Легализация преступных доходов
Содержание
- ФЗ-115 о противодействии легализации отмыванию доходов
- Цель закона
- Что относится к доходам полученным преступным путем
- Задачи 115-ФЗ
- Понятие идентификации
- Ответственность за отмывание денег
- Отмывание денежных средств и иного имущества: позиция ВС РФ
- Субъективные признаки легализации (отмывания) денег или иного имущества, приобретенных преступным путем по российскому законодательству
- Субъективные признаки легализации (отмывания) денег или иного имущества, приобретенных преступным путем по российскому законодательству
- Объективная сторона легализации (отмывания) денег или иного имущества, приобретенных преступным путем
- Квалифицированные виды легализации (отмывания) денег или иного имущества, приобретенных преступным путем, и отграничение данного преступления от смежных составов преступлений
- Объективная сторона легализации (отмывания) денег или иного имущества, приобретенных преступным путем
- Квалифицированные виды легализации (отмывания) денег или иного имущества, приобретенных преступным путем, и отграничение данного преступления от смежных составов преступлений
- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛЕГАЛИЗАЦИЮ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ СОГЛАСНО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛЕГАЛИЗАЦИЮ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ СОГЛАСНО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
- Объект и предмет легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем согласно российскому уголовного законодательству
- Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем
- Субъективные признаки легализации (отмывания) денег или иного имущества, приобретенных преступным путем по российскому законодательству
- Объективная сторона легализации (отмывания) денег или иного имущества, приобретенных преступным путем
- Квалифицированные виды легализации (отмывания) денег или иного имущества, приобретенных преступным путем, и отграничение данного преступления от смежных составов преступлений
- Объективная сторона легализации (отмывания) денег или иного имущества, приобретенных преступным путем
- Квалифицированные виды легализации (отмывания) денег или иного имущества, приобретенных преступным путем, и отграничение данного преступления от смежных составов преступлений
- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛЕГАЛИЗАЦИЮ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ СОГЛАСНО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛЕГАЛИЗАЦИЮ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ СОГЛАСНО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
- Объект и предмет легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем согласно российскому уголовного законодательству
- Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем
- Интересные статьи:
ФЗ-115 о противодействии легализации отмыванию доходов
Проблема получения незаконных доходов с применением схем теневой экономики, оказание финансовой поддержки деятельности террористов, давно стоит остро.
И принятие ФЗ-115 ознаменовало начало противостояния с данным фактором.
Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Оглавление:
- Цель закона
- Что относится к доходам полученным преступным путем
- Задачи 115-ФЗ
- Понятие идентификации
- Ответственность за отмывание денег
Цель закона
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,
но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!
Все консультации у юристов бесплатны.
115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года принято считать ключевым регулятором в части реализации противостояния получению прибыли от проведения различной противозаконной деятельности, отмывании денег.
Принятие данного акта преследовало цели защиты граждан и интересов государства в целостности путём конструирования самого алгоритма и принципа его действия относительно противостояния с преступной деятельностью и её легализацией.
Направленностью последней законодатель определяет отмывание денег и оказание финансовой поддержки при проведении террористической активности.
Если вдруг Вы еще не знали, то советуем прочитать статью об ответственности за незаконное проникновение в жилище (ст 139 УК РФ) .
Что относится к доходам полученным преступным путем
Закон направлен на урегулирование процесса проведения какой-либо деятельности в рамках правых механизмов, целью которой является получение прибыли. Поэтому определение доходов, полученных преступным путём, сформулировано довольно сжато.
Имеются ввиду любые денежные поступления, предметом получения которых служила преступная деятельность.
То есть прибыль была реализована в результате проведения незаконных схем и действий.
Важно знать: это понятие тесно переплетается с легализацией, попросту говоря, отмыванием денег. То есть, придания незаконным схемам с деньгами вида соответствия рамкам правового поля.
Задачи 115-ФЗ
Утверждение закона обозначено направленностью стратегии, которая однако была сформулирована чуть позже.
Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма*(5), утв. Президентом РФ 11 июня 2005 г. N Пр-984 предусматривала первым и наиважнейшим этапом относительно реализации норм в них изложенных, принятие именно Закона No115-ФЗ.
Цели этой концепции предполагали реализацию задач:
- Формирование в РФ специального органа исполнительной власти, целями деятельности которого было бы предупреждение и пресекание, а также проведение расследований фактов отмывания денег и координация деятельности остальных органов власти в данном аспекте.
- Исключение РФ из выборки стран, не осуществляющих активности в противостоянии с легализированием денежных доходов, сгенерированных вследствие реализации преступной активности (2002 год).
- Признание факта следования политики РФ Рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
- Принятие России в состав ФАТФ (июнь 2003 г.).
Понятие идентификации
Ст. 3 Закона имеет понятие идентификации.
Это определённая последовательность алгоритмов, направленная на выявление конструктивных сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцев.
В процессе устанавливается подлинность и истинность документов последних, а также надлежаще заверенных копий таковых.
Бенефициарными владельцами имеются ввиду физические лица, прямо либо опосредованно владеющие клиентом, в роли которого выступает предприятие, а также способные осуществлять контроль за деятельностью последних.
Предусматривается и упрощённая идентификация, которая предполагает проверку паспортных сведений и применяется такими методами:
- использование оригиналов документов либо их заверенных копий;
- использование сведений из глобальных систем информации органов государственной власти;
- использование единых систем по проведению идентификаций и аутентификаций, если лицо использует электронную подпись.
Стоит отметить: с целью реализации положений закона определён круг лиц, которые обременены ответственностью за выполнение положений закона. Среди них: кредитные организации, страховые, лизинговые компании, почта, ломбарды и другие.
Также определены процедурные вопросы контроля при совершении сделок, сумма которых свыше 600 тыс. рублей. Это же относится и к манипуляциям с недвижимостью, если цена сделки свыше 3 млн. рублей.
Идентификации не подлежат клиенты, величина суммы сделки которых менее 30 тыс.рублей или 15 тыс.- при наличном расчете.
Ответственность за отмывание денег
Ст. 13 Закона предполагает наличие мер ответственности вследствие нарушений в следовании требованиям в контексте обязательств, им урегулированных.
Нарушители будут подлежать уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности. А надзор за выполнением закона остаётся за генеральным и подчиненными ему прокурорами (ст. 14).
Алгоритм в борьбе с отмыванием денег и оказанием финансовой поддержки активности террористических организаций достаточно прост и действенен в своём исполнении.
Закон ФЗ-115 предполагает эффективные механизмы по борьбе с этой проблемой и реализацией политики государства в части легализации доходов и противостоянию действиям по отмыванию денег. Это обеспечивает достаточно хорошие перспективы в развитии экономики в целом и отдельных её отраслей.
Смотрите видео, в котором освещаются актуальные методы борьбы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем:
Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите вопрос в форме ниже:
Отмывание денежных средств и иного имущества: позиция ВС РФ
4 сентября 2015
Отмывание имущества, добытого преступным путем, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности страны, а также затрудняет раскрытие и расследование преступлений. Но самое главное – легализация такого имущества способствует финансированию противоправной, в том числе террористической, деятельности.
В целях противодействия подобного рода преступлениям предусмотрена уголовная ответственность за:
- отмывание имущества и денег, добытых другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ);
- отмывание имущества, приобретенного лицом вследствие совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ);
- покупку или реализацию вещей, заведомо добытых преступным путем (ст. 175 УК РФ).
Максимальный срок лишения свободы по всем трем статьям составляет семь лет.
При этом несмотря на обширный перечень как международных, так и российских правовых актов, направленных на борьбу с отмыванием имущества, у судей, рассматривающих такие уголовные дела, нередко возникают вопросы. В связи с этим ВС РФ дал судам некоторые разъяснения – 13 июля был опубликован документ, уточняющий порядок применения судами норм об ответственности за легализацию (отмывание) имущества (Постановление Пленума ВС РФ от 7 июля 2015 г. № 32; далее – Постановление № 32).
Узнайте, может ли индивидуальный предприниматель использовать накопленные на своем расчетном счете средства в личных целях и не будет ли это считаться отмыванием имущества, в Базе знаний службы Правового консалтинга интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Так какое имущество, по мнению ВС РФ, может быть предметом легализации, что является обязательным признаком отмывания имущества и с какого момента такое преступление считается оконченным? Ознакомимся с позицией Суда подробнее.
Какое имущество может быть предметом легализации?
Предметом отмывания по общему правилу являются денежные средства и иное имущество (ст. 174, 174.1 УК РФ). При этом ВС РФ уточнил, что под денежными средствами следует понимать не только наличные деньги в российских рублях, но и иностранную валюту, а также безналичные и электронные денежные средства. А иным имуществом считается как движимое и недвижимое имущество, так и имущественные права, ценные бумаги, а также имущество, полученное в результате переработки добытого преступным путем (например, дом, построенный из похищенных стройматериалов, или слитки драгметаллов, изготовленные из краденых и переплавленных ювелирных изделий) (п. 1 Постановления № 32).
НАША СПРАВКА
Отмывание имущества – совершение сделок и операций с целью придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными преступным путем (ст. 174, 174.1 УК РФ).
Список предметов отмывания соответствует перечню объектов гражданских прав, закрепленных в гражданском законодательстве (ст. 128 ГК РФ). Разве что в категорию нелегально добытого имущества в силу специфики не вошли результаты работ и оказания услуг, объекты интеллектуальной собственности и нематериальные блага.
Суд также отдельно подчеркнул, что незаконное приобретение денег и иного имущества может в равной степени быть:
- признаком конкретного состава преступления (например, хищения, взяточничества и т. д.);
- материальным вознаграждением за совершенное преступление (например, за заказное убийство);
- платой за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте (оружие, боеприпасы, наркотические и лекарственные средства и др.).
Ранее при рассмотрении дел об отмывании имущества судьи нередко сталкивались с трудностями в разрешении ситуаций, когда не имеющие индивидуальных характеристик денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем, смешивались с однородным правомерно приобретенным имуществом – например, при зачислении на банковский счет денежных средств из разных источников, перечислении денег третьим лицам в счет исполнения различных обязательств и т. д. (приговор Балаковского районного суда Саратовской области от 14 апреля 2011 г. по делу № 1-99/2011). Основная сложность состояла в том, что суды не могли определить, действительно ли преступник, к примеру, при пополнении счета использовал украденные деньги или они были приобретены им законным путем. Это становилось основанием для оправдательных приговоров.
ВС РФ указал, что последующее совершение сделок или операций с неправомерно приобретенным имуществом в таком случае считается отмыванием и учитывается в том размере, который соответствует сумме приобретенного в результате преступления имущества (п. 3 Постановления № 32).
Что является обязательным признаком отмывания имущества?
Суд разъяснил, что основным признаком отмывания является намерение придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению имуществом, добытым преступным путем. И в своих обвинительных приговорах суды обязательно должны перечислить как доказательства такого намерения, так и доказательства приобретения имущества в результате преступления (п. 5 Постановления № 32).
Как уточняет ВС РФ, вывод о преступном характере приобретения имущества можно сделать, основываясь на:
- обвинительном приговоре по основному преступлению;
- постановлении о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим обстоятельствам (в связи со смертью подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, недостижением им возраста уголовной ответственности, деятельным раскаянием и др.);
- постановлении о приостановлении следствия или дознания по причине того, что не был установлен главный фигурант дела (п. 4 Постановления № 32).
Отметим, что в настоящее время суды не всегда учитывают наличие приговора по основному преступлению или иного документа из перечисленных (например, приговор Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 12 апреля 2010 г. по делу № 1-30/2010).
Что же касается цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению имуществом, то она может быть установлена на основании фактических действий виновного лица, направленных на сокрытие преступления. Такими действиями могут быть, например:
- приобретение недвижимого имущества, произведений искусства, предметов роскоши и т. д.;
- отчуждение имущества, приобретенного преступным путем, в отсутствие реальных расчетов или экономической целесообразности в таких сделках;
- фальсификация оснований возникновения прав на денежные средства или иное имущество (гражданско-правовых договоров, первичных учетных документов и др.);
- обналичивание денег, в том числе с участием подставных лиц, с использованием расчетных счетов фирм-«однодневок» или счетов физических лиц, не осведомленных о преступном происхождении денежных средств;
- совершение внешнеэкономических финансовых операций при участии контрагентов, зарегистрированных в офшорных зонах;
- совершение финансовых операций с использованием электронных средств платежа и др. (п. 10 Постановления № 32).
Данный перечень не является исчерпывающим.
ВС РФ также отметил, что ни одно из указанных действий само по себе не может быть доказательством виновности лица. В каждом конкретном случае суду необходимо установить, что лицо заведомо намеревалось придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению имуществом.
С какого момента преступление, связанное с отмыванием имущества, считается оконченным?
Ответственность за отмывание имущества наступает даже при совершении одной финансовой операции с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем. Главное – установить наличие цели придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом – например, когда преступное приобретение дома при заключении договора купли-продажи маскируется заведомо подложными документами о праве собственности на него (п. 7 Постановления № 32).
В связи с этим ВС РФ призывает считать финансовыми операциями любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т. п.) (п. 6 Постановления № 32).
Оконченным такое преступление считается с момента:
- использования преступно полученных денежных средств для расчетов либо предъявления банку распоряжения о переводе денежных средств и т. п.;
- исполнения хотя бы части обязанностей или реализации хотя бы части прав, которые возникли по сделке, если преступления совершались путем сделки (например, с момента передачи денег или имущества другой стороне договора вне зависимости от того, получено ли встречное исполнение по сделке);
- оформления между виновным и иным лицом договора, которым маскируется преступное приобретение денежных средств, если этим создается лишь видимость заключения сделки и в действительности фактическая передача имущества по ней не предполагается (п. 8 Постановления № 32).
Кстати, распоряжение незаконно приобретенным имуществом в целях личного потребления (приобретение продуктов питания, товаров первой необходимости, получение бытовых услуг и т. п.) не свидетельствует о наличии умысла на легализацию такого имущества (п. 11 Постановления № 32). В зависимости от конкретных обстоятельств дела совершение таких действий может повлечь за собой ответственность либо за основное преступление, либо за сбыт имущества, приобретенного преступным путем (ст. 175 УК РФ).
Другие выводы Суда
Важное разъяснение дал ВС РФ и по поводу ситуации, когда при намерении лица отмыть деньги в крупном либо особо крупном размере фактически легализованное имущество не образовало указанный размер по обстоятельствам, которые от преступника не зависели. Суд указал, что содеянное при этом тем не менее нужно квалифицировать как оконченное преступление, совершенное в крупном или особо крупном размере – свыше 1,5 млн руб. или свыше 6 млн руб. соответственно (абз. 2 п. 9 Постановления № 32).
Юристы признают данную позицию ВС РФ спорной.
МНЕНИЕ
![]() |
Антон Матюшенко, президент Ассоциации честных адвокатов:
«Умышленные действия, направленные на совершение преступления, должны расцениваться как покушение, если злодеяние не было доведено до конца по независящим от фигуранта причинам (ч. 3 ст. 30 УК РФ). Однако Суд не предписывает ссылаться на статью о покушении, применение которой автоматически снизило бы максимальный предел наказания – не более 3/4 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ за оконченное наказание (ч. 3 ст. 66 УК РФ). Вместо этого ВС РФ выбрал для легализации имущества формальную конструкцию. Напомню, в отличие от преступлений с материальным составом, преступления с формальным составом признаются оконченными с момента совершения деяния, без связи с наступлением его последствий.
Даже с учетом значимости угрозы, которую представляет собой легализация преступных доходов и давления международной общественности, нельзя обосновать изменение общепринятых подходов к моменту признания преступления оконченным для отдельно взятого деяния. Думается, что позиция ВС РФ в данном вопросе не является целесообразной, либо в текст вкралась логическая неточность».
Еще одним ключевым выводом Суда стало положение о том, что в отношении лиц, виновных в легализации, судам необходимо решать вопрос о конфискации имущества (п. 20 Постановления № 32). Связано это с тем, что несмотря на предусмотренную законом возможность конфискации имущества в подобных случаях (ст. 104.1 УК РФ), суды не всегда учитывали это.
Если же говорить о документе в целом, то, несмотря на незначительные его недочеты, эксперты склонны считать его принятие своевременным и позитивным событием.
Документы по теме: | Новости по теме: |
|
|
До сих пор пренебрегаете методами проверки своих клиентов? Игнорируете средства индивидуальной защиты и совсем не разбираетесь в деловых связях? Тогда мы идём к вам! Наверное, именно так и говорят все нечистые на руку личности, остро нуждающиеся в “большой стирке” своих денежных средств и финансовой репутации. Легализация, как экономическая и юридическая категория появилась в 20 веке, ещё задолго до того, как о ней в качестве проблемы заговорили на международном уровне. Но только в нынешнем столетии она предстала перед мировой общественностью как абсолютное социальное зло, способное нанести непоправимый урон существующим отношениям, как в отдельных государствах, так и в рамках всей политической карты мира.
Способы легализации.
Среди всех прочих доходных промыслов воровство из бюджетных закромов и карманов граждан является самым выгодным. Как и любое другое финансовое мероприятие, воровство нуждается в хорошо развитой инфраструктуре. Поэтому вторым по рентабельности бизнесом считается деятельность по легализации преступных доходов. Сеть коммерческих банков, страховых фондов, политических деятелей и благотворительных организаций призвана стать надёжным и сговорчивым подспорьем в этом нелёгком ремесле. И это только вершина айсберга. На самом деле форм и способов отмыть чужие средства существует несчитанное количество. Примерно столько же по всему миру разбросано и “мойдодыров”, чей общий годовой доход измеряется триллионами долларов.
Самым надёжным и десятилетиями проверенным способом легализации преступных средств, по крайней мере, в нашей стране, является отмывание через вновь созданные фирмы, срок жизни которых – день, да ещё чуть-чуть. Схема до гениальности проста: регистрируется какое-нибудь ООО “Умывальник”, занятое на почве оказания платных услуг по уборке производственных помещений и прилегающих территории. На его счёт переводится некоторая сумма от другого общества, которая потом превращается в наличность, а “Мойдодыр”, посчитав свою миссию выполненной, ликвидируется.
Другая распространённая схема легализации состоит в использовании поставных организаций. Допустим, существует некое государственное предприятие “А”, руководителем которого является гражданин Петров, на той же улице, через дом располагается общество “Б”, принадлежащее гражданину Таджикистана, приехавшего в Россию на заработки. Общество “А” делает заказ обществу “Б” на приобретение каких-либо товаров, чья цена в разы превосходит среднерыночную, и деньги переводятся на счёт общества “Б”, откуда затем следуют в личный карман Петрова.
Возможен и вариант с привлечением к “делу” различного рода нелегалов – иммигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев и гастарбайтеров. Как правило, в ход идут паспорта нелегалов, позволяя открывать на имя кредитные счета или регистрировать “теневые” фирмы.
Более “демократичный” подход используют благотворительные организации. В этой сфере “отмываются” куда более крупные состояния, причём с меньшим риском. Дело в том, что в качестве благотворительных могут быть представлены какие угодно цели. Руководство небезызвестной общественной организации “Открытая Россия”, например, под благотворительностью понимало выплату заработных плат своим сотрудникам и организацию всякого рода “агитационных акций” в поддержку “молодой российской демократии”. Другой вариант незаконного использования благотворительных организаций представляет собой ещё большую опасность и состоит в совершении денежных переводов между террористическими и экстремистскими организациями. Такая схема возможна, например, в том случае, если одна и та же благотворительная организация имеет свои представительства и филиалы сразу в нескольких государствах и налицо злоупотребление со стороны руководства или рядовых сотрудников.
Многочисленные страховые фонды в силу их размеров, широкой доступности и многообразия страховых продуктов также довольно часто используются в целях легализации. По данным ФАТФ (Международной Комиссии по борьбе с отмыванием) именно страховая деятельность является самой слабой и уязвимой с точки зрения отмывания преступных капиталов. Простейший пример: в подставную страховую компанию приходит руководитель фирмы и просит застраховать на кругленькую сумму всё его имущество. При этом в качестве страховых указываются такие риски, как “глобальное потепление”, “мировые войны”, “революции” и прочее, во что “верится с трудом”. Затем, переданная страховая премия уже на вполне законных основаниях отправляется в зарубежный банк, либо крупную страховую организацию.
Но, безусловно, главными “прачечными”, через которые проходят основные потоки украденных капиталов были и остаются коммерческие банки. Собственно, банки в конечном итоге и венчают весь процесс легализации. Отмывание может начаться на стадии организации фирмы-однодневки, пройти ряд этапов, но закончится она именно обналичиванием денежных средств в банковском учреждении. Все схемы отмывания доходов через банковские структуры можно условно разделить на две категории – простые и сложные. Вариант простой схемы: в банк приходит гражданин и просит перевести энную денежную сумму на счёт какой-нибудь “липовой” фирмы, продающей консервированный горный воздух. Вариант сложной схемы. Какая-либо крупная фирма целенаправленно устраивает судебную тяжбу с другой крупной фирмой. В ходе судебного разбирательства правление принимает решение о привлечении к делу группы лучших тире высокооплачиваемых зарубежных адвокатов, на банковский счёт которых поступает сумма, которая впоследствии распределяется между участниками схемы.
Разумеется, подобная “кипучая” деятельность не может остаться незамеченной государством, в меру своих сил противодействующим стараниям теневых воротил. В немалой степени делу борьбы с легализацией способствуют сами граждане и организации, направляющие в контрольные органы информацию о фактах совершения подозрительных финансовых операций. По данным, опубликованным в отчёте Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ, в 2006 году база данных службы ежедневно пополнялась на 25-30 тысяч таких сообщений.
Кто борется с легализацией.
На сегодняшний день почти, что в каждой индустриально-развитой стране действуют отдельный нормативный акт о противодействии легализации преступных доходов, а также специализированные органы, наделённые полномочиями отслеживать и проверять природу денежных средств граждан и организаций на банковских счетах. На международном уровне общее руководство деятельностью различных государств по противодействию легализации осуществляет Международная Комиссия по борьбе с отмыванием, более известная в нашей стране, как ФАТФ. Решение о необходимости создания ФАТФ было принято на саммите Большой семерки в Париже в 1989 году. На настоящий день в ФАТФ входят 33 члена, 31 из которых составляют государства-участники. Также в состав комиссии на постоянной основе входят также и Европейская комиссия и Совет сотрудничества Персидского залива, и порядка 20 наблюдателей. Именно эта организация является на сегодняшний день локомотивом в борьбе с “грязными” финансами, их владельцами, а также условиями, способствующими развитию легализации преступных доходов. ФАТФ также составляет чёрный список государств (NCCT list) в той или иной степени отказывающихся сотрудничать по вопросам легализации. Россия была исключена из списка в октябре 2003, а принята в состав ФАТФ в середине 2003 года. В России деятельность по координации борьбы с отмыванием осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая является составной частью государственного аппарата и по своему правовому статусу относится к федеральным органам исполнительной власти.
Банки обязаны знать клиентов “в лицо”.
Государство в лице Центробанка и Федеральной службы по финансовому мониторингу продолжает завинчивать гайки в сфере банковского обслуживания граждан и организаций. Одним из пунктов стратегии российского банковского сектора отмечается необходимость усиления контроля за результатами применяемых кредитными организациями правил и процедур внутреннего контроля, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. При этом выявление неоднократного нарушения положений закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (закон № 115), как сообщается в информационном письме ФСФМ, немедленно приведёт к отзыву лицензии у кредитного учреждения. С мая 2004 года, когда за “отмывание” был закрыт Содбизнесбанк, со своей лицензией уже распрощались более 80 учреждений. В связи с этим банкам следует быть осмотрительнее в отношениях со своими клиентами.
Осмотрительность, прежде всего, должна проявляться в отношении самих клиентов – установления их личности, деловой репутации и финансового положения. Для этого могут быть использованы документы, подтверждающие личность (паспорта, удостоверения, водительские права и так далее), а также статусное положение организаций (уставные, учредительные документы), первичная документация и информация, полученная путём запроса из достоверных источников. Если клиентом банка является организация, то необходимо истребование данных о том, кому (сколько человек и какова доля участия каждого из них) принадлежит право собственности на имущество организации и кому она, в конечном счете, подконтрольна.
Открытие и ведение анонимных банковских счетов, или счетов, открываемых на явно вымышленное имя, не допускается. Следует помнить, что не все клиенты банков подлежат обязательной проверке. В первую очередь это касается подозрительных лиц или организаций, чья деятельность не отвечает принципу прозрачности, а также клиентов, совершающих сделки на сумму 600 тысяч рублей и выше. В том случае, когда кредитная организация подозревает или имеет разумные основания подозревать, что средства клиента являются доходом от преступной деятельности или связаны с финансированием терроризма, ею должны быть предприняты действия по оповещению финансовой разведки.
Следующее, на что стоит обратить внимание – это смысл сотрудничества клиента с банком, то есть цель и характер совершаемых операций. Операции должны обладать общепонятным смыслом и быть “прозрачными”. Перечень операций подлежащих обязательному контролю приведён в статье 6 Закона № 115. В частности, об открытии вклада в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме и о переводе денежных средств за границу на счет, открытый на анонимного владельца банки должны уведомлять Росфинмониторинг в тот же, или следующий за ним рабочий день.
Когда в банк обращается государственный или политический деятель, это возлагает на кредитное учреждение ряд дополнительных обязательств по его проверке. Так должна быть произведена не только идентификация его личности, но также и идентификация на основании политических документов. После процедуры идентификации принимаются меры по установлению сведений, содержащих информацию о доходах политического деятеля, их совокупных размерах, общем благосостоянии и источниках его формирования. Кроме того, перед тем, как вступать в деловые отношения с клиентами, являющимися политическими деятелями, сотрудникам кредитного учреждения требуется запросить и получить соответствующее разрешение старшего руководства учреждения.
Во всех случаях, когда возможность всесторонней и объективной проверки обратившихся в банк лиц отсутствует, кредитным учреждениям строго рекомендуется прекратить всякие отношения с такими клиентами.
Субъективные признаки легализации (отмывания) денег или иного имущества, приобретенных преступным путем по российскому законодательству
|
|
Добавить комментарий