Коллективный договор социальное партнерство

Коллективные переговоры

Коллективные переговоры — одна из основных форм социального партнерства, связанная с подготовкой, заключением или изменением коллективных договоров, согла­шений.

Представители любой стороны социального партнерства (как работников, так и работодателей) имеют право проявить инициативу по проведению коллективных пере­говоров.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Трудового кодекса РФ, не допускается ведение коллек­тивных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени ра­ботников (за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом):

• лицами, представляющими интересы работодателей;

• организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями;

• органами исполнительной власти;

• органами местного самоуправления;

• политическими партиями.

Общий порядок проведения коллективных переговоров выглядит следующим об­разом:

1. направление представителями одной стороны социального партнерства пред­ставителям другой стороны предложения в письменной форме о начале коллективных переговоров;

2. направление представителями стороны социального партнерства, получивши­ми предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, ответа ини­циатору проведения коллективных переговоров с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их пол­номочий;

3. формирование комиссии по проведению коллективных переговоров;

4. обмен информацией между сторонами социального партнерства, разработка и обсуждение проекта коллективного договора, соглашения;

5. урегулирование разногласий;

6. подписание коллективного договора, соглашения.

Следует учитывать, что ч. 2 ст. 36 Трудового кодекса РФ установила обязатель­ность вступления в коллективные переговоры представителей стороны социального партнерства, получивших предложение в письменной форме о начале коллективных пе­реговоров. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Трудовым кодексом РФ, в ст. 37 определены специальные правила формирования комиссии по ведению коллективных переговоров, по подготовке, заключению или изме­нению коллективного договора в случае, если работники работодателя объединены в две или более первичные профсоюзные организации. В данном случае, направить работода­телю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров может:

• единый представительный орган, созданный по решению выборных органов двух или более первичных профсоюзных организаций, объединяющих в совокупности более половины работников данного работодателя (предложение направляется от имени всех работников) 1;

• первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работни­ков организации, индивидуального предпринимателя по решению своего выбор­ного органа (предложение направляется от имени всех работников без предвари­тельного создания единого представительного органа);

• иной представитель, избранный на общем собрании (конференции) работников или первичная профсоюзная организация определенная общим собранием (кон­ференцией) работников при согласии ее выборного органа (в случае, если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные проф­союзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя).

Однако следует учесть, что для недопущения ограничения участия иных предста­вителей работников в коллективных переговорах, ч.

5 ст. 37 Трудового кодекса РФ преду­сматривает, что первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом вы­ступить с инициативой проведения коллективных переговоров, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных кол­лективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организа­ции, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

А если в указанный срок иные первичные профсоюзные организации не сооб­щат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. Причем за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных пере­говоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого предста­вительного органа.

При проведении коллективных переговоров, подписании соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Россий­ской Федерации, отрасли, территории, интересы работников предоставляют соответст­вующие профсоюзы (объединения профсоюзов).

Трудовым кодексом РФ в ст. 37 также установлены специальные правила пред­ставления интересов работников при наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов). Так в соответствии с ч. 6 ст. 37 Трудового кодек­са РФ, каждому из названных профсоюзов (объединений профсоюзов) предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

Однако при отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

С целью успешного выполнения своих обязанностей лицами, участвующими в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, в соответствии со ст. 39 Трудового кодекса РФ, им предоставляются определенные гаран­тии и компенсации. В частности:

• Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллектив­ного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

• Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным догово­ром, соглашением.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 29 Трудового кодекса РФ, представители ра­ботников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения без предвари­тельного согласия органа, уполномочившего их на представительство, не могут быть:

• подвергнуты дисциплинарному взысканию;

• переведены на другую работу;

• уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудо­вого договора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым кодек­сом РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Коллективные переговоры. Одной из форм социального партнерства в сфере труда ст

Одной из форм социального партнерства в сфере труда ст. 27 Трудового кодекса РФ называет ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, по их заключению, изменению, исполнению. Будучи важным элементом социального партнерства, коллективные переговоры способствуют согласованному принятию решений в сфере социально-трудовых отношений работодателями и наемными работниками как сторонами социального партнерства.

Общее определение коллективных переговоров дается в Конвенции МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам», в котором под ними понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся, с другой стороны, в целях:

а) определения условий труда и занятости;

б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися;

в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Коллективным переговорам в Трудовом кодексе РФ посвящена глава 6 «Коллективные переговоры», включающая в себя статьи 36 – 39, в которых определяется механизм и порядок ведения коллективных переговоров, сроки их начала, гарантии и компенсации лицам, в них участвующим.

Как установлено в статье 36 ТК РФ, инициатива ведения коллективных переговоров может исходить от любой из сторон социального партнерства – как от представителей работников, так и от представителей работодателей. Причем, эта инициатива носит императивный характер. Сторона, получившая предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязана вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения.

Днем начала коллективных переговоров является рабочий день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от другой стороны.

Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Коллективные переговоры осуществляются на основе принципа свободы в выборе представителями сторон, участвующих в коллективных переговорах, вопросов регулирования социально-трудовых отношений. При этом процедура ведения коллективных переговоров предусматривает несколько этапов.

Первый этап – это создание представительного органа сторон социального партнерства и наделение входящих в него лиц правом представительства. Данный этап может предусматривать несколько вариантов, при которых учитываются следующие правила.

При наличии в организации нескольких первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, по разработке единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование такого единого представительного органа происходит на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза каждой первичной профсоюзной организации.

При наличии одной первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников организации, индивидуального предпринимателя — указанный профсоюз имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности все первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда невозможно определить такую первичную профсоюзную организацию или когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Второй этап коллективных переговоров предусматривает обязанность первичной профсоюзной организации, единого представительного органа либо иного представителя (представительного органа) работников, наделенных правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров, одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Особенности наделения правом на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Третий этап заключается в наделении сторон коллективных переговоров правами и обязанностями, от которых зависит эффективность проводимых мероприятий. В частности, они обязаны предоставлять друг другу в срок, не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса, имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Другая важная обязанность заключается в том, что участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, законодательством о государственной, коммерческой, иной тайне.

Четвертый этап предусматривает согласование сроков, места и порядка проведения коллективных переговоров, которые определяются представителями сторон.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по каким-то вопросам, то составляется протокол разногласий, который является предметом последующих обсуждений.

Важным вопросом ведения коллективных переговоров является вопрос о гарантиях и компенсациях, предоставляемых лицам, участвующим в коллективных переговорах. В соответствии со ст. 39 ТК РФ, представители сторон и специалисты (эксперты и посредники), участвующие в коллективных переговорах, при подготовке проекта коллективного договора или соглашения пользуются следующими гарантиями:

1) они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев;

2) на этот период за ними сохраняется средний заработок;

3) им компенсируются все затраты, связанные с участием в переговорах, в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением;

4) представители работников в период переговоров без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за проступки, когда Трудовым кодексом или иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

§ 6. Социальное партнерство. Коллективные договоры

Взаимоотношения собственника и администрации, представляющей интересы собственника, с одной стороны, и трудового коллектива, от имени которого может выступать профсоюзный орган или иной созданный в трудовом коллективе орган, с другой стороны, должны строиться на основе принципов сотрудничества, учета взаимных интересов, на основе взаимных уступок и компромиссов.

Словом, они должны быть партнерскими.

Средства производства, какими бы современными и дорогостоящими они ни были, без приложения к ним человеческого труда сами в движение не придут и прибыли не принесут. Более того, чем выше технологический уровень средств производства, тем более квалифицированная рабочая сила должна быть к ним приложена. Это означает, что персонал в своей основе должен быть более интеллектуален, должен иметь необходимые специальные знания, более широкий кругозор и т. п., что не позволяет относиться, как в былые времена, к работнику как к винтику производства. Работники в современном мире в подавляющем большинстве сами хотят быть хозяевами своей судьбы и, в частности, на приемлемой для них основе продавать свой труд. Именно этим объясняется необходимость социального партнерства.

Одной из форм социального партнерства является заключение на предприятии коллективного договора. Коллективный договор — это, пожалуй, самый «древний» корпоративный акт. Он использовался даже в советский период. Правда, носил он в те годы чаще всего формальный характер, а также выполнял в какой-то степени идеологическую нагрузку. В настоящее время значимость коллективного договора возросла. Он стал наполняться конкретным содержанием.

Коллективный договор — это правовой корпоративный акт, заключаемый работниками организации с работодателем и регулирующий социально-трудовые отношения.

Трудовой кодекс РФ достаточно детально регулирует все вопросы, касающиеся коллективного договора.

Подробно охарактеризуем коллективный договор и порядок его заключения.

Принципы коллективного договора. Заключение коллективных договоров должно осуществляться исходя из следующих принципов: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Какое бы то ни было вмешательство со стороны работодателей, органов исполнительной власти, общественных объединений, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений, не допустимо.

Переговоры о заключении коллективного договора. Заключению коллективных договоров предшествуют коллективные переговоры. В нашей стране основные элементы процедуры — сроки, стадии переговоров, урегулирование разногласий — установлены законом. При этом сторонам предоставлены права по определению срока переговоров, состава комиссии, места проведения и повестки дня. Они самостоятельно устанавливают круг вопросов, подлежащих обсуждению.

Сторона, получившая уведомление, должна в семидневный срок начать переговоры. Указанная обязанность носит юридический характер: ее неисполнение влечет наступление установленной законом ответственности. Однако уплата штрафа не освобождает работодателя от обязанности хоть и с опозданием, но начать переговоры. Допущенное нарушение не должно использоваться в качестве повода для отказа от переговоров. Нарушение срока вступления в коллективные переговоры представителями работников не влечет юридической ответственности, поскольку предполагается, что они представляют заинтересованную сторону. В отношении работодателей КоАП РФ устанавливается ответственность: за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора; нарушение сроков переговоров; необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора; необоснованный отказ от заключения коллективного договора; нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору; непредставление информации, необходимой для проведения переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора. Законом предусматриваются за эти административные проступки различные штрафы (до 5 тыс. руб.).

Первая встреча представителей сторон, как правило, посвящается образованию комиссии для ведения переговоров и подготовки проекта коллективного’договора, соглашения. После создания комиссии определяются сроки, место проведения и повестка дня переговоров. По этим вопросам решение принимает уже созданная комиссия.

Комиссии могут быть поручены осуществление в дальнейшем контроля за выполнением коллективного договора, соглашения; толкование его положений, необходимое в процессе правоприменения; разработка изменений и дополнений, которые необходимо внести в коллективный договор, соглашение.

На заседаниях комиссии целесообразно вести протокол, фиксируя предложения представителей и принятые решения.

Переговоры ведутся по плану, предусмотренному комиссией, и завершаются составлением проекта коллективного договора, соглашения.

Представителями со стороны работодателя при переговорах по заключению коллективного договора могут выступать должностные лица, осуществляющие управление предприятием, которые обладают информацией, необходимой для ведения переговоров, соответствующей квалификацией и опытом, например руководители структурных подразделений, юрисконсульты, работники отдела труда и заработной платы, социологи и т. п. По усмотрению работодателей его представителями могут выступать и лица, не работающие на данном предприятии, но имеющие определенный опыт в ведении коллективных переговоров, например эксперты объединения работодателей.

Представители работников — это профессиональные уполномоченные работниками представительные органы. Долгое время в нашей стране единственным представителем трудящихся признавались профсоюзы. Наряду с профсоюзами ТК РФ право на ведение переговоров предоставляет иным уполномоченным работниками представительным органам. Какой-либо развернутой их характеристики не дается. Поэтому можно сделать вывод о том, что его количественный и персональный состав и прочие условия определяются самими работниками. Поскольку такой орган назван представительным, он должен формироваться на выборной основе. Ему должны быть предоставлены специальные полномочия на ведение переговоров и заключение коллективного договора, соглашения. В качестве примера такого органа можно назвать стачечный комитет, рабочий комитет, совет трудового коллектива.

Помимо представителей сторон участниками переговоров могут быть специалисты и эксперты, приглашенные сторонами. Они не участвуют в голосовании и принятии решений комиссией. Их роль сводится к обоснованию (экономическому, финансовому, правовому) позиций работодателя и работников, непредвзятой оценке их предложений, консультированию.

Участники переговоров пользуются определенными правами и несут обязанности. Так, стороны имеют право на получение в двухнедельный срок информации, необходимой для коллективных переговоров. Этому праву корреспондирует обязанность такую информацию представить.

В ходе переговоров могут возникнуть разногласия и обнаружиться непредвиденные обстоятельства, препятствующие достижению соглашения. Для их преодоления ТК РФ предусматривает использование различных методов: урегулирование спора примирительной комиссией, посредником, в трудовом арбитраже.

При обнаружении явных разногласий, которые представители сторон не смогли урегулировать в ходе работы комиссии по ведению переговоров, на очередном заседании указанной комиссии составляют протокол разногласий. В последнем следует отражать существо разногласий, конкретные позиции и предложения сторон.

В течение трех дней с момента составления протокола представители сторон проводят консультации в целях создания примирительной комиссии. Закон не предусматривает правил ее формирования. Исходя из принципа равноправия сторон мож- но образовывать примирительную комиссию на паритетных началах из специально назначенных (выбранных) представителей, которые не принимали участия в переговорах. Порядок работы определяется комиссией самостоятельно. Примирительная комиссия должна рассмотреть спор в течение пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.

При недостижении согласия в комиссии стороны обращаются к посреднику, выбранному по соглашению. Посредником может быть любое лицо, выбранное по соглашению сторон. Критериями выбора посредника должны служить, во-первых, его нейтральность и независимость по отношению к сторонам переговоров и, во-вторых, его компетентность. Посредник выносит рекомендации по существу спора в семидневный срок.

При неурегулировании спора примирительной комиссией и посредником сторонами спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров при Федеральной службе по труду и занятости создается трудовой арбитраж в составе трех независимых арбитров (ими не могут быть участники спора). Решение трудового арбитража, которое должно быть вынесено не позднее пяти дней с момента создания арбитража, может приобрести обязательную силу для сторон, если стороны заключили соглашение в письменной форме о его выполнении.

При недостижении согласия между сторонами относительно вынесенных рекомендаций допускаются организация и проведение забастовок. Проведение забастовки можно считать стадией разрешения разногласий. В связи с тем что забастовка дезорганизует производство, влечет за собой другие негативные последствия, прибегать к ней допустимо лишь в крайних случаях, и особенно тогда, когда масштабы предполагаемой забастовки выходят за рамки одного предприятия.

Срок коллективного договора. Коллективный договор имеет определенный срок действия, устанавливаемый по соглашению сторон и составляющий не более трех лет. Это согласуется с мировой практикой: в большинстве стран Западной Европы коллективные договоры заключаются на один-два года. Выбор конкретного срока должен зависеть от социально-экономической ситуации на предприятии. При экономической нестабильности срок договора, как правило, сокращается.

Содержание коллективного договора. Коллективный договор нужно рассматривать прежде всего как нормативный правовой акт, регулирующий комплекс общественных отношений.

К их числу можно отнести следующие отношения: трудовые (индивидуальные и коллективные); производные от трудовых отношений; по социальному (бытовому и культурному) обслуживанию работников; по медицинскому страхованию и социальному обеспечению. Часть коллективного договора, посвященная регулированию указанных вопросов, называется нормативной.

Наряду с нормативной частью коллективный договор традиционно содержит обязательственную часть, в которую включаются взаимные обязательства сторон (например, отказ от проведения забастовок на период действия коллективного договора при своевременном и полном выполнении его условий).

Аксиомой является правило, согласно которому условия коллективного договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, признаются недействительными.

Законодатель счел возможным предложить примерный перечень вопросов, обязательства по которым могут включаться в договор (ст. 41 ТК РФ). Этот перечень не является исчерпывающим, носит рекомендательный характер и имеет целью дать правоприменителю представление о возможном содержании коллективного договора.

Можно выделить пять групп вопросов, которые законодатель считает целесообразным в той или иной мере отразить в рассматриваемом корпоративном акте. Это прежде всего нормы и обязательства, регулирующие важнейшие условия труда. К ним относятся: оплата труда и ее индексация; продолжительность рабочего времени и времени отдыха; условия и охрана труда; льготы для отдельных категорий работников. Вторую группу составляют нормы и обязательства, регулирующие отношения, тесно связанные с трудовыми, например приобретающие особую актуальность в последнее время обязательства по обеспечению занятости работников или предоставлению им особых льгот при высвобождении с предприятия, возможности переобучения другим профессиям и т. п. К третьей группе можно отнести нормы, регулирующие социальное обслуживание работников. Среди них можно назвать компенсацию транспортных расходов, организацию и предоставление дотаций на питание работников на производстве, обеспечение жильем и др. Четвертую группу составляют обязательства работодателя и конкретные нормы, посвященные социальному обеспечению и медицинскому страхованию работников. Хотя соответствующие отношения являются предметом права соци- ального обеспечения, они связаны с трудовой деятельностью. Поэтому субъекты коллективного договорного регулирования обладают правом установить более льготные правила обеспечения работников пенсиями и пособиями, чем это предусмотрено действующим законодательством. И наконец, надо указать, что коллективный договор регулирует не только индивидуальные трудовые отношения, но и коллективные, сторонами которых являются работодатель и коллектив работников или представители коллектива. Так, коллективный договор может содержать правила внесения изменений, дополнений в коллективный договор; порядок и сроки осуществления контроля за выполнением договора; обязательства по обеспечению нормального функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работников и т. п.

В современных условиях лучше стараться не перегружать коллективный договор так называемыми информационными положениями, т. е., по существу, воспроизведением правовых норм, определяющих основные условия труда. Это лишь затрудняет восприятие корпоративного акта и в то же время не несет никакой правовой нагрузки, так как указанные нормы действуют независимо от принятия коллективного договора.

При определении содержания коллективного договора на конкретном предприятии необходимо исходить из финансовых возможностей работодателя и социальных проблем, актуальных для данного производства и коллектива.

К сожалению, практика заключения коллективных договоров выявила и негативные явления. В некоторых коллективных договорах предусматриваются положения, прямо нарушающие трудовое законодательство. Например, включаются условия об увеличении продолжительности сверхурочных работ или возможности привлечения к ним работника по усмотрению администрации без соблюдения правил, установленных законодательством, что связано с выполнением работниками обязанностей, не предусмотренных трудовым договором (отработка определенной нормы рабочего времени в подсобном хозяйстве предприятия). Получает распространение возложение на профсоюз материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию нарушением трудовой дисциплины отдельными работниками.

В коллективные договоры некоторых предприятий включаются положения, расширяющие круг мер дисциплинарного воздействия, например штрафы за нарушение трудовой дисци- плины. Такую практику необходимо признать незаконной. Приведенные нормы ухудшают положение работника по сравнению с действующим законодательством и должны быть признаны недействительными.

Необходимо отметить и такой факт. Очень часто в коллективный договор включаются обязательства профессионального союза перед работниками. Это обязательства по обеспечению льготными путевками в здравницы, принадлежащие профсоюзам или оплачиваемые из средств профсоюзов, и т. д. Думается, что в перспективе такие положения утратят свое значение, поскольку коллективный договор призван регулировать отношения, складывающиеся с участием работодателя. Обязательства же профсоюза перед работниками к названным отношениям отнести нельзя. Кроме того, как правило, профсоюзы представляют интересы своих членов, а не всех работников. Видимо, и предоставлять определенные льготы и преимущества они в дальнейшем будут только членам данного профсоюза. В связи с этим обязательства профсоюза по обеспечению путевками и предоставлению иных льгот из средств профсоюза приобретают характер отношений между профессиональным союзом и его членами. Поэтому их регулирование должно осуществляться в уставе профсоюза, специальном положении и т. п., но не в коллективном договоре.

Порядок заключения коллективного договора. Он определяется ТК РФ лишь самым общим образом. Однако в процессе переговоров должны учитываться особенности предприятия. Вот почему определенные по согласованию сторон порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии для ведения переговоров, место их проведения и повестка дня оформляются приказом руководителя и решением профсоюза (или иного представительного органа).

В том случае, когда на предприятии действует несколько профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, в целях достижения единства позиции представителей работников ТК РФ предусмотрено формирование единого представительного органа для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора. Порядок образования такого органа, нормы представительства различных профсоюзов и др. устанавливаются по договоренности между органами, имеющими право на ведение переговоров. Создание такого органа целесообразно оформить протоколом или специальным решением, подписанным всеми его участниками. В нем можно отразить состав единого представительного органа, его наименование, полномочия и порядок их осуществления. Единый представительный орган ведет переговоры от имени всех работников предприятия. Когда же представительные органы не могут самостоятельно решить вопрос о создании единого представителя и между ними возникают разногласия, видимо, целесообразно обсудить данный вопрос на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Решение общего собрания (конференции) должно быть признано окончательным.

Переговоры заканчиваются составлением проекта коллективного договора, который подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия. После обсуждения комиссия дорабатывает проект с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений.

Доработанный проект выносится на обсуждение и утверждение общим собранием трудового коллектива. Законодательством не предусмотрены процедура созыва общего собрания, условия его полномочноети и т. п. Эти вопросы находят отражение в специальном корпоративном акте — положении об общем собрании (конференции) персонала.

После утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор подписывается представителями сторон, при этом они сами определяют, кто именно должен его подписать. Со стороны работодателя заключенный договор может подписываться руководителем предприятия, со стороны представителя работников — председателем выборного профсоюзного или иного уполномоченного органа. Когда создается единый представительный орган, коллективный договор подписывается всеми его участниками.

Конечно, не всегда все идет гладко, и возможны разногласия при разработке проекта коллективного договора в едином представительном органе. Если согласие в указанном органе не достигнуто, созывается общее собрание (конференция) трудового коллектива. Общее собрание выбирает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу или иному представительному органу, разрабатывающему избранный проект, провести на его основе переговоры. В этом случае собрание созывается дважды: для решения вопроса о представительстве и для утверждения окончательного варианта коллективного договора Профсоюзы или иные представительные органы в случае необходимости защиты специфических интересов представляемой ими определенной категории работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от их имени. Таким образом, на предприятии может быть заключено несколько коллективных договоров.

Думается, такое положение допустимо в исключительных случаях. Необходимо все-таки ориентироваться на согласование интересов всех работников предприятия и заключение единого коллективного договора. Что же касается специфических интересов той или иной категории работников, то они могут быть учтены как в отдельных разделах коллективного договора, так и в приложениях к нему. Эти приложения являются неотъемлемой частью коллективного договора и имеют равную с ним юридическую силу.

Подписанный коллективный договор вместе с приложениями и протоколами разногласий, если использовались примирительные процедуры, направляется для уведомительной регистрации. Документы должны быть направлены в соответствующий орган по труду в семидневный срок. Регистрация является обязательной.

Назначение коллективного договора

Среди форм социального партнерства (ст. 27 ТК РФ) коллективный договор назван в числе основных документов, составляемых и принимаемых в результате переговоров между работниками и работодателем по вопросам, регулирующим их взаимодействие в сфере трудовых взаимоотношений.

Колдоговор, содержащий дополнительные по отношению к положениям ТК РФ правила взаимодействия между работодателем и работником, не может быть направлен на ухудшение положения работников (ст. 41 ТК РФ), поэтому устанавливает только такие нововведения, которые это положение с согласия работодателя улучшают.

В нем могут отражаться, например, вопросы, касающиеся:

  • дополнительных отпусков;
  • повышенных размеров пособий;
  • дополнительных гарантий по обучению работников;
  • питания за счет работодателя;
  • льготной системы оплаты проезда к месту проведения отпуска.

Этот документ обычно единый для 1 работодателя, но возможно его создание:

  • для отрасли в целом, к которой относится работодатель;
  • каждого из обособленных подразделений, входящих в структуру работодателя.

Оформление колдоговора зависит от волеизъявления сторон и обязательным не является. Большинство организационных моментов, отражаемых в нем, можно решить с помощью системы организационно-распорядительных документов иного характера: положений, приказов.

О роли колдоговора в установлении системы оплаты труда в ГУП и МУП читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

На нашем форуме можно обсудить вопрос, возникший у вас по применению любого нормативного документа в сфере трудового законодательства. Так, в этой ветке можно просмотреть обсуждение: обязателен ли коллективный договор для небольших организаций.

Особенности формирования колдоговора

Все основные характеристики документа (его объем, содержание, форму, наличие приложений) стороны переговоров определяют сами в зависимости от целей создания и круга вопросов, попадающих в него.

Чаще всего в колдоговоре отражаются положения, устанавливающие:

  • систему оплаты труда и определяющие ее параметры;
  • возможность выплаты дополнительных компенсаций и пособий;
  • возможность индексации зарплаты в зависимости от роста уровня инфляции;
  • систему премирования;
  • возможность систематического повышения квалификации, получения дополнительного образования и систему материальной поддержки этих процессов;
  • режим труда и отдыха, в т. ч. наличие дополнительных отпусков и их продолжительность;
  • систему мероприятий, дополнительно влияющих на условия охраны труда;
  • льготы по предоставлению питания, служебного транспорта, возможности проведения отпуска;
  • иные гарантии в части защиты интересов работников и членов их семей;
  • круг условий, при выполнении которых работники отказываются от организации забастовок;
  • систему контроля из исполнением колдоговора, ответственность сторон за неисполнение, условия работы представителей работников, порядок внесения изменений в колдоговор и предоставления информации по нему членам коллектива;
  • иные моменты, определенные сторонами переговоров.

Процедурные вопросы

Разработка колдоговора осуществляется комиссией, составленной из представителей работников и работодателя, в порядке, установленном ими самими (ст. 42 ТК РФ). На этот процесс им отводится не более 3 месяцев (ст. 40 ТК РФ).

Разработка и согласование документа становятся результатом коллективных переговоров, ведущихся членами комиссии по вопросам, которые планируется включить в колдоговор. Если по всем вопросам согласие достигнуто, документ подписывается сторонами переговоров и считается заключенным. Если стороны не пришли к согласию по каким-либо вопросам, он подписывается в согласованной части, а по разногласиям составляется соответствующий протокол.

В дальнейшем эти разногласия сторонам придется урегулировать путем проведения последовательно таких процедур (гл. 61 ТК РФ), как:

  • рассмотрение примирительной комиссией;
  • проведение переговоров с участием посредника;
  • вынесение спора на трудовой арбитраж.

Действие заключенного колдоговора распространяется на всех работников соответствующего работодателя (отрасли, подразделения) и продолжается не более 3 лет (ст. 43 ТК РФ). Начинает он действовать либо с даты подписания, либо со дня, специально оговоренного в тексте документа.

По согласованию сторон колдоговор может быть:

  • продлен на срок не более 3 лет;
  • изменен и дополнен.

Не требуется менять его:

  • при изменении наименования работодателя или типа госучреждения;
  • реорганизации работодателя, проведенной как преобразование;
  • смене руководителя работодателя.

Он сохраняет свое действие на протяжении процедур:

  • реорганизации, проводимой как слияние, присоединение или разделение;
  • ликвидации.

При смене собственника колдоговор действует не более 3 месяцев с даты такого изменения. По истечении этого срока, так же как и по завершении реорганизации, проведенной как слияние, присоединение или разделение, договор может быть:

  • заключен в иной редакции;
  • продлен на срок не более 3 лет.

Подробнее о нюансах замены коллективного договора при смене собственника читайте в статье «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».