Как налоговая проверяет НДФЛ

Сверка с налоговой и ее последствия

Сверка с налоговой и ее последствия

Перед сдачей годовой отчетности желательно проверить, имеет ли учреждение задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. Если нет — хорошо. В противном случае нужно будет подать уточненные декларации, разобраться с переплатой или недоплатой и пенями.

Для начала сразу определимся: совместная сверка сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться как по заявлению учреждения, так и по требованию инспекции (подп. 11 п. 1 ст. 32, п. 7 ст. 45 НК РФ). Однако в обязательном порядке сверка проводится:

— крупнейшими налогоплательщиками (ежеквартально);

— при процедуре снятия налогоплательщика с учета в связи с переходом из одной налоговой инспекции в другую;

— при процедуре снятия налогоплательщика с учета в случае ликвидации (реорганизации) организации;

— по инициативе налогоплательщика;

— в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

У каждого из этих вариантов есть свои особенности. Но в любом случае сверку осуществляют в соответствии с разделом 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@, далее — Регламент (письмо Минфина, ФНС России от 8 мая 2007 г. N СК-6-25/375@).

Сверка по заявлению

Для того чтобы провести сверку, учреждение должно подать заявление в произвольной форме (рис. 1). Оно должно быть подписано налогоплательщиком либо его представителем. В документе следует указать название учреждения, ИНН, КПП, перечислить виды налогов, по которым нужно провести сверку. Обратите внимание: как правило, сверку по НДФЛ проводят отдельно от остальных налогов.

Руководителю ИФНС N 18
по. СВАО г. Москвы________________________________
От руководителя ГОУ “Лицей N 1893“________________
от 19 декабря 2008 г.

Заявление

Прошу произвести налоговую сверку расчетов ГОУ “Лицей N 1893“ с бюджетом за 2007 г. (2008 г.):

— по НДС;

— по налогу на прибыль;

— по ЕСН.

Руководитель ГОУ “Лицей N 1893“

Рисунок 1

Заявление можно вручить инспектору лично или отправить по почте с уведомлением о вручении (п. 3.4.1 Регламента). В первом случае на втором экземпляре инспектор должен будет поставить отметку о принятии и дате представления заявления.

Далее, если в данных инспекции и учреждения нет расхождений, проверяющие в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления должны составить акт по форме 23-а (краткая) (его форма утверждена приказом ФНС России от 4 апреля 2005 г. N САЭ-3-01/138@).

При выявлении расхождений срок проведения сверки, формирования и оформления акта не должен превышать 15 рабочих дней (в них не учитывают дни на доставку актов по почте). При выявлении расхождений инспектор должен провести анализ данных, которые имеются в налоговом органе, и сверить их с первичными документами учреждения. Если выявлено, что ошибки допущены инспекцией, проверяющий подготавливает служебные записки и передает их в отдел, допустивший их. Ошибки исправляют в течение пяти рабочих дней, затем информация об их устранении направляется в отдел работы с налогоплательщиками (п. 3.1.5 Регламента). После этого также формируется акт по форме 23-а (краткая).

Внимание

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, которая включает сверку расчетов с налоговой инспекцией (ст. 12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ)*(1).

Если же ошиблось учреждение, инспектор должен выслать ему Уведомление (приложение 1 к Регламенту). Первый экземпляр акта учреждение получит в течение трех рабочих дней. На втором ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя).

Кроме того, учреждение может написать заявление на выдачу справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени и налоговых санкций (рис.

Инструктаж по сверке с ИФНС

2). Такой документ формируется на основании приказа ФНС России от 23 мая 2005 г. N ММ-3-19/206@. Его выдают или посылают по почте в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления. Заметим: если у учреждения по состоянию на дату, указанную в справке, есть начисленные, но не уплаченные суммы, в справке делается запись “имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации“.

Руководителю ИФНС N 18
по. СВАО г. Москвы________________________________
От руководителя ГОУ “Лицей N 1893“________________
от 19 декабря 2008 г.

Заявление

Прошу выдать справку об отсутствии задолженности по состоянию на 1 декабря 2008 года перед федеральным бюджетом Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами фондов. Справка необходима для представления в _________________________.

Руководитель ГОУ “Лицей N 1893“

Рисунок 2

Снятие с учета

При снятии организации с учета в налоговом органе в связи с переходом из одной инспекции в другую или ликвидацией (реорганизацией) сверку проводят вне зависимости от воли организации. В этом случае представителя учреждения пригласят в инспекцию, прислав уведомление, в котором укажут дату сверки (п. 3.3.2 Регламента).

По результатам сверки расчетов также составляется акт по форме N 23-а (краткая) в трех экземплярах (в случае ликвидации — в двух), который визируется начальником отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр вручается учреждению. На втором и третьем ставится дата получения и подпись налогоплательщика. Один экземпляр документа передается в отдел, формирующий пакет документов для последующего направления в налоговый орган по новому месту учета, другой остается в инспекции по месту проведения сверки. Второй экземпляр акта ликвидируемой организации передается на хранение в архив инспекции.

Заметим, при смене местонахождения обособленного подразделения также придется провести сверку расчетов. Дело в том, что Налоговый кодекс не устанавливает порядка учета в налоговых органах обособленных подразделений в связи с изменением местонахождения. Поэтому нужно будет провести процедуру их закрытия и открытия новых (письма Минфина России от 14 июля 2008 г. N 03-02-07/1-278, 11 июля 2008 г. N 03-02-07/1-275).

Уточнение платежа

Итак, по результатам сверки оказалось, что у учреждения имеется переплата по одному налогу и недоплата по другому. Что делать в этом случае? Следует подать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, налогового периода или статуса плательщика (п. 7 ст. 45 НК РФ). Заметим, подавать такой документ можно лишь в том случае, когда ошибка не привела к потерям бюджета (в платежном поручении были неправильно указаны: основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус налогоплательщика). К заявлению нужно приложить копии платежных документов.

На основании заявления и акта сверки инспекция уточнит платеж на день фактической уплаты налога. Учреждению при этом выдадут “Решение об уточнении платежа“ (форма утверждена приказом ФНС России от 2 апреля 2007 г. N ММ-3-10/187@).

Пени

После уточнения платежа уплаченная сумма отражается в карточке лицевого счета плательщика. А пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты до дня принятия решения об уточнении платежа пересчитываются. Специальный срок для этого не установлен. Поэтому применяется срок для рассмотрения заявлений организации о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога, установленный статьей 78 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 31 июля 2008 г. N 03-02-07/1-324) — 10 дней со дня получения соответствующего заявления.

Однако, по мнению чиновников, заявление на пересчет пени подавать в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нельзя, так как они не являются налогом или сбором (письма Минфина России от 15 января 2007 г. N 03-02-07/2-3, ФНС России от 15 марта 2006 г. N 19-4-06/000036). Порядок исчисления и уплаты пеней за несвоевременную уплату взносов на ОПС, говорят они, регулируется статьей 26 Закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (далее — Закон N 167-ФЗ). Эта статья не предусматривает пересчет пеней. Но судьи с такой позицией в корне не согласны (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 апреля 2008 г. по делу N А42-4853/2007). Они утверждают, что ни статьей 26 указанного Закона, ни другими его статьями не регламентируется порядок устранения допущенных страхователем ошибок, не повлекших неперечисления взносов, а также последствия такого устранения для расчета пеней. В связи с этим в таких случаях нужно руководствоваться соответствующими нормами Налогового кодекса, то есть в нашем случае статьей 45.

Полезные советы

Примите к сведению несколько советов, которые помогут получить акт и справку о состоянии расчетов с наименьшими проблемами.

1. Собираясь на сверку, захватите заверенные копии деклараций по всему проверяемому периоду, уточненные декларации, платежные поручения, другие первичные документы и карточки по каждому налогу. Кроме того, можно взять в банке выписку из лицевого счета.

2. Бывает так: учреждение проводит сверку, получает акт. Однако на лицевом счете появляются недоплаты, пени и штрафы. Как это возможно? Все очень просто. Чиновники еще не провели камеральную проверку поданной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Поэтому, прежде чем идти на сверку, зайдите в отдел камеральных проверок. Там проверят дату сдачи отчета и правильность арифметического подсчета налога.

Переплата и зачет

При наличии переплаты учреждение вправе написать заявление о зачете или возврате данной суммы. Заявление составляется в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов. Также указывается, по каким налогам (сборам) и на какую сумму имеется переплата и по каким налогам (сборам) в счет предстоящей уплаты (погашения недоимки) ее нужно зачесть. Но, как гласит пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса, это можно сделать лишь в течение трех лет со дня уплаты налога. Однако в письме Минфина России от 22 февраля 2006 г. N 03-02-07/2-10 и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 173-О говорится, что налогоплательщик в случае пропуска указанного срока вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы. Тогда будут действовать общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда организация узнала или должна была узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ, Определение ВАС РФ от 26 июня 2008 г. N 8030/08). А в постановлении Президиума ВАС РФ от 8 ноября 2006 г. N 6219/06 уточнено, что организации могут потребовать зачет налогов в суде, если с момента сверки расчетов с инспекцией прошло менее трех лет. Эту позицию поддерживают и окружные судьи (постановление ФАС Московской области от 28 июня 2007 г. по делу N КА-А40/5150-07). Однако, если учреждение обратится в суд позже, арбитры уже не помогут (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 марта 2008 г. по делу N А82-1988/2007-28).

Важно отметить, что с 2008 года зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (письма Минфина России от 22 сентября 2008 г. N 03-02-07/1-370, от 21 октября 2008 г. N 03-02-07/1-412). Например, НДС можно зачесть в счет акцизов, НДФЛ, ЕСН, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами биоресурсов, госпошлины (ст. 13 НК РФ). Налог на имущество можно зачесть в счет транспортного налога (ст. 14 НК РФ).

К местным налогам и сборам относится только земельный налог. Поэтому зачесть переплату по нему можно только в счет предстоящих платежей (ст. 15 НК РФ).

При совмещении общего режима налогообложения с уплатой ЕНВД переплата по налогу на прибыль может быть зачтена в счет погашения недоимки по ЕНВД (п. 7 ст. 12, подп. 3 п. 2 ст. 18, п. 1 ст. 78 НК РФ).

Взносы на обязательное пенсионное страхование

При зачете или возврате взносов на ОПС также возникают трудности. Налоговики отказывают организациям, ссылаясь на то, что это обязанность Пенсионного фонда. Однако и чиновники, и судьи поддерживают налогоплательщиков (постановления Президиума ВАС РФ от 5 сентября 2006 г. N 2776/06, от 5 сентября 2006 г. N 4240/06, ФАС Волго-Вятского округа от 11 января 2007 г. по делу N А17-1619/5-2006, Московского округа от 17 июля 2008 г. по делу N КА-А40/5912-08, письма Минфина России от 4 декабря 2006 г. N 03-02-07/1-337, от 12 мая 2008 г. N 03-02-07/2-87). Доводы здесь такие. Пункт 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что терорганы Пенсионного фонда могут возвращать страховые взносы, только если невозможно установить, за каких застрахованных лиц платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены. А контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами (п. 1 ст. 25 Закона N 167-ФЗ).

Кроме того, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. N 74н (далее — Указания), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют администраторы доходов бюджетов.

Возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет (п. 17 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 16 декабря 2004 г. N 116н).

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, приведенному в Указаниях, администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба. Ей и производить зачет (возврат) взносов.

Уточненка

Если по результатам сверки выявлены ошибки, нужно подать уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ) за тот период, в котором была совершена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Если установить такой период невозможно, перерасчет базы и суммы налога производится за период, в котором выявлены искажения. Учреждение может направить уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки (письма Минфина России от 6 марта 2008 г. N 03-02-07/1-86, ФНС России от 12 декабря 2006 г. N ЧД-6-25/1192@, постановление Президиума ВАС РФ от 12 июля 2005 г. N 2769/05).

К уточненным декларациям следует приложить бухгалтерскую справку-расчет, объясняющую причины внесения изменений в ранее представленные декларации (письмо УФНС по г. Москве от 24 января 2007 г. N 18-08/3/05907@).

Если уточненная декларация представляется после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то учреждение освобождается от ответственности при условии, что уточненка была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении инспекцией факта неотражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной проверки (п. 3, 4 ст. 81 НК РФ).

Если уточненка представляется после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то учреждение освобождается от ответственности при представлении уточненной декларации до момента, когда оно узнало об обнаружении инспекцией неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 июня 2008 г. по делу N А19-13516/07-43-Ф02-2423/07). При этом освобождение от ответственности предусматривает освобождение от штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9).

Помимо того в постановлении N А19-13516/07-43-Ф02-2423/07 арбитры указали следующее. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 42 постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что при применении статьи 122 Налогового кодекса необходимо иметь в виду, что “неуплата или неполная уплата сумм налога“ означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения определенных действий или бездействия. В связи с этим, если в предыдущем периоде у учреждения имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса, отсутствует. Ведь занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога. Если же у учреждения имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса.

Внимание

Налоговики не вправе отказывать в приеме декларации, когда она составлена по действующей форме. Если форма не соблюдена, инспектор имеет все основания ее не принимать и просто на словах сообщить об этом представителю, через которого подается отчетность. Если до срока сдачи декларации налогоплательщик не успеет представить ее еще раз, но уже в надлежащем виде, учреждению грозит штраф по статье 119 На логового кодекса (письмо Минфина России от 7 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-456). Однако суды считают, что если декларация сдана не по форме, но вовремя, и содержит все необходимые данные для проверки и расчета налога, то она считается поданной в срок (определение ВАС РФ от 26 февраля 2008 г. N 1789/08).

Остановимся на таком моменте. Если началась камеральная проверка поданной первоначальной декларации, представление уточненки ее прекращает и обязывает инспекторов провести камеральную проверку уточненной декларации (письмо Минфина России от 25 апреля 2008 г. N 03-02-07/2-76). Однако если до момента подачи уточненки налоговики уже нашли в первоначальной декларации ошибки, они должны принять соответствующее решение в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 13 февраля 2008 г. N 03-02-07/1-61).

Следует учесть, что со дня представления уточненной налоговой декларации начинается трехмесячный срок проведения камеральной проверки по такой декларации (письмо Минфина России от 15 ноября 2007 г. N 03-02-07/1-477, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 апреля 2008 г. по делу N А82-8852/2007-28).

А.Ю. Ильина,

редактор-эксперт I журнала “Бюджетный учет“

“Бюджетный учет“, N 12, декабрь 2008 г.

————————————————————————-
*(1) Об инвентаризации в органах Федерального казначейства читайте на стр. 59

>КРСБ налогоплательщика — это карточка расчетов с бюджетом

Как читать выписку по расчетам с бюджетом

В выписке по расчетам с бюджетом содержатся сведения по начисленным и оплаченным налогам за определенный период времени. Из этого документа можно узнать о всех начисленных обязательствах по сданным декларациям, проверить поступление платежей в налоговую.

Выписка операций по расчетам с бюджетам — что это?

Выписка операций по расчетам с налоговой — это формализованный документ, который предоставляет налоговая. В нем есть сведения по всем начисленным и оплаченным налогам, пени и штрафам. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и ИФНС этот документ поможет свериться.

Для контроля за уплатой налогов рекомендуется заказывать Справку о состоянии расчетов и такую выписку регулярно после каждой оплаты. Это позволит убедиться, что платеж действительно принят в налоговой.

Справка показывает есть ли у ИП долг или переплата по налогам сжато одной строкой по каждому налогу. Выписка содержит подробные сведение и поможет понять причину возникновения задолженности или переплаты.

Как заказать Выписку по расчетам с бюджетом

Получить выписку по налогам можно электронно или лично обратиться в инспекцию с заявлением. В заявлении указываются реквизиты налогоплательщика, название налога, по которому нужны сведения и период времени. Образец заявления в этом документе по ссылке http://iphelper.ru/wp-content/uploads/2018/02/Zayavlenie_na_vypisku_po_raschetam_s_budjetom.docx.

Электронно получить выписку можно через систему сдачи отчетности, например, Эльбу (раздел Отчетность -> Сверка с налоговой -> Создать запрос -> Выписка по расчетам с бюджетом ). Здесь и далее нажмите на картинку для увеличения.

Есть вариант заказать документ через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой. Для подключения личного кабинета нужно обратиться в любую налоговую инспекцию с паспортом.

Вам выдадут логин и пароль для входа в систему. После входа в ЛК физического лица необходимо активировать личный кабинет ИП.

Выписка формируется в разделе Мои налоги, страховые взносы -> Все обязательства -> Выписка операций по расчетам с бюджетом.

Нажмите на изображение для увеличения

После получения выписки переходим к расшифровке и анализу сведений.

Выписка содержит дату и период, который охватывает приведенные сведения. Ниже в ней указаны данные о налогоплательщики и инспекции: ИНН, ФИО, адрес и номер ИФНС.

В таблице указаны основные расчетные сведения.

В графах 1 и 2 указываются даты внесения операции в карточку и сроки уплаты. В данном примере первая дата 10 января 2017 — это дата когда ИП сдал декларацию за 2017 год. Даты во 2 графе соответствуют начислениями авансовых платежей по налогу из сданной декларации : 25 апреля, 25 июля и 25 октября.

В графе 3 указывается наименование операции. Мы видим две операции: «уплачено» и «начислено по расчету». Бывают и другие операции, например, «программно доначислена пеня по пересчету»

«Уплачено» — платежи ИП в налоговую.

«Начислено по расчёту» — налог, который необходимо заплатить. Начисленные платежи налоговая проводит по деклараци, из которой узнает когда и сколько должен заплатить ИП.

В графах 4-8 указываются сведения о документе, по которому сделана запись. Так, для декларации указывается дата сдачи в налоговую, а для платежного поручения дата списания с расчетного счета. В столбце «Вид» зашифрованы документы:

РНАлП — начислено по расчету (сведения из декларации или налогового расчета).

ПлПор — платежное поручение.

ПрРас — программный расчет пеней.

ПС — инкассо

Графа 9 «Вид платежа» может принимать значение налог, пени и штраф.

В графах 10-12 указываются суммы. Платежи предпринимателя попадают в столбец «Кредит», а начисленный налог — в столбец «Дебет».

В графах 13 и 14 «Сальдо расчетов» подводятся итоги по долгу или переплате нарастающим итогом. Со знаком «+» указываются переплата налогоплательщика, а с «–» задолженность.

Сальдо расчётов разделено на два столбца: «По виду платежа» и «По карточке расчёты с бюджетом». В первом указаны сведения по конкретному платежу — только по налогу, по пени или штрафу.

Во втором общий итог по карточке с учетом налога и пени.

Подробная расшифровка выписки из вышеуказанного примера выглядит так:

Выписка по налогу УСН с объектом «доходы» содержит сведения за период с 1 января 2017 г. по 13 октября 2017 г.
1. Сальдо расчетов на 1 января в пользу налогоплательщика (переплата) составляет 82 126 руб.
2. По итогам сданной декларации по УСН за 2016 г. 10 января 2017 начислены обязательства:
— за 1 кв 2016 г. 1 920 руб. по сроку 25 апреля 2016 г.
— за полугодие 2016 г. 10 295 руб.

по сроку 25 июля 2016 г.
— за 9 мес 2016 г. 69 911 руб. по сроку 25 октября 2016 г.
Всего 82 162 руб. Обязательства погашены переплатой числящейся на 1 января 2017 г. и сальдо расчетов с ИФНС равно 0.
3. По платежному поручению № 47 от 10 января 2017 г. поступила сумма 114 760 руб. в оплату налога. Сальдо 114 760 руб. в
пользу налогоплательщика (переплата).
4.

По платежному поручению № 11 от 7 апреля 2017 г. поступила сумма 1 720 руб. в оплату налога. Сальдо 116 480 руб. в
пользу налогоплательщика (переплата).
5. Отражено обязательство по налогу за год по декларации за 2016 г. в размере 114 760 руб. по сроку оплаты 2 мая 2017 г.
Обязательство погашено переплатой. Сальдо расчетов 1 720 руб. в пользу налогоплательщика (переплата).
6.

По платежному поручению № 55 от 6 июля 2017 г. поступила сумма 7 950 руб. в оплату налога. Сальдо 9 670 руб. в пользу
налогоплательщика (переплата).
7. По платежному поручению № 66 от 5 октября 2017 г. поступила сумма 81 580 руб. в оплату налога. Сальдо 91 250 руб. в
пользу налогоплательщика (переплата).
По состоянию на 13 октября сальдо по налогу составляет 91 250 руб.

в пользу налогоплательщика (переплата).

Крсб налогоплательщика — это карточка расчетов с бюджетом

Далеко не все налогоплательщики знают, что такое КРСБ, однако это понятие неразрывно связано с уплатой налогов. Это своеобразная база данных, которая принадлежит каждому физическому и юридическому лицу, зарегистрированному в ИФНС. В данной статье пойдет речь о том, что представляет собой эта аббревиатура и для чего используется в сфере налогообложения.

КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом и является четко сгруппированным информационным ресурсом, в котором отражены сведения по начисленным и погашенным налоговым выплатам.

Карточка налогоплательщика формируется из налоговых отчетностей, подаваемых лицом в ФНС.

В спорных ситуациях, возможных между сторонами, этот документ позволяет выявить расхождения и проконтролировать уплату налогов.

В соответствии с едиными требованиями Приказа ФНС РФ от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@, карточки расчетов с бюджетом ведутся для каждого налогоплательщика и по каждому отдельному виду налогов.

За каждым видом платежей закреплен свой код (КБК), а также учитывается код муниципального образования, куда поступают налоговые сборы (ОКТМО).

Для налогоплательщика и налогового агента предусмотрены разные карточки, поэтому в случае если одно и тоже лицо выполняет сразу две налоговые функции, то на него заводят соответственно две КРСБ.

Зачем нужна карточка расчетов с бюджетом

Нередко у предпринимателей и ИФНС возникаю нестыковки при проверке состояния налоговых платежей. В таких ситуациях источником необходимой информации служит база данных КРСБ или так называемый лицевой счет налогоплательщика.

Мероприятия по учету средств, поступающих в бюджет, позволяют избежать переплат или накопления долгов со стороны субъекта налогообложения: юридического или физического лица.

Налоговые органы прибегают к использованию данного инструмента учета платежей, поскольку статья 32 НК РФ возлагает на ИФНС обязанности по сверке сумм уплаченных налогов, пеней, штрафов, формированию справок и выписок о состоянии лицевого счета налогоплательщика и так далее.

Во время камеральных проверок налоговая служба будет ссылаться на КРСБ, однако начиная с 2010 года, этот документ утратил свою юридическую силу и с тех пор носит только справочный характер.

Следовательно, карточка является дополнительным инструментом для организации или предпринимателя, позволяющим налогоплательщику контролировать состояние своего лицевого счета.

Кто ведет документ

Базу данных КРСБ ведет непосредственно ФНС на основании сведений, подаваемых налогоплательщиком. Для этого в налоговую подают налоговые декларации по формам 2-НДФЛ (в конце отчетного года) и 6-НДФЛ (ежеквартально). Использование карточек РСБ — процедура, подведомственная налоговым органам, осуществляемая как по инициативе налогоплательщика, так и ИФНС.

Закрытие карточки также осуществляется через ИФНС, в частности для постановки на учет налогоплательщика на новом месте. Тогда лицо снимают с учета в одном налоговом органе и переводят в другой территориальный отдел ФНС в установленном порядке.

Что касается штрафов за просрочку налоговых выплат и административные правонарушения, то КРСБ с этими данными не передают на новое место учета, а открывают по месту нахождения органов, вынесших решение о санкциях в отношении налогоплательщика.

То есть, информация, не отражающая деятельность организации/ИП, не подлежит передаче в другую ИФНС.

КРСБ налогоплательщика оформляется в момент регистрации предпринимателя или организации и представляет собой особый бланк, в который заносят сведения о произведенных денежных отчислениях в бюджет. В настоящее время помимо налогов в карточке учитывают операции по уплате страховых взносов.

КРСБ открывают не только для непосредственных налогоплательщиков, но и для так называемых налоговых агентов, которые в порядке своих обязанностей удерживают средства у налогоплательщиков и перечисляют их в налоговый бюджет организации, а затем и в казну. Если ИП или ООО платит ЕСН и страховые взносы на пенсионное страхование физических лиц, то в ФНС открывают дополнительную КРСБ с соответствующим назначением.

Какие сведения содержатся в карточке

В карточке расчетов с бюджетом фиксируют три вида данных:

  • информацию о начисленных суммах: налогах, штрафах и пеням по ним;
  • информацию об уплаченных налогах, штрафах, пенях;
  • сальдо между начисленными и уплаченными суммами (отрицательное значение — долг; положительное — переплата).

Эти сведения вносят в КРСБ из предоставленных деклараций, решений по результатам камеральных проверок, судебных решений и других возможных документов.

Из этого следует, что карточка отражает состояние выплат средств в бюджет, поступающих от различных субъектов хозяйственной деятельности.

Однако эта информация не всегда соответствуют действительному положению дел. Кроме того, в КРСБ могут числиться так называемые безнадежные долги, нереальные к взысканию.

Они могут находиться в документе годами и сильно искажать значение сальдо.

Сведения, вносимые в КРСБ, систематизированы, поэтому отдельные карточки формируют по таким критериям, как:

  • срок оплаты налога: существуют КРСБ для налогов, оплачиваемых в настоящий момент и поквартально;
  • КБК организации;
  • код ОКТМО;
  • статус налогооблагаемого субъекта.

Заполнение бланка КРСБ имеет свои особенности, среди которых отмечают следующие правила:

Выплаты контролирует ФНС, на них заводят отдельную КРСБ.

Для контроля состояния своего лицевого счета налогоплательщики могут обратиться в ИФНС и запросить справку по КРСБ, выписку, а также составить акт сверки.

Проверить наличие долгов по налогам можно двумя способами:

  • посредством сайта nalog.ru в ЛК налогоплательщика (с 2015 года доступна проверка не только для юридических лиц, но и для ИП);
  • запросить информацию через сервис ИОН-offline, для этого нужно зайти в систему Контур Экстрен, и осуществить сверку.

Через сервис информационного обслуживания налогоплательщика можно получить следующие документы:

  • справку о состоянии ЛС;
  • акт сверки;
  • выписку о расчетах с бюджетом;
  • справку об исполнении плательщиком своих налоговых обязанностей;
  • отчеты (бухгалтерские, налоговые), предоставленные в отчетном году.

Для автоматизации получения сведений из ИОН можно использовать ПО «Баланс-2», которое позволяет импортировать полученные документы в любую электронную систему документооборота.

Что касается сайта nalog.ru, то сведения выдаются только в формате PDF, что неудобно для крупных фирм, поэтому в данном случае предпочтительно пользоваться автоматической сверкой.

КРСБ является хоть и чрезвычайно важным и информативным документом, но отнюдь не исчерпывающим.

В налоговой практике установлено, что иногда налоговики ссылаются на карточку во время проверок, однако это неправомерно по отношению к налогоплательщикам и результаты можно оспорить в судебном порядке.

Таким образом, карту КРСБ нельзя считать самостоятельным, полноценным документом, по которому можно производить сверку налоговых начислений и выплат.

Подробнее о правилах заполнения КРСБ смотрите ниже на видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Сверка с налоговой: как разобраться в выписке ٩(͡๏̯͡๏)۶ — Эльба

Для сверки с налоговой понадобятся два документа:

  • Справка о состоянии расчётов показывает только долг или переплату по налогам и взносам на конкретную дату. Но чтобы разобраться, откуда они появились, понадобится другой документ — выписка операций по расчётам с бюджетом.
  • Выписка операций по расчётам с бюджетом показывает историю платежей и начисленные налоги и взносы за выбранный период. По выписке вы поймёте, когда возникли долг или переплата, и выясните причину расхождений.

Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.

Попробуйте Эльбу — 30 дней бесплатно

Справка о состоянии расчётов

По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.

В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:

  • 0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
  • Сумма с плюсом — у вас переплата.
  • Сумма с минусом — вы должны налоговой.

Почему в справке возникает переплата?

  1. Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
  2. Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.

Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.

Выписка операций по расчётам с бюджетом

В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.

Чтобы разобраться с выпиской было проще, разделим её на 7 блоков:

  1. Сальдо на 1 января показывает ситуацию по расчётам с налоговой на начало года. Действует то же правило, что и в справке: переплата указывается с плюсом, а долг — с минусом.
  2. Кроме расчётов по налогу в выписке есть сведения по пеням и штрафам. Для удобства они сгруппированы по видам.
  3. Список операций делится на «Уплачено» и «Начислено по расчёту». «Уплачено» — ваши платежи в налоговую. «Начислено по расчёту» — налог, который вы должны заплатить. Чаще всего, начисления появляются после сдачи декларации. По ней налоговая узнаёт, когда и сколько вы должны заплатить, и заносит эти сведения в базу.
  4. Ваши платежи попадают в столбец «Кредит», а начисленный налог — в столбец «Дебет».
  5. В разделе «Сальдо расчётов» подводятся итоги по долгу или переплате. Если у вас переплата 30 000 рублей, то после начисления налога 5 000 рублей остаётся 25 000 рублей переплаты.
    «Сальдо расчётов» разделяется на два столбца: «По виду платежа» и «По карточке расчёты с бюджетом». В первом вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. Во втором — общий итог по всем платежам. Например, по налогу переплата 30 000 рублей, а по пеням долг 1 000 рублей. Поэтому на начало года переплата по налогу составляет 30 000 рублей, а общая переплата по всем платежам — 29 000 рублей.
  6. В раздел «Расчёты будущих периодов» попадает налог, который вы должны заплатить позже. Например, вы сдали декларацию по УСН в феврале. Налоговая сразу занесла в базу налог, который нужно заплатить по этой декларации. Но срок уплаты налога за год наступает позже — 31 марта для ООО и 30 апреля для ИП. Поэтому начисленный налог попадает в отдельный раздел «Расчёты будущих периодов». Как только настанет срок уплаты налога, начисленная сумма из этого раздела появится в общем списке операций.
  7. Документ — вид, номер, дата, отчётный период. Здесь можно посмотреть, на основании какого документа появилась запись в налоговой или проще — строка в выписке. РНалП — расчёт налога первичный, то есть декларация по УСН. На основании декларации вам начисляют налог — ту сумму, которую вы должны заплатить в бюджет. ПлПор — платёжное поручение, банковский документ о том, что вы перечислили деньги в налоговую.

Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи (операции с типом «Уплачено») содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться. Если ошибок нет, но вы остаётесь должны государству, придётся доплатить налог.

Сверку с налоговой проводите регулярно, чтобы держать расчёты с государством под контролем и сразу узнавать, если что-то пойдёт не так.

Статья актуальна на 21.06.2018

Как расшифровывается понятие

КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом и является четко сгруппированным информационным ресурсом, в котором отражены сведения по начисленным и погашенным налоговым выплатам. Карточка налогоплательщика формируется из налоговых отчетностей, подаваемых лицом в ФНС. В спорных ситуациях, возможных между сторонами, этот документ позволяет выявить расхождения и проконтролировать уплату налогов.

В соответствии с едиными требованиями Приказа ФНС РФ от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@, карточки расчетов с бюджетом ведутся для каждого налогоплательщика и по каждому отдельному виду налогов. За каждым видом платежей закреплен свой код (КБК), а также учитывается код муниципального образования, куда поступают налоговые сборы (ОКТМО). Для налогоплательщика и налогового агента предусмотрены разные карточки, поэтому в случае если одно и тоже лицо выполняет сразу две налоговые функции, то на него заводят соответственно две КРСБ.

Нередко у предпринимателей и ИФНС возникаю нестыковки при проверке состояния налоговых платежей. В таких ситуациях источником необходимой информации служит база данных КРСБ или так называемый лицевой счет налогоплательщика.

Мероприятия по учету средств, поступающих в бюджет, позволяют избежать переплат или накопления долгов со стороны субъекта налогообложения: юридического или физического лица.

Налоговые органы прибегают к использованию данного инструмента учета платежей, поскольку статья 32 НК РФ возлагает на ИФНС обязанности по сверке сумм уплаченных налогов, пеней, штрафов, формированию справок и выписок о состоянии лицевого счета налогоплательщика и так далее. Во время камеральных проверок налоговая служба будет ссылаться на КРСБ, однако начиная с 2010 года, этот документ утратил свою юридическую силу и с тех пор носит только справочный характер. Следовательно, карточка является дополнительным инструментом для организации или предпринимателя, позволяющим налогоплательщику контролировать состояние своего лицевого счета.

Базу данных КРСБ ведет непосредственно ФНС на основании сведений, подаваемых налогоплательщиком. Для этого в налоговую подают налоговые декларации по формам 2-НДФЛ (в конце отчетного года) и 6-НДФЛ (ежеквартально). Использование карточек РСБ — процедура, подведомственная налоговым органам, осуществляемая как по инициативе налогоплательщика, так и ИФНС.

Закрытие карточки также осуществляется через ИФНС, в частности для постановки на учет налогоплательщика на новом месте. Тогда лицо снимают с учета в одном налоговом органе и переводят в другой территориальный отдел ФНС в установленном порядке. Что касается штрафов за просрочку налоговых выплат и административные правонарушения, то КРСБ с этими данными не передают на новое место учета, а открывают по месту нахождения органов, вынесших решение о санкциях в отношении налогоплательщика. То есть, информация, не отражающая деятельность организации/ИП, не подлежит передаче в другую ИФНС.

Что такое КРСБ в налоговой

КРСБ налогоплательщика оформляется в момент регистрации предпринимателя или организации и представляет собой особый бланк, в который заносят сведения о произведенных денежных отчислениях в бюджет. В настоящее время помимо налогов в карточке учитывают операции по уплате страховых взносов.

КРСБ открывают не только для непосредственных налогоплательщиков, но и для так называемых налоговых агентов, которые в порядке своих обязанностей удерживают средства у налогоплательщиков и перечисляют их в налоговый бюджет организации, а затем и в казну. Если ИП или ООО платит ЕСН и страховые взносы на пенсионное страхование физических лиц, то в ФНС открывают дополнительную КРСБ с соответствующим назначением.

В карточке расчетов с бюджетом фиксируют три вида данных:

  • информацию о начисленных суммах: налогах, штрафах и пеням по ним;
  • информацию об уплаченных налогах, штрафах, пенях;
  • сальдо между начисленными и уплаченными суммами (отрицательное значение — долг; положительное — переплата).

Эти сведения вносят в КРСБ из предоставленных деклараций, решений по результатам камеральных проверок, судебных решений и других возможных документов.

Из этого следует, что карточка отражает состояние выплат средств в бюджет, поступающих от различных субъектов хозяйственной деятельности. Однако эта информация не всегда соответствуют действительному положению дел. Кроме того, в КРСБ могут числиться так называемые безнадежные долги, нереальные к взысканию. Они могут находиться в документе годами и сильно искажать значение сальдо.

Особенности заполнения

Сведения, вносимые в КРСБ, систематизированы, поэтому отдельные карточки формируют по таким критериям, как:

  • срок оплаты налога: существуют КРСБ для налогов, оплачиваемых в настоящий момент и поквартально;
  • КБК организации;
  • код ОКТМО;
  • статус налогооблагаемого субъекта.

Заполнение бланка КРСБ имеет свои особенности, среди которых отмечают следующие правила:

  • в карточку вносят только те сведения об НДФЛ, которые прошли соответствующую проверку (п.1, разд.10 Единых требований от 18.01.2012 г.);
  • не удержанные налоговым агентом суммы НДФЛ не заносят в карточку (письмо ФНС РФ от 04.08.2015);
  • недоимки по налогам начисляют не только на основании карточки, но и других документов, отражающих суммы выплат.

Выплаты контролирует ФНС, на них заводят отдельную КРСБ.

Порядок получения сведений

Для контроля состояния своего лицевого счета налогоплательщики могут обратиться в ИФНС и запросить справку по КРСБ, выписку, а также составить акт сверки.

Проверить наличие долгов по налогам можно двумя способами:

  • посредством сайта nalog.ru в ЛК налогоплательщика (с 2015 года доступна проверка не только для юридических лиц, но и для ИП);
  • запросить информацию через сервис ИОН-offline, для этого нужно зайти в систему Контур Экстрен, и осуществить сверку.

Через сервис информационного обслуживания налогоплательщика можно получить следующие документы:

  • справку о состоянии ЛС;
  • акт сверки;
  • выписку о расчетах с бюджетом;
  • справку об исполнении плательщиком своих налоговых обязанностей;
  • отчеты (бухгалтерские, налоговые), предоставленные в отчетном году.

Для автоматизации получения сведений из ИОН можно использовать ПО «Баланс-2», которое позволяет импортировать полученные документы в любую электронную систему документооборота.

Что касается сайта nalog.ru, то сведения выдаются только в формате PDF, что неудобно для крупных фирм, поэтому в данном случае предпочтительно пользоваться автоматической сверкой.

КРСБ является хоть и чрезвычайно важным и информативным документом, но отнюдь не исчерпывающим. В налоговой практике установлено, что иногда налоговики ссылаются на карточку во время проверок, однако это неправомерно по отношению к налогоплательщикам и результаты можно оспорить в судебном порядке. Таким образом, карту КРСБ нельзя считать самостоятельным, полноценным документом, по которому можно производить сверку налоговых начислений и выплат.

Подробнее о правилах заполнения КРСБ смотрите ниже на видео.

Сверка расчетов по НДФЛ

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ежегодно не позднее 1 апреля обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу. Такие сведения подаются в виде справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ (утверждена приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@). Однако данные из этих справок в карточку расчетов с бюджетом, которая ведется в инспекции в отношении каждого налогового агента, не вносятся. Это следует из п. 1 раздела IX «Отражение в карточке „РСБ“ состояния расчетов с бюджетом» Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом местного уровня», утвержденных приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ (далее — Единые требования к информационному ресурсу). В нем сказано, что начисления по НДФЛ, удерживаемому организациями — налоговыми агентами с физических лиц, в карточке расчетов с бюджетом осуществляются только на основании решений налогового органа по результатам налоговых проверок.

Обратите внимание, что камеральные проверки справок 2-НДФЛ налоговым органом не проводятся. Так, в деле, рассмотренном АС Центрального округа в постановлении от 29.09.2015 № Ф10-2699/2015, у организации в ходе выездной проверки было выявлено неполное и несвоевременное перечисление в бюджет исчисленного и удержанного НДФЛ. Организация посчитала, что налоговики должны были установить данный факт при проведении проверки представленных справок 2-НДФЛ и направить ей требование об уплате налога. Но суд указал, что данные, содержащиеся в справках 2-НДФЛ, не содержат всех необходимых для выставления требования об уплате налога сведений. В частности, в них нет дат фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, дат фактической выплаты дохода, дат и сумм частичного перечисления налога в бюджет, необходимых для определения периода просрочки налоговым агентом исполнения своей обязанности. Суд также отметил, что из анализа положений ст. 88 НК РФ не следует, что налоговый орган обязан проводить камеральные проверки справок 2-НДФЛ.

Итак, начисления НДФЛ в карточке расчетов с бюджетом производятся налоговиками только по результатам выездных налоговых проверок. При этом в карточку заносятся лишь суммы, которые были удержаны налоговым агентом с доходов физических лиц. Если же доход был выплачен, но налог не удержан, данные о неудержанном налоге, выявленные в ходе выездной проверки, в карточку не вносятся, поскольку у налогового органа отсутствуют правовые основания для взыскания с налогового агента за счет его средств не удержанного с физических лиц НДФЛ (письмо ФНС России от 04.08.2015 № ЕД-4-2/13600).

Таким образом, налоговики сверку уплаты НДФЛ с данными справок 2-НДФЛ не проводят. Сведения из этих справок они используют при выездных проверках и для контроля данных, отраженных в расчетах по форме 6-НДФЛ (контрольные соотношения 3.1—3.4 к форме 6-НДФЛ, направлены письмом ФНС России от 10.03.2016 № БС-4-11/3852@).

Теперь разберемся, почему в справке о состоянии расчетов по налогам инспекция показывает только уплаченную сумму налога. Эта справка формируется по данным информационных ресурсов налоговой инспекции на конкретную дату, указанную в запросе налогоплательщика или налогового агента (п. 1 Порядка заполнения формы справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, утвержденного приказом ФНС России от 05.06.2015 № ММВ-7-17/227@). В графе 4 справки показывается состояние расчетов по налогу (положительное или отрицательное сальдо расчетов). Отрицательное сальдо образуется, если сумма начислений с учетом входящего сальдо превышает сумму уплаты налога. Если же сумма начислений с учетом входящего сальдо меньше суммы поступлений, появляется положительное сальдо. В отношении НДФЛ сумма отрицательного сальдо определяется только при неуплате денежных средств, начисленных по решению налогового органа по результатам налоговых проверок (п. 1 раздела IX Единых требований к информационному ресурсу). Следовательно, при отсутствии доначислений по результатам проверок налоговики могут указать в справке только данные об уплаченных суммах налога, поступивших в бюджет (положительное сальдо расчетов).

Если налоговый агент хочет провести сверку расчетов по НДФЛ, он должен обратиться в налоговый орган по месту своего учета с заявлением о проведении сверки (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Поскольку его форма не установлена, оно может быть составлено в произвольном виде. Порядок проведения сверки изложен в разделе 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@. Его суть заключается в следующем: после получения заявления налоговый орган формирует акт сверки на основании имеющихся у него данных и передает этот акт налоговому агенту. Налоговый агент сверяет данные в акте со своими. Если расхождений нет, на акте ставятся подписи налогового агента и инспектора и сверка считается законченной. Если выявлены расхождения данных в акте с имеющимися у налогового агента, инспектор осуществляет сверку расчетов налогового агента по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогового агента для устранения причины возникновения разногласий. По ее результатам оформляется новый акт, который подписывается со стороны инспекции и налогового агента.

Как налоговая проверяет 6-НДФЛ

Камералка проводится непосредственно в стенах налогового органа, без выезда к налоговому агенту. Проверка данного вида длится в течение 3 месяцев со дня подачи расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Актуальная информация о критериях для поиска нарушений в расчете содержится в письме ФНС России от 10.03.2016 № БС-4-11/3852@. Анализ данных происходит внутри расчета, а также в сопоставлении с карточкой расчетов с бюджетом и другими отчетами, подаваемыми в ИФНС.

Перечислим, какие контрольные соотношения используют налоговики, чтобы найти нестыковки в расчете 6-НДФЛ:

  1. Отслеживается дата представления расчета, зафиксированная налоговым органом на титульном листе. Она не должна быть позже установленной законом.
  2. Значение в строке 020 должно быть больше или равно значению в строке 030.
  3. Значение в строке 040 должно быть больше или равно значению в строке 050.
  4. Необходимо соблюдение следующего равенства: строка 040 = строка 010 × (строка 020 – строка 030).

Отметим, что равенство строк 040 и 070 соблюдаться не должно, поскольку НДФЛ может быть начислен в одном периоде, а удержан в другом. Например, если зарплата сотрудникам выплачивается в следующем месяце после месяца ее начисления. В такой ситуации НДФЛ с зарплаты за последний месяц квартала исчисляется в одном квартале, а удерживается и перечисляется в бюджет в следующем.

Проверка соответствия форм 6-НДФЛ и 2-НДФЛ

Поскольку 2-НДФЛ сдается по итогам года, то рассмотренные ниже алгоритмы выявления нарушений применяются для годового 6-НДФЛ.

Проверка годовой суммы начисленного дохода:

  1. Выбираем ставку налога.
  2. Из 6-НДФЛ берем значение в строке 020.
  3. В 2-НДФЛ (с признаком 1) суммируем значения строк «Общая сумма дохода» по всем физлицам.
  4. В декларации по налогу на прибыль (далее — НП) суммируем строки 020 приложения 2 по всем физлицам.
  5. Должно соблюдаться равенство: п. 2 = п. 3 + п. 4.

Проверка годовой суммы начисленных дивидендов:

  1. Из 6-НДФЛ берем значение в строке 025.
  2. В 2-НДФЛ (с признаком 1) суммируем значения по коду доходов 1010 по всем физлицам.
  3. В декларации по НП суммируем значения по коду доходов 1010 в приложении 2 по всем физлицам.
  4. Должно соблюдаться равенство: п. 1 = п. 2 + п. 3.

Проверка годовой суммы исчисленного налога:

  1. Выбираем ставку налога.
  2. Из 6-НДФЛ берем значение в строке 040.
  3. В 2-НДФЛ (с признаком 1) суммируем значения строки «Сумма налога исчисленная» по всем физлицам.
  4. В декларации по НП суммируем строки 030 в приложении 2 по всем физлицам.
  5. Должно соблюдаться равенство: п. 2 = п. 3 + п. 4.

Проверка годовой суммы неудержанного налога:

  1. Выбираем ставку налога.
  2. Из 6-НДФЛ берем значение в строке 080.
  3. В 2-НДФЛ (с признаком 1) суммируем значения строки «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» по всем физлицам.
  4. В декларации по НП суммируем строки 034 в приложении 2 по всем физлицам.
  5. Должно соблюдаться равенство: п. 2 = п. 3 + п. 4.

Проверка общего количества физлиц, которые получили доход:

  1. Из 6-НДФЛ берем значение в строке 060.
  2. Считаем количество справок 2-НДФЛ с признаком 1.
  3. Считаем количество приложений 2 к декларации по НП.
  4. Должно соблюдаться равенство: п. 1 = п. 2 + п. 3.

О том, какие несоответствия для 6-НДФЛ и 2-НДФЛ являются нормальными, читайте в этом материале.

Подробнее о контрольных соотношениях для проверки 6-НДФЛ читайте .

Последствия камеральной проверки для юридических лиц

Если ваш расчет 6-НДФЛ не вызвал у налоговиков вопросов, то никаких дальнейших событий после проверки происходить не будет. Однако при выявлении нестыковок вам будет направлено уведомление и соответствующие вопросы. Вам придется ответить на них, пояснив правильность своих действий при заполнении расчета, либо подать уточненный отчет, устраняющий допущенные ошибки.

НДФЛ-агентам, нарушившим правила внесения данных в отчет, грозят такие наказания:

  • Если налоговый агент передал в инспекцию расчет с неправильными данными, на него налагается штраф в размере 500 руб. по ст. 126.1 НК РФ.
  • Если по результатам проверки расчета выявится недоплата налога, по решению налогового органа может быть назначен штраф, равный 20% от суммы задолженности (ст. 123 НК РФ). Работники налоговой также вышлют требование об уплате недоимки и соответствующей суммы пеней. Размер пеней зависит от суммы недоимки и времени просрочки.

О распространенных затруднениях при составлении расчета читайте в публикации «Как проверить 6-НДФЛ на ошибки?».

КРСБ налогоплательщика

Актуально на: 17 марта 2017 г.

Частый вопрос на форумах в Интернете – что такое КРСБ в налоговой инспекции? КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом. Соответственно, КРСБ налогоплательщика – это информационный ресурс, который ведут налоговые органы по каждому налогоплательщику (п. 2 разд.I Единых требований к порядку формирования информационного ресурса, утв. Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, далее – Единые требования). Причем КРСБ открывают отдельно по каждому налогу, уплачиваемому налогоплательщиком: по каждому КБК, закрепленному за налоговиками, и коду ОКТМО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства (п. 2 разд. II Единых требований). А если по одному налогу организация (или ИП) выступает одновременно и налогоплательщиком, и налоговым агентом, то ей также заведут две самостоятельные КРСБ с разными статусами организации (п. 2 разд.I Единых требований).

Открываются КРСБ при регистрации организаций или физических лиц в ИФНС либо при передаче сведений о них из другого налогового органа, к примеру, в случае переезда (п. 1 разд. II Единых требований).