Хозяйственный инвентарь

Приобретение товара: огнетушители

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, расходы по оплате договора, предметом которого является приобретение объектов нефинансовых активов (в том числе огнетушителей), следует отразить по соответствующей статье группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ (310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ или 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ). Критерии отнесения вышеуказанных объектов к основным средствам и (или) материальным запасам, установлены приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».

Согласно п. 4.7 Норм пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97», утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 № 84, в зависимости от возможности и способа восстановления технического ресурса огнетушители подразделяются на перезаряжаемые и ремонтируемые и неперезаряжаемые (одноразовые).

К перезаряжаемому относится огнетушитель, после применения которого возможно восстановление его работоспособности (п. 3.27 Свода правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации. СП 9.13130.2009», утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 179).

Таким образом, в состав основных средств следует включать только перезаряжаемые огнетушители, расходы на приобретение которых относятся по статье 310 » Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. В дальнейшем расходы по их переосвидетельствованию и перезарядке отражаются по подстатье 225 » Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Неперезаряжаемые огнетушители подлежат учету в составе материальных запасов, поскольку время их использования составляет в среднем 5–20 секунд, соответственно, оплачиваются по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Внимание

Не следует путать срок использования объектов и срок их хранения (годности). Например, срок хранения ручного огнетушителя может составлять до 5 лет. А срок использования, т. е. время, в течение которого огнетушитель выполняет свои функции, — 5-20 секунд.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) государственные (муниципальные) учреждения, как и любые другие организации, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В статье обращено внимание на соблюдение правил противопожарного режима и осуществления расходов на исполнение требований противопожарной безопасности.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 69-ФЗ Правительством РФ разработаны и утверждены Правила противопожарного режима.

Данные правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1 Правил противопожарного режима).

В отдельных разделах Правилпротивопожарного режима перечислены нормы, которые следует соблюдать организациям и учреждениям в силу специфики осуществляемой ими деятельности. Автономным учреждениям нужно обратить внимание на:

– разд. V «Научные и образовательные учреждения»;

– разд. VI «Культурно-просветительные и зрелищные учреждения»;

– разд. VIII «Лечебные учреждения».

Кроме перечисленных разделов, также следует обратить внимание на разд. XIX «Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения».

В соответствии с п. 463 разд. XIX «Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения» при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их взаимодействие с огнетушащими веществами, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок. Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на это оборудование. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляются в соответствии с приложениями 1и 2 в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара.

Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды:

  1. для пожаров класса A – порошок ABCE;
  2. для пожаров классов B, C, E – порошок BCE или ABCE;
  3. для пожаров класса D – порошок D.

В замкнутых помещениях объемом не более 50 куб. м для тушения пожаров вместо переносных огнетушителей (или дополнительно к ним) могут быть использованы огнетушители самосрабатывающие порошковые.

Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях оборудуются пожарные щиты. Требуемое их количество для зданий, сооружений, строений и территорий определяется в соответствии с приложением 5.

Бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с пожарным щитом, должны иметь объем не менее 0,2 куб. м и комплектоваться ведрами.

Ящики для песка должны иметь объем 0,5 куб. м и комплектоваться совковой лопатой. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.

Далее остановимся на отражении расходов, связанных с приобретением и обслуживанием первичных средств пожаротушения, но сначала определим учетную группу данного имущества.

Классифицируем учетную группу

для первичных средств пожаротушения

Как уже было отмечено выше, осуществление расходов на первичные средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты является одним из мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным средствам пожаротушения относятся:

1) переносные и передвижные огнетушители;

2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;

3) пожарный инвентарь;

4) покрывала для изоляции очага возгорания.

При этом следует учитывать, что согласно приложению 1 «Основные виды пожарной техники для защиты объектов», приведенному в ГОСТе 12.4.009-83, к пожарному инвентарю относятся:

  • пожарные шкафы (навесные, приставные, встроенные);
  • пожарные щиты;
  • пожарные стенды;
  • пожарные ведра;
  • бочки для воды;
  • ящики для песка;
  • тумбы для размещения огнетушителей;
  • другое.

В соответствии с п. 70 Правил противопожарного режима первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты. Кроме того, согласно п. 5.27 Норм пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97», утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.1997 № 84, не допускается использовать на защищаемом объекте огнетушители и заряды к ним, не имеющие сертификата пожарной безопасности.

Для правильной классификации производимых расходов следует учесть, что согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (далее – ОКОФ), огнетушители и инвентарь пожарный отнесены к группе «Машины и оборудование» как оборудование для пожаротушения (код 14 2944020).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» данное имущество относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти и до семи лет включительно.

Поскольку первичные средства пожаротушения – огнетушители, пожарный инвентарь, пожарные щиты относятся к основным средствам, их учет осуществляется на счетах, регламентированных п. 8 Инструкции № 183н, таким образом:

– 0 101 24 000 «Машины и оборудование – особо ценное движимое имущество учреждения»;

– 0 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения».

Далее необходимо отметить, что в силу п. 92 Инструкции № 157н амортизация по объектам основных средств начисляется в следующем порядке:

– на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;

– на объекты основных средств стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. включительно – в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

Таким образом, норма амортизации (исходя из срока полезного использования) рассчитывается только в отношении основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. Поскольку первичные средства пожаротушения (огнетушители, пожарные щиты, стенды) в большинстве случаев имеют стоимость менее 40 000 руб., в бухгалтерском учете амортизация по таким основным средствам будет начислена при выдаче их в эксплуатацию.

Амортизация по объектам основных средств отражается в бухгалтерском учете путем ее накопления на соответствующих счетах аналитического учета счета104 04 «Амортизация машин и оборудования» (п. 84 Инструкции № 157н).

При списании основного средства с учета списывается и начисленная амортизация.

Отражаем расходы на приобретение и эксплуатацию первичных средств пожаротушения

Напомним, что вся закупочная деятельность по приобретению первичных средств пожаротушения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Проведение процедур закупки (включая способы закупки) производится согласно принятому в учреждении положению о закупке. Кроме того, данный вид расходов должен быть отражен в плане финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), приобретение огнетушителей, пожарных стендов и пожарного инвентаря отражается по подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Расходы по приобретению первичных средств пожаротушения учитываются на счете 106 01 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции № 157н).

За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в январе 2014 года автономным учреждением были приобретены огнетушители ОП-10 АВСЕ в количестве 10 шт. на сумму 10 тыс. руб. Расходы по доставке составили 1,5 тыс. руб. В этом же месяце огнетушители были введены в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:

Дебет Кредит Сумма,

руб.

Приобретены огнетушители ОП-10 АВСЕ в количестве 10 шт. 2 106 31 000 2 302 31 000 10 000
Оказаны услуги по доставке огнетушителей в учреждение 2 106 31 000 2 302 22 000 1 500
Приняты к учету средства пожаротушения

(10 000 + 1 500) руб.

2 101 34 000 2 106 31 000 11 500
Выданы огнетушители в эксплуатацию 2 109 80 271 2 104 34 000 11 500

Далее необходимо отметить, что в соответствии с п. 4.3.1 Свода правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации. СП 9.13130.2009» огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, обеспечивающему поддержание их в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации.

Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей.

Периодические проверки необходимы для контроля состояния огнетушителей, контроля места установки огнетушителей и надежности их крепления, возможности свободного подхода к ним, наличия, расположения и читаемости инструкции по работе с огнетушителями.

Техническое обслуживание огнетушителей должно проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и использованием необходимых инструментов и материалов лицом, назначенным приказом по предприятию или организации, прошедшим в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ, способным самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживанию огнетушителей.

Оказание сторонней организацией услуг по переосвидетельствованию огнетушителей осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. В соответствии с Указаниями № 65н расходы учреждения по оплате договора на переосвидетельствование огнетушителей относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Автономным учреждением заключен договор со сторонней организацией на переосвидетельствование огнетушителей на сумму 17 700 руб. Все расходы произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. В соответствии с учетной политикой учреждения данные затраты отнесены в состав общехозяйственных расходов.

В бухгалтерском учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:

Дебет Кредит Сумма,

руб.

Отражены расходы по договору на переосвидетельствование огнетушителей 4 109 80 225 4 302 25 000 17 700
Произведена оплата услуг согласно договору 4 302 25 000 4 201 11 000 17 700

Отражаем расходы на противопожарную безопасность в налоговом учете

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В силу пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии выполнения положений ст. 252 НК РФ. Иными словами, они должны быть обоснованны и документально подтверждены, а также осуществлены (понесены) в рамках деятельности, направленной на получение доходов. Так, расходы автономного учреждения по освидетельствованию огнетушителей принимаются в целях обложения налогом на прибыль в соответствии с заключенными сторонами договорами (соглашениями), а также документами, подтверждающими фактическое оказание услуг (например, актами об оказанных услугах).

Что касается расходов по приобретению первичных средств пожаротушения, то, поскольку их первоначальная стоимость составляет менее 40 000 руб., на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ она включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода указанных средств в эксплуатацию. Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из стоимости их приобретения (без учета НДС и акцизов), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов (п. 2 ст. 254 НК РФ).

* * *

В заключение отметим, что в силу п. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. 3 – 8ст. 20.4 КоАП РФ, влечет пре-дупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – в размере от 6 000 до 15 000 руб., на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб.

В качестве примера привлечения к административной ответственности приведем спор, рассмотренный в Постановлении ФАС ЗСО от 10.03.2011 № А03-7546/2010.Входе проверки муниципального учреждения инспекцией пожарного надзора среди многочисленных нарушений было установлено, что здание и помещение гаража недоукомплектованы первичными средствами пожаротушения. Имеющиеся огнетушители не пронумерованы, на их корпуса не нанесены порядковые номера белой краской.

По результатам проверки руководителю было выдано предписание и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Администрация с выданным предписанием не согласилась и попросила суд признать его незаконным.

Принимая решение, арбитры исходили из того, что ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено: организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Более того, администрация не представила суду доказательств принятия всех зависящих от нее мер по соблюдению требований пожарной безопасности. Таким образом, привлечение ее к ответственности признано обоснованным и правомерным.

  1. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».
  2. Утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 10.10.1983 № 4882.
  3. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
  4. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учет инструментов (отверток, пассатижей, отрезных кругов, лопат и т.д.)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 октября 2000 г. N 94н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ
Счет 10 «Материалы»
Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).
Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.
Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, продукцию собственного производства отчетного года, отражаемую на счете 10 «Материалы», в течение этого года (до составления годовой отчетной калькуляции) учитывают по плановой себестоимости. После составления годовой отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической себестоимости.
При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов».
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:
10-1 «Сырье и материалы»;
10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
10-3 «Топливо»;
10-4 «Тара и тарные материалы»;
10-5 «Запасные части»;
10-6 «Прочие материалы»;
10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
10-8 «Строительные материалы»;
10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

Классифицируем объект в бухучете

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте, учитываются на субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». В свою очередь, согласно п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» инструмент, производственный, хозяйственный инвентарь и принадлежности включаются в состав ОС. Как видим, инструмент и инвентарь могут быть отнесены как к МПЗ, так и к ОС. Для правильной классификации каждого объекта следует воспользоваться общими признаками ОС и МПЗ.

Бухгалтерский стандарт (п. 4 ПБУ 6/01) называет четыре признака ОС:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Чтобы актив был принят к учету как МПЗ, он должен использоваться в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг), или для управленческих нужд организации либо предназначаться для продажи (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Как видим, ключевой отличительный признак этих двух групп активов — срок их использования в предпринимательской деятельности. Если он превышает 12 месяцев, то актив относится к ОС, если нет — к МПЗ. При этом использование актива в качестве средства или предмета труда не играет решающей роли в бухгалтерском учете. Так, в Современном экономическом словаре <1> под средствами труда понимаются орудия производства, с помощью которых осуществляется воздействие на предметы труда, а под предметами труда — предметы, на которые люди воздействуют с помощью орудий труда, сырье и материалы. Получается, что некоторые средства труда, срок использования которых не превышает 12 месяцев, должны быть учтены в составе МПЗ.

<1> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — ИНФРА-М, 2006.

Напомним, что ранее Планом счетов (см. Приказ Минфина СССР от 01.11.1991 N 56, утратил силу с 01.01.2002) не был предусмотрен субсчет 10-9, а существовало понятие малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые учитывались на отдельном счете 12. Так, согласно пп. «б» п. 3 ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов» (Приказ Минфина России от 15.06.1998 N 25н, утратил силу начиная с отчетности за 2002 г.) под МБП понималась часть МПЗ организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, либо имеющая стоимость на дату приобретения ниже лимита, утвержденного организацией в пределах не более 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ. При этом МБП подлежали амортизации в течение всего срока эксплуатации.

С введением новых бухгалтерских стандартов и Плана счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н) такая категория активов, как МБП, была устранена. И теперь средства труда, имеющие срок использования не более 12 месяцев, классифицируются как МПЗ (в частности, отражаются на субсчете 10-9). При этом действующее бухгалтерское законодательство не предусматривает постепенного отнесения стоимости МПЗ на затраты, а предписывает включать ее в расходы единовременно. Это следует из Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н:

  • материалы списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат по мере отпуска их со складов (из кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места либо для управленческих нужд (п. 93);
  • под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада (из кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации (п. 90).

Также не осталась без внимания и вторая часть бывших МБП, которые не причислялись к ОС и учитывались в составе средств в обороте независимо от срока их полезного использования при условии, что их стоимость на дату приобретения не превышала 100-кратный МРОТ за единицу (см. пп. «б» п. 50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Теперь, безусловно, все активы, отвечающие признакам ОС, квалифицируются в качестве таковых, однако по выбору организации недорогие объекты ОС могут быть отражены в составе МПЗ. На этот счет в ПБУ 6/01 есть специальная норма — абз. 4 п. 5.

Ввиду того что остаточная стоимость ОС формирует налоговую базу по налогу на имущество (п. 1 ст. 375 НК РФ), подавляющее большинство организаций предпочло воспользоваться предложенным правом и прописало в учетной политике, например, такое положение: «В качестве основных средств учитываются активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, стоимостью более 20 000 руб. за единицу. Активы стоимостью менее 20 000 руб. за единицу отражаются в учете и отчетности в составе МПЗ».

Таким образом, инструмент, хозяйственный инвентарь и принадлежности, имеющие срок полезного использования более 12 месяцев, стоимостью менее 20 000 руб. за единицу, учитываются точно так же, как и аналогичные объекты со сроком полезного использования менее 12 месяцев (независимо от стоимости), то есть в составе МПЗ. Иначе говоря, при оприходовании подобных активов составляются первичные документы по учету МПЗ (приходный ордер по форме М-4 <2>). Отпуск МПЗ в производство или для управленческих нужд оформляется требованием-накладной (форма М-11).

<2> Формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Подчеркнем, что организация, не воспользовавшаяся правом, предоставленным абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01, должна отражать активы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев в составе ОС независимо от их стоимости.

Контроль за наличием и движением активов

Если инструменты, хозяйственный инвентарь и принадлежности учитываются в составе ОС, вопросы контроля за их наличием и движением отпадают — решение этой задачи полностью обеспечивается методами бухгалтерского учета. Если инструмент имеет срок использования менее 12 месяцев, он отвечает признакам МПЗ, к которым бухгалтерские стандарты не предъявляют никаких требований в части контроля за наличием и движением после отпуска в производство, главное — подтвердить их расходование в определенных объемах на соответствующие цели (до отпуска в производство материалы числятся на балансовом счете 10, что также обеспечивает контроль за их наличием и движением в случае внутренних перемещений).

Совсем иная ситуация складывается с активами, которые по всем признакам относятся к ОС, но в силу специальной нормы учтены в составе МПЗ, то есть их стоимость списана единовременно на счета учета затрат при отпуске в эксплуатацию (производство). Еще раз повторим предписание ПБУ 6/01: в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. О том, как именно организовать такой контроль, в ПБУ не сказано, поэтому компания имеет полную свободу в решении этого вопроса. Как правило, бухгалтерия ведет специальные регистры (карточки, книги), в которых фиксируется материально ответственное лицо, получившее объект и обязанное обеспечить его сохранность, а также отражается движение объекта (между ответственными лицами, между подразделениями либо на сторону, например для ремонта) и его выбытие (с указанием причин).

Подчеркнем, что обязанность организовать контроль за движением инструмента и инвентаря со сроком использования менее 12 месяцев бухгалтерским законодательством не установлена. Значит, остается правильно определить этот срок. Зачастую бухгалтер испытывает затруднения в данном вопросе. Со своей стороны можем предложить следующий выход. Если на какой-либо объект имеется документация, которая может подтвердить срок его использования (например, гарантийный талон), то опираться нужно именно на эти данные (в качестве примера можно привести мобильные телефоны, мебель, электроинструмент). Если же сроки эксплуатации нигде не прописаны, бухгалтер имеет полное право считать их не превышающими 12 месяцев и классифицировать объект как МПЗ (слесарный инструмент, садовый инвентарь, принадлежности для уборки помещений и пр.).

К сведению. На практике проблема обеспечения контроля за наличием и движением МПЗ, стоимость которых списана с балансового учета, но которые фактически не используются единовременно в производственном процессе, а эксплуатируются какое-то время (пусть и менее 12 месяцев), актуальна не столько в плоскости бухгалтерского учета, сколько для управленческих целей. Поскольку собственники и менеджеры любой компании заинтересованы в эффективном расходовании материальных ресурсов, бесконтрольное списание МПЗ идет вразрез с их целями. Поэтому очень часто на бухгалтерию возлагается обязанность вести регистры учета МПЗ, находящихся в эксплуатации, независимо от того, подпадают ли такие МПЗ под действие абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01.

Правила исчисления налога на прибыль

Что касается налогового учета, в первую очередь нужно отметить: в целях применения гл. 25 НК РФ введено понятие ОС, которое отличается от применяемого в бухучете: это часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ). Однако ключевой категорией в налоговом учете является все же понятие амортизируемого имущества: это имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).

По амортизируемому имуществу начисляется амортизация. По поводу имущества, не являющегося амортизируемым, следует обратиться к ст. 254 «Материальные расходы» НК РФ, а именно к пп. 3 п. 1.

Получается, что для целей налогового учета не нужно устанавливать, относится конкретный актив к ОС или МПЗ, а достаточно лишь определиться с тем, подпадает ли он под понятие амортизируемого имущества. А это сделать гораздо легче, поскольку в распоряжении бухгалтера есть два критерия — срок полезного использования и стоимость. При этом налогоплательщик не вправе самостоятельно определять порядок учета стоимости имущества, не являющегося амортизируемым, в налоговой базе (например, путем начисления амортизации), поскольку НК РФ содержит императивную норму на этот счет (Письмо УФНС России по г. Москве от 09.06.2009 N 16-15/058809).

Заметим, что амортизируемым не признается имущество (в том числе инструменты, приспособления, инвентарь, приборы, лабораторное оборудование, спецодежда) трех категорий:

  1. срок полезного использования — менее 12 месяцев, стоимость — менее 20 000 руб.;
  2. срок полезного использования — менее 12 месяцев, стоимость — более 20 000 руб.;
  3. срок полезного использования — более 12 месяцев, стоимость — менее 20 000 руб.

Первые две категории имущества (срок использования — менее 12 месяцев, стоимость любая) в бухгалтерском учете отражаются в составе МПЗ, поскольку главный бухгалтерский критерий квалификации актива в качестве ОС — это срок полезного использования. Третья категория имущества, не признаваемого амортизируемым в налоговом учете, представляет собой «бухгалтерские» ОС, которые в силу абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 допускается отражать в составе МПЗ.

Таким образом, по имуществу, не являющемуся амортизируемым (в том числе по ОС, отражаемым в бухгалтерском учете в составе МПЗ), в качестве подтверждающих документов для целей налогового учета используются первичные документы по учету МПЗ (Письмо Минфина России от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98). Момент признания расходов — ввод имущества в эксплуатацию — определяется согласно правилам бухгалтерского учета, то есть на дату передачи имущества со складов на производственные участки, рабочие места или для управленческих нужд (см. п. п. 90 и 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ). Добавим, что подтвердить производственную направленность таких расходов также могут документы, в которых указаны цели использования активов, — служебные записки, приказы, акты.

Недостача

Согласно ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка, проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; на счетах бухучета должны быть отражены выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета.

Мы знаем, что в бухгалтерском учете (на балансе) организации нет данных о стоимости инструмента и инвентаря, которые были отпущены в производство (для управленческих нужд). Однако информация о количестве и месте нахождения (об ответственном лице) таких активов (подчеркнем: только подпадающих под понятие ОС, то есть со сроком использования более 12 месяцев) у компании должна быть (в специальных карточках, книгах). По мнению автора, контроль за наличием и движением подобных активов подразумевает в том числе периодическое проведение их инвентаризации (порядок определяется руководителем организации). Одновременно для правильного и полного проведения инвентаризации и получения достоверных результатов в части имущества, отражаемого на балансе <4>, комиссия должна обладать информацией не только о балансовом учете имеющихся в наличии у материально ответственного лица ОС и МПЗ (еще не переданных в производство), но и об активах длительного срока использования, стоимость которых уже списана в расходы.

<4> Нельзя считать все объекты длительного срока использования, сведения о которых отсутствуют в балансовом учете, излишками МПЗ и ОС, выявленными при инвентаризации.

При выявлении недостачи рассматриваемых нами активов никакие записи по бухгалтерским счетам не производятся, но нужно проставить соответствующую отметку в книге их учета. В дальнейшем решается вопрос о взыскании ущерба. Например, если причиной недостачи стали противоправные действия третьих лиц, то организация вправе потребовать возмещения рыночной стоимости утраченного имущества. Аналогичным образом определяется ущерб и при причинении вреда работником (ст. 246 ТК РФ). Сумма возмещения ущерба подлежит включению в налоговую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 250 НК РФ) и в бухгалтерские прочие доходы (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Восстановление

Ни в бухгалтерском, ни в налоговом законодательстве не упоминается о расходах на ремонт, модернизацию или реконструкцию инструмента и инвентаря, не являющихся ОС. Однако на практике подобные затраты могут возникнуть. Как их учесть?

Данный вопрос неоднократно комментировали специалисты Минфина: расходы на модернизацию основных средств первоначальной стоимостью менее 20 000 руб., стоимость которых списана для целей налогообложения единовременно в составе материальных расходов, также подлежат включению в состав текущих расходов налогового (отчетного) периода. Экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) такого имущества, по нашему мнению, могут быть в полном объеме учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (см., например, Письма от 25.03.2010 N 03-03-06/1/173, от 02.04.2009 N 03-03-06/2/74, от 15.01.2009 N 03-03-06/1/16).

В бухгалтерском учете, полагаем, также нет никаких препятствий для признания расходов на ремонт активов, списанных по статье «Материальные расходы». По нашему мнению, для отражения затрат на ремонт следует выбрать тот же счет, на который ранее была отнесена стоимость самого объекта.

Особая ремарка должна быть сделана для «упрощенцев»: ст. 346.16 НК РФ не содержит интересующего нас вида расхода, в ней лишь сказано о расходах на ремонт (модернизацию, реконструкцию и т.д.) ОС, под которым понимается только амортизируемое имущество. Следовательно, организации, уплачивающие единый налог, не вправе признавать расходы на восстановление инвентаря и инструментов, не являющихся амортизируемым имуществом.

* * *

Для правильного отражения инструмента и инвентаря в бухгалтерском учете нужно верно определить срок их использования. Все средства труда, используемые менее 12 месяцев, попадают в категорию МПЗ, свыше 12 месяцев — в категорию ОС. Однако специальное правило позволяет списать ОС стоимостью до 20 000 руб. в расходы единовременно. В силу прямого указания в бухгалтерском стандарте организации придется обеспечить контроль за движением таких объектов.

В налоговом учете инструмент и инвентарь стоимостью более 20 000 руб. и со сроком полезного использования свыше 12 месяцев признаются амортизируемым имуществом. Если не выполняется хотя бы одно условие, актив учитывается как имущество, не являющееся амортизируемым, и его стоимость включается в расходы единовременно.

В дальнейшем при выбытии рассматриваемых объектов бухгалтер должен только признавать доходы (доходы от реализации при продаже, компенсация ущерба при недостаче): расходы в виде стоимости объектов были сформированы ранее. Также организация вправе принимать при налогообложении прибыли расходы на восстановление инструмента и инвентаря, которые были переданы в эксплуатацию. «Упрощенцы» такой возможности не имеют.

Е.В.Емельянова

Редактор журнала

«Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Срок амортизации мебели для офиса – где взять

Для признания имущества основным средством в бухучете объект должен удовлетворять требованиям по п. 4 ПБУ 6/01, то есть, использоваться в собственных целях, в течение длительного (свыше 12 мес.) времени, без дальнейшей перепродажи и ради извлечения прибыли. Критерий стоимости различается и составляет 40 000 руб. для бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 6/01) и 100 000 руб. – для налогового (п. 1 стат. 257 НК).

Если организация приобретает мебель, срок полезного использования утверждается в приказе руководителя при вводе объекта в эксплуатацию. Для корректного включения актива в амортизационную группу необходимо изучить нормы постановления Правительства России № 1 от 01.01.02 г. Но обновленная редакция этого правового документа более не содержит в Классификаторе нужного наименования, как же тогда определить срок полезного использования офисной мебели?

Для ответа обратимся к ст. 258 НК, где сказано, что СПИ устанавливается налогоплательщиками самостоятельно на основе требований Классификации ОС и норм ст. 258. А в п. 6 ст. 258 определено, что по объектам, не поименованным в Классификации, срок устанавливается на основании рекомендаций производителей или ТУ (технические условия). Значит, срок амортизации мебели для офиса определяется компанией, исходя из конкретных характеристик приобретенного имущества – долговечности, надежности и т.д.

Обратите внимание! До вступления в силу новых кодов ОКОФ (СНС-2008), введенных в действие Приказом Росстандарта России № 2018-ст от 12.12.14 г., при начислении амортизации мебели срок использования устанавливался по 4 группе – от 5 лет 1 мес. до 7 лет включительно.

Расчет амортизации офисной мебели

Учитывая вышесказанное, получается, что в 2017 году мебель для офиса можно отнести к 4 группе по Классификатору. Как начислить амортизацию в налоговом и бухгалтерском учете?

Рассмотрим пример

Предположим, в августе предприятие оптовой торговли приобрело набор кожаной мебели для кабинета руководителя стоимостью в 270 тыс. руб. без НДС. Имущество оприходовано, как единый инвентарный объект в этом же месяце на основании акта ОС-1. С сентября бухгалтер начинает начислять износ. Срок амортизации офисной мебели утвержден в налоговом и бухгалтерском учете в 7 лет или 84 мес. Объект отнесен к 4 группе по Классификатору ОС. Расчет амортизации ведется линейным способом.

Формула расчета = ПС х НА, где НА (норма амортизации) = 1/ n, где n – СПИ (в годах или месяцах).

Амортизация в год = 270 000 х (1/7) = 38 571,43 руб.

Амортизация в месяц = 270 000 х (1/84) = 3214,28 руб.

Проводки:

  • Д 08 К 60 на 270 000 руб. – оприходована мебель.
  • Д 19 К 60 на 48 600 руб. – выделен НДС.
  • Д 01 К 08 на 270 000 руб. – осуществлен ввод в эксплуатацию.
  • Д 44 К 02 на 3214,28 руб. – начислена ежемесячная сумма амортизации.

Деятельность организации сложно представить без использования хозяйственных принадлежностей и производственного инвентаря. Предметы и средства для уборки помещений, средства связи, приспособления для мелкого бытового ремонта – так или иначе, без данных предметов сложно обойтись даже совсем небольшой компании.

Вопрос, что относится к инвентарю и хозяйственным принадлежностям, является довольно частым. Действительно, подробный и четкий список предметов, которые можно считать инвентарем и принадлежностями, не определен, поэтому отнесение тех или иных предметов к этой категории может вызывать затруднения. Производственный инвентарь – относится ли к нему тот или иной объект? Считается ли инвентарем офисная мебель, оборудование переговорных комнат и конференц-залов, кондиционеры, осветительные приборы? Давайте попробуем разобраться.

Производственный инвентарь – это различные предметы, которые участвуют в производственном процессе, но не являются ни оборудованием, ни сооружениями. Например, офисы организаций должны быть оснащены средствами связи, необходимой для работы мебелью, приспособлениями и т.д.

Второй вопрос – хозяйственный инвентарь. Что к нему относится? Это предметы хозяйственного назначения, которые не используются в производственном процессе, но без которых сложно обходиться в процессе работы. Так, все помещения офисов и производств нуждаются в уборке, средствах дезинфекции и т.п.

Итак, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Что относится к этой группе, и из чего она состоит:

  • офисная мебель (например, столы, стулья, оборудование переговорных комнат, шкафы для хранения документов и т.д.);
  • инвентарь для уборки помещений и территорий организации, рабочих мест (например, ведра, швабры, метлы, веники и т.п.);
  • инструменты;
  • средства связи (например, телефоны, факсы, рации, планшеты и т.д.);
  • осветительные, обогревательные приборы (например, настольные лампы, тепловые пушки, вентиляторы и т.д.);
  • кулеры, чайники, кофе-машины;
  • материалы, которые используются для хозяйственных нужд, туалетные принадлежности (например, мыло, салфетки, бумажные полотенца, освежители воздуха, посуда и т.д.).

Мы разобрались, что относится к производственному и хозяйственному инвентарю. Конечно, количество необходимого инвентаря будет различаться в зависимости от размера организации, численности работников, количества помещений, сферы деятельности и т.д.

Уборочный инвентарь: маркировка, хранение, правила использования

Для каждой сферы имеются свои требования к хранению уборочного инвентаря различного типа. Особенно строго необходимо следить за этим в организациях здравоохранения, на предприятиях общественного питания, в учреждениях дошкольного и школьного образования, а также на предприятиях, которые занимаются производством или торговлей продуктами питания.

Хранение уборочного инвентаря стоит организовать следующим образом. Так, предметы должны иметь маркировку по направлению использования. Например, ведра, используемые для мытья пола на кухне, должны быть подписаны определенным образом, а ведра, используемые для мытья офисных помещений – иначе. Инвентарь должен использоваться строго по назначению, и маркировка поможет его идентифицировать.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности (предметы для уборки) должны храниться в специальных, отведенных для этих целей помещениях. Моющие и дезинфицирующие средства должны содержаться в упаковке изготовителя, с этикеткой, содержащей название и назначение предмета.

Требования к уборочному инвентарю в различных организациях могут отличаться. Обратите внимание, что уборочный инвентарь также должен быть определенным образом обработан и обеззаражен с помощью погружения в специальные дезинфицирующие средства, а в некоторых случаях и с помощью кварцевания, облучения и т.д. Необходимо помнить, что все санитарные и гигиенические нормы должны быть соблюдены, так как от этого зависит не только чистота помещения, но и здоровье находящихся в нем людей.

Документальное сопровождение

При отпуске инструментов со складских помещений необходимо оформить требование-накладную. Документ выполняется по форме № М-11. Требование учреждены Госкомстатом РФ от 1997 года (постановление № 71а). В документе указываются, согласно приказу Минфина РФ №119н, следующие сведения:

  • Название подразделения, которое запросил инвентарь.
  • Номер счета по учету затрат на обеспечения деятельности подразделения.

Принадлежности могут передаваться промежуточному подразделению (под этим понятием понимаются бухгалтерские отделы, отделы закупок). В такой ситуации сложно установить точный объем инвентаря, который будет использован подразделениями. Выход из положения – оформление актов по мере расхода принадлежностей. Акты составляются в свободной форме, однако в них должна быть указана следующая информация:

  • название подразделения;
  • количество выдаваемых принадлежностей;
  • стоимость;
  • цели, для которых запрашивается объект.

На основании составленных актов производится списание объектов на траты. Порядок утвержден МУ №119н.

Учет в упрощенной форме

Компании, относящиеся к субъектам малого бизнеса, могут вести бухучет по упрощенной форме. Отпуск объектов предполагает связь со счетом «Производственные траты» или счетом 44 «Траты на реализацию». Бухгалтер должен оформить требование-накладную. Выполняется она по форме № М-11. Одновременно выполняется проводка: ДТ 25, 26, 44 КТ 10-9 (отпуск объектов).

Списание принадлежностей предполагает установление цены, по которой они будут списаны. Операция производится со счета 10-9. Стоимость определяется на базе следующих методов:

  • По себестоимости одной штуки.
  • ФИФО.
  • Усредненная себестоимость.

Методики утверждены пунктом 16 ПБУ. Используемый метод нужно отразить в политике осуществления учета. Нужно это для осуществления бухучета. Данное положение введено пунктом 73 МУ №119н.

При отражении используется контроль сохранности. Связанно это с тем, что при переводе объекта в эксплуатацию происходит перенос стоимости в затраты.

Контролируются только объекты, срок эксплуатации которых превышает год, поставленные на учет в перечне материалов.

В законе не оговаривается порядок учета объектов, переведенных в использование. Поэтому он устанавливается самим предприятием. Для отслеживания передвижений объектов по отделам используются следующие документы:

  • Ведомость.
  • Забалансовый учет.

Избранный вариант ведения бумаг фиксируется в политике компании. Документация ведется сотрудником с материальной ответственностью. В Плане отсутствует индивидуальный забалансовый счет, а потому он создается самостоятельно. Например, на предприятии открывается счет 013 «Хоз. принадлежности».

При переводе инвентаря в использование выполняются проводки следующего вида:

  • ДТ 25, 26, 44 КТ 10-9 (отпуск объектов со склада).
  • ДТ 013 (учет объектов).
  • КТ 013 (списание инвентаря).

Когда объекты выбывают, требуется создать акт о списании. Форма его не устанавливается законом. Допускается ее самостоятельное утверждение. Порядок фиксирования сопутствующих расходов определяется в зависимости от принятой на предприятии системы обложения налогом.

Как исчисляется налог

Объекты, срок эксплуатации которых составляет больше года, стоимостью свыше 100 тысяч рублей, должны быть включены в состав основных средств.

Это амортизируемое имущество, что оговорено пунктом 1 статьи 256 НК РФ. Траты на принадлежности, не включенные в состав амортизируемых объектов, учитываются в составе материальных трат. Порядок списания оговаривается самим предприятием. К примеру, данная операция может происходить единовременно или частями. Если на предприятии ведется кассовый метод, производится снижение налоговой базы после перевода объектов в эксплуатацию.

Все затраты должны обосновываются экономической политикой предприятия. К примеру, целесообразность их приобретения может быть оговорена внутренним договором. В документе указывается необходимость поддержания санитарно-гигиенических норм. В связи с данным правилом выполняется покупка принадлежностей для туалета. Иные статьи трат могут обосновываться прочей внутренней документацией.

Пример

Предприятием были закуплены следующие принадлежности для туалета:

  • Туалетная бумага на 1180 рублей (НДС составит 180 рублей).
  • Полотенца на сумму 11 800 рублей (налог равен 1 800 рублям).
  • Мыло на 3 540 рублей (НДС – 540 рублей).
  • Освежитель на 2 950 рублей (налог – 450 рублей).

Совокупная стоимость составила 19 470 рублей. НДС – 2 970 рублей). Было отпущено со склада принадлежностей на сумму 1 650 рублей. Требуется выполнить следующие проводки:

  • ДТ 10-9 КТ 60 (16 500 рублей).
  • ДТ 19 КТ 60 (2 970 рублей).
  • ДТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КТ 19 (налог к вычету в размере 2 970 рублей).
  • ДТ 60 КТ 51 (19 470 рублей).
  • ДТ 26 КТ 10-9 (1 650 рублей).

Все траты должны быть записаны в соответствии с отчетным периодом, месяцем. Перед учетом производятся все соответствующие расчеты. В частности, нужно определить совокупность затрат, вычесть из полученной суммы НДС. Затем производится сам учет на основании первичной документации.