Локальные нормативно правовые акты примеры

Локальные нормативно правовые акты примеры

Заключению коллективного договора обязательно должна предшествовать процедура разработки такого договора. Начальной стадией этой процедуры являются коллективные переговоры. В качестве инициатора коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступить любая из сторон. Для этого инициатор должен послать письменное уведомление о начале переговоров другой стороне. Получившая уведомление сторона обязана в семидневный срок со дня получения уведомления начать переговоры. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из своих представителей. Решением сторон определяются ее состав, сроки, место проведения и повестка дня переговоров.

Коллективный договор и локальные нормативные акты

ВниманиеТК РФ, которая обязывает знакомить работника до приема на работу как с локальными актами, так и с коллективным договором.

Ст. 40 ТК РФ определяет коллективный договор, как — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Относится ли коллективный договор к локально-нормативным актам?

Читайте подробнее о колдоговоре 2017 по этой ссылке.

ВажноПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА 1. Коллективный договор и локальные нормативные акты 2.
Действие коллективного договора 2.1. Действие коллективного договора при реорганизации организации 2.2.

Действие коллективного договора при ликвидации организации Коллективный договор — это правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключается работниками и работодателем в лице их представителей (ст.

40 ТК РФ). В соответствии с пп. 1 п. 2 ст.

Правовые и локальные нормативные акты организации

Трудового кодекса РФ при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать новый коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах: — соблюдение законодательства; — полномочность представителей сторон; — равноправие сторон; — свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора; — добровольность принятия обязательств; — реальность обеспечения принимаемых обязательств; — систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Коллективный договор как локальный нормативный акт

ИнфоТаким образом, различаются сторона коллективного договора — ею являются работники (трудовой коллектив) — и участники коллективного договорного процесса — ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании работников организации и уполномоченные этим собранием.
В современных условиях в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов работников будут претендовать на заключение договора.

Такими представительными органами могут быть профсоюзы и профсоюзные объединения, первичные профсоюзные организации.

На предприятиях, где имеются первичные профсоюзные организации, и вместе с этим имеются работники, не являющиеся членами профсоюза, последние имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации заключать коллективный договор и от их имени.

Локальные акты: виды, назначение, порядок принятия

Применение договора при организационных изменениях Продолжает ли действовать коллективный договор в случае реорганизации, смены собственника, ликвидации, изменении наименования организации или смены ее руководителя Коллективный договор сохраняет свое действие в общем порядке до окончания срока в случаях:

  • изменения наименования организации;
  • расторжения трудового договора с руководителем организации;
  • реорганизации организации в форме преобразования;
  • изменения типа государственного или муниципального учреждения.

Если меняется форма собственности организации, то коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода права собственности.
При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

Локальные акты. являются ли коллективные договоры локальными актами?

Например, соответствующими разделами могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для лиц с семейными обязанностями и многодетных сотрудников, негосударственное пенсионное обеспечение сотрудников, страховка для сотрудников, оплата мобильной связи и проезда на общественном транспорте, проведение корпоративных мероприятий и прочее.

Популярные вопросы Внимание: в коллективный договор запрещено включать условия, которые ограничивают права сотрудников, в том числе относительно действующих отраслевых соглашений.

Если такие условия включены, то они не должны применяться (ч. 4 ст. 8
№ 33-3560.

Поиск Лекций

Нормативный правовой акт. Понятия, виды. Локальные нормативно-правовые акты.

Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально- экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

нормативные акты государственных органов;

нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: общефедеральные;

нормативные акты субъектов Российской Федерации; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.

Локальные нормативно-правовые акты принимаются в достаточно широких сферах общественной деятельности (уставы, положения, инструкции и др.). Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В рыночных экономических отношениях приобретают большое регулятивное

значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам. Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, которые становится своеобразными «кодексами» в масштабе отдельных организаций. Например, локальные нормативные акты в трудовых правоотношениях устанавливают максимальные нормы продолжительности рабочего времени, основные положения о порядке и способах его распределения в пределах суток, другого календарного периода и др. Локальные акты могут вводить льготы и поощрения для работников конкретных организаций, но в них не должны устанавливаться санкции, не предусмотренные законами об ответственности.

21.НОРМЫ ПРАВА И ДР.СОЦ.НОРМЫ.Норма права — это установленное или санкционированное, т. е. утвержденное и охраняемое государством правило поведения, соответствующее интересам властвующего клана, слоя населения или большинства граждан, обязательное для исполнения всеми, на кого оно распространяется, применяемое неопределенное количество раз и предусматривающее юридическую ответственность в случае его невыполнения.

Выделяются следующие характерные черты и признаки нормы права.

1. Норма права имеет общий характер, она не адресована конкретному лицу. Например, если в норме права речь идет о должностном лице, то она регулирует деятельность любого должностного лица независимо от того, кто персонально им является.

2. Норма права регулирует внешнее поведение человека. Она обращена к его воле, сознанию и действиям, а не к эмоциям, настроению, желаниям. Для нормы права главное — внешне проявляющиеся поведение и деятельность людей.

3. Норма права — обязательное правило поведения для юридических и физических лиц. Она признается государством, которое гарантирует ее выполнение принудительной властной силой.

4. Норма права регулирует общественные отношения официально, открыто и публично.

5. Норма права рассчитана на многократное использование. Она применяется все время, пока является действующей.

6. Нормы права содержатся в законах и других нормативных правовых актах.

7. Норма права предусматривает определенную юридическую ответственность, применяемую соответствующими государственными органами в случае ее невыполнения.

Норма права может выступать в виде предписания: 1) вести себя определенным образом, выполнить какие-то обязанности; 2) запрета совершать некоторые поступки; 3) разрешения действовать соответствующим образом. Но сущность ее сохраняется: она — обязательное правило поведения для исполнения всеми, кого оно касается.

Юридическим содержанием нормы права является:

1. Предоставление прав одной стороне. Например, право продавца вещи получить ее цену и право покупателя получить приобретенную им вещь.

2. Возложение на другую сторону обязанностей. Например, юридическая обязанность покупателя уплатить продавцу стоимость вещи и юридическая обязанность продавца передать проданную вещь.

Коллективный договор: локальный нормативным акт

Связь прав и обязанностей. Продавец обязан передать вещь и имеет право получить деньги — цену этой вещи, а покупатель, наоборот, имеет право получить вещь и обязан передать продавцу деньги. В этом заключается взаимосвязанное поведение сторон, установленное нормой права.

4. Вмешательство государства в случае, если продавец или покупатель не выполняет своих обязанностей. Вмешательство государства представляет собой властное принудительное воздействие с целью исполнения нормы права либо привлечение виновного к ответственности.

В обществе наряду с правовыми существуют иные социальные нормы — общие правила поведения, которые создаются самим обществом, гражданами и регулируют их поведение и деятельность. К ним относятся нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, нормы внешней культуры, политические, корпоративные и др.

Социальные нормы характеризуются следующими основными чертами.

1. Они являются-общими правилами, т. е. применяются неопределенное количество раз ко всем индивидам, поведение или деятельность которых подпадает под данную социальную норму. Они действуют постоянно.

2. Социальные нормы регулируют волевую и сознательную деятельность людей. Индивиды должны знать их и руководствоваться ими. Это означает, что социальные нормы адресованы лицам, достигшим определенного возраста и не страдающим психическими заболеваниями.

3. Исполнение социальных норм обеспечивается самими гражданами, общественными организациями, которые применяют к нарушителям меры негативного воздействия: моральное или нравственное осуждение, исключение из членов общественной организации и т. д.

4. Характер и содержание социальных норм, их направленность обусловлены объективными обстоятельствами существования данного общества, состоянием его экономики, материальной обеспеченностью населения, уровнем развития культуры, морали, нравственности, историческими традициями и обычаями, менталитетом нации, другими реальными факторами. Например, социальные нормы рабовладельческого общества отличаются от современных социальных норм, социальные нормы европейских стран — от азиатских, правила одной религии от другой.

5. Социальные нормы, как правило, предписывают положительное поведение, полезное людям, соответствующее их интересам.

Они способствуют прогрессивному развитию общества.

Наряду с положительными в обществе могут существовать социальные нормы, направленные против честных людей, их добропорядочного, добросовестного поведения. К таким нормам относятся, например, правила различных преступных сообществ. Они осуждаются большинством граждан, не существуют открыто, имеют тайный и локальный характер. В общем количестве социальных норм они занимают незначительное место.

Особенность социальных норм состоит в том, что они исторически создаются самим обществом, людьми в процессе их взаимоотношений, а будучи созданными, регулируют их поведение.

Социальную норму можно охарактеризовать как правило, которое разрешает, обязывает или запрещает какое-либо действие или поведение человека. Например, общепринято, что молодой человек должен уступить место женщине или пожилому человеку в общественном транспорте. Наоборот, не принято, например, громко разговаривать и тем более кричать в общественных местах и т. д.

Наличие социальных норм дает возможность осуществлять контроль за поведением человека в обществе и определять его действия как правильные, т. е. соответствующие правилам поведения, и неправильные, т. е. несоответствующие этим правилам.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Главная » Кадровику » Локальные трудовые акты

Локальные трудовые акты

Вернуться назад на Локальный акт

Локальные нормативные акты (ст. 8 ТК) — это акты местного значения, носящие нормативный характер. Они имеют обязательную силу и распространяют свое действие на всех или отдельные категории работников организации или индивидуального предпринимателя.

Виды локальных нормативных актов в сфере труда

Закрытого перечня видов локальных нормативных актов не содержится ни в трудовом законодательстве, ни в других его отраслях. Имеется лишь примерный перечень локальных нормативных актов, регулирующих внутренний трудовой распорядок.

В соответствии с частью первой ст.194 ТК к таким документам относятся:

— правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР);
— штатное расписание;
— должностные инструкции работников;
— графики работ (сменности);
— графики отпусков;
— положения и инструкция по охране труда и технике безопасности;
— коллективные договоры, соглашения;
— другие локальные нормативные акты по вопросам труда.

Таким образом, можно выделить следующие виды локальных нормативных актов:

По предмету локального правового регулирования:

— локальные нормативные акты по общим вопросам найма, которые распространяются на различные группы трудовых и связанных с ними отношений (устав организации, ПВТР, положение о персонале, положение о контрактной системе найма);
— локальные нормативные акты по вопросам специального характера, которые относятся только к определенным категориям работников (положения о найме административного персонала, должностные инструкции) или регулируют отдельные аспекты трудовых и связанных с ними отношений (штатное расписание, положения об оплате труда, о премировании, положения об избрании по конкурсу, табели учета рабочего времени, графики отпусков, графики сменности и т.п.).

По сфере действия:

— локальные нормативные акты, распространяющиеся на несколько юридических лиц. Это довольно редкая группа локальных актов, принимаемых в концернах, холдингах, транснациональных корпорациях. К ним могут быть причислены локальные акты, принимаемые по вопросам как общего, так и специального характера;
— локальные нормативные акты, распространяющиеся в целом на одно юридическое лицо. К этим документам относятся практически все вышеуказанные внутренние акты по общим вопросам найма, а также положения об оплате труда, о премировании, иногда — штатное расписание;
— локальные нормативные акты, распространяющиеся на отдельные подразделения в рамках юридического лица (положения о филиалах, представительствах, иных структурных подразделениях).

По времени действия:

— локальные нормативные акты, принимаемые на неопределенный срок (ПВТР, положения об оплате труда, о премировании, о контрактной системе найма, должностные инструкции). Срок действия данных актов, как правило, не ограничивается, а, следовательно, они действуют до принятия новых локальных актов по тем же вопросам;
— локальные нормативные акты, принимаемые на определенный срок (графики отпусков, графики сменности, иногда — штатные расписания).

В зависимости от характера процедур, используемых при принятии акта:

— единоначальные, то есть принимаемые непосредственно нанимателем без участия представительных органов работников (например, должностные и рабочие инструкции, положения о персонале);
— совместные, то есть принимаемые нанимателем и представительным органом работников. По действующему законодательству о труде Беларуси к ним относятся коллективные договоры и соглашения, хотя, по нашему мнению, это сделано законодателем некорректно в силу противоречия правовой природы данных источников трудового права;
— согласительные, то есть принимаемые нанимателем по согласованию с профсоюзом (например, графики работ и сменности, положение о нестандартных режимах рабочего времени, графики отпусков).

В зависимости от наличия законодательного регулирования соответствующего локального нормативного акта:

— поименованные, то есть возможность которых предусмотрена в ТК или ином акте трудового законодательства (например, ПВТР, графики отпусков, должностные инструкции);
— непоименованные, выработанные правоприменительной практикой или разработанные нанимателем в разовом порядке на основе его нормативной власти.

Локальные акты. Являются ли коллективные договоры локальными актами?

К таким актам можно отнести, например, положение о персонале.


3 Локальные нормативные акты организации

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: МЕТОДИЧКА Правовой аспект в дипломном проекте.doc Скачиваний: 40 Добавлен: 24.03.2015 Размер: 1.23 Mб ☆

3.1 Сущность и виды локальных актов организации

Система правового регулирования деятельности организаций складывается из законодательных, иных правовых актов и внутренних документов, принимаемых самой организацией в рамках локального нормотворчества безотносительно к форме собственности. В современном законодательстве сужение сферы госрегулирования влечет расширение сферы локального нормотворчества.

Организациям дано право создавать нормативно-правовую базу для своей деятельности, а также устанавливать необходимое их количество. Если работодатель является физическим лицом, он утверждает эти акты самостоятельно. Если же работодатель — юридическое лицо, то его локальное нормотворчество осуществляется посредством деятельности коллегиальных или единоличных органов управления организацией, к компетенции которых отнесены соответствующие полномочия.

Работодатель реализует свои нормотворческие полномочия в пределах своей правосубъектности, устанавливаемой законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Содержание данной компетенции указывается в законодательстве, регулирующем деятельность юридических лиц определенной организационно-правовой формы (например, акционерного общества, производственного кооператива, унитарного предприятия и др.), а также в Уставе конкретной организации.

Локальные акты издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.

Приказ — локальный нормативный (распорядительный) документ, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач (Приложение 4, 5, 6, 7).

Решение — локальный акт, применяемый общим собранием для реализации права на участие в управлении организацией, предприятием, учреждением (Приложение 8). Решения не носят нормативного характера.

Положение — локальный акт, устанавливающий правовой статус органа управления организацией или порядок, процедуру, правила, реализации организацией какого — либо из своих правомочий (Приложение 9, 10).

Инструкция — локальный акт, устанавливающий порядок и способы чего-либо. Для инструкции характерны повелительные нормативные предписания (Приложение 11, 12 , 13, 14).

Правила — локальный акт, регламентирующий порядок деятельности организации, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора.

Локальные нормативные акты не следует смешивать с организационно-распорядительной документацией и индивидуальными правоприменительными актами работодателя. От тех и других локальный нормативный акт отличается, как минимум, шестью признаками.

1 Локальный правовой акт несет волевое содержание. Содержание локальных актов составляет воля организации или профсоюза.

2 Внутриорганизационный характер. Локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, являются лишь те, которые регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, складывающиеся в данной конкретной организации. В соответствии со ст. 13 ТК РФ локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации. Именно в организации происходит разработка, согласование и принятие локальных норм трудового права.

3 Динамизм и устойчивость — разнонаправленные свойства. Динамизм означает изменчивость, развитие, а устойчивость, напротив, консерватизм, стабильность.

Стабильность локальных правовых актов — необходимое условие для обеспечения непрерывных, длящихся общественных отношений. Гарантией стабильности является их соответствие нормативным правовым актам.

4 Локальные акты рассчитаны на многократное применение.

Государство наделяет организации правом создавать свои собственные внутриорганизационные акты. Сколько бы работников в организации ни было, на них на всех распространяется единый локальный акт.

5 Локальные акты обеспечиваются государственным принуждением. Однако следует заметить, что оно зачастую носит опосредованный и дополнительный характер. Так, например, руководитель предприятия может самостоятельно решить вопрос об увольнении работника, поставив об этом в известность профсоюзный орган (если таковой на предприятии имеется). Но если уволенный работник не согласится с решением об увольнении и предъявит иск, то суд будет обязан исследовать все обстоятельства дела. Проверке, в том числе будет подвергнут и локальный правовой акт. Если этот внутриорганизационный акт соответствует законодательству, то увольнение будет оценено как основательное, правомерное. Если нет, то последует восстановление работника. Таким образом, государство поддерживает законные локальные акты при помощи своего механизма принуждения.

6 Производный от законодательства характер означает, что все локальные акты возникают в силу непосредственного указания закона. Закон указывает, что по данному вопросу должен быть принят локальный правовой акт.

Таким образом, локальные нормативные акты – это документы, разрабатываемые для регламентации отношений между органами управления организации, работодателем и работниками для установления работодателем условий труда в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями.

О составе локальных нормативных актов, обязательных для каждой организации, говорится в ТК РФ:

    • Штатное расписание (ст. 57 ТК РФ)

    • Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56, 189, 190 ТК РФ)

    • Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области (п. 8 ст. 86 ТК РФ)

    • При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (ст. 103 ТК РФ)

    • График отпусков (ст. 123 ТК РФ)

Наряду с прямо предусмотренными ТК РФ локальными актами работодатель может принимать и другие документы, содержащие нормы права, необходимые для решения возникающих проблем во взаимоотношениях с работниками, например: положение о персонале, положения о структурных подразделениях (отделах), должностные инструкции.

К локальным актам также относятся:

— контракт с руководителем;

— контракт с главным бухгалтером;

— должностные инструкции;

— положение об охране труда;

— приказ о приеме на работу;

— приказ о поощрении;

— приказ о наложении взыскания;

— приказ о материально ответственном лице;

— приказ об увольнении;

— инструкция по противопожарной безопасности;

— приказ о командировке;

— приказ об отпуске и так далее.

Вышеназванные документы могут иметь иное название. Этот вопрос законодатель не регулирует, но при их разработке следует учитывать, что в конечном итоге они должны представлять собой единую систему локальных нормативных актов организации. Перечень действующих локальных актов организации может быть отражен в Номенклатуре дел предприятия, которая в свою очередь является локальным актом (Приложение 15).

Среди документов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, законодатель устанавливает:

— локальные нормативные акты (статья 8 ТК РФ),

— коллективный договор (статья 40 ТК РФ) и коллективные соглашения (статья 45 ТК РФ),

— трудовой договор (статья 56 ТК РФ).

К локальным нормативным актам отнесены акты, принимаемые работодателем в пределах его компетенции и содержащие нормы трудового права. Таким образом, законодательно закреплено право работодателя принимать подобные акты самостоятельно.

Некоторые локальные нормативные акты работодатель должен принимать, учитывая мнение представительного органа работников, что предусмотрено ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. Примерами таких актов могут служить Правила внутреннего трудового распорядка организации (статья 190 ТК РФ), графики отпусков (статья 123 ТК РФ). Перечень локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, может быть дополнен коллективным договором, отраслевыми и иными соглашениями.

Локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями. Если локальный нормативный акт ухудшает положение работников, то он является недействительным. Недействителен и локальный нормативный акт, принятый без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников. Если представительный орган работников отсутствует в организации, то в этом случае работодатель посредством коллективного (с участием работников) и индивидуального договоров (с участием представителя работников) устанавливает и согласовывает условия труда. Если локальный нормативный акт недействителен, то применяются законы или иные локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (статья 8 ТК РФ).

В соответствии со статьей 68 п. 3 ТК РФ работодатель при приеме на работу обязан ознакомить работника с действующими в организации локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника.

К разработке локальных нормативных актов следует привлекать сотрудников кадрового, юридического и иных отделов. Действующие в организации локальные нормы существенным образом влияют на налогообложение организации, поэтому в разработке локальных нормативных актов должны также участвовать финансовые службы организации.

Часто в организациях порядок разработки, утверждения и вступления в силу локальных нормативных актов регулируется отдельным документом, утверждаемым высшим органом управления организации. Пример такого положения представлен в Приложениях 16, 17.

Государственная инспекция труда РФ при проверке организации проверяет наличие и порядок ведения кадровой документации. За нарушение трудового законодательства на руководителя организации могут быть наложены штрафные санкции.

Некоторые отношения между работодателем и работником могут оказаться неурегулированными. Это, в свою очередь, может привести к конфликтным ситуациям между работниками организации и работодателем.

Рассмотрим некоторые виды локальных нормативных актов, принимаемых в организациях.

Соседние файлы в предмете

  • # 24.03.2015671.23 Кб3МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по вып. работ.doc
  • # 24.03.2015595.97 Кб3МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по вып. работ.doc
  • # 24.03.2015260.61 Кб4Методичка по гос экзамену 2010г.doc
  • # 24.03.2015218.11 Кб3Методичка по гос экзамену 2014г МЕН ОРГ.doc
  • # 24.03.2015606.72 Кб12методичка по экономике организации.doc
  • # 24.03.20151.23 Mб40МЕТОДИЧКА Правовой аспект в дипломном проекте.doc
  • # 24.03.2015138.75 Кб3МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc
  • # 24.03.2015134.71 Кб19мой диплом.docx
  • # 24.03.201556.72 Кб4моя курсовая.docx
  • # 24.03.201566.72 Кб9МОЯ.docx
  • # 24.03.2015300.54 Кб4МП Опорний конспект 2012.doc

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2008, N 9

Регулирование трудовых отношений с помощью локальных нормативных актов

Порядок принятия локальных нормативных актов очень важен с точки зрения регулирования трудовых отношений как для работодателя, так и для работника. Анализ практики локального регулирования позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не устанавливает строгих рамок в виде типовых правил, предоставляя работодателю широкое поле для локального нормотворчества. Необходимо помнить, что такая форма регулирования трудовых взаимоотношений, как социальное партнерство, также играет свою роль в формировании локальной нормативной базы. Каковы форма и содержание, основания для разработки, порядок принятия локальных нормативных актов — рассматривается в данной статье.

Понятие социального партнерства

Социальное партнерство можно рассматривать как категорию, присущую рыночному обществу, которая возникает на определенном этапе развития экономической, социальной, правовой систем общества.

Словарь трудового права. Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Социальное партнерство призвано, а главное — способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере: между государством и бизнесом, государством и работниками и др. Это обусловлено тем, что сторонами социального партнерства являются работодатели, работники, государственные органы и органы местного самоуправления. Поэтому функции социального партнерства определяются интересами данных субъектов трудовых правоотношений.

Создание Международной организации труда (МОТ), основывающей свою работу на участии трех партнеров в формировании норм и правил регулирования социально-трудовых отношений, можно считать формальным моментом возникновения социального партнерства. В России моментом становления социального партнерства можно считать Указ Президента РФ от 15.11.1991 N 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Однако на сегодняшний день социальная политика в сфере трудовых отношений активно развивается. Указ Президента N 212 уже утратил силу, на смену пришли новые законодательные акты: Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ред. от 09.05.2005), Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей». И наконец, окончательное законодательное признание социального партнерства закрепилось в новой редакции Трудового кодекса 2006 г.

Каким же образом социальное партнерство влияет на создание локальных нормативных актов? Согласно ст. 27 ТК РФ стороны социального партнерства принимают участие в коллективных переговорах по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений. Сторонами проводятся взаимные консультации по вопросам регулирования спорных моментов в сфере труда с целью обеспечения гарантий трудовых прав работников. Немалую роль отводят и профсоюзам как представителям работников. В предусмотренных законом случаях они принимают участие в локальном нормотворчестве.

Понятие локальных нормативных актов

Локальные нормативные акты (далее — ЛНА) являются одной из разновидностей правовых норм. Это нормативное предписание, принимаемое на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующее их внутреннюю жизнь, то есть носящее конкретизирующий, детальный характер.

Благодаря созданию ЛНА формируется целостная система регулирования хозяйственных отношений, в которой общие принципы и нормы дополняются и детализируются локальными нормами, а главное, механизмами, обеспечивающими реализацию взаимных прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений. Государство не диктует специального поведения для хозяйствующего субъекта, оно лишь формирует правила должного поведения.

Локальное правовое регулирование не должно противоречить, искажать, заменять и тем более отменять действующее законодательство. В соответствии со ст. 8 ТК РФ за работодателем закрепляется право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, но только в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Работодатель как основной субъект локального нормотворчества не должен забывать, что при принятии локальных нормативных актов необходимо учитывать мнение представительного органа работников (при наличии такого на предприятии).

В тех случаях, когда положения ЛНА ухудшают положение работников, они не подлежат применению. В таких случаях применяются нормы трудового права более высокого уровня в иерархии источников трудового права.

Основное назначение локальных нормативных актов состоит в конкретизации нормативно-правовых актов более высокого уровня с учетом особенностей организации и условий труда того или иного юридического лица или индивидуального предпринимателя, повышения уровня гарантий, предоставляемых работникам локальными нормативными актами, а также установление новых условий труда, определение которых прямо является компетенцией работодателя.

Локальные нормативные акты могут в какой-то степени восполнить некоторые пробелы законодательства о труде и осуществить первичное правовое регулирование при отсутствии соответствующих нормативно-правовых актов, принятых государственными органами, органами местного самоуправления или социальными партнерами.

Несмотря на то что данный вид источников трудового права имеет низшую юридическую силу, данные документы во многих случаях содержат в себе все основные правила, по которым работает та или иная организация (компания). Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что само понятие локальных источников трудового права по своему содержанию намного шире понятия локального нормативного акта (ст. ст. 5, 26 ТК РФ). Отсюда следует, что внутри самих локальных источников трудового права существует свое отдельное разделение актов. Оно могло бы выглядеть следующим образом (схема).

┌───────────────────────────────────┐

│Локальные источники трудового права│

└──────────────────┬────────────────┘

┌─────────────────┬────────────┴────┬────────────────────┐

┌──────┴───────┐ ┌───────┴──────┐ ┌────────┴──────┐ ┌───────────┴─────────┐

│ коллективный │ │ трудовой │ │ ученический │ │локальные нормативные│

│ договор │ │ договор │ │ договор │ │ акты │

│(ст. 40 ТК РФ)│ │(ст. 56 ТК РФ)│ │(ст. 198 ТК РФ)│ │ (ст. 8 ТК РФ) │

└──────────────┘ └──────────────┘ └───────────────┘ └─────────────────────┘

Итак, локальные источники трудового права, помимо локальных нормативных актов, содержат в себе еще ряд письменных документов, содержащих в себе не только нормы права, но и нормативные соглашения сторон. Большинство локальных источников трудового права носят договорный характер, а следовательно, они тесно связаны с развитием социально-партнерских отношений, значимость которых особо возрастает в современном трудовом законодательстве. Нет необходимости делить локальные акты по степени юридической значимости, так как одним из основных признаков ЛНА является ограниченная сфера действия — конкретная организация. В науке трудового права данная нормотворческая деятельность в рамках конкретной организации получила название локального регулирования труда <1>.

<1> Анисимов Л.Н. Трудовые отношения и внутренний трудовой распорядок. — М., 2005. С. 273.

В контексте данной статьи нами будут рассмотрены локальные нормативные акты, которые принимаются работодателем и регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения. При этом отметим, что основной отличительной чертой локальных нормативных актов от других локальных источников трудового права является тот факт, что их принятие является исключительным правом работодателя (ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

Признаки локального нормативного акта

Первым обязательным признаком любого локального нормативного акта, который принимает работодатель, является нормативность.

Вторым обязательным признаком локального нормативного акта следовало бы отметить его локальную юрисдикцию, то есть направленность действия. Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, не могут распространяться на работников других организаций <2>. А в соответствии с ч. 4 ст. 13 ТК РФ принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

<2> Шкатулла В.И. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. 5-е изд., — М., 2007. С. 82.

Третьим признаком локального нормативного акта является его волевое содержание, то есть выражение воли работодателя. Несмотря на то что при разработке и принятии некоторых локальных нормативных актов необходимо учитывать мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, это нисколько не противоречит утверждению, что в локальном нормативном акте в первую очередь воплощается воля работодателя.

Четвертый признак: локальный нормативный акт — это всегда письменный документ.

Наличие вышеперечисленных признаков ЛНА дает возможность отличать локальный нормативный акт, подписанный руководителем, от информационно-справочных документов, таких как протокол заседания, письмо, докладная и объяснительная записка, справка и т.д. <3>.

<3> Андреева В.И. Делопроизводство. Учебное пособие. — М., 2003. С. 14.

Как уже упоминалось выше, локальные нормативные акты включают в себя довольно разнородные правовые акты. Требования к оформлению документов, предусмотренные ГОСТ Р 6.30-2003, довольно сложно применить к данному виду нормотворчества. При этом в многочисленных на сегодняшний день комментариях к ТК РФ, методических рекомендациях по унификации текстовых документов содержатся различные практические советы, которые работодатель может использовать при создании локальных нормативных актов. В частности, существуют примерные макеты, структуры правил внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и т.п. Тем не менее все предлагаемые макеты не являются императивными для работодателя, а носят лишь рекомендательный характер.

Помимо вышеназванных признаков, определяющих содержание локальных нормативных актов, можно выделить еще несколько дополнительных моментов.

Во-первых, следует указать официальный характер локального нормативного акта. В соответствии с ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на полную и достоверную информацию об условиях труда, а работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, если они непосредственно связаны с трудовой деятельностью последних (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Однако, как показывает практика, информирование сотрудников по поводу принятия какого-либо ЛНА не осуществляется, потому что доступ к корпоративной документации имеют лишь немногие, например заместители руководителя, юрисконсульт либо директор по персоналу. Все остальные вынуждены обращаться к ним за разъяснениями тех или иных положений локального нормотворчества.

Во-вторых, надо иметь в виду корпоративный (всеобщий) характер распространения локального нормативного акта. Данный признак проявляется в том, что локальные нормативные акты могут касаться неопределенного круга лиц данной организации. Они рассчитаны на неоднократное применение и носят обязательный характер только применительно к членам одной производственно-трудовой корпорации <4>. Иными словами, многие отношения работников с работодателем носят общий для всех характер и не могут носить индивидуальную направленность.

<4> Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Трудовое право России. Учебник. — М., 2002. С. 199 — 200.

Основания для разработки локальных нормативных актов

Разработка структуры, содержания, формы локального нормативного акта требует специального юридического образования, опыта работы в данной сфере деятельности, а также значительных творческих усилий со стороны службы управления персоналом, юридического отдела организации. Для того чтобы приступить к разработке и подготовке норм права, пусть даже локальных, необходимы основания. Такими основаниями могут являться:

— федеральные законы и иные нормативные правовые акты, обязывающие работодателя разработать локальный нормативный акт (например, правила внутреннего трудового распорядка в соответствии со ст. ст. 189, 190 ТК РФ);

— постановления (решения) органов государственной исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией;

— обязательства органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, объединения работодателей в рамках заключенного отраслевого (межотраслевого), территориального соглашения, так как стороны, его подписавшие, обязуются принять локальные нормативные акты, скажем, улучшающие условия труда для работников своей отрасли;

— инициативные решения объединения работодателей, включая индивидуальных предпринимателей, решивших привлечь в свою организацию (компанию) профессионалов и предоставляющие им особые условия труда, и др.;

— инициативные решения собственника имущества организации (компании), уполномоченных органов управления юридического лица.

Содержание локальных нормативных актов должно четко регламентировать те трудовые отношения работника и работодателя, для регулирования которых и утверждался данный локальный нормативный акт.

Анализ положений локальных нормативных актов показывает, что пока они воспроизводят либо детализируют положения, установленные в трудовом законодательстве и нормативных актах, изданных государственными органами власти. Вместе с тем уже сейчас можно усмотреть тенденцию формирования крупными производственными корпорациями собственных положений, в основном касающихся применения различных санкций. Как правило, санкции, установленные той или компанией, сводятся к лишению существующих здесь преимуществ в виде материальных благ или льгот для работников, которые, в частности, нарушают трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка и др.

Условия и порядок принятия локальных нормативных актов

Соблюдение порядка принятия ЛНА важно как для работодателя, так и для работников с точки зрения регулирования трудовых отношений.

Локальные нормативные акты принимаются руководителем организации (компании) в форме различного рода приказов (решений), правил, положений, инструкций, содержащих правовые нормы и правила поведения, регламентирующие трудовые и тесно связанные с ними отношения.

Единолично (без учета мнения представительного органа работников) работодатель может принимать, например: штатное расписание, должностные инструкции и квалификационные характеристики, приказы, распоряжения, имеющие нормативное содержание.

Воплощение же воли работников организации в большинстве случаев поставлено в зависимость от усмотрения работодателя. Его органы управления, разумеется, обладают наиболее полной и достоверной информацией о финансово-экономическом положении хозяйствующего субъекта, условиях труда и заработной плате, в отличие от первичной профсоюзной организации, что дает преимущества работодателю при разработке проектов локальных нормативных актов.

Однако в Трудовом кодексе установлено, что локальные нормативные акты, касающиеся условий труда работников, по общему правилу принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Это могут быть локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда.

В соответствии с ч. 4 ст. 135 ТК РФ система оплаты труда и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты труда в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочные работы, устанавливается работодателем также с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Иными словами, работодатель не принимает единолично, скажем, положение об оплате труда как локальный нормативный акт.

В ст. 372 ТК РФ определен порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно указанной статье работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими нормативно-правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения об издании определенного ЛНА направляет его проект и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, который представляет интересы всех или большинства работников. Последний не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного ЛНА направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. В случае если это мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной организации в целях достижения устраивающего стороны решения. Если согласие не достигнуто, возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право своим решением принять локальный нормативный акт. В свою очередь выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать это решение работодателя в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. А также в соответствии с ч. 4 ст. 372 ТК РФ выборный профсоюзный орган может начать процедуру коллективного трудового спора в соответствии с нормами ТК РФ.

Наряду с изложенным, необходимо иметь в виду и некоторые другие обстоятельства.

В связи с тем что участие представительных органов работников в осуществлении локального нормотворчества рассматривается как одна из форм социального партнерства, стороны социального партнерства при заключении коллективного договора могут установить правило о согласовании некоторых локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с представительным органом работников, действующим в организации.

Подведем итоги

В целом локальное регулирование трудовых отношений носит замыкающий в системе источников трудового права характер, так как осуществляется в пределах только одной организации. При этом государство, наделив работодателя локальной законодательной инициативой, исходит из того, что локальное регулирование труда призвано обеспечить единство государственных интересов и интересов каждого трудового коллектива в рамках одной производственно-трудовой корпорации <5>. Именно поэтому локальные нормативные акты организации можно охарактеризовать как корпоративные документы юридического лица <6>, и все чаще их относят к источникам корпоративного права.

<5> Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование (теоретическое исследование). — Л., 1985. С. 4.

<6> Москаленко К. Журнал «Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2006, N 10. С. 14.

В любом случае, как уже отмечалось, основная роль локального нормотворчества — это регулирование комплекса трудовых отношений, которые не урегулированы нормами общего значения, но правовое опосредование которых обусловлено принципами данной отрасли права <7>.

<7> Тарасова В.А. Журнал «Правоведение», 1968, N 4. С. 94.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что работодатели вправе принимать локальные нормативные акты с целью дополнения и развития законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих трудовые отношения между работодателем и работниками. Поэтому работодатель принимает тот или иной локальный нормативный акт для того, чтобы достичь указанных ниже целей.

Во-первых, работодатель принимает определенные локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в случаях, когда его к этому обязывают законы, иные нормативные правовые акты, соглашения, коллективный договор и т.п. с целью исполнения закона (ст. 8 ТК РФ).

Во-вторых, когда какие-либо трудовые отношения реально существуют, но не введены в рамки законодательного регулирования, хотя потребность в таком регулировании имеется. Говоря другими словами, в законодательстве имеется пробел, который необходимо восполнить. Например, законодательно не определено правовое положение штатов организации (компании). Но в любом случае эти отношения необходимо регламентировать работодателю, определив взаимные права и обязанности сторон правоотношений — работодателя и работников, то есть персонала. Такая задача, может быть решена только при помощи локального нормативного акта, принятого работодателем, например положения о персонале.

В-третьих, локальные нормативные акты разрабатываются в тех случаях, когда необходимо формализовать процедуры применения законодательных и иных нормативных правовых норм. Примером такого локального нормативного акта может служить положение о комиссии по трудовым спорам.

В-четвертых, потребность в локальных нормативных актах возникает и тогда, когда определенная область трудовых отношений регламентируется не одним, а несколькими правовыми актами. В этих случаях их целесообразно изложить в определенной последовательности в каком-либо локальном нормативном акте, что значительно упростит и облегчит их применение.

В-пятых, трудовые отношения каждого работника с работодателем регламентируются на основании заключенного между ними трудового договора. Однако трудовым договором не могут быть охвачены все отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности работника, с работодателем, а следовательно, некоторые условия труда могут быть регламентированы конкретным локальным нормативным актом.

В-шестых, инициативные решения работодателей, например, с целью привлечения в организацию наиболее квалифицированных и востребованных работников.

Сами локальные нормативные акты призваны определять взаимные права и обязанности между сторонами трудовых отношений и носить для сторон обязательный характер.

М.Катвицкая

Юрист,

заместитель главного редактора

журнала «Право и экономика»

Подписано в печать