Государственный контроль в сфере рекламы

Содержание



Реклама и PR в бизнесеТолкачев Андрей Николаевич

Глава 9 Государственный контроль в сфере рекламы

Государственный контроль: значение и функции

Формирование рыночных конкурентных отношений в России на протяжении последнего десятилетия демонстрирует положительную динамику отечественного рекламного рынка и уменьшение государственного влияния в пользу общественного регулирования и саморегулирования.

Как известно, в сравнении с экономически развитыми странами Россия имеет сравнительно небольшой опыт регулирования в сфере рекламы. Но в отличие от ряда других видов бизнеса государственный контроль в этой области скорее незначителен и отличается формальным характером.

В то же время государственный контроль в таких странах, как Великобритания, Франция, Италия, можно признать более жестким. Например, во многих странах Европы реклама сигарет запрещена вообще. Кроме того, в ряде стран обнаруживает себя тенденция роста налогообложения на импортируемую рекламу.

В мире существуют и другие подходы к государственному регулированию. Например, в Саудовской Аравии изображение женщин в рекламе запрещено. В Иране действует запрет на изображения обнаженных людей или критических карикатур. Это накладывает ограничения на производство рекламы. А в рекламе, напечатанной в англоязычных изданиях, ввозимых с Запада, местные СМИ обязаны закрашивать и заклеивать обнаженные места на теле женщин, независимо от того, что рекламируется, в какой обстановке находится рекламный персонаж и в какой одежде.

Государственный контроль в сфере российской рекламы установлен в главе 4 Закона о рекламе.

Государственный контроль означает:

создание условий для рекламной деятельности в условиях рыночной экономики;

наблюдение за рекламным процессом;

предотвращение правонарушений на рынке рекламы;

выявление нарушений в рекламной сфере и применение ответственности за нарушение законодательства со стороны компетентных государственных органов.

Причина различий в подходах к регулированию в сфере рекламы в разных странах кроется в том, что в каждой стране реклама имеет свои культурные традиции и по-разному воспринимается.

Так, креативный директор Leo Burnett Worldwide Майкл Конрад во время своего приезда в Москву, заметил, что западноевропейская реклама не имеет единой школы, разнообразна и в каждом случае оригинальна. Испанская реклама, как правило, более абстрактна. Это продиктовано испанской культурой. Рекламные ролики Швеции и Норвегии более реалистичны и продуманны. Причем сохраняются национальные особенности сухого скандинавского юмора. Немецкая реклама признается как наиболее функциональная, как стиль bauhaus: «Чем меньше – тем лучше». Англия, Италия и Испания оцениваются как наиболее благоприятные для создания креативной рекламы.

Общей концепции рекламы в Европе не существует, но есть международное право и гуманитарные ценности. В то же время в каждой стране рекламный креатив должен использовать традиции и национальный характер рекламы.

Антимонопольный орган: полномочия в области рекламы

В главе 6 Закона о защите конкуренции определены полномочия антимонопольного органа по защите конкуренции.

Согласно статье 33 Закона о рекламе антимонопольный орган в области рекламного дела имеет право:

выдавать рекламодателям и рекламистам обязательные для исполнения предписания:

– о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения с обязательным указанием сроков;

– об отмене или изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе нормативно-правового акта. Выдается на основании решения антимонопольного органа о противоречии такого акта законодательству Российской Федерации о рекламе;

выдавать федеральным органам власти обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;

предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;

предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном частью 3 ст. 38 Закона о рекламе;

обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных и ненормативных актов органов власти;

применять меры административной ответственности;

обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 ч. 20 ст. 19 Закона о рекламе.

Все участники рекламного рынка обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации. За нарушение данного требования предусмотрена административная ответственность (ст. 34 Закона о рекламе).

Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа – это право всех участников рекламного рынка. Данное право может быть осуществлено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания (ст. 7 Закона о рекламе).

Проблема контроля, на которую указывают специалисты ФАС России: до того момента, когда ФАС России по заявлениям граждан примет решение защитить потребителя от нарушений, рекламные плакаты «работают» уже несколько месяцев. Как известно, рекламистам не требуется предварительного согласования по содержанию плаката для его размещения. Это прерогатива предварительной цензуры, действие которой в России отменено. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Контроль качества в сфере государственной службы Из того, что мы говорили до сих пор, следует: и широкой публике, и государственным служащим нужно чаще принимать во внимание:1) государственные служащие в настоящее время играют главную роль в управлении

Глава 8 Саморегулирование в сфере рекламы Понятие саморегулирования Общество состоит из социальных институтов, развитие которых осуществляется посредством общественной самодеятельности и ведет к развитию средств саморегулирования, в том числе в сфере

Государственный контроль в области рекламы Выполнил студент гр

Advertisements

Государственный контроль в области рекламы.pptx

  • Количество слайдов: 11

Государственный контроль в области рекламы Выполнил студент гр. 8671 Рэхменен Алексей

Государственный контроль в сфере рекламы осуществляется ФАС ( «Федеральная антимонопольная служба «) России и ее территориальными подразделениями. В ее обязанности входит предупреждение, выявление и пресечение нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В структуре ФАС России вопросами контроля за рекламой занимается Управление по контролю и надзору за соблюдением рекламного законодательства, которое осуществляет свои полномочия на основании Положения об управлении по контролю и надзору за соблюдением рекламного законодательства Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 02. 12. 2005 № 275.

В силу ст. 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе: – выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; – выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе; – распространения рекламы, осуществляемого законодательства Российской Федерации о рекламе; с нарушением – опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в порядке, предусмотренном частью 3 ст. 38 Закона о рекламе;

В силу ст. 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе: – недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления; – применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; – недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе; управления рганам тного выдавать муниципального – района или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица вышеуказанных органов, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица и их руководители обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации. Полученные антимонопольным органом сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, не подлежат разглашению, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев.

Согласно ст. 36 Закона о рекламе антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания.

Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы 1. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные органы): предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами; направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении контррекламы; направляет материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; — направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы 2. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой. 3. При предъявлении исков в суды, арбитражные суды федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины. 4. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять в пределах своей компетенции функции по защите прав потребителей и пресечению недобросовестной конкуренции, вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики.

Права органов саморегулирования в области рекламы 1. Органы саморегулирования в области рекламы — общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц: привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов; проводят независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направляют соответствующие рекомендации рекламодателям; направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе. 2. Органы саморегулирования в области рекламы вправе предъявлять в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе. При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести решение суда или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через средства массовой информации или иным способом в установленный им срок.

Спасибо за внимание

Контроль за соблюдением кредитными организациями законодательства о рекламе

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Банковское дело Банковское право
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Контроль за соблюдением кредитными организациями законодательства о рекламе основывается на ст. 28 Закона о рекламе. Указанная статья определяет требования к оказанию финансовых, в том числе – банковских услуг.

Реклама банковских и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги. В соответствии со ст. 13 указанного Закона кредитная организация, рекламирующая свои услуги, обязана предоставлять сведения о наличии у нее лицензии, о своей государственной регистрации.

Согласно ст. 28 этого же Закона реклама банковских и иных финансовых услуг не должна:

  • 1) содержать гарантии или обещания доходности вложений, если такая доходность не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. Под это условие не подпадает распространение информация о процентных ставках, выплачиваемых по вкладам, поскольку такой вид доходности может быть определен заранее;
  • 2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Таким образом, в тех случаях, когда оказание услуг кредитными организациями связано с оказанием клиентам иных сопутствующих услуг (например, страхование или оценка заложенного имущества), кредитные организации обязаны сообщать о необходимости соблюдения клиентами указанных условий, как влияющих на расходы, которые понесут заемщики, если воспользуются услугами кредитной организации.

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. Из этой нормы следует, что если кредитная организация в рекламе указывает, например, процентную ставку по кредиту, то обязана сообщить и иные расходы, которые должен понести заемщик в связи с получением кредита, например, уплата кредитной организации единовременной комиссии за выдачу кредита и т.д., расходы на нотариальное оформление сделки и т.п.

Согласно ст. 33 Закона о рекламе государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе в пределах своих полномочий осуществляет ФАС России как антимонопольный орган, который в том числе вправе:

  • – выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе;
  • – предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства РФ о рекламе;
  • – применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях и т.д.

В соответствии со ст. 34 Закона о рекламе кредитные организации обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.

Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе в соответствии со ст. 36 Закона о рекламе выдается ФАС России на основании решения о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения. Предписание подлежит исполнению в срок, который указан в предписании. Такой срок не может составлять менее чем пять дней со дня получения предписания. Неисполнение предписаний влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

Административная ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе предусмотрена ст. 14.3 и 19.5 КоАП РФ.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
  • Контроль за соблюдением кредитными организациями прав потребителей

    Поскольку банки оказывают услуги физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, то такие услуги подпадают под действие Закона о защите прав потребителей. До сих пор нет единого мнения по вопросу, относятся ли банковские услуги к потребительским услугам, но судебная практика идет…
    (Банковское право)

  • Контроль за соблюдением требований законодательства о рекламе банковских услуг

    Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ΦЗ «О рекламе» предусматривает ряд требований к рекламе банковских услуг. Во-первых, он не допускает рекламу банковских услуг при отсутствии у кредитной организации соответствующих лицензий (п. 7 ст. 7). При этом кредитная организация как рекламодатель…
    (Банковское право России)

  • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

    Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы Федеральной инспекции труда. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении…
    (Управление персоналом)

  • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

    Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы Федеральной инспекции труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению…
    (Трудовое право)

  • НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    Государственный надзор и контроль Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, в том числе о труде и охране труда, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) Минздравсоцразвития России осуществляет…
    (Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. Т.1)

  • Контроль за соблюдением законодательства по охране труда профсоюзами, трудовыми коллективами

    Профессиональным союзам и их объединениям предоставлено право (ст. 370 ТК РФ) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда на предприятиях. Для этого они создают правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Профсоюзные инспекторы труда этих инспекций имеют право…
    (Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. Т.1)

  • Организация контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства миграционного законодательства

    Правовое положение иностранных граждан регламентируется Федеральными законами от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 18.07.2006…
    (Административная деятельность ОВД)

  • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства работодателями

    В настоящее время государство активно защищает права, свободы и законные интересы работников, государственная защита представляет собой наиболее эффективный и действенный инструмент в данной сфере, который позволяет, используя всю мощь государственного принуждения, восстановить нарушенные права. В частности,…
    (Трудовое право)

  • Организация надзора и контроля над соблюдением законодательства РФ об охране труда

    В настоящее время в России складывается система управления обеспечением безопасности труда через систему управления охраной труда, схема которой представлена на рис. 5.1. Рис. 5.1. Схема управления охраной труда в России Система управления охраной труда кроме высших органов государственной власти…
    (Исследование систем управления)

Популярные страницы
  • Контроль за соблюдением кредитными организациями прав потребителей

    Поскольку банки оказывают услуги физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, то такие услуги подпадают под действие Закона о…

  • Контроль за соблюдением требований законодательства о рекламе банковских услуг

    Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ΦЗ «О рекламе» предусматривает ряд требований к рекламе банковских услуг. Во-первых, он не допускает…

  • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

    Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех…

  • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

    Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех…

  • НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    Государственный надзор и контроль Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, в том числе о труде и охране труда,…

  • Контроль за соблюдением законодательства по охране труда профсоюзами, трудовыми коллективами

    Профессиональным союзам и их объединениям предоставлено право (ст. 370 ТК РФ) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда…

  • Организация контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства миграционного законодательства

    Правовое положение иностранных граждан регламентируется Федеральными законами от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской…

  • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства работодателями

    В настоящее время государство активно защищает права, свободы и законные интересы работников, государственная защита представляет собой наиболее эффективный…

  • Организация надзора и контроля над соблюдением законодательства РФ об охране труда

    В настоящее время в России складывается система управления обеспечением безопасности труда через систему управления охраной труда, схема которой представлена…