Льготы, применяемые при налогообложении физических лиц
Меню |
|
Главная |
Авторизация/Регистрация |
|
|
|
|
|
Главная Финансы Налогообложение физических лиц |
|
Налоговые льготы при налогообложении физических лиц предоставляются в виде:
- · доходов, освобождаемых от обложения налогом (см. ниже);
- · налоговых вычетов (уменьшение базы налогообложения на определенную сумму), в том числе:
- · стандартных налоговых вычетов;
- · социальных налоговых вычетов;
- · имущественных налоговых вычетов;
- · профессиональных налоговых вычетов;
- · освобождения от уплаты налога в соответствии с международным договором РФ об устранении двойного налогообложения.
Освобождаются от налогообложения следующие виды доходов физических лиц:
- · государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации. К пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
- · пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;
- · все виды компенсационных выплат, связанных с:
- o возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, в том числе, например, суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы;
- o бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
- o оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
- o оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
- o увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
- o гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- o возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
- o исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);
- · вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
- · алименты, получаемые налогоплательщиками;
- · суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
- · суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных руководителями субъектов РФ за выдающиеся достижения в перечисленных областях;
- · суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
- o налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью;
- o налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью независимо от источника выплаты;
- o работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
- o налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями);
- o налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет бюджетных средств;
- o налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ, независимо от источников выплат;
- o работодателями работникам при рождении или усыновлении детей, в размере до 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
- · вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам за оказание ими содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, за оказание содействия федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- · суммы полной или частичной компенсации работодателями работникам и (или) членам их семей, а также бывшим работникам, вышедшим на пенсию, стоимости путевок, за исключением туристических, в находящиеся на территории России санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
- · суммы полной или частичной компенсации (как работодателями, так и за счет бюджета) стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
- · суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;
- · стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов;
- · суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу;
- · доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;
- · доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства — в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства;
- · доходы, получаемые от реализации для собственных нужд заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других недревесных лесных ресурсов;
- · доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
- · доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты;
- · доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;
- · доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев;
- · некоторые доходы, полученные акционерами от акционерных обществ или других организаций;
- · призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами на Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх и других крупных спортивных состязаниях;
- · суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, либо за их обучение указанным учреждениям;
- · суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;
- · вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;
- · суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также по облигациям и ценным бумагам органов местного самоуправления;
- · доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов и религиозных организаций;
- · доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками (как резидентами, так и нере3зидентами) по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:
- o проценты по рублевым вкладам не превышают действующие ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены указанные проценты;
- o установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
- o проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования, прошло не более трех лет;
- · следующие доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные за налоговый период:
- o стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
- o стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления;
- o суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
- o возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом, при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;
- o стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);
- o суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов;
- · доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;
- · выплаты, производимые профсоюзными комитетами членам профсоюзов за счет членских взносов за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей;
- · выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий;
- · выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций.
- · помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период;
- · средства материнского (семейного) капитала;
- · суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджета на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам);
- · суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств бюджетов (с 1 января 2008 г.);
- · суммы дохода от инвестирования, использованные для приобретения (строительства) жилых помещений участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
- · взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений;
- · взносы работодателя на дополнительное финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем.
|
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
|
|
|
|
Предметы |
Агропромышленность |
Банковское дело |
БЖД |
Бухучет и аудит |
География |
Документоведение |
Естествознание |
Журналистика |
Информатика |
История |
Культурология |
Литература |
Логика |
Логистика |
Маркетинг |
Математика, химия, физика |
Медицина |
Менеджмент |
Недвижимость |
Педагогика |
Политология |
Право |
Психология |
Религиоведение |
Социология |
Статистика |
Страховое дело |
Техника |
Товароведение |
Туризм |
Философия |
Финансы |
Экология |
Экономика |
Этика и эстетика |
Прочее |
|
|
|
|
|
Налоговые льготы
Главная Коллекция «Otherreferats» Финансы, деньги и налоги Налоговые льготы
Способы полного освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, доходы физических лиц и акцизов. Варианты предоставления льгот по налогу на имущество. Снижение максимальной ставки. Изменение срока уплаты. Конкретный порядок уменьшения платежей.
Рубрика |
Финансы, деньги и налоги |
Вид |
контрольная работа |
Язык |
русский |
Дата добавления |
19.10.2013 |
Размер файла |
25,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Полное освобождение от уплаты налога
1.1 Полное освобождение от НДС осуществляется тремя способами
налог добавленный акциз имущество
Первый заключается в том, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исчисления и уплаты налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и НСП не превысит 1 миллиона рублей.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение, в налоговый орган по месту учета.
Документами, подтверждающими право на освобождение (или продление его срока), являются:
ь выписка из бухгалтерского баланса (предоставляют организации),
ь выписка из книги продаж,
ь выписка из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций (предоставляют индивидуальные предприниматели).
Второй способ. Законодательством определены операции, не признаваемые реализацией (передача безвозмездно объектов социально-культурной сферы и жилищного фонда муниципальным органам, вклады в уставной капитал, вклады в простое товарищество; выполнение ремонтно-реставрационных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, и другие операции).
Третий способ. Освобождение от налогообложения отдельных операций, таких как реализация жизненно важных лекарственных препаратов, услуги медицинской сферы, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, передача в пользование жилых помещений, продажа лотерейных билетов и почтовых марок, услуги в сфере образования, услуги страхования, банковские операции, услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми и другие операции.
1.2 Полное освобождение от уплаты акцизов
I. Ряд товаров не признается подакцизными (лекарства, лечебно-профилактические препараты, прошедшие государственную регистрацию, ветеринарные препараты, парфюмерно-косметическая продукция).
II. В налоговом кодексе определены операции, не подлежащие налогообложению:
1. передача подакцизных товаров одним структурным подразделением, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства подакцизных товаров другому такому же подразделению этой организации;
2. реализация организациями денатурированного этилового спирта из всех видов сырья;
3. реализация организациями денатурированной спиртосодержащей продукции;
4. реализация природного газа для личного потребления физическими лицами, жилищными кооперативами;
5. реализация нефтепродуктов налогоплательщиком.
III. Освобождение от налогообложения экспортеров. Происходит при наличии поручительства банка. Экспортеры акцизы не начисляют и не уплачивают. При отсутствии поручительства сумма акцизов начисляется и уплачивается в бюджет, но подлежит возмещению. Это возмещение фактически является таким видом льготы, как возврат ранее уплаченного налога.
Исторический пример.
Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которыми следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия вводимых изменений. Так, всем понятно, к чему привело в середине 90-х годов увеличение акциза на алкогольную продукцию. Акциз был увеличен, казалось бы, совсем незначительно, всего на 5% (с 85 до 90%). Однако и финансовые, и общеэкономические, и социальные последствия оказались весьма серьезными. Рост акцизов вызвал мгновенное повышение цен на отечественную алкогольную продукцию. Далее спрос на нее упал, — сначала магазины, а затем и предприятия стали затовариваться, на большинстве из них производство остановилось. Образовавшаяся «ниша» была немедленно заполнена. В коммерческих киоски крупных городов хлынул поток дешевых, но (вернее, «а следовательно.») недоброкачественных спиртных напитков из-за рубежа, заполнивших рынок. Итог такого повышения акцизов: заметное снижение налоговых доходов вместо ожидавшегося повышения, снижение прибыли на ликеро-водочных заводах, ухудшение финансового положения, низкосортная продукция для потребителей, деньги стали уходить за рубеж на ее покупку. Однако правительство сориентировалось в обстановке оперативно, понизив акциз до прежнего уровня.
Этот пример ярко демонстрирует влияние налоговой нагрузки на производителя
1.3 Освобождение от уплаты налога на имущество
Применяется два способа предоставления льгот по налогу на имущество:
I. По видам организаций и по видам деятельности.
Отдельные виды организаций полностью освобождены от уплаты налога на имущество. Это бюджетные организации, органы законодательной и исполнительной власти, пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, коллегии адвокатов, предприятия по переработке сельхозпродукции, рыбы и морепродуктов (если выручка от этих видов деятельности превышает 70% от всей выручки), учреждения культуры и искусства, религиозные объединения и организации, предприятия народно-художественных промыслов, учреждения уголовно-исправительной системы и другие организации.
II. По объектам. Не облагаются налогом отдельные виды имущества, находящегося на балансе налогоплательщика: земля, спутники связи, пути сообщения, линии электропередач, имущество для нужд образования, для охраны природы, пожарной безопасности, гражданской обороны, страховые резервы, имущество социально-культурной и жилищно-коммунальной сферы и другие виды имущества.
1.4 Освобождение от уплаты налога на пользователей автодорог
Полностью освобождаются от уплаты налога колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, другие объединения и организации, занимающиеся производством сельхозпродукции, если удельный вес доходов от ее реализации превышает 70% от общей суммы доходов. Освобождаются от уплаты налога также организации, осуществляющие содержание автодорог общего пользования, профессиональные аварийно-спасательные службы, пожарная служба; организации, работающие в упрощенных налоговых режимах.
1.5 Освобождение от уплаты налога с продаж
Законодательством определены операции, не подлежащие налогообложению: операции по реализации физическим лицам следующих товаров, работ, услуг: хлеб, хлебобулочные изделия; молоко, молочные изделия; растительное масло, маргарин, мука, яйца, птицы, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского диабетического питания; детская одежда, обувь; лекарства, протезно-ортопедические изделия; жилищно-коммунальные услуги, услуги по найму жилья; здания, сооружения, другие объекты недвижимости, земельные участки, ценные бумаги; путевки в санаторно-курортные оздоровительные учреждения; товары, работы, услуги, связанные с учебно-научно-производственным процессом; услуги в сфере культуры, искусства; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях; ритуальные услуги; услуги, оказываемые кредитными организациями, страховщиками, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, учебная и научная книжная продукция, периодические печатные издания, услуги органов государственной власти (за которые взимаются пошлины).
1.6 Освобождение от уплаты налога на прибыль
25 глава Налогового кодекса льгот по налогообложению прибыли не предусматривает, однако в переходный период остается возможность использовать льготы, предусмотренные законом 2116-1 и 110 ФЗ. (Льготы малым предприятиям, не применяющим упрощенную систему отчетности; льготы организациям, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты и другие).
Переходный период подразумевал льготы малым предприятиям на 4 года, предприятиям с приоритетными инвестиционными проектами — не более трех лет. Льгота малым предприятиям, не использующим упрощенную систему, предоставлялась следующим способом:
1) первые 2 года малые предприятия не уплачивают налог на прибыль.
2) В 3-й год уплачивают 25% налога;
3) В 4-й год — 50%.
При этом должны выполняться следующие условия:
1. предприятие соответствует критериям, установленным для отнесения к субъектам малого предпринимательства:
а) численность,
б) формирование уставного капитала;
2. предприятие должно быть вновь создано не на базе ликвидированного / реорганизованного предприятия;
3. предприятие осуществляет производство товаров народного потребления, медицинских лекарств, товаров строительства;
4. выручка от указанных видов деятельности в 1-й и 2-й год должна превышать 70% суммы выручки, в 3-й и 4-й год — 90%;
5. малое предприятие не должно прекратить деятельность до истечения 5-и лет.
Льгота применяется в течение 4-х лет. Если малое предприятие прекращает деятельность до истечения 5-и лет, налог на прибыль рассчитывается в полном объеме и вносится в бюджет с учетом корректировки по ставке рефинансирования.
1.7 Освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
1. государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, безработице, беременности, родам;
2. государственные пенсии;
3. все виды компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с:
ь возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
ь бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
ь оплатой стоимости питания и снаряжения работников физкультурно-спортивных организаций;
ь вознаграждения донорам;
ь алименты;
ь гранты;
ь международные (российские) премии за достижения в установленных областях;
ь единовременная материальная помощь;
ь стипендии и другие предусмотренные законодательством доходы.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии предоставления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления.
1.8 Освобождение от уплаты единого социального налога
От уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника — инвалида I, II, III группы. общественные организации инвалидов; организации, уставной капитал которых состоит из вкладов организаций инвалидов и в которых численность инвалидов составляет не менее 50%; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных и иных подобных целей; российские фонды поддержки образования и науки;
2. Снижение ставки
3-й пункт статьи 164 предусматривает ставку 20% на все товары, облагаемые НДС, однако на реализацию товаров для детей, некоторых пищевых продуктов, печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (перечень установлен правительством), ставка снижена до 10% (2-й пункт ст. 164).
3. Налоговые вычеты
3.1 НДС
НДС, уплаченный поставщиками за приобретенные ценности, по операциям, облагаемым НДС, на расходы не относится, а подлежит возмещению из бюджета. Налогоплательщики по приобретенным материалам, товарам, работам, услугам имеют право на вычет, если выполняются следующие условия:
1. материалы, работы, услуги имеют производственное назначение; товары для продажи.
2. все эти материальные ценности используются по операциям, облагаемым НДС.
3. товарно-материальные ценности должны быть оприходованы, основные средства введены в эксплуатацию, нематериальные активы приняты на учет. Ценности должны быть оплачены поставщикам.
4. наличие счета-фактуры поставщика, оформленного в соответствии с установленным порядком.
Налоговым вычетам подлежат суммы НДС по командировочным расходам (проезд, жилье) и НДС по представительским расходам (НДС выделяют по расчетным ставкам и только в части нормируемых расходов); суммы НДС, уплаченные на таможне по ввозимым товарам; НДС, уплаченный с авансов; НДС, относящийся к возврату товаров; НДС по объектам строительства, выполненным хозяйственным способом на момент ввода в эксплуатацию.
3.2 Налог на доходы физических лиц
При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих вычетов:
Стандартные вычеты:
1. в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода (распространяется на лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с катастрофой на Чернобыльской АЭС);
2. налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода (распространяется на Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, на лиц, награжденных орденом Славы трех степеней, участников Великой Отечественной войны);
3. налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода (распространяется на лиц, перечисленных выше и действует до месяца, в котором доход этих лиц, исчисляемый нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20000 рублей).
Социальные вычеты:
1. в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, социального обеспечения и другие подобные цели;
2. в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения;
3. в сумме, уплаченной за услуги по лечению налогоплательщика, а также его супруга(и), родителей и (или) детей в возрасте до 18 лет;
Имущественные вычеты:
1. в суммах, полученных от продажи жилых домов, квартир, дач, находившихся в собственности не менее пяти лет, но не превышающих 1000000 рублей, а также от продажи иного имущества, находящегося в собственности не менее трех лет, но не превышающей 125000 рублей.
2. в сумме, израсходованной на строительство (приобретение) жилого дома / квартиры, в размере фактических расходов.
Профессиональные вычеты:
1. доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера;
2. для налогоплательщиков, получающих авторские и другие подобные вознаграждения, в сумме фактических расходов.
4. Возврат ранее уплаченного налога
Освобождение от налогообложения экспортеров подакцизной продукции происходит при наличии поручительства банка. Экспортеры акцизы не начисляют и не уплачивают.
При отсутствии поручительства сумма акцизов начисляется и уплачивается в бюджет, но подлежит возмещению.
5. Изменение срока уплаты налога
Изменением срока уплаты налога признается перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок.
Срок уплаты может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме:
ь отсрочки,
ь рассрочки,
ь налогового кредита,
ь инвестиционного налогового кредита.
5.1 Отсрочка/рассрочка
Отсрочка или рассрочка налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований, на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
ь причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия или иных подобных причин (проценты на сумму задолженности при этом не начисляются);
ь задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа (проценты не начисляются);
ь угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога (при этом на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной Ѕ ставки рефинансирования, действовавшей за период отсрочки / рассрочки);
ь имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога (проценты начисляются);
ь если производство и (или) реализация товаров, работ, услуг носит сезонный характер (проценты начисляются);
ь иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.
Отсрочка или рассрочка может предоставляться по одному или нескольким налогам.
5.2 Налоговый кредит
Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований.
Налоговый кредит также может предоставляться по одному или нескольким налогам. При этом проценты начисляются, если причиной предоставления кредита является угроза банкротства и не начисляются по причине причинения ущерба или задержки финансирования из бюджета.
5.3 Инвестиционный налоговый кредит
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.
Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора.
Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений, не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.
Конкретный порядок уменьшения платежей определяется договором.
Если организацией заключено более одного такого договора, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится в отношении первого по сроку договора, а при достижении этой суммой размера, указанного в договоре, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.
Инвестиционный налоговый кредит может предоставляться организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
ь эта организация проводит научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы, технологическое перевооружение производства;
ь осуществляет внедренческую и инновационную деятельность;
ь выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона.
Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия договора либо досрочно в случае уплаты всей причитающейся суммы налога и соответствующих процентов.
Заключение
Таким образом, были рассмотрены основные способы предоставления налоговых льгот. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц. Поэтому все, на кого распространяется действие налоговых льгот, заинтересованы в знании законов, своих прав и обязанностей.
Применяемые в современной российской налоговой системе налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств.
Список литературы
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации».
2. «Налоги и налоговое право», учебное пособие. М., «Аналитика-пресс», 2007.
3. «Налоговая адвокатура», учебное пособие.
4. «Налоги: теория и практика», В.В. Глухов, И.В. Дольдэ.
5. «Руководящие, нормативные и правовые акты», справочник. В. Королев, В. Курпин.
6. «Основы налоговой системы», Д.Т. Черник, А.П. Починок, В.П. Морозов, «Юнити», М., 2000 г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
-
История возникновения налога на доходы физических лиц. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц. Налоговые ставки. Особенности исчисления и уплаты налога предпринимателями. Декларирование доходов. Льготы при исчислении налога на доходы.
курсовая работа , добавлен 12.04.2006
-
Составные элементы налога на имущество физических лиц, объекты налогообложения, ставки налога на строения, помещения и сооружения. Льготы по налогу, категории граждан, освобождаемых от уплаты налога. Порядок исчисления, правила и сроки уплаты налога.
реферат , добавлен 13.08.2010
-
История возникновения налога. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц. Плательщики налога. Объект налогообложения. Налоговые ставки. Особенности исчисления и уплаты налога предпринимателями, налоговыми агентами. Декларирование доходов.
курсовая работа , добавлен 29.03.2003
-
Налог на доходы физических лиц. Плательщики НДФЛ. Объект налогообложения. Налоговая база. Налоговые ставки. Налоговые вычеты. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ в бюджет. Исчисление, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами.
контрольная работа , добавлен 07.12.2006
-
Нормативное регулирование по налогу на имущество физических лиц. Объект налога, порядок исчисления налоговой базы налога на имущество физических лиц, налоговый период. Ставки налога, льготы по налогу, сроки уплаты, ответственность налогоплательщиков.
реферат , добавлен 30.11.2007
-
История налога на доходы физических лиц. Порядок уплаты налога, его плательщики, объект, налоговые ставки. Исчисление и уплата налога предпринимателями и налоговыми агентами. Льготы при исчислении налога и освобождение от него, налоговые вычеты.
курсовая работа , добавлен 04.08.2009
-
Принципы и теоретические основы налогообложения предприятий, его сущность, объекты и плательщики налога на добавленную стоимость. Ставки и льготы по налогу, порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Финансовое состояние предприятия.
курсовая работа , добавлен 01.03.2010
-
Объекты налогообложения налога на добавленную стоимость. Определение сумм налога, подлежащих уплате в бюджет. Налоговые ставки, вычеты и порядок их применения. Порядок зачета и возмещения НДС. Налогоплательщики налога на имущество, сроки уплаты.
контрольная работа , добавлен 28.10.2011
-
Порядок исчисления, срок уплаты акцизов. Налогоплательщики и объекты налогообложения акцизами. Сумма налога и вычеты. Сроки и порядок уплаты налога. Объект налогообложения и налоговая база по налогу на доходы физических лиц. Статус налогоплательщика.
реферат , добавлен 28.01.2009
-
Права и обязанности налогоплательщиков и контролирующих налоговых органов. Налоговые правонарушения, условия привлечения и степень ответственности за них. Порядок расчета и уплаты предприятием налога на добавленную стоимость. Налоговые ставки и льготы.
контрольная работа , добавлен 01.07.2009
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к началу текста
- вернуться к подобным работам
- Рубрики
- По алфавиту
- Закачать файл
- Заказать работу
- Вебмастеру
- Продать
- весь список подобных работ
- сколько стоит заказать работу?
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем .
20 Мая 2015Налоговые льготы по региональным налогам
|
Актуально
- Бухгалтерский учет ООО на УСН
- Бухгалтерский учет ИП при УСН
- Программа для главбуха: зарплата и кадры
Подписка на новости
Рубрикатор
- НДС 2018. Вычет НДС
- Страховые взносы 2018
- Декларация НДС 2018
- УСН доходы 2018. Все об упрощенной системе налогообложения 2018. Упрощенка
- Учет затрат. Учет расходов и доходов
- Бухгалтерский учет. Бухучет
- ФСС. 4 Форма ФСС 2018
- Торговый сбор 2018
- ЕНВД в 2018. Единый налог на вмененный доход
- Товарный знак
- Декретные
- Детские пособия 2018
- Больничный лист 2018
- Командировочные расходы 2018
- Отпускные 2018. Расчет отпускных
- НДФЛ 2018
- ИП налоги 2018. Индивидуальный предприниматель — все о налогах
- Транспортный налог 2018
- Заработная плата, трудовые отношения
- Пенсионный фонд. Новости. Статьи
- Налог на прибыль 2018
- Материнский капитал 2018
- Первичные документы
- Налог на имущество 2018
- Исправляем ошибки учета. Штрафы, пени.
- ККМ, ККТ, наличные и безналичные расчеты
- Налоговые( выездные, камеральные) и другие проверки
- Новое в законодательстве
- Основные средства, НМА, учет материалов,товаров, склад, убыль
- Отчетность: налоговая, бухгалтерская.
Справочник
- Калькулятор НДС онлайн для расчета НДС
- План счетов бухгалтерского учета
- Трудовой договор. Образец трудового договора
- Бланки и формы бухгалтерской, налоговой отчетности
- КБК 2018 таблица | КБК по НДС в 2018 году
- Трудовой договор. Образец трудового договора
- Штатное расписание. Образец штатного расписания
- Образец приказа о переводе на другую должность
- Приказ о предоставлении отпуска образец
- Образец приказа об увольнении
|
Публикация |
Налоговые льготы, в том числе и по региональным налогам, зачастую становятся полем для обширных злоупотреблений. В связи с этим к налоговым льготам приковано пристальное внимание со стороны контролирующих органов. Даже добросовестному налогоплательщику нужно быть готовым доказывать свое право на применение налоговых льгот.
Налоговый кодекс (далее — Кодекс) под льготами по налогам понимает преимущества одних налогоплательщиков перед другими (п. 1 ст. 56 НК РФ). В небезызвестном постановлении Пленума ВАС РФ уменьшение налоговой обязанности путем применения льгот отнесено к получению налоговой выгоды (п. 1 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).
Применять преференции нужно в строгом соответствии с требованиями законодательства о налогах. В его перипетиях порой разобраться не просто. О ряде проблем, с которыми может столкнуться компания при применении льгот по региональным налогам, мы расскажем в статье.
Признаки налоговых льгот
Льготы по налогу являются факультативным, то есть необязательным, элементом налогообложения. Они могут устанавливаться в необходимых случаях (п. 2 ст. 17 НК РФ). Следовательно, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (определение КС РФ от 05.07.2001 № 162-О).
Налоговые льготы должны быть предусмотрены законодательством о налогах (п. 1 ст. 56 НК РФ). Установление льгот — исключительная прерогатива законодателя (определения КС РФ от 14.10.2004 № 311-О, от 20.11.2003 № 392-О). Например, льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 56, абз. 4 п. 3 ст. 12, ст. 356, п. 2 ст. 372 НК РФ).
Налоговые преференции могут иметь, в частности, форму освобождения от уплаты налога или его уплату в меньшей сумме. Предоставляются они отдельным категориям налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ). Так, Конституционный Суд РФ поясняет, что принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории налогоплательщиков, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям. При этом принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями плательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование. В таких предметных сферах налогового права, как предоставление льгот, законодатель, в силу Конституции, обладает достаточно широкой сферой усмотрения (определение КС РФ от 09.06.2005 № 287-О). При этом в индивидуальном порядке (например для отдельной компании) налоговые льготы предусмотрены быть не могут (п. 1 ст. 56 НК РФ). Также существует запрет и на их установление в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).
Еще одной чертой льгот является то, что от их применения можно отказаться либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ). Следовательно, применение льгот является правом, а не обязанностью.
Законы субъектов РФ и применение налоговых льгот
К региональным относятся налоги: на имущество организаций, транспортный, на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ). Учитывая существующие ограничения в сфере игорного бизнеса, остановимся в нашей статье на первых двух налогах.
Напомним, что налог на имущество организаций и транспортный налог устанавливаются Кодексом и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с Кодексом региональными законами и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов (ст. 356, п. 1 ст. 372 НК РФ).
Перечень категорий компаний и объектов, освобождаемых от налога на имущество организаций, приведен в статье 381 Кодекса. Кроме того, региональными законами о налоге могут быть предусмотрены льготы по нему и основания их применения (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ). Такие преференции являются дополнительными к указанным в статье 381 Кодекса. Данный подход разделяет Минфин России, а также суды (письмо Минфина России от 14.05.2010 № 03-05-04-01/29; определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11).
Кодекс не содержит перечня льгот по транспортному налогу. Вместе с тем он предоставляет право введения льгот по налогу и оснований для их использования региональным законодателям (ст. 356 НК РФ).
Законодатели субъектов РФ порой устанавливают льготы по региональным налогам с нарушением требований Кодекса. Сразу же оговоримся, что не является ошибкой отсутствие в законе субъекта РФ о налоге на имущество организаций льгот, поименованных в статье 381 Кодекса. Льготы, установленные Кодексом, подлежат применению на всей территории РФ независимо от того, воспроизведены они региональными законами или нет (определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11). Не соответствуют Кодексу, в частности, льготы, изменяющие элементы налогообложения, которые установлены Кодексом и определять которые региональные законодатели не вправе (определения ВС РФ от 28.07.2010 № 1-Г10-14, от 12.12.2007 № 91-Г07-27, от 05.12.2007 № 16-Г07-28). Например, законодатели субъекта РФ не могут предусматривать льготы в виде изменения порядка определения налоговой базы по региональным налогам. Ведь установление налоговой базы и порядка ее формирования по ним является прерогативой федерального законодателя (п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 53, ст. 356, 359, п. 2 ст. 372, ст. 375-376 НК РФ). Подобные выводы сделаны и в письмах Минфина России (письма Минфина России от 10.03.2011 № 03-05-04-01/05, от 22.02.2011 № 03-05-04-01/03).
Вместе с тем такие ситуации на практике встречаются. Так, Верховный Суд РФ признал противоречащими Кодексу положения закона субъекта РФ, согласно которым от налога на имущество освобождались организации «в части имущества, созданного (приобретенного, реконструированного, введенного) в рамках реализации инвестиционного проекта <…> на период полной окупаемости, но не более 3 лет с момента ввода проекта, а для приоритетных инвестиционных проектов — на период полной окупаемости затрат, но не более 5 лет». Кроме того, под льготу попадали также «организации, реализующие инвестиционные проекты с использованием расконсервированных объектов основных производственных фондов, в части имущества, созданного (приобретенного, реконструированного, введенного) в рамках реализации инвестиционного проекта <…> на период полной окупаемости, но не более 2 лет с момента ввода проекта» (определение ВС РФ от 07.06.2006 № 59-Г06-9). Данный вывод сделан Судом со ссылкой на то, что законом субъекта РФ установлен в отношении указанной категории компаний особый порядок определения базы по налогу на имущество. Ее определение для данных организаций региональным законом поставлено в зависимость от периода окупаемости, то есть от финансовых показателей их деятельности. Таких критериев Кодекс не содержит, такими полномочиями региональных законодателей не наделяет.
Еще ошибкой, которую могут допустить законодатели субъектов РФ, устанавливая региональные налоги, является некорректное определение льготируемых лиц. Так, неправомерным может быть признано введение льгот в отношении отдельных лиц или группы лиц (определение ВС РФ от 10.01.2003 № 51-Г02-58). Ведь, как мы уже указывали, льготы по налогам могут устанавливаться только в отношении отдельных категорий плательщиков, а не конкретных лиц. Ситуация усугубляется тем, что Кодекс не разъясняет понятие «категория налогоплательщиков». Минфин России сформировал свой подход к толкованию данного термина. Так, он указал, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков (письма Минфина России от 02.02.2012 № 03-05-04-02/10, от 31.01.2012 № 03-05-06-01/03, от 29.03.2010 № 03-11-06/2/44, от 02.06.2009 № 03-11-11/96, от 27.02.2009 № 03-11-11/29, от 22.10.2008 № 03-05-04-01/36, от 14.07.2008 № 03-02-07/1-280). В ряде писем к таким признакам Минфин России относит, в частности, виды экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство и др.), размеры предприятий (микро-, малые, средние предприятия), место их расположения (удаленные, малозаселенные, депрессивные в экономическом развитии районы), потребителей работ, услуг (государственный и муниципальный заказ, услуги для населения и др.) и др. (письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-11-06/2/44, от 02.06.2009 № 03-11-11/96, от 27.02.2009 № 03-11-11/29) Признаки, по которым налогоплательщики могут быть объединены в одну категорию, названы и Верховным Судом РФ. Это может быть отраслевая принадлежность организации, численность ее работников, размер произведенных ею капитальных вложений (определение ВС РФ от 17.05.2006 № 44-Г06-7). При этом в качестве такого признака нельзя рассматривать показатель прибыли за определенный период. Объясняют это судьи тем, что он носит дискриминационный характер по отношению к компаниям, которые ведут одни и те же виды деятельности, в одинаковых условиях, но с разными финансовыми возможностями.
А что делать налогоплательщику, подпадающему под льготу по региональному закону в случае, если он сомневается в ее правомерности? Так, компания может попытаться признать в судебном порядке закон субъекта РФ не соответствующим Кодексу (п. 3 ст. 6 НК РФ). Однако это длительный процесс. Принимать же решение об использовании льготы по региональному налогу компании нужно своевременно. Самым осторожным и наименее рискованным подходом в таком случае является отказ от преференции. Ведь, как мы уже отмечали, налогоплательщик имеет на это право. Вместе с тем сомнения компании могут оказаться беспочвенными. Кроме того, исход судебного разбирательства (в случае его возбуждения) предугадать заранее невозможно. Более того, в соответствии с Кодексом налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). При этом законодательство о налогах включает в себя в том числе законы о налогах субъектов РФ. С учетом указанного, по нашему мнению, до признания положений закона субъекта РФ в части установленных льгот не соответствующими Кодексу компания вправе их применять. С данными выводами согласно и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 20.08.2008 № 03-02-07/1-352).
При принятии ею такого решения в случае признания закона субъекта РФ в указанной части нелегитимным в судебном порядке возможны последствия. Налоговые органы могут доначислить сумму недоимки по региональному налогу (как если бы организация не применяла льготу), а также пени и штраф. На наш взгляд, такие действия контролеров неправомерны. Правда, не исключено, что доказывать это придется в суде.
Защитить свое право на применение льготы до момента признания закона субъекта РФ не соответствующим Кодексу компания может так. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта (в т.ч. закона субъекта РФ) вступает в законную силу немедленно после его принятия (п. 4 ст. 195 АПК РФ). Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (п. 5 ст. 195 АПК РФ).
Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда РФ, решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания. Оно означает лишь признание акта недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. Как любое судебное решение, оно обязательно к исполнению всеми субъектами, которых касается (пост. КС РФ от 27.01.2004 № 1-П, от 11.04.2000 № 6-П; определение КС РФ от 15.11.2007 № 763-О-О). Следовательно, лишь с момента принятия судебного решения о несоответствии Кодексу региональный закон является недействующим и не подлежит применению (полностью или частично). До признания закона субъекта РФ неправомерным в части льгот по региональному налогу компания применяла положения действующего акта законодательства о налогах. Значит, она действовала как добросовестный налогоплательщик, используя до указанного момента предусмотренные законом субъекта РФ льготы. С учетом этого у компании не возникает недоимки по региональному налогу, а следовательно, и пеней (ст. 11, п. 1 ст. 75 НК РФ). В связи с отсутствием в ее действиях виновного противоправного деяния не возникает и ответственности компании за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 54 Конституции; ст. 106, 109 НК РФ). Следовательно, отсутствуют основания для начисления ей налоговых штрафов.
Неурегулированные моменты применения налоговых льгот
Компании могут столкнуться при применении льгот по региональным налогам также с тем, что ряд вопросов не урегулирован Кодексом.
Так, например, Кодекс не уточняет, как должен быть заявлен отказ компании от применения льгот. В связи с этим неоднозначна следующая ситуация. Допустим, компания не применяла льготу и не заявляла ее в декларации за налоговый период, при этом официально не уведомляла инспекцию об отказе от ее применения. Может ли она впоследствии воспользоваться льготой за этот период, заявив в уточненной декларации? Официальные разъяснения по данному вопросу нам не известны. Вместе с тем арбитры указывают, что факт неучета льготы при составлении декларации за конкретный период сам по себе не означает отказ фирмы от ее применения (п. 16 пост. Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9). В другом решении судьи разъяснили, что налогоплательщик вправе подать уточненные декларации, в которых может заявить установленную на соответствующие налоговые периоды льготу и с ее учетом определить сумму налога (пост. Тринадцатого ААС от 14.08.2007 по делу № А56-8212/2007). Данные выводы поддержал ФАС Северо-Западного округа (пост. ФАС СЗО от 14.11.2007 № А56-8212/2007). При этом он указал, что если налогоплательщик при составлении декларации за конкретный налоговый период не учел льготу, то данное обстоятельство само по себе не означает отказ налогоплательщика от ее использования в этом периоде. С учетом сложившейся арбитражной практики, по нашему мнению, в данной ситуации компания вправе заявить в уточненной налоговой декларации льготу по региональному налогу.
Другая ситуация. Кодексом или законом субъекта РФ для целей применения льготы по налогу на имущество установлено целевое использование имущества. При этом по факту отдельные объекты используются компанией частично или полностью не по данному назначению. Вправе ли фирма воспользоваться льготой в отношении такого имущества?
Объект обложения и база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета основных средств (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ). Единицей бухучета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Следовательно, к тем объектам, которые полностью используются не по установленному целевому назначению, льгота по налогу не применяется. Такого же мнения придерживается Минфин России (письмо Минфина России от 15.12.2004 № 03-06-01-04/159).
Если же объекты основных средств используются не по установленному назначению частично, то ситуация является спорной. Кодекс ее не разъясняет. Так, с одной стороны, он не запрещает применять льготы по налогу к такому имуществу. Кроме того, по мнению контролирующих ведомств, если один и тот же объект основных средств используется для осуществления льготируемого и не льготируемого по налогу на имущество вида деятельности, то преференция применяется в целом по объекту (письма Минфина России от 07.06.2011 № 03-05-05-01/37, ФНС России от 11.10.2011 № ЗН-4-11/16789@). С другой стороны, законодательно не предусмотрено деление инвентарного объекта для целей налогообложения пропорционально каким-либо показателям (площади, выручки и пр.). Следовательно, если Кодексом или законом субъекта РФ установлено целевое использование имущества, то такое требование предъявляется в целом к объекту. Несоответствие объекта данному требованию в какой-либо части может расцениваться как его невыполнение, а применение к таким объектам льготы по налогу — как получение необоснованной налоговой выгоды (пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). Кроме того, слепо следовать позиции контролирующих органов, изложенной в приведенных письмах, опасно. Так, письмо Минфина России является ответом на частный вопрос. В описанной в нем ситуации не по назначению, установленному для применения льготы, использовалось менее одного процента от общей площади объекта. В письме ФНС России описание ситуации и вопроса отсутствует. Судебная практика по данной проблеме автору не известна.
Столкнувшись с подобной ситуацией, компаниям придется самостоятельно принимать решение о применении (неприменении) льготы по налогу на имущество, оценивая все аргументы за и против. Учитывая, что она не урегулирована законодательно, а также в связи с отсутствием судебной практики, на наш взгляд, целесообразно придерживаться более осторожного подхода — не применять льготу по налогу. При принятии компанией противоположного решения следует быть готовым к повышенному вниманию к данной ситуации со стороны налоговых органов.
Источник: Журнал «Актуальная бухгалтерия» |
Последние публикации
09 Января 2019
«Новогодняя» зарплата: до или после?
В преддверии Нового года компании обычно стараются выплатить всю декабрьскую зарплату до конца декабря. Ведь иначе бухгалтеру придется в спешке заниматься расчетами в первые дни после праздников. Да и сотрудники не откажутся получить побольше денег перед долгими зимними каникулами. В общем, это удобно всем. Но есть риск нарушить трудовое законодательство.
Россияне будут вносить налоговые платежи авансом
Налоговые платежи за свою собственность — транспорт, землю, недвижимость — теперь можно вносить авансом, не дожидаясь уведомлений. Такие поправки вступили в силу 1 января.
Какие товары освободили от повышенной ставки НДС
С 1 января 2019 года в России начала действовать новая ставка НДС в 20 процентов. Изменения внесены в Налоговый кодекс РФ, но они затронут не все товары.
26 Декабря 2018
Самые важные новации 2019 года в бухгалтерском учете организаций госсектора
Жизнь бухгалтера государственного сектора не стоит на месте. Вот и новый 2019 год, как щедрый Дед Мороз, готовит новые сюрпризы. Давайте уже сейчас приподнимем завесу грядущего года и рассмотрим все, что он для нас припас. Здесь и пять новых федеральных стандартов, применять положения которых нужно при ведении бюджетного, бухгалтерского учета с 1 января 2019 года и для составления отчетности 2019 года, и изменения в бюджетной классификации, а также налоговые «сюрпризы».
Названы главные законы 2019 года, которые изменят нашу жизнь
Во время длинных новогодних каникул в России вступят в силу около пятидесяти новых законов. Сегодня мы расскажем о некоторых из них, которые много обсуждали в период их разработки и принятия.
Новости наших партнеров
|
ТОП статьи
Сдача электронной налоговой отчетности через интернет в ФСС, ФНС, ИФНС, Пенсионный фонд, Росстат.
Налоговые новости
09 Января 2019
Опубликован сводный план проверок предпринимателей на 2019 год
Освобождение от штрафа для добросовестных НДФЛ-агентов закрепят в НК РФ
С 8 января будут освобождать от уголовного наказания тех, кто погасит долги по зарплате
Расчет по страховым взносам за 1 квартал 2019 года заполняется с учетом разъяснений ФНС России
26 Декабря 2018
Ошибки в больничном – не всегда отказ ФСС России в зачете сумм пособий
Совет Федерации поддержал повышение МРОТ с 2019 года
В работе с налогоплательщиками будут применяться новые формы документов
ФНС России разработаны контрольные соотношения показателей новой формы налоговой декларации 3-НДФЛ
Обновлены формы сведений, представляемых в ПФР, порядок их заполнения, а также формат представления в электронном виде
24 Декабря 2018
ФНС России разъяснила порядок действий при поломке фискального накопителя ККТ
При изменении стоимости товаров, отгруженных до 1 января 2019 года, в корректировочном счете-фактуре указывается НДС 18%
Три года на возврат переплаты считают не со дня сдачи 2-НДФЛ, а со дня перечисления налога
Во время учебы сотрудник грубо нарушал дисциплину — уволить его не получится
С налогового периода 2019 года будет действовать обновленная форма декларации по транспортному налогу
читать все Новости
|
|
|
|
Налоговая льгота
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2016; проверки требуют 2 правки.
Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Налоговые льготы можно разделить на следующие группы:
- личные и для юридических лиц;
- общеэкономические и социальные налоговые льготы;
- внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы.
Любые льготы несут одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым они предоставляются. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для лиц, которым она предоставлена — возможность заниматься научными изысканиями в ущерб времени для ведения бизнеса. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую — во время экономических кризисов.
В отечественной налоговой литературе представлена следующая классификация:
- изъятия — выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.
- изъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы). Налоговый иммунитет в отношении дипломатических представительств и консульств на основе международных соглашений
- необлагаемый налогом минимум дохода — то есть минимальная часть объекта, не облагаемая налогом. Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум. Например, из налогообложения изымаются доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из определённых законом оснований за налоговый период (стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей и т. д.) — п. 28 ст. 217 НК РФ
- налоговые скидки — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика (п.3 ст. 264.1 НК РФ) или см. подп. 38 п. 1 ст. 264
- освобождение — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада).
- понижение налоговой ставки — например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов (подп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Или освобождение или снижение оплаты имущественного, земельного, транспортного налогов для лиц с инвалидностью.
- уменьшение налогового оклада — самая эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер (сумму) налога, причитающегося взносу в бюджет. См., например облигации академии квалифицированной зоны в США (фактически, проценты по облигации уменьшают налоговый оклад)
- Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога — это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы, см. гл. 9 НК РФ. Здесь стоит отметить, что некоторые исследователи выделяют разницу между отсрочкой и рассрочкой. Так, Брызгалин рассматривает отсрочку как перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок, а рассрочку как распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.
- Налоговый кредит, так же как и отсрочка (или рассрочка) уплаты налога,— форма изменения срока уплаты налога. Различия есть, например, в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. См. гл. 9 НК РФ, в которой речь идёт об инвестиционном налоговом кредите.
- Возврат ранее уплаченного налога (части налога) или налоговая амнистия (не путать с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций) — например, подп.2 п.2 ст. 151 предусмотрено, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке
- Зачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов) — см. например, ст. 232 НК РФ (Устранение двойного налогообложения)
Примечания
- ↑ Налоговое право: Учеб. Пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000, гл. 4
- ↑ Учебник «Налоги и налоговое право». Под редакцией А. В. Брызгалина.— М., 1997, § 8.8
- ↑ Льготы по налогам для инвалидов 2 группы. Проверено 26 ноября 2018.
- ↑ Credit to holders of qualified zone academy bonds
Ссылки
- Налоговый кодекс РФ — часть 1 с последними изменениями
- Налоговый кодекс РФ — часть 2 с последними изменениями
- Налоговые льготы для бюджетных учреждений
См. также
- Налоговая амнистия
- Налоговые льготы в России
Интересные статьи:
Сроки финансового оздоровленияSuper User Предпринимательское право 17 марта 2013 Финансовое оздоровление как процедура банкротства Финансовое оздоровление -…
Выездная налоговая проверкаВыездная налоговая проверка Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 26.05.2016 Email Выездная налоговая проверка — вид налоговой…
Камеральная проверкаКамеральная налоговая проверка Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 26.05.2016 Email Камеральная налоговая проверка является основной формой…
Налоговое планированиеНАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Меню Главная Авторизация/Регистрация Главная Экономика Управление финансовыми рисками в системе экономической безопасности <…
-
Добавить комментарий