Контролируемые иностранные компании

Содержание

Закон о контролируемых иностранных компаниях

«Офшор» и «налоговая оптимизация» – понятия, которые уже давно воспринимаются представителями бизнеса неразрывно друг от друга. Правда сейчас, когда Россия пытается следовать тренду, навязанному мировым экономическим сообществом, и вести политику деофшоризации, «налоговая оптимизация» может лишиться своего верного спутника – «офшора».

В качестве не совсем уверенного, но, тем не менее, стратегически выверенного шага на пути деофшоризации стало принятие в России Закона «О контролируемых иностранных компаниях» (или «Закон о КИК») – Закона о внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 24 ноября 2014 года №376-ФЗ). Новый принцип в налоговом регулировании, который определил Закон о КИК, сводится к обложению налогом (НДФЛ или налог на прибыль) нераспределенной прибыли иностранной компании, контролируемой российским налоговым резидентом.

Несмотря на некоторую сыроватость предлагаемых изменений, Закон о КИК произвел настоящий фурор в бизнес-секторе и до сих пор вызывает (особенно с учетом последних уточнений) множество обсуждений и вопросов – что же дальше, куда теперь и т.д.

Ниже приведены вопросы по Закону о КИК, которые были сформулированы и поставлены перед нами журналистом одного интернет-издания. Прежде всего, интересовало влияние Закона о КИК на IT-сферу.

На наш взгляд, приведенные вопросы являются до сих пор актуальными и злободневными, а ответы могут оказаться полезными не только для представителей IT-отрасли, но и для всех тех, кто хочет понять основные принципы работы Закона о КИК.

1. В России есть игровые и IT-компании, которые используют офшоры для ухода от высоких налогов. Что изменилось для них с введением «закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК)»?

Из-за введения «антиофшорного закона» таким IT-компаниям, отдельным бенефициарам бизнесов нужно быть более осмотрительными, прежде всего, в выборе офшора, построении цепочки компаний для вывода денежных средств и урегулированию отношений между участниками с помощью корпоративных соглашений.

Цель государства понята – залатать «дыры» во внутреннем налоговом законодательстве и не допустить «утечки» в бюджете из-за вывода капитала с помощью офшорных компаний. Учитывая, что закон во многом калька с аналогичных законов, принятых в других развитых странах (США, Франция и др.), написан он неплохо. Теперь появился термин «КИК» (контролируемая российским налоговым резидентом иностранная компания, уплачивающая налог на прибыль в офшоре по ставке, меньше чем 15 %), а также условия, при которых часть прибыли «КИК» будет облагаться в РФ по ставке 13 % (контролирующее физическое лицо – резидент РФ) или по ставке 20 % (контролирующее юридическое лицо – резидент РФ).

Для резидентов РФ, имеющих во владении или фактическом управлении «КИК», теперь появилась обязанность по уведомлению государства о факте учреждения, управления, владения такими компаниями, а также о любом участии в иностранных компаниях. Если в первой редакции Закона о КИК уведомление об участии в КИК необходимо было направить в течение месяца с даты появления (изменения) доли в такой компании, то теперь этот срок увеличили до трех месяцев (см. п. 3 ст. 25.14 НК РФ в ред. от 15.02.2016).

Кстати, признание за вами управления или владения «КИК» еще не означает обложение прибыли «КИК» налогами в РФ. Закон предусматривает ряд критериев, которым должен отвечать резидент РФ, в чьем ведении находится «КИК», а также сама «КИК» — например, размер прибыли «КИК» в 2016 должен составлять более 30 млн. руб.

2. Какие сегодня у отечественных игровых и IT-компаний есть варианты действия в связи с введением (и усилением в 2016-ом) этого закона (иными словами, что делать)?

Прежде чем бить тревогу и думать, что же делать и куда переносить бизнес, необходимо пройти самодиагностику и ответить, прежде всего, на вопрос: доля участия в иностранной компании составляет более 25 %?

Если да, тогда есть смысл продолжить самоопрос и ответить на следующие вопросы: в стране, где зарегистрирована компания, налог на прибыль составляет менее 15 %? доля пассивного дохода (проценты, дивиденды) составляют более 20% от всех доходов «КИК»? прибыль «КИК» в 2016 составит более 30 млн. руб.?

Если большинство ответов на поставленные вопросы положительны – есть резон читать внимательно закон и прогнозировать перспективы развития собственного бизнеса с учетом изменений в налоговом законодательстве.

Несмотря на всю глубину проработки и жесткость закона, есть вполне легальные способы его обхода.

Самыми очевидными являются те, которые позволяют «выйти» из-под юрисдикции закона. Например, если не находиться на территории РФ в течение 183 дней в году, можно потерять статус налогового резидента РФ. Еще одним вариантом обхода является использование для бизнеса пространства Евразийского экономического союза – прибыль «КИК», зарегистрированной в любой из стран ЕЭС, не будет облагаться налогом в РФ.

Если нет желания переносить бизнес из офшора на территорию ЕЭС, можно подумать над перемещением деятельности в другую иностранную юрисдикцию, с которой у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (Швейцария, Дания, Великобритания, др.).

3. Понятно, что дальнейшие развитие событий во многом зависит от величины компании. Но, к примеру, если речь идет о небольшой студии до 10 человек и чей условный доход составляет в год порядка $1 млн (условно, инди-студия), что выгоднее будет делать конкретно ей?

Сложный вопрос, так как при прогнозировании перспектив ведения бизнеса, в том числе с использованием офшорных компаний, учитывается масса критериев. Даже для небольшой компании те способы, которые были описаны при ответе на предыдущий вопрос, подходят.

В любом случае, нужно учитывать специфику деятельности компании и, исходя из нее, выбирать подходящую иностранную юрисдикцию. Есть варианты неклассических офшоров, где налог на прибыль может быть выше 15 %, но есть дополнительные льготы для разработчиков программных продуктов.

4. Реально ли получить IT-компаниям послабления в рамках «закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК)»?

Для ответа на вопрос стоит начать с предыстории.

24 декабря 2015 года в Госдуму был внесен законопроект, затрагивающий целиком и полностью IT-сферу. Речь идет о законопроекте, предусматривающим обложение НДС различных IT-услуг или «налог на Google»: продажа цифрового контента, программного обеспечения в цифровом виде, хостинга, регистрации доменов, голосовых услуг через интернет, хранения и обработки информации, трансляции теле- и радиоканалов, услуг по удаленному системному администрированию и удаленной программной поддержке, систем поиска, рекламных и другие услуг для установления контактов и (или) заключения сделок между продавцами и покупателями.

Перечень услуг впечатляет, не правда ли? Если сейчас налоговое законодательство освобождает выдачу лицензий на программы и базы данных от НДС, то законопроект эту «преференцию» отменяет.

В редакции 2015 года законопроект распространял свое действие не только на иностранных представителей IT-cферы, но и на российских разработчиков. Правда после шквала недовольства и критики законопроекта со стороны российского IT-лобби, текст законопроекта поправили и приняли 15 июня 2016 с условием о распространении с 2017 года «налога на Google» только на иностранные интернет-компании.

Но это не все, что ждет разработчиков. Напомним, что в конце 2017 года заканчивается срок действия льготных страховых взносов для IT-компаний (14% вместо стандартных 30%). И здесь пока разработчикам везет – В.В. Путин дал поручение Правительству РФ продлить действие пониженных тарифов по страховым взносам до 2023 включительно.

Подобное иллюстрирует понимание государством значимости рынка высоких технологий в России, а также необходимости его развития и повышения конкурентоспособности.

Стоит ли ждать от государства наделения IT-компаний особым статусом и привилегиями в контексте закона о «КИК» — вряд ли.

Все описанные выше меры государства направлены скорее на создание комфортных условий IT-сектору внутри страны без утечки капиталов в офшоры.

5. Как государство способно определить, что та или иная компания контролируется из России?

Самый простой способ – узнать от самой компании или бенефициара бизнеса из представленного в налоговую уведомления. Но естественно не все будут доносить на самих себя, и раскрывать всю подноготную.

Другой способ – получать информацию от ведомств других стран, с которыми Россию связывают международные соглашения, например, соглашения об избежании двойного налогообложения, о взаимной административной помощи по налоговым делам. Сейчас для России доступен режим обмена информацией путем направления отдельных обоснованных запросов. Автоматический режим обмена налоговой информацией «заработает» несколько позже.

Кроме того, налоговые органы вправе самостоятельно собирать необходимую информацию в рамках налоговых проверок и подготовки к судебному разбирательству.

6. Как именно высчитывается налог с подобных компаний (к примеру, я владею 25% компании N, которая заработала за год сумму M, сколько я буду должен заплатить с этой суммы родному государству)?

Сначала определяется величина прибыли «КИК». Предусмотрено два способа определения прибыли «КИК»: на основании финансовой отчетности, составленной в соответствии с иностранной юрисдикцией (для тех «КИК», в месте регистрации которых предусмотрен обязательный аудит по итогам финансового года, и со страной регистрации которых у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения) или в общем порядке согласно гл. 25 НК РФ.

Далее прибыль «КИК» уменьшается на сумму налога, уплаченного «КИК» по месту регистрации, выплаченных «КИК» дивидендов и сумму прибыли, уже учтенную другими налоговыми резидентами РФ.

И после всего прибыль «КИК» облагается по ставке 13 % (контролирующее физическое лицо – резидент РФ) или 20 % (контролирующее юридическое лицо – резидент РФ).

7. Есть страны, с которыми Россия подписала соглашение об избежании двойного налогообложения. Что это за страны? Если IT-компания зарегистрирована в этой стране, ее владелец не будет платить в России новый налог?

На текущий момент Россия заключила двусторонние соглашения с 80 странами, среди которых есть США, Австралия, Дания, Китай, Канада, Кипр, Мальта и другие. Полный перечень соглашений и стран можно найти на официальном сайте ФНС России https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/international_cooperation/mpa/dn/.

Для того, чтобы прибыль «КИК» не облагалась налогом в РФ, наличия одного соглашения об избежании двойного налогообложения мало. Необходимо, чтобы «КИК» отвечала следующим критериям: «эффективная» ставка налогообложения «КИК» в месте регистрации составляет не менее 75% «средневзвешенной» ставки российского налога на прибыль (см. подп. 1 п. 8 ст. 25.13 НК РФ) или доля пассивных доходов (проценты дивиденды, роялти) «КИК» не превышает 20 % всех доходов «КИК».

При этом страна – юрисдикция «КИК» должна поддерживать обмен налоговой информацией с РФ, т.е. не быть в «черном списке» стран, опубликованных на сайте ФНС России.

Даже при выполнении всех этих условий совсем не обязательно, что государство «закроет глаза» на прибыль «КИК».

Снижение или освобождение от уплаты налогов на основании соглашения об избежании двойного налогообложения становится практически нереальным, если «КИК» не ведет реальной деятельности в стране-юрисдикции, с которой у РФ имеется двустороннее соглашение, не является бенефициарным собственником, все полученное перечисляется третьим лицам – резидентам других юрисдикций («КИК» выполняет преимущественно посреднические функции).

Если наши ответы и комментарии по Закону о КИК ясны и понятны, значит, вы с высокой степенью вероятности сможете правильно воспринять предупреждение государства в виде Закона о КИК всем владельцам офшоров.

Пока есть отсрочка в действии санкции за неуплату налога с прибыли «КИК» (20% от суммы неуплаченного с прибыли «КИК» налога, но не менее 100 тыс. руб.) стоит пройти «самодиагностику» и провести анализ всех бизнес-процессов компании с точки зрения налогового планирования и налоговой оптимизации. Подобное, безусловно, поможет отследить существующие и будущие риски в текущей схеме ведения бизнеса, а также определить эффективные способы их минимизации.

Контролируемая иностранная компания (КИК)

Контролируемая иностранная компания — иностранная компания, определённая часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны.

В Российской Федерации для целей налогообложения прибыли контролируемой считается иностранная организация, которая не признается налоговым резидентом РФ и контролирующим лицом которой являются юридическое и (или) физическое лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Осуществлением контроля над организацией считается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами

Контролируемой иностранной компанией также считается иностранная структура без образования юридического лица (фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма коллективных инвестиций или доверительного управления), контролирующим лицом которой является организация или физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Контроль над иностранной структурой без образования юридического лица означает оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

При этом личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

Контролирующее лицо иностранной компании

Критерии, при которых лицо признается контролирующим лицом иностранной компании:

Условия, при которых лицо признается контролирующим

Условия, при которых лицо не признается контролирующим

над иностранной организацией

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации составляет более 25%.

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации превышает 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, составляет более 50%.

Лицо осуществляет контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей

Участие лица в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями

над иностранной структурой без образования юридического лица

Лицо выступает учредителем (основателем).

Лицо, не являющееся учредителем (основателем), осуществляет контроль над структурой, и при этом в отношении его выполняется хотя бы одно из условий:

  • оно имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый структурой;
  • оно вправе распоряжаться имуществом структуры;
  • оно вправе получить имущество структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора)

Лицо выступает учредителем (основателем), и при этом в отношении его одновременно выполняются следующие условия:

  • оно не вправе прямо или косвенно получать (требовать получения) прибыль (доход) структуры полностью или частично;
  • оно не вправе распоряжаться прибылью (доходом) структуры или ее частью;
  • оно не сохранило за собой права на имущество, переданное структуре (имущество передано на условиях безотзывности);
  • оно не осуществляет над структурой контроль в отношении распределения прибыли

Когда нужно платить налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК

Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:

  • за 2015 г. — 50 млн руб. и более;

  • за 2016 г. — 30 млн руб. и более;

  • за 2017 г. и последующие — более 10 млн руб.

Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности с особенностями, специально установленными НК РФ.

При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.

Для контролирующего лица действуют следующие штрафы:

  • если недоплачен налог с прибыли КИК — 20% от его суммы, но не менее 100 тыс. руб.;

  • если не приложены документы КИК к декларации (либо приложены недостоверные) — 100 тыс. руб.

При этом, штрафовать за недоплату не будут в отношении налоговых периодов 2015 — 2017 гг.).

Но это не значит, что можно не платить налог. От штрафа освободят только при условии полного возмещения ущерба бюджету. То есть недоимку и пени все равно взыщут.

Контролируемые иностранные компании: кто, за что и как платит?

24.01.2017 # Налоги Нефтегазовая отрасль Информационные технологии Светлана Дорн

Управляющий партнер. Руководитель практики аудита.

С 2015 года часть первая Налогового Кодекса РФ дополнена главой 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», состоящая из четырех статей.

В настоящей статье разберемся, какие иностранные компании признаются контролируемыми, каким образом осуществляется налогообложение, в чем состоят налоговые риски.

Какая иностранная компания признается контролируемой (КИК)

Согласно п. 1 ст. 25.13 НК РФ контролируемой иностранной организацией (далее – «КИК») признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно двум условиям:

  • Контролирующим лицом является налоговый резидент РФ.
  • Сама иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ.

Контролирующим лицом может быть как физическое, так и юридическое лицо. Контроль определяется по доле участия: если большая часть всех участников является налоговыми резидентами РФ, то для признания налогоплательщика контролирующим лицом достаточно 10%, иначе критерий повышается и составляет 25% (п. 3 ст. 25.13 НК РФ).

Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (п. 9 ст. 25.13 НК РФ).

Кто должен платить налоги с прибыли КИК и декларировать ее

Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом пропорционально доле его участия при определении налоговой базы (п. 2 ст. 25.15 НК РФ):

  • по НДФЛ (если контролирующим лицом является физическое лицо);
  • по налогу на прибыль (если контролирующим лицом является организация).

Следует подчеркнуть, что даже если контролирующее лицо – организация, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, применяет УСН, то в отношении прибыли КИК применение УСН не допускается (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Соответственно, декларирует прибыль КИК также контролирующее лицо. При этом к декларации (по НДФЛ или налогу на прибыль) должны быть приложены следующие документы:

  1. Финансовая отчетность КИК (составленная за декларируемый период)
    В случае отсутствия финансовой отчетности предоставляются иные документы, подтверждающие величину прибыли КИК. Перечень таких документов в настоящее время не установлен и не разъяснен.
  2. Аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК – при необходимости
    Аудиторское заключение предоставляется вместе с финансовой отчетностью в случае проведения обязательного аудита (в соответствии с личным законом или учредительными документами). Также аудиторское заключение может быть предоставлено, если аудит проводился добровольно.

Все документы должны быть переведены на русский язык.

Когда можно не платить налог с прибыли КИК

Освобождение прибыли в пределах лимита

Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ предусмотрено освобождение прибыли КИК от налогообложения в пределах следующих лимитов (п. 2 ст. 3):

  • прибыль КИК, полученная за 2015 год — 50 миллионов рублей;
  • прибыль КИК, полученная за 2016 год — 30 миллионов рублей.

Начиная с 2017 года, прибыль КИК будет облагаться налогом при превышении 10 миллионов рублей (п. 7 ст. 25.15 НК РФ).

Если прибыль КИК освобождается от налогообложения, то у контролирующего лица отсутствует обязанность по предоставлению декларации. Вместе с тем, обязанность по представлению уведомления, предусмотренная пп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ, остается.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 31.03.2016 N 03-10-10/18312, 16.06.2016 № 03-04-05/35146, от 05.08.2016 № 03-04-06/46173, от 27.12.2016 № 03-12-12/2/78293.

Освобождение по иным основаниям

Иные основания для освобождения прибыли КИК от налогообложения предусмотрены ст. 25-13.1 НК РФ, в частности, следующие:

  • Эффективная налоговая ставка

Эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной компании составляет не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль (пп. 3 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ).

Важно заметить, что освобождение от налога на прибыль, подлежащего уплате в российский бюджет, применяется при наличии международного договора по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ).

  • Иностранная компания является активной

Иностранная компания признается активной, если доля пассивных доходов, полученных за период составления финансовой отчетности, составляет не более 20% (пп. 4 п. 1, п. 3 НК РФ).

Перечень доходов от пассивной деятельности представлен в п. 4 ст. 309.1 НК РФ. Это такие доходы, как дивиденды, проценты, роялти, арендная плата и др.

Для реализации своего права на освобождение т налогообложения контролирующее лицо обязано предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения (п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ).

В Письме ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-3-13/1427@ приведен возможный перечень таких документов:

  1. Налоговая отчетность КИК за соответствующий период;
  2. Расчет эффективной ставки и средневзвешенной ставки по налогу на прибыль;
  3. Сертификат налогового резидентства.

Документы предоставляются в срок, установленный для подачи уведомления о КИК — до 20 марта года, следующего за налоговым периодом.

По нашему мнению, целесообразно представлять подтверждающие документы одновременно с уведомление о КИК, что будет являться основанием для не подачи декларации по налогу на прибыль (декларации по НДФЛ) в случае освобождения.

В Письме Минфина России от 05.08.2016 N 03-04-05/46055 подтверждается, что обязанности по представлению декларации не возникает, если прибыль КИК освобождается от налогообложения на основании ст. 25.13-1 НК РФ.

Способы расчета прибыли КИК

Статьей 309.1 НК РФ предусмотрены два способа расчета налогооблагаемой прибыли КИК.

Способ №1. Прибыль определяется по данным финансовой отчетности.

Этот способ допустим к применению при выполнении хотя бы одного из условий:

  • КИК имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется международный договор по вопросам налогообложения (за исключением государств, не обеспечивающих обмена информацией)
  • Имеется аудиторское заключение (которое не содержит отрицательного мнения или отказа от выражения мнения)

Если условия не выполняются или по выбору налогоплательщика расчет производится вторым способом.

Способ №2. Прибыль определяется по правилам гл. 25 НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций

Приказом ФНС России от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527@ утвержден перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией. На момент написания настоящей статьи в перечне числится 109 государств и 9 территорий, в том числе Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Маршалловы острова, Сент-Китс и Невис, Белиз, Доминика, Лихтенштейн, ОАЭ и др.

Следовательно, если КИК имеет постоянное местонахождение в таких государствах (территориях), определение налогооблагаемой прибыли осуществляется по правилам 25 главы НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций. Однако, если контролирующее лицо располагает аудиторским заключением в отношении финансовой отчетности КИК, то допускается рассчитывать прибыль на основании данных финансовой отчетности. Важно заметить, что аудиторское заключение в данном случае должно быть составлено в соответствии с международными стандартами аудита (пп. 2 п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ).

Какие особенности нужно учитывать при расчете прибыли КИК

Дивиденды

Прибыль КИК уменьшается на сумму дивидендов (в том числе промежуточных), выплаченных иностранной организацией в году, следующем за годом составления финансовой отчетности.

Пропорциональное определение прибыли

Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом при определении налоговой базы пропорционально доле его участия (п. 3 ст. 25.13 НК РФ). Налоговая база определяется отдельно в отношении каждой контролируемой компании (п. 6 ст. 309.1 НК РФ).

Если доля участия в КИК отличается от доли прибыли, на которую контролирующее лицо имеет право, то при определении налоговой базы во внимание принимается доля в прибыли.

Увеличение уставного капитала

Если прибыль, полученная иностранной компанией, подлежит направлению на увеличение уставного капитала (и не будет распределяться между участниками), то величина данной прибыли не подлежит налогообложению (п. 8 ст. 25.15 НК РФ).

Не учитываемые доходы и расходы

При расчете прибыли КИК не учитываются некоторые доходы (расходы), в том числе (п. 3 ст. 309.1, абз. 3 п. 1 ст. 25.15 НК РФ):

  • в виде сумм от переоценки долей в уставном капитале, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости;
  • в виде сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов;
  • дивиденды, полученные от российских организаций, если контролирующее лицо имеет фактическое право на них

Если расчет прибыли осуществляется на основании данных финансовой отчетности, прибыль, отраженная в отчетности, должна быть скорректирована путем исключения указанных статей доходов (расходов) из расчета.

Перенос убытка

Если КИК получен убыток, то он может быть перенесен на будущее без ограничений и учтен при определении налоговой базы. Вместе с тем, перенос убытка не допустим, если контролирующим лицом не было представлено уведомление о КИК за тот период, когда был получен убыток (п. 7, 7.1 ст. 309.1 НК РФ). Убыток, сформировавшийся до 01.01.2015, может быть перенесен с учетом ограничений, установленных п. 8 ст. 309.1 НК РФ.

Избежание двойного налогообложения

Налог может быть уменьшен на сумму налога, уплаченного в иностранном государстве (пропорционально доле участия). При этом необходимо представить подтверждение уплаты налога, заверенное компетентным органом иностранного государства.

Налог, уплаченный в иностранном государстве, следует пересчитать в рубли по курсу на дату его фактического перечисления (Письмо Минфина России от 26.10.2016 N 03-12-11/2/62523).

Если иностранная организация имеет постоянное представительство на территории Российской Федерации, то налог на прибыль КИК может быть уменьшен на величину налога на прибыль, уплаченного постоянным представительством (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).
Чем мы можем помочь?

Мы можем провети целый комплекс услуг при подготовке отчетности КИК с сопровождением в налоговых органах, в зависимости от ситуации мы можем подготовить следующие отчетные формы:

  • Уведомление об участии (о прекращении участия) в иностранной организации (разовое)
    Уведомление предоставляет участник иностранной организации, если доля его участия превышает 10% (пп. 1 п. 3.2 ст. 23 НК РФ).
  • Уведомление о контролируемой иностранной компании (ежегодное)
    Уведомление предоставляет контролирующее лицо. Контролирующим лицом признается физическое или юридическое лицо, которое (п. 3 ст. 25.13 НК РФ):
    • имеет долю участия более 25%;
    • имеет долю участия более 10%, если доля участия всех налоговых резидентов более 50%
  • Декларация 3-НДФЛ
    Декларацию предоставляет физическое лицо, признаваемое контролирующим лицом иностранной компании.
  • Декларация по налогу на прибыль
    Декларацию предоставляет организация, признаваемая контролирующим лицом иностранной компании.

Понятие контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц, а также условия для иностранных компаний

Налоговый кодекс РФ, а также иные федеральные законы дают четкое определение контролируемым иностранным компаниям. Данной компанией признается любая иностранная организация, которая может удовлетворить сразу несколько условий, поставленных действующими федеральными законами и налоговым законодательством России. Установленные условия заключаются в следующем:

  • предприятие, либо иной орган, не был признан налоговым резидентом России;
  • резидентом России является контролирующее лицо данной организации, либо контроль осуществляется физическими лицами, также являющимися резидентами России.

Для того чтобы контролируемые иностранные компании – КИК, были признаны таковыми, должны быть соблюдены оба данных условия, в обязательном порядке.

Контролирующее лицо может являться:

  • физическим, либо юридическим лицом, доля участия которого в субсидиарной прибыли иностранной организации составляет не менее 25%, установленных нормами налогового права и соответствующими федеральными законами;
  • физическими, либо юридическими лицами, в тех случаях, если доля одного лица составляет более 10%, а общая доля участия всех налоговых резидентов России в данной организации составляет более 50%.

Иностранные организации, которые не отвечали одному, либо нескольким условиям и, следовательно, не были признаны резидентами России, могут быть признаны КИК несмотря на то, что конечными контролирующими лицами являются лица, не признанные резидентами России.

Лица, признающиеся контролируемыми и контролирующими иностранными компаниями

Согласно правилам законодательства России и налогового права, контролирующими лицами той или иной организации, в отдельных случаях, могут быть признаны лица, не отвечающие одному, либо нескольким установленным условиям. Это допустимо тогда, когда лицо осуществляет контроль в своих собственных интересах, либо соблюдая интересы своего законного супруга, а также несовершеннолетних детей.

Следовательно, действующий закон о контролируемых иностранных компаниях и Налоговый кодекс России не ограничивают само понятие контроля лишь четким размером доли от прибыли.

Определение контролирующих лиц дано в налоговом законодательстве России и соответствующих федеральных законов. Согласно нормам права, такими лицами могут быть признаны лица, которые напрямую, либо косвенно участвуют в иностранной организации. Данное участие может быть как самостоятельным, так и вместе с взаимозависимыми лицами.

Последний вариант предполагает наличие субсидиарной ответственности. Ответственность контролирующих лиц основывается на доли участия в иностранной организации каждого лица, так как данные доли будут являться взаимозависимыми.

Факт создания и существования иностранных контролируемых компаний, как любая сделка между юридическими или физическими лицами, должен быть известен налоговому органу. Для этого необходимо составить уведомление о контролируемых иностранных компаниях и направить его в соответствующий отдел налогового учреждения.

Осуществление контроля над организацией и контроль без образования юридического лица

Налоговый кодекс России дает определение процедуре осуществления контроля в отношении иностранной организации. Согласно нормам права, такой процедурой признается форма прямого, либо косвенного юридического участия в КИК, а также участие в соглашении, или договоре по управлению данной организацией.

Налоговый кодекс России также дает определение и такому понятию как осуществление контроля без образования юридического лица. Согласно нормам налогового права, такой контроль представляет собой процедуру оказания решающего влияния на определенные действия и решения, входящие в обязанности лица, имеющего соответствующие полномочия и регулярно осуществляющего необходимые управленческие функции.

Налоговый контроль без образования юридического лица направлен, прежде всего, на имеющиеся активы той или иной организации, а также на эффективное распределение полученной субсидиарной прибыли с учетом уплаты всех установленных налогов.

Налоговый кодекс определяет, что форма осуществления контроля над КИК имеет место не только при прямом, либо косвенном участии юридического, или физического лица, но и в иных предусмотренных вариантах, представляющих собой различные формы влияния на конкретные решения и определенные действия той или иной организации.

Например, форма участия в управлении данной компании предполагает принятие решения по заключению договора на проведение каких-либо работ, оказание определенных услуг и т.д.

Контролирующее лицо иностранной структуры без образования юридического лица, а также основания для признания данного лица контролирующим

В случае регистрации иностранной структуры без образования юридического лица, главным управляющим становится учредитель. С момента начала деятельности, он получает право на извлечение прибыли, форма которой не запрещена законами о налогообложении.

Сюда также относится и любая правовая сделка между взаимозависимыми юридическими лицами. Данная сделка между контрагентами направлена, прежде всего, на извлечение дохода.

КИК может быть признана любая иностранная структура без образования юридического лица, в том случае, если контроль над ней осуществляет лицо, являющееся официальным резидентом РФ.

Налоговый кодекс РФ создает ряд условий, при которых гражданин может быть признан контролирующим лицом иностранной структуры, форма которой не предусматривает образования юридического лица:

  • данное лицо должно иметь официальное право на получение дохода, то есть полной, либо субсидиарной прибыли, регулярно получаемой данной структурой в ходе осуществления ее деятельности, например, сделка между участниками различных иностранных структур;
  • данное должностное лицо должно иметь права на распоряжение полученным имуществом, а также определенные обязанности, являющиеся взаимозависимыми, например, сделка купли-продажи;
  • такое лицо приобретает права на получение того или иного имущества в том случае, если иностранная структура без образования юридического лица прекратила свою работу, например, по причине ликвидации, прекращения действия договора между сторонами и т.д.

Учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица, а также условия для признания данного лица учредителем

Налоговый кодекс и действующее законодательство РФ определяют учредителя иностранной структуры без образования юридического лица как должностное физическое лицо, создавшее данную структуру и имеющее весомую долю участия в субсидиарной прибыли данной компании. Субсидиарная прибыль может быть распределена между несколькими лицами, если их доли являются взаимозависимыми.

Налоговый кодекс наделяет учредителя полноценными правами на то, чтобы стать контролирующим лицом данной структуры без образования юридического лица. При этом иные лица, участвующие в данной структуре и обладающие определенным процентом от субсидиарной прибыли, могут быть признаны взаимозависимыми лицами.

Кроме того, взаимозависимыми лицами могут быть признаны и родственники: супруги, родители, законные опекуны и т.д.

Для того чтобы то или иное лицо могло быть признано учредителем, Налоговый кодекс предусмотрел определенные условия и обязанности:

  • должностное лицо не должно получать прямой, либо косвенный доход от деятельности КИК, например, любая сделка между сторонами не должна приносить прибыль;
  • данное должностное лицо не может распоряжаться полученным имуществом, либо доходом, являющимся частью субсидиарной прибыли, например, не может быть проведена сделка аренды, продажи и т.д.;
  • должностное лицо не должно сохранять за собой право на имущество, входящее в данную структуру, если оно ранее было передано на безотзывных условиях;
  • должностное лицо не осуществляет контроль над данной КИК.

Правила признания контролирующих лиц иностранных структур без образования юридического лица

Налоговый кодекс РФ предусматривает определенные условия, являющиеся взаимозависимыми, которые должны быть выполнены между всеми заинтересованными лицами, для дальнейшего признания их контролирующими. При этом сама процедура контроля выражается в определенной степени влияния на принятие тех или иных управленческих решений. Сюда относится сделка между контрагентами, заключение договора, извлечение субсидиарной прибыли, привлечение новых активов и иная форма регулярной деятельности.

Основаниями для признания лица контролирующим, помимо субсидиарной и иной прибыли, может служить и другая форма участия.

Например, владение пакетом акций, либо отношения между несколькими лицами в рамках генеральной доверенности, являющиеся взаимозависимыми и т.д.

Допустимая форма КИК без образования юридического лица может представлять собой товарищество, фонд, траст и т.д. Деятельность и форма данной КИК всегда будут направлены на излечение субсидиарной прибыли, в целях удовлетворениях интересов пайщиков и иных лиц, которых можно назвать взаимозависимыми.

Основной метод и форма регулярного осуществления деятельности КИК – сделка. Сделка всегда будет направлена на извлечение определенного дохода.