Как проверяет налоговая УСН

Содержание

Особенности перехода на усн при регистрации ип

Сроки предоставления заявления и порядок перехода могут меняться в зависимости от уже имеющейся системы налогообложения:

  • При переводе ЕНВД или общей системы на УСН заявка подается в декабре предыдущего года. Новый режим начинает работать с 1 января.
  • В случае смены ЕНВД на УСН дополнительно оповещаются налоговые органы о прекращении действия системы вмененного дохода.

    Сообщить о смене нужно до 5 января нового периода.

  • Если деятельность, проводимая по ЕНВД, исключается на региональном и муниципальном уровне, или начинается новый вид деятельности, то заявка о прекращении прежнего режима подается в момент принятия решения. На это отводится 30 дней.

При выпадении последнего дня подачи документов на выходной или праздник, можно заявить о переходе на следующий рабочий день.

Если вовремя не подготовить заявку, то предприниматель не сможет перейти на УСН.

Несмотря на большое количество разнообразных налоговых режимов, предусмотренных законодательством, упрощенная система является самой выгодной и простой для ИП. Она изначально создавалась для облегчения налогообложения предпринимателей и поддержки малого бизнеса.

Основным достоинством системы считается экономность. Упрощенный режим не предусматривает больших налоговых отчислений. Поэтому налоги способны выплатить все предприниматели. В этом случае не наблюдается больших задолженностей.

Если осуществляется переход на УСН после регистрации ИП, то с бизнесмена не взимаются НДФЛ, НДС и имущественный налог. При выборе данной системы у предпринимателя появляются агент и возможность самостоятельного ведения кассовой отчетности.

Система предусматривает отчисления во внебюджетные организации, к каким относятся ПФР, ФМС. Размер платежа рассчитывается по специальной формуле.

Чтоб уж совсем всех успокоить, привожу статью из этого журнала, из которой становится понятно, как вообще проходит проверка камеральная по УСН.
«Налоговая проверка», 2013, N 3
ОСОБЕННОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК «УПРОЩЕНЦЕВ»
Как правило, налогоплательщики опасаются выездных налоговых проверок. Это и понятно: зачастую выездные проверки парализуют деятельность предприятия, да и доначисления по ним существенны. В отличие от выездных проверок камеральные проверки проходят практически незаметно для большинства налогоплательщиков. Но тем не менее необходимо иметь четкое представление о том, как проходят камеральные проверки, чтобы в случае необходимости быть готовыми дать ответ на вопрос налогового инспектора. Данная статья предназначена в первую очередь «упрощенцам»: мы рассмотрели особенности проведения камеральной проверки налоговой декларации по УСНО.
Сегодня работа налоговых органов построена таким образом, что упор сделан именно на камеральные проверки. Выездным проверкам предшествует большая аналитическая работа, и выходят на них налоговики с серьезными основаниями для доначисления налогов и сборов. Это подтверждают и цифры <1>. В отчете о результатах контрольной работы налоговых органов за 2012 год (форма N 2-НК) приведены следующие данные:
— количество камеральных проверок — 34 918 358, из них выявивших нарушения — 1 878 975;
— количество выездных проверок — 55 932, из них выявивших нарушения — 55 411;
— доначислено налоговых платежей по результатам камеральных проверок — 57 927 665 тыс. руб.;
— доначислено налоговых платежей по результатам выездных проверок — 311 665 260 тыс. руб.
———————————
<1> Данные приведены на официальном сайте ФНС ().
Отметим, что в 2012 г. было проведено почти 35 млн камеральных проверок!
Основные принципы проведения камеральных проверок. Прежде чем говорить об особенностях камеральных проверок «упрощенцев», напомним основные принципы проведения таких проверок, которые определены ст. 88 НК РФ:
— камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа;
— проверяются налоговая декларация и документы, представленные налогоплательщиком;
— специального решения руководителя налогового органа не требуется;
— срок проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации;
— у налогоплательщика могут быть истребованы пояснения или потребовано внесение соответствующих исправлений в налоговую декларацию в случае выявления в ней ошибок или противоречий, а также при использовании льгот по налогам;
— акт по результатам камеральной проверки составляется только в случае установления факта совершения налогового правонарушения.
Отметим, что налоговое законодательство не содержит такого понятия, как повторная камеральная проверка. Вместе с тем проведение камеральной налоговой проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (Письмо УФНС по г. Москве от 21.02.2011 N 16-15/15881@).
В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненную налоговую декларацию при обнаружении им в поданной в налоговый орган налоговой декларации следующих недочетов:
— неотражения или неполноты отражения сведений;
— наличия ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате;
— наличия недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Согласно п. 9.1 ст. 88 НК РФ, в случае если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Что касается непосредственно «упрощенцев», у них камеральной проверке подвергается основная декларация — налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н.
Правомерность применения УСНО. Прежде чем начать непосредственно камеральную проверку представленной декларации по налогу, уплачиваемому при УСНО, налоговый инспектор обязан убедиться в правомерности применения организацией или индивидуальным предпринимателем данного специального налогового режима. Кстати, именно неправомерное применение УСНО является одним из характерных нарушений законодательства о налогах и сборах «упрощенцами», на которые указывают налоговики на официальном сайте .
Особое внимание при проверке «упрощенца» на соответствие требованиям п. 3 ст. 346.12 НК РФ уделяется следующим моментам:
— наличию у организаций филиалов и представительств;
— доле участия других организаций — не более 25%;
— средней численности работников — не более 100 человек;
— величине доходов — не более 60 млн руб.
Данные о том, есть ли у организации филиалы и представительства (которые согласно ст. 55 ГК РФ должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица), как и данные о доле участия других организаций, у налогового органа есть, поскольку именно ФНС осуществляет услуги по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована) (п. 3 ст. 80 НК РФ). Таким образом, эти данные у налоговиков тоже есть, поскольку налоговая декларация по УСНО представляется позже.
Что касается величины доходов, данные берутся из представленной налоговой декларации и уточняются в процессе камеральной проверки.
Для вновь созданных организаций (зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) или тех налогоплательщиков, которые до рассматриваемого налогового периода применяли другой налоговый режим, отслеживаются еще и сроки перехода на УСНО. Напомним, что с 1 января 2013 г. действует пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, согласно которому не вправе применять УСНО организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на данный спецрежим в сроки, установленные п. п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.
Если в ходе первого этапа будет выявлено несоответствие «упрощенца» требованиям гл. 26.2 НК РФ, встанет вопрос об утрате права на применение УСНО с даты появления несоответствий и доначислении налогов согласно общему режиму налогообложения.
Если данный этап успешно преодолен, что происходит с подавляющим большинством «упрощенцев», камеральная проверка переходит в фазу проверки контрольных соотношений налоговой декларации.
Контрольные соотношения налоговой декларации по УСНО. С 9 января 2013 г. на официальном сайте в открытом доступе в разделе «Налоговая отчетность» представлены «Контрольные соотношения к налоговым декларациям», в том числе и для налоговой декларации «упрощенцев» (Письмо ФНС России от 07.10.2009 N ШС-2-4-3/333дсп@). Проверка налоговой декларации по УСНО проходит как в автоматизированном режиме, так и в «ручном».
Простые арифметические соотношения, которые приведены в налоговой декларации, проверяются автоматически, их невыполнение приводит к неправильному исчислению суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период. В зависимости от применяемого объекта налогообложения на данном этапе кроме чисто арифметических и механических ошибок выявляются другие нарушения. Для объекта налогообложения «доходы» характерны следующие нарушения:
— неправильное применение налоговой ставки;
— неправомерное указание суммы расходов;
— неправомерное указание суммы убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), уменьшающей налоговую базу за налоговый период;
— неправильное определение налоговой базы за отчетный период;
— неправомерное указание суммы убытка, полученного за налоговый период;
— неправомерное указание суммы исчисленного минимального налога за налоговый период;
— неправильное (необоснованное) уменьшение суммы налога, исчисленной за налоговый период.
При применении объекта «доходы минус расходы» могут быть выявлены следующие нарушения:
— неправильное применение налоговой ставки;
— неправильное определение налоговой базы за отчетный период;
— неисчисление суммы минимального налога за налоговый период.
Еще одним важным моментом является заполнение строки 230 налоговой декларации, в которой отражается сумма убытка, полученного в предыдущих налоговых периодах, уменьшающая налоговую базу за налоговый период. В данном случае налоговики могут сравнить указанные цифры с данными предыдущей декларации.
Следующий этап камеральной проверки выполняется уже в неавтоматизированном режиме и с учетом данных, полученных из внешних источников. В этом случае под внешними источниками в основном понимаются банки, территориальные органы ПФР и ФСС.
В силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Статья 93.1 НК РФ не содержит конкретного перечня истребуемых налоговыми органами документов. По мнению финансистов, представленному в Письме от 08.10.2012 N 03-02-07/2-136, к таким документам относится любой документ, содержащий информацию, указанную в п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
В свою очередь, банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей, а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством РФ в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом (п. 2 ст. 86 НК РФ).
Таким образом, налоговые органы могут затребовать информацию о расчетных счетах в банке конкретного налогоплательщика и движении денежных средств. При этом, как отмечено в Письме Банка России от 07.03.2012 N 34-Т, в случае направления налоговыми органами по основаниям, предусмотренным ст. 93.1 НК РФ, в кредитные организации надлежащим образом оформленных требований о представлении документов (информации) у кредитных организаций отсутствуют основания для непредставления в налоговые органы таких документов (информации).
По каким причинам могут затребовать банковские документы «упрощенца»? Наиболее вероятными в данном случае представляются резкое уменьшение суммы доходов или резкое увеличение суммы расходов, но могут быть и иные причины для направления запроса в банк.
Данная информация поможет налоговому инспектору, проводящему камеральную проверку налоговой декларации по УСНО, сформировать свое мнение относительно доходов «упрощенца». И в результате будет исключено такое нарушение, как неправильное определение доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы при УСНО. Отметим, что занижение доходов в результате невключения в сумму доходов поступлений от реализации товаров (работ, услуг) также является одним из характерных нарушений законодательства о налогах и сборах «упрощенцами». Важность данной информации возрастает при пограничных значениях суммы доходов, ведь можно утратить право на применение УСНО с последующим доначислением всех налогов по общей системе.
В соответствии с Соглашением ФНС России N ММВ-27-2/5, ПФР N АД-30-33/04сог от 22.02.2011 «По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации» органы ПФР обеспечивают передачу налоговым органам в том числе следующей информации:
— копий расчетов (в том числе уточненных) по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды ежемесячно в срок до 10-го числа;
— сведений, подтверждающих представление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в территориальный орган ПФР данных в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» по запросам налоговых органов в течение двух рабочих дней, следующих за днем получения запроса.
Эти данные позволяют налоговикам иметь информацию как о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов, так и о численности работников.
Аналогичное соглашение заключено между ФНС и ФСС — Соглашение ФНС России N ММВ-27-2/15, ФСС РФ N 14-03-40/08-1767П от 23.06.2011 «По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования Российской Федерации». Органы ФСС обеспечивают передачу налоговым органам в том числе следующей информации:
— сведений о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов за отчетный (расчетный) период в разрезе плательщиков страховых взносов по данным расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения ежеквартально в срок до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом;
— иных сведений, необходимых для администрирования налогов налоговыми органами, не позднее 30 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса.
Приведенные выше данные особенно актуальны при проверке «упрощенцев», применяющих объект налогообложения «доходы». Такая процедура позволяет исключить неправильное определение общей суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности, уменьшающей сумму налога, исчисленную за налоговый период, например уменьшение суммы налога на сумму неуплаченных страховых взносов. Это, в свою очередь, позволяет избежать неправильного (необоснованного) уменьшения суммы налога, исчисленного за налоговый период.
Документы, которые могут истребовать у «упрощенца». Как мы уже указали выше, налоговики при проведении камеральной проверки используют данные из разных источников. Один из самых основных источников информации в данном случае — это сам «упрощенец». Могут ли в ходе камеральной проверки налоговой декларации истребовать Книгу учета доходов и расходов <2>, первичные документы, кассовые и другие документы у самого «упрощенца»? Нет, истребовать конкретные документы, в том числе перечисленные, при проведении камеральной проверки налоговики не могут. Но если в результате проверки выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, данным, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. То есть налоговый инспектор может обратиться к «упрощенцу» с просьбой пояснить отдельные моменты. На самом деле пугаться таких звонков из налоговой инспекции не стоит: подавляющее большинство их связано с ошибками при заполнении декларации, иногда требуются пояснения по конкретным вопросам. «Упрощенец» в этом случае не обязан представлять первичные документы, но вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. На практике иногда, конечно, удается объясниться и без первичных документов, но чаще всего их приходится представлять. В этой ситуации нет однозначного решения, представлять документы или нет, надо исходить из конкретной ситуации и здравого смысла. Может быть, в отдельных случаях проще представить необходимые документы и снять вопрос?
———————————
<2> Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утв. Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.
Налоговый инспектор, проводящий камеральную налоговую проверку, обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы (п. п. 3 — 5 ст. 88 НК РФ), а дальше действовать по ситуации: прекратить камеральную проверку, удовлетворившись представленными пояснениями, или составить акт по выявленным нарушениям.
Таким образом, в тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Запрет на подобные действия содержится в п. 7 ст. 88 НК РФ, в силу которого при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не установлено НК РФ. Представление налоговой декларации по УСНО не требует одновременной подачи еще каких-либо документов.
Президиум ВАС еще в Постановлении от 11.11.2008 N 7307/08 указал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений и первичных учетных документов нет. Отметим, что представители Минфина и налоговых органов в данном случае согласны с приведенной позицией Президиума ВАС и рекомендуют налогоплательщикам обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц в порядке, предусмотренном гл. 19 НК РФ (Письма Минфина России от 25.07.2012 N 03-02-08/65, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@).
Окончание камеральной проверки. Завершающим этапом камеральной проверки является составление акта, но только в том случае, если выявлены нарушения. Если никаких нарушений нет, акт не составляется и «упрощенец» даже не знает об окончании камеральной проверки его декларации.
Если все же акт составляется, дальше начинают действовать нормы ст. 100 НК РФ, в соответствии с которыми акт подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Затем в течение пяти дней с даты подписания акта он должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки «упрощенец» вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Е.П.Зобова
Главный редактор журнала
«Налоговая проверка»
Подписано в печать
22.04.2013

Выездная проверка «упрощенца»

Основанием для проведения выездной налоговой проверки, как правило, является необходимость удостовериться в том, что налогоплательщик имеет право на применение УСН, т. е. соблюдает все установленные для «упрощенцев» требования, а также в том, что он правильно рассчитывает упрощенный налог. Потенциальными проверяемыми являются те «упрощенцы», кто много лет декларирует убыточную деятельность, или те, кто часто переводится из одной ИФНС в другую.

Кто может применять УСН, узнайте из публикации.

Выездная проверка на основании п. 8 ст. 89 Налогового кодекса начинается со дня, когда налоговым органом вынесено соответствующее решение о проведении проверки. Проверка длится до 2 месяцев, хотя в отдельных случаях этот срок может быть продлен до 4–6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Все основания для продления проверки упомянуты в п. 4 приложения 2 к приказу ФНС от 25.12.2006 № САЭ3-06/892@.

О порядке продления проверки читайте в нашей статье «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Проверка может охватывать всю деятельность налогоплательщика за последние 3 года. Проверяются все имеющиеся у него документы, в том числе и бухгалтерские, ведь с 2013 года у юрлиц-«упрощенцев» появилось обязательство вести бухгалтерский учет. В случае необходимости в ходе проверки могут быть произведены инвентаризация, осмотр, выемка документов и прочие специальные мероприятия по налоговому контролю.

По итогам проверки выдается справка, а через 2 месяца — акт (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Выездная проверка ИП и ООО

Сама процедура проведения подобной проверки мало чем отличается от проверки деятельности юридического лица. Кроме этого, она может проводиться согласно плану, либо без такового.

Проверки планового характера основаны на плане, который составляется специалистами ФНС ежегодно.

А внеплановую могут провести, если хотят проверить, все ли нарушения, выявленные ранее, вы устранили. О предстоящей проверке вас уведомят.

В процессе проведения проверочных мероприятий руководитель компании, либо сам предприниматель обязательно должен присутствовать. Если у вас в силу обстоятельств такой возможности нет, оповестите об этом налоговую и попросите передвинуть срок проверки. В некоторых ситуациях вы можете использовать такую ситуацию, чтобы устранить мелкие нарушения.

Процедура

Весь процесс проверки выглядит так: в ваш офис выезжает группа проверяющих, которая в течение двух месяцев осуществляет проверочные мероприятия.

Проверять могут:

  • Всю хоз. деятельность, которую вы ведете;
  • Как у вас организована работа с наличными деньгами;
  • Как применяется контрольно-кассовая техника и так далее.

В том случае, если офисных или производственных помещений у вас нет, проверка может быть проведена и в стенах ФНС, для этого от вас требуется предоставить на проверку всю необходимую документацию.

Сроки проведения

Стандартный срок проведения – 2 месяца, но он может быть растянут и до полугода, если:

  • Если у вашего ИП несколько подразделений, функционирующих обособленно;
  • Если будут выявлены нарушения, требующие дополнительной проверки;
  • Если вы нарушаете сроки предоставления проверяющим документации;
  • Если произошла нестандартная ситуация: возгорание, кража и прочее.

Документы для проверки налоговой

Прежде всего, вас попросят предоставить регистрационную документацию, а также ту, которая подтвердит, что вы ведете свой бизнес легально.

В список входят:

  • Свидетельство о регистрации в качестве ИП;
  • Отчетность бухгалтерского характера;
  • Отчетность по налогам (за период, который подвергается проверке);
  • Кассовые документы;
  • Лицензии (если вы ведете деятельность, подлежащую лицензированию);
  • Банковскую документацию.

Проверка ИП на УСН

Упрощенка – выбор большинства индивидуальных предпринимателей. Она подразумевает, что налог в течение года вы вносите ежеквартальными авансовыми платежами, а окончательный расчет делаете до 30 апреля года, следующего за отчетным.

В процессе проверки налоговые инспекторы будут проверять, насколько законно вы применяете УСН.

Если они докажут, что это делается неправомерно, вам доначислят все налоги, которые нужно платить при применении общей системы налогообложения.

После проверки законности проверяющие будут анализировать, насколько правильно вы ведете учет. Но сразу отметим, что индивидуальные предприниматели вести бухучет не обязаны.

Проверка ИП на ЕНВД

Для начала стоит отметить, что такая проверка применяется, если вы уже допускали нарушения налогового законодательства.

Это может быть неправильное заполнение деклараций, нарушений сроков ее подачи, подозрения в сокрытии доходов.

В целом проверка на ЕНВД заключается в подтверждении физических или иных показателей, которые применяются для исчисления налога: расчет среднесписочной численности, правоустанавливающие документы на помещения, территории, если ваш бизнес – автостоянка, а также заключенные договора и иные документы.

Проверка при закрытии ИП

Даже если вы уже благополучно свернули свой бизнес, в течение трех лет к вам могут прийти с проверкой после закрытия.

Хотя стоит сказать, что выездная проверка проводится не во всех случаях и обязательной не является. Но даже если ваш бизнес находится в процессе ликвидации, проверить вас налоговики имеют право.

Конечно, к вам домой проверяющие не придут, но могут сделать следующее:

  • Провести инвентаризацию;
  • Запросить документацию, которая касается деятельности вашего ИП;
  • Осмотреть помещения (если таковые имеются).

Специалисты налоговой обладают правом провести выездные проверочные мероприятия в отношении вашего ИП в течение 36 месяцев после того, как вы его закроете.

Далее поговорим о том, как проводится выездная проверка ООО.

Выездная проверка ООО: причины назначения

  • В отчетности более 2-х лет отражается, что компания убыточна;
  • Рост расходов опережает рост доходов;
  • Вы неоднократно меняли обслуживающую налоговую;
  • Есть основания полагать, что ваша компания сотрудничает с фирмами-однодневками;
  • Вы не предоставляете разъяснения о расхождении данных в отчетности.

Данный список может дополняться в зависимости от ситуации.

Мероприятия дополнительного характера

В процессе проверки инспекторы могут проводить контрольные мероприятия дополнительного характера:

  • Истребовать бумаги и осуществлять их выемку;
  • Осматривать территорию и имущество;
  • Проводить инвентаризацию имущества;
  • Проводить допрос свидетелей;
  • Пользоваться услугами экспертов и переводчика.

Подобные мероприятия могут проводиться инспекторами только с соблюдением всех требований законодательства.

Сроки проверки ООО

Стандартный срок – 2 месяца. Но ее могут продлить по разным основаниям до 6-месячного срока.

Основания таковы:

  • Компания очень крупная;
  • Нужно проводить дополнительные проверочные мероприятия;
  • У ООО есть обособленные подразделения;
  • Вы предоставили документацию несвоевременно.

Проверка ООО на УСН

Процедура практически аналогична проверке ИП. Сначала налоговики выясняют, имеете ли вы право применять режим УСН, соблюдаете ли все предъявляемые к этому режиму налогообложения требования.

Затем проверяются расчеты налоговых платежей по упрощенке, после этого правильность заполнения документации и порядок осуществления хоз. операций.

Как проходит налоговая проверка при ликвидации ООО

При ликвидации ООО выездные проверочные мероприятия проводятся практически всегда.

Проверять у вас будут информацию по абсолютно всем налоговым платежам за последние 36 месяцев. При этом не важно, когда вашу компанию проверяли в плановом режиме.

Срок проведения будет зависеть от того, в каком состоянии находится документация, как ведет себя ликвидационная комиссия, какова структура вашей компании.

Если у вашей фирмы есть филиалы, их тоже проверят.

Фиксация результата проверки

Все результаты будут отражены в протоколе и итоговой справке. В ней отражаются суммы задолженности, а также сведения о нарушении законодательства (если таковые были обнаружены).

Если же вы с результатами проверки не согласны, в течение 15 дней с даты получения итогов проверки, вы можете их обжаловать.

Как избежать проверки при ликвидации

Законных вариантов избежать общения с налоговиками несколько:

  • Осуществлять все платежи вовремя и полностью;
  • Продать компанию;
  • Оформить ликвидацию с нулевым балансом;
  • Обратиться за помощью к посредникам.

Камеральные проверки ИП и ООО

Это мероприятие прежде всего направлено на то, чтобы проконтролировать, соблюдаете ли вы требования налогового законодательства.

Проводят ее на территории ФНС после того, как вы подадите декларацию. При этом разрешения руководства инспекции на проведение проверки не требуется.

Извещать вас о проведении проверки инспекторы ФНС не обязаны. Вы узнаете о ней, если у проверяющих возникнут к вам вопросы или потребуются пояснения.

Документацию, которую налоговая примет решение истребовать, вы должны будете предоставить в десятидневный срок после того, как получите требование об этом.

Если же откажетесь их предоставить, на вас могут наложить взыскание в виде штрафа либо привлечь к административной ответственности.

Проверку будут проводить за тот период, который вы ранее указали в декларации.

Что касается сроков, то он составляет три месяца, а его отсчет начинается с даты, следующей за датой предоставления декларации в ФНС.

Камеральная проверка ООО работающих на УСН и ЕНВД проводится по тем же принципам, что и проверка по общей системе налогообложения.

Изменения по проверкам в текущем году

Что касается изменений, которые будут работать в текущем году, то стоит отметить одно: проверки станут более тщательными и опасными для предпринимателей.

Это становится возможным благодаря новому программному обеспечению налоговых инспекций, которое детально анализирует предоставляемые декларации, отчеты, соотношение контрольных показателей и таким образом формирует список кандидатов на проверку. Анализ проходит практически без участия налогового инспектора, а результаты формируются в короткой справке.

Так, к примеру, внедрение электронной системы АСК НДС, в настоящее время уже 2-ой версии, позволило сократить практически в 8 раз незаконное возмещение НДС из бюджета.

Обязательное применение онлайн-касс, передающих информацию в налоговую инспекцию в режиме реального времени, также позволяет пресекать неуплату НДС и сводить к минимуму «серые» схемы ухода от налогов.

Еще одно нововведение – камеральную проверку может проводить иная ИФНС, а не та, в которую вы обычно сдаете отчеты. Это делается с целью исключить какие-либо личные контакты, а также повысить эффективность проводимых мероприятий.

В настоящее время, согласно статистике, наибольшая собираемость налогов происходит именно в результате камеральных проверок, а не выездных. А это значит, что увеличивается и вероятность того, что от вас будут требовать пояснения и производить более крупные доначисления, чем ранее.

Самыми тщательными и опасными являются те проверки, которые ФНС проводит вместе с сотрудниками правоохранительных органов. Количество таких проверок уже перевалило за 4,5 тысячи.

Каждый руководитель или владелец бизнеса должен понимать, что избежать проверки вряд ли получится. Ваша задача состоит в том, чтобы соблюдать все требования закона, а если проверяющие пришли, предоставить им возможность осуществлять законные действия.

Когда проверят упрощенца и физлицо? Из-за чего не дадут вычет? Как глубоко проверяет АСК НДС-2? Как инспекторы защищают свой план проверок перед УФНС? Как переводить дивиденды участнику ООО, чтобы не было проблем? Об этом и другом наш автор Марат Самитов беседовал с налоговым инспектором, который, естественно, пожелал остаться неназванным.

Как проверяют соблюдение 54-ФЗ о применении онлайн-касс?

В налоговой есть специальный отдел оперативного контроля, инспекторы по заданию начальника инспекции выходят на проверку. Например, в нашей налоговой за 2017 год было совершено 1265 проверок касс, при этом почти в половине были выявлены нарушения применения ККТ либо не полностью отражали выручку. В основном проверяют магазины и кафе с большой проходимостью. Если кассир сделал какое-то нарушение, то инспектор предъявляет удостоверение и составляет акт, дальше юристы разбираются, штрафовать или нет.

Как проверяют НДФЛ и страховые взносы?

НДФЛ я проверяла на тематической проверке. Приходила на предприятие и запрашивала документы, перед этим уже проанализировала сдачу НДФЛ и знала, что можно взять. В общем, методика проверки не сильно отличается от проверки других налогов. Если пришли, то уже знаю где искать.

Часто ли и как проверяют ЕНВД?

Если плательщик ЕНВД стоит в плане ВНП, то его проверят. То есть бывает и внепланово, обычно планово.

На ЕНВД тоже можно много чего найти.

Будет ли проверка, если на УСН (доходы минус расходы) налог платить в размере 1%?

Налог в 1% — это не тот показатель, на который ориентируется инспекция при включении налогоплательщика в план ВНП и выходе на проверку. Он может платить 1%, а на счету проходить огромные суммы. И рисовать расходы. И точно также как ЕНВД, налогоплательщик попал в план ВНП. Выйдут и проверят. Если предприниматель платит чуть больше 1% — это тоже не гарантия от проверки.

Часто ли проверяют земельный, транспортный налог?

В составе комплексной проверки ВНП по всем налогам всегда проверяют. Бывают тематические проверки по одному налогу, но не слышала о таких по транспортному и земельному. Притом запросы в регистрирующие органы обязательно будут уже у выездника до ВНП, потом в ходе проверки он может их продублировать в организации.

Реально ли получить вычет по НДФЛ и как тщательно проверяют декларации у физических лиц?

Вычеты все тщательно проверяют. Конечно вычет вычету рознь. На обучение и простое лечение, в основном, смотрят документы. Но и отказы бывают.

Бывает, что приходится формально отказать, т.к. налогоплательщика не могут вызвонить или не оставил контактный телефон, а нужно донести какие-то документы. А у инспектора сроки. И без этих документов начальник отдела не согласует вычет.

Если вычеты на кв., а\м, проверяют через налоговую базу. Если налогоплательщик проживал в другом регионе, туда направят запрос, получал ли он там вычет.

По вычетам еще бывали косяки с 2-НДФЛ. Например, налогоплательщик не отражал в декларации все места работы за налоговый период

Вызовут ли на комиссию по легализации заработной платы, если организация не выплачивает зарплату и НДФЛ?

Вызовут, но не могу подробно рассказать, не мой отдел.

Насколько глубоко налоговый инспектор может проследить цепочку поставщиков, используя АСК НДС-2?

Мы обычно выстраиваем цепочку до шестого уровня, обычно этого достаточно, но можно сделать и длиннее. Если будет разрыв, то это послужит одним из доказательств нереальности операции, и инспектор будет собирать информацию дальше.

Какие факторы сыграют решающую роль, для того чтобы налоговый инспектор выдал заключение о целесообразности проведения налоговой проверки?

Налоговый инспектор может и даст положительное заключение, но без защиты плана в Управлении ничего не выйдет. Мои коллеги из отдела предпроверочного анализа говорили, что много их разработок и куча проведенной работы часто может пойти в стол или мусорку.

Перечислю основное:

— все признаки из концепции планирования, в налоговой программе они считаются автоматизировано: низкая налоговая нагрузка, убытки, большая доля вычетов по НДС, низкая заработная плата, для упрощенцев выручка близкая к 150 млн, большие суммы расходов, много посредников-перекупщиков, частая смена юридического адреса, игнорирование требований налоговой, низкая рентабельность фирмы, проблемные поставщики;

— запросы в регистрирующие органы;

— допросы и пр.

Сколько раз в год можно начислить дивидендов 100% участнику ООО УСН ДОХОДЫ 6%? Есть ли риски при получении их наличными через корп.карты данным лицом?

Дивиденды можно начислить и выплатить 4 раза в год, то есть ежеквартально, риск получения через корпоративную карту есть. Банк может заблокировть счет, т.к. не видно назначения платежа и не понятна суть операции, лучше переводить на дебетовую карту учредителя и сразу уплачивать НДФЛ 13%. Банки в автоматическом режиме отправляют информацию об операция по расчетному счету в налоговую инспекцию по ООО и ИП, по физлицам не отправляют, только по запросу инспектора, и то только с разрешения вышестоящего руководства регионального УФНС.

Истребованию выписок должен предшествовать анализ сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, информации, полученной при проверках других налогоплательщиков. И только в случае, если эти данные будут свидетельствовать о том, что гражданин скрывает свои доходы от налогообложения, можно говорить о получении выписки по счетам. Поэтому массового направления таких запросов в банки ожидать не следует.

Как изменить мнение Минфина о расчете 1% дополнительного взноса в ПФ для УСН доходы минус расходы от общего дохода без учета расходов?

Минфин скорее всего никак не переубедишь. Если налоговые будут руководствоваться и доначислять, свои права придется защищать в суде, и пока не сложится практика в пользу налогоплательщика, Минфин не поменяет мнение. И вообще, мнение Минфина всего лишь мнение чиновника, судья не будет на него обращать внимание. Пока мнение Минфина — это просто фантазии чиновника.

Как налоговый инспектор доказывает отсутствие поставок ТМЦ или выполнения работ (услуг) от «проблемного» контрагента?

Проведением полного комплекса налоговых мероприятий в ходе ВНП: допросы, осмотры, запросы, истребование документов.

Доказательствами будут результаты каждого из мероприятий, но рассматривать их будут в совокупности.

При официальной ликвидации все фирмы налоговая проверяет?

Налоговая может провести ВНП перед ликвидацией, скорее всего, но не факт, какая вероятность проверки в процентах не скажу, не знаю такую статистику.

А если фирму будут банкротить?

В случае банкротства, вероятность проверки ниже, т.к. с банкрота нечего взять, может быть нерезультативная проверка… А тогда полетят премии.

Для отдела урегулирования задолженности, которые занимались банкротством, делали финансовый анализ отчетности предприятия и писали выводы.

Читайте интервью с офицером в отставке УБЭП о самом важном во взаимоотношениях с сотрудниками надзорных органов.