Косгу налог на имущество

Содержание

Ответ от 14.03.2019

С 01.01.2019 значения КБК определяются согласно порядку, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее — Порядок № 132н). Порядок применения КОСГУ утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н). Письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153 доведены методические рекомендации к порядку применения КОСГУ.

Расходы по уплате налога на имущество организаций отражаются по элементу вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» в увязке с подстатьей 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 51.8.5.1 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н). Однако такой порядок применяется, когда учреждение самостоятельно исчисляет и уплачивает налог на имущество в бюджет, а не возмещает сумму налога ссудодателю.

В договоре безвозмездного пользования может быть предусмотрена обязанность ссудополучателя осуществлять расходы на содержание переданного по договору объекта, в т.ч. возмещать ссудодателю уплаченный им налог на имущество (письмо Минфина России от 24.08.2017 № 03-05-04-02/54373).

Возмещение собственнику (балансодержателю) расходов по уплате налога на имущество в соответствии с договором аренды или пользования относится на элемент вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 51.2.4.4 Порядка № 132н).

Обязанность возмещения ссудодателю расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога в части предоставленных в пользование объектов обусловлена приобретением права пользования имуществом по договору. Поэтому Минфин России полагает, что расходы на возмещение сумм налогов следует отражать по виду расходов 244, увязанному с подстатьей 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» КОСГУ либо 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами». Разъяснения даны в письмах Минфина России от 25.01.2019 № 02-05-10/4416, от 17.03.2016 № 02-05-10/14786.

Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения возмещение расходов ссудодателю по налогу на имущество относится на КВР 244 в увязке с подстатьей 224 КОСГУ. Соответственно, расчеты по этой хозяйственной операции будут отражаться на счете 302 24 «Расчеты по арендной плате за пользование имуществом».

Подстатья 222 “Транспортные услуги“

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2006 г. N 02-14-10/880 возмещение расходов за пользование на транспорте постельными принадлежностями, оплата разного рода сборов при приобретении билета (комиссионный сбор, оплата страховых платежей по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и т.д.) относится на подстатью 222 “Транспортные услуги“. Распространяется ли данное правило только на командировки сотрудников учреждения или его следует применять и к отражению расходов, связанных с оплатой за постельные принадлежности в транспорте и оплатой различных сборов при приобретении билетов на проезд в отпуск и обратно работникам учреждений, имеющим в соответствии со ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации право на компенсацию (за счет средств работодателя — организации, финансируемой из федерального бюджета) расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно?
Порядок отнесения расходов учреждений, связанных с оплатой расходов за пользование на транспорте постельными принадлежностями, оплатой разного рода сборов при приобретении билета определен в письме Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2006 г. N 02-14-10/880 только для отражения расходов, связанных с проездом сотрудников учреждения в служебные командировки.
Что касается расходов бюджетных учреждений, связанных с оплатой стоимости проезда к месту отпуска и обратно сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включая оплату постельных принадлежностей в транспорте и оплату разных сборов, как включенных, так и не включенных в стоимость билета, они подлежат отражению по подстатье 212 “Прочие выплаты“, поскольку выгодоприобретателем по приобретенным услугам (в отличие от услуг, приобретаемых при проезде сотрудника в командировку) является сотрудник, а не учреждение.
Д.В. Новиков,
советник отдела методологии бюджетного учета,
бюджетной отчетности и бюджетной классификации
Департамента бюджетной политики
Министерства финансов Российской Федерации
1 мая 2007 г.
“Ваш бюджетный учет“, N 5, май 2007 г.

>Применение счета 0 40120 224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом» и КОСГУ 224

Что учитывать на счете 0 40120 224

В отношении применения счета 0 40120 224 разумно следовать нормам ГК РФ в части договоров аренды (глава 34 ГК РФ), которые определяют ее основные принципы:

  • в аренду передается объект имущества (статья 606 ГК РФ), т. е. что-то отдельное или в принципе отделяемое;
  • арендодатель передает, а арендатор принимает объект (статья 611 ГК РФ);
  • право пользования у арендодателя прекращается, а у арендатора возникает, переход права пользования следует оформить документально, как правило, актом приема­передачи;
  • арендодатель обязан отразить у себя в учете сдачу в аренду как внутреннее перемещение (государственное (муниципальное) учреждение – дополнительно на забалансовом счете 25), а арендатор – государственное (муниципальное) учреждение – отразить операцию на забалансовом счете 01.

В отношении договора аренды следует учесть:

стороны договора аренды (имущественного найма) называются арендодатель (наймодатель) и арендатор (наниматель) (статья 606 ГК РФ). Во всех документах по исполнению договора стороны следует именовать именно так (в акте приема­передачи, в счетах, в счетах­фактурах);

  • аренда не является услугой или работой, т. к. не требует от арендодателя постоянного выполнения каких-либо действий в пользу арендатора;
  • при исполнении договора аренды между сторонами нет необходимости оформлять акты выполненных работ или акты об оказании услуг;
  • аренда является длящимся действием (статья 610 ГК РФ). Нет необходимости периодически подтверждать факт аренды сверх первоначального оформления акта приема­передачи.

КОСГУ 224

Расходы на аренду относятся на подстатью 224 КОСГУ «Арендная плата за пользование имуществом» и отражаются в учете на основании счетов (счетов-­фактур) арендодателей, а также двусторонних актов приема­-передачи арендуемого имущества и иных первичных учетных документов.

Также по статье КОСГУ 224 отражают расходы государственных (муниципальных) учреждений — арендаторов по уплате налога на добавленную стоимость, исчисленного ими как налоговыми агентами при исполнении обязательства по уплате арендных платежей согласно договору аренды имущества.

Эксплуатационные расходы по арендованному имуществу (услуги связи, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества), в случае если они не включены в состав арендной платы согласно договору аренды, подлежат оплате по соответствующим статьям и подстатьям КОСГУ исходя из экономического содержания осуществляемых расходов.

КОСГУ 224 «Арендная плата за пользование имуществом» соответствует КВР 221, 242, 243, 244, 407, 413, 414 и 415. Подробнее таблицу соответствия КОСГУ и КВР можно посмотреть .

В общем случае записи по счету 0 40120 224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом» оформляются в корреспонденции с кредитом счета 0 30224 730

«Увеличение кредиторской задолженности по оплате арендной платы за пользование имуществом», при расчете с арендодателем через подотчетное лицо – с кредитом счета 0 20824 660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате арендной платы за пользование имуществом».

Расходы на аренду отражаются в учете бухгалтерской проводкой:

№ п/п

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

Отражение расходов на аренду

0 40120 224

0 109ХХ 224

0 30224 730

0 20824 660

Пример, как отразить в бухучете бюджетного учреждения (арендатора) суммы арендной платы

В январе бюджетное учреждение «Альфа» получило в аренду оборудование. В договоре аренды стороны установили стоимость оборудования в размере 1 200 000 руб.

Ежемесячная сумма арендной платы составляет 100 000 руб. (в т. ч. НДС – 15 254 руб.). Арендатор использует оборудование в производственной деятельности учреждения.

В бухучете учреждения сделаны следующие записи.

Выбор КОСГУ: арендная плата за пользование имуществом

А.А. Семенюк, государственный советник Российской Федерации 3-го класса

Источник: Финансовый справочник бюджетной организации

Согласно п. 2 ст. 614 ГК РФ стороны договора аренды свободны в выборе формы оплаты. Арендная плата может быть установлена в твердой сумме либо предусматривать две части – постоянную и переменную, которая определяется расчетным путем. Покажем, как выбранный вариант повлияет на применение кодов КОСГУ.

В соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Очевидно, без обеспечения арендуемых зданий (помещений) электроэнергией, водой, теплоэнергией, другими видами ресурсов арендатор не может реализовать свое право пользования имуществом.

Порядок расчетов между арендатором и арендодателем за коммунальные, эксплуатационные, административно-хозяйственные услуги может быть различным.

Компенсация затрат по отдельному договору

Договором аренды может быть предусмотрено, что арендатор компенсирует арендодателю стоимость потребленных услуг электро-, водо-, теплоснабжения, услуг по вывозу бытового мусора, услуг связи, охраны, уборки помещений и др. отдельным платежом (по отдельному счету) сверх арендной платы, установленной в фиксированном размере. Либо такие расходы возмещаются на основании отдельно заключенных соглашений (договоров).

В методических рекомендациях, доведенных письмом Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931, разъяснялось, что расходы арендатора на возмещение арендодателю эксплуатационных и иных расходов отражаются по соответствующим статьям и подстатьям КОСГУ исходя из их экономического содержания, в случае если стороны предусматривают такое возмещение отдельно заключенными договорами.

В соответствии с Указаниями № 65н в зависимости от экономического содержания перечисленные расходы относятся на следующие коды КОСГУ:

  • арендная плата за пользование имуществом – на подстатью 224;
  • оплата коммунальных услуг – на подстатью 223;
  • оплата услуг по содержанию нефинансовых активов в чистоте (уборка помещений, вывоз мусора) – на подстатью 225;
  • оплата услуг связи – на подстатью 221;
  • оплата услуг по охране помещений – на подстатью 226.

Разъяснения по применению подстатьи 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ и ответы на вопросы по применению КОСГУ вы можете найти в Электронной системе «Госфинансы»

Постоянная и переменная части

В случае, когда согласно договору арендная плата состоит из двух частей, постоянная часть соответствует стоимости переданной в аренду площади, а переменная представляет собой компенсацию затрат арендодателя по содержанию помещений.

Постоянная часть арендной платы, как правило, определяется путем умножения арендной ставки по договору на арендуемую площадь в квадратных метрах. Также может быть предусмотрен порядок корректировки данной части в зависимости от изменения цен, условий использования имущества арендатором и т. д.

Переменная часть арендной платы рассчитывается как стоимость потребленных арендатором коммунальных, эксплуатационных, административно-хозяйственных услуг.

Возникает вопрос: можно ли всю сумму арендной платы, т. е. и постоянную, и переменную части, отнести на подстатью 224 КОСГУ? Или же стоимость услуг, входящую в состав переменной части, нужно оплачивать в зависимости от экономического содержания расходов по соответствующим кодам КОСГУ? Мнения разделились.

Позиция 1. Расходы учреждения по внесению арендной платы (и постоянной, и переменной частей) относятся на подстатью 224 КОСГУ. В качестве аргументов приводятся следующие:

Позиция 2. Переменная часть арендной платы, эквивалентная стоимости потребленных коммунальных и эксплуатационных услуг, должна отражаться по кодам КОСГУ в зависимости от экономического содержания произведенных расходов.

Резюме. На основании одного судебного решения нельзя делать далеко идущие выводы. Другой суд при аналогичных обстоятельствах может принять прямо противоположное решение. По нашему мнению, арендную плату, состоящую из фиксированной и переменной частей, можно полностью оплатить по подстатье 224 КОСГУ. Это соответствует нормам ГК РФ и требованиям Указаний № 65н.

Ответ от 30.04.2019:

Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

В соответствии со ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются:

  • для работников федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов, федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ.
  • для работников в государственных органов субъектов РФ, территориальных фондов ОМС или государственных учреждений субъектов РФ – нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ;
  • для лиц, работающих в органах местного самоуправления, работников муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Если нормативными правовыми актами такой порядок не урегулирован, его можно определить коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя.

Порядок применения КОСГУ утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). Согласно п. 10.2.6 Порядка № 209н по подстатье 226 КОСГУ отражается возмещение работникам расходов, связанных со служебными командировками:

  • по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования, соответственно, к станции, пристани, в аэропорт и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;
  • найму жилых помещений;
  • иных расходов, произведенных работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя.

Расходы на мойку автомашины, шиномонтаж колеса, приобретение автошины и ГСМ можно компенсировать работнику как иные расходы, произведенные им с разрешения или ведома работодателя во время служебной командировки. Это право должно быть закреплено в нормативном акте публично-правового образования, коллективном договоре или локальном акте работодателя (п. 2.3 письма Минфина России от 10.08.2017 № 02-05-11/52212).

Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 01.01.2019 г., размещена на сайте Минфина России http://minfin.ru (раздел «Бюджет», подраздел «Бюджетная классификация Российской Федерации», «Методический кабинет»). Подстатье 226 КОСГУ соответствует вид расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда».

Таким образом, если бюджетное учреждение предусмотрело в коллективном договоре или локальном акте компенсацию иных расходов, произведенных работником в служебной командировке, оно оплачивает расходы на мойку автомашины, шиномонтаж колеса, приобретение автошины, ГСМ по элементу вида расходов 112, подстатье 226 КОСГУ.

Если право на компенсацию рассматриваемых расходов не закреплено, их следует отразить по КВР 244 и подстатье 346 КОСГУ – в части приобретения автошины, подстатье 343 – в части приобретения ГСМ, подстатье 225 КОСГУ – в части расходов на мойку машины и шиномонтаж колеса.

Из текста вопроса можно заключить, что аванс сотруднику на осуществление рассматриваемых расходов не выдавался. Порядок возмещения расходов по командировке сотруднику, которому не выдавался денежный аванс, может быть урегулирован коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя (наймодателя). Такое мнение высказано в письме Минфина России от 20.10.2017 № 02-06-05/68733.

Компенсация расходов на ремонт автомобиля может отражаться в учете как с применением счета 208 00, так и счета 302 00. Учреждение вправе самостоятельно при формировании учетной политики определить счет, на котором отражаются обязательства учреждения перед сотрудником в случае возмещения произведенных им расходов без предварительного получения денежных средств под отчет (письмо Минфина России от 30.09.2011 № 02-06-05/4406).

Таким образом, если компенсация расходов на мойку автомобиля, шиномонтаж, покупку новой шины и ГСМ в командировке предусмотрена нормативным актом публично-правового образования, локальным актом учреждения, операция отражается записями:

Дебет КРБ Х 106 34 346 Кредит КРБ Х 208 26 667 (Х 302 26 737) – приняты к учету расходы по приобретению автошины, оплаченные сотрудником в командировке (п. 54 инструкции, утв. приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н);

Дебет КРБ Х 106 34 343 Кредит КРБ Х 208 26 667 (Х 302 26 737) – приняты к учету расходы по приобретению ГСМ, оплаченные сотрудником в командировке (п. 54 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 105 36 346 Кредит КРБ Х 106 34 346 – принята к учету автошина, приобретенная в командировке (п. 34 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 105 33 343 Кредит КРБ Х 106 34 343 – принята к учету автошина, приобретенная в командировке (п. 34 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 401 20 226; КРБ Х 208 26 667 (Х 302 26 737) – приняты к учету расходы на мойку автомашины и шиномонтаж колеса (п. 153 Инструкции № 174н).

Подобные корреспонденции счетов приведены в письме Минфина России от 15.07.2016 № 02-05-10/41796. По нашему мнению, компенсационный характер выплаты иных расходов согласно ст. 168 ТК РФ не влечет необходимость постановки на учет автошины, ГСМ в качестве нефинансовых активов.

Если компенсация указанных расходов не предусмотрена локальным актом учреждения, в бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет КРБ Х 105 36 346 Кредит КРБ Х 208 34 667 (Х 302 34 737) – принята к учету автошина, оплаченная сотрудником в командировке (п. 34 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 105 33 343 Кредит КРБ Х 208 34 667 (Х 302 34 737) – приняты к учету ГСМ, оплаченные сотрудником в командировке (п. 34 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 401 20 225 КРБ Х 208 25 667 (Х 302 25 737) — приняты к учету расходы на мойку автомашины и шиномонтаж колеса (п. 153 Инструкции № 174н).

Выплата сотруднику компенсации произведенных в командировке расходов отражается записью:

Дебет КРБ Х 208 25 567 (Х 302 25 837), Х 208 26 567 (Х 302 26 837), Х 208 34 567 (Х 302 34 837) Кредит КИФ Х 201 11 610 – выплачена компенсация сотруднику во всех указанных случаях с лицевого счета в органе казначейства (п. 73 Инструкции № 174н).

Согласно изменениям в законодательстве с 1 января 2019 года командировочные расходы относятся к КВР 112 КОСГУ 212 в части суточных. Проезд и проживание тоже будут включены в эти расходы? Спортсмены спортивной организации выезжают по вызовам спорторганизаций, вызовы приходят за день-два до начала мероприятия.
Каким образом будет осуществляться учет командировочных расходов?
С какой целью для командировочных расходов вводится КОСГУ 226 на проживание и проезд? Под каким КВР данный вид расходов будет применяться: 112 или 244? Если это КВР 244, то следует применять Закон N 44-ФЗ, то есть торговать?
Если тренеру в подотчет выдаются средства по КВР 113 КОСГУ 296 на спортсменов, которых он везет, но спортсмены еще являются и штатными сотрудниками, надо ли оформлять на них командировочные расходы в части суточных и питания в пути?
Если сотрудники отправляются в командировку по КВР 112 КОСГУ 212, но учреждение заранее заключает контракт по Закону N 44-ФЗ по КВР 244 КОСГУ 226 на услуги проживания с гостиницей и транспортные услуги с РЖД, авиаперевозчиком и т.д., то можно ли применять все три вида, или есть другая трактовка распределения командировочных расходов?

28 декабря 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2019 года возмещение суточных сотрудникам учреждения должно отражаться по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» в увязке с подстатьей 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. Другие расходы в части возмещения командированным сотрудникам будут учитываться по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Расходы учреждений на выплаты физическим лицам, привлекаемым для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, начиная с 2019 года будут отражаться по КВР 113 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.
Порядок применения КВР и статей (подстатей) КОСГУ при предоставлении гарантий командированным сотрудникам в натуральной форме (путем заключения договоров от имени учреждения) в 2019 году останется прежним.

Обоснование вывода:
С 01.01.2019 Указания, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), утратят силу (письмо Минфина от 10.08.2018 N 02-05-11/56735). В целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета учреждения госсектора должны будут применять:
— приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее — Порядок N 132н);
— приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н).
Перечень кодов КОСГУ и порядок их применения будут определяться нормами Порядка N 209н. Методические рекомендации к порядку применения классификации операций сектора государственного управления доведены письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153. В свою очередь, значения КБК будут определяться согласно Порядку N 132н.
В соответствии с положениями Указаний N 65н при отражении расходов, связанных с командированием работников, необходимо учитывать, что:
— выдача командируемым работникам наличных денежных средств (или их перечисление на банковские карты сотрудников) под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений, а также суточных отражается по коду видов расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» в увязке с подстатьей 212 «Прочие выплаты» КОСГУ;
— оплата билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам), заключаемым непосредственно самим учреждением, отражается по коду видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьями 222 «Транспортные услуги» КОСГУ или 226 «Прочие работы, услуги» соответственно.
Согласно требованиям Указаний N 65н расходы государственных (муниципальных) учреждений на предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами выплаты физическим лицам, привлекаемым учреждениями для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, включая расходы на выплаты тренерам, спортсменам, учащимся, привлекаемым для участия в физкультурно-спортивных мероприятиях, отражаются по коду видов расходов 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» (смотрите также письма Минфина России от 23.12.2016 N 02-05-11/77504, от 08.11.2016 N 02-05-10/65286, от 15.07.2016 N 02-05-10/41798). При этом Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов (приложение 5 к Указаниям N 65н), предусмотрена увязка кода видов расходов 113 только с одним кодом КОСГУ — подстатьей 296 «Иные расходы» (смотрите также письмо Минфина России от 15.07.2016 N 02-05-10/41798).
Следовательно, при выдаче денежных средств на возмещение расходов спортсменам или тренеру, которые не являются работниками учреждения на основании акта публично-правового образования (локального акта учреждения), такие расходы в 2018 году подлежат отражению по коду видов расходов 113 и подстатье 296 КОСГУ. При этом с 2019 года выплата суточных, а также денежных средств на питание (при невозможности приобретения услуг по его организации), а также компенсация расходов на проезд и проживание в жилых помещениях спортсменам и иных физическим лицам, не состоящим с учреждением в трудовых отношениях, при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия) должны относиться на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. При этом в части применения КВР для данной ситуации все останется по-прежнему. Таким образом, расходы на возмещение расходов спортсменам или тренеру, которые не являются сотрудниками учреждения, с 2019 года следует отражать по КВР 113 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.
Однако если спортсмены и тренер являются штатными сотрудниками (как в рассматриваемой ситуации), то в этом случае применение КВР 113 и подстатьи 296 КОСГУ в 2018 году, а также КВР 113 и подстатьи 226 КОСГУ с 2019 году некорректно. Такие сотрудники должны являться подотчетными лицами, их выезд должен оформляться приказом о командировании с возмещением командировочных расходов в обычном порядке.
При вступлении в действие с 2019 года нового порядка применения КОСГУ в части отражения командировочных расходов ожидаются изменения. Так, если в текущем году возмещение работникам расходов, связанных со служебными командировками, полностью оплачивается за счет подстатьи 212 «Прочие выплаты» КОСГУ, то уже с 1 января 2019 года по подстатье 212 КОСГУ можно будет возмещать только суточные. Компенсация командированным сотрудникам расходов на проезд и проживание будет учитываться по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Порядок применения КВР и статей (подстатей) КОСГУ при предоставлении гарантий командированным сотрудникам в натуральной форме (путем заключения договоров от имени учреждения) в 2019 году останется прежним.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Автомобиль казенного учреждения сломался на трассе: правовые последствия и учетные решения (Фимина Н.)

Банальная ситуация — поломка автомобиля в результате ДТП или внутренних неисправностей нередко вызывает вопросы у практикующих специалистов. В настоящей публикации анализируются особенности бюджетного учета последствий такой ситуации и даются ответы на типичные вопросы бухгалтеров казенных учреждений.

Эвакуация поврежденного автомобиля

Эвакуация транспортного средства может понадобиться в различных ситуациях, и все они связаны со значительными поломками, когда своими силами приехать к месту назначения нет возможности.

В такой ситуации возникают дополнительные расходы у учреждения — производится оплата в пользу исполнителя работ по эвакуации. Крайне важно при этом правильно выбрать нужную статью (подстатью) КОСГУ для классификации расходов. Дело в том, что проведение кассовых расходов получателями бюджетных средств по статьям (подстатьям) КОСГУ, которые не соответствуют их экономическому содержанию, может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств. Это следует из норм п. 1 ст. 306.4 БК РФ.

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н). При применении данного документа в рассматриваемой ситуации нужно прежде всего исходить из того, в рамках какого договора осуществляется эвакуация. При этом возможно возникновение двух ситуаций, которые в учете необходимо отражать по-разному.

Первая ситуация — с исполнителем заключен договор перевозки. В таком случае расходы следует отразить по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ. В учете казенного учреждения при осуществлении оплаты в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год необходимо сделать следующие проводки:

Дебет

Кредит

Отражены принятые бюджетные обязательства по договору на оказание услуг по перевозке автомобиля

1 501 13 222

1 502 11 222

Отражены затраты по эвакуации автомобиля

1 401 20 222

1 302 22 730

Отражены принятые денежные обязательства по оплате договора на оказание услуг по перевозке автомобиля

1 502 11 222

1 502 12 222

Оплачены услуги по эвакуации автомобиля

1 302 22 830

1 304 05 222

Вторая ситуация — эвакуация транспортного средства проводится в рамках договора на проведение ремонта. В таком случае все действия исполнителя (в том числе эвакуация) включаются в единый комплекс работ. Расходы следует отразить по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. В учете казенного учреждения делаются следующие проводки:

Дебет

Кредит

Учтены затраты на ремонт автомобиля

1 401 20 225

1 302 25 730

Оплачено производство работ

1 302 25 830

1 304 05 225

В данном случае для упрощения изложения мы не рассматриваем записи по санкционированию расходов бюджета, однако соответствующие бухгалтерские записи в практической работе отражению подлежат.

На практике часто возникает вопрос, как верно определить экономическое содержание операции, если наименование договора с исполнителем сформулировано не совсем четко или же содержит ошибки. В этом случае нужно руководствоваться текстом договора (с обязательным сопоставлением его условий) и нормами гражданского законодательства, посвященными разновидностям отдельных видов договоров.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В случае же эвакуации в рамках ремонта заключается договор, по своему экономическому содержанию близкий к договору подряда: когда одна сторона — подрядчик выполняет за плату работы для другой стороны — заказчика (ст. 702 ГК РФ).

Поскольку в настоящей статье прежде всего рассматривается ситуация поломки автомобиля на трассе, чаще всего речь идет о договоре перевозки (оказания транспортных услуг). Ведь в данном случае требуется оперативно эвакуировать автомобиль.

Напомним, что при заключении договора казенному учреждению необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ). Однако, как правило, цена рассматриваемых договоров незначительна. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ закупка товара (работы, услуги) возможна на сумму, не превышающую 100 000 руб., без проведения торгов, если совокупный годовой объем таких закупок не превышает 5%-ного размера средств от общего объема закупок по плану-графику и составляет не более чем 50 млн руб. в год.

Оплата сотрудником ремонта

Практика нередко расходится с тем порядком, который предполагается в нормативно-правовых документах. Если автомобиль учреждения сломался на трассе и поручение, которое было выдано водителю работодателем, не выполнено, сотрудник может организовать доставку транспортного средства к ремонтной мастерской (например, с использованием буксировки) и самостоятельно, оплатив стоимость запчастей и мелкого ремонта, а затем двинуться дальше к месту назначения. Разумеется, в данной ситуации сотрудник надеется получить возмещение своих расходов от работодателя.

Важно понимать следующее. Положения Инструкции N 157н <1> предполагают, что перед осуществлением сотрудником каких-либо расходов в интересах учреждения должны быть отражены определенные учетные операции. На основании заявления работника о выдаче аванса будут приняты соответствующие обязательства, а денежные средства на выдачу аванса будут получены в кассу учреждения в установленном законом порядке.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Поэтому ситуация с оплатой сотрудником соответствующих товаров, работ, услуг за свой счет до согласования с работодателем крайне нежелательна. Об осуществлении расходов стоит проинформировать работников казенного учреждения.

Поломка машины в пути к месту командировки

В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Действующее законодательство РФ не ограничивает выбор вида транспорта для проезда к месту командировки и обратно. Поэтому вполне возможен такой вариант организации проезда командированного сотрудника, как использование служебного автомобиля. Если автомобиль сломался при движении к месту командирования или обратно, необходимо принимать во внимание правовые последствия данной ситуации.

Во-первых, речь идет о последствиях в сфере регулирования трудового права. Из-за поломки автомобиля командированный сотрудник не сможет своевременно добраться к месту назначения. Важно учитывать, что срок командировки при этом автоматически продлевается.

За время вынужденной задержки работодатель обязан выплатить сотруднику суточные по тем же нормам, что и за время пребывания в командировке. Это следует из п. п. 11, 17 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее — Положение N 749).

Кроме того, работодатель обязан начислить сотруднику зарплату в размере среднего дневного заработка за рабочие дни по графику, установленному в командирующей организации (п. 9 Положения N 749).

Важно, чтобы факт поломки автомобиля (который собственно и вызвал задержку в пути) был документально подтвержден, например документами, которые сотрудник ГИБДД оформляет на месте ДТП, если поломка автомобиля связана с дорожно-транспортным происшествием.

Еще одна группа последствий поломки автомобиля на трассе во время следования по поручению в рамках командировки связана с выплатами по социальному страхованию. Если в результате ДТП пострадал сам командированный сотрудник и по окончании командировки он предъявил в бухгалтерию работодателя листок нетрудоспособности, необходимо учитывать, что за период болезни сотруднику нужно выплатить пособие по временной нетрудоспособности.

Хотелось бы обратить внимание читателей на следующие существенные обстоятельства.

Вызвавшее повреждение здоровья сотрудника ДТП в момент следования к месту командировки и обратно следует расценивать как несчастный случай на производстве.

Начиная с 08.04.2013 пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

При назначении и выплате пособия применяются правила, установленные ст. ст. 8, 9, 12, 13, 14 и 15 Федерального закона N 255-ФЗ (в части, не противоречащей Федеральному закону N 125-ФЗ). Иные нормы Федерального закона N 255-ФЗ не применяются. То есть, например, если ДТП было связано с нахождением сотрудника в состоянии опьянения, пособие подлежит снижению до МРОТ в расчете на полный календарный месяц, поскольку нормы о снижении размера пособия по временной нетрудоспособности предусмотрены ст. 8 Федерального закона N 255-ФЗ.

Средний заработок сверх пособия за дни болезни не начисляется. Суточные же выплатить необходимо. Такие правила установлены п. 25 Положения N 749.

Замена запчастей

После эвакуации автомобиля с трассы возникает необходимость заменить неисправные детали. В предыдущих разделах мы уже затрагивали вопрос учета затрат на ремонт автомобиля. В данном же разделе мы остановимся на более узком аспекте — произведение замены неисправных запчастей.

Необходимо понимать, что порядок документального оформления и отражения в бухучете указанной хозяйственной ситуации зависит от того, производит казенное учреждение замену запчастей собственными силами или с привлечением сторонних исполнителей.

Запчасти для автомобиля учитываются в составе материальных запасов. Списание запчастей при ремонте автомобиля собственными силами следует отразить проводками:

Дебет

Кредит

Списаны запчасти на ремонт автомобиля

1 401 20 272

1 105 36 440

Отражены на забалансовом счете запчасти, списанные на ремонт автомобиля

Забалансовый счет 09

Материальные ценности отражаются на забалансовом счете 09 в момент их выбытия с балансового учета для проведения ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их использования в составе транспортного средства (абз. 2 п. 349 Инструкции N 157н).

Если замена запчастей произведена сторонней организацией, необходимо отразить затраты на ремонт в порядке, описанном в разд. 1 настоящей статьи.

Справедливости ради необходимо отметить, что не всегда замена сломанных запчастей квалифицируется как ремонт. Ведь новые запчасти по своим характеристикам могут значительно превосходить сломанные.

Разберем несколько важных терминов.

Дооборудование — это дополнение автотранспорта новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим объектом, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, в результате чего раздельное их применение будет невозможно.

К работам по модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения объекта, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В соответствии с п. 27 Инструкции N 157н затраты на модернизацию (дооборудование) относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости после окончания предусмотренных договором объемов работ. Поэтому разграничение с ремонтом является принципиальным.

Автор является сторонником позиции, предполагающей, что, если соответствующие работы обладают признаками модернизации или дооборудования (хотя планировался ремонт), в учете должны признаваться именно модернизация или дооборудование. Вместе с тем нельзя не отметить, что у судебных органов может иметься иной взгляд на данную проблему.

Классический пример — замена пришедшего в негодность двигателя при том, что мощность нового двигателя значительно превышает мощность старого. Как правило, контролирующие органы делают вывод о произведенной модернизации, ряд судебных органов с такой точкой зрения не соглашается, указывая, что главным при разграничении ремонта и модернизации является не характер изменения эксплуатационных характеристик, а факт сохранения работоспособности объекта, не изменившего своих функций в целом (см., например, Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 по делу N А41-21726/08, ФАС УО от 07.02.2008 N Ф09-141/08-С2, ФАС СЗО от 21.08.2007 по делу N А56-20587/2006).

Работа водителя в период ремонта

Действующим трудовым законодательством РФ предусматривается ряд гарантий по оплате времени, в течение которого сотрудник не работал не по своей вине.

Так, в соответствии с нормами ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Актуальным является вопрос: фиксировать ли простой, если автомобиль временно выведен из эксплуатации в связи с неисправностью? Ответ на данный вопрос зависит от особенностей практической ситуации. У некоторых казенных учреждений, например, есть возможность предоставить сотруднику работу на другом автомобиле. В таком случае фиксировать и оплачивать простой нет необходимости.

Ни в законодательстве, ни в официальных разъяснениях контролирующих ведомств нет ответа на вопрос, нужно ли закреплять автомобиль за конкретным водителем на основании внутреннего документа (например, приказа).

Специалисты некоторых региональных трудинспекций полагают, что такой необходимости нет. В качестве примера можно привести разъяснения, опубликованные (в рамках частных консультаций) на сайте Государственной трудовой инспекции по Иркутской области. Если в казенном учреждении применяется данный порядок, то на период ремонта автомобиля водителя можно перевести на другой автомобиль без оформления дополнительных документов.

Вместе с тем специалисты ряда региональных трудовых инспекций полагают, что требования о необходимости безопасной эксплуатации транспортных средств считаются соблюденными только при условии закрепления автомобилей за конкретными водителями. В отсутствие соответствующих документов инспекторы могут наложить штраф на основании ст. 5.27 КоАП РФ (см., например, обзор результатов проверок, опубликованный на сайте Государственной трудовой инспекции по Самарской области). Если в казенном учреждении принято закреплять за соответствующим водителем автомобиль, потребуется издание дополнительного приказа об изменении автомобиля, на котором будет работать водитель.