Конструктор штатных расписаний учреждений культуры

Содержание

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Культурология ТЕОРИЯ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Посмотреть оригинал

Специфика исполнительского искусства

Человеческая деятельность реализуется в двух наиболее общих формах — практической и духовной.

Результатом первой являются изменения в материальном общественном бытии, в объективных условиях существования; результатом второй — изменения в сфере общественного и индивидуального сознания. В качестве особого типа (вида или рода) духовной деятельности эстетики и философы выделяют так называемую художественную деятельность, понимаемую ими как практически-духовную активность человека в процессе создания, воспроизведения и восприятия произведений искусства. Искусство же они определяют как один из способов духовного освоения мира, “специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, представляющую собой отражение действительности в художественных образах”, а произведение искусства или художественное произведение — как “продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен духовно-содержательный замысел его создателя-художника и который отвечает определенным критериям эстетической ценности”. Если же рассматривать произведение искусства как некую предметно-физическую организацию, то нужно отметить, что оно представляет собой особую материальную конструкцию, которая создается и существует как сочетание звуков, слов или движений, как соотношение линий, объемов, цветовых пятен и т.п. Разумеется, свести произведение искусства только к этой материальной конструкции нельзя. Тем не менее художественное произведение неотделимо от своей материальной плоти, равно как и от средств выразительности того искусства, к которому принадлежит.

Известно, что все виды искусства, несмотря на различия способов создания художественных ценностей, характеров и типов образности, взаимосвязаны и имеют много общего как в самом процессе выражения, так и в организации средств выражения. Однако чтобы сконцентрировать внимание на сущности исполнительского искусства, необходимо прибегнуть к сравнению и классификации искусств, выделяя тот или иной существенный для данной группы признак.

Существует много вариантов классификации искусств. Их группируют по способам бытования, восприятия, средствам воплощения. Так, например, их разделяют на “зрительные” (т.е. воспринимаемые глазом) и “слуховые” (воспринимаемые слухом); на искусства, использующие природный материал — мрамор, дерево, металл (скульптура, архитектура, прикладное искусство), использующие в качестве материала слово (художественная литература); искусства, где в качестве материала выступает сам человек

(исполнительские искусства); искусства “пространственные”, “временные” и “пространственно-временные”; “односоставные” и “синтетические”; “статичные ” и “динамичные”1.

Применительно к теории исполнительства последняя классификация может рассматриваться в качестве основания для дальнейшего познания специфики этого вида искусства.

В самом деле, каждый вид искусства имеет либо процессуально-динамический (временной), либо статический характер. Разделив (разумеется, условно) искусства на “статичные” и “динамичные”, мы легко обнаружим их различия. Первые обладают пространственной формой существования в виде “произведений-предметов” (живописное полотно, архитектурное сооружение, скульптурная композиция, изделие декоративно-прикладного искусства и т.д.), вторые имеют временной или пространственно-временной характер и воспринимаются как “произведения-процессы” (танец, театральное действие, музыкальная пьеса и т.д.).

В “статичных” искусствах результатом художественной деятельности является конкретный, единичный и, как правило, уникальный предмет, обладающий художественной ценностью. Здесь царит оригинал. Правда, находится место и для копии. Но располагается она на “внушительном расстоянии”, что подчеркивает существующие между ними различия и даже несоизмеримость. К тому же в “статичных” искусствах творческий акт создания художественных ценностей может быть совершенно не связанным с их воспроизведением. В “динамичных” же искусствах процесс создания художественных ценностей и процесс воспроизведения неразрывны и как бы переливаются один в другой: первый на заключительной стадии вбирает в себя частицу второго; в свою очередь процесс воспроизведения обязательно включает в себя элементы созидания. Иначе говоря, в отличие от “статичных”, в “динамичных” искусствах в системе “автор” творческий акт не завершается. Художественное проектирование выполняется здесь в своих главных чертах, образуя необходимую основу произведения-процесса. Вследствие этого возникает необходимость в завершающей стадии, где происходит мысленная конкретизация продукта творческой деятельности автора произведения. Эта стадия художественного проектирования в “динамичных” искусствах передается исполнителю. Причем спроектированная автором духовная основа произведения может “овеществляться” в бесконечном многообразии правомерных исполнительских вариантов, в каждом из которых в то же время реализуется и вторая стадия художественного проектирования, конкретизирующая продукт авторского творчества.

Таким образом, в “динамичных” искусствах художественная деятельность бывает первичной и вторичной. Первая охватывает деятельность автора произведения (композитора, хореографа, драматурга), вторая — главным образом деятельность исполнителя (певца, танцора, актера). Понятия “первичность” и “вторичность” в художественной деятельности следует понимать и использовать только в их соотнесенности. Первичность художественной деятельности существует только в отношении к деятельности вторичной, и наоборот. Значит, они проявляются исключительно в парных взаимосвязях, таких, например, как “драматург — режиссер”, “драматург — актер” или “драматург — исполнители” (режиссер и актеры в их единстве). Вторичность исполнительства определяется тем, что исполнение состоит в творческом воссоздании произведений — результатов первичного процесса творчества. На современном этапе развития исполнительство — это творчество на основе уже готового текстового материала, первоначально созданных художественных образов, тогда как объектами воплощения первичного художественного творчества служат, как правило, внехудожественные явления действительности. Таким образом, исполнение есть как бы вторичное отражение действительности, отражение посредством творческого воспроизведения продукта первичного отражения.

В “статичных” и “динамичных” искусствах первичная и вторичная деятельности существенно различаются. Если в “статичных” искусствах первичная художественная деятельность бывает только самостоятельной, а вторичная — только несамостоятельной, то в “динамичных” искусствах и та и другая являются относительно самостоятельными. Так, например, музыкант-исполнитель не может обойтись без композитора. Но и композитор, в свою очередь, нуждается в инструменталистах и певцах. То же самое относится к драматургу и актеру, балетмейстеру и танцору. Только особое сотрудничество автора и исполнителя способно породить полноценное искусство.

В первичном творчестве действительность выступает опосредованной через личность художника. В творчестве же исполнителя действительность выявляется опосредованной как бы вдвойне. Образы, созданные писателем, поэтом, композитором в исполнительском воплощении приобретают черты и краски, определяющиеся мировоззрением исполнителя, его индивидуальностью, творческой манерой, талантом, мастерством.

В зависимости от своего индивидуального склада исполнитель подчеркивает или затушевывает те или иные черты первичного образа. Такая возможность появляется у него потому, что одной из главных особенностей первичного образа является его многозначность, позволяющая найти многие варианты исполнительского воплощения. Каждый артист, вольно или невольно, привносит в первичный образ нечто свое. Отсюда следует, что исполнение — это не только воспроизведение первичного художественного образа, но и перевод его в качественно новое состояние — исполнительский художественный образ, самостоятельность которого по отношению к первичному образу все же относительна. В то же время и первичный образ также не может считаться абсолютно независимым от исполнения, коль скоро речь идет об исполнительских искусствах. Он несет в себе необходимые предпосылки образа исполнительского, его реальную возможность, исполнительство же есть претворение этой возможности в действительность.

Итак, исполнительское искусство есть “вторичная, относительно самостоятельная художественно-творческая деятельность, заключающаяся в процессе материализации и конкретизации продукта первичной художественной деятельности”. Это определение выявляет границы исполнительского искусства, но не исчерпывает всех его особенностей. Так, наряду со вторичностью и относительной самостоятельностью важное место в ряду характерных особенностей исполнительства занимает наличие творческого посредника между создателем художественных ценностей и воспринимающим субъектом (публикой). Другой важной чертой исполнительства является то, что в большинстве случаев исполнение есть непосредственный акт творчества, который совершается перед слушателями, зрителями сейчас, в данный момент. К тому же, публичное выступление артиста объединяет в себе и творческий процесс, и продукт этого процесса. Совпадение деятельности и ее результата также относится к характерным особенностям исполнительства. Известно, что ошибку, допущенную во время публичного выступления исполнителя, уже невозможно исправить, что свидетельствует о необратимости исполнительского процесса. С этой чертой связана другая особенность исполнительского творчества — невоспроизводимость процесса публичного выступления, поскольку абсолютно точное его повторение невозможно. Наконец, интересной и важной особенностью исполнительского искусства является наличие прямых и обратных связей интерпретатора с воспринимаемой аудиторией. Благодаря этому возникает возможность непосредственного влияния публики на ход творческого процесса.

Все эти признаки весьма существенны для характеристики исполнительского искусства. Но самой главной чертой, определяющей его специфику, является наличие художественной интерпретации, под которой мы понимаем исполнительскую трактовку продукта первичной художественной деятельности1.

Интерпретация — центральное понятие эстетики исполнительского искусства. Оно вошло в обиход в середине XIX в. и употреблялось в художественной критике и искусствознании наряду с термином “исполнение”.

Смысловое значение слова “интерпретация” заключало в себе оттенок индивидуализированного прочтения, своеобразия артистической трактовки, тогда как значение понятия “исполнение” ограничивалось строго объективной и точной передачей авторского текста. Долгое время соперничество этих понятий в теории исполнительства проходило с переменным успехом, что было связано в основном со сменой представлений о роли интерпретатора в музыке. Там, где художественная практика начинала отвергать формально точное воспроизведение композиторской мысли и в противовес этому всячески стимулировать индивидуальность, творческую самостоятельность дирижера, инструменталиста, певца, термин “ интерпретация” постепенно вытеснял из употребления понятие “исполнение”. И наоборот, абсолютизация исполнительской свободы, субъективистский произвол, приводящие к искажению содержания и формы произведения и замысла автора, немедленно вызывали активное противодействие, вопрос о необходимости точного следования авторскому замыслу приобретал особую остроту, и употребление термина “исполнение” вместо понятия “интерпретация” принималось как более оправданное и закономерное.

Вместе с тем при всем своеобразии смыслового содержания этих понятий они долгое время указывали на один и тот же объект, отсылали к одному и тому же явлению. И “интерпретация”, и “исполнение” обозначали продукт исполнительской деятельности, другими словами, то, что отзвучало в процессе живого интонирования. Позднее в понимании этих терминов появились различия. Суть их сводилась к тому, что слово “исполнение” по-прежнему означало продукт исполнительской деятельности, тогда как “интерпретация” — лишь часть этого продукта, представляющая собой творческую, субъективную сторону исполнения. Таким образом, исполнение мысленно расчленялось на объективный и субъективный “пласты”, первый из которых связывался с творчеством автора, а второй (собственно интерпретационный) — с творчеством исполнителя.

В целом же взгляды на интерпретацию и исполнение обнаруживают одну общую черту. Как правило, интерпретация не выводится за рамки исполнения и либо целиком отождествляется с ним, либо характеризуется как одна из его сторон. При этом и исполнение и интерпретация неразрывно связываются с продуктом исполнительской деятельности. Однако исполнительская деятельность в целом и ее продукт, результат, могут не совпадать. Это тем более относится к интерпретации, которая в системе исполнительской деятельности проявляется на различных ее этапах, охватывая протекающий в сознании артиста процесс построения собственной исполнительской концепции; действия, направленные на ее реализацию; “овеществленную” исполнительскую трактовку, реализованную в живом звучании. Как видим, художественную интерпретацию правомерно рассматривать и как исполнительскую деятельность, и как ее результат, и как акт, предваряющий непосредственную деятельность, связанный с формированием исполнительского замысла. Но как бы мы ее ни рассматривали, именно художественная интерпретация является тем критерием, с помощью которого мы можем отделить исполнительское искусство от прочих видов художественной деятельности.

Установление этого специфического сущностного признака позволяет точнее сформулировать содержание термина “исполнительское искусство”: “Исполнительское искусство есть вторичная относительно самостоятельная художественная деятельность, творческая сторона которой проявляется в форме художественной интерпретации”1. Эта формулировка, принадлежащая Е. Гуренко, наиболее точно выявляет специфику и своеобразие исполнительства и может быть использована в качестве основы для познания специфики музыкального исполнительства.

  • Философский словарь. Изд. 4. М.: Политиздат, 1980. С. 135.
  • Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1989. С. 274.

Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
  • Менеджмент в сфере исполнительских искусств и кинематографии

    К исполнительским искусствам относятся музыка, театр, танец и другие, производные от них виды искусств, такие как искусство чтеца, пантомима. Произведение исполнительского искусства представляет собой творческий акт, разворачивающийся в течение определенного отрезка времени, предполагающий исполнение,…
    (Менеджмент в сфере культуры и искусства)

  • Новый этап в изучении искусства исполнительского интонирования. Значение интонационного учения Б. В. Асафьева

    В каждый из рассмотренных периодов становления западноевропейской и русской пианистической теории возникали новые стимулы к развитию интонационно-исполнительской проблематики, которая неуклонно обогащалась и двигалась вперед. В контексте советской музыкальной культуры названная проблематика не прбсто…
    (ФОРТЕПИАННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ. МЕТОДИКИ XVI-XX ВЕКОВ)

  • Литература. Искусство

    Преобразования оказали существенное влияние на содержание художественных произведений. Все важнейшие явления эпохи — Азовские походы. Лесная, Полтава, измена Мазепы, тяжкий труд, рекрутские наборы и налоговое бремя — нашли отражение в народных песнях, былинах и сказках. Плодами преобразований в области…
    (История России)

  • Менеджмент в сфере исполнительских искусств и кинематографии

    К исполнительским искусствам относятся музыка, театр, танец и другие, производные от них виды искусств, такие как искусство чтеца, пантомима. Произведение исполнительского искусства представляет собой творческий акт, разворачивающийся в течение определенного отрезка времени, предполагающий исполнение,…
    (Менеджмент в сфере культуры и искусства)

  • ИСТОКИ И СПЕЦИФИКА ТЕАТРАЛЬНОДЕКОРАЦИОННОГО ИСКУССТВА XVII—XVIII ВЕКОВ

    Мы уже говорили о том, что стиль барокко оказался плодотворной почвой для высочайшего взлета театрально-декорационного искусства. Явился этот взлет результатом взаимодействия различных культурных тенденций, каждая из которых имела свой особый путь развития. На перекрестке этих путей и родилась барочная…
    (ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ БАРОККО)

  • СПЕЦИФИКА ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА XX в.

    Классификация зарубежного искусства XX в.: авангард, модернизм, постмодернизм Зарубежное искусство XX столетия многолико и разнообразно, оно представляет собой огромный спектр различных художественных явлений, которые образуют собственно феномен искусства XX в. В данном столетии произошли важнейшие…
    (ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА. АРХИТЕКТУРА ХХ ВЕКА:)

Популярные страницы
  • Менеджмент в сфере исполнительских искусств и кинематографии

    К исполнительским искусствам относятся музыка, театр, танец и другие, производные от них виды искусств, такие как искусство чтеца, пантомима. Произведение…

  • Новый этап в изучении искусства исполнительского интонирования. Значение интонационного учения Б. В. Асафьева

    В каждый из рассмотренных периодов становления западноевропейской и русской пианистической теории возникали новые стимулы к развитию интонационно-исполнительской…

  • Литература. Искусство

    Преобразования оказали существенное влияние на содержание художественных произведений. Все важнейшие явления эпохи — Азовские походы. Лесная, Полтава,…

  • Менеджмент в сфере исполнительских искусств и кинематографии

    К исполнительским искусствам относятся музыка, театр, танец и другие, производные от них виды искусств, такие как искусство чтеца, пантомима. Произведение…

  • ИСТОКИ И СПЕЦИФИКА ТЕАТРАЛЬНОДЕКОРАЦИОННОГО ИСКУССТВА XVII—XVIII ВЕКОВ

    Мы уже говорили о том, что стиль барокко оказался плодотворной почвой для высочайшего взлета театрально-декорационного искусства. Явился этот взлет результатом…

  • СПЕЦИФИКА ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА XX в.

    Классификация зарубежного искусства XX в.: авангард, модернизм, постмодернизм Зарубежное искусство XX столетия многолико и разнообразно, оно представляет…

Эффективный контракт в культуре

20.01.2018 Работа и карьера

Положение о нормировании труда в учреждении культуры носит обязательный характер, что следует из рекомендаций, данных Министерством труда РФ.

Разработке системе нормирования в организации предшествует подготовительная аналитическая работа, общие направления которой определяет руководитель учреждения культуры.

Система нормирования труда в учреждении культуры

Прежде всего, необходимо определить, что под трудовыми нормами понимает действующее трудовое законодательство. ТК РФ выделяет комплекс специальных временных норм, норм обслуживания и численности, а также выработки.

В отдельно взятом случае это или определенный объем работ, число сотрудников или определенное число продукции, которое будет произведено сотрудником за конкретный отрезок времени работы.

То есть подобные нормативы устанавливаются для сотрудника или группы сотрудников для определения тех показателей деятельности, которые должны быть достигнуты за определенный промежуток времени. В масштабах организации это помогает просчитать, какова потребность в определенных должностях сотрудников определенного уровня квалификации.

Трудовые нормы организация может установить на неопределенное время. Однако в один и тот же период руководство может применять как разовые нормативы, так и временные.

Введение временных нормативов необходимо тогда, когда в течение определенного периода проводятся те или иные работы, они носят разовый характер, если и характер работы срочный, разовый. Например, когда проводятся аварийные или восстановительные работы.

Нормирование труда в бюджетных учреждениях культуры (например, нормирование труда в библиотеке) необходимо для решения следующий задач:

При этом у учреждения культуры есть два решения – применять готовые типовые нормы или сформировать собственную систему нормирования. Это можно сделать, следуя нашим рекомендациям.

Положение о нормировании труда в учреждение культуры

Положение о нормировании труда имеет определенную структуру, которой, в соответствии с рекомендациями Минтруда, организация должна придерживаться.

Можно выделить следующие разделы:

Кроме того, после основного текста положения должно следовать приложение со всеми связанными документами:

Нормирование труда в учреждении культуры: нормы численности

Нормы численности в учреждении применяются для того, чтобы определить число должностей сотрудников в штатном расписании для выполнения того или иного вида работ.

Минтруда РФ в приказе № 504 от 30.09.2013 года установил методику, которая позволяет определить численность сотрудников, используя для этого нормы времени и обслуживания.

В частности, предложена следующая формула:

Нч – (Т / Фп) х Кн.

В структуре формулы следующие показатели:

Методика расчета норм обслуживания в культуре

Нормирование труда в библиотеке или ином учреждении культуры может предусматривать и расчет норм обслуживания. Методика от Минтруда предлагает рассчитывать ее на основе типовых норм обслуживания и временных норм.

Для расчета необходимо воспользоваться основной формулой:

Но = Фвр / Нв, где

Воспользуемся этой формулой на практическом примере расчета.

Сотрудник занимает в учреждении должность «ДР3» и оказывает услуги социального характера, а именно, выдает гражданам вещи первой необходимости и продукты питания.

Рабочий день сотрудника составляет 8 часов, а на обслуживание одного человека установлена норма в 0,5 часа.

Посчитаем по приведенной выше формуле:

Но – 8 / 0,5 – 16.

Это говорит о том, что по рассматриваемой нами должности норма обслуживания граждан за рабочий день составляет 16 человек.

Устанавливая нормирование труда в учреждении культуры, необходимо помнить и о том, что в состав временных затрат в течение рабочего дня может входить и иная работа.

Например, библиотекарь не весь день занимается обслуживанием читателей. Также он ведет картотеки и каталоги, ведет библиотечную документацию, производит систематизацию литературы, инвентаризацию и т.д.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Результативность норм и их соблюдение

Нормирование труда в бюджетных учреждениях культуры и его соблюдение должно находиться под контролем руководителя организации. В том числе он несет ответственность и за то, чтобы сотрудники установленные нормы выполняли.

К другим обязанностям работодателя относятся следующие:

При этом для того, чтобы понять, что введенная система нормирования является эффективной и разработана правильно, необходимо оценить следующие показатели:

К другим, не менее важным показателям можно отнести следующие:

Нормирование труда в учреждении культуры для повышения эффективности его деятельности

В последние годы предпринимается многочисленных комплекс мер для того, чтобы произвести поэтапное повышение оплаты бюджетников. Одной из таких мер является введение эффективного контракта, который принципиально отличается тем, что для каждого сотрудника определены определенные критерии и условия деятельности, выполнение которых непосредственно влияет на оплату его труда.

Все изменения взаимосвязаны с организационными изменениями в бюджетной сфере, которые направлены на то, чтобы качественно улучшить услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения, науки, культуры и образования.

В 2017 году планируется завершить мероприятия по внедрению эффективного контракта, то есть для всех сотрудников должны быть уточнены – критерии и показатели трудовой деятельности, трудовая функция, обязанности, а также установлены конкретные размеры выплат стимулирующего характера.

Одно из главных условий такой формы трудового договора – его положения должны быть понятны сотруднику и не допускать искажения его смысла в интересах работодателя.

Программа поэтапного совершенствования бюджетной сферы предусмотрела внедрение специальных планов мероприятий (дорожных) карт, в которых отражены актуальные показатели развития той или иной сфера, а также конкретные меры, которые обеспечивают их реализацию.

Читайте бесплатно в системе Культура:

В том числе важной мерой является совершенствование системы оплаты труда сотрудников-бюджетников, а также повышение оплаты их труда за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения.

Нормирование труда в бюджетных учреждениях культуры занимает далеко не последнее место в этих мероприятиях, о чем говорят планы мероприятий по повышению эффективности учреждений культуры, например, утвержденная распоряжение Правительства № 2606-р от 28.12.2012 года программа.

В ней, помимо других положений, говорится о том, что одним из условий повышения качества услуг, оказываемых учреждениями культуры, является также и внедрение современных норм труда.

Также в 5 разделе дорожной карты, одним из мероприятий названа разработка типовых отраслевых норм труда, а также рекомендательных мер по формированию штатных расписаний учреждений культуры.

К этим мерам относятся, в том числе:

Особое внимание уделяется и совершенствованию трудового договора, а также развитию такой его формы, как эффективный контракт.

Поэтому, исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что нормирование труда в учреждении культуры является одним из практических средств повышения качества и увеличения объема услуг, которые оказываются в таких организациях, путем оптимизации штатной численности сотрудников.

В дальнейшем это будет способствовать совершенствованию системы оплаты труда, поскольку труд сотрудников, которые выполняют более сложную работу и делают ее качественно, будут получать увеличенную оплату труда.

Использования типовых трудовых норм

Нормирование труда в учреждениях культуры по должностям может происходить с использованием уже разработанных типовых норм.

Как правильно, их целесообразно использовать, когда нужны нормы для проведения одинаковых работ или работ одного типа. Кроме того, типовые нормы можно применять, когда они не окажут существенного влияния на нормы, которые уже установлены в самом учреждении.

Еще одно применение типовых норм – корректировка трудовых процессов, когда в организации внедряются современные и прогрессивные трудовые условия.

Используются типовые нормы и в качестве своеобразного эталона, когда текущие технические и организационные условия в учреждении ниже нормы.

Можно выделить три основных документа, которые на данный момент действуют в сфере культуры и определяют типовые нормы труда для разных видов работ:

Кроме того, рекомендации Минтруда говорят о том, что если для необходимого типа работ утвержденные типовые нормативы отсутствуют, то нормирование труда в учреждениях культуры по должностям может быть проведено самостоятельно. Это можно сделать своими силами, либо пригласить квалифицированных специалистов в этой области.

Разработка и внедрение собственной системы нормирования в учреждении культуры

Перед тем, как начнется обсуждение и формулирование новой системы нормирования, в организации необходимо провести подготовительную часть работы, в ходе которой нужно сделать следующее:

Таким образом, существует ряд важных обстоятельств, которые подлежат подробному изучению на предварительном этапе. Если трудовой процесс необходимо будет изменить и видоизменить, например, произвести оптимизацию рабочих мест, автоматизацию, то это нужно сделать перед внедрением новой системы нормирования, во избежание повторного пересмотра норм.

Также перед внедрением новой системы нормирования сотрудники должны пройти необходимое обучение, научиться работе с новыми методами и приемами, пройти инструктаж. При этом обучать можно как группы сотрудников, так и организовать индивидуальное обучение. Главное, чтобы новые технологии, методики работ и услуг были введены одновременно с новыми нормативами труда.

О том, что нормы труда будут изменены сотрудники учреждения должны знать заранее. ч. 2. Ст. 162 ТК РФ устанавливает 2-х месячный срок, за который они должны быть уведомлены о том, что в организации вводятся новые нормативы и правила.

До окончания этого срока уведомления в библиотеке или иной организации должны действовать старые нормативы.

Порядок пересмотра трудовых нормативов

Приказом Министерства труда РФ № 235 от 31.05.2013 года установлено, что учреждения должны пересматривать нормы труда в соответствии с утвержденным планом и не реже одного раза в 5 лет.

Без соблюдения этого срока нормы пересматриваются в том случае, если в организации появились новые технологии, апробирована и внедрена какая-либо новая техника или методика выполнения работ или в рабочем процессе применяется оборудование, которое морально и физически устарело.

Также по мере выявление допущенных ранее ошибок, могут быть пересмотрены и отменены нормы труда, принятые ошибочно.

Если учреждение купило новое оборудование, то необходимо проанализировать влияние данного оборудования на трудовые нормы, применяемые в данном виде работ. Сравниваются и функциональные характеристики старого и нового оборудования. По итогам этой работы старые нормы можно оставить без изменения или утвердить новые.

Ч.3 ст. 160 ТК РФ говорит о том, что работодатель не должен про изводить пересмотр трудовых норм в том случае, если его сотрудник по своей инициативе применял новые приемы организации труда, которые привели его к достижению высоких результатов.

В целом процедура внесения изменений в действующие трудовые нормативы состоит из нескольких действий:

Вместе с тем, законодатель установил ряд правил, которые ограничивают право работодателя на изменение норм труда. Это случаи, когда:

Народничество

Как это было?

Владимир Иванов

07 июня 2018

В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Цели народничества

Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.

Основные направления движения народничества

Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.

Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.

Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.

Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.

Деятельность народников

В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.

Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.

4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.

К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.

В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.

Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.

Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.

Значение народничества

Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».

Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.

Пожалуйста, оцените материал: Просмотры: 1779