Компенсация за молоко
Содержание
Как оформить замену молока денежной компенсацией?
- 14 июня 2017
- 2261
Вопрос
подскажите, пожалуйста:как правильно выплатить и оформить денежную компенсацию вместо молока? Какие нужно издать кадровые документы?Как часто производить индексацию компенсационной выплаты?
Ответ
Ответ на вопрос:
На работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока, при условии, что такая замена предусмотрена коллективным или трудовым договором.
Следовательно, для замены молока денежной компенсацией необходимо:
- получить от работников письменные заявления;
- заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам;
- издать приказ (в произвольной форме) в отношении конкретных работников о замене молока денежной компенсацией.
Условия предоставления и размер компенсационных выплат определяются в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н.
Интересная информация о замене молока денежной компенсацией размещена здесь.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что размер компенсационной выплаты принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта РФ.
Компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц (п. 3 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры.
Также необходимо отметить, что индексация компенсационной выплаты производится пропорционально росту цен на молоко и другие равноценные пищевые продукты в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта РФ на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта РФ (п. 5 Порядка).
Таким образом, денежную компенсацию за молоко работодатель рассчитывает исходя из данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по соответствующему региону.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ответ: Какие компенсации положены сотруднику за работу во вредных и опасных условиях труда
Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:
- сокращенная продолжительность рабочего времени;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
- оплата труда в повышенном размере;
- выдача молока и лечебно-профилактического питания.
Сокращенная продолжительность рабочего времени в общем случае составляет не более 36 часов в неделю и 8 часов в день (или 6 часов при 30-часовой рабочей неделе) при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах сотрудников отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда. В виде исключения продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю при наличии соответствующих условий в отраслевом, межотраслевом соглашениях или коллективных договорах, а также письменного согласия самого работника. Согласие следует оформить в виде отдельного соглашения к трудовому договору. И в этом случае работнику дополнительно выплачивают денежную компенсацию в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми соглашениями или коллективными договорами. Ежедневная продолжительность рабочего дня в виде исключения также может быть увеличена до 12 часов – при 36-часовой рабочей неделе и 8 часов – при 30-часовой с письменного согласия работника и при наличии соответствующих условий в отраслевых и коллективных соглашениях. При этом денежная компенсация за увеличенный рабочий день с сохранением недельной нормы рабочего времени не выплачивается, если иной порядок не предусмотрен в указанных выше соглашениях. В результате конкретную продолжительность рабочего времени работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах работников отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Конкретную продолжительность дополнительного отпуска для работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки. Если дополнительный отпуск превышает минимальную продолжительность в семь календарных дней, то дни превышения могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми и межотраслевыми соглашениями, а также коллективными договорами.
Оплату труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливают в повышенном размере. Минимальный размер повышения составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретный порядок повышения работодатель устанавливает самостоятельно с учетом представительного органа работников в трудовом или коллективном договоре или в локальном акте в порядке, предусмотренном в статье 372 Трудового кодекса РФ.
Помимо прочего, на работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока, при условии, что такая замена предусмотрена коллективным или трудовым договором. На работах с особо вредными условиями предоставляют бесплатно лечебно-профилактическое питание. Нормы молока утверждены в приложении 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н, нормы профилактического питания – в приложении 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н.*
Это следует из статьи 92, части 3 статьи 94, статей 117, 146, 147, 222 Трудового кодекса РФ.
Из ответа «Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда»
2. Книги: 1001 вопрос: Выплаты персоналу
№ 481. Можно ли заменить выдачу молока сотрудникам, работающим во вредных условиях, денежной компенсацией?
Выдачу молока (других равноценных продуктов) можно заменить денежной компенсацией по письменному заявлению сотрудника (ч. 1 ст. 222 ТК РФ, п. 10 Норм и условий, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н). Такая возможность должна быть предусмотрена трудовым (коллективным) договором. Об этом сказано в части 1 статьи 222 Трудового кодекса РФ. Условия предоставления и размер компенсационных выплат определяются в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н.
Конкретный размер компенсации укажите в коллективном договоре после согласования с профсоюзом (представительным органом сотрудников). При отсутствии в организации профсоюза (представительного органа сотрудников) размер компенсации укажите в трудовых договорах.
Компенсацию выплачивайте не реже одного раза в месяц. Ее нужно индексировать пропорционально росту цен на молоко (другие равноценные продукты).
3. Нормативная база: Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2009 N 13795)
Приложение N 2
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 16 февраля 2009 г. N 45н
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННОЙ ВЫПЛАТЫ В РАЗМЕРЕ,
ЭКВИВАЛЕНТНОМ СТОИМОСТИ МОЛОКА ИЛИ ДРУГИХ РАВНОЦЕННЫХ
ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
1. В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2007, N 41, ст. 4844) выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
2. Размер компенсационной выплаты принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации.
Работникам, получающим вместо молока равноценные пищевые продукты, размер компенсационной выплаты устанавливается исходя из стоимости равноценных пищевых продуктов.
3. Компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц.
4. Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры.
5. Индексация компенсационной выплаты производится пропорционально росту цен на молоко и другие равноценные пищевые продукты в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Молоко «за вредность»: обновленные правила выдачи
Статья была опубликована в журнале «Кадровые решения» № 9 (63) сентябрь 2010.
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.
СНАЧАЛА РАЗЪЯСНЕНИЯ, ПОТОМ ИЗМЕНЕНИЯ
Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, предусмотрена ст. 222 ТК РФ. Выдачу молока работодатель может заменить денежной компенсацией по письменным заявлениям работников, если это предусмотрено коллективным и (или) трудовым договором. Молоко выдается по нормам, которые наряду с порядком выплаты денежной компенсации утверждает Правительство РФ.
Можно не только компенсировать деньгами молоко и его заменители — работник вправе, наоборот, отказаться от денег, предпочитая получать молоко. Все зависит от воли работника, выраженной в письменном заявлении.
Правила и нормативы, связанные с бесплатной выдачей молока и его заменителей, сосредоточены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н (далее — Приказ № 45н). Этим приказом утверждены:
- Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов (далее — Правила);
- Порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов (далее — Порядок компенсации);
- Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее — Перечень вредных факторов).
При «обкатке» нового нормативного акта всегда возникают вопросы. Сначала по ним появляются разъяснения чиновников, а позже наиболее явные пробелы устраняются изменениями в этот акт.
Изменения, которые мы прокомментируем в нашей статье, внесены в Правила приказом Минздравсоцразвития России от 19.04.2010 № 245н. Они вступили в силу 4 июня 2010 г.
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ХРОНОМЕТРАЖ?
Обычно организации занимаются индивидуальным хронометражем рабочего времени по мере необходимости, а не постоянно, поскольку дело это хлопотное. Но одна из поправок в Правила, похоже, может нарушить данную традицию.
Согласно прежней редакции п. 4 Правил норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 л за смену независимо от продолжительности смены. Такой же порядок ранее был предусмотрен «прототипом» настоящих Правил (п. 2 ныне утративших силу Норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (утверждены постановлением Минтруда РФ от 31.03.2003 № 13)).
С количественными нормативами по «вредному» молоку неразрывно связаны нормативы денежной компенсации, заменяющей молочные продукты. Про них говорится в п. 10 Правил со ссылкой на Порядок компенсации.
Очевидно, в целях экономии средств работодателя новая редакция п. 4 Правил теперь предусматривает, что если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, то молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.
Обратить внимание на данную поправку должны и работодатели, которые вместо молока выдают «вредникам» деньги. Ведь если работнику не положено молоко, то и денежную компенсацию ему выдавать не нужно.
В связи с указанным новшеством возникают следующие вопросы:
1. Получено ли Минздравсоцразвития России официальное заключение медиков о том, что работа во вредных условиях (скажем, с концентрированными кислотами-щелочами или токсичными органическими соединениями, с патогенными микроорганизмами или радиоактивными веществами в открытом виде) в течение нескольких часов в день, а не в течение полной рабочей смены, абсолютно безвредна и потому не требует нейтрализации вредных производственных факторов, профилактики и предупреждения профессиональных заболеваний (для чего, собственно, работникам и выдается молоко)?
2. Как работодатель должен отслеживать рабочее время, проведенное каждым работником во вредных условиях? Каким образом эти показатели будут проверять контролирующие органы? Каковы последствия не ведения работодателем подобного «табеля»?
Со снижением социальных гарантий работникам, которые работают с вредными факторами менее 50 % рабочего времени, многие работодатели сталкиваются, в частности, в п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
В нем сказано, что лица, работающие с ПЭВМ более 50 % рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке. Соответственно, для работников, которые работают на компьютере меньше времени, медосмотры за счет работодателя не обязательны.
Дело в том, что многие специалисты (инженерно-технические работники, контролеры ОТК, врачи, лаборанты и т. д.) работают во «вредных» условиях не полный рабочий день (смену), а в разные дни по-разному. Это зависит от производственной необходимости.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ст. 91 ТК РФ). Но благодаря новому порядку, введенному чиновниками, далекими от производства, получается, что работодатель должен вести еще и ежедневный хронометраж рабочего времени каждого «вредника», чтобы знать, выдавать ему сегодня молоко или нет.
Согласно п. 2 Правил бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда. Такую норму с помощью обычного табельного учета соблюдать реально. Если человек находится на больничном, в отпуске, командировке, то за эти дни ему «вредное» молоко точно не положено. А вот чтобы определить, сколько времени за смену работник находился, допустим, во «вредных» помещениях, нужно приставлять к каждому работнику или «вредному» помещению специального табельщика. Либо для учета придется вводить особую автоматизированную контрольно-пропускную систему, что, согласитесь, достаточно накладно.
Скорее всего, некоторые работодатели для выдачи молока введут систему учета рабочего времени «на глазок» в расчете на то, что этот учет все равно никто проверять не будет.
Есть и другой выход из ситуации — в пользу работников. Согласно ст. 57 ТК РФ трудовой договор может предусматривать дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. На эту норму Верховный Суд РФ обратил внимание в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 08.02.2008 № 25-В07-22. Он отметил, что условия трудового договора не должны быть хуже условий, установленных трудовым законодательством, но могут быть лучше них.
Следовательно, в трудовых договорах с работниками, которые трудятся во вредных условиях, можно независимо от новой редакции п. 4 Правил установить улучшенные условия, похожие на старые нормы. То есть работодатель обязуется бесплатно выдавать молоко в количестве 0,5 л за смену (или его заменители) работникам в дни фактической их занятости на работах с вредными условиями труда независимо от времени «вредной» работы в течение смены.
Правда, такой подход может повлечь за собой проблемы с налогообложением и начислением страховых взносов на стоимость «сверхнормативного» молока.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ «МОЛОЧНЫХ» ВЫПЛАТ
На сегодня в отношении «зарплатных» начислений на компенсационные выплаты работникам в виде выдачи молока в налоговом законодательстве существует неопределенность.
Налог на прибыль
Расходы на приобретение молока и его заменителей в целях обеспечения нормальных условий труда, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с одной стороны, подпадают под действие подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). В нем упомянуты прочие расходы, в виде расходов на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выше мы показали, что нормативы, установленные трудовым законодательством, включая Правила, — жесткие, но Трудовой кодекс РФ допускает устанавливать в трудовом договоре условия труда, улучшенные по сравнению с этими нормативами.
Если же проводить в налоговом учете компенсации работникам в виде выдачи «вредного» молока как расходы на оплату труда, что, по мнению чиновников, более предпочтительно (письма Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/4/104, ФНС России от 12.09.2005 № 04-1-03/644@), то здесь несколько легче.
Элемент неопределенности, заключенный в одной формулировке ст. 255 НК РФ, компенсируется другой формулировкой. Так, согласно п. 4 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относится стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации питания и продуктов. Однако в преамбуле к ст. 255 НК РФ сказано, что в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами). А еще в п. 25 ст. 255 НК РФ упомянуты другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Таким образом, стоимость «сверхнормативного» молока, выдача которого предусмотрена трудовым договором, в любом случае можно учесть для целей налогообложения прибыли. При этом если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам налоговых расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).
Страховые взносы
Согласно подп. 2 «и» п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в ред. от 25.11.2009) страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование не облагаются компенсации, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей, включая возмещение стоимости молока и иных равноценных пищевых продуктов. В этом подпункте говорится о компенсационных выплатах в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поэтому вновь имеется некоторая неопределенность: можно ли считать улучшенные нормативы выдачи «вредного» молока, установленные в соответствии со ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре, выплатами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации?
Ту же неопределенность мы имеем в отношении взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно п. 11 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765), от страховых взносов освобождается стоимость выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации молока или других равноценных пищевых продуктов или в соответствующих случаях денежное возмещение затрат по их приобретению.
НДФЛ
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с исполнением налогоплательщиком (работником) трудовых обязанностей.
И опять возникает вопрос: что имеется в виду под нормами, установленными законодательством? Можно ли под ними подразумевать нормы, установленные в трудовом договоре согласно трудовому законодательству?
Для предъявления работодателю обоснованных претензий в сверхнормативной выдаче «вредного» молока работникам, проработавшим во вредных условиях менее установленной продолжительности рабочей смены, контролеры должны сами достоверно установить указанное обстоятельство. При этом порядок ведения учета работодателем такого времени нормативно не установлен.
МОЛОКО И ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ
Согласно п. 5 Правил работникам, контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов, дополнительно выдается 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов: напитков, желе, джемов, мармеладов, соковой продукции из фруктов и (или) овощей и консервов (фактическое содержание пектина указывается изготовителем). Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми и (или) овощными соками с мякотью в количестве 300 мл. При постоянном контакте с неорганическими соединениями цветных металлов вместо молока выдаются кисломолочные продукты или продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда.
Теперь из состава неорганических соединений цветных металлов, обусловливающих право на указанную добавку, исключены соединения алюминия, кальция и магния.
ЕСЛИ У РАБОТОДАТЕЛЯ НЕТ СВЕЖИХ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ
Новой редакции п. 13 Правил предшествовали похожие разъяснения чиновников. Обращаем внимание на эти разъяснения, так как указанные новшества вступили в силу 4 июня 2010 г.
В п. 13 Правил перечислены основания для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Ранее к таким основаниям относилось обеспечение безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда.
В комментарии данной нормы применительно к налогу на прибыль Минфин России (в письме от 22.10.2009 № 03-03-06/1/679) разъясняет, что для принятия работодателем решения о прекращении выдачи молока аттестация должна подтвердить либо полное отсутствие вредных производственных факторов на рабочих местах, либо отсутствие превышения имеющимися вредными факторами установленных для них нормативов.
Здесь речь идет о производственных факторах, предусмотренных Перечнем вредных факторов. Заметим, что в нем указаны только сами вредные факторы без нормативов. В Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569; далее — Приказ № 569) тоже отсутствуют конкретные значения нормативов для вредных факторов. Предельные допустимые значения вредных химических, физических и биологических факторов утверждены различными специальными нормативными документами: СанПиНами, санитарными правилами, гигиеническими нормативами и т. п.
Согласно ст. 216.1 ТК РФ госэкспертизу, подтверждающую результаты аттестации рабочих мест, проводит федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время это Роструд). В Положении о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244, в ред. от 01.02.2005), в частности, сказано, что при проведении госэкспертизы могут осуществляться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика экспертизы аккредитованными исследовательскими (измерительными) лабораториями. Если заказчик не согласен с экспертным заключением, то он может обжаловать его в судебном порядке.
Специалисты финансового ведомства заявили, что при отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест, подтвержденных заключением госэкспертизы, и согласия первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников на прекращение выдачи «вредникам» молока (его заменителей) работодатель, выдававший молоко до вступления в силу Приказа № 45н, обязан продолжать выдавать его на прежних условиях.
На самом деле разъяснения трудового законодательства не входят в компетенцию Минфина России. Однако, если очень понадобится, работодатели все равно могут попытаться использовать это официальное письмо в свою пользу. Тем более что позднее мысль Минфина России частично была отражена в поправках, которые на сей раз уполномоченное ведомство — Минздравсоцразвития России — внесло в п. 13 Правил.
Во-первых, теперь упразднена обязанность работодателя заручаться заключением государственной экспертизы условий труда, чтобы отменить бесплатную выдачу «вредного» молока.
Во-вторых, установленный п. 13 Правил перечень оснований для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов расширен и уточнен. Согласно новой редакции этого пункта для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока нужны результаты не любой аттестации рабочих мест, а аттестации, проведенной в порядке, установленном Приказом № 569 (он вступил в силу 01.09.2008). На рабочих местах должны отсутствовать вредные производственные факторы (или они должны укладываться в нормативы), предусмотренные «свежим» Перечнем вредных факторов. Заметим, что этот новый Перечень вредных факторов несколько отличается от старого и отмененного ныне (утвержден приказом Минздрава России от 28.03.2003 № 126).
Что касается мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя), то для принятия работодателем решения о прекращении выдачи молока подходит только согласие этих органов.
В-третьих, при отсутствии у работодателя данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда или невыполнении им вышеперечисленных требований сохраняется порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, действовавший до вступления в силу Приказа № 45н.
Эта поправка соответствует приведенным выше разъяснениям Минфина России, но и она вызывает вопросы.
Ведь старые Правила, которые предлагается применять некоторым работодателям, отличаются от новых Правил, тем более после внесения в последние изменений. Особенно это касается прокомментированного выше п. 4 Правил, который в новой редакции вводит ограничения на выдачу молока в зависимости от рабочего времени, проведенного в течение смены во вредных условиях.
С одной стороны, работодатели, которым адресованы указанные разъяснения, до внесения поправок в п. 13 Правил при выдаче молока в отсутствие результатов аттестации рабочих мест, подтверждающих «безвредность» этих мест, имели дело с некой разновидностью «сверхнормативных» расходов. А Минфин России их «успокаивал», отмечая, что в налоговом учете указанные расходы тоже признаются в составе расходов на оплату труда на основании п. 4 ст. 255 НК РФ.
После внесения поправок в п. 13 Правил выдача молока в отсутствие результатов аттестации рабочих мест как бы узаконена. То есть данные затраты полностью соответствуют трудовому законодательству (включая подзаконные акты), а их учет для целей налогообложения прибыли, НДФЛ и начисления страховых взносов производится наравне с аналогичным учетом затрат, связанных с выдачей молока работникам, вредные условия труда которых подтверждены аттестацией рабочих мест.
На работах с вредными условиями труда работникам должно выдаваться бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Как известно, при соблюдении определенных условий работники могут получать вместо продуктов денежную компенсацию их стоимости. На практике с прочтением этой нормы возникают определенные сложности, которые мы решили обсудить в нашей рубрике «Внимание, проблема!»
Часть 1 ст. 222 Трудового кодекса РФ предусматривает, что выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Многие работодатели, предусматривая такой механизм замены выдачи молока денежной компенсацией у себя в организации, задались вопросом: означает ли формулировка ч. 1 ст. 222 ТК РФ, что если в организации действует коллективный договор, то возможность замены молока денежной компенсацией должна предусматриваться и в нем, и в трудовом договоре с каждым работником, работающим во вредных условиях труда? Или эту норму следует читать следующим образом: возможность замены должна быть предусмотрена хотя бы в одном из документов: или в коллективном договоре, или в трудовом?
Вопрос достаточно интересный и непростой. Ответить на него мы попросили экспертов в области трудового права.
Кстати сказать
Сложные логические суждения состоят из нескольких простых суждений, связанных между собой логическими союзами. Логика выделяет, в частности, два логических союза:
Дизъюнкция (от лат. disjunctio — разобщение, различие) — одна из логических операций; отражает употребление союза или в логических выводах в смысле «или то, или это, или оба сразу». Конъюнкция (от лат. conjunctio — союз, связь) — одна из логических операций; отражает употребление союза и в логических выводах. Неоднозначность грамматики русского языка заключается в том, что союз или используется в двух значениях: то для обозначения дизъюнкции, то для другой операции, исключающей или. Также неоднозначен и союз и: он может указывать на одновременность действий, на их последовательность, на обусловленность одного действия другим.? |
Мнение эксперта
Лучше включать условие о замене молока денежной компенсацией и в коллективный договор, и в трудовые договоры
Е.В. Орлова,
директор департамента внутреннего аудита ООО «Комо»
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ТК РФ выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по их письменным заявлениям может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Для понимания смысла и содержания данной нормы необходимо воспользоваться законами логики, а также правилами грамматического толкования, согласно которым словам и выражениям в подобных случаях соответствует то значение, которое они имеют в литературном языке.
В нормативных правовых актах, а также в юридических документах часто используется конструкция и (или), подразумевающая «или то, или то, или оба сразу».
Например, согласно абз. 1 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 25 ст. 255 НК РФ также предусмотрено, что к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Таким образом, на основании грамматического и логического толкования положений ч. 1 ст. 222 ТК РФ можно прийти к выводам, что замена молока денежной компенсацией возможна в любом из двух случаев:
- (или) она предусмотрена и в коллективном договоре, и в трудовом договоре;
- (или) она предусмотрена или в коллективном договоре, или в трудовом договоре.
Тем не менее, если вы хотите решение о замене молока денежной компенсацией зафиксировать только в одном из документов (например, в коллективном договоре), используя дизъюнкцию союза или в ч. 1 ст. 222 ТК РФ, вам следует учитывать системное толкование норм всех отраслей права, в частности налогового законодательства и законодательства о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды.
Так, Налоговый кодекс РФ запрещает учитывать в расходах любые выплаты сотрудникам, помимо тех, которые выплачиваются на основании трудовых договоров (п. 21 ст. 270 НК РФ). С точки зрения трудового права и налогообложения коллективный договор относится к сфере социального партнерства, но не к трудовым договорам.
В то же время ст. 255 НК РФ разрешает учесть в расходах вознаграждения сотрудникам, предусмотренные трудовыми и (или) коллективными договорами.
В частности, денежная компенсация вместо молока может учитываться для целей налогообложения прибыли либо в составе расходов на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК РФ), либо в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ), либо в составе других расходов, произведенных в пользу работника (п. 25 ст. 255 НК РФ) при соблюдении требований п. 1 ст. 252 НК РФ.
В письмах ФНС России от 01.04.2011 № КЕ-4-3/5165 и УФНС России по г. Москве от 24.03.2005 № 20-08/18981 отмечается, что если в трудовой договор, заключенный с конкретным работником, не включены те или иные начисления, предусмотренные в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах, либо на них нет ссылок, то такие начисления не могут быть приняты для целей налогообложения прибыли. Правда, в указанных письмах речь идет о поощрительных начислениях за производственные результаты. Но не исключено, что такой же подход налоговые органы применят и в отношении компенсации стоимости молока. С этим в ряде случаев соглашаются и судьи (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.08.2006 № Ф04- 5211/2006(25441-А67-42) по делу № А67-1972/06).
Поэтому во избежание проблем с проверяющими по налогу на прибыль рекомендуем работодателям включать условие о замене молока денежной компенсацией и в коллективный договор, и в трудовые договоры работников, трудящихся во вредных условиях.
Теперь что касается законодательства по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Если вы решили отразить замену молока денежной компенсацией только в коллективном договоре (без внесения этого условия в трудовые договоры), то с точки зрения страховых взносов все неоднозначно.
В Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) и Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) вообще отсутствует какое-либо упоминание о выплатах по коллективным договорам. Исключение составляет только стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, п. 8 ч. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ).
Разъяснений официальных органов, а также судебной практики по этой проблеме нет. Так как коллективные договоры не относятся к трудовым, полагаем, что выплаты только по коллективным договорам, включая замены молока денежной компенсацией (причем в любом размере, независимо от установленных норм), не должны облагаться страховыми взносами в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС, а также взносами от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ).
Из содержания норм ч. 1 ст. 7, абз. 2 пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 20.1, п. 2 ч. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ следует, что на денежную компенсацию вместо молока (в пределах норм, установленных законодательством), выплачиваемую работнику, занятому на работе с вредными условиями труда, предусмотренную условиями трудового договора, страховые взносы во внебюджетные фонды, а также от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не начисляются.
Таким образом, во избежание споров с проверяющими по страховым взносам работодателям лучше включать условие о замене молока денежной компенсацией и в коллективный договор, и в трудовые договоры.
Мнение эксперта
Если у работодателя действует коллективный договор, то условие о денежной компенсации должно закрепляться и в колдоговоре, и в трудовых договорах
С.В. Каменская,
старший преподаватель
кафедры трудового права и права социального обеспечения
Академии труда и социальных отношений
С принятием Федерального закона от 01.10.2007 № 224-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 Трудового кодекса Российской Федерации» выдачу работникам молока или других равноценных пищевых продуктов денежным эквивалентом. Напомним, что ранее попытки работодателей решить данный вопрос на локальном уровне не признавались законными. Утверждалось, что при такой замене утрачивается цель, заключенная в нейтрализации вредных производственных факторов, которые негативно отражаются на здоровье работников. Исходя из этого суммы, выплаченные взамен молока и других равноценных продуктов, не признавались компенсационными выплатами в пользу работников (письмо Минфина от 21.02.2007 № 03-04-06-02/30).
Теперь же по действующему трудовому законодательству денежные средства, выплачиваемые взамен выдачи молока и других равноценных продуктов, именуются компенсационной выплатой и допускаются при выполнении следующих условий:
1) наличие письменного заявления работника на получение денег вместо продуктов;
2) установление подобной замены в коллективном и (или) трудовом договоре.
Не затрагивая проблему целесообразности подхода законодателя, в соответствии с которым разрешается компенсация работникам неблагоприятного воздействия вредных факторов производства в денежной форме, остановимся
В частности, денежная компенсация вместо молока может учитываться для целей на вопросах реализации механизма компенсации на практике.
В части 1 ст. 222 ТК РФ идет речь об установлении условия о замене молока и других равноценных пищевых продуктов в коллективном договоре и (или) в трудовом договоре. В каком значении — соединительном или разделительном — следует употреблять союз и (или) между словосочетаниями коллективный договор и трудовой договор?
Буквальное толкование названной нормы ТК РФ позволяет говорить о двух вариантах определения условия о замене молока компенсационной выплатой:
1) и в коллективном договоре, и в трудовом договоре;
2) или в коллективном договоре, или в трудовом договоре.
При наличии у работодателя действующего коллективного договора возникает неопределенность с условием о замене молока денежной выплатой: должно ли оно дублироваться и в трудовом договоре, либо достаточно, чтобы было упомянуто хотя бы в одном акте — коллективном договоре или трудовом договоре.
Если предположить наличие альтернативы, то в предложении использовался бы только союз или, дающий возможность работодателю выбирать между коллективным договором и трудовым договором. При этом отпадает необходимость в союзе и, по смыслу которого оба договора являются обязательными.
По всей видимости, союз или предназначен для тех случаев, когда у работодателя отсутствует коллективный договор, и единственным актом, где возможно отразить условие о замене молока денежной выплатой, остается трудовой договор. Трудовое законодательство не обязывает работодателя принимать коллективный договор (лишь участвовать в коллективных переговорах по поводу его заключения, если с соответствующей инициативой выступил трудовой коллектив), поэтому наличие данного акта — дело добровольное. На этот счет, чтобы избежать каких-либо преимуществ или ограничений для работников в зависимости от наличия у работодателей действующих коллективных договоров и сохранить свободу волеизъявления сторон трудовых отношений при заключении коллективных договоров, законодатель оставил возможность обойтись только трудовым договором.
Подтверждением сказанному служит п. 4 Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов (Приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н). Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор. При отсутствии у порядок выплаты данной компенсации. Здесь в п. 2 подчеркивается, что замена молока или других равноценных пищевых продуктов на денежную компенсацию возможна, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Важно: указанная норма требует от работника, занятого на работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры.
Таким образом, для случаев, когда имеется коллективный договор, следует использовать союз и: условие о денежной выплате вместо молока должно быть отражено как в коллективном договоре, так и в трудовом. Данное положение согласуется с правилом ст. 219 ТК РФ, по которому каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Мнение эксперта
Условие о денежной компенсации необходимо закреплять и в коллективном договоре, и в трудовых договорах. Обязательным является и наличие заявлений работников
Л.В. Французова,
юрист по трудовому праву ООО «Кадровый холдинг «Бета Пресс»»
Идея «монетизации льгот», вызвавшая несколько лет назад бурную реакцию лиц, которых принято относить к социально незащищенным слоям населения, в конечном итоге затронула и «трудовые» льготы лиц, занятых на работе с вредными условиями труда.
Часть 3 ст. 222 ТК РФ, в частности, гласит, что осуществление компенсационной выплаты, предусмотренной ч. 1 ст. 222 ТК РФ, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
По данному вопросу необходимо обращаться к постановлению Правительства РФ от 13.03.2008 № 168, где как раз и определен порядок выплаты данной компенсации. Здесь в п. 2 подчеркивается, что замена молока или других равноценных пищевых продуктов на денежную компенсацию возможна, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Важно: указанная норма требует от работника, занятого на работах с вредными условиями труда, письменно, в форме заявления, подтвердить свое согласие на замену пищевых продуктов денежной компенсацией. И это даже при том, что соответствующее условие уже включено в его трудовой договор! Зачем законодатель установил эту дополнительную процедуру? Об этом поговорим ниже. А пока, дочитав нормативный документ Правительства РФ до конца, мы обнаруживаем, что более детальное решение вопросов, связанных с обеспечением работников, занятых на работах с вредными условиями труда, лечебно-профилактическим питанием, поручено провести Минздравсоцразвития России (по этой причине даже внесли соответствующие изменения в Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321). Указанное Министерство должно было подготовить документ до 30 декабря 2008 г. Однако приказ № 45н был издан лишь 16 февраля 2009 г., а зарегистрирован в Минюсте России еще позже — 20 апреля 2009 г. Ясно, что все это время практику применения ст. 222 ТК РФ вырабатывали сами работодатели. И не всегда она была юридически грамотной.
Приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н устанавливает порядок компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов. Так, п. 4 указанного Порядка дает нам следующее правило. Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры. Именно так надо понимать употребление союза или в речевой конструкции «…если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором». Но есть несколько нюансов.
Коллективный договор призван урегулировать социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя (ст. 40 ТК РФ). Он называет льготы (в том числе и обсуждаемые нами) всему коллективу и устанавливает порядок обеспечения ими работников. Допустим, коллективный договор определяет, что работодатель заменяет пищевые продукты денежной компенсацией. А если на работу поступает сотрудник, который не согласен с этим правилом и хочет получать лечебно-профилактическое питание в натуре? Или уже работающего сотрудника перестает устраивать практика получения компенсаций? Конечно, трудовые договоры, регулирующие индивидуальные условия труда конкретного работника, более подходят для такого рода ситуаций, ведь они описывают, на каких условиях трудится данный сотрудник, а не весь коллектив. На наш взгляд, право выбора следует предоставить не работодателю и не представительному органу работников, а тому лицу, кто рискует своим здоровьем.
Здесь нельзя не вспомнить то, на что мы обратили внимание выше. Приказ Минздрав- соцразвития России ничего не говорит о письменных заявлениях, которые должны подать работники, согласные с заменой продуктов питания на деньги. Выходит, что коллективного или трудового договора недостаточно? И работники должны дополнительно подтвердить свое согласие? Если так, то как часто они должны подавать такие заявления? Каждый месяц перед начислением бухгалтерией установленной суммы? Раз в год? К сожалению, Минздравсоцразвития России ответов на эти вопросы не дает. Заметим, что нормативный документ Правительства РФ обладает большей юридической силой, чем нормативный правовой акт министерства. Да и федеральный закон — Трудовой кодекс РФ, стоящий выше нормативно-правового акта Правительства РФ, тоже упоминает про заявления работников. Почему же про них «забыло» Минздравсоцразвития России? В чем назначение таких заявлений?
Ваши сотрудники, работающие во вредных условиях труда, знают, какую конкретную сумму они получат в случае отказа от продуктов? Размер компенсационной выплаты принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта РФ.
Возьмем субъект Российской Федерации — Москву. Надо ли говорить, что в разных московских районах цены на то же молоко совершенно разные. Если принять во внимание, что компенсационная выплата должна производиться не реже одного раза в месяц (п. 3 приложения 2 к приказу Минздравсоцразвития России), то становится ясно, что от месяца к месяцу эта цифра может меняться.
Но конкретный размер компенсационной выплаты устанавливается работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Может быть, своим заявлением работник должен подтверждать, что он согласен на выплату компенсации потому, что его по- прежнему устраивает ее размер?
Работодатель также обязан регулярно проводить индексацию компенсационной выплаты пропорционально росту цен на молоко и другие равноценные пищевые продукты в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта РФ на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта РФ. Значит, возможно, что каждый месяц работник будет получать разные суммы.
Должен ли работодатель информировать работника о том, каков будет размер компенсации в этот раз? Работодателю такой обязанности закон не вменяет. Следовательно, можно не делать персонально каждому работнику уведомления о том, какая сумма ему будет начислена и выплачена. Зачем же тогда заявление — письменное подтверждение работника о его согласии на «монетизацию» молочных продуктов питания?
К тому же речевая конструкция «…не реже…» настраивает на то, что конкретные сроки должны быть установлены работодателем в каком-либо документе. По аналогии с датами выплаты зарплаты. Иначе работники будут каждый раз задумываться, когда же деньги ими будут получены?
Пункт 14 приложения № 1 к приказу Минздравсоцразвития России гласит: «Иные вопросы, связанные с бесплатной выдачей молока или других равноценных пищевых продуктов, решаются работодателем самостоятельно с учетом положений коллективного договора».
А если коллективного договора нет? В этом случае возникает настоятельная потребность регламентировать по крайней мере следующие вопросы:
- размер компенсации;
- порядок определения размера компенсации;
- порядок проведения индексации компенсации;
- сроки выплаты компенсации.
Часть 4 ст. 57 ТК РФ рекомендует уточнять применительно к условиям работы данного работника права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
Но в то же время, невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Работник должен быть готов к тому, что в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, работодатель примет решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов и, соответственно, выплаты компенсации за них.
Коллективный договор не содержит подобной «персонификации» условий труда конкретного специалиста.
Тем не менее п. 13 приложения № 1 к приказу Минздравсоцразвития России требует получения согласия первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда не выявлено наличия вредных производственных факторов или превышения их установленных нормативов.
Думается, в том же порядке должно согласовываться и прекращение выплаты компенсации.
Итак, пусть и с разной аргументацией, но наши эксперты пришли к общему выводу: в том случае, если в вашей организации действует коллективный договор, то условие о денежной компенсации продуктов питания должно быть в нем предусмотрено. В трудовых договорах, заключаемых с работниками во вредных условиях, этот момент тоже должен быть зафиксирован. Также ни в коем случае не следует забывать о том, что в конечном счете инициатива на получение денежной компенсации принадлежит работнику, который оформляет свое желание соответствующим заявлением.
Журнал: Справочник кадровика, По состоянию на: 06.03.2012, Год: 2012, Номер: №4
Рубрика:
- Кадровое делопроизводство и Трудовое право
Ключевые слова:
- Социальное партнерство
- Документы кадровой службы
- Ответственность работодателя
- Трудовые споры
Опубликовано 2013-01-13 17:48 пользователем HRTrud
Добавить комментарий