным и нормативным актам.

Отсутствие соответствующих способов в процессе постановки отдельных вопросов бухгалтерского учета ставит перед предприятием проблему выбора иных подходов. Главное, чтобы они не противоречили Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

Учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя в срок не позднее первой публикации годовой отчетности, но не свыше 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Ее изменение в отчетном периоде, как правило, не допуска-ется. Исключением являются случаи, когда имеют место изменение действующего законодательства или каких-либо нормативных актов, осуществление реорганизационных процедур (разделение, присоединение, выделение, слияние), смена собственников, разработка новых способов ведения бухгалтерского учета. Эти изменения также должны быть оформлены необходимой организационно-распорядительной документацией по организации.

Все изменения, кроме указанных, должны быть приурочены к началу хозяйственного года, аргументированно обоснованы и, по возможности, исчислены в стоимостном выражении. Например, переход организации на ускоренный метод начисления амортизации должен быть подкреплен арифметическим расчетом, позволяющим однозначно определить абсолютную сумму увеличения себестоимости продукции (работ, услуг) и как результат этого снижение на указанную сумму балансовой прибыли организации.

Бухгалтерский учет как функция управления имеет свою организационную структуру. Организационное обеспечение бухгалтерского учета должно быть подчинено задаче своевременного предоставления аппарату управления достоверной и необходимой информации с наименьшими издержками. Решение этой задачи обеспечивается совокупностью факторов, каждый из которых реализуется в соответствии со сложившимися традициями, конкретными условиями функционирования организации и объемом учетной работы.

Организационное обеспечение бухгалтерского учета предполагает его разграничение на управленческий и финансовый учет. Хотя между ними нет резкой границы, тем не менее такая процедура необходима. Она четко определяет направление потоков учетной информации между отдельными Пользователями, создает основу управления формированием производственной себестоимости изготовляемой продукции и стратегического развития фирмы. Эта информация доступна только менеджерам. Правила организации управленческой бухгалтерии определяет само предприятие. Финансовый учет регулируется по определенной системе требований и принципов.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в форме и соблюдение действующего законодательства несет его руководитель. В его компетенцию входит утверждение учетной политики, рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов (для оформления хозяйственных операций, по которым нет типовых форм), порядка проведения инвентаризаций, правил организации документооборота и других процедур, необходимых для организации бухгалтерского учета.

Законом «О бухгалтерском учете» установлено также, что руководитель организации вправе лично вести бухгалтерский учет. Подобный вариант более приемлем на предприятиях малого бизнеса. Возможно учреждение самостоятельной бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером. Такая служба рассматривается как одно из структурных подразделений предприятия наряду со службами (отделами) главного технолога, маркетинга и т. п. Ведение бухгалтерского учета может осуществляться на договорных началах централизованной бухгалтерией, независимой специализированной организацией или, наконец, профессионалом-бухгалтером, имеющим соответствующее высшее или среднее специальное образование.

Выбор организационной формы бухгалтерского учета представляет собой важный фактор рационализации учетного процесса. Причем, если ранее, до широкого внедрения в учетный технологический процесс ЭВМ, более предпочтительным являлось создание централизованных бухгалтерий, то в настоящее время наблюдается тенденция к децентрализации учета. Основной довод — автоматизация рабочего места бухгалтера. Другие факторы — объем учетных работ, численность персонала, номенклатура производственных запасов и готовой продукции, количество поставщиков и покупателей и т. п. — приобретают менее важное значение.

В связи с этим должностные обязанности работников учета должны быть перераспределены исходя из степени их загруженности, наличия средств и каналов передачи учетных данных при прямой и обратной связи между уровнями в системе управления.

Различают три варианта разделения труда учетного персонала:

предметный;

линейный;

функциональный.

Предметный вариант разделения труда предполагает распределение документов в соответствии с названием отдела:

материальный отдел;

производственный отдел;

отдел расчетов;

отдел маркетинга;

общий отдел.

Каждый отдел занимается текущим учетом от начала до конца по группе экономически однородных счетов. Например, расчетный отдел ведет учет расчетов с персоналом по оплате труда и приравненным к ней платежам; материальный отдел — по группе счетов производственных запасов и т. д. Отдел может включать несколько работников, возглавляемых старшим бухгалтером. Предметный подход является распространенным в средних и крупных акционерных обществах, а также на государственных предприятиях.

Линейный вариант разделения труда наиболее типичен для организации учета в структурных подразделениях фирмы (цехах, производствах). Весь учетный процесс от наблюдения, сбора, регистрации до систематизации, группировки, обработки и обобщения осуществляется так называемыми «учетными группами».

Функциональный вариант разделения труда предусматривает, что каждый работник или определенная группа работников специализируется на выполнении однородных учетных операций. Эти операции, как правило, соответствуют стадиям технологического процесса формирования учетной информации. Такой вариант в большей степени соответствует современному уровню формирования информационной системы на предприятии с широким применением вычислительной техники.

Независимо от организационного строения бухгалтерского аппарата объем обязанностей для каждого бухгалтера должен определяться должностной инструкцией. Такой подход повышает персональную ответственность, а следовательно, способствует подготовке качественной и своевременной учетной информации для целей управления.

Вместе с тем при любом варианте разделения труда организационный аспект учетной политики предприятия должен быть подчинен созданию оптимальной схемы документооборота. Ее построение предусматривает четкое деление прохождения и обработки соответствующей документации на отдельные этапы. В каждом из них должны быть определены графики выполнения отдельных видов учетных работ, установлены их объемы, конкретные исполнители. На входе и выходе первичных учетных документов и соответствующих учетных регистров следует разработать определенные схемы внутреннего контроля. Последние должны составлять часть должностных инструкций бухгалтеров.

Периодически следует анализировать степень эффективности организационной структуры аппарата бухгалтерии. Определяющим критерием такой эффективности может являться отсутствие рекламаций со стороны пользователей учетной информации, полное и качественное ее содержание. Если подобная цель не достигнута, следует установить, в чем причина: отсутствие необходимых условий для выполнения данной цели или сама цель выбрана неверно. Полученные по материалам проверки результаты являются основой для разработки перечня мероприятий по совершенствованию учетного процесса и новых схем документооборота. Эти действия должны реализовываться в рамках установленного календарного плана с назначением ответственных исполнителей и быть оформлены в виде приказа руководителя по представлений главным бухгалтером соответствующего обоснования.

Схема документооборота должна дополняться разработкой конкретных индивидуальных планов-графиков в разрезе участков, отделов, складов, отдельных исполнителей. По каждому структурному подразделению организации устанавливаются определенный объем работ, его содержание, перечень входящих документов, разработанных в данном подразделении, с обоснованием целесообразности использования его в целях управления, а также перечень исходящей документации из соответствующего отдела, участка и т. п., адреса этой документации, сроки передачи. Объем работы структурных подразделений формируется путем обобщения индивидуальных планов-графиков каждого исполнителя.

Ответственность за разработку и исполнение графиков, правильное и своевременное составление необходимых документов, определенных этими графиками, сроков передачи их в бухгалтерию несут лица, заполнившие и подписавшие эти документы. Центральной фигурой, осуществляющей контроль за соблюдением графика документооборота, является главный бухгалтер. Его указания в этой части являются обязательными для всех исполнителей и структурных подразделений предприятия.

По мере использования документов в учетном процессе их сдают в архив. Это завершающий этап документооборота.

Техническое обеспечение бухгалтерского учета представляет собой комплекс процедур, реализация которых позволяет обеспечить методологический и организационный аспекты учетной политики на уровне современных требований к постановке бухгалтерского учета, что включает наличие:

рабочего плана счетов, разработанного организацией на базе типового плана финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций и инструкции по его применению;

альбома форм первичных документов по каждому участку работы бухгалтерии;

современных средств вычислительной техники, составляющих основу автоматизированной формы бухгалтерского учета;

кодификаторов объектов систематического и аналитического учета;

квалификационного уровня бухгалтеров, соответствующего современным требованиям управления организацией;

комплекса организационно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий по оптимизации учетного процесса;

организации внутрифирменного контроля;

— соответствующего уровня культуры производственных отношений в коллективе бухгалтерии.

В приведенном перечне требований, формирующих техническое обеспечение бухгалтерского учета, определяющим является обеспечение квалификационного уровня бухгалтеров, а также соответствующего уровня культуры среди сотрудников бухгалтерского аппарата. Эти два условия особенно важны на стадии внедрения системы управления базой данных (СУБД) и автоматизации документооборота.

Система организации автоматизированного документооборота поддерживает на заданном уровне стратегическую систему управления, дает возможность учетной обработки всех видов и форм документов, в том числе аудио- и видеодокументов, обеспечивает согласованность с другими подсистемами. Наконец, достоинством данной системы документооборота является поддержка многоуровневой иерархической структуры обращения документов. В конечном итоге реализация таких подходов в организации автоматизированного документооборота означает переход на качественно новый этап постановки бухгалтерского учета на предприятии, а следовательно, и более эффективный уровень управления.

14.1. Понятие и состав учетной политики

Бухгалтерский учет в организации дол­жен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализа­ция которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заин­тересованных пользователей.

В вопросах учетной политики организации должны разбираться:

  • руководитель организации, так как он утверждает учетную политику;
  • бухгалтер организации, поскольку он формирует учетную политику, т. е. может грамотно и всесторонне обосновать ее содержание;
  • аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки и с нее обычно начинается сам процесс проверки;
  • налоговый инспектор, так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организаций и для внешних пользователей бухгалтерская информация является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Таким образом, учетная политика организации – это средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» содержит 4 раздела:

Раздел 1. Общие положения

Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения; измерения; текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления коммерческой деятельностью, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др.

При выборе учетной политики исходят из таких требований, как:

  • постоянство учетной политики в течение длительного периода;
  • регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;
  • извещение внешних потребителей информации об измене­ниях в учетной политике.

Действие положения распространяется:

  • в части формирования учетной политики – на организации независимо от организационно-правовых форм;
  • в части раскрытия учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Раздел 2. Формирование учетной политики

Под формированием учетной политики понимается ее выбор и обоснование.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Таким образом, чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошо знать действующую нормативную базу с точки зрения перечня тех вопросов, решение которых входит или не входит в компетенцию руководства организации, а также того, какие вопросы еще остаются не отрегулированными в законодательстве по бухгалтерскому учету. Учетная политика организации формируется глав­ным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается ру­ководителем организации.

При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевремен­ности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля хозяйственных операций;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Законодательство об учетной политике накладывает большую ответственность на руководителя организации и главного бухгалтера, обусловливает необходимость хорошего знания ими методологии и организации бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и других вопросов.

Перечень допущений, из которых должны исходить организации при формировании учетной политики:

  1. При формировании учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). Таким образом, на балансе организации, как правило, не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации, т. е. прежде чем проверять, например, правомерность включения в себестоимость материалов амортизации оборудования или нематериальных активов, следует убедиться в наличии документов, подтверждающих право организации на данное имущество.
  2. Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации и существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности).
  3. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики).
  4. Факты хозяйственной деятельности организации относятся
    к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной
    определенности факторов хозяйственной деятельности). Это допущение называется также принципом начисления.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной операции (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной операции в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ, исходя положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их местонахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с вышесказанным, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Основное условие – единство учетной политики в организации. Это означает, во-первых, применение принятых способов всеми структурными подразделениями организаций, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать один выбранный способ, если иное не установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым учетом.

Раздел 3. Раскрытие учетной политики

Под раскрытием учетной политики понимается ее гласность. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений, заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности.

Существенными при этом признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания и применения которых невозможна достоверная оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности организации заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

К способам введения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерский отчетности относятся способы амортизации основных средств; нематериальных и иных активов, оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеет место значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно объяснить, чем она обусловлена.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав годовой отчетности организации за отчетный год.

При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5 %. Данное правило следует применять при раскрытии и других показателей бухгалтерской отчетности.

Раздел 4. Изменение учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгал­терского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фак­тов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной де­ятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном ПБУ 1/98. Оно должно вводиться с 1 января (начало финансового года) года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Всякое изменение учетной политики, оказавшее или способное оказать существенное влияние на результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация об изменениях должна включать, в частности: причину изменения учетной политики; оценку по­следствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчет­ным, объявляются в пояснительной записке по бухгалтерской отчетности организации.

14.2. Аспекты учетной политики организации (методологические, организационно-технические)

Особое место в учетной политике занимают ее методологические и организационно-технические аспекты. Методологические аспекты включают следующие позиции:

  1. Критерии при отнесении предметов к основным средствам или к средствам в обороте.
  2. Порядок начисления амортизации по основным средствам и по нематериальным активам.
  3. Варианты схемы записей для отражения начисленной амортизации нематериальных активов.
  4. Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
  5. Варианты списания общехозяйственных расходов на производственные счета или на счет 90 «Продажи».
  6. Порядок отражения на счетах операций по заготовлению и приобретению материальных ценностей.
  7. Метод расчета стоимости материально-производственных запасов и списания их на производство.
  8. Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
  9. Перечень резервов предстоящих расходов.
  10. Порядок создания и использования резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение вложений в ценные бумаги и под сомнительные долги.
  11. Порядок учета и ремонта (восстановления) основных средств.
  12. Варианты определения выручки от продажи продукции (работ, услуг).
  13. Варианты учета доходов и расходов будущих периодов (счета 97 и 98).
  14. Порядок оценки дебиторской и кредиторской задолженности.
  15. Учет резервного капитала (счет 82).
  16. Варианты создания и распределения расходов на продажу.
  17. Курсовые разницы и порядок их учета.
  18. Варианты учета безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей.
  19. Варианты выбытия основных средств.
  20. Варианты учета на счете 90 «Продажи».
  21. Варианты учета прочих доходов и расходов (счет 91).
  22. Варианты использования целевого финансирования (счет 86).
  23. Варианты определения и распределения чистой (результативной) прибыли.
  24. Порядок начисления и выплаты дивидендов.
  25. Порядок образования и закрытия счета 99 «Прибыли и убытки» и др.

Организационно-технические аспекты охватывают следующие пункты:

  1. Выбор формы бухгалтерского учета.
  2. Организацию работы в бухгалтерии.
  3. Систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
  4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Разработку порядка документооборота.
  5. План счетов бухгалтерского учета.
  6. Технологическую обработку учетной информации
  7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
  8. Систему взаимоотношений с аудиторскими и другими органами.

Учетная политика организации утверждается приказом руководителя организации и приобретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные выше аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами.

При разработке учетной политики организации необходимо руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете», другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и положениями, приказами, инструкциями и письмами Министерства финансов РФ и другими нормативными документами; обязательно следует использовать План счетов от 31 октября 2000 г. №94н.

12.2. Аспекты учетной политики организации (методологическая, организационно-техническая)

Методологические аспекты включают следующие позиции:

  1. Критерии при отнесении предметов к основным средствам ил средствам в обороте.
  2. Варианты выбытия основных средств (приказ Минфина РФ с 13 октября 2003 г. № 91н).
  3. Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.
  4. Варианты схемы записей для отражения начисленной амортизации нематериальных активов.
  5. Способы распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
  6. Варианты списания общехозяйственных расходов на производственные счета или на счет 90 «Продажи».
  7. Порядок отражения на счете операций по заготовлению и приобретению материальных ценностей.
  8. Метод расчетов материально-производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.
  9. Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
  10. Перечень резервов предстоящих расходов.
  11. Порядок создания и использования резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение вложений в ценные бумаги и под сомнительные долги.
  12. Порядок учета и ремонта (восстановления) основных средств.
  13. Варианты определения выручки от продажи продукции (работ, услуг).
  14. Варианты учета доходов и расходов будущих периодов (счета 97 и 98).
  15. Порядок оценки дебиторской и кредиторской задолженности.
  16. Учет резервного капитала (счет 82).
  17. Варианты создания и распределения расходов на продажу.
  18. Курсовые разницы и порядок их учета.
  19. Варианты учета безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей.
  20. Порядок учета отложенных налоговых активов и обязательств.
  21. Варианты учета на счете 90 «Продажа».
  22. Варианты учета прочих доходов и расходов (счет 91).
  23. Варианты использования целевого финансирования (счет 86).
  24. Варианты определения и распределения чистой (результативной) прибыли.
  25. Порядок начисления и выплаты дивидендов.
  26. Порядок образования и закрытия счета 99 «Прибыли и убытки».
  27. Порядок использования новых форм бухгалтерской отчетности организации (приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н).

К организационно-техническим аспектам относятся:

  1. Выбор формы бухгалтерского учета.
  2. Организация работы в бухгалтерии.
  3. Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
  4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Разработка порядка документооборота.
  5. План счетов бухгалтерского учета с учетом приказа Минфина РФ от 7 мая 2003 г. № 38н.
  6. Технологические обработки учетной информации.
  7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
  8. Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с органами контроля и управления.

Перечисленные аспекты учетной политики должны быть обоснованы нормативными документами. Приведенный перечень разделов учетной политики является общим, но может быть расширен либо уменьшен в зависимости от направлений хозяйственной деятельности и величины организации. Учетная политика утверждается приказом руководителя организации и приобретает юридическую силу.
Согласно НК РФ организации приказом руководителя должны принять учетную политику для целей налогообложения, которая является обязательной для обособленных подразделений организаций. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. В учетной политике следует выбрать способ определения даты реализации товаров, продукции, работ, услуг, предусмотреть порядок формирования финансово-экономических показателей для расчета налогооблагаемых баз, установить порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж и других документов налогового учета.

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ

1 Дайте определение учетной политики
Ответы: 1. Совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета
2. Приемы организации документооборота, инвентаризации и способы применения бухгалтерского учета
3. Применение системы учетных регистров и порядок их заполнения
4. Совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности
2 Из каких аспектов слагается учетная политика организации?
Ответы: 1. Методологического, технологического
2. Организационного, методологического
3. Организационного, методологического, технологического
4. Методологического, организационно-технического
3 Кто в организации несет ответственность за формирование учетной политики?
Ответы: 1. Экономисты организации
2. Руководитель организации
3. Учетные работники организации
4. Главный бухгалтер организации
4 В каком разделе учетной политики организации отражается изменение учетной политики?
Ответы: 1. 1
2. 3
3. 4
4. 2
5 Какие требования учитываются при формировании учетной политики?
Ответы: 1. Постоянство, полнота, рациональность
2. Регламентация принципов, своевременность
3. Полнота, своевременность, осмотрительность, непротиворечивость, рациональность, приоритет содержания перед формой
4. Извещение внешних потребителей, непротиворечивость и рациональность
6 В каких случаях допускается изменение учетной политики?
Ответы: 1. Изменение законодательства РФ или нормативных актов
2. Разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета
3. Существенное изменение условий деятельности
4. Законодательно-нормативные акты, разработка новых способов введения бухгалтерского учета, а также существенное изменение деятельности организации