Когда отменили есн

Отмена ЕСН

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 20 января 2010 г. 13:54 E-mail Об авторе статьи Архив

Наталья Колос, заместитель директора аудиторской компании «Что делать Консалт»

Источник: «Консультант Плюс» – надежная правовая поддержка

Как, наверное, всем заинтересованным лицам уже известно, что с 01.01.2010 г. в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона № 213-ФЗ (далее по тексту – Закон № 213-ФЗ) прекратила свое существование глава 24 НК РФ «Единый социальный налог». С наступлением нового года плательщики ЕСН перешли в категорию плательщиков страховых взносов согласно Федеральному закону от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон № 212-ФЗ).

Отметим сразу, что Закон № 212-ФЗ не затрагивает правоотношения, возникающие в связи с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако упомянем, что Закон № 213-ФЗ внес свои коррективы в Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В частности, законодатели изменили ответственность страхователей за несвоевременное представление отчетности. Так, с 01.01.2010 г. указанное нарушение влечет штраф в размере 5% суммы, подлежащей уплате на основании данной отчетности за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% этой суммы и не менее 100 руб. Если страхователь не представил отчетность в течение более 180 дней, будет наложен штраф в размере 30% и 10% за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.

Напомним, что до 2010 года нарушение установленного срока представления страховщику отчетности или ее непредставление влекло взыскание штрафа в размере 1000 руб., а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года — 5000 руб.

Что же ждет организации и индивидуальных предпринимателей в новом году в связи с отменой ЕСН и как рассчитаться окончательно с уходящим в прошлое налогом, рассмотрим в этой статье.

1. Расстаемся с ЕСН

Сразу отметим, что порядок завершающих расчетов по ЕСН не меняется в связи с вступлением в силу с 01.01.2010 г. нового закона, т.е. в новом, 2010 году за старый, 2009 год отчитываемся по-старому.

1.1 Сроки уплаты

Последний авансовый платеж по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2009 год должен быть уплачен не позднее 15.01.2010 г.

1.2 Декларации

Декларации по ЕСН и страховым взносам на ОПС за 2009 год плательщики ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должны будут представить не позднее 30.03.2010 г. в налоговые органы по формам, утвержденным Минфином РФ (ст. 59 Закона № 212-ФЗ).

Подробные разъяснения по представлению отчетности за 2009 год дала ФНС РФ в Письме от 16.09.2009 г. № ШС-22-3/717@ .

1.3 Контрольные мероприятия по ЕСН, начисленным и уплаченным за период до 01.01.2010

После проведения налоговыми органами камеральных проверок представленных деклараций информация о результатах таких проверок будет передана в органы Пенсионного фонда РФ.

При этом согласно п. 38 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 01.01.2010, осуществляются в порядке, установленном НК РФ с учетом положений главы 24 НК РФ, действовавшей до дня ее отмены.

Таким образом, несмотря на то, что с 01.01.2010 г. глава 24 НК РФ перестает действовать, проверки за период до 01.01.2010 г. будут проводиться с учетом норм и положений главы 24 НК РФ.

2. Страховые взносы по-новому

С 01.01.2010 г. необходимо будет осуществлять платежи в четыре фонда:

— Пенсионный фонд (ПФ). Взносы в ПФ по-прежнему начисляются отдельно для лиц 1966 года рождения и старше и лиц, родившихся в 1967 году и позже;

— Фонд социального страхования (ФСС);

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);

— территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Количество заполняемых платежных поручений будет на одно меньше за счет отсутствия перечислений в Федеральный бюджет. Но этот факт может порадовать только те организации, которые находятся на общем режиме налогообложения, поскольку количество документов для тех, кто уплачивал только страховые взносы в пенсионный фонд (например, применяющие упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход) – увеличится.

Сразу отметим, что к заполнению платежных поручений придется отнестись более аккуратно, поскольку при ошибке в КБК взносы не будут считаться уплаченными, даже если они попали в соответствующий фонд (п.4 ч.6 ст.18 Закона № 212-ФЗ).

Зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет фонда допускаться не будет (ч. 21 ст.26 Закона № 212-ФЗ).

2.1 Тарифные ставки

Самое существенное, что волнует плательщиков страховых взносов, это, конечно же, повышение тарифов, в связи с чем увеличивается бремя обязательных платежей. Видимо, других путей для увеличения поступлений в Пенсионный и иные фонды, кроме как увеличения нагрузки на бизнес, наши законодатели не нашли.

В 2010 году тарифы страховых взносов останутся равными налоговой ставке по ЕСН и составят в совокупности 26%, но уже начиная с 2011 года они увеличатся до 34%. При этом для некоторых категорий плательщиков будут действовать пониженные ставки (см. таблицу):

Плательщики, период

Пенсионный
фонд

ФСС

Федеральный
ФОМС

Территориальные
ФОМС

Всего

Плательщики на общем режиме налогообложения, за исключением отдельных (поименованных ниже) категорий

2010 год

20,0

2,9

1,1

2,0

с 2011 года и далее

26,0

2,9

2,1

3,0

Плательщики, применяющие УСН и ЕНВД

2010 год

14,0

0,0

0,0

0,0

с 2011 года и далее

26,0

2,9

2,1

3,0

Резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны; плательщики, производящие выплаты инвалидам; общественные организации инвалидов и организации, уставный капитал которых состоит из вкладов последних; учреждения, созданные для определенных целей

2010 год

14,0

0,0

0,0

0,0

2011 — 2012 гг.

16,0

1,9

1,1

1,2

20,2

2013 — 2014 гг.

21,0

2,4

1,6

2,1

27,1

с 2015 года и далее

26,0

2,9

2,1

3,0

Плательщики единого сельскохозяйственного налога

2010 год

10,3

0,0

0,0

0,0

10,3

2011 — 2012 гг.

16,0

1,9

1,1

1,2

20,2

2013 — 2014 гг.

21,0

2,4

1,6

2,1

27,1

с 2015 г. и далее

26,0

2,9

2,1

3,0

Сельскохозяйственные товаропроизводители

2010 год

15,8

1,9

1,1

1,2

2011 — 2012 гг.

16,0

1,9

1,1

1,2

20,2

2013 — 2014 гг.

21,0

2,4

1,6

2,1

27,1

С 2015 г. и далее

Все плательщики без исключения

26,0

2,9

2,1

3,0

Как видно из представленной таблицы, законодатели взяли курс на уравнивание различных категорий плательщиков и, начиная с 2015 года, преимуществ по уплате страховых взносов ни у кого не останется.

2.2 Объект обложения страховыми взносами и необлагаемые выплаты

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами будут являться выплаты и иные вознаграждения физлицам, начисляемые в соответствии:

— с трудовыми договорами и гражданско-правовыми договорами на выполнение работ, оказание услуг;

— договорами авторского заказа;

— договорами на отчуждение исключительных прав на произведения науки, литературы, искусства; издательскими лицензионными договорами; договорами о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В части 3 ст. 7 Закона 212-ФЗ указано, что к объекту обложения не относятся выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметов которых является переход права собственности и иных вещных прав на имущество (имущественные права) и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Иными словами, не начисляются взносы на выплаты за приобретаемое имущество (имущественные права), арендную плату за пользование имуществом.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ не будут признаваться объектом обложения выплаты, начисленные иностранным гражданам и лицам без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории РФ, выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Напомним, что при расчете ЕСН не надо было учитывать выплаты иностранным работникам, работающим за границей по договорам, заключенным исключительно через обособленное подразделение организации.

Рассматривая отличия в объектах обложения ЕСН и страховыми взносами, нельзя не отметить следующее. Вместе с канувшей в лету главой 24 «ЕСН» НК РФ ушла норма, согласно которой выплаты, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, освобождались от обложения ЕСН (п.3 ст. 236 НК РФ). Упомянутая норма, несмотря на казалось бы ее однозначность, все равно была предметом споров между налоговиками и плательщиками, поскольку контролирующие органы пытались самостоятельно определять, должны те или иные начисления работникам (различного рода премии, вознаграждения) уменьшать базу по налогу на прибыль или нет.

Отныне же страховые взносы не нужно будет начислять только на те выплаты, которые прямо указаны в перечне необлагаемых. Таким образом, с нового года выплаты за счет собственных средств увеличиваются на суммы взносов, на них начисленных.

Необлагаемые выплаты указаны в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. В целом эти выплаты совпадают с выплатами, которые не облагались ЕСН. Однако есть и существенные отличия.

Так, например, с нового года будут облагаться взносами следующие выплаты:

  • компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении работника;

  • материальная помощь в сумме свыше 4000 руб. на каждого работника независимо от источника выплаты;

  • взносы на денежные выплаты за тяжелые, вредные и (или) опасные условия труда (кроме компенсаций за молоко и другие равноценные пищевые продукты).

Несмотря на то, что объектом обложения взносами являются выплаты, связанные с оплатой труда, перечень необлагаемых по сравнению с ЕСН дополнили выплаты в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного материального ущерба или вреда здоровью; пострадавшим от терактов на территории РФ; работнику в связи со смертью члена его семьи; работнику (родителю, усыновителю, опекуну) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, если такая матпомощь выплачивается в течение первого года после рождения (усыновления или удочерения) и не превышает 50 000 руб. на ребенка. Отметим, что при уплате ЕСН ограничений по сроку выплаты материальной помощи при рождении ребенка не было.

2.3 База для исчисления страховых взносов

Главное новшество Закона 212-ФЗ касательно базы для исчисления страховых взносов — это установление предельной величины выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы не начисляются. На 2010 год такой предел составляет 415 000 руб. Сумма определяется нарастающим итогом с начала расчетного периода (ч. 4 ст. 8 Закона 212-ФЗ).

С 01.01.2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ. Размер указанной индексации будет определяться Правительством РФ (ч. 5 ст.8 Закона 212-ФЗ).

При расчете базы выплаты в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (ч. 6 ст. 8 Закона 212-ФЗ).

Как и прежде, при расчете базы по взносам в Фонд социального страхования (ФСС) не учитываются выплаты по договорам гражданско-правового характера. Аналогично расчету, действовавшему при расчете ЕСН, взносы в ФСС уменьшаются на расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

2.4 Порядок и сроки уплаты страховых взносов

Страховые взносы, как и ЕСН, в течение расчетного периода, которым является год, уплачиваются ежемесячно (ч.4 ст.15 Закона 212-ФЗ).

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 5 ст. 15 Закона 212-ФЗ).

Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля (ч. 7 ст. 15 Закона 212-ФЗ).

2.5 Контроль за уплатой страховых взносов

В соответствии со ст. 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов будет осуществляться:

— в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование — Пенсионным фондом и его территориальными органами;

— в отношении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — ФСС и его территориальными органами.

Указанным выше органам контроля будут переданы функции администрирования страховых взносов. Органы контроля имеют право проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов, а также осуществлять проверку банков в целях контроля за выполнением ими обязанностей, предусмотренных Законом № 212-ФЗ.

В отличие от налоговых органов, органам контроля не предоставлено право в ходе выездной проверки производить выемку документов, проводить экспертизу, а в качестве обеспечительных мер в целях исполнения решения о взыскании платежей, пеней и штрафа применять приостановление операций по счетам в банках и налагать арест на имущество.

В отличие от порядка, установленного ст. 101.2 НК РФ, обжалование решения органа контроля не предусматривает обязательной процедуры обжалования в вышестоящем органе. Акт органа контроля может быть обжалован в вышестоящем органе контроля или в суде, причем жалоба может быть подана одновременно и в вышестоящий орган, и в суд.

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом выездная проверка плательщика страховых взносов может проводиться не чаще, чем один раз в три года и не может продолжаться более 2-х месяцев (части 10,11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

С 01.01.2010 г. организации и индивидуальные предприниматели в отношении порядка уплаты и исчисления страховых взносов будут руководствоваться разъяснениями органов контроля. Если плательщик страховых взносов выполнит письменные разъяснения, данные ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля или другим уполномоченным органом государственной власти, то согласно ч. 9 ст. 25, п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона № 212-ФЗ штрафы и пени на недоимку начисляться не будут.

Отметим, что штрафные санкции законодателями предусмотрены следующие:

— непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля — взыскание штрафа в размере 5 % суммы взносов, подлежащей уплате, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей; непредставление расчета в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока представления — взыскание штрафа в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (ст. 46 Закона № 212-ФЗ);

— неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления взносов, иного неправильного исчисления взносов или других неправомерных действий (бездействия) — взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы взносов; если все изложенное совершено умышленно, штраф составит 40 % неуплаченной суммы взносов (ст. 47 Закона № 212-ФЗ);

— отказ или непредставление в установленный срок в орган контроля документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов — взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

2.6. Отчетность в страховые фонды

В соответствии со ст. 10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Согласно ч.9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ отчетность должна представляться ежеквартально в следующие сроки:

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда РФ — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования;

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС РФ — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ.

По страховым взносам на ОПС и ОМС заполняется единая форма расчета. Для отчетности по взносам по нетрудоспособности и материнству предназначена отдельная форма. Вышеозначенные формы утверждаются Минздравсоцразвития РФ (ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). На настоящий момент формы не утверждены.

Отметим, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов, а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения (ч. 11 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Консультант Плюс, сборник консультаций по Законодательству РФ

Когда отменили ЕСН (заменен на страховые взносы)?

Предыдущая статья: ЕСН для ИП

Следующая статья: Начисление ЕСН

Он точно также начислялся на заработную плату работника. На какой налог был заменен ЕСН?

Законные основания ↑

С 01.01.2010 года отменен Единый социальный налог. Гл. 24 НК РФ, в которой приводились общие положения, касающиеся этого налога, утратила свою законную силу.

ЕСН был отменен, согласно Закону от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах». Этот закон заменил ЕСН на страховые взносы в Пенсионный фонд и внебюджетные фонды РФ.

С наступлением 2010 года плательщики ЕСН перешли в категорию плательщиков страховых взносов.

Единый социальный налог в 2010 году был заменен на: ↑

Гл. 24 НК РФ, которая регулировала ЕСН, прекратила свое существование на основании п. 2 ст. 24 Закона от 24. 07. 2009 года № 213-ФЗ.

Предприятия уплатили последний авансовый платеж по ЕСН до 15.01.2010 года. Так они рассчитались с бюджетом по этому налогу. После этого начались камеральные проверки.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 1

Полученные в ходе этих проверок сведения, налоговики передали в ПФР, который теперь был «ответственным» за уплату взносов.

Чем заменен единый социальный налог с начала 2010 года? Вместо ЕСН работодатели теперь должны уплачивать взносы:

  1. Пенсионный фонд. Здесь все так же как и раньше – отдельно идут отчисления для лиц, родившихся до 1966 года и лиц, родившихся после 1967 года.
  2. Фонд социального страхования.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования. Здесь идет «разветвление» на уплату взносов в федеральный фонд и территориальный.

Теперь работодатель будет заполнять на один платежный документ меньше, так как исчезли платежи в федеральный бюджет.

Ранее ЕСН взимался единой суммой налога, а затем распределялся по фондам. Теперь же в каждый фонд нужно платить отдельно. Отмена ЕСН привела в повышению процентной ставки по взносам.

Какая ставка по ЕСН применяется ИП можно узнать в статье: ЕСН для ИП.

Все о регрессивной ставке ЕСН .

ЕСН составлял 26% от фонды оплаты труда на предприятии. Переход на страховые взносы по фондам привел к увеличению тарифа до 30% от фонда зарплаты. В 2019 году планируется повышение до 34%.

Кроме того, ставки по ЕСН имели регрессивную шкалу – то есть чем больше сумма совокупного дохода за год, тем меньшая сумма взносов будет уплачена. Теперь же ставки для все фиксированные.

Такое повышение вызвало негативную реакцию среди предпринимателей, имеющих наемных работников и среди лиц, занимающихся частной практикой.

ПФР

Ставки на взносы в ПФР, так же как и в другие фонды начали расти с начала 2010 года.

Налогоплательщики, который применяют общий режим налогообложения, в 2010 году отчисляли 20% от фонда заработной платы в этот фонд. С 2011 года и в последующие годы ставка взносов составляет 26%.

Налогоплательщики, применяющие льготные режимы налогообложения, такие как УСН и ЕНВД, в 2010 году платили 14% от фонда оплаты труда, а в 2011 году и далее уже 26%.

Для плательщиков единого сельхозналога ставка по взносам в ПФР увеличивалась постепенно каждый год:

  • в 2010 году – 10,3% от фонда оплаты труда;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2019 годах – 21%.

Для резидентов особых экономических зон в нашей стране, ставка также повышается плавно:

  • в 2010 году – 14% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2012 и 2013 годах – 21%

Для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, ставки по взносам в ПФР следующие:

  • в 2010 году – 15,8% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2019 годах – 21%.

В 2019 году все налогоплательщики без исключения обязаны уплачивать в Пенсионный фонд 26% от фонда оплаты труда на своем предприятии. Преимуществ в оплате взносов не останется.

Взносы в ПФР предназначены для формирования пенсионных накоплений граждан нашей страны. Такая обязанность возложена на работодателя.

ФСС

ФСС – это фонд социального страхования населения нашей страны.

Это государственный внебюджетный фонд, в котором аккумулируются средства для оплаты больничных листов по разным основаниям:

  • по материнству;
  • по болезни;
  • по профзаболеваниям и несчастным случаям на производстве;
  • обеспечение льготников путевками на лечение;
  • и другое, что входит в функции ФСС.

В 2010 году взносы в ФСС уплачивали только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения. С 2011 года ставка по взносам составила 2,9% от фонда паты труда.

Для налогоплательщиков, которые уплачивают единый сельхозналог и для резидентов особых экономических зон, ставки по уплате взносов в этот фонд росли постепенно:

  • в 2010 годы – 0% от фонда по зарплате;
  • в 2011 и 2012 годах – 1,9%;
  • в 2013 и 2019 годах – 2,4%.

С 2019 года все налогоплательщики обязаны отчислять 2,9% от своего фонда по зарплате в фонд социального страхования.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 2

ФОМС

ФОМС – фонд обязательного медицинского страхования, он также является государственным и внебюджетным фондом нашей страны. Он создан для финансирования медицинского обслуживания населения.

Благодаря средствам, которые работодатели перечисляют в этот фонд, каждый гражданин нашей страны имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

Деятельность фонда регулируется Законом от 29. 11. 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Этот фонд делится на федеральный и территориальный. Работодатели отчисляют средства в оба эти фонда, формируя тем самым средства для обеспечения «бесплатности» мед. обслуживания.

Федеральный фонд создан для контроля за оказанием бесплатной медицинской помощи на государственном уровне.

За счет средств этого внебюджетного фонда создаются различные государственные программы. Кроме этого, основной функцией этого фонда является регулирование средств в территориальных фондах.

Сведения по всем застрахованным лицам нашей страны, а также по всем медицинским учреждениям, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь в рамках программы по обязательному страхованию, находятся именно в этом фонде.

Территориальный фонд регулирует распределение средств по программе обязательного медицинского страхования в каждом отельном субъекте РФ.

ФОМС каждого субъекта РФ отчитывается перед федеральным фондом за распределение средств среди медицинских учреждений.

Работодатели отчисляют средства в оба этих в фонда в процентах от фонда заработной платы.
В 2010 году, после отмены ЕСН, средства в ФОМС отчисляли только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения.

В федеральный фонд они отчисляли 1,1% от ФОТ, а в территориальный – 2%. С 2011 года все остальные налогоплательщики стали производить отчисления.

«Упрощенцы» и «вмененщики» с 2011 года выплачивают 2,1% и 3% соответственно в федеральный и территориальный фонды.

Для резидентов особых экономических зон, а также для тех, кто уплачивает сельскохозяйственный налог, рост тарифов по этим взносам происходил постепенно:

  • в 2011 и 2012 годах – 1,1% и 1,2% соответственно в федеральный и территориальный ФОМС;
  • в 2013 и 2019 годах – 1,6% и 2,1%.

С 2019 года все налогоплательщики будет отчислять в ФОМС 2,1% от ФОТ в федеральный фонд и 3% в территориальный. То есть общая сумма отчислений в ФОМС равна 5,1% от ФОТ.

Последствия замены ↑

В каком году отменили ЕСН? В 2010 году его уже не уплачивали. За почти 5 лет существования обязательных страховых взносов они не оправдали себя.

Во-первых – сумма отчислений значительно выросла, тем самым увеличив налоговое бремя на субъектов экономической деятельности.

С 2019 года все налогоплательщики будут уплачивать одинаковые тарифы по взносам в ФПР и внебюджетные фонды.

Льготникам также увеличат ставку с 20% до 26% от ФОТ. Это связано с тем, что количество трудоспособного населения сокращается – с каждым годом становится все больше пенсионеров, которых необходимо содержать за счет средств работающих граждан.

Именно этим и обусловлен рост общей ставки тарифов до 34%.

Когда уплачивали ЕСН, он отчислялся единой суммой от фонда зарплаты. Существовали такие выплаты, с которых ЕСН не отчислялся. Сейчас эти выплаты отнесены к заработному фонду.

Следовательно, увеличилась база по отчислениям, что также привело к дополнительной нагрузке на налогоплательщиков.

С каждым годов увеличивается максимальная сумма выплат, с которых происходит отчисление. В 2019 году эта сумма составила 624 000 рублей.

С 01.01.2014 года работодатели, у которых есть вредное или опасное производство, должны перечислять работникам, которые трудятся в таких условиях дополнительный выплаты.

Какой размер ЕСН в 2019 году? Узнайте в статье: ставки ЕСН.

Узнать о льготах по земельному налогу ветеранам труда федерального значения .

Как рассчитать налог на имущество .

Эти выплаты составляют 6% и 4% от зарплаты работника соответственно в зависимости от класса вредности. Эти отчисления идут в ПФР, компенсируя тем самым досрочный выход на пенсию таких работников.

Такого не было при уплате ЕСН. Если говорить в целом, то у работодателей только негативные впечатления от такой замены.

В связи с этим эксперты прогнозируют скорое возвращение ЕСН, как налога. Пока не ясно как будет происходить переход, и будет ли от это целесообразно, но страховые взносы не оправдали себя.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 3

Основной причиной возврата к ЕСН эксперты считают неоправданность страховых взносов, как замены ЕСН. Несмотря на переход от регрессивной ставки к постоянной.

И увеличению суммы отчислений с 26% до 34%, это не сбалансировало пенсионную систему нашей страны.

Такие меры привели к увеличению налогового бремени на работодателей, и стали причиной роста доли «серых» зарплат.

Возврат к ЕСН положительно воспринят работодателями, хотя сейчас еще не совсем понятно, что это даст каждому отдельному работнику, работодателю и стране в целом.

В 2019 году планируется повысить общий процент отчислений с 30% до 34%, льготникам же придется отчислять вместо 20%-26%.

Предыдущая статья: ЕСН для ИП Следующая статья: Начисление ЕСН На ту же тему

17 июля Госдума приняла в третьем чтении два закона, которые серьезно изменяют налоговое законодательство и законодательство о социальном страховании.

Первый закон называется «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», второй закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Основная цель вносимых в законодательство изменений — замена единого социального налога на страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФ), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС и ТФОМС). Т.е. на самом деле возврат к тому, что было до принятия главы 24 Налогового кодекса.
В основном текст закона о страховых взносах взят из первой части Налогового кодекса и главы 24 НК. Глава 24 будет исключена из НК с 1 января 2010 года.

Закон, вносящий изменения в отдельные законодательные акты затрагивает несколько десятков нормативных документов. Некоторые изменения весьма значительны. Так, в частности, почти полностью переписан закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», он даже сменил название и теперь будет называться «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Что же изменится для налогоплательщиков с принятием этих законов?

В 2010 году:

  • Отмена ЕСН и замена его взносами в Пенсионный фонд, ФСС, ФФОМС и ТФОМС
  • Налоговые органы контролировать уплату взносов не будут. Контроль за исчислением и уплатой взносов в ПФ и в фонды медицинского страхования будет осуществлять Пенсионный фонд , взносы в ФСС как и раньше будет контролировать ФСС.
  • Отчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФ и в ФОМСы будет сдаваться в ПФ ежеквартально до 1 числа второго месяца следующего за отчетным кварталом. Сроки сдачи расчетов в ФСС останутся прежними.
  • Ставки для работодателей в 2010 году остаются на уровне 2009 года: в ПФ 20%, в ФСС 2,9%, в ФФОМС 1,1%, ТФОМС 2,0%. При этом изменяется размер взносов в ПФ на страховую и накопительную часть: для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии 20%, для лиц 1967 года рождения и младше на финансирование страховой части 14%, на финансирование накопительной части 6%.
  • Отменяется регрессивная шкала расчета взносов. Однако при этом с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут. Предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться (с 2011 года)
  • Взносы будут начисляться на выплаты физлицам вне зависимости от того, пойдут эти выплаты в уменьшение налога на прибыль или не пойдут.
  • Не будут облагаться взносами никакие выплаты в пользу временно пребывающих иностранцев и лиц без гражданства.
  • Статья про необлагаемые взносами выплаты практически полностью переписана со ст. 238 НК. Однако под шумок из неё пропали некоторые необлагаемые доходы – компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда (кроме молока и т.п.) будут облагаться взносами по полной программе. Также уточнено, что матпомощь по рождению ребенка (до 50 000 руб) не облагается взносами только в случае выплаты её в первый год после рождения.
  • Индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты будут уплачивать не только фиксированные взносы в ПФ, но и взносы в ФФОМС и ТФОМС.
  • Начнут действовать новые статьи в КоАП за нарушение законодательства об обязательном социальном страховании
  • Для расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будет применяться новый максимум среднедневного заработка – он исчисляется исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов. В 2010 году максимальный среднедневной заработок составит 415000 / 365 = 1136.99. Но одновременно с поднятием лимита из ст.255 НК убрали пункт про доплату до реального среднедневного заработка, т.е. учесть такие доплаты при расчете налога на прибыль будет нельзя. Так же изменится размер максимальных выплат по пособиям по уходу за ребенком. В 2010 году он составит 415000 / 12 * 40% = 13833.33
  • Отменены драконовские штрафы в ФСС за неподачу расчетов. Теперь ответственность устанавливается в процентах от суммы взносов к уплате. Но не менее 100 рублей (до 180 дней просрочки) и 1000 (если прошло более 180 дней). Т.е. теперь не надо будет при опоздании на пару дней с нулевым отчетом платить 1000 рублей в ФСС.
  • При ошибке в КБК взносы не будут считаться уплаченными, даже если они попали в нужный фонд.
  • ПФ вправе проводить выездные проверки, во время которых он будет проверять не только правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, но и предоставление сведений персонифицированного учета. Но есть и маленький плюс – выездная проверка не может проводиться чаще, чем раз в три года.

В 2011 году:

  • Повышение ставок взносов до 34%, кроме некоторых категорий страхователей. Так же вырастут ставки фиксированных платежей у индивидуальных предпринимателей.
  • Пониженные тарифы страховых взносов в 2011-2014 годах действуют только для сельхозпроизводителей, плательщиков ЕСХН, общин малочисленных народов, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и организаций инвалидов
  • К ежеквартальному отчету по начисленным и уплаченным взносам добавится ежеквартальная персонифицированная отчетность в ПФ!
  • Страхователи со среднесписочной численностью более 50 человек за предыдущий календарный год обязаны сдавать отчетность с 2011 года только в электронном формате с электронной цифровой подписью.

В 2015 году:

  • Отмена всех льгот. Все страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам. Даже организации инвалидов.

Вот основные изменения, которые ожидают клерков в связи с принятием новых законов.
В обзоре не рассматривались изменения, связанные с начислением трудовых и иных пенсий.