Макулатура без НДС

Подписан закон об отмене НДС на макулатуру

В начале июня Владимир Путин подписал закон «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно закону, реализация макулатуры в РФ полностью освобождается от НДС.

Под макулатурой понимаются отходы бумажного производства, а также брак и вышедшие из употребления бумага, картонные и типографские изделия, отходы делопроизводства, в том числе документы, у которых истек срок хранения.

Как утверждает статистика, российский рынок сбора макулатуры сегодня пришел в упадок. «Согласно заявлению Лиги переработчиков макулатуры, только в последние несколько лет было закрыто 7 предприятий, и еще 8 находятся на грани банкротства», – сообщается в пояснительной записке.

Как считают создатели проекта закона, основополагающей причиной, которая влияет на деятельность предприятий перерабатывающей отрасли, стал дефицит и неоправданно завышенная цена макулатуры. К примеру, за последние три года ее стоимость возросла на 60%.

Разработчики закона уверены, что прибыльность предприятий, которые занимаются сбором макулатуры, достаточно низка, и это может стать основной причиной для изыска дополнительных прибылей за счет экономии налогов, в частности, за счет НДС.

Помимо этого, такие меры, с точки зрения создателей закона, в перспективе должны:

  • усилить инвестиционную привлекательность отрасли за счет ее увеличившейся прозрачности;
  • поднять коэффициент собираемости макулатуры, составляющий на сегодня около 30% и значительно уступающий европейскому уровню,
  • увеличить объем ее переработки специализированными предприятиями, которые на сегодня испытывают острую нехватку сырья.

Алекcандр Фокин о перспективах отмены НДС на макулатуру

Согласно данным СРО «Лиги переработчиков макулатуры», благодаря заводам-переработчикам макулатуры в России ежегодно спасают около 93 млн. деревьев.

На данный момент разработан ряд законопроектов, направленных на развитие этой отрасли. В частности, предприниматели, занимающиеся сбором и переработкой макулатуры, выступили инициаторами продления временного запрета на экспорт макулатуры. Председатель подкомитета по экологии Государственной Думы Александр Фокин является инициатором отмены НДС на макулатуру.

Здравствуйте, Александр Иванович. Вы выступаете за отмену НДС на макулатуру. Какие перспективы Вы видите при принятии данного законопроекта?

Перспективы хорошие, поправка в 149 статью Налогового кодекса будет принята в ближайшее время.

В 2009 году я принимал участие в отмене налога на добавленную стоимость на лом черных и цветных металлов, что является практически 100%-ной аналогией отмены НДС на макулатуру. Год спустя Минпромторг России провел исследование, в ходе которого установил, что принятая мера оказалось целесообразной и стала стимулирующей для развития отрасли. Государство начало получать доходы, увеличив собираемость этого налога. Отмена НДС привела к тому, что мошенники, которые совершали манипуляции с возвратом налога на добавленную стоимость при экспорте лома черных и цветных металлов, оставили отрасль в покое. Кроме того, упростился мониторинг НДС, что прекрасно сказалось на работе Федеральной налоговой службы и на взаимоотношениях металлургов и государства.

Я уверен, что этот позитивный опыт следует транслировать на все виды вторичных ресурсов, но, в первую очередь, на макулатуру. По данным Минприроды, Минэкономразвития, Минстроя и Минпромторга России, на сегодняшний день около 33% твердых коммунальных отходов — это макулатура. Она занимает первое место среди всех отходов. Поэтому внедрение данного опыта в отрасль переработки макулатуры будет особенно полезно.

При принятии поправки в ст. 149 Налогового кодекса государство получит в первый же год более 5 млрд. рублей. Эти средства будут получены в бюджет Российской Федерации от предприятий-переработчиков макулатуры, которые будут фактически уплачивать в бюджет полагающиеся суммы НДС на макулатуру. На данный момент государство практически не получает НДС от многих мелких компаний-заготовителей макулатуры, использующих различные налоговые схемы. На территории России около 70 заводов, занимающихся переработкой макулатуры, и именно они готовы взять на себя обязательства по уплате НДС, чтобы упростить взаимоотношения с поставщиками макулатуры и очистить рынок от заполонивших его мошенников.

Из-за мошеннических схем государство за последние 5 лет не только не получает НДС от макулатуры, но и выплачивает денежных средств больше, чем собирает.

По этой законодательной инициативе была получена поддержка от федеральных органов исполнительной власти: Минпромторга, Минприроды, Минстроя и Минфина России. Правительство РФ также дало положительное заключение на этот законопроект, после чего он был внесен в Государственную думу.

Более того, сегодня государство стремится улучшить взаимоотношения с самозанятыми предпринимателями, микробизнесами, малыми и средними предприятиями. Для них была создана специальная налоговая система, развитие которой было поручено Генеральному директору акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Александру Браверману.

Сегодня у отрасли переработки и сбора макулатуры огромное будущее. По статистике, за 2015 год, отрасль переработала и собрала более 3 млн тонн макулатуры. Всего в хозяйственный оборот за 2015 год было запущено около 12 млн тонн бумажных изделий. Из них пригодно для переработки – 9 млн тонн. Это означает, что у отрасли есть колоссальный потенциал к инвестиционному росту, который, благодаря стимулирующему федеральному закону №89 «Об отходах производства и потребления», может быть осуществлен в ближайшие 2-3 года. Уже скоро мы увидим, что объем собираемости макулатуру гарантированно увеличится в 3 раза.

Сегодня необходимо сделать все возможное, чтобы экономика Российской Федерации стала наиболее эффективной. В частности, этому будет способствовать применение вторичных ресурсов: если в производстве товаров использовать макулатуру, то себестоимость производства бумаги и картона может значительно снизиться, и, как следствие, наша продукция станет более востребованной на мировом рынке. Более того, снизится количество необходимых для производства природных ресурсов: 1 тонна переработанной макулатуры сохраняет гарантированно 30 деревьев, 4 тыс. кВт электроэнергии, около 2 баррелей нефти, 26 тыс. литров воды и 3-4 куб.м. земли.

Отрасль переработки макулатуры выплачивает налогов в размере более 15 млрд. рублей ежегодно. Количество занятых в этой отрасли составляет более 100 тыс. человек. То есть если отрасль вырастет в 3 раза, то и количество налоговых платежей, и число рабочих мест также троекратно увеличится. Все это будет способствовать снижению социальной напряженности в стране и значительно улучшит наполняемость бюджета.

Стоит отметить, что Президент РФ объявил 2017 год – Годом экологии. Именно тогда вступит в законную силу большое количество законодательных инициатив, которые были реализованы нашим комитетом природопользования. Например, с 2017 года будет запрещено захоронение любых вторичных ресурсов на полигонах. Это означает, что сегодняшнее принятие поправки в ст. 149 Налогового кодекса даст мощный толчок для развития малого и среднего бизнеса. Та макулатура, которая находится в мусорных контейнерах жилого массива, будет извлечена оттуда, и ни один килограмм бумажных отходов не будет захораниваться на полигонах Российской Федерации.

Правительство и Администрация Президента РФ занимаются серьезной работой для того, чтобы в 2017 году достичь максимальных результатов в экологическом развитии Российской Федерации. В частности, глава Администрации Президента РФ, глава оргкомитета по проведению Года экологии Сергей Борисович Иванов отметил необходимость спасения лесного массива России. С.Б. Иванов заявил, что «в рамках года Экологии планируется развивать отрасль переработки бытовых отходов и мусора, в частности, необходимо строительство современных предприятий».

Какова польза отмены НДС для простых граждан?

Для простых граждан отмена налога на добавленную стоимость, безусловно, будет положительным фактором. Структура себестоимости при изготовлении бумаги и картона изменится за счет применения макулатуры. Это означает, что при отмене НДС мошенники, которые занимались спекулятивным взвинчиванием цен, уйдут с рынка, и макулатура подешевеет. Она станет более доступна для заводов-переработчиков. И обычные граждане увидят, как цены на социально значимые товары начнут уменьшаться. Поэтому для простого обывателя это большая выгода: то, что он сегодня покупает дороже, после отмены НДС на макулатуру будет стоить дешевле. Также при отмене НДС на макулатуру государство будет получать деньги в бюджет и, следовательно, будет лучше выполнять социальные обязательства перед населением. Этим законом мы препятствуем разворовыванию бюджета Российской Федерации, и таким образом приносим максимальную пользу нашей стране и всем ее гражданам.

Профицит на рынке макулатуры приведет к уменьшению стоимости макулатуры. Подешевеет не только продукция из макулатуры, но товары, сделанные из целлюлозы, что принесет неоспоримую выгоду для граждан.

Какие еще организации поддерживают данный проект?

Доподлинно известно, что данный проект поддержали все предприятия, входящие в СРО «Лигу переработчиков макулатуры», которая объединяет около 75% участников отрасли сбора и переработки макулатуры. Также поддерживают организации, которые занимаются сбором лома черных и цветных металлов: после отмены НДС они хотят тоже заниматься сбором макулатуры.

Такое стремление связано с тем, что после отмены НДС на лом черных и цветных металлов в 2009 году произошли крайне позитивные изменения в данной отрасли. К сборщикам пришли крупные металлургические холдинги, и группы стали вертикально интегрированы. Были осуществлены крупные инвестиции в сбор лома черных и цветных металлов, и там теперь присутствуют крупнейшие металлургические компании России, такие как «ЛМК», «ММК» и другие металлургические холдинги. Мы получили значительное улучшение инвестиционного климата в отрасли и внутри страны.

Поддержка со стороны государства осуществлялась на уровне Минпромторга, Минэономразвития, Минфина, Минстроя России и 14 Губернаторов Субъектов РФ. Все они поддержали эту инициативу. Кроме того, была получена поддержка Правительства РФ: был разработан законопроект, который поддержала комиссия Правительства по законопроектной деятельности, возглавляемая заместителем Председателя Правительства РФ Сергеем Приходько.

Также инициатива отмены НДС на операции с макулатурой была включена Первым заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым в «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов».

Будете ли вы содействовать (при принятии закона об отмене НДС) возникновению частных организаций по сбору макулатуры?

Да, Госдума ведет системную работу с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Александра Бравермана. Законопроект отмены налога на добавленную стоимость на макулатуру приведет к качественным изменениям в работе самозанятого населения. Ведь макулатура – это отходы производства пятого класса опасности, на сбор которого не требуется лицензирование. Поэтому ее сбором могут заниматься практически все. Мы ожидаем, что число предпринимателей, которых заинтересует данный сегмент рынка, после отмены НДС вырастет троекратно.

Какие факторы мешают принятию законодательной инициативы? И насколько они вредны для государства?

На сегодняшний день нельзя сказать, что кто-либо мешает отмене налога на добавленную стоимость. Есть процедура принятия поправки в Налоговый кодекс. Мы получили достаточно значимую поддержку от Федеральных органов исполнительной власти, Губернаторов, а также от Правительства. Поэтому слово «мешает» в данном случае не подходит.

Но, безусловно, любое промедление, связанное с непринятием данной законодательной инициативы, негативно отразится на бюджете Российской Федерации, и этого допускать нельзя.

Почему большая часть экспорта макулатуры отправлялась на Украину?

Два украинских завода, построенные во времена СССР, перерабатывали макулатуру с юга России и центральной части России. Сегодня Советского Союза больше нет, но эти заводы остались. Сырьевые потоки, которые они раньше получали из центральной части и юга СССР, сегодня поступают из России. Эти интеграционные связи переродились в раковую опухоль, криминализовались и начали крайне негативно воздействовать на экономику РФ. Эти заводы на территории Украины не могут работать без российской макулатуры. Евроинтеграция, о которой ранее говорили на Украине, провалилась. Поэтому украинские заводы могут реализовывать свою готовую продукцию только на территории РФ.

Работа с украинскими заводами стала колоссальной проблемой: макулатура вывозится хищническим образом на Украину, перерабатывается там и возвращается к нам в страну готовой продукцией, то есть налицо действие толлинговой схемы. Это означает то, что заводы, находящиеся на территории РФ, являются пострадавшей стороной и находятся в угнетенном состоянии. Они не могут бороться в одиночку без господдержки против мошеннических схем вывоза макулатуры на Украину. Государство должно заниматься загрузкой своих производственных мощностей. Государство должно реализовывать политику импортозамещения, а не поощрять промышленность политиков Украины и мошенников, которые разворовывают бюджет Российской Федерации при помощи махинаций и возврата налога на добавленную стоимость при экспорте макулатуры.

Надеюсь, что законодательные инициативы по отмене НДС принесут отрасли сырьевое благополучие, стабильность и процветание.

Поделиться ссылкой в соц медиа

Реализация макулатуры в 2019 году

Главная » Бухгалтеру » Реализация макулатуры в 2019 году


Вернуться назад на Реализация 2019
Так, если реализация макулатуры является основным или дополнительным видом деятельности предприятия, то проводки в учете данной операции будут строиться на основании того, что изначально макулатура является товаром.
Т.е. если реализуемая предприятием макулатура ранее приобреталась у других предприятий, населения и предпринимателей с целью ее дальнейшей перепродажи, или с целью переработки для последующей перепродажи, или просто даже принималась на хранение, но не для собственных производственных целей, то в этом случае лицензия необходима! Но при условии, что такая макулатура относится к отходам I-IV класса опасности (п.1 пп.30 статьи 12 федерального закона N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
При этом лицензировать необходимо деятельность, которая связана со сбором, перевозкой, переработкой, с утилизацией, обезвреживанием и хранением указанных отходов. Лицензия получается на конкретный класс опасности отходов и на конкретный вид деятельности. Например, на обработку, или на сбор и обработку, и т.д. Это означает, что тот вид деятельности или тот вид отходов, который не зафиксирован в лицензии, не может быть без нее реализован.
Другой закон Российской Федерации N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в статье 4.1 перечисляет виды классов опасности для отходов и уточняет, какие именно могут быть причислены к определенному классу:
• к 1-му классу относятся отходы — чрезвычайно опасные;
• ко 2-му классу – отходы — опасные;
• к 3-му классу – отходы, характеризуемые, как умеренно опасные;
• к 4-му классу относят отходы, степень влияния которых на окружающую среду не велика. Поэтому они признаются малоопасными;
• к 5-му классу опасности причисляют те виды отходов, которые практически безопасны.
Обычно макулатуру относят к отходам либо IV-го, либо V-го класса опасности, поскольку она не вся обладает токсичными свойствами. А это означает, что для обращения макулатуры, если у нее будет признан IV-й класс опасности, лицензия обязательно потребуется (на основании п.1 пп.30 ст.12 закона No99-ФЗ).
Однако, разрешение необходимо только в том случае, если организация приобретает макулатуру для дальнейшей ее перепродажи, или принимает ее для хранения и т.д.
Тогда бухгалтерский учет макулатуры у такого предприятия будет организован:
• с позиции приобретения товара (т.е. через счет 41 «Товары»), если планируется ее последующая перепродажа переработчику. Причем, если закупка макулатуры в данном случае производится у обычного населения (не у предпринимателей!), то такие операции следует оформить с помощью товарно-закупочного акта, разработанного самим предприятием. От организаций и предпринимателей, которые продают свою макулатуру, достаточно будет получить, например, накладную ТОРГ-12;
• либо с позиции предоставлению услуг по хранению, захоронению, утилизации, и т.п. (то есть через счет 20 «Основное производство», или через счет 91 «Прочие доходы и расходы» — если деятельность не носит основного характера). В этом случае, если речь идет только о хранении макулатуры, как правило, оформляется акт по форме МХ-1 (утвержден Госкомстатом РФ в Постановлении No 66). Этот акт оформляется на основании заключенного договора хранения.
А вот если предприятие продает макулатуру, которая появилась у него в ходе производственного процесса или в процессе потребления (например, в виде документов, у которых срок хранения истек), то в этом случае лицензии не требуется. Более того, учет макулатуры в бухгалтерском учете фирмы в данной ситуации будет строиться по принципу возвратных отходов.
Бухгалтерский учет макулатуры у предприятия, которое собирается использовать собственную (не покупную) макулатуру, строится с учетом, прежде всего, положений ПБУ No5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов (утверждены Минфином РФ в приказе No119н). И строится он на основании признания макулатуры возвратными отходами.
Выбор одного из вариантов оценки нужно в обязательном порядке зафиксировать в учетной политике предприятия (этого требует п.7 ПБУ No1/2008 «Учётная политика»).
Бухгалтерский учет макулатуры в случае ее продажи следует отразить в порядке, аналогичном учету продажи материалов.
Однако тут есть небольшое исключение: в соответствии с пунктом 111 Методических указаний стоимость возвратных отходов уменьшает стоимость отпущенных в производство материалов.
Иными словами первичный учет макулатуры в бухгалтерском учете предприятия будет отражен таким образом: Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», и т.д. – принята макулатура на учет на предприятии.
По кредиту ставятся счета в зависимости от источника поступления макулатуры. Что касается использования счета 10, то в данной проводке его может заменить счетом 16 «Отклонения в стоимости МПЗ», если это предусмотрено учетной политикой организации.
Оценка макулатуры, по которой она отражается в этой проводке, зависит от того, продается макулатура или поступает в производство. Если на реализацию, то для учета лучше использовать возможную цену продажи.
Исходя из решения о продаже, дальнейший учет макулатуры и проводки строятся на основании возникновения внереализационных (прочих) доходов и расходов:
• Дебет счета 62 «Покупатели и заказчики» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» — отражена реализация макулатуры по фактической стоимости реализации (по договорной);
• Дебет сч. 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит сч.10 – отражено списание продаваемой макулатуры по возможной цене ее реализации.
В итоге может возникнуть разница между двумя этими оценками в виде дохода организации от продажи макулатуры или, наоборот, в виде убытка. Дебет счета 91, субсч. «Прочие расходы» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — начислен НДС.
Стоит отметить, что проводка по начислению налога НДС не делается на основании внесенных изменений в статью 149 Налогового Кодекса РФ. Так, теперь в п.2 пп.31 данной статьи в числе освобожденных (не подлежащих) от обложения налогом НДС операций стоит реализация макулатуры, а также ее использование для собственных нужд.
Что касается документального оформления вышеуказанных проводок, то для принятия собственной (не покупной) макулатуры на учет и для ее последующего списания в связи с реализацией, потребуются первичные документы, которые предприятие может разработать самостоятельно. При этом нужно учитывать требования федерального закона РФ N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», изложенные в его статье 9.
В данной статье поименованы те обязательные реквизиты для документов, которые необходимы, чтобы операцию признать документально оформленной. Образцы разработанных документов изначально должны быть утверждены предприятием в его учетной политике. Но, как правило, организации при продаже своей макулатуры используют форму ТОРГ-12, которая утверждена Госкомстатом РФ в Постановлении No132 и действует по сей день, хотя и не является больше обязательной к применению.

Расчет больничного 2019
Расчет заработной платы 2019
Расчетный счет 2019
Расчет отпускных 2019
РВП 2019

| | Вверх