ККМ закон

Содержание

Новые понятия

Статья 1.1 Федерального закона № 54‑ФЗ дополнена новыми понятиями: «бенефициарный владелец», «версия модели контрольно-кассовой техники», «выгодоприобретатель». Уточнено понятие «расчеты».

В новом варианте под расчетами понимаются прием (получение), выплата денежных средств наличными деньгами и в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Федерального закона № 54‑ФЗ под расчетами понимаются также:

– прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов;

– зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;

– предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей);

– предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, устранена неопределенность относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей применять ККТ в зависимости от ряда способов оплаты товаров (работ, услуг): теперь под расчетами понимаются, в частности, прием или выплата денежных средств в наличной и безналичной формах за товары, работы, услуги (Письмо Минфина России от 15.06.2018 № 03‑01‑15/41176).

Сфера и правила применения ККТ

Статья 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗпретерпела ряд изменений и дополнений.

Один чек за услуги. По общему правилу при осуществлении каждого расчета пользователь ККТ обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности (БСО) на бумажном носителе или в электронном виде. Согласно новому п. 2.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты или авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги, пользователем может быть сформирован один кассовый чек (БСО), содержащий сведения обо всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (БСО) клиенту. В данном случае речь идет об услугах в сфере культурно-массовых мероприятий, перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услугах связи, услугах в электронной форме, определенных ст. 174.2 НК РФ (услугах в электронной форме, оказываемых иностранными организациями), а также иных услугах, определенных Правительством РФ. Отметим, что это право пользователя, а не его обязанность.

При осуществлении расчетов в безналичном порядке или с использованием электронных средств платежа в виде зачета или возврата предварительной оплаты, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, пользователи вправе направлять кассовые чеки (БСО) покупателям только в электронной форме без выдачи бумажных чеков.

Электронное средство платежа (ЭСП) – средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе»).

Новые положения о выдаче кассового чека (БСО). Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к Интернету и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека или БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе пользователем может не печататься (п. 5 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ).

Статья 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ дополнена п. 5.1, согласно которому пользователь вправе не выдавать кассовый чек (БСО) (за исключением безналичных расчетов в Интернете) на бумажном носителе и в электронном виде (в случае непредоставления электронного адреса), а также вправе применять ККТ (за исключением ККТ, которая не работает в онлайн-режиме) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях:

– осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

– осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара (торговые автоматы), при условии отображения при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода.

QR-код позволяет покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО). Структура его данных включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа.

QR-код должен появиться на дисплеях автоматических устройств для расчетов с 1 февраля 2020 года. Приведенные положения применяются в случае наличия на корпусе автоматического устройства для расчетов легко читаемого заводского номера такого устройства, нанесенного в доступном для осмотра месте.

Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, не подпадающих под действие положений п. 5 и 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека (БСО) одним из следующих способов:

– в электронной форме – не позднее срока, указанного в п. 5.4 названной статьи;

– на бумажном носителе – вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю кассового чека (БСО) в электронной форме;

– на бумажном носителе – при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту кассового чека (БСО) в электронной форме.

Согласно п. 5.4 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ при осуществлении указанных расчетов кассовый чек (БСО) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) БСО до 1 июля 2019 года.

Полномочия Минфина. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Минфин наделен полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения ККТ (Письмо Минфина России от 07.12.2016 № 03‑01‑15/73036).

Уточнено, что Минфин дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства РФ о применении ККТ.

Особенности применения ККТ

Внесен ряд уточнений и обновлений в порядок применения ККТ отдельными категориями пользователей.

Во-первых, ККТ не применяется кредитными организациями, при этом они обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании.

Во-вторых, ККТ не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в механических автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой ЦБ РФ.

В-третьих, внесены коррективы в п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54‑ФЗ, а именно организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ при осуществлении следующих видов деятельности (оказании услуг):

– продажа газет и журналов только на бумажном носителе;

– разносная торговля вне стационарной торговой сети продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

– торговля в розлив молоком и питьевой водой (добавлена к торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив).

Продажа проездных билетов и талонов в общественном транспорте будет исключена из видов деятельности, при которых можно не применять ККТ, с 1 июля 2019 года.

Применение ПСНО предпринимателями. Статья 2 Федерального закона № 54‑ФЗ дополнена п. 2.1, согласно которому индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, могут осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи (направления) покупателю подтверждающего документа, содержащего необходимые реквизиты. Но сказанное не распространяется на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные пп. 3, 6, 9 – 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 – 48, 53, 56, 63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Территории военных объектов. К местностям, отдаленным от сетей связи, добавили территории военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки. На указанных территориях можно не передавать данные ККТ в онлайн-режиме.

Расчеты между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Согласно новой редакции п. 9 ст. 2 Федерального закона № 54‑ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (например, банковской карты). Таким образом, все наличные расчеты и расчеты с помощью банковской карты (электронного средства платежа) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями требуют обязательного применения ККТ.

Парковки. Организации, реализующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), не применяют ККТ. Но здесь есть одно условие: эти организации должны перечислять в полном объеме полученные за парковку денежные средства на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня их получения. Сведения о таких организациях орган государственной власти субъекта РФ должен доводить до сведения уполномоченного органа.

Страховые организации. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов – физических лиц страховщик применяет ККТ при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (БСО) в электронной форме страхователю.

Библиотеки. Государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки РАН, НИИ, образовательных организаций могут не применять ККТ при оказании платных услуг населению, перечень которых будет утвержден Правительством РФ.

Регистрация ККТ

Обновления затронули и порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ в налоговом органе, который урегулирован ст. 4.2 Федерального закона № 54‑ФЗ.

В заявлении о регистрации дополнены сведения, которые необходимо указывать отдельным пользователям:

– сведения о применении ККТ при приеме денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении такой деятельности);

– сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ, и о номерах этих автоматических устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).

Теперь при регистрации, перерегистрации или снятии с учета ККТ пользователь получит соответствующую карточку в течение десяти рабочих дней. Раньше налоговики должны были выдать ее в течение пяти рабочих дней. Этот срок остался при снятии ККТ налоговым органом в одностороннем порядке.

Статья 4.2 Федерального закона № 54‑ФЗ дополнена п. 8.1, который устанавливает порядок действий в случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти.

Согласно новому п. 18 ст. 4.2 Федерального закона № 54‑ФЗ ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя в случае внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица или ЕГРИП о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования к кассовому чеку и БСО

Количество обязательных реквизитов кассового чека и БСО увеличилось – к ним добавился QR-код.

Кроме этого, при осуществлении расчетов, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ, кассовый чек должен содержать сведения о месте (адресе) установки автоматического устройства для расчетов, с применением которого был осуществлен расчет.

Особо отметим новый п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54‑ФЗ, который устанавливает дополнительные обязательные реквизиты при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег или с предъявлением электронных средств платежа (пластиковой карты):

– наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

– ИНН покупателя (клиента);

– сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);

– сумма акциза (если применимо);

– регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

Дополнительные обязательные реквизиты для кассового чека (БСО) установлены и при осуществлении расчетов при выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей, при получении страховой премии или при страховой выплате (п. 6.2ст. 4.7 Федерального закона № 54‑ФЗ):

– наименование клиента или страхователя (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица);

– ИНН клиента или страхователя (при отсутствии у физического лица ИНН – серия и номер паспорта такого физического лица).

Новые п. 6.1 и 6.2 ст. 4.7 Федерального закона № 54‑ФЗ вступают в силу с 1 июля 2019 года.

Права и обязанности налоговых органов

Статья 7 Федерального закона № 54‑ФЗ, регулирующая права и обязанности налоговых органов, дополнена п. 6 и 7.

Теперь налоговые органы в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе передавать сведения о расчетах, перечень которых утверждается уполномоченным органом, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных».

При этом налоговые органы обязаны информировать организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам применения законодательства РФ о применении ККТ.

* * *

В Федеральный закон № 54‑ФЗ, регулирующий порядок применения ККТ, внесены существенные изменения, которые в основном уже вступили в силу (с 3 июля 2018 года):

– уточнено и расширено понятие «расчеты», соответственно, расширилась и сфера применения ККТ;

– скорректированы сфера и правила применения ККТ – установлены случаи, когда может быть сформирован один кассовый чек (БСО) вместо нескольких, а также определено, когда и как выдавать чеки при безналичной оплате;

– уточнены случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ при осуществлении определенных видов деятельности (оказании услуг);

– индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО и осуществляющие определенные виды деятельности, могут осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи (направления) покупателю подтверждающего документа, содержащего необходимые реквизиты;

– организации и (или) индивидуальные предприниматели не применяют ККТ при осуществлении расчетов в безналичном порядке, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. С 1 июля 2019 года при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями кассовый чек должен быть дополнен новыми обязательными реквизитами.

Легким движением руки брюки превращаются…

В нашей стране много законопослушных предпринимателей, которые используют в своей повседневной деятельности кассовый аппарат. Эти граждане в установленные сроки меняют в кассовом аппарате не дешевую ЭКЛЗ, платят за техническое обслуживание ЦТО, с нетерпением ждут проверки налоговой и надеются что когда-нибудь их оставят в покое и дадут наконец поработать. Но законодателям нашим не живется спокойно и они постоянно думают, как бы «упростить» жизнь этим самым предпринимателям. Вот и в этот раз Госдума с энтузиазмом приняла новый закон о кассовых аппаратах. В рамках этого закона требуется, ни много, ни мало, обеспечить передачу данных обо всех продажах, со всех кассовых аппаратов в налоговую инспекцию. А это как выясняется, задача не простая. Нужно либо заменить имеющийся кассовый аппарат, либо произвести его модернизацию. О том что такое модернизация кассового аппарата мы и расскажем в этой статье.

Комплект модернизации кассового аппарата

Первым делом необходимо выяснить, можно ли купить комплект доработки для вашего кассового аппарата. Эту информацию можно получить непосредственно у производителя вашей модели ККТ или у его представителя, чаще всего это ЦТО (Центр технического обслуживания) ККТ в вашем городе. Может случиться и так, что производитель посчитает модель вашего кассового аппарата устаревшей и не будет выпускать комплекты доработки. Хотя, большинство поставщиков ККТ постараются наладить выпуск комплектов модернизации для всей линейки контрольно-кассовой техники, ведь иначе разозленные клиенты приобретут новые кассовые аппараты у другого производителя.

Снятие кассового аппарата с учета в налоговой инспекции

Снятие ККТ с учета производится по действующим правилам, с обязательным посещением налоговой инспекции. Предварительно, потребуется обратится в ЦТО.

Доработка кассы до новой модели

Для всех моделей необходимо заменить шильдик, паспорт и внутреннее ПО (прошивку). Также для многих моделей потребуется серьезный апгрейд внутренних составляющих, это связанно с тем, что по новым требованиям касса должна иметь доступ в интернет, а значит должна быть оборудована соответствующими модулями. Все необходимые компоненты должны входить в комплект модернизации кассового аппарата, поставляемого производителем ККТ. Произвести самостоятельную доработку ККТ до новой модели, вряд ли удастся, скорее всего потребуется обратится в ЦТО, услуга естественно не будет бесплатной. Хотя в связи с тем, что в новом законе нет такого понятия как ЦТО и нет требований по обязательному техническому обслуживанию ККТ, конкуренция среди ЦТО будет колоссальная, а значит и цены на данную услугу можно будет найти очень выгодные. Если конечно в вашем городе не один единственный центр технического обслуживания кассовых аппаратов 🙂

Установка фискального накопителя

В модернизированный кассовый аппарат необходимо установить фискальный накопитель. Эта штуковина будет использоваться вместо ЭКЛЗ и будет обеспечивать шифрование передаваемых данных. В некоторых моделях ККТ предусмотрена замена фискального накопителя пользователем, в случае отсутствия такой возможности необходимо будет обратиться в ЦТО.

Заключение договора с оператором фискальных данных

Услуги оператора фискальных данных (ОФД) потребуются для обеспечения передачи данных с кассового аппарата в налоговую инспекцию. Обойтись без услуг ОФД нельзя, услуги естественно не бесплатные. Разобраться с тем, для чего нужен ОФД и как дальше жить, поможет наша статья.

Постановка ККТ на учет в налоговой инспекции

Эту процедуру пользователь может выполнить самостоятельно. Подробнее о том, как зарегистрировать кассовый аппарат онлайн.

Надеемся, теперь вы понимаете, что модернизация кассового аппарата это не так уж и сложно. Удачи.

В Российской Федерации

ККМ в России — это инструмент контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. В остальном мире используется владельцами для упрощения учёта товаров и контроля продавцов. Современный кассовый аппарат имеет в своем составе дисплей, клавиатуру и печатающее устройство, которое печатает на специальной бумажной ленте.

Кассовый аппарат используется при расчётах за проданные товары и выполненные услуги. Основная задача кассового аппарата — фиксировать на бумаге (кассовом чеке) сделку купли-продажи. Кассовые аппараты бывают фискальные (применяются в странах где действует фискальное законодательство) и нефискальные. Фискальные кассовые аппараты отличаются от нефискальных наличием фискальной памяти — носителя информации, данные из которого нельзя удалить, а также другими особенностями конструкции, описанными местным фискальным законодательством. В фискальной памяти накапливаются данные об операциях, совершенных при помощи данного кассового аппарата.

В Российской Федерации правила использования кассовых аппаратов определяет закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт».

Финансовый контроль
Контроль

Виды финансового контроля

Государственный контроль
Внутренний контроль
Аудит

Методы финансового контроля

Документальная ревизия
Инвентаризация
Контрольный обмер

Направления финансового контроля

Основные средства
Касса
Финансовые вложения
Расчёты
Хозяйственные договоры
Внешнеэкономич. деятельность
Прибыль

Финансовый контроль по отраслям

Розничная торговля
Строительство
Автотранспорт
Бюджетная сфера
Банки

Ревизия и уголовный процесс

Бухгалтерский учёт

Шаблон: просмотр • обсуждение • править

«Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее — контрольно-кассовая техника), — контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

В зависимости от сложности прибора различают контрольно-кассовые машины и фискальные регистраторы. ККМ — это автономный прибор, на котором оператор (продавец-кассир) набирает сумму покупки и „пробивает“ (печатает) чек. ФР — это прибор, которым управляет компьютер, входящий в состав автоматизированного места продавца-кассира»

Онлайн-касса

В июле 2016 года были приняты поправки к федеральному закону 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов», обязывающие всех предпринимателей заменить традиционные кассовые аппараты онлайн-кассами, упрощающими процесс передачи данных в Федеральную налоговую службу. Предполагается, что это нововведение позволит сделать более прозрачным рынок розничной торговли в России.

С 1 февраля 2017 года налоговые инстанции прекратили регистрировать аппараты старого образца. Полностью на онлайн-кассы большинство предпринимателей перешло с 1 июля 2017 года. Годовую отсрочку получили те, кто работает по ЕНВД и на патенте, их переход должен быть завершён к 1 июля 2018 года.

Онлайн-кассы позволяют отправлять чеки по SMS и электронной почте, а также передавать данные об операциях в налоговую. Для их внедрения от предпринимателей требуются затраты на обновление кассовой техники, оплата подписки в ОФД и обеспечение постоянного доступа к интернету. Цель введения онлайн-касс — уменьшить объём серой экономики, в том числе в сфере микропредпринимательства (работа на дому, сфера услуг, уличная торговля).

Новые онлайн-кассы почти ничем не отличаются от старых, многие старые могут быть доработаны под новый закон. Единственное отличие — в форме чека (например, теперь обязательным является QR код) и в том, что помимо регистрации покупки в фискальном накопителе, информация о каждом заказе поступает через посредника (оператора фискальных данных, ОФД) в налоговый орган через Интернет. По состоянию на май 2017 года зарегистрированы следующие ОФД: ЭСК, Такском, Эвотор ОФД, Ярус, ПЕТЕР-СЕРВИС, Яндекс. ОФД, Электронный экспресс, Калуга-Астрал, Тензор, СКБ Контур. К середине 2018 года число ОФД достигло 18. Услуги ОФД являются платными, предоставляются по подписке стоимостью три тысячи рублей в год для одной ККМ. Дополнительным скрытым платежом является покупка или аренда фискального накопителя, зачастую с ежегодной заменой. Использование ОФД обязательно в большинстве ситуаций, для которых законом предусмотрено применение ККТ при приеме наличности (с июля 2018 года).

Большинство существующего программного обеспечения уже поддерживает работу с онлайн-кассами. Стоимость программы кассира сильно варьируется в зависимости от функционала. С июля 2018 все программы обязаны слать данные о каждом товаре (название и артикул) в кассу и ОФД.

Последовательность действий при работе на новой контрольно-кассовой технике такова. Покупатель производит расчет за покупку путем передачи наличных денежных средств или посредством банковской карты. Кассир вводит данные о покупке в ККМ. Происходит формирование кассового чека. Данные о проведенной операции поступают на фискальный накопитель. Фискальный накопитель подписывает чек индивидуальным фискальным признаком и шифрует его для дальней передачи ОФД. Происходит передача фискальным накопителем чека в ОФД. ОФД проверяет полученный чек и сообщает ККМ о принятии указанного документа. ОФД сохраняет полученные данные и передаёт их в налоговый орган.

Сложности при реализации проекта

По мнению ряда экспертов, внедрение онлайн-касс может обернуться для малого и микробизнеса существенной финансовой нагрузкой. Замена одного кассового аппарата обойдется в среднем около 40 тыс. рублей. Фискальный накопитель (устройство для шифрования и защиты фискальных данных, без которого работа онлайн-касс невозможна) требуется регулярно менять. Кроме того, компаниям потребуются специалисты для установки и обслуживания нового оборудования, а это увеличение фонда оплаты труда.

Другой вид сложностей связан со способом передачи данных в ФНС России. Онлайн-кассы могут передавать их только при наличии интернет-сигнала, с которым в деревнях и городских магазинах, расположенных в подвальных помещениях, очень непросто.

Еще одна проблема — обучение персонала работе на новых кассах. Продавец должен спрашивать каждого покупателя о желании получить электронный чек. А это сильно усложнит и замедлит процесс продажи.

При этом по состоянию на июль 2017 года в стране наблюдался дефицит фискальных накопителей, в том числе и в Москве.

История кассовых аппаратов

13 июля 1875 года Дэвид Браун получил патент на «аппарат для транспортировки товаров, наличных денег и прочих мелких грузов». С этого момента началась эра автоматизации и учёта розничных операций. Эта простая система надолго прижилась в магазинах Старого и Нового света, превратившись в такой же ностальгический символ эпохи, каким для советских людей стал, например, автомат с газировкой.

Развитие мегаполисов существенно изменило модель и стиль розничной торговли. В небольших лавочках европейских и американских городов хозяин магазина, как правило, являвшийся и продавцом, знал всех своих клиентов по имени, отпускал товары в кредит, который гасился в конце месяца, и вообще был приятелем и хорошим собеседником, а его предприятие являлось основным источником местных сплетен и новостей. В большом универмаге большого города такая идиллическая картина не могла существовать: клиенты требовали повышенного внимания, деньги — учёта, а продавцы — контроля. Аппарат Дэвида Брауна как раз и был создан для осуществления контроля над всеми расчетами в магазине.

Система представляла собой корзинки, подвешенные к веревочной карусели. Продавец-консультант, как его назвали бы теперь, приняв от клиента деньги за товар, отправлял их в корзинке кассиру, который возвращал назад сдачу и товарный чек. В крупном универмаге кассир сидел в центре «паутины», по нитям которой к нему стекалась наличность из разных отделов. Первый опыт внедрения системы, осуществленный в крупнейшем мебельном магазине в Массачусетсе в 1879 году, привел к существенному увеличению объёмов продаж, сокращению времени на проведение торговой операции и улучшению контроля за движением средств и остатка товара на складе. Лучшей рекламы и не требовалось — система Брауна стала востребованной всеми крупными магазинами, и заказы посыпались со всех концов США, а позже и Европы.

Вильям Лэмсон, владелец того самого мебельного магазина, купил права на изобретение Дэвида Брауна и в 1882 году создал компанию Lamson Cash Railway Company. Система была столь надежна и неприхотлива, что исправно работала долгие годы: в универмаге Лоунса в Нью-Йорке она верой и правдой прослужила целых сто лет без единого дня простоя до самого закрытия магазина в октябре 1995 года. Её техническое обслуживание и устранение поломок занимало считанные минуты и выполнялось любым сотрудником магазина с помощью отвёртки и пассатижей. Разработки новых версий системы шли постоянно: в начале XX века компания представила скоростные варианты на основе пневматической трубы либо, в версии попроще, на основе катапульты из эластичного материала. Однако самый первый вариант все равно оставался наиболее востребованным.

Изобретённый в 1884 году братьями Ритти кассовый аппарат (во время наблюдения за аппаратом, считывающем обороты гребного вала) занял своё законное место в центре инфраструктуры магазина с системой Лэмсона. Он позволял кассиру не только быстрее и правильнее произвести расчет, но и обладал функцией, из-за которой налоговые органы впоследствии сделали его обязательным во всех розничных точках: он сохранял в памяти информацию обо всех платежах. Однако именно кассовый аппарат и стал причиной гибели простого и надежного изобретения Брауна — его возможностей оказалось достаточно, чтобы заменить собой громоздкую систему. В 1950 году компания Лэмсона прекратила производство, однако ещё несколько десятилетий многие магазины продолжали пользоваться этим устройством, которое долгие годы было основной частью торговых предприятий по обе стороны Атлантики.

Классификация ККМ

В настоящее время ККМ классифицируются только по конструкции.

  • Автономная ККМ — это кассовая машина, расширение функциональных возможностей которой может достигаться только за счет подключения дополнительных устройств ввода-вывода, управляемых ККМ по размещенным в ней программам. К автономным ККМ относятся и портативные ККМ, имеющие возможность работы без постоянного подключения к электросети.
  • Пассивная системная ККМ — это кассовая машина, имеющая возможность работать в компьютерно-кассовой системе, но не имеющая возможности управлять работой этой системы. Пассивная системная ККМ может использоваться как автономная ККМ.
  • Активная системная ККМ — это кассовая машина, имеющая возможность работать в компьютерно-кассовой системе, управляя при этом работой системы. К активной системной ККМ относится также POS-терминал — ККМ с фискальной памятью, обладающая возможностями персонального компьютера по вводу-выводу, хранению, обработке и отображению информации. Активная системная ККМ может использоваться как пассивная системная или автономная ККМ.
  • Фискальный регистратор — это ККМ, способная работать только в составе компьютерно-кассовой системы, получая данные через канал связи.
  • ЧПМ (чекопечатающая машина) — это кассовая машина, не имеющая встроенной фискальной памяти и ЭКЛЗ, может быть как автономной, так и в составе компьютерно-кассовой системы. Не требуют регистрации в Федеральной налоговой службе (ИФНС). Применяются в системе единого налога на вменённый доход (ЕНВД).
  • АСПД (Автоматизированная система печати документов) — отличается от чекопечатающей машины (ЧПМ) тем, что работает только в составе компьютерно-кассовой системы.

Контрольно-кассовая машина как ЭВМ

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (27 сентября 2018)

Контрольно-кассовые машины (ККТ, ККМ) относятся к категории электронно-вычислительных машин. Контрольно-кассовая машина согласно абз. 1 раздела I. «Общие положения» «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением» является «счётно-суммирующим, вычислительным и чекопечатающим устройством». В соответствии с ГОСТ 15971-90 «Системы обработки информации. Термины и определения»: Таб. 1 п. 7. «Вычислительная машина — это совокупность технических средств, создающая возможность проведения обработки информации и получения результата в необходимой форме». Поскольку ККМ служит для обработки информации (выполняет вычислительные функции) и получения результата в необходимой форме (регистрирует на бумажной ленте), она является вычислительной машиной. В соответствии с ГОСТ 15971-90 «Системы обработки информации. Термины и определения»: Таб.1 п.8. «Электронно-вычислительная машина — это вычислительная машина, основные функциональные устройства которой выполнены на электронных компонентах». В состав ККМ входят электронные компоненты — процессор, память данных, память программ, блок питания и так далее. Поскольку все основные функции ККМ осуществляются за счёт указанных электронных компонентов, входящих в её состав, ККМ является электронно-вычислительной машиной, а следовательно подпадает под действие статей 272, 273, 274 УК РФ.

Нормативно-правовые акты о применении ККМ в Российской Федерации

  • Федеральный закон № 54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
  • Закон «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (Принят Государственной Думой 25 марта 2009 года № 68783-5)
  • Постановление Правительства РФ № 470 от 23 июля 2007 г. Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями.
  • Приказ от 5 сентября 2007 г. № 351 об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники.
  • Приказ от 18 декабря 2007 г. № 135н об утверждении образца знака «сервисное обслуживание».
  • Письмо Управления ФНС России по г. Москве от 20 декабря 2005 г. № 22-08/94593. Порядок активизации, замены и хранения ЭКЛЗ.
  • Перечень моделей и версий моделей контрольно-кассовых машин, находящихся в Государственном реестре и (или) разрешённых в настоящее время к регистрации в налоговых органах.
  • Комментарии к Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 № 470
  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ

Регистрация ККМ в Инспекции Федеральной Налоговой Службы (ИФНС)

  • Регистрация в налоговой
  • Снятие с учёта
  • Сроки эксплуатации
  • Бланки заявлений

Любые ККМ до начала использования на точках продаж необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции (ИФНС) по месту учёта организации. Регистрацией занимаются отделы оперативного контроля соответственных территориальных отделений ИФНС. В назначенный день нужно явиться к инспектору налоговой службы вместе с представителем ЦТО и контрольно-кассовой машиной.

Для регистрации ККМ потребуется подготовить следующие документы:

  • 1. Заявление установленной формы
    • Выдается в отделении ИФНС;
    • В заявлении должны быть указаны: реквизиты владельца кассового аппарата, название ККТ, заводской номер кассовой машины, а также номера голограмм, Сервисное обслуживание, идентификационный номер ККТ, индивидуальный и учётный номер марок-пломб. С 01 января 2012 года вид объекта торговли указывается в свободной форме в поле: «Наименование объекта торговли», вид деятельности указывается в обязательном порядке на первой странице заявления в виде кода ОКВЭД.
  • 2. Договор на обслуживание в ЦТО. (Оригинал и копия.)
    • Предварительно заключается с ЦТО.
  • 3. Технический паспорт ККМ
  • 4. Паспорт ЭКЛЗ
  • 5. Паспорт версии ККМ + ксерокопия
  • 6. Дополнительный лист к паспорту версии ККМ + ксерокопия

(пп. 3-6 входят в комплект ККМ, заполняются представителем ЦТО при заключении договора)

  • 7. Журнал кассира-операциониста, прошнурованный, пронумерованный, скрепленный подписями и печатью организации. (форма КМ-4)
    • Налоговый инспектор заверяет журнал подписью и штампом налогового органа, ставит дату фискализации ККМ.
  • 8. Журнал учёта вызовов технических специалистов, прошнурованный, пронумерованный, подписанный (форма КМ-8).
  • 9. Договор аренды помещения или свидетельство на право собственности помещения, где будет установлена ККМ. (Оригинал и копия.)
  • 10. Доверенность на право регистрации ККМ в налоговой инспекции (ИФНС),
    • оформленная в установленном порядке (ст. 185 ГК РФ), и документ, удостоверяющий личность, если регистрацию ККМ будет осуществлять не руководитель организации и не главбух, а другой сотрудник организации;
    • Для представителей ИП необходима нотариально заверенная доверенность.
  • 11. Наличие на корпусе ККМ средств визуального контроля — объёмные голограммы
    • «Государственный реестр 200…»- четыре цифры обозначают год реализации ККМ генеральным поставщиком, идёт в комплекте с ККМ. (Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 г. № 1319 знак «Государственный реестр» отменен).
    • «Сервисное обслуживание 200…»-четыре цифры обозначают текущий год, в котором ККМ поставлена на сервисное обслуживание в ЦТО, устанавливается при заключении договора с ЦТО).
  • 12. Самоклеящиеся марки-пломбы.
    • Устанавливаются представителем ЦТО при регистрации в ИФНС.
  • 13. 2 бланка формы КМ-1. Для заполнения необходимы следующие сведения: Название, адрес юридический и ** места установки ККТ, телефон для связи, наименование модели ККТ, ИНН, ОКПО, ОКВЭД, зав. № ККТ.

> См. также

  • Финансовый контроль в сфере потребительского рынка
  • Электронная контрольная лента защищённая

Ссылки

  • Видео примера работы на кассовом аппарате ОКА-4600

Контрольно-кассовая машина на Викискладе

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Основная часть предпринимателей, обязанных применять онлайн-кассы, уже давно работает по-новому — с передачей информации в Федеральную налоговую службу. Такой порядок предусмотрен законом № 54 ФЗ. Но некоторые категории бизнеса получили небольшую отсрочку и должны обзавестись новой контрольно-кассовой техникой до 1 июля 2018-го. Это коснулось сфер услуг и торговли, применяющих ЕНВД и патент.

Поэтому вопрос покупки кассового аппарата еще какое-то время будет актуальным. Впрочем, почему покупки? Ведь есть один прекрасный вариант решить проблему — модернизация уже имеющейся кассы. Как, вы не знали? Ну вы даете. Да, некоторые модели ККТ можно доработать, и элегантным движением рук специалиста они превратятся в онлайн-кассы.

В статье мы рассмотрим оба варианта — покупка нового кассового аппарата и доработка старого, сравним их и сделаем выводы. Начнем с первого.

Покупка новой онлайн-кассы

Это тот путь, по которому идет большинство предпринимателей. Его плюсы:

  • новое — всегда лучше. Ну или почти всегда. Всегда найдутся те, кто будет утверждать, что “теперь не то что раньше”. При чем речь в этот момент может идти о чем угодно — автомобиле, лимонаде “Колокольчик” или кассовом аппарате. Но не будем отвлекаться. Новый аппарат будет на гарантии, его бесплатно отремонтируют или поменяют на аналогичный. К тому же это приятно с чисто эстетической точки зрения;
  • современные онлайн-кассы — это большой шаг вперед в плане ведения отчетности. По большому счету, они все делают сами — формируют кассовые и управленческие отчеты, хранят информацию, считают, фиксируют. Для продавца-кассира — просто подарок;
  • продвинутый кассовый аппарат гораздо проще в работе. Научиться пользоваться им может любой. Многие устройства работают на платформе Андроид, знакомой всем по смартфонам.

Минусы покупки:

  • в большинстве случаев это дороже. Если у вас продвинутый кассовый аппарат с ЭКЛЗ стоимостью под сто тысяч рублей, есть повод задуматься о модернизации. А если таких устройств не один десяток — и думать не стоит;
  • новую кассу нужно регистрировать в налоговой. Не то что это сильно сложно, но какое-то время займет. К тому же, если регистрировать через интернет, понадобится электронная подпись, которая стоит 1500 рублей;
  • нужно покупать дополнительное оборудование. Кассовый аппарат редко трудится в одиночку. Обычно на нем висят терминалы для оплаты картой, электронные весы, устройства для считывания штрих-кода и другое оборудование.

Модернизация кассового аппарат под 54 ФЗ — достоинства и недостатки

Теперь перечислим основные плюсы и минусы доработки уже имеющегося устройства под новые требования. Есть несколько способов сделать это и мы расскажем о них ниже. Итак, прокачиваем кассовый аппарат. Чем это хорошо, а чем — не очень?

Плюсы:

  • экономия средств. Как отмечалось выше, если кассовый аппарат недешевый, да еще и с кучей вспомогательного оборудования, есть смысл задуматься о его доработке. В этом случае выйдет дешевле, чем покупать новый;
  • не нужно регистрировать кассу в органах ФНС. Ну тут все понятно – техника уже прошла регистрацию и данные о ней у налоговиков есть. Устройству присвоен регистрационный номер, есть карта регистрации – в общем, все как положено. Однако здесь есть нюанс. В ходе апгрейда в кассовый аппарат устанавливается дополнительное устройство – фискальный накопитель. Он служит для хранения информации. Так вот, данные о фискальном накопителе нужно передать в налоговую. Сделать это можно (и нужно) через интернет. Но все равно, это будет проще и быстрее, чем регистрировать кассовый аппарат с нуля;
  • не нужно переучивать персонал. Нет, никто не сомневается в способностях ваших продавцов-кассиров и они, конечно, быстро смогут освоить новую технику. Но все же всегда проще и привычнее работать по старинке.

Минусы:

  • старый кассовый аппарат – он и есть старый. Хоть контрольно-кассовая техника в целом надежна и ломаться там особо нечему, но если устройству уже несколько лет, вряд ли есть смысл его модернизировать. Можно потратить время и деньги, а в итоге все равно купить новую кассу. Не нужно забывать, что у всех вещей есть определенный ресурс, после исчерпания которого поломки могут начаться одна за другой. Как определить этот ресурс? Все очень просто – загляните в паспорт на ККТ и инструкцию по эксплуатации. Там четко прописан срок службы устройства. Если до этого срока остался год, то нечего там модернизировать – отправляйтесь в магазин за новой кассой;
  • это не всегда быстро. Если все сделать правильно, то купить и запустить кассовый аппарат можно в течение суток. С модернизацией не все так просто. Сначала нужно найти того, кто это сделает, определиться с технической стороной вопроса – в общем все может растянуться на несколько дней;
  • не всю технику можно доработать под новые требования. Сначала определитесь, возможен ли апгрейд вашего устройства в принципе. Если это невозможно, путь один – приобретение новой онлайн-кассы;
  • иногда это дороже. Если дорогущую кассу еще есть смысл доработать, то с простенькими устройствами — обратная ситуация. Прокачать кассу стоит денег, к тому же придется докупать некоторые элементы. При этом дешевые фискальные регистраторы стоят меньше 10 тысяч рублей. Сравните стоимость доработки с ценой устраивающего вас кассового аппарата и сделайте вывод о том, какой вариант вас больше устраивает.

Подводим промежуточные итоги

Итак, когда есть смысл доработать старую кассу? Это разумно сделать в том случае, если аппарат почти новый и дорогой. Дешевую старенькую кассу проще заменить новой – это будет дешевле и быстрее. Есть еще один немаловажный фактор – время. Сейчас мы расскажем о том, как модернизировать кассовый аппарат и вы поймете, о чем идет речь.

Как правильно доработать кассу под требования закона № 54 ФЗ

Есть несколько проверенных способов сделать это. Но для начала нужно определиться, можно ли вообще модернизировать ваш конкретный кассовый аппарат. Далеко не все устройства можно прокачать и на выходе получить онлайн-кассу. Доработка сводится к установке фискального накопителя и замене программного обеспечения. Рассмотрим, как это сделать.

1. Обратиться в организацию, проводящую техническое обслуживание вашего кассового аппарата. Наверно, это самый простой и быстрый способ. У вас наверняка заключен договор на обслуживание контрольно-кассовой техники со специализированной компанией. Вся информация о ККТ там уже имеется. Позвоните в службу технической поддержки и спросите, можно ли доработать вашу кассу под новые требования. Если да, то сколько это будет стоить и какое займет время. Все устраивает – вперед.

2. Обратиться в любую компанию по автоматизации торговли. Эти ребята собаку съели на работе с контрольно-кассовой техникой, причем практически всех брендов и производителей. Приготовьте информацию о вашем устройстве – марку и модель, заводской или серийный номер, год выпуска и прочее. Дальше – то же самое, что и в первом случае. Звоним, спрашиваем, думаем, принимаем решение. Дадим небольшую подсказку: лидеры в этой сфере — компании «Первый Бит» и «ЕКАМ». Если окажется, что кассу невозможно доработать или это будет очень дорого и долго, в этих конторах сразу же предложат вам альтернативное решение – купить новую онлайн-кассу. В случае согласия прямо к вам в магазин или салон привезут и настроят новый кассовый аппарат.

3. Обратиться на завод-изготовитель. Самый фантастический, долгий и почти нерабочий вариант. Но тут как повезет. Порядок действия такой же, что и в первых двух случаях, с одной только оговоркой. Вряд ли завод находится у вас за углом – скорее всего, он достаточно далеко. Везти кассу туда бессмысленно, с завода тоже никто не приедет. Точнее, приехать-то приедут, но это обойдется в круглую сумму. К тому же представители таких предприятий неохотно идут на контакт. Если в том же «ЕКАМе» вас оближут с ног до головы, то представители заводов будут отвечать на электронное письмо месяц. Если касса иностранного производства – нечего и пытаться. В других случаях попробовать стоит.

Модернизировать старый кассовый аппарат или покупать новый — решать только вам. А мы продолжаем. Итак, если все-таки нужна новая касса: где купить, как настроить и подключить – читайте дальше.

Покупка онлайн-кассы

Действо делится на несколько этапов. Новичку сориентироваться в многообразии контрольно-кассовой техники бывает сложно – слишком много предложений на рынке. Отвалить кучу денег за устройство, которое вам по каким-то причинам не подойдет очень легко. Но обо всем по порядку.

Определитесь с задачами кассового аппарата

Размах бизнеса, форма торговли (стационарная, выездная или через торговые автоматы), способ выхода в сеть интернет – вот главные факторы, определяющие модель и характеристики устройства. Мы знаем, что вы любите примеры, поэтому приведем несколько, чтобы все стало понятнее.

Пример 1 – небольшой магазин у дома. Торговый зал в три десятка квадратных метров, продукты питания в стандартном ассортименте, один продавец-кассир. Народу немного – только местные заходят, чтобы купить продукты. Это про вас? Если да, то не покупайте навороченный кассовый аппарат. Приобретите фискальный регистратор, подключите его к компьютеру и работайте себе на здоровье. Регистраторы стоят около 10 тысяч рублей, плюс программное обеспечение для ПК. То же самое касается небольших салонов красоты, кафе и мини-баров. Не упустите из вида один нюанс – если вы продаете алкоголь, включая пиво, касса должна уметь работать с системой учета ЕГАИС.

Пример 2 – большой супермаркет. Товаров – десятки тысяч, кроме продуктов есть товары народного потребления, мелкая бытовая техника, одежда и прочее. Обслуживать покупателей нужно очень быстро. Если это ваш случай – придется купить ПОС-систему. Каждый видел такую штуковину в «Ашане», «Магните» и «Пятерочке». Стоимость ПОС-системы около 50 тысяч рублей. Продвинутые модели – еще дороже.

Пример 3 – вы владелец торгового автомата по продаже кофе, чая и других напитков. Такие устройства также должны быть оснащены онлайн-кассами. Но это совсем другая касса. У нее нет ни кнопок, ни экрана. Ставится она прямо внутрь вендингового автомата и управляется с его помощью.

Пример 4 – служба такси, курьерской доставки или выездная торговля. Тут нужна переносная касса. В чем ее отличие от обычной стационарной? В том, что она может долгое время работать автономно. У нее есть мощная аккумуляторная батарея, выход в интернет через мобильную сеть. Небольшие размеры и вес. Такое устройство можно положить в сумку или разместить в салоне автомобиля. На рынке есть достаточное количество предложений по мобильным кассам. Их стоимость начинается с 9 тысяч рублей.

Более подробно о выборе и покупке онлайн-кассы вы можете прочитать .

После покупки кассовый аппарат нужно зарегистрировать в налоговой, заключить договор с оператором фискальных данных и подключить к интернету. Только после этого можно начинать продажи или оказание услуг.

Где покупать?

Лучше всего – в больших компаниях, занимающихся автоматизацией торговли. Здесь есть широкий выбор самих кассовых аппаратов, а также набор услуг по обслуживанию и пуско-наладке. Если немного доплатить, то делать вообще ничего не придется – всю работу сделают специалисты.

Можно купить кассовый аппарат у оператора фискальных данных или банке. Это может принести бонусы в виде скидок, рассрочек и готовых договоров на обслуживание. Минусы – небольшой выбор, длительные (не всегда) сроки, отсутствие всесторонней поддержки.

Неважно, что вы выберете – доработку старой кассы или покупку новой. Перейти на работу по 54 ФЗ все равно придется, иначе выпишут штраф. Но не вам. Вы то прочитали эту статью и теперь точно знаете, что и как нужно делать. Вперед.