Кому обязательны профессиональные стандарты

Содержание

Профстандарт руководителя

Внедряя профстандарты, работодатель получает возможность предъявлять более четкие требования к сотрудникам и унифицировать стандарты производственной деятельности. Профстандарт руководителя универсален, поэтому может применяться как в коммерческих организациях, так и в компаниях, занимающихся некоммерческой деятельностью.

Из этой статьи вы узнаете:

  • с какой целью разработан профстандарт руководителя организации;
  • какие квалификационные уровни предусмотрены профстандартом руководителя;
  • какие трудовые функции и направления деятельности отражены в профстандарте руководителя.

Система профстандартов, пришедшая на смену квалификационным справочникам, призвана повысить стандарты обучения и подготовки специалистов, а также оптимизировать процесс подбора рабочей силы. Профстандарт, разработанный для определенного вида деятельности, в полной мере характеризует квалификацию, которую необходимо иметь работнику, чтобы соответствовать требованиям должности — знания, практические навыки, опыт работы. Понятия «квалификация» и «профстандарт» закреплены Трудовым кодексом РФ (ст.195.1, введенная федеральным законом №236-ФЗ от 3.12.2012г.).

Подробнее о профстандартах читайте здесь:

  • Как обновить должностные инструкции с учетом профстандартов
  • Обязательно ли вводить в штатное расписание организации должность главного бухгалтера
  • Должностная инструкция: условия, которые нужно вписать всем работникам

Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации

При разработке профстандартов, определяющих требования к работникам конкретных специальностей, в качестве основы применяется макет, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты России №147 от 12.04.2013г. Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации, также разработанный на базе данного макета в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда №170н от 29.04.2013г., имеет стандартную структуру, которая включает:

  • общие сведения о виде трудовой деятельности;
  • подробное описание всех трудовых функций (функциональная карта вида деятельности);
  • характеристику каждой обобщенной трудовой функции;
  • данные о разработчиках профессионального стандарта.

Законодателем не определен четкий порядок, в котором должно происходить внедрение профстандарта руководителя компании, поэтому каждый работодатель вправе разработать свой регламент. На практике стоит исходить из общей схемы, состоящей из семи этапов:

  • формирование временной проектной группы, включающей руководителей ключевых структурных подразделений, представителей отдела управления персоналом и т.д.;
  • назначение ответственного лица, управляющего работой группы;
  • разработка плана внедрения;
  • ознакомление руководящего состава с законодательной базой в области внедрений профстандартов (например, путем организации корпоративной презентации или семинара);
  • реализация всех предусмотренных планом мероприятий;
  • подготовка программы обучения работников;
  • систематизация итогов деятельности рабочей группы, составление отчета.

Несмотря на то, что изначально проект профстандарта руководителя разрабатывался с целью обособления управленческих функций от других задач, решаемых специалистами и работниками организации, внедрять его можно в стандартном порядке, наряду с другими профессиональными стандартами, в которых нуждается конкретный работодатель.

Подборка статей по профстандартам:

  • Профстандарты для работодателей и сотрудников;
  • Как применять профессиональные стандарты;
  • Как обновить должностные инструкции с учетом профстандартов.

Квалификационные уровни в профстандарте руководителя

Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации может применяться в компаниях различной формы собственности и включает несколько квалификационных уровней (с четвертого по восьмой). Квалификационные уровни в профстандарте руководителя соответствуют следующим направлениям деятельности:

  • четвертый уровень — управление деятельностью отдельных подразделений и руководство процессом решения производственных задач;
  • пятый уровень — управление деятельностью подразделений для достижения ключевых функциональных целей, стоящих перед организацией;
  • шестой уровень — управление ключевыми направлениями и видами деятельности организации, поиск путей достижения стратегических целей;
  • седьмой уровень — управление жизнедеятельностью организации в целом, выбор эффективных путей развития;
  • восьмой уровень — долгосрочное развитие организации, получение максимальной финансовой отдачи для акционеров и других заинтересованных сторон.

Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации охватывает все виды экономической деятельности и предполагает выполнение менеджерских функций на различных направлениях — от начальника рекламно-информационного, маркетингового или любого другого отдела (службы, проекта) до управления системой корпоративных отношений и организацией в целом.

Трудовые функции, отраженные в профстандарте руководителя

Трудовые функции, отраженные в профстандарте руководителя коммерческой или некоммерческой организации, сгруппированы во втором разделе документа с учетом квалификационных уровней, которым они соответствуют. Так, самый низкий уровень, предусмотренный профстандартом (четвертый), содержит следующий перечень трудовых функций:

  • развитие производственных возможностей структурного подразделения;
  • разработка оперативных планов производственной деятельности структурной единицы и анализ полученных результатов;
  • определение потребности в рабочей силе, формирование бюджета, контроль движения производственных ресурсов подразделения;
  • постановка заданий персоналу и решение текущих проблем, возникающих в процессе взаимодействия с работниками, контрагентами, заказчиками и т. д.;
  • отбор, расстановка, мотивация сотрудников подразделения и оценка качества их работы.

Очевидно, что полномочия и возможности руководителя в данном случае весьма широки, но не распространяются за рамки управления отдельной структурной единицей. В то же время руководители самого высокого квалификационного уровня (восьмого) выполняют функции схожего характера, но уровень их ответственности гораздо выше, поскольку охватывает сферу управления организацией в целом. Руководитель высшего квалификационного уровня занят взаимодействием с советом директоров и органами, представляющими государство, как акционера (отчитывается по основным вопросам работы совета и хозяйственного общества, выявляет и устраняет конфликты интересов, контролирует работу исполнительного органа компании).

К перечню стандартных полномочий добавляется утверждение бюджета компании и контроль его исполнения, постановка стратегических целей и главных приоритетов в развитии производства, создание эффективных управленческих систем по подбору и развитию руководящего персонала, оценки эффективности работы совета директоров, мотивации сотрудников всех уровней и т. д. Данному уровню компетенций обычно соответствует должность единоличного руководителя гуманитарной или предпринимательской организации.

Вас также могут заинтересовать следующие статьи:

  • Профстандарты вместо системы квалификаций;
  • Как проверять сотрудника на соответствие требованиям профстандарта;
  • Семь главных вопросов о профстандартах.

Систематизация бухгалтерии

15.08.2018 | Комментариев нет

В новом стандарте профессии, который описали в Минтруде РФ, речь идет не о единоличном гендиректоре, а о члене коллегиального органа управления юрлица: совета директоров, наблюдательного совета или ревизионной комиссии.

Основной целью данного вида профессиональной деятельности названо достижение эффективности и определенных собственником (акционером, учредителем) стратегических целей финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.

В стандарте описано несколько трудовых функций, например:
— руководство комитетом совета директоров (наблюдательного совета);
— организация контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации;
— формирование и контроль реализации политики по кадрам и вознаграждениям;
— повышение эффективности функционирования организации в долгосрочной перспективе;
— контроль за сохранностью активов организации и надзор за соблюдением законодательства.

Для каждой трудовой функции приведены списки:
1) трудовых действий;
2) необходимых умений;
3) необходимых знаний.

Проект размещен на портале regulaton.gov.ru для общественного обсуждения до 12 марта 2018 года.

ПРОЕКТ Приказа Минтруда России
«Об утверждении профессионального стандарта «Профессиональный директор — член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации»

Примечание редакции:

Данный профстандарт не является обязательным для организаций, но может им пригодится для описания функционала своего директората.

Дело в том, что согласно ст.

A−A=A+ Ольга Крюкова: «С СПКФР мы братья по межотраслевому признаку»

В начале февраля в рамках Недели российского бизнеса состоялось торжественное подписание соглашения между Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) и Советом по профессиональным квалификациям в наноиндустрии. О том, в чем смысл данного документа и каковы основные направления взаимодействия, порталу Finversia.ru рассказала Ольга Крюкова, генеральный директор некоммерческого партнерства «Межотраслевое объединение наноиндустрии».

— Ольга, расскажите, пожалуйста, в целом о вашем СПК? И какие общие интересы, какие точки соприкосновения у вас нашлись с СПК финансового рынка?

— Совет по профессиональным квалификациям в наноиндустрии образован одним из первых, в 2014 году. НП «Межотраслевое объединение наноиндустрии» было наделено полномочиями СПК в наноиндустрии летом 2015 года.

Функции, как и для всех отраслевых СПК, определены законодательством в сфере развития системы профессиональных квалификаций РФ. Это мониторинг рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании; разработка и актуализация профстандартов и квалификационных требований; проведение экспертизы ФГОС, примерных основных профессиональных образовательных программ на соответствие их профстандартам; организация независимой оценки квалификации; организация профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

С момента появления Совет прошел довольно большой путь в плане создания инфраструктуры для развития профессиональных квалификаций в наноиндустрии. Разработаны и утверждены 55 профстандартов в области наноэлектроники, оптоэлектроники и фотоники, новых материалов и покрытий, метрологии, стандартизации и безопасности инновационной продукции, энергоэффективности. Создано 178 наименований профессиональных квалификаций и требований к ней. Процент обеспеченности утвержденных профессиональных стандартов в наноиндустрии наименованиями квалификаций, подлежащих оцениванию, составил 80%. Доля профессиональных стандартов, обеспеченных оценочными средствами для проведения процедур оценки квалификаций – также 80%.

Что касается создания сети центров оценки квалификаций, то их у нас пять – в Москве, Зеленограде, Санкт-Петербурге, Казани и Уфе. В регионах страны действует 11 экзаменационных площадок данных ЦОК – в Санкт-Петербурге, Казани, Ханты-Мансийске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке и Салавате.

Несмотря на то, что полноценный запуск общероссийской системы независимой оценки квалификации стартовал с начала 2017 года, на базе ЦОК в наноиндустрии более 300 соискателей прошли процедуру независимой оценки квалификаций.

Почему нам интересно партнерство с СПКФР? Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка является для нас важным партнером, поскольку обладает опытом развития профессиональных квалификаций в довольно масштабном и сложном межотраслевом сегменте, что очень близко для нас, так как основной признак наноиндустрии – это межотраслевая интеграция.

СПКФР активно использует все элементы и инструменты национальной системы развития квалификаций, в том числе: механизм оценки квалификаций и проведения ПОА образовательных программ оценке квалификаций. Интересен опыт СПКФР в части создания сети центров оценки квалификации и подготовки экспертов.

Безусловно, что перспективные направления сотрудничества с коллегами из СПКФР мы для себя видим не только во взаимообогащении. Одно из значимых направлений нашей общей деятельности – это совместное продвижение услуг по оценке квалификаций в регионах, расширение сотрудничества на базе наших ЦОК.

Вполне возможно, в дальнейшем речь будет идти о создании межотраслевых/многопрофильных ЦОКов. Мы, в принципе, уже имеем подобный опыт. Один из наших центров, который недавно открыт в Салавате, сначала получил аккредитацию СПК химического и биотехнологического комплекса, а потом – нашу. В данном случае с СПКХБК у нас есть понятное технологическое родство, в случае же с СПКФР нас связывает то, что мы работаем в межотраслевой сфере.

Квалификации и стандарты как финансового рынка, так и наноиндустрии востребованы и применяются во многих отраслях промышленности. В этой связи нам представляется интересным внедрение универсальных управленческих компетенций и квалификаций, которые, насколько нам известно, будут разрабатываться в СПКФР, и которые могут применяться во всех отраслях. Естественно, в нашей тоже. При этом, как я знаю, СПК финрынка ведет диалог о подобном сотрудничестве не только с нашим советом. Я думаю, это всем интересно, поскольку перспективно.

Но и мы со своей стороны можем многое предложить. Наши квалификации можно применять не только для каких-то специфических направлений, они могут использоваться довольно широко. Наши продукты и технологии работают в химии, энергетике, машиностроении, производстве композитных материалов, фармацевтике, биотехе и пр.

На сегодняшний день все советы, и особенно наш, сталкиваются с проблемой так называемых «входных» квалификаций – наличие которых позволило бы привлекать выпускников вузов и СПО. Если брать, к примеру, наши стандарты – у нас в подавляющем большинстве случаев применяются верхние уровни квалификаций – 6,7 и даже 8. Понятно, что студенту – выпускнику вуза очень сложно подготовится к сдаче профессионального экзамена на такие уровни, а иногда и просто невозможно из-за отсутствия опыта работы и специфики используемого оборудования. Эта ситуация актуальна не только для нас, с ней в той или иной степени сталкиваются все Советы. Где-то больше, где-то меньше: в зависимости от преобладания рабочих профессий или наоборот – высоких квалификаций. На сегодняшний день, насколько я знаю, даже Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) подключилось к решению этой проблемы. И очень активно в этой работе участвует СПКФР. И мы также планируем присоединиться. Нам необходима выработка консолидированного подхода к так называемым «входным» квалификациям, что позволит выпускникам вузов войти на рынок труда, в профессию через систему НОК.

Еще одним аспектом сотрудничества является внедряемая СПКФР система расширения аудитории независимой оценки квалификации за счет использования инструментов ПОА – когда через сотрудничество при организации проведения ПОА образовательных программ выстраивается сетевое взаимодействие с вузами. И в этой связи нам интересен опыт СПКФР, когда на базе долгосрочного партнерства с вузами в проведение независимой оценки квалификации вовлекаются студенты.

— Наноиндустрия – это одна из наиболее инновационноемких отраслей. Наверное, это как-то влияет на динамику появления новых профессий, для которых, соответственно, нужно постоянно актуализировать профессиональные квалификации? Как вы с этим справляетесь?

— Да, для нашего СПК вопрос возникновения новых профессий – крайне актуальный. Нанотехнологии развиваются очень интенсивно. Все время появляется что-то новое. И даже в рамках существующих технологий кардинальные перемены могут происходить каждые 3-4 года.

Директор коммерческого предприятия: профессиональные требования и необходимые навыки

Естественно, это влечет за собой потребности либо в создании новых квалификаций, либо в изменении существующих.

— А с финтехом вы сталкиваетесь?

— Сталкиваемся, но опосредованно. Наши квалификации очень специфические. Это специалисты по наноэлектронике, фотонике, наноматериалам. Это все про инновации, про внедрение инновационных продуктов и материалов. Сложно сказать где граница, что относится к финтеху, а что нет? Например, на базе RFID технологий несколько наших компаний создают системные логистические решения для всех отраслей – от обслуживания производств и складов, до оборонки и полными циклами управления логистикой. Это финтех? Так что в части финтеха мы можем предложить вырабатывать какие-то совместные подходы на стыке общих технологических платформ.

— Расскажите непосредственно о соглашении. Что в его рамках предусмотрено, какие совместные программные действия намечены?

— В первую очередь, цель нашего соглашения – это обмен опытом и информационное сотрудничество, практическое взаимодействие при расширении сети центров оценки квалификаций и экзаменационных центров, совместная работа в регионах по продвижению услуги оценки квалификаций. Ну и вообще, подразумевается постоянная совместная работа по поиску тех точек соприкосновения, о которых вы спрашиваете. Для расширения поля деятельности, для взаимного развития компетенции наших центров оценки квалификаций.

— Некоторые члены СПКФР, с которыми наш портал часто общается, иногда сетуют на то, что в работе по развитию системы профквалификаций недостаточно активное участие принимают работодатели, что они не всегда могут четко сформулировать, что им нужно от рынка труда, недостаточно обратной связи. Как с этим обстоит дело у вас?

-На самом деле это головная боль всех СПК. И, естественно, у нас тоже есть такая проблема. Причем она усугубляется спецификой отрасли – мы работаем с инновационными компаниями. То есть подавляющее большинство – это малый и средний бизнес. Это не нефтегаз, не транспорт, не энергетика, где есть унаследованные с советских времен системы аттестации персонала, которые нужно только время от времени актуализировать. У нас все делается с нуля. Все стандарты написаны, как говорится, от руки. Ни на ком, кроме наших предприятий, мы их протестировать не сможем. Да и создать профстандарт без носителей технологий тоже невозможно. Потому что это всегда сложные инженерные квалификации, квалификации, связанные с использованием сложного оборудования, – производство интегральных микросхем, приборов квантовой электроники и фотоники на основе наноструктурированных материалов, проектирование и обслуживание чистых комнат и так далее.

Так что вовлечение в процесс работодателей – для нас это ключевой момент. Без этого в нашей работе просто не будет смысла. Поэтому мы находим способы заинтересовать наших участников рынка. Сложно, но находим. Сначала для разработки, затем – каждый профстандарт проходит публичное профессионально-общественное обсуждение, причем зачастую при этом разгораются целые баталии. Ну, собственно, как и положено для всех СПК. По всем вопросам мы собираем экспертное мнение и вырабатываем общие позиции и подходы, для того, чтобы в использовании наших профстандартов было заинтересовано как можно большее количество предприятий и профильных вузов.

Но хочу заметить, что сейчас работать в этом плане стало значительно легче, чем в 2014-2015 годах, когда мы только начинали. Когда собирали наших работодателей, предлагали им поговорить о профессиональных стандартах, о независимой оценке квалификаций, объясняли, что независимая оценка – это не минутная прихоть, а планомерная государственная политика, и она внедряется надолго. И вот тогда мы понимали, что работодатели про это не знают «ничего от слова совсем». Да и не сильно стремятся узнать.

Уже с принятием изменений в закон «Об образовании» и в Трудовой кодекс, развития подзаконной нормативной базы и с принятием Закона «О независимой оценке квалификаций», появились стимулы, чтобы рынок ну хоть как-то посмотрел в эту сторону. И понял, что это вовсе не шутки, а наша реальная действительность и более того – реальное будущее. И что все инструменты, которые мы создаем, направлены в первую очередь на обеспечение интересов рынка труда и работодателей, которые нуждаются в высококвалифицированных кадрах, но далеко не всегда готовы и в состоянии самостоятельно выстраивать системы обучения и повышения квалификации персонала.

— Не могу не задать вопрос на тему, который, наверное, не имеет к вам прямого отношения, но, как и наноиндустрия, является хедлайном последнего времени. Речь о блокчейне и криптовалюте. Как вы на эти вещи смотрите?

— Могу высказать только частное мнение. Действительность такова, что эта тема, хотим мы этого или нет, так или иначе будет входить в интересы всех индустрий вне зависимости от их инновационности. Потому что это, по всей видимости, будущее финрынка. Мы пока не знаем, не понимаем, в каком виде это будет, как это будет регулироваться на страновом и на международном уровне. Но то, что про это все думают – это факт. Я общалась со многими участниками нашего рынка. И многие, надо сказать, довольно хорошо вникли в данную тему.

Я бы еще добавила, что создаваемая сегодня в нашей стране национальная система профессиональных квалификаций в определенном смысле имеет с технологией блокчейн схожую философию, которая основана на принципах распределенной ответственности и взаимного доверия участников.

Ольга Крюкова, генеральный директор некоммерческого партнерства «Межотраслевое объединение наноиндустрии»
Закончила Московский институт экономики и права по специальности юриспруденция (гражданское право, банковское право).
С 1994 по 1996 годы работала юристом в коммерческих структурах.
В 1996-2009 годах занимала должность руководителя юридического центра, а затем заместителя директора во Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий. В этот период являлась экспертом Комитета по экономической политике Госдумы РФ. Принимала участие в работе Центра законодательной и парламентской работы. Входила в состав постоянных комиссий и рабочих групп при Госдуме, Минпромторге, Минэкономразвития, Минэнерго и других органах государственной власти.
С 2010 года являлась генеральным директором «Национального института технического регулирования». С 2011 года руководила разработкой программ стимулирования спроса на нанотехнологическую продукцию в Фонде развития экономической и правовой экспертизы.
В 2013 году стала генеральным директором НП «Межотраслевое объединение наноиндустрии».

Структура профессиональных стандартов

Закон о профстандартах сделал обязательным их применение с 1 июля 2016 года. Многие работодатели и по сей день игнорируют профстандарт при подготовке проектов должностных инструкций. Прежде всего необходимо разобраться для всех ли требования закона безусловно обязательны к исполнению. В нашей статье мы не только по полочкам разберем что такое стандарт и из чего он состоит, но и расскажем, кто не сможет “отвертеться” от его применения.

В России завершается масштабное реформирование системы оплаты труда и переход от ее привязки к уровню квалификации на систему профессиональных стандартов (далее — ПС). Разработанные профстандарты призваны заменить привычные, но устаревшие квалификационные справочники.

Переход на ПС преследует еще одну цель. Приведение системы подготовки специалистов на всех уровнях профессионального образования в соответствие с реальными требованиями каждой профессии.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое профессиональные нормы
  • Какие профстандарты являются обязательными
  • Должен ли работник соответствовать необязательному профстандарту
  • Должностная инструкция и профессиональный стандарт
  • Если работник не соответствует профессиональному стандарту

Требования профессионального стандарта не содержат требования:

  • А. К уровню профессионального образования сотрудника
  • Б. К полу сотрудника
  • В. К качеству выполняемой работы

Не уверены в ответе? Читайте объяснение ниже

Что такое профессиональные стандарты

Прежде чем освещать вопросы по применению профессиональных стандартов, необходимо понять, что они собой представляют. Для этого обратимся к главному документу, регламентирующему отношения в сфере труда — Трудовому кодексу. С 1.01.2017 г. началось действие обновленной главы 31 этого акта. В нее еще в 2012 г. официально включены такие понятия, как «профессиональный стандарт» и «квалификация» (ст. 195.1 ТК РФ).

Квалификация в профессиональном стандарте

Под квалификацией закон понимает определенный уровень опыта, а также составляющей его триады: знаний, навыков и умений. Описание же этой квалификации, необходимой для успешного выполнения сотрудником его трудовой функции, и будет профессиональной нормой. Иными словами, ПС — это система требований к работнику, отраженная в нормативном документе. В нем устанавливаются и фиксируются требования в определенной профессиональной области. На сегодняшний день разработано и утверждено более 1500 таких документов.

Требования норм касаются:

  • уровня профессионального образования сотрудника;
  • его практического опыта;
  • к содержанию труда;
  • к качеству выполняемой работы;
  • к условиям, в которых ведется трудовая деятельность.

Структурными единицами норм можно назвать выделяемые для каждой конкретной сферы приложения труда квалификационные уровни. Они отличаются друг от друга:

  • сложностью поручаемой работы;
  • необходимыми для этого знаниями и умениями;
  • уровнем самостоятельности работника;
  • степенью ответственности.

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

Кому выгодны профстандарты

Внедрение профстандартов — это не просто желание государства упорядочить требования к определенным профессиям. Применение профстандартов приносит практическую пользу всем участникам трудовых отношений:

  1. Для работодателя — это четко сформулированные унифицированные требования к работникам разных специальностей. Используя их в качестве основы, можно составлять или уточнять должностные инструкции применительно к специфике деятельности компании. ПС — это необходимый минимум знаний и навыков, который требуется от работника. Следовательно, он составит базу для корпоративного документа компании или даже целой отрасли. Наконец, никто не запрещает расширять сферу ответственности или меру самостоятельности сотрудников сверх указанной в стандарте.
  2. Для работника — это возможность оценить сформированные у него компетенции с точки зрения их востребованности у конкретного работодателя или в целом на рынке труда. Выявленные несоответствия должны стать побудительным мотивом для повышения уровня образования, получения дополнительных знаний или умений. Проверить свою квалификацию на соответствие нормам позволит специально созданная система независимой оценки.
  3. Для образовательных учреждений в системе профессиональной подготовки данный документ — это основа для разработки программ обучения. Знание и понимание требований позволит отобрать учебный материал и построить образовательный процесс. Таким образом, чтобы ликвидировать существующий сегодня разрыв между теоретическими знаниями и реальной профессиональной деятельностью во многих сферах. Эта проблема касается не только новых областей экономики, но и вполне «традиционных». Включение ССУЗов и ВУЗов в систему норм позволит в дальнейшем их выпускникам быть востребованными на рынке труда.

Кто обязан внедрять систему профессиональных стандартов?

  • А. Все без исключения работодатели.
  • Б. Работодатели только в случаях, прямо предусмотренных ТК или другими законами.
  • В. Никто, поскольку документ носит рекомендательный характер.

Не уверены в ответе? Читайте объяснение ниже

Для каких организаций обязательны профстандарты с 2016 года

Внедрение системы профстандартов реализуется поэтапно. Первый — организационный, длился с 2012 г., когда термин был официально закреплен в ст. 195.1 ТК РФ и до 2 мая 2015 г., когда были сделаны последние поправки в нормативные акты. С 1.07.2016 г. система начала действовать. Всем работодателям, принимая на работу новых сотрудников необходимо руководствоваться именно документами, внесенными в реестр.

Не все обязательные профстандарты с 2016 года были разработаны именно к началу действия нового закона. Многие из них утверждены несколько раньше и уже начали свое действие. Например, ПС педагога разработан в 2013 г. А в 2016 г. стали обязывающими нормы для «Педагог-психолог» и «Педагог дополнительного образования».

Кроме образования неизбежность использования ПС действуют для таких отраслей, как:

  • здравоохранение;
  • социальное обслуживание;
  • культура;
  • строительство;
  • ЖКХ;
  • сельское хозяйство;
  • пищевая промышленность;
  • автомобилестроение;
  • электроэнергетика и др.

Какие профстандарты обязательны к применению

Что касается профессий, для которых с 1 июля 2016 г. использование ПС стало строго обязывающим, то он следующим образом:

Профессия

Нормативный акт, указывающий на неизбежность использования стандарта

Номер статьи

Педагоги и учителя

ТК РФ

ФЗ «Об образовании в РФ»

Медицинские работники и фармацевты

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Госсслужащие

ФЗ «О государственной гражданской службе»

Организаторы госзакупок

ФЗ «О контрактной системе…»

38, 112

Адвокаты

ФЗ «Об адвокатской деятельности…»

Судьи

ФЗ «О статусе судей в РФ»

Аудиторы

ФЗ «Об аудиторской деятельности»

4, 11

Главные бухгалтеры

ФЗ «О бухучете»

Экипажи гражданских воздушных судов

ВК РФ

53, 56, 57

Работники на подземных работах

ТК РФ

Работники производств химоружия

ФЗ «О соцзащите граждан, занятых на работах с химоружием»

Использование ПС для указанных профессий обязательно для всех работодателей, независимо от формы собственности предприятия. За невыполнение этого требования предусмотрена ответственность по ст. 5.27 КоАП, как и за любое другое нарушение трудового законодательства.

Размер штрафа для должностного лица 1-5 тыс. руб, для предприятия — до 50 тыс. руб. Однако, учитывая новизну норм, пока больше составляется предписаний об устранении нарушений, чем административных протоколов.

Правовые основы профстандарта

Впервые термин «профстандарт» был введен в 2012 г., законом № 236-ФЗ от 3 марта. Он внес изменения в раздел Трудового кодекса, ранее посвященный дополнительному профессиональному образованию. Его дополнили нормами, касающимися регулирования отношений по применению стандартов.

В ст. 195.1 ТК РФ были приведены основные понятия. Позднее, в 2015 г., раздел пополнился еще двумя статьями. В ст. 195.2 и 195.3 заложены основы регулирования разработки и применения положений в различных отраслях экономики.

Правом создавать и при необходимости изменять общеобязательные правила для разработки норм закон наделяет Правительство.

Поскольку речь идет о трудовых отношениях, то все проекты нормативных документов должны получить одобрение Трехсторонней комиссии. Она должна включать представителей не только Правительства, но и Профсоюзов, и объединения работодателей. Реализация дальнейших мероприятий, как правового, так и практического характера, передается в ведение Минтруда и отраслевых ведомств.

Дальнейшее развитие эти нормы получили в ряде подзаконных актов:

  • Постановлением Правительства № 23 от 22.01.2013 были утверждены Правила, в которых уже детально расписаны разработка, порядок утверждения и применения ПС.
  • Приказ Минтруда о профессиональном стандарте N 147н от 12.04.2013 утвердил макет этого нормативного документа. Именно на него следует ориентироваться при создании описаний различных должностей и профессий.
  • Приказ Минтруда N 170н от 29.04.2013 содержит Методические рекомендации для тех специалистов, кому будет поручена разработка проектов.
  • Приказ Минтруда N 148н от 12.04.2013 вводит уровни квалификации, которые должны быть использованы при создании документа.
  • Поправки, касающиеся применения новой системы квалификационных требований, вносились не только в трудовое законодательство. Так, Законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ профстандарты называются основой для создания норм и требований к результатам профессионального обучения. Соответствующие формулировки вписаны в ст. 11 и ст. 73 закона «Об образовании».

Трудовым кодексом не вводится неизбежность нововведений для всех без исключения, как ошибочно считают некоторые руководители. В ст. 195.3 сказано, что их применение обязательно только в тех случаях, когда об этом прямо сказано в самом ТК или других законах. Касаются эти требования преимущественно государственных предприятий и учреждений.

Коммерческие же предприятия, для которых таких требований пока не установлено, по прежнему свободны в выборе. И сами для себя определяют необходимость использования новой системы описания квалификаций и наименований должностей.

Создание ПС не является монополией государства. Оно лишь устанавливает правила, по которым следует это делать. Работодатели могут и сами создавать и вводить нормы. Или участвовать в этих процессах в составах инициативных групп на уровне отрасли или региона. Помимо работодателей в них также входят заинтересованные учебные заведения и т. д.

Созданные таким образом проекты направляются в Минтруд. После прохождения общественного обсуждения и профессиональной экспертизы проекты заслуживающие внимания утверждаются в качестве новых профстандартов РФ. Информация об этом добавляется в реестр профессиональных стандартов, формированием и ведением которого занимается Минтруд.

Когда требования профстандарта обязательны

Увеличить изображение >>>

Обязательные профстандарты с 2017 года

На начало 2017 г. ПС разработаны уже для 40 отраслей экономики. В перечень вошли все основные промышленные отрасли, сельскохозяйственное производство; связь и транспорт, строительство, сфера услуг. Помимо новых норм, число которых приближается к 2000, обновлены и усовершенствованы некоторые из уже существующих.

В качестве примера новых, вступающих в силу с июля, можно назвать стандарты в следующих областях:

  • Подбор персонала и КДП;
  • Нормирование труда;
  • Развитие и обучение персонала и др.

Обязывающие требования включают наличие высшего образования. А для занятия руководящих должностей потребуется еще и дополнительное профобразование и определенный опыт, то есть стаж работы по специальности.

К обновленным относится профстандарт педагога. Он включает в себя расширенный до 18 позиций перечень знаний и умений, а также пять уровней квалификации. По сути речь идет о расширении функций учителя и включения в них социально-психологического сопровождения обучающихся.

Полный и актуальный реестр размещен на официальном портале Минтруда. Там же можно ознакомиться и с проектами новых положений, в том числе предложенных и самими работодателями. У граждан есть возможность поучаствовать в общественном обсуждении и высказать свое мнение. Также перечень стандартов и утверждающих их документов имеется в справочно-правовых системах.

Как внедрить профессиональные стандарты

Если с разработкой новых требований к работникам все достаточно понятно, то его внедрение на предприятии вызывает довольно много вопросов. Дело в том, что методические рекомендации по их использованию пока существуют лишь в виде проекта. А между тем с середины 2016 г. работодателям за неисполнение новых требований трудового законодательства грозит штраф.

Это означает, что пока внедрение ПС производится в порядке, установленном руководителем компании.

  1. Издание распоряжения (приказа) о переходе компании на новую систему и создании комиссии или рабочей группы.
  2. Составление плана-графика внедрения профессиональных стандартов специально созданной комиссией.
  3. Определение соответствия трудовых функций сотрудников тем или иным нормам.
  4. Переименование должностей при необходимости для приведения их с соответствие со стандартами.
  5. Актуализация должностных инструкций.
  6. Создание новой системы оплаты труда и соответствующих локальных документов.
  7. Аттестация сотрудников для выявления потребности в обучении.
  8. Организация повышения квалификации и независимой проверки квалификации персонала.
  9. Другие мероприятия, связанные с внедрением.

Этапы внедрения профстандартов

Увеличить изображение >>>

Когда необходимо переименовать должность работника в соответствии с профессиональным стандартом?

  • А. Только в случаях, когда на этом настаивает работник
  • Б. Во всех случаях перехода на систему профстандартов
  • В. Только в случаях, если работа по должности связана с получением работником каких-либо льгот, либо налагает на него определенные ограничения.

Не уверены в ответе? Читайте объяснение ниже

Внедрение профстандартов пошагово

Шаг 1. Приказы.

В задачи руководителя входит не только организовать переход на систему ПС, но и уведомить об этом всех сотрудников. Этой цели служит приказ, которым одновременно назначается комиссия, ответственная за проведение всех необходимых мероприятий и устанавливаются сроки. Целесообразно назначить в комиссию тех работников, кто напрямую связан с применением стандартов: кадровиков, юристов, экономистов и специалистов по охране труда.

Шаг 2. План-график.

Он составляется на первом же заседании комиссии, а затем утверждается приказом директора (руководителя). Каких-либо строгих требований к форме плана или его содержанию нет. Обычно такой документ включает перечень промежуточных этапов и сроки их выполнения. За проведение каждого мероприятия из списка назначается ответственный из числа членов комиссии. Он может привлекать других сотрудников или запрашивать у них необходимую информацию.

Шаг 3. Соотнесение должностей и стандартов.

Для этого потребуются сами стандарты и штатное расписание. Но необходимо иметь в виду, что наименования должностей далеко не всегда в этих двух документах совпадают. Это нормально, так как ПС описывает не конкретную должность, а вид деятельности, профессиональную область.

Шаг 4. Переименование должностей.

Необходимость проведения такого мероприятия есть далеко не всегда. Закон требует изменения только в том случае, если работа на должности связана с получением работником каких-либо льгот, либо налагает на него определенные ограничения. Необходимо помнить, что речь идет об изменении одного из условий трудового договора. Это требует соблюдения особого порядка, включающего заключение дополнительного соглашения с работником.

Шаг 5. Изменение должностных обязанностей.

Согласно ст. 72 ТК РФ любые изменения в них возможны только в случае, если работник на это согласен. В одностороннем порядке работодатель может лишь уточнить и конкретизировать ряд функций, но не вводить одни или исключать другие.

Шаг 6. Внедрение новых систем оплаты.

Переход на использование ПС изменяет и условия начисления зарплаты. Сотрудникам, имеющим равный уровень ответственности и самостоятельности полагается и равный заработок. С ростом квалификационных требований она должна пропорционально увеличиваться. Изменения должны быть зафиксированы в локальных актах и доведены до сведения работников заблаговременно.

Шаг 7. Аттестация.

Главной целью этого мероприятия является прояснение вопроса о соответствии сотрудников внедряемым стандартам. По результатам сотрудники могут быть направлены на учебу, переведены на иную работу или даже уволены.

В том случае, если уровень квалификации оказался выше чем реально имеющийся у работника на этой должности, работодатель вправе поднять вопрос о необходимости получения дополнительного образования. Оно может быть получено как за счет средств работодателя, так и самого работника.

Это вопрос решается в соответствии с имеющимися локальными актами и финансовыми возможностями компании. Оплатив обучение, работодатель имеет право потребовать от сотрудника отработать после него определенный срок. При досрочном увольнении затраченные средства придется вернуть.

Из прочих мероприятий важнейшим будет составление и заключение допсоглашений. Они обязательны, если происходит переименование должности, изменение оплаты или должностных обязанностей. Во всех случаях речь идет об условиях, включенных в трудовой договор. ТК устанавливает для этого порядок, несоблюдение которого станет причиной наложения на компанию и ее руководство административного взыскания.

Пример оформления плана работы по внедрению профстандартов

Увеличить изображение >>>

Должностная инструкция и профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт — весьма обширный документ. В него зачастую включаются требования сразу к нескольким должностям одной профессиональной сферы. Должностная же инструкция представляет собой весьма конкретный перечень того, что должен выполнять работник на каждой конкретной должности. При переходе на систему стандартов необходимо убедиться, что два документа соответствуют друг другу. А если есть отличия, то придется произвести в инструкциях определенные изменения.

Как правило, они касаются той части, где описывается, что необходимо знать и уметь человеку, занимающему определенную должность. Что же до выполняемой работы, то здесь возможно полное совпадение со стандартом или один из следующих вариантов:

  • выполняемая работа соответствует требованиям сразу двух стандартов;
  • описание в стандарте шире, чем перечень функций работника.

Оба случая не являются нарушением требований закона, но требуют соответствующего документального оформления. В Трудовом кодексе об этом говорится в ст. 60.2, которая предусматривает возможность совмещения должностей, увеличение объема порученных работ или расширение имеющейся зоны обслуживания. Об этом с работником заключается дополнительное соглашение, которым одновременно устанавливается размер доплаты.

Вопрос о том, обязан ли сотрудник соглашаться с изменением должностной инструкции, является довольно спорным. С одной стороны, речь идет об изменениях, для введения которых согласие сотрудника ТК устанавливает принудительно. С другой — внедрение системы производится на уровне закона. Но в любом случае, у работника есть право на выражение своего несогласия. А у работодателя — на увольнение такого сотрудника при наличии законного основания.