Характеристика объектов налогообложения

Содержание

Стоимостная, физическая или иная характеристика объектов налогообложения

Объектами налогообложения могут являться любые блага, получаемые гражданином или организацией, их имущество, прибыль (доход) от реализации. Для дальнейшего начисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней необходимы стоимостная, физическая или иная оценка рассматриваемых объектов налогообложения:

  1. Стоимостная оценка показывает денежный эквивалент объекта на момент начисления платежа. Например, налог на имущество непосредственно зависит от его стоимости.

Пример 1. Организация в начале 2013 года приобрела и ввела в эксплуатацию имущество (основное средство) стоимостью 630 000 рублей (без НДС). За 2013 год сумма амортизационных отчислений составила 115 500 рублей. Какую стоимость приобретенного основного средства следует учитывать изначально при расчете налога на имущество за 2014 год?

Необходимо отталкиваться от первоначальной суммы за вычетом амортизационных отчислений. Таким образом, при расчете налога на имущество в 2014 году денежный эквивалент имущества на начало года будет равен 630 000 — 115 500 = 514 500 рублей.

Подробнее о расчете налога на имущество организаций см. в материале «Какой порядок расчета налога на имущество организаций».

Стоимостная оценка объекта налогообложения также показывает прибыль или доход субъектов в денежном выражении. Так, величина налога на доходы физических лиц зависит от полученного размера дохода (зарплаты или прочих доходов). Объект налогообложения доходов организаций — это стоимостное отражение прибыли или выручка, полученная от покупателей.

  1. Физическая характеристика зависит от количественных или иных параметров объекта налогообложения. Платежи в бюджет не зависят от стоимости объекта и производятся до тех пор, пока тот находится в собственности налогоплательщика.

Пример 2. Организация в апреле 2014 года приобрела и ввела в эксплуатацию автомобиль стоимостью 853 000 рублей мощностью 175 лошадиных сил. Какие параметры будут учитываться при исчислении транспортного налога?

Для расчета платежа в бюджет за 2014 год, помимо местного коэффициента и ставки налога, необходимо учесть мощность автомобиля (175 л. с.) и продолжительность периода его эксплуатации в 2014 году.

Рассчитать налог на автомобиль вам поможет наш калькулятор — см. материал «Онлайн-калькулятор транспортного налога (2014―2015)».

Физические характеристики объекта налогообложения отражают и прочие условия, на основании которых рассчитываются налоги. Так, например, при наличии действующей системы ЕНВД, не имеет значения размер полученной прибыли. За основу берется величина вмененной выгоды субъекта, которая условно рассчитывается, исходя из наличия некоторых физических показателей: количества работников, размера торговой площади и прочих критериев.

  1. Иные характеристики представляют собой прочие условия, необходимые при расчете налогов.

При определении объекта налогообложения важны и другие параметры, помимо стоимостных и физических показателей. Так, например, при расчете НДС при экспорте-импорте необходимо наличие факта пересечения товарами таможенной границы РФ.

Объект налогообложения и налоговая база

Понятие налоговой базы закреплено в п. 1 ст. 53 НК РФ. Под этим определением принято понимать некоторые характеристики объекта налогообложения, которые могут принимать также стоимостную, физическую или иную форму.

Налоговая база различна для разных видов фискальных платежей. Так, по налогу на прибыль в расчет берутся полученные доходы, уменьшенные на величину совершенных расходов. Все эти параметры должны быть отражены в денежной форме.

Доходы при определении прибыли могут быть реализационными и внереализационными. Расходы учитываются только те, которые необходимы при осуществлении хозяйственной деятельности субъекта. При этом ст. 270 НК РФ указывает на расходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы.

Подробнее о расходах, не учитываемых при определении налога на прибыль, можно узнать из материала «Ст. 270 НК РФ: вопросы и ответы».

При наличии в организации операций, определение доходов и расходов по которым различно, необходимо вести раздельный учет доходов и расходов.

Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом в течение всего отчетного периода. При расчете налога на прибыль отчетный период завершается с окончанием года.

Пример 3. Организация получила следующие доходы в течение 2014 года: 1-й квартал — 158 000 рублей; 2-й квартал — 234 700 рублей; 3-й квартал — 467 300 рублей; 4-й квартал — 622 000 рублей. Расходы, учитываемые при налогообложении, имели следующий размер: 1-й квартал — 314 000 рублей; 2-й квартал — 167 000 рублей; 3-й квартал — 205 000 рублей; 4-й квартал — 302 000 рублей.

Итого доходов: 1 482 000 рублей. Итого расходов: 988 000 рублей.

По итогам работы налогооблагаемая база за 2014 год составила 494 000 рублей. Соответственно, налог на прибыль за 2014 год равен 494 000 * 20% = 98 800 рублей.

Объект налогообложения при исчислении имущественных налогов

Имущественные налоги для организаций рассчитываются с учетом стоимостной оценки основных средств, числящихся на балансе. Объектом налогообложения для российских учреждений признается всё движимое и недвижимое имущество, признанное основными средствами в бухучете. Объект налогообложения для иностранных организаций — это имущество (основные средства), полученное по концессионному соглашению.

При расчете налога на имущество объектами налогообложения, согласно п. 4 ст. 374, не признаются следующие:

  • земельные участки;
  • объекты культурного наследия;
  • имущество, используемое для нужд государства (ледоколы, космические объекты, суда, военные объекты).

Под налоговой базой при расчете налога на имущество понимается среднегодовая стоимость основных средств либо кадастровая стоимость отдельных объектов. Налогооблагаемая база уменьшается на сумму начисленной амортизации, которую каждая организация вправе рассчитать самостоятельно согласно нормам действующего законодательства. Однако некоторые основные средства амортизации не подлежат. Сюда входит имущество бюджетных и некоммерческих организаций, приобретенное также за счет средств целевого финансирования, и объекты внешнего благоустройства.

Объект налогообложения при исчислении транспортного налога — это зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства (п. 1 ст. 358 НК РФ), в том числе автомобили, автобусы, вертолеты, моторные лодки с мощностью двигателя свыше 5 л. с. Транспорт, не принимаемый в расчет при определении налогооблагаемой базы, перечислен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Под налогооблагаемой базой в этом случае понимается мощность автомобиля в лошадиных силах или валовая вместимость в регистровых тоннах (в отношении водного транспорта).

Объекты налогообложения. Их виды

Объектами налогообложения могут являться (ст.38 НК РФ):

  • операции по реализации товаров (работ, услуг),
  • имущество,
  • прибыль,
  • доход,
  • стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)
  • либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Понятия имущество, товары, работы, услуги и их реализация

Для целей налогообложения признается

  • имущество
  • — виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации,

  • товаром
  • — любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации,

  • работой
  • — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц,

  • услугой
  • — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно (ст.39 НК РФ)

  • передача на возмездной основе
  • (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу,

  • а в случаях, предусмотренных НК РФ, такая передача на безвозмездной основе.

Выделены случаи, когда операции с товарами (работами, услугами) не признаются их реализацией, — см. Операции, которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг) и выплаты, которые не признаются дивидендами. Таблица

Понятия доходы, в том числе дивиденды и проценты

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст.41 НК РФ).

Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в РФ или к доходам от источников за пределами РФ (ст.42 НК РФ).

Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации (ст.43 НК РФ).

К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами РФ, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

Выделены случаи, когда выплаты, произведенные акционерам, и др. не признаются дивидендами, — см. Операции, которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг) и выплаты, которые не признаются дивидендами. Таблица

Статья 38. Объект налогообложения. 1. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.
4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Комментарий к статье 38
1. Руководствуясь п. 1 ст. 38, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 5 Закона N 147-ФЗ до введения в действие части второй НК содержащиеся в ст. 38 ссылки на положения НК приравниваются к ссылкам на Основы и законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.
В п. 1 ст. 38 легально определяется объект налогообложения, исходя из этого:
а) к объектам налогообложения прежде всего относятся:
операции по реализации товаров (работ, услуг). См. коммент. к ст. 39 НК;
имущество (см. подп. «б» п. 2 настоящего комментария);
прибыль, т.е. разница между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и затратами на их производство и реализацию, а также суммы, полученные от реализации основных фондов, иного имущества и доходов, внереализационных операций (уменьшенных на сумму расходов от этих операций);
доход, т.е. экономическая выгода (в денежной или натуральной форме), учитываемая в той мере, в какой ее можно оценить (см. коммент. к ст. 41, 42 НК);
стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (см. коммент. к ст. 39 НК, а также к п. 2 — 4 настоящей статьи);
б) объектом налогообложения признается также любой иной объект (например, доход в виде процентов от вкладов, дисконт и др., см. коммент. к ст. 43 НК), имеющий:
стоимостную характеристику (т.е. денежную оценку, способность иметь определенную цену, о принципах определения цены см. коммент. к ст. 40 НК);
количественную характеристику (возможность быть измеренным);
физическую характеристику (параметры в виде объема, цвета, веса, площади, этажности, глубины, технических характеристик);
в) имущество, прибыль, доход и иные объекты, упомянутые в п. 1 ст. 38, признаются объектами налогообложения, если:
они имеются в наличии у налогоплательщика, распространять правила п. 1 ст. 38 на иных лиц (например, налоговых агентов) оснований нет;
законодательство о «Н и С» связывает с ними возникновение обязанности по уплате налога. Так, получение физическими лицами дохода, не превышающего, скажем, один МРОТ, не приводит к возникновению у него обязанности платить подоходный налог;
г) об объекте налогообложения можно судить только с учетом положений закона о конкретном виде налога (ясно, например, что объект НДС существенно отличается от объекта подоходного налога с физических лиц).
2. Характеризуя правила п. 2 ст. 38, нужно обратить внимание на ряд их особенностей:
а) они имеют бланкетный характер, прямо предписывая руководствоваться нормами действующего ГК;
б) к видам объектов гражданских прав (упомянутым в п. 2 ст. 38) и являющихся имуществом, действующий ГК относит:
вещи, т.е. объекты реального мира, в т.ч. движимые и недвижимые, индивидуально определенные и родовые (зерно, плитки шоколада и т.д.), сложные и простые, делимые и неделимые, главные и принадлежности, оборотоспособные и изъятые из оборота и т.д. (ст. 128 — 137 ГК);
деньги, в т.ч. российскую валюту (рубли) и иностранную валюту (ст. 140 ГК);
ценные бумаги (т.е. государственные облигации, векселя, облигации, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, акции и т.д. (ст. 142 — 149 ГК).
Однако для целей налогообложения имущественные права не относятся к имуществу, т.е. необходимо исходить (в этой части) не из правил ст. 128 ГК, а из норм ст. 38 НК.
3. В п. 3 ст. 38 дается легальное определение товара. Анализ этого определения показывает, что:
а) товаром — для целей налогообложения — признается любое имущество, которое:
реализуется, т.е. происходит передача права собственности на имущество другому лицу на возмездной (например, при купле — продаже) или безвозмездной (например, при дарении) основе;
предназначено для реализации. Так, если ИП изготавливает дамские сапоги для продажи, то эти сапоги суть товар по смыслу ст. 38 НК. О месте и моменте реализации, а также о цене товара см. коммент. к ст. 39, 40 НК. О том, что не признается реализацией, см. п. 3 ст. 39 НК;
б) при взимании таможенных платежей товаром признается:
имущество, относимое к товару для целей налогообложения (за исключением, разумеется, земли и других объектов недвижимости);
любое движимое имущество (за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок, включая контейнеры и другое транспортное оборудование), перемещаемое через таможенную границу РФ (см. коммент. к ст. 34, 35 НК).
4. В п. 4 ст. 38 дается легальное определение работы (для целей налогообложения). Анализ этого определения показывает, что работой признается систематическая деятельность (в отличие от разового выполнения работ), результаты которой:
имеют материальное выражение. Иначе говоря, в итоге выполнения работ возникает какой-то предмет реального мира: здание, велосипед, телевизор и т.д. С точки зрения норм гражданского законодательства проведение работ обычно оформляется договором подряда и его разновидностями (ст. 702 — 778 ГК);
могут быть реализованы. То есть само по себе выполнение работы недостаточно. Необходимо также, чтобы результат работы мог быть реализован для удовлетворения нужд физических лиц, производственных нужд ИП и организации и т.п. Тот факт, что результаты работы еще фактически не реализованы, для целей налогообложения роли не играет. О том, что не признается реализацией работы, см. п. 3 ст. 39 НК.
5. В п. 5 ст. 38 дается легальное определение услуги.
Для целей налогообложения услугой признается:
а) систематическая деятельность (т.е. неоднократное оказание услуг), результаты которой не имеют материального выражения (чем они отличаются от результатов выполненной работы). Иначе говоря, не создается вещи, объекта материального мира. Итогом услуги является объект интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК), информация, иные нематериальные блага (ст. 139, 152 ГК), а также определенное состояние лица (излечимость больного, достигнутый уровень образования учащегося и т.д.);
б) деятельность, результаты которой потребляются и реализуются в процессе ее осуществления. Очевидно, например, что деятельность по оказанию образовательных услуг приводит к тому, что ее результаты усваиваются в процессе обучения: одновременно в ходе этого происходит также реализация самой услуги. О том, что не признается реализацией услуг, см. также коммент. к ст. 39 НК. См. о судебной практике по вопросу Вестник ВАС РФ, 1998, N 10, с. 31.

Объект налогообложения

Объект налогообложения — объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др. Объект налогообложения — один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК и с учетом положений ст. 38 части первой НК. Объектами налогообложения являются:

— по подоходным налогам — доходы (прибыль), полученные налогоплательщиком в налоговом периоде;

— по поимущественным налогам — определенные виды имущества, при надлежащего лицам на праве собственности (а также в отдельных случаях на праве распоряжения и оперативного управления);

— по налогам на реализацию товаров (работ, услуг) — обороты по реализации товаров (работ, услуг);

— по налогам на определенные виды расходов — оплаченные (а в определенных случаях и начисленные) суммы расходов;

— по налогам на совершение определенных операций — стоимость сделок имущественного характера, стоимость исковых заявлений;

— по лицензионным платежам — размер платежа за выдачу лицензии (разрешения, патента);

— по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу, — таможенная стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу РФ.

Налоговая база

Согласно ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются НК.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений, о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

В случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.

Налоговый период

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период — один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (ст. 55 НК). Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года.

При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации (ликвидация юридического лица, реорганизация юридического лица). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации. Эти правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Указанные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

Налоговая ставка

Налоговая ставка — величина налога в расчете на единицу налогообложения, то есть доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога, или величина налога, приходящаяся на единицу денежного дохода земельной площади, веса, количества товара или на другую единицу, в которой измеряется величина объекта налогообложения.

Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Налоговые ставки могут устанавливаться и в виде денежной суммы, приходящейся на один объект или на показатель, характеризующий этот объект, например налог на транспортное средство с кубического сантиметра объема двигательной установки.

Различают твердыеналоговые ставки в абсолютной сумме, не зависящие от величины дохода (реальные налоги), пропорциональные ставки, действующие в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины (пропорциональное обложение), прогрессивные ставки, возрастающие по мере роста облагаемого дохода (прогрессивное обложение), и регрессивные налоговые ставки, понижающиеся по мере увеличения дохода.

| следующая лекция ==>
Признаки налогов, их функции | Основные методы налогообложения и способы уплаты налога

Дата добавления: 2016-05-26; просмотров: 762;

7. Общая характеристика объектов налогообложения.

Объект налогообложения – это количественно измеримая экономическая база, подлежащая налогообложению или юридические действия, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. Согласно НК РБ (статья 28) «объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства».

В качестве объекта налогообложения могут выступать: доход; имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши); передача имущества сделки купли-продажи, займа, наследство и дарение и др.); ввоз и вывоз товара (пошлины на экспортные и импортные товары).

Для налогообложения оборотов по реализации товаров, работ, услуг в НК РБ дается четкое определение понятия реализации, доходов, дивидендов и процентов.

Согласно НК РБ:

  • Статья 31. Реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе, если иное не установлено настоящей статьей, вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы соответствующих сделок.

Реализацией товаров (работ, услуг) признается также использование товаров (работ, услуг) для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения и иные операции в случаях, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса или Президентом Республики Беларусь.

  • Статья 34. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) в соответствии с Особенной частью Кодекса или актами Президента Республики Беларусь.

  • Статья 35. . Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.

Источник налога – это доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится сумма налога.

Объект налогообложения и его источник могут совпадать или не совпадать. Например, выручка от реализации является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов; прибыль служит и объектом и источником исчисления и уплаты налога на прибыль. А налог на недвижимость, например, исчисляется исходя из остаточной стоимости основных средств, а уплачивается за счет прибыль организации.

База налогообложения – это величина объекта налогообложения, образующаяся в результате учета всех налоговых льгот, от которой будет исчисляться налог.

Согласно НК РБ (статья 41) «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения».

В качестве облагаемой базы могут выступать: фонд заработной платы; остаточная стоимость основных средств; налогооблагаемая прибыль; добавленная стоимость; выручка от реализации; доход физического лица и т.д.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

  1. Классификация налоговых ставок, методов налогообложения, способов исчисления и уплаты налогов.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Они имеют место при взимании налога за землю, экологического налога. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных. Они подразделяются на пропорциональные и прогрессивные. Пропорциональные ставки — ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные ставки — ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения.

В налогообложении действуют три способа взимания налогов: кадастровый; декларационный; административный.

Первый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог во многих зарубежных странах исчисляется по земельному кадастру, в котором типичные участки земли сгруппированы в зависимости от их качества, местоположения, использования. Для каждой группы участков определена средняя доходность единицы площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той категории, для которой установлена точная ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются государственными органами.

На таких же принципах построен и используется для начисления налога на землю земельный кадастр Беларуси. В нем представлен систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях; дается описание земельных угодий, участков, указывается их площади и местоположение, качество, оценка стоимости. Однако, такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценностей земли и инфляции.

Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации – о величине объекта обложения, в которую, как правило, включаются данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, так как контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходам по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие методы уплаты налога:

  • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную суму наличных денег;

  • безналичный платеж путем перечисления средств через банк со счета клиента на счет бюджета;

  • гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ.

  1. Налоговые льготы. Совершенствование налоговых льгот как способ стимулирования предпринимательской инициативы.

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

— освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

— дополнительных налоговых вычетов или скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

— пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

— в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Налоговая преференция — льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств.

Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налоговый кредит предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.

В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, то есть частичное или полное освобождение некоего круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы. По существу это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа

Налоговые льготы подразделяют на три вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Изъятия — это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных объектов налогообложения. По времени действия такая льгота может быть постоянной (предусмотренной законодательством) и временной, то есть предоставленной на ограниченный срок (индивидуальная льгота либо льгота, предусмотренная в Законе о бюджете на текущий финансовый (бюджетный) год).

Скидки — это льготы, направленные на сокращение налогооблагаемой базы. Скидки могут быть общими (для всех налогоплательщиков) и специальными (для конкретных субъектов хозяйствования).

Налоговые кредиты — это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада (валового налога).

Кроме того, если предоставляется полное освобождение от уплаты налога на определенный период, то такое явление называется налоговыми каникулами.

Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны и экономики в целом. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют процесс производства.

В законодательном порядке могут устанавливаться определенные льготы по налогам в различных формах. К их числу относятся: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового платежа за расчетный период; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); прочие налоговые льготы.

Государство использует налоговые льготы как один из главных налоговых инструментов регулирования экономики. Изменяя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. Обычно льготное обложение прибыли, доходов предусматривается в период спада производства.

Снижение ставки налогообложения ведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений. Повышение роста производства без инфляции достигается главным образом умелым манипулированием налоговыми ставками, налоговыми льготами и прогрессивным налогообложением.

Таким образом, противоречие между необходимостью максимального увеличения доходов государства на основе стимулирования роста производства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов и населения преодолевается через налоговые ставки, льготы и налоговую базу.

В зависимости от сферы применения различаются налоговые льготы общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога, и специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков. Именно специальные налоговые льготы используются государством для регулирования рыночной экономики. Важно предвидеть экономические последствия введения этих льгот, оперативно реагировать и менять механизм налогообложения (и в первую очередь — налоговые льготы). В любом случае льготы, предоставленные определенным сферам хозяйства или категориям плательщиков, должны обеспечивать им ускоренное развитие.

В зависимости от органа, их предоставляющего, льготы подразделяются на предоставленные республиканской властью и льготы местных органов власти. Первые преследуют общегосударственные цели, вторые имеют местную значимость.

На практике налоговые льготы могут классифицироваться по получателям — хозяйствующим субъектам и гражданам. Юридические лица получают в результате официального освобождения части доходов от налогов дополнительный капитал для производства. Снижение налогов с физических лиц благодаря налоговым скидкам и льготам обеспечивает им увеличение возможностей для расширения потребительских расходов или сбережений. Дополнительные потребительские расходы и сбережения населения также могут через кредитную систему стимулировать рост производства.

В Республике Беларусь льготный режим налогообложения воздействует на структуру производства, развитие приоритетных для республики отраслей экономики. Таковыми являются: развитие агропромышленного комплекса и всей инфраструктуры, связанной с его обслуживанием; внедрение механизма структурной инвестиционной политики, ориентированной на использование интеллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей и производств; развитие валютоокупаемых отраслей для обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках; структурная перестройка и поддержка конверсии предприятий военно-промышленного комплекса; развитие предпринимательства и бизнеса; привлечение иностранных инвестиций для развития новых технологий, способствующих экономическому росту экономики и др.

Налоговые льготы должны способствовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны, стимулирующему приток дополнительного капитала в республику. Льготный режим может временно распространяться на свобод­ные экономические зоны; при необходимости на отрасли, функционирующие в экономически отсталых районах республики.

Предоставление налогового кредита в Республике Беларусь регламентируется Указом Президента Республики Беларусь №493 «Положение о порядке предоставления налогового кредита». В настоящем Положении определяется порядок предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государственной поддержки в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов и таможенных платежей (далее — налоги) в форме налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита (далее – налоговый кредит).

Под налоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита. Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов в отношении всей либо части их суммы. Налоговый кредит не предоставляется: по налогам, срок уплаты которых уже наступил; по платежам, поступающим в государственные целевые бюджетные фонды.

Налоговый кредит может быть предоставлен по решению Президента Республики Беларусь при наличии одного из следующих оснований: угрозы экономической несостоятельности (банкротства) — на срок от одного года до трех лет; если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер — на срок от одного месяца до одного года;

Размер налогового кредита не должен превышать: суммы налогов, подлежащей уплате в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит; суммы таможенных платежей, подлежащей уплате в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.

За пользование налоговым кредитом юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты суммы налогового кредита.

В случае неуплаты в установленный срок суммы налогового кредита и (или) процентов за пользование таким кредитом налоговые или таможенные органы в соответствии с законодательством производят взыскание этой суммы с начислением пени в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.

Начисление пени за несвоевременное погашение налогового кредита производится на несвоевременно погашенную сумму налогового кредита за период пользования этим кредитом начиная со дня, следующего за днем окончания срока уплаты этой суммы, установленного налоговым законодательством, до ее уплаты, включая день внесения суммы в бюджет.

При не целевом использовании суммы налогового кредита или товаров, в отношении которых он предоставлялся, юридические лица и индивидуальные предприниматели утрачивают право пользования налоговым кредитом, а суммы налогов, таможенных платежей и процентов за пользование кредитом взыскиваются за период его пользования с начислением пени за каждый день просрочки в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.

Налоги, по уплате которых предоставлен налоговый кредит, а также проценты за пользование налоговым кредитом зачисляются в доход бюджета на соответствующие подразделы бюджетной классификации, предусмотренные для учета поступления налогов, по которым предоставляется налоговый кредит.

  1. Виды налогов и сборов. Классификация налогов и сборов, применяемых в Республике Беларусь.

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам.

По способу изъятия (методу установления) налоги подразделяют на:

  1. Прямые – налоги установленные непосредственно на доходы или имущество плательщика. Они подразделяются на личные (учитывающие функции платёжеспособности налогоплательщика – налог на прибыль, налог на доход, подоходный налог) и реальные (предполагающие обложение среднего дохода от того или иного объекта обложения – имущества, денежного капитала – налог на недвижимость).

  2. Косвенные – налоги устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу — налог на добавленную стоимость , акцизы.

В зависимости от органов власти, устанавливающих налог, выделяют:

1. Государственные (республиканские)- налоги, которые разрабатывает правительство, утверждает (отменяет) главный законодательный орган страны. Зачисляются эти налоги как в центральный (республиканский), так и в местные бюджеты (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, земельный налог и др.).

2. Местные – налоги, которые устанавливаются как правительством, так и местными органами власти. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты. Законодательство регламентирует их виды, источники уплаты, а плательщиков, объекты обложения, налоговую базу и ставки определяют местные органы власти (налог с заготовителей, курортный сбор, налог с владельцев собак и др.).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

  1. Закреплённые налоги – налоги, которые на длительный период времени закреплены в качестве доходного источника конкретного вида бюджета и поступают либо только в республиканский (чрезвычайный налог), либо только в местные бюджеты (подоходный налог, налог на недвижимость, местные сборы и другие).

  2. Регулирующие налоги – это государственные налоги поступающие, как в республиканский, так и в местные бюджеты. Они ежегодно перераспределяются между бюджетами различных органов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы, налог на прибыль и др.).

При классификации налогов по видам налогоплательщиков выделяют налоги с юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений) и налоги с физических лиц (резидентов Республики Беларусь и нерезидентов Республики Беларусь).

В зависимости от порядка использования налоги делятся на:

        1. Общие – предназначенные для текущих и капитальных расходов без закрепления за каким либо конкретным видом расходов (почти все налоги);

        2. Специальные – имеющие целевое назначение.

Большое значение имеет дифференциация налогов в зависимости от источников их уплаты. Так, такими источниками могут выступать:

  • себестоимость (земельный налог, экологический налог),

  • прибыль (налог на прибыль, налог на недвижимость),

  • выручка от реализации (акцизы, налог на добавочную стоимость)

  • заработная плата (подоходный налог).

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог, налог на недвижимость; земельный налог; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

К местным налогам и сборам относятся:

Сбор с заготовителей, курортный сбор, налог за владение собаками.

  1. Виды налоговых нарушений. Ответственность плательщиков за налоговые нарушения.

Налоговая дисциплина – это полное, своевременное соблюдение и выполнение плательщиками налогов, сборов (пошлин) или иными обязанными лицами (налоговыми агентами, законными и уполномоченными представителями плательщиков) норм, содержащихся в нормативно-правовых актах налогового законодательства и их непосредственно касающихся.

В первую очередь налоговая дисциплина касается исполнения налогового обязательства. В Налоговом кодексе Республики Беларусь указано, что налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных Налоговым кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Поэтому каждому субъекту хозяйствования необходимо соблюдать налоговую дисциплину, так как её несоблюдение влечёт для правонарушителя ряд неблагоприятных последствий в виде штрафа, пеней, привлечения к административной и уголовной ответственности.

Применительно к деятельности налогоплательщиков (физических или юридических лиц) можно выделить следующие виды налоговых правонарушений:

1. Правонарушения против обязанностей по уплате налогов, т.е. неуплата или несвоевременная уплата налога, незаконное использование льготы по данному виду налога, сокрытие объекта налогообложения.

2. Правонарушения против контрольной функции налоговых органов, связанные с несвоевременной регистрацией в государственных органах или уклонением от такой регистрации, воспрепятствованием осуществлению контрольной деятельности, налоговым проверкам, неповиновением законным требованиям или распоряжениям налоговых органов, угрозами и оскорблениями в адрес сотрудников налоговых служб.

3. Правонарушения против ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности, такие как нарушение правил организации и порядка ведения бухгалтерского учета, недостоверность данных финансовой документации, нарушение порядка составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности, уклонение от предоставления данных отчетности.

4. Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика, в частности, незаконное открытие банковских счетов, совершение незаконных расчетов (включая расчеты наличными деньгами), незаконная выдача финансовых документов, нарушение кассовой дисциплины.

При выявлении случаев нарушения налогового законодательства по отношению к неплательщикам налогов могут быть применены следующие санкции:

• меры оперативного реагирования: приостановление операций по банковским счетам, наложение ареста на финансовые средства данного физического/юридического лица в финансово-кредитных учреждениях;

• финансово-правовые санкции’, взыскание всей суммы неуплаченного налога, штраф за сокрытие дохода, за непредставление финансовой и налоговой документации, взимание пени за просрочку налогового платежа, а также возможное изъятие всего сокрытого объекта налогообложения;

• меры административной ответственности: штрафы с должностных лиц компаний и с физических лиц за нарушение налогового законодательства;

• меры уголовной ответственности : штрафы в установленном законом размере, лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества неплательщика налогов.

Меры экономической ответственности для юридических лиц за нарушение налогового законодательства регламентируются Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 24.04.2003 г., вступившим в силу с 1 марта 2007 г., и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006г.

НАЛОГОВАЯ БАЗА

— стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база — один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным.

Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам, региональным налогам и местным налогам устанавливаются НК (ст. 53, 54 НК).

Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении

НАЛОГОВАЯ БАЗА ПРИ ВВОЗЕ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ

ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором вы-явлены ошибки (искажения).

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином РФ и МНС.

Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе данных об облагаемых доходах, получаемых в установленных случаях от организаций, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.