Контролируемая сделка

Содержание

Контролируемые сделки

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 06.06.2016 Email

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним.

По таким сделкам налоговые органы вправе проверить соответствие цен рыночным, а также полноту исчисления и уплаты ряда налогов.

Критерии контролируемых сделок

НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

  1. по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

  • сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

  • одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

  • по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

  • по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

  • При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

    К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

    • организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

    • организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

    • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.

    Какие налоги попадают под контроль налоговых органов

    На основании НК РФ при проверке контролируемых сделок налоговые органы анализируют полноту исчисления и уплаты следующих налогов:

    • НДФЛ;

    • НДПИ (если одна из сторон сделки является его плательщиком и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

    • НДС (если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика НДС);

    • налога на прибыль организаций.

    Если будет выявлено занижение сумм указанных налогов, налоговые органы произведут корректировки соответствующих налоговых баз.

    Методы определения доходов

    В соответствии с Налоговым кодексом РФ, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

    • метод сопоставимых рыночных цен;

    • метод цены последующей реализации;

    • затратный метод;

    • метод сопоставимой рентабельности;

    • метод распределения прибыли.

    Допускается использование комбинации двух и более методов.

    При этом, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

    Штрафные санкции

    Согласно НК РФ неуплата (неполная уплата) налогоплательщиком сумм налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа:

    • в размере 20% неуплаченной суммы налога (за налоговые периоды 2014 — 2016 гг.);

    • в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (за налоговые периоды начиная с 2017 г.).

    Самостоятельная корректировка налоговых обязательств при осуществлении контролируемых сделок

    Налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню, с целью избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

    Корректировку налоговой базы и сумм налогов необходимо произвести по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке:

    • для физических лиц — одновременно с представлением декларации по НДФЛ (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);

    • для организаций — одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

    Налоговый период по НДС — квартал, а по НДПИ — месяц.

    Корректировки по этим налогам отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, а представляются данные декларации одновременно с декларацией по налогу на прибыль организаций (декларацией по НДФЛ).

    Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком по результатам произведенной самостоятельной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (НДФЛ — для физлиц) за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 марта (15 июля) года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

    Обязанность, срок и адрес уведомления о контролируемых сделках

    Сведения в отношении совершенных налогоплательщиками в календарном году контролируемых сделок указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

    Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

    Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

    По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

    Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

    Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России.

    В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

    Что указывается в уведомлении

    Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

    1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

    2. Предметы сделок.

    3. Сведения об участниках сделок:

    • полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);

    • фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;

    • фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.

    4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

    См. также:

    • Взаимозависимые лица
    • Соглашение о ценообразовании

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Контролируемые сделки: подробности для бухгалтера

    • Заполняем уведомление о контролируемых сделках … отчетом может стать уведомление о контролируемых сделках, необходимость сдать которое не всегда … отчетом может стать уведомление о контролируемых сделках, необходимость сдать которое не всегда … » и, собственно, само » Уведомление о контролируемых сделках «. Открыв помощник, мы сразу разбираемся … удобства фильтрации позиций, участвующей в контролируемых сделках. Заходим в карточку номенклатуры, в … отмечаем галочкой этот пункт. Пункт » Контролируемые сделки для включения в уведомление » сформирует …
    • Как правильно заполнить уведомление о контролируемой сделке, если по договору реализуется большая номенклатура различных товаров … РФ сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках (далее — Уведомление … Уведомления указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). … обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения … сведения в отношении предмета исполнения контролируемой сделки (группы однородных сделок) … Налогоплательщики, обязанные представлять уведомления о контролируемых сделках. Ответ подготовил: Эксперт службы …
    • Уведомление о контролируемых сделках: полномочия территориальных налоговиков … многим читателям. Порядок уведомления о контролируемых сделках Контролируемые сделки можно условно разделить на две … налогоплательщик направляет уточненное уведомление о контролируемых сделках, содержащее достоверные сведения, до получения … . 1 названной статьи): уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком; извещение территориального налогового … за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление уведомления, содержащего недостоверные …
    • ИФНС может сверить с рыночной цену не только в контролируемых сделках … с рыночной? Несколько слов о контролируемых сделках. Шестой год (с 01.01 … из рыночной ИФНС не вправе (контролируемыми сделками занимается центральный аппарат ФНС). Однако … , контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных …
    • Бухгалтерские и налоговые последствия изменения цены сделки … так же рассмотрим изменения в контролируемых сделках. Банковские последствия изменения цены … привлекать сделки со взаимозависимостью и контролируемые сделки, и ценообразование по этим … подлежат проверке налоговыми органами. К контролируемым сделкам относятся: сделки между взаимозависимыми … руб. Помимо вышеперечисленных, к контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в … порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме). 5 …
    • Обзор писем Министерства финансов РФ за октябрь 2018 года … руководствоваться законодательством иностранного государства (территории). Контролируемые сделки Письмо от 1 октября 2018 … котором такой организацией совершены контролируемые сделки, помимо уведомления о контролируемых сделках, совершенных указанным налогоплательщиком … году, также представляет уведомление о контролируемых сделках за реорганизованную организацию в отношении …
    • Новое в законодательстве в 2019 году … -ФЗ также внесены изменения по контролируемым сделкам. Больше нет критерия суммы дохода … прибыль больше не является критерием контролируемости сделки, впрочем, как и тот факт … по сделкам для признания их контролируемыми: сделки, предусмотренные п. 1 ст. 105 …
    • Может ли налоговый орган проверить цену в сделках, не относящихся к контролируемым? … контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть … Федерации: проверка соответствия цен в контролируемых сделках, в силу положений п. 1 …
    • Могут ли взаимозависимые юридические лица продавать товар друг другу по его себестоимости? … проверок контроль цен, примененных в контролируемых сделках, осуществляться не может (абз. 3 … РФ: проверка соответствия цен в контролируемых сделках в силу положений п. 1 …
    • Обзор писем Министерства финансов РФ за сентябрь 2018 года … международной группы компаний путем ликвидации. Контролируемые сделки Письмо от 4 сентября 2018 … год для целей признания их контролируемыми. Сделки между взаимозависимыми лицами, предусмотренные подпунктом …
    • Контроль цен по неконтролируемым сделкам или невозможное возможно … обычно, в деталях. Цены по контролируемым сделкам проверяет только ФНС РФ на …
    • Учет процентов по кредитам и займам в налоговом учете … (займы), которые могут быть признаны контролируемыми сделками. Если сделка между заемщиком и … . Давайте вспомним, что относится к контролируемым сделкам. Определение контролируемых сделок содержится в … которым сделка может быть признана контролируемой. Сделка признается контролируемой Пункт НК РФ … значения интервала предельных значений, по контролируемым сделкам, если ставка выходит за границы …
    • Реализация товара ниже себестоимости: в каких случаях компаниям приходится к ней прибегать. Бухгалтерский учет и налогообложение … ознакомить с ними потребителей. Контролируемые сделки Понятие «контролируемые сделки» введено в Налоговый … чтобы сделки признавались еще и контролируемыми. Сделки признаются контролируемыми, если сумма годового … возможности симметричных корректировок другому участнику контролируемой сделки в течение одного месяца (п … в налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках, совершенных ею в течение … потому, что доначисление по контролируемым сделкам возможно только в отношении четырех …
    • Продвигаем продукцию иностранного инвестора … законна минимизация. Несколько слов о контролируемых сделках Перед тем как определять цены … представить в инспекцию уведомление о контролируемых сделках. В нем должен быть указан … того, нужно приложить документацию по контролируемой сделке, в том числе о методике …
    • Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в I кв. 2018 г. … совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 … было представлено первичное уведомление о контролируемых сделках за 2014 год, в котором … необходимость подачи повторного уведомления о контролируемых сделках относительно измененного договора. Судебная коллегия …

    СУММА СДЕЛКИ

    Меню
    Главная
    Авторизация/Регистрация
    Главная Финансы Кредит и кредитные сделки
    < Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

    Сумма сделки (величина основного долга) — важнейшая ее финансовая характеристика. Сумма сделки определяется финансовыми потребностями заемщика и возможностями кредитора. На оптовых рынках кредитных ресурсов, таких, как рынок межбанковских кредитов, преобладают стандартизированные значения. Это обычно достаточно крупные суммы денег. Если сделка реализуется в виде купли-продажи долговой ценной бумаги, то роль суммы кредита играет часто ее номинал. Обычно это типично для так называемых процентных бумаг. Сумма сделки варьируется в очень широких пределах — от сравнительно небольших сумм вкладов населения до очень больших сумм ссуд, предоставляемых банками крупным предприятиям. Это относится и к обращающимся долговым обязательствам. Так, банковские депозитные сертификаты, как отечественные, так и зарубежные, имеют обычно большие номиналы.

    Сумма кредита оказывает влияние и на другие характеристики сделок, прежде всего, на стоимость кредита, выраженную либо абсолютно, в денежных единицах, либо в виде процентов ставки. Во многих случаях, чем больше сумма кредита, тем больше процентная ставка сделки.

    Сумма кредита не всегда является существенным условием кредитного договора. Часто в контракте оговаривается, например, лишь верхний предел предоставляемой ссуды, тогда как конкретные суммы определяются текущими потребностями заемщика. В депозитных сделках эта характеристика также может заранее не оговариваться, а оговариваются лишь условия и порядок внесения вкладов. Проценты по таким сделкам будут начисляться по фактическому исполнению вкладчиком условий сделки, т.е. по действительно вносимым денежным суммам с учетом их величины и моментов внесения. При этом заемщиком (банком или другой кредитной организацией) контролируются сроки и условия хранения вклада. Это относится, прежде всего, к депозитным, текущим и расчетным счетам, сберегательным (накопительным) вкладам и т.п.

    Сумма кредита может выплачиваться единовременно либо в виде серии платежей (траншей). При этом выплаты могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер. Так, банк может выдать предприятию ссуду единовременно либо открыть ему открытую кредитную линию, предоставляя средства клиенту по мере необходимости или по определенному кредитным договором графику. В депозитных операциях условие поэтапного характера предоставления средств обычно реализуется в так называемых накопительных вкладах. Накопительные вклады могут предусматривать как фиксированные, так и произвольные взносы средств во вклад в течение срока его действия. С такими вкладами могут быть связаны различные условия, касающиеся как моментов внесения или изъятия сумм, так и величины этих сумм.

    Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

    < Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
    Предметы
    Агропромышленность
    Банковское дело
    БЖД
    Бухучет и аудит
    География
    Документоведение
    Естествознание
    Журналистика
    Информатика
    История
    Культурология
    Литература
    Логика
    Логистика
    Маркетинг
    Математика, химия, физика
    Медицина
    Менеджмент
    Недвижимость
    Педагогика
    Политология
    Право
    Психология
    Религиоведение
    Социология
    Статистика
    Страховое дело
    Техника
    Товароведение
    Туризм
    Философия
    Финансы
    Экология
    Экономика
    Этика и эстетика
    Прочее

    Под контролем: как ФНС проверяет сделки между взаимозависимыми лицами (энциклопедия проверок, часть 6)

    18.05.2016 Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

    Мы продолжаем цикл статей, посвященных контрольной работе налоговых органов. В шестой части А.А. Куликов, управляющий партнер ООО «Агентство Налоговых Поверенных», и Е.В. Куликова, налоговый консультант, рассказывают о налоговом контроле сделок между взаимозависимыми лицами.

    Контроль сделок между взаимозависимыми лицами

    Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (контроль сделок между взаимозависимыми лицами) представляет собой проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами.

    Проводится налоговым органом в отношении налогоплательщика, являющегося одной из сторон контролируемой сделки, совершаемой взаимозависимыми лицами.

    Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени:

    1. Перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, не является закрытым. Суд может признавать лица взаимозависимыми, если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и результаты совершаемых ими сделок.

    2. Сделки между взаимозависимыми лицами называются контролируемыми.

    3. Основанием для принятия решения о проведении проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами могут быть уведомление о контролируемых сделках или извещение налогового органа, проводящего налоговую проверку.

    4. Решение о проведении проверки выносится не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения. ФНС должна сообщить налогоплательщику о проведении проверки в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.

    5. В ходе контроля сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган может истребовать документы у проверяемой компании и ее контрагентов, а также осуществлять выемку документов и предметов.

    6. В ходе проверки проверяется полнота исчисления и уплаты налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ, НДС.

    7. ФНС вправе проверять контролируемые сделки за 3 года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

    8. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях он может быть продлен.

    9. ФНС не может проводить две и более проверки в отношении одной контролируемой сделки за один и тот же календарный год. Исключение — повторные проверки, проводимые в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации.

    10. Проверяющими в последний день проверки составляется справка, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

    Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1.

    Таблица 1.

    Контроль сделок между взаимозависимыми лицами. Основные параметры мероприятия

    № п/п

    Параметр мероприятия

    Значение параметра мероприятия

    Норма, которой регулируется

    Глава 14.5 НК РФ

    В отношении кого проводится

    Налогоплательщиков в связи с совершением ими контролируемых сделок с взаимозависимыми лицами

    Документ, которым инициируется

    Решение руководителя (заместителя руководителя) ФНС о проведении проверки

    Кем проводится

    Должностными лицами ФНС

    Место проведения

    По месту нахождения ФНС

    Срок проведения

    Не более 6 месяцев, может быть продлен до 12 месяцев

    Документы, которые исследуются в ходе проведения мероприятия

    Документы о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой.

    Сведения об использованных методах определения цен (в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ)

    Схема порядка проведения выездной проверки представлена на рисунке 1.

    Действия налогового органа в ходе контроля сделок

    В ходе контроля сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган вправе осуществлять следующие действия (мероприятия налогового контроля):

    • истребовать документы у налогоплательщика (п.п. 1, 2, 5 ст. 93 НК РФ);
    • истребовать документы и сведения у контрагентов и иных лиц (ст. 93.1 НК РФ);
    • назначать экспертизы (ст. 95 НК РФ);
    • привлекать к участию переводчика (ст. 97 НК РФ);
    • привлекать специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст. 96 НК РФ);
    • осуществлять выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

    Что следует знать

    Взаимозависимые лица

    Взаимозависимыми признаются лица, особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

    Основания, по которым в силу положений статьи 105.1 НК РФ лица признаются взаимозависимыми, приведены в таблице 2.

    При этом необходимо иметь в виду, что приведенный в таблице 2 перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, не является закрытым. Суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

    Таблица 2.

    Основания признания лиц взаимозависимыми

    № п/п

    Лица, признаваемые взаимозависимыми

    Основания признания лиц взаимозависимыми

    Физические лица

    Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению

    Физическое лицо и его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в т. ч.е усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный

    Физическое лицо и организация

    Физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в организации, и доля такого участия составляет более 25 %

    Организации

    Одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия составляет более 25 %

    Одно и то же лицо* прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях, и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 %

    Исполнительные органы которых либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами**)

    В которых более 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами

    Полномочия единоличного исполнительного органа организаций осуществляет одно и то же лицо

    Организация и лицо

    Лицо (в т. ч. физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами) имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа организации или по назначению (избранию) не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации

    Лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации

    Организации и (или) физические лица

    Доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов

    * Лица (лицо) — организации и (или) физические лица (п. 2 ст. 11 НК РФ).
    ** Имеются в виду супруг (супруга) физического лица, родители (в т. ч. усыновители), дети (в т. ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

    Контролируемые сделки

    Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей статьи 105.14 НК РФ), а также ряд приравненных к ним сделкам. Условия (особенности), при наличии которых сделки признаются контролируемым, представлены в таблице 3.

    Таблица 3.

    Условия отнесения сделок к контролируемым

    № п/п

    Вид сделки

    Условия, при наличии которых сделка признается контролируемой

    Сумма дохода по сделке, при превышении которой сделка признается контролируемой

    Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ

    Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей

    1 млрд руб.

    Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое

    60 млн руб.

    Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов:
    — систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    — систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы

    100 млн руб.

    Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 % в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 % по указанным обстоятельствам

    60 млн руб.

    Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны

    60 млн руб.

    Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
    — одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ*, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
    — любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ.

    60 млн руб.

    Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 % и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 НК РФ

    60 млн руб.

    8

    Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) третьих лиц, не являющихся взаимозависимыми.

    Третьи лица: — не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
    — не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом

    0 руб.

    9

    Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли

    Если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:
    — нефть и товары, выработанные из нефти;
    — черные металлы;
    — цветные металлы;
    — минеральные удобрения;
    — драгоценные металлы и драгоценные камни**

    60 млн руб.

    Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России Если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в указанный выше перечень, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то данная сделка будет являться контролируемой

    Перечень государств и территорий утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н и приведен в Приложении к данному приказу.

    60 млн руб.

    Сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом РФ***

    0 руб.

    * Статья 275.2 НК РФ «Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья».
    ** Перечень кодов указанных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности установлен приказом Минпромторга России от 30.10.2012 № 1598.
    *** Фактически все сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом, будут являться контролируемыми, независимо от иных условий сделки и суммы сделки.

    По заявлению ФНС сделка может быть признана контролируемой судом при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.

    Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, приведенным в таблице 3, не признаются контролируемыми следующие сделки:

    1. Сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах).

    2. Сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

    • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
    • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
    • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
    • отсутствуют условия, приведенные в пунктах 2 — 7 таблицы 3, при наличии которых сделки признаются взаимозависимыми.

    3. Сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения.

    4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).

    5. В области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ.

    Решение о проведении проверки

    Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами принимается на основании:

    • Уведомления о контролируемых сделках, или
    • Извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг (ст. 105.16 НК РФ);

    а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки.

    Решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения.

    В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой сумма налога, исчисленная налогоплательщиком в связи с самостоятельным проведением корректировки налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков), отражена в меньшем размере (сумма убытка в большем размере), чем ранее заявленная, решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня представления такой уточненной налоговой декларации. При этом проверка проводится только в отношении контролируемой сделки, по которой налогоплательщиком произведена самостоятельная корректировка (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

    Решение о проведении проверки (форма по КНД 1165035, Приложение №1 к приказу от 26.11.2012 № ММВ-7-13/907@, далее – Приказ № ММВ-7-13/907@) подписывается руководителем (заместителем руководителя) ФНС.

    Решение должно содержать следующие сведения:

    • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
    • полное и сокращенное наименование контрагента;
    • наименование проверяемой сделки, описание однородных сделок;
    • вид проверяемого налога (налогов);
    • периоды, за которые проводится проверка;
    • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки, с указанием руководителя проверяющей группы.

    ФНС должна уведомить налогоплательщика о принятом решении о проведении проверки в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

    Предмет проверки

    Предметом проверки является проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами с точки зрения соответствия цен, примененных данными лицами в контролируемых сделках, рыночным ценам.

    В ходе проведения проверки проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

    • налога на прибыль организаций;
    • налога на доходы физических лиц, уплачиваемого с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности и иной частной практикой (ст. 227 НК РФ);
    • налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения НДПИ, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
    • налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

    Период проверки

    В рамках проверки ФНС вправе проверить контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

    Срок проведения проверки

    Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении такой проверки. Справка составляется в последний день проверки (п. 8 ст. 105.17 НК РФ).

    По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев. В исключительных случаях, по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС, срок может быть продлен. Основания, по которым срок проверки может быть продлен, и сроки продления приведены в таблице 4.

    Таблица 4.

    Основания и сроки продления проверки контролируемых сделок

    № п/п

    Основания продления срока проверки

    Срок, на который проверка может быть продлена, месяцы

    Проведение проверки в отношении организации, отнесенной в соответствии со статьей 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков

    максимально на 6

    Возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т. п.)

    максимально на 6

    Непредставление налогоплательщиком в установленный срок* документов, необходимых для проведения проверки

    максимально на 6

    Получение информации от иностранных государственных органов

    от 6 до 9

    Проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке

    максимально на 6

    * 30 дней со дня получения налогоплательщиком Требования ФНС (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).

    Копия решения о продлении срока проведения проверки (форма по КНД 1165036, Приложение № 2 к Приказу № ММВ-7-13/907@) должна быть направлена налогоплательщику в течение трех рабочих дней со дня его принятия (может быть вручена лично или направлена по почте).

    Периодичность проведения проверки

    ФНС не может проводить две и более проверки в отношении одной контролируемой сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. Исключение составляют повторные проверки, проводимые в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога в меньшем размере (сумма убытка в большем размере), чем ранее заявленная в налоговой декларации, представленной в связи с проведением налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

    Если в результате проверки налогоплательщика, являющегося стороной контролируемой сделки (группы однородных сделок), было установлено соответствие условий контролируемой сделки (группы однородных сделок) условиям сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, проверки налогоплательщиков, являющихся другими сторонами указанной сделки (группы однородных сделок), проведены быть не могут.

    При этом проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговый период, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период.

    Проведение проверки

    В ходе проведения проверки должностные лица ФНС вправе направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном пунктами 1, 2 и 5 статьи 93 НК РФ, требование (форма по КНД 1165013, Приложение № 15 к приказу от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) о представлении документации (ст. 105.15 НК РФ) в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок). Истребуемая документация должна быть представлена налогоплательщиком в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

    В рассматриваемой ситуации под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный налогоплательщиком в произвольной форме и содержащий следующие сведения:

    1. О деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой:

    • перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке, прочую информацию о сделке;
    • сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении.

    2. В случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ, следующие сведения об использованных методах:

    • обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;
    • указание на используемые источники информации;
    • расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;
    • сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;
    • сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);
    • сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств);
    • произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 НК РФ (в случае их осуществления).

    При этом, чем сложнее сделка и формирование ее цены, тем более детальными должны быть сведения, представляемые налогоплательщиком в налоговый орган.

    Должностное лицо, проводящее проверку, вправе истребовать у участников проверяемых сделок документы (информацию), касающиеся (касающуюся) этих сделок.

    Справка о проведении проверки

    Справка о проведении проверки (форма по КНД 1165040, Приложение № 4 к Приказу № ММВ-7-13/907@) составляется проверяющими в последний день проведения проверки.

    В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

    Справка вручается проверяемому лицу под роспись или направляется заказным письмом по почте. В случае направления справки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.

    Акт проверки

    Акт проверки (форма по КНД 1165041, Приложение № 5 к Приказу № ММВ-7-13/907@) составляется:

    • в том случае, если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которые привели к занижению суммы налога (завышению суммы убытка);
    • в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении проверки уполномоченными должностными лицами, проводившими проверку.

    Подписывается Акт проверки должностными лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась такая проверка, или его представителем. Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка, или его представителя подписать Акт проверки в этом Акте делается соответствующая запись.

    Акт проверки в течение пяти рабочих дней от даты этого Акта должен быть вручен проверяемому лицу или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае направления Акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.

    Возражения по Акту проверки

    Если налогоплательщик, в отношении которого проводилась проверка, не согласен с фактами, изложенными в Акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то он или его представитель вправе в течение 20 рабочих дней со дня получения Акта представить в ФНС письменные возражения, с приложением документов (их заверенных копии), подтверждающих обоснованность возражений. Указанные документы могут быть представлены не только одновременно с возражениями, но и отдельно, в течение срока, установленного для предоставления возражений.

    Рассмотрение материалов проверки, а также принятие решения по результатам проверки осуществляется в порядке, аналогичном порядку рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ).

    От редакции: С предыдущими статьями А.А. Куликова и Е.В. Куликовой о контрольных мероприятиях ФНС, а также материалами, посвященными проверкам других надзорных органов, можно ознакомиться на сайте БУХ.1С по тегу «энциклопедия проверок».

    Контролируемые сделки в 2017: критерии, таблица

    03 апреля 2017

    Трансфертное ценообразование (далее ТЦО) возникает в сделках между компаниями, входящими в единую холдинговую структуру. Такие взаимозависимые компании могут устанавливать цены, отличные от рыночных. То есть отличающиеся от цен, установившихся между независимыми компаниями.

    Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

    Контролируемые сделки и лимиты годового оборота

    Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств. С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

    Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

    В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

    Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования — «принцип вытянутой руки».

    Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

    Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

    Что такое контролируемые сделки?

    Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

    1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ).
    2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
    3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ)

    Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:

    Контролируемые сделки Лимит годового оборота
    Внешнеэкономические сделки Между взаимозависимыми лицами Лимит не установлен
    С товаром биржевой торговли 60 млн. руб.
    С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ 60 млн. руб.
    Внутрироссийские сделки Между взаимозависимыми лицами 1 млрд. руб. (с 2016 г.)
    Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:
    Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%
    60 млн. руб.
    Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль 60 млн. руб.
    Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах 59 млн. руб.
    Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН) 100 млн. руб.

    Пример расчета суммового критерия

    Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

    Вопрос:
    Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

    Ответ:
    Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

    Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

    Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 — 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки:

    • сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по ставке, установленной в процентах);
    • сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
      • зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
      • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;
      • нет обстоятельств для признания их сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
    • и некоторые другие.

    Какие налоги попадают под ТЦО?

    Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

    1. Налог на прибыль организаций.
    2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ).
    3. НДПИ — если одна из сторон сделки — плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.
    4. НДС — если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

    Методы определения рыночной цены

    Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)). Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

    1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке.
    2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу).
    3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг).
    4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод).
    5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

    Отправная точка при выборе метода — понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа — исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

    Следующий этап нашего исследования — сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

    Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

    Вы можете получить у нас услуги:

    • оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
    • подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
    • выявить контролируемые сделки.

    Кто контролирует цены?

    Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

    И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

    Ответственность по ТЦО

    Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

    • в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года — в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (статья 129.3 НК РФ);
    • штраф за непредоставление уведомления о контролируемых сделках в налоговую инспекцию составит 5 000 руб. (статья 129.4 НК РФ) за каждую сделку.

    Отчет о контролируемых сделках:

    • Уведомление о контролируемых сделках подаётся до 20 мая года, следующего за отчетным. Т.е. срок подачи уведомления о контролируемых сделка за 2016 год — до 20 мая 2017 года, а за 2017 год — до 20 мая 2018 года.

      Если уточненное уведомление будет подано до момента, когда налоговый орган выявил ошибку, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении. Проверить себя никогда не поздно.

    • Документация по контролируемым сделкам может быть запрошена налоговыми органами не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам может составить за 3 года.

      Освобождение от штрафных санкций возможно, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

    • Налогоплательщикам отводится 30 дней на предоставление запрошенной документации по сделкам.

      Рекомендуем заранее позаботиться о наличии обоснования рыночных цен, поскольку процесс подготовки такой документации занимает от 20 до 40 дней, в зависимости от количества и сложности контролируемых сделок!

    В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

    Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

    Читать далее 30 марта 2017 29 марта 2017 20 марта 2017 Персональная письменная консультация Наталья Игуш аудит, due diligence Виктория Варламова Налоговый консалтинг Вадим Чимидов Досудебные и судебные налоговые споры Татьяна Тарасова Зарплата, НДФЛ, соцвзносы, кадровый аудит Кирилл Неймарк Налоговое планирование, налоговый консалтинг Сергей Худяков Гражданско-правовые и корпоративные споры Кира Трунтаева Возмещение НДС представительство в судах Виталий Цапков Налоговые проверки, возврат переплаты по налогам Наталья Наталюк Налоговые проверки и оспаривание их решений Ольга Новикова Консультирование по бухучету и налогам Любовь Резникова Учет, аудит и трансформация по МСФО, управленческая отчетность Анна Козлова аудит, консалтинг по бухучету и налогам Михаил Болдин аудит, консультирование по налогообложению и бухучету Наталья Сапко Аудит, методология и автоматизация учета Наталья
    Игуш Задать вопрос Публикации и мероприятия с участием эксперта Кейсы 27 сентября 2018 Дивиденды увеличены
    на 100 млн рублей Виктория
    Варламова Задать вопрос Публикации и мероприятия с участием эксперта Кейсы 12 октября 2018 32 млн руб. сэкономил анализ налоговых последствий предстоящей сделки Статьи 31 декабря 2018 Изменение ставки НДС с 2019 года: НДС в «переходный период» при получении предоплаты Вадим
    Чимидов Задать вопрос Публикации и мероприятия с участием эксперта Кейсы 02 ноября 2018 Как не затянуть возврат 30-ти млн руб. НДС, слушая налоговиков Статьи 27 апреля 2018 Налогообложение ВЭД: ответы на часто задаваемые вопросы Татьяна
    Тарасова Задать вопрос Публикации и мероприятия с участием эксперта Кейсы 29 июня 2018 Кадровый аудит сохранил
    9 млн руб.
    и свободу руководителю Статьи 31 декабря 2018 Предоставление трудовых отпусков в 2019 году: от А до Я Кирилл
    Неймарк Задать вопрос Публикации и мероприятия с участием эксперта Кейсы 22 ноября 2018 4 млн налоговой экономии после консультации, или как продажа ООО избавила от рисков дробления Статьи 31 августа 2018 Как организовать налоговое управление в холдинге в 2018 году? Сергей
    Худяков Задать вопрос Кира
    Трунтаева Задать вопрос Публикации и мероприятия с участием эксперта Кейсы 03 августа 2018 Отмена доначислений на сумму
    более 3 млн руб Статьи 30 октября 2018 Обособленное подразделение организации в 2019 году: создание, постановка на налоговый учёт, ответственность Виталий
    Цапков Задать вопрос Публикации и мероприятия с участием эксперта Кейсы 22 октября 2018 Оспорены налоговые претензии по «проблемным» контрагентам в сумме более 9 млн. руб. Статьи 10 февраля 2016 Особенности уплаты НДС при импорте товаров в Россию из стран-участников Евразийского экономического союза Наталья
    Наталюк Задать вопрос Публикации и мероприятия с участием эксперта Статьи 31 декабря 2018 К налоговому осмотру в 2019 году будь готов! Шпаргалка для бизнеса Статьи 31 декабря 2018 Выемка налоговым органом документов и предметов в 2019 году: кратко о важном Ольга
    Новикова Задать вопрос Публикации и мероприятия с участием эксперта Статьи 31 декабря 2018 Списание безнадежной дебиторской задолженности в 2019 году Статьи 31 декабря 2018 Переоценка основных средств за 2018 год Любовь
    Резникова Задать вопрос Публикации и мероприятия с участием эксперта Кейсы 10 сентября 2018 Экономия
    более 30%
    бюджета на аудит Статьи 02 октября 2018 Как пройти аудит по МСФО? Анна
    Козлова Задать вопрос Публикации и мероприятия с участием эксперта Кейсы 26 марта 2018 Доход собственника увеличен на
    43 млн руб.
    Михаил
    Болдин Задать вопрос Публикации и мероприятия с участием эксперта Кейсы 15 января 2018 Схема увода прибыли
    в 80 млн руб.
    раскрыта Наталья
    Сапко Задать вопрос Публикации и мероприятия с участием эксперта Статьи 31 декабря 2018 Годовая отчетность за 2018 год: ошибки и рекомендации Статьи 31 декабря 2018 Инвентаризация перед составлением годовой отчетности за 2018 100%конфиденциально 15 500консультаций провели 100 000ошибок исправили 45экспертов-практиков 29 января 2019 в 14:00 Москва, Конференц-центр Newsroom, Поклонная ул., 3А, стр. 7 01 января 2019 30 ноября 2018 31 декабря 2018 31 декабря 2018 29 декабря 2018 28 декабря 2018 Тест на обоснованную налоговую выгоду Пройти тест

    Проверьте: выполняет ли Ваша компания условия, необходимые для учета расходов и вычетов. Что это за условия Вы узнаете из материала. Кроме того, рекомендуем ответить на несколько вопросов, которые помогут выявить риски получения необоснованной налоговой выгоды.

    Задать вопрос