Инвентаризация в бюджетных учреждениях

Содержание

Образец положения об инвентаризации

1. Общие положения

1.1. Инвентаризация проводится в каждом из следующих случаев (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 38 ПБУ 4/99):

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения или порчи имущества, когда необходимо установить наименование и количество похищенного (испорченного) имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
  • при ликвидации или реорганизации организации;
  • в иных случаях, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с требованиями законодательства.

1.2. Проверка фактического наличия имущества и обоснованности имеющихся обязательств состоит в выполнении следующих действий:

  • получение расписки материально ответственных лиц в соответствующих инвентаризационных описях (актах) до начала и после окончания проверки (абз. 3 п. 2.4, п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации);
  • занесение в соответствующие инвентаризационные описи (акты) недостающих сведений и технических показателей по объектам, которые не отражены в учете или по которым отсутствуют характеризующие их данные (Указания по применению и заполнению форм);
  • указание количества ценностей (основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств в кассе, документарных ценных бумаг и т.д.), определяемого путем натурального подсчета, взвешивания, обмера (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации, Указания по применению и заполнению форм);
  • осуществление осмотра основных средств на предмет их дальнейшего использования. При выявлении не пригодных к эксплуатации и не подлежащих восстановлению объектов основных средств соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации);
  • осуществление осмотра товарно-материальных ценностей на предмет их дальнейшего использования. При выявлении неиспользуемых или морально устаревших ценностей, а также ценностей, которые полностью или частично потеряли свое первоначальное качество или дальнейшее использование которых представляется сомнительным, соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись (акт) или акт на списание (п. п. 3.25, 3.26 Методических указаний по инвентаризации);
  • подтверждение наличия активов, не имеющих материально-вещественной формы (денежные средства на счетах в банках, нематериальные активы, финансовые вложения и т.д.), путем документальной проверки (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);
  • подтверждение балансовой оценки активов (с учетом оценочных резервов);
  • определение правильности и обоснованности числящихся сумм дебиторской и кредиторской задолженности, оценочных и прочих обязательств путем проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации).

1.3. Вид проводимой инвентаризации (сплошная, выборочная) определяется приказом руководителя. При проведении выборочной инвентаризации в приказе указываются виды (группы, наименования) отдельных активов и обязательств, подлежащих инвентаризации.

1.4. Устанавливаются следующие сроки и периодичность плановых сплошных инвентаризаций (п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации, п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности):

Объект инвентаризации Периодичность Плановые сроки проведения инвентаризации 1
Основные средства Один раз в три года, начиная с 2015 г. (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации) С 1 октября по 10 октября года проведения инвентаризации
Незавершенное капитальное строительство Ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности 2 С 11 октября по 20 октября каждого отчетного года
Нематериальные активы Ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности 2 С 21 октября по 25 октября каждого отчетного года
Финансовые вложения
Резерв под обесценение финансовых вложений 3
Ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности 2 С 26 октября по 30 октября каждого отчетного года
Материально-производственные запасы
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей 3
Перед составлением бухгалтерской отчетности за 1-ое полугодие 2 С 10 июня по 25 июня каждого отчетного года
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности 3 С 31 октября по 15 ноября каждого отчетного года
Незавершенное производство Перед составлением бухгалтерской отчетности за 1-ое полугодие С 10 июня по 25 июня каждого отчетного года
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности С 31 октября по 15 ноября каждого отчетного года
Расходы будущих периодов Ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности 2 С 16 ноября по 20 ноября каждого отчетного года
Денежные средства в кассе
Бланки документов строгой отчетности
Ежеквартально В последний рабочий день каждого квартала
Денежные средства на банковском счете Ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности 2
По состоянию на 31 декабря
В первый рабочий день каждого календарного года
Дебиторская задолженность
Резерв по сомнительным долгам 3
Ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности С 25 декабря по 31 декабря каждого отчетного года
Кредиторская задолженность Ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности С 25 декабря по 31 декабря каждого отчетного года
Оценочные обязательства Ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности С 25 декабря по 31 декабря каждого отчетного года
  • 1 Точные сроки проведения проверок устанавливаются приказом руководителя.
  • 2 Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не проводится инвентаризация активов, которые внепланово инвентаризировались в IV квартале отчетного года (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации).
  • 3 Инвентаризация оценочных резервов проводится соответствующей инвентаризационной комиссией одновременно с инвентаризацией активов, по которым созданы резервы.

1.5. Претензии к инвентаризационной комиссии оформляются в письменном виде и направляются руководителю организации, который принимает решение о порядке ее удовлетворения.

2. Инвентаризационная комиссия

2.1. В организации в течение года работает постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В период плановых инвентаризаций создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав всех инвентаризационных комиссий утверждается приказом руководителя.

2.2. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия обобщает работу рабочих инвентаризационных комиссий и предоставляет руководству результаты проведенных инвентаризаций (о пересортице, о запасах, которые частично потеряли свое первоначальное качество, о неиспользуемых материальных ценностях и т.д.).

В состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии входят: председатель комиссии — исполнительный директор, члены комиссии — внутренний аудитор, бухгалтер материальной группы, руководитель технического отдела, менеджер по кадрам.

2.3. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия выполняет следующие функции:

  • организация проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;
  • инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;
  • осуществление контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;
  • проверка обоснованности выводов по результатам инвентаризаций рабочих инвентаризационных комиссий, в том числе в отношении предложенных зачетов по пересортице;
  • проведение в необходимых случаях (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризаций и др.) повторных сплошных инвентаризаций;
  • рассмотрение объяснений от должностных лиц, допустивших недостачу или порчу материальных ценностей, а также иные нарушения, и предоставление предложений о порядке регулирования выявленных недостач, потерь от порчи и прочих отклонений;
  • проведение профилактической работы по обеспечению сохранности имущества;
  • осуществление инвентаризации активов и обязательств организации, в том числе проведение выборочных инвентаризаций материальных ценностей в местах их хранения (переработки);
  • обобщение и предоставление на утверждение руководителю итогов инвентаризации;
  • внесение предложений и дополнений в настоящее Положение.

2.4. Рабочая инвентаризационная комиссия обеспечивает натуральный подсчет (фактическое наличие) имущества (обязательств), проверку их состояния и оформляет инвентаризационные описи по каждому виду инвентаризируемого имущества (обязательства). Рабочие инвентаризационные комиссии создаются на период плановых инвентаризаций.

Порядок работы рабочих инвентаризационных комиссий (включая объекты и виды инвентаризации, количество комиссий, число членов, персональный состав, назначение председателя комиссии) определяется руководителем организации по согласованию с председателем постоянно действующей инвентаризационной комиссии.

2.5. В компетенцию рабочих инвентаризационных комиссий входит:

  • проведение инвентаризации активов и обязательств во всех подразделениях организации;
  • анализ результатов инвентаризации и разработка предложений, в том числе по зачету недостач и излишков по пересортице, списанию недостач в пределах норм естественной убыли (совместно с бухгалтерией);
  • подготовка предложений по улучшению порядка приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, учета и контроля их сохранности.

2.6. Все инвентаризационные комиссии несут ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризации, своевременность и правильность оформления документов по инвентаризации (в том числе за полноту и точность указания в инвентаризационной описи (акте) отличительных признаков и фактических остатков проверяемых материальных ценностей).

2.7. Материально ответственные лица не входят в состав инвентаризационной комиссии на своем участке и присутствуют при проверке фактического наличия имущества на нем (п. 2.8 Методических указаний по инвентаризации).

2.8. По распоряжению руководителя организации при проведении инвентаризации могут присутствовать представители независимой аудиторской организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

2.9. Перед началом инвентаризации председатель каждой инвентаризационной комиссии:

  • обеспечивает комиссию и материально ответственных лиц бланками инвентаризационных описей (актов), подготовленных по объектам инвентаризации, материально ответственным лицам и местам хранения;
  • опечатывает места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;
  • проверяет исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их поверки;
  • получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы по движению имущества, подлежащего инвентаризации, и визирует их (абз. 1, 2 п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации);
  • получает расписку материально ответственных лиц в соответствующих инвентаризационных описях (актах) (абз. 3 п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).

3. Контрольные мероприятия

3.1. Контрольные проверки осуществляются по окончании инвентаризации, но обязательно до открытия помещения, в котором проводилась инвентаризация.

Контрольные проверки проводятся постоянно действующей инвентаризационной комиссией в присутствии членов рабочих инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц (п. 2.15 Методических указаний по инвентаризации).

Объекты и виды инвентаризации при осуществлении контрольных проверок устанавливаются руководителем организации на основании предложений председателя постоянно действующей инвентаризационной комиссии.

3.2. В отношении ценностей, находящихся в кассе, и материально-производственных запасов в местах их хранения в течение года проводятся внеплановые (внезапные) выборочные инвентаризации.

Внеплановые выборочные инвентаризации осуществляются постоянно действующей инвентаризационной комиссией по распоряжению руководителя организации (п. 2.16 Методических указаний по инвентаризации).

Устанавливается следующая периодичность внеплановых выборочных инвентаризаций:

Объект инвентаризации Периодичность
Материально-производственные запасы От одного до трех раз в год
Касса (денежные средства, бланки документов строгой отчетности) От двух до четырех раз в год

Сроки проведения внеплановых выборочных инвентаризаций, виды инвентаризируемых материально-производственных запасов, ценностей, хранящихся в кассе, утверждаются руководителем организации по предложению председателя постоянно действующей инвентаризационной комиссии.

4. Порядок документального оформления

4.1. Документальное оформление результатов инвентаризации осуществляется по формам, содержащимся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации (Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, Постановление Госкомстата России от 27.03.2000 N 26). Кроме того, для оформления результатов инвентаризации используются самостоятельно разработанные формы, содержащиеся в Приложении N 2 к Учетной политике для целей бухгалтерского учета.

4.2. Инвентаризационная комиссия получает бланки описей (актов) в бухгалтерии. Указанные бланки распечатываются из специализированной бухгалтерской программы с заполненными графами, содержащими информацию об объектах бухгалтерского учета (абз. 1 п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации, Указания по применению и заполнению форм N N ИНВ-1, ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-5, ИНВ-6, ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-16). Указанные бланки подготавливаются бухгалтерской службой по объектам проверки, материально ответственным лицам и местам хранения (абз. 3 п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации).

4.3. Заполненные по итогам инвентаризации инвентаризационные описи (акты) передаются в бухгалтерию председателем инвентаризационной комиссии не позднее одного рабочего дня от даты окончания проверки. В течение двух рабочих дней от даты получения инвентаризационных описей (актов) бухгалтерией составляются сличительные ведомости и вручаются председателю инвентаризационной комиссии для урегулирования расхождений.

Председатель рабочей инвентаризационной комиссии передает инвентаризационные описи (акты), сличительные ведомости, акты списания ценностей, а также предложения по урегулированию расхождений председателю постоянно действующей инвентаризационной комиссии в течение двух рабочих дней от даты получения из бухгалтерии сличительной ведомости.

4.4. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы устранения обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации). На заседание могут приглашаться члены рабочих инвентаризационных комиссий, а также материально ответственные лица.

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются в том числе выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц (п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации). Кроме того, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, подлежащих списанию или уценке, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц.

В протоколе заседания инвентаризационной комиссии по итогам годовой инвентаризации фиксируются суммы оценочных резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости материально-производственных запасов и т.д.). Если комиссией не выявлены признаки снижения стоимости актива, то резерв не создается. Об этом также указывается в протоколе.

4.5. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией, по унифицированной форме N ИНВ-26 (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации). В ведомости отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учете (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации).

4.6. Заседание постоянно действующей инвентаризационной комиссии, оформление протокола заседания и ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией, осуществляются в течение пяти рабочих дней от даты получения сличительных ведомостей.

4.7. Протокол заседания инвентаризационной комиссии (с предложениями о регулировании разниц, обнаруженных инвентаризацией) вместе с ведомостью учета результатов представляется на рассмотрение руководителю организации. К указанным документам прилагаются сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).

4.8. Руководитель организации в течение трех рабочих дней от даты получения протокола заседания инвентаризационной комиссии (с ведомостью учета результатов) принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации. В приказе фиксируется порядок устранения расхождений, выявленных инвентаризацией (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

4.9. В тот же день комплект документации по результатам инвентаризации передается председателем постоянно действующей инвентаризационной комиссии в бухгалтерскую службу.

Инвентаризация имущества и обязательств организации (общие положения)

Инвентаризация представляет собой совокупность проверочных мероприятий, проводимых с целью установления комплектности имущественных объектов и состояния финансовых обязательств компании по состоянию на определенную дату путем сравнения фактических сведений с данными бухгалтерского учета.

Нормативную базу, регулирующую инвентаризационные мероприятия, составляют:

  1. Методические указания по инвентаризации имущества и финобязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические указания).
  2. Положение по ведению бухучета и бухотчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение).

К основным целям инвентаризационного учета относятся:

  • определение фактического наличия имущества;
  • контроль соответствия имеющегося у организации имущества сведениям бухучета;
  • контроль отражения обязательств и имущества на учете.

К задачам, выполняемым в процессе инвентаризационных мероприятий для достижения указанных целей, относятся:

  • контроль соблюдения условий хранения имущественных ценностей и денег, норм эксплуатации машинных и иных механизмов;
  • выявление некачественных или утративших свои полезные свойства имущественных ценностей;
  • обнаружение неиспользуемого имущества и/или ценностей, превышающих свои заявленные нормативы;
  • контроль адекватности учета имущественного комплекса, обязательств, средств, расходов и прочих статей баланса.

Задачи, указанные выше, могут стать этапами в процессе проведения инвентаризационных мероприятий.

Виды инвентаризации имущества и обязательств организации

Инвентаризацию имущества организации можно разделить на виды по различным основаниям:

  1. Так, по составу инвентаризуемого имущественного комплекса инвентаризация может быть:
  • полной (в отношении всего имущества);
  • частичной (в отношении определенной группы имущественных объектов).
  1. По периодичности проведения:
  • плановой;
  • внеплановой.
  1. По виду проверочных мероприятий:
  • натуральной (проводится простым подсчетом объектов проверки);
  • документальной (осуществляется через сверку документации).

Согласно п. 27 Положения, обязательные инвентаризационные мероприятия должны быть проведены:

  • при осуществлении передачи имущества в аренду, в случае выкупа, продажи, реорганизации государственного или муниципального предприятия;
  • в преддверии формирования годового бухгалтерского отчета, за исключением имущественных объектов, пересчет которых проводился с 1 октября отчетного года;
  • при смене материально ответственных сотрудников;
  • при обнаружении недостачи или порчи имущественных объектов;
  • в случае чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями (пожара, наводнения и т. п.);
  • при проведении реорганизационных или ликвидационных мероприятий в фирме;
  • в иных законодательно предусмотренных случаях.

Инвентаризация имущества организации — процедура

Процедура проведения инвентаризационных мероприятий включает в себя следующие этапы:

  1. Предварительный. Этот этап включает в себя подготовительные действия, в число которых входят:
  • оформление приказа на проведение инвентаризации;
  • создание инвентаризационной комиссии;
  • определение периодов осуществления инвентаризационных мероприятий и комплекса проверяемого имущества;
  • сбор документации от материально ответственных сотрудников.
  1. Непосредственное осуществление инвентаризации имущества организации, заключающееся в измерениях проверяемых вещей, в том числе:
  • взвешивании;
  • обмеривании;
  • подсчете.

Кроме того, в рамках этого этапа составляются инвентаризационные описи.

  1. Сравнительный, в процессе которого происходит сверка показателей инвентаризационных описей со сведениями бухгалтерского учета. Сверка позволяет:
  • выявить расхождения и пересортицу;
  • определить причины несоответствия данных.
  1. Итоговый, который включает:
  • документирование результатов инвентаризационного мероприятия;
  • приведение в соответствие с инвентаризационными итогами данных бухгалтерского учета;
  • привлечение виновных к ответственности.

Инвентаризационная комиссия

Согласно п. 2.2 Методических указаний, инвентаризационная процедура проводится специальной комиссией. При этом при значительном объеме проверяемого имущественного комплекса и обязательств возможно создание рабочих инвентаризационных комиссий. Если же объем невелик и на предприятии имеется ревизионная комиссия, возможно делегирование инвентаризационных полномочий ей.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя. При этом в состав должны быть включены (п. 2.3 Методических указаний):

  • делегаты от администрации предприятия;
  • сотрудники бухгалтерии;
  • прочие специалисты (экономисты, инженеры и т. д.).

Кроме того, в инвентаризационную комиссию могут быть включены:

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  • специалисты службы внутреннего аудита;
  • представители независимого аудитора.

Проведение инвентаризационных мероприятий требует полного укомплектования комиссии в соответствии с утвердившим ее состав приказом. В ином случае отсутствие даже одного из указанных в приказе лиц является основанием для признания инвентаризационных итогов недействительными.

Проведение указанных процедур предваряет сдача последних на момент ревизии приходных, расходных документов и отчетов о движении мат. ценностей и денежных средств инвентаризационной комиссии. Председатель визирует указанные документы с припиской «До инвентаризации на (указывается дата)».

Документы, оформляемые при инвентаризации имущества

Оформляется инвентаризационная процедура посредством составления комплекта документов, который включает:

  1. Приказ руководства компании. Этот документ инициирует инвентаризационные мероприятия и должен содержать сведения:
  • о составе инвентаризационной комиссии;
  • датах осуществления инвентаризации;
  • комплектности инвентаризуемого имущества и обязательств;
  • порядке и сроках документирования итогов инвентаризации.

С 01.01.2013 предприятия могут утверждать собственную форму рассматриваемого приказа. Для образца целесообразно пользоваться формой № ИНВ-22, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

  1. Инвентаризационные описи, которые используются для внесения данных расчетов непосредственно в момент проведения инвентаризационных действий. Опись заполняется как минимум в 2 экземплярах (вручную либо на компьютере) по форме, утвержденной постановлением Госкомстата № 88 или установленной в организации.

Исправления в описи не допускаются, поэтому при необходимости исправить ошибку следует зачеркнуть неверные данные и сверху написать правильные значения. Все правки оговариваются в документации и подписываются членами комиссии, а также материально ответственными сотрудниками. Если правки были внесены иным способом, необходимо или скорректировать исправления так, как описано выше, либо переписать опись. Помимо исправлений она не должна содержать пустых граф, поэтому все пустые строки прочеркиваются.

Подписывается опись членами комиссии и материально ответственными сотрудниками, которые помимо подписи оставляют в документе расписку о том, что проверка проведена в их присутствии и претензий к комиссии нет.

Документирование итогов инвентаризации

Результаты инвентаризационных мероприятий также облекаются в документальную форму. По итогам инвентаризации имущества организации формируется следующий комплект документов:

  1. Сличительная ведомость — документация, в которой фиксируются расхождения между фактическим наличием инвентаризируемых средств и данными бухучета. Сличительная ведомость составляется в 2 экземплярах по форме, утвержденной в конкретной организации.

В документе должны быть присутствовать:

  • реквизиты документа (номер и дата составления);
  • реквизиты приказа о назначении инвентаризации;
  • указание периода проведения мероприятий;
  • краткая характеристика проверяемого имущества;
  • результаты инвентаризации (излишки или недостача, количество, стоимость);
  • подписи уполномоченных лиц (директора, бухгалтера, мат. ответственных сотрудников).
  1. Протокол инвентаризационной комиссии, который составляется по результатам заседания. Заседание проводится после фактически проведенных мероприятий по ревизии имущества и включает:
  • анализ выявленных расхождений;
  • установление причин несоответствия фактического и учтенного количества имущества и виновных лиц;
  • принятие решения по редактированию бухгалтерских показателей.
  1. Инвентаризационные итоги утверждаются приказом руководителя предприятия, в котором даются указания по нивелированию выявленных недочетов. Итоговый приказ по инвентаризации является основанием для корректировки данных бухгалтерского учета.

Когда проводят инвентаризацию обязательств организации?

В периодической сверке нуждаются не только имущественные/вещественные объекты предприятия, но и корректность отраженных на счетах бухгалтерского учета сумм. Для этого проводят инвентаризацию финансовых обязательств.

Периодичность ревизии финобязательств в целом совпадает с периодичностью проведения инвентаризационных мероприятий в отношении имущественных объектов, то есть проводится в дни, установленные либо законодательством, либо внутренними документами организации. При этом проведение финансовой инвентаризации по основаниям, определенным в нормативных актах, является обязательным.

В отношении автономных или бюджетных учреждений помимо общих оснований (к примеру, при реорганизации предприятия или замене мат. ответственных работников) установлена обязательная периодичность ревизии финобязательств — 1 раз в квартал (п. 69 инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н от 25.03.2011).

Процедура инвентаризации финобязательств включает в себя следующие мероприятия:

  1. Проверку расчетов с кредиторами-организациями, которая состоит в оценке обоснованности учтенных на балансе сумм и документальной проверке верности расчетов с кредитными организациями.
  2. Сверку расчетов по бюджетным выплатам.
  3. Сверочные мероприятия с контрагентами. В частности, проверен должен быть счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по проплаченным поставкам, находящимся в дороге, и незадокументированным поставкам. Сверка производится по документации в согласовании с корсчетами.
  4. Инвентаризацию авансовых отчетов по их целевому использованию и каждому подотчетному лицу.
  5. Ревизию задолженности сотрудникам со стороны предприятия, в процессе которой могут быть выявлены недоплаченная заработная плата и переплаты работникам.
  6. Проверку расчетов с членами трудового коллектива по иным обязательствам (займам, кредитам, недостачам, браку и т. д.).
  7. Общую ревизию финобязательств предприятия в отношении всех дебиторов и кредиторов, в которую входят сведения по каждому субъекту по расчетам:
  • по страхованию имущества;
  • страхованию личности;
  • страхованию рисков в предпринимательстве и гражданской ответственности;
  • претензионным расчетам;
  • договорным выплатам (аренде, комиссии, цессии и т. д.).

Проверка осуществляется через акты сверок.

Как оформляется инвентаризация обязательств?

Оформляется инвентаризация обязательств, так же как и инвентаризация имущественного комплекса, путем издания приказа и заполнения инвентаризационных описей.

При этом в описи должны получить отражение следующие сведения:

  • общий долг (в основной части с процентами);
  • размер неоплаченных процентов, штрафов, пеней;
  • долговые обязательства (как имеющие подтверждение, так и не имеющие его);
  • просроченную задолженность.

Опись расчетов с контрагентами должна включать:

  • информацию о задолженности организации;
  • данные контрагентов;
  • размеры долгов, разбитые по различным основаниям;
  • долги с истекшим сроком давности;
  • подтвержденную и неподтвержденную задолженность.

Описи подписываются всеми членами комиссии и председателем.

***

Таким образом, инвентаризация имущественного комплекса и инвентаризация финансовых обязательств предприятия представляют собой очень схожие во многом процессы. Однако эти мероприятия имеют и отличительные моменты — в основном не по процедуре, а по форме документирования результатов, связанной с особенностями инвентаризуемого объекта. Эти нюансы следует учитывать при проведении и оформлении ревизии.

Образец заполнения акта о результатах инвентаризации. Приказ об инвентаризации Скачать Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных Скачать Акт инвентаризации основных средств (незаконченных ремонтов) Скачать Акт инвентаризации денежных средств в кассе (бланк) Скачать Акт инвентаризации наличных денежных средств (образец заполнения) Скачать Акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности Скачать Форма ИНВ 1-а Скачать Форма ИНВ-18 Скачать Акт о результатах (бланк) Скачать Акт о результатах (образец заполения) Скачать Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Акт инвентаризации

Результаты оформляются:

  • инвентаризационными описями, где отражается фактическое наличие и количество;
  • сличительными ведомостями, где указываются расхождения между фактом и учетными данными.

Контроль ТМЦ, основных и денежных средств Образец акта инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных и Образец акта инвентаризации основных средств (незаконченных ремонтов) вы сможете скачать в конце статьи. Наличные денежные средства рекомендуется инвентаризировать чаще, в случае значительного движения средств.

Инфо Для этого используется бланк акта проверки денежных средств в кассе. Скачать бланк — акт инвентаризации кассы можно в приложении к статье.
Там же — образец заполнения акта инвентаризации наличных денежных средств.

  • если в организации введена коллективная (бригадная) ответственность, то инвентаризация обязательна к проведению при смене руководителя такой бригады, при выбытии из коллектива более 50 % ее членов, по требованию одного или нескольких членов.

Помимо указанных случаев, инвентаризация проводится по решению руководителя. Цель проведения мероприятия – выявить фактическое наличие имущества и сопоставить с данными бухгалтерского учета.

При этом при смене материально ответственных лиц помимо Акта инвентаризации составляется акт приема-передачи вверенного имущества. Какое имущество подлежит инвентаризации? Основные средства, финансовые вложения, готовая продукция, товары, нематериальные активы, денежные средства и иные финансовые активы, кредиты, займы и резервы.

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Цель и задачи инвентаризации

Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Подготовка к проверке в бюджетном учреждении

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

К объектам, которые могут быть инвентаризированы в бюджетном учреждении, следует относить:

Объект

Основные средства Материальные активы, которые используются в период более года без изменения их физических характеристик и параметров (см. → порядок проведения инвентаризации основных средств в 2018)
Материальные запасы Материальные активы, которые используются в период до одного года и при этом изменяют свою форму
Расчеты с подотчетными лицами Расчеты по операциям, связанным с предоставлением денежных средств в подотчет с последующим составлением авансового отчета и приложением к нему соответствующих подтверждающих документов
Денежные средства Все денежные средства в наличной и безналичной форме
Расчеты с поставщиками или подрядчиками Расчеты по операциям, связанным с приобретением товарно-материальных ценностей или заказом каких-либо работ и услуг.

При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой – только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа.

До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:

  • состав и председатель инвентаризационной комиссии;
  • объекты ревизии;
  • причина проведения инвентаризации;
  • сроки осуществления данной процедуры.

Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.

Документы до и после проведения инвентаризации

К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить:

Документ

Описание

Приказ на проведение инвентаризации в бюджетном учреждении (форма ИНВ-22) Издается руководителем организации за 10 дней до осуществления мероприятия и предполагает освещение основных моментов по ревизии
Инвентаризационная опись (форма ИНВ-1, форма ИНВ-3) Составляется на основании данных фактического пересчета и переписи имущества учреждения и содержит наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов
Сличительная ведомость (форма ИНВ-18) Составляется в том случае, когда данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии
Дополнительные документы Могут составляться при необходимости, когда нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения
Приказ по инвентаризации Руководитель на основании инвентаризационных документов издает приказ о результатах проводимого мероприятия, а также приказ о привлечении к ответственности всех установленных виновных лиц

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

4 Этапа проведения инвентаризации

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Этап

Описание

Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия
Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи
Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости
Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Пять практических вопросов по инвентаризации в бюджетном учреждении

Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?

Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.

Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?

Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?

Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.

Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы. В каком размере мы имеем право производить удержания? Можно ли удержать сразу всю сумму, если размер зарплаты позволяет?

Согласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера. Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств. Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью.

Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются?

В данном случае при смене ответственных сотрудников инвентаризационную ведомость должны подписывать оба работника, поскольку один из них сдает вверенные ему объекты ревизии, а другой принимает их на ответственное хранение.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Порядок проведения инвентаризации

Регламент осуществления инвентаризации утвержден Методическими указаниями по инвентаризации (утверждены Приказом Минфина № 49 от 13.06.1995). Обязательность проведения инвентаризации ежегодно устанавливается Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов устанавливаются в каждой организации самостоятельно и фиксируются приказами директора.

Инвентаризация – это процедура ревизии имеющихся у предприятия имущества, ценностей, обязательств и сравнения с данными бухгалтерского учета. Итоги инвентаризации позволяют корректировать учетные сведения и налоговые обязательства. Выявление результатов инвентаризации происходит в несколько этапов.

Первоначально руководитель организации объявляет о начале проведения инвентаризации на предприятии и утверждает комиссию по инвентаризации. В состав комиссии могут входить:

  • члены администрации, представители руководства организации;
  • главный бухгалтер, его заместитель, бухгалтер по определенному участку на предприятии;
  • другие работники организации, являющиеся специалистами в отдельных сферах (например, юрист, работник финансового отдела и др.).

В состав комиссии не включаются лица, ответственные материально, однако они присутствуют при осуществлении ревизии. Комиссия по инвентаризации должна состоять не менее чем из двух человек. На нее будет возложена обязанность по оформлению итогов инвентаризации.

Перед осуществлением ревизии комиссия должна располагать последними приходными и расходными документами. Они позволяют зафиксировать остатки до начала инвентаризации. Расписки лиц, ответственных материально, фиксируют сдачу всех расходных и приходных документов в бухгалтерию и означают, что ценности, за которые они несли ответственность, оприходованы, а выбывшие из пользования – списаны.

В ходе своей деятельности комиссия исследует обозначенные руководителем имущество и обязательства.

По итогам инвентаризации комиссия заносит полученные в ходе процедуры сведения в инвентаризационные описи (акты). Засвидетельствовать информацию, отраженную в актах (описях), обязаны лица, ответственные материально. Так они подтверждают свое присутствие при осуществлении ревизии.

Для анализа результатов инвентаризации сведения, полученные в ходе инвентаризации, сличаются с данными бухгалтерского учета. В случае обнаружения недостач или выявления излишков заполняется сличительная ведомость. Она фиксирует расхождения, обнаруженные в ходе ревизии, в нее вносят данные по имуществу или обязательствам, по которым есть расхождения. Для подведения итогов инвентаризации по каждому из исследуемых участков существует установленная форма описи и ведомости (например, инвентаризационная опись основных средств ИНВ-1 и сличительная ведомость инвентаризации основных средств ИНВ-18).

После сравнения данных инвентаризации и бухгалтерского учета проводится заседание комиссии по инвентаризации. В ходе заседания происходит определение результатов инвентаризации, предлагаются варианты урегулирования обнаруженных неточностей. Итогом собрания является протокол. Факт отсутствия расхождений либо их наличие и способы отражения в учете фиксируются в ведомости учета результатов. Рекомендованная форма ведомости ИНВ-26 установлена Постановлением Госкомстата от 27.03.2000 № 26.

Протокол и ведомость передаются руководителю организации. По итогам их рассмотрения будет принято окончательное решение.

Приказ по результатам инвентаризации (образец)

Руководитель предприятия рассматривает акты инвентаризации, сличительные ведомости, протокол заседания комиссии и ведомость учета результатов, которые были получены в ходе осуществления ревизии. На основании этих документов директор принимает окончательное решение в отношении итогов инвентаризации и утверждает его приказом об итогах инвентаризации.

В приказе указываются наименование организации, ее организационная форма, дата приказа, перечисляются документы, которыми руководствуется директор при принятии решения. Приказом утверждаются результаты инвентаризации, назначается исполнитель приказа и ответственный, контролирующий его исполнение. Обязательным реквизитом приказа об утверждении результатов инвентаризации является порядок устранения расхождений, установленных в ходе осуществления ревизии. Распоряжение руководителя подписывается им, а также визируется бухгалтером для подтверждения ознакомления. Приказ передается в бухгалтерский отдел для исполнения. Этот документ будет служить основанием для действий бухгалтерии в части списания недоимки на убытки либо оприходования излишков по установленной цене.

​ образец приказа об утверждении результатов инвентаризации