Государственный финансовый контроль

Вопрос 1. Виды, формы, органы государственного (муниципального) финансового контроля, объекты контроля

Цель государственного (муниципального) финансового контроля — обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В зависимости от того, какие органы осуществляют контроль, государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, а по форме проведения – на предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами государственного (муниципального) финансового контроля субъектов РФ, местных администраций, Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований).

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

— финансовые органы в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

— государственные (муниципальные) учреждения;

— государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

— государственные корпорации и государственные компании;

— хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах;

— юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, договоров (соглашений) о предоставлении государственных или муниципальных гарантий;

— органы управления государственными внебюджетными фондами;

-юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

— кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— контроль над соблюдением бюджетного законодательства РоФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

— контроль над достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

— контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— контроль над не превышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

— контроль над соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

— контроль над наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— контроль над соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

— контроль над полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Дата добавления: 2015-02-18; просмотров: 3033; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Дата публикации: 15.09.2014

Приоритетной задачей бюджетной политики нашего государства является создание условий для эффективного использования бюджетных средств. Для реализации указанной задачи применяются различные инструменты, одним из которых можно назвать государственный финансовый контроль. Финансовая деятельность государственных (муниципальных) учреждений в этой связи подвергается проверке со стороны различных государственных контрольных органов. Расскажем в статье, какие бывают проверки, как они организуются и какими органами проводятся, как оформляются их результаты и какие принимаются меры по данным результатам.

Основным документом, регламентирующим осуществление государственного (муниципального) финансового контроля, является БК РФ, разд. IX которого посвящен названному вопросу. Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ в него внесен ряд поправок, которые уже вступили в силу. Большая роль в организации системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере отведена и Государственной программе «Управление государственными финансами», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 04.03.2013 N 293-р.

На необходимость внутреннего и внешнего финансового контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами указывают Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкция N 157н .

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований (п. 2 ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется Росфиннадзором, органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований) (п. 3 ст. 265 БК РФ).

В соответствии с п. 4 и 5 ст. 265 БК РФ предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Исходя из вновь введенной Федеральным законом N 252-ФЗ ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

— финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы РФ;

— государственные (муниципальные) учреждения.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы РФ. Данный контроль осуществляется и в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты (п. 2 ст. 266.1 БК РФ).

Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информации, документов и материалов, необходимых для осуществления их полномочий по финансовому контролю, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных документов, материалов и информации влекут за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Контрольные мероприятия

В силу ст. 267.1 БК РФ к методам осуществления государственного (муниципального) финансового контроля относятся проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

При проверке проводится документальное и фактическое изучение законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

При проведении ревизии осуществляется комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Результаты проверки и ревизии оформляются актом.

Проверки делятся на камеральные и выездные. Также проверки бывают встречными.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездная проверка проводится по месту нахождения объекта контроля. В ходе указанной проверки определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

Встречные проверки проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

В ходе обследования осуществляются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Результаты обследования оформляются заключением.

Под санкционированием операций в силу п. 5 ст. 267.1 БК РФ понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям БК РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований при проведении внешнего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (п. 1 ст. 268.1 БК РФ):

— за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

— за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета.

Эти проверочные мероприятия проводятся в форме проверки, ревизии, обследования. По их результатам готовятся акты, заключения, представления и (или) предписания, которые направляются объектам контроля и органам и должностным лицам, уполномоченным принимать решения о применении предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

При необходимости осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

На уровне субъектов РФ и муниципалитетов на основании данных норм органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля должны быть разработаны нормативно-правовые акты о порядке осуществления полномочий.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Его осуществляют Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, а также органы Росфиннадзора различного уровня.

Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований согласно п. 1 ст. 269.1 БК РФ наделены полномочиями по осуществлению контроля:

— за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

— за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

— за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

Этими органами проводится санкционирование операций.

В силу ст. 269.2 БК РФ органы Росфиннадзора наделены полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

— за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

— за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Росфиннадзор проводит проверки, ревизии и обследования, по результатам которых направляет акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля, а также органам и должностным лицам, уполномоченным согласно БК РФ, иным актам бюджетного законодательства РФ принимать соответствующие решения. Росфиннадзор может осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В настоящее время разработаны Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее — Постановление N 1092). Этим документом регламентирован порядок проведения Росфиннадзором контрольных мероприятий. Данное ведомство осуществляет контрольную деятельность посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений ревизий и обследований.

Исходя из п. 4 Постановления N 1092 плановые проверки осуществляются согласно плану контрольных мероприятий, согласованному с Минфином (периодичность проведения плановых мероприятий в отношении одного объекта и темы контроля — не более одного раза в год). Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решения, принятого в связи с обращениями (поручениями), в частности, Президента РФ, Правительства РФ, Минфина, Следственного комитета, депутатскими запросами (п. 5 Постановления N 1092).

Должностные лица службы Росфиннадзора (руководитель, заместители руководителя, руководители структурных подразделений, ответственные за организацию осуществления контрольных мероприятий, государственные гражданские служащие, уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) службы Росфиннадзора (ее территориального органа), включаемые в состав проверочной (ревизионной) группы) имеют право:

— запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий;

— при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, которые занимают лица, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

— проводить экспертизы, необходимые при проведении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

— выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

— направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ;

— осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях;

— обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Запросы о представлении информации, документов и материалов, предусмотренных Постановлением N 1092, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем (п. 12 Постановления N 1092).

Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения запроса, при этом он составляет не менее трех рабочих дней.

Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля в установленном порядке (п. 14 Постановления N 1092).

Согласно п. 15 Постановления N 1092 все документы, составляемые должностными лицами в рамках контрольного мероприятия, приобщаются к материалам контрольного мероприятия, учитываются и хранятся в установленном порядке, в том числе с применением автоматизированной информационной системы.

Проверки делятся на камеральные и выездные. Существуют также встречные проверки, проводимые только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений.

Камеральные проверки проводятся на основании представленной отчетности и иных полученных в ходе проверки документов, информации и материалов. Длительность проверки составляет 30 рабочих дней. По результатам рассмотрения акта проверки руководителем службы Росфиннадзора может быть принято одно из следующих решений:

— о применении бюджетных мер принуждения;

— об отсутствии оснований для применения мер принуждения;

— о проведении выездной проверки.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения объекта контроля. Длительность такой проверки составляет:

— не более 40 рабочих дней (в случае ее проведения подразделениями центрального аппарата Росфиннадзора);

— не более 30 рабочих дней (в случае проверки территориальными органами Росфиннадзора).

При представлении объектом контроля письменных возражений на акт выездной проверки, а также в случае представления им дополнительной информации (документов, материалов) может быть принято решение о проведении внеплановой проверки.

Представления и предписания

В соответствии с п. 1 ст. 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Представление должно содержать обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению в установленные этим представлением сроки. Если срок не указан, то представление должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его получения.

Предписание содержит обязательные для исполнения в указанный в нем срок требования об устранении нарушений БК РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию.

Согласно п. 73 Постановления N 1092 представления и предписания в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения вручаются (направляются) представителю объекта контроля.

Отмена представлений и предписаний службы Росфиннадзора (ее территориального органа) осуществляется в судебном порядке. Отмена представлений и предписаний территориальных органов Росфиннадзора тоже может осуществляться ее руководителем (заместителем руководителя) по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц данной службы, осуществления мероприятий внутреннего контроля в порядке, установленном административным регламентом исполнения государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (п. 74 Постановления N 1092).

Неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного ущерба является основанием для обращения его в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п. 4 ст. 270.2 БК РФ и п. 76 Постановления N 1092).

Общегосударственный финансовый контроль и органы его осуществляющие

09-01-2019

рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

  • Раздел Право
  • /
  • Вид работы: Шпоры
  • /
  • Общегосударственный финансовый контроль и органы его осуществляющие

Реферат Курсовая Конспект

  • Право
  • /
  • Шпоры
  • /
  • Финансовое право РФ

Общегосударственный финансовый контроль и органы его осуществляющие — Шпоры, раздел Право, Финансовое право РФ Общегосударственный Финансовый Контроль И Органы Его Осуществляющие. О…

Общегосударственный финансовый контроль и органы его осуществляющие.

Общегосударственный финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов, который осуществляется различными государственными и специально на то уполномоченными органами.

Контрольные функции выполняют такие органы, как Счётная Палата РФ, Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговой инспекцией, Налоговой Полицией, Центральным Банком России, Аудиторскими организациями. Так же финансовый контроль осуществляется комитетами и комиссиями созданными в Государственной Думе и Совете Федерации. При Президенте РФ создан специальный орган — Главное Контрольное управление Президента РФ, также контроль осуществляет Правительство РФ и администрации Субъектов Федерации.

При Минфине создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. При перемещении товаров через границу контроль осуществляют таможенные органы 14. Финансовый контроль, осуществляемый Счетной Палатой РФ. ФЗ О счетной палате 11.02.95. Образуется ФС РФ и подотчетна ему. Задачи орган-я и осущест-е контроля за своевр-м исполн-ем доход-х и расход-х статей фед. бюджета и бюд-в фед. внебюд-х фондов по объемам, структуре и целев-му назначению жен-ль за закон-ю и своеврем-му движению сред-в фед. бюджета и сред-в фед. внебюд-х фондов в ЦБ РФ, уполном-х банках и иных фин кред. Учреж-ях РФ регулярное предостав-е СФ и ГД инфор-и о ходе испол-я фед. бюд-та и рез-та провод-х контрол-х мероп-й. Контрол-е полном-я СП жения-ся на все органы гос власти и учреж-я РФ на фед. внебюд-е фонды ОМСУ предп-я и организ-и банки, страхов-е компании и др. фин кред. Учреж-я и объедин-я вне завис-ти от их видов и форм собст-ти, если они получают, перемещ-ют, исп-ют сред-ва из фед. бюдж-та. СП вправе проводить ревизии и тематич-е проверки, не вмешив-ясь в операт-ю деят-ть провер-х. О рез-х пров-к СП инфор-ет СФ и ГД. Если есть наруш-я СП имеет право давать предпис-я, кот-е обязат-ны для испол-я. Если они все же не испол-ся, СП имеет право принять реш-е приост-и всех видов расч-х опер-й по банков-м счетам.

СП должна регул-но предос-ть инфор-ю о своей деятел-ти СМИ. На уровне суб-в тоже созд-ся СП. Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов.

К ее задачам относятся — организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценка обоснованности доходных и расходных статей по объемам, структуре и целевому назначению определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности — финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета — контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в банках 15. Финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов РФ. Постан-е Правит-ва от 06.03.98 Об утверж-и полож-я о Минфине РФ осущ-ет кон-ль за исп-ем фед. бюджета и целевым использ-ем сред-в, кот-е были выделены из фед. бюд-та и гос. Внебюд-х фондов пред-я. Оно имеет право огранич-ть, приост-ть, а в необ-х случаях и прекр-ть фин-е из фед. бюд-та орг-й при выяв-и фактов нецелев-го исп-я ими в устан-е сроки отчетности о расход-и ранее получ-х сред-в взыскивать в устан-м порядке с орган-й сред-ва фед. бюд-та, израс-е ими не по целевому назн-ю наклад-ть штрафы на такие орг-и провод-ть докумет-е пров-ки и ревизии поступ-я, сохран-ти и правил-ти расход-я фед. и регио-ми органами испол-й власти и предп-ми сред-в фед. бюд-та. При МФ создан Департамент гос. Фин. Контроля и аудитр-й деят-ти Постан-е Прав-ва РФ от 06.08.98 О террит-х жен ревиз-х органах МФ РФ — органы к р. Организ-ны в суб-х РФ при МФ РФ, они осущет-ют послед-й гос. Кон-ль на тер-и своего региона.

На Министерство финансов Российской Федерации возложен финансовый контроль за рациональным и целесообразным расходованием бюджетных средств и средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием инвестиций, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства Российской Федерации. В связи с этим Министерство вправе проводить документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства Российской Федерации проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, контролировать расходование бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям. 16. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством.

Фед. казначейство наход-ся в подч-и МФ РФ, наделено шир-ми правами, кот-е обес-ют вып-е их контр-х функ-й. Права произ-ть докум-е пров-ки получать от банков и иных фин кред. Учр-й справки о состоянии счетов пред-й приос-ть операц-и по счетам пред-й предус-ть взыск-е в бесср-м порядке с пред-я сред-в, выд-х из бюд-та, налагать на банки и т.д. штрафы вносить в ЦБ РФ пред-е о лишении соот-х банков и иных ф к. учреж-й лицен-и на совер-е банк-х опер-й. Полном-я Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу. 17. Финансовый контроль, осуществляемый налоговой инспекцией.

Налог-е органы — Мин-во по нал-м и сборам и его подр-я. Указ През-та О мин-ве по налогам и сборам от 23.12.98. Ст.87- 2 формы проверок 1 камиральная 2 выездная.

В их рамках нал-е органы вправе проводить встрч-е проверки, т.е. пр-ки док-в, кот-е отн-ся к же-ти провер-х налогопл-в. 1 К. пров-ка провод-ся по месту нахож-я нал. Органа, на основе нал. Деклар-и и док-в, кот-е предос-ся налогопл-ом, она пров-ся упол-ми ДЛ нал. Органа, в теч-и 3 мес-в со дня предос-я докум-в. При проверки акт и решение не составл-ся, иначе при выездной.

В исключ-х случаях акт к.п. м.б. составлен по просьбе налогопл-ка, но акт тогда составл-ся в течении срока проверки и д.б. предоставлен налогопл-ку по оконч-и к.п. 2 необ-мо соот-е решение нал. Органа в отношении одного налогопл-ка, она может провод-ся по одному или нескольким налогам.

В течение 1 кал-го года не м.б. 2 выезд-е провер-ки по одним и тем же налогам, за один и тот же период.

Она не может длится более 2 месяцев, срок м.б. продлен до 3 месяцев.

По окончании проверки составл-ся акт в 2 экзем-х, он д.б. заверен всеми ДЛ нал. Органа, директором пред-я и д.б. роспись о его получении. 12 Ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контольно-ревизионные подразделения управления, отделы, группы министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. К основным задачам ведомственного контроля относятся — контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа.

Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях, и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет. 18. Финансовый контроль, осуществляемый налоговой полицией.

В отличие от решения нал. Инспекции решение фед. органов нал. Полиции обжалыванию не подлежит. В ст.36 НК-органы налоговой полиции полномочны при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого органами налоговой полиции принимается одно из следующих решений в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления о возбуждении уголовного дела в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган при отсутствии налогового правонарушения — об отказе в возбуждении уголовного дела. 19. Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком России.

ЦБ РФ подотч-н ГД ФС РФ и его жения-ка в том, что он соединяет статус органа гос. Управ-я и юр. Лица, осущ-го хоз. Деятел-ть. Надзирает за деят-ю ком-х банков и др. кред-х орган-й вправе применять к наруш-м принуд-е меры возд-я, жен-ль за собл-ем зак-ва о валют-м регул-и и денежном обращении. 20.

Развернуть

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Финансовое право РФ

Шпоры готовы к распечатке, все написано мелким, но читаемым шрифтом, ну очень удобны на экзамене — Автор Вадим Чернов, Федукин Алексей. Саратов. Россия.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общегосударственный финансовый контроль и органы его осуществляющие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Твитнуть

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?

Подпишитесь на Нашу рассылку

Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail

Новости и инфо для студентов
  • Свежие новости
  • Актуальные обзоры событий
  • Студенческая жизнь
Реклама

Информация в виде рефератов, конспектов, лекций, курсовых и дипломных работ имеют своего автора, которому принадлежат права. Поэтому, прежде чем использовать какую либо информацию с этого сайта, убедитесь, что этим Вы не нарушаете чье либо право.

Вопрос 2. Финансовый контроль

Финансовый контроль — это регламентируемая нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Государственный финансовый контроль:

а) основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъектов РФ и органов местного самоуправления;

б) возложен на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов, Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Финансовый контроль — важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля осуществляется различными субъектами — органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями и правоохранительными органами.

Финансовый контроль осуществляется в разных видах и формах, с применением различных методов его осуществления.

По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительный контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, до проверки правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовый планов, сметы перечисления бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе деятельности предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуальных наблюдений. Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Оперативный контроль ведется путем сопоставления затрат с действующими нормативами.

Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего и внутрихозяйственного контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, это позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля: предварительного и текущего.

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на наблюдение, проверку, обследование, анализ и ревизию.

Наблюдение — это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности. При обследовании применяются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования используют для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

Анализ нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Основан на изучении периодической и годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансовохозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, качества финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают: сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени; выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени, и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемой операции.

Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

В зависимости от субъектов осуществляемый финансовый контроль бывает государственным, внутрихозяйственным, банковским, аудиторским (независимым), общественным.

Государственный финансовый контроль предусматривает регулирование финансовых отношений в Российской Федерации.

Особое место в государственном финансовом контроле принадлежит Счетной палате Российской Федерации. Она подотчетна лишь Федеральному Собранию Российской Федерации. Ее деятельность связана с контролем федеральной собственности и контролем за расходованием федеральных средств, а также с контролем за деятельностью Банка России, Правительства Российской Федерации, связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, с контролем за эффективностью использования Россией кредитов и займов, а также предоставления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам, международным организациям. На уровне субъектов Российской Федерации схожие функции выполняют контрольно- счетные палаты.

Главным органом финансового контроля со стороны Администрации Президента является Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, созданное в соответствии с его указом. К числу основных функций данного управления относятся: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений Администрации Президента, рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц. Применять какие-либо санкции к нарушителям самостоятельно оно не имеет права.

Основными органами государственного контроля со стороны исполнительной власти являются Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, Министерство финансов РФ, а также финансовые органы субъектов Федерации. В Совет входит председатель Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов. К работе Межведомственного совета могут привлекаться представители генеральной прокуратуры и силовых структур. Совет возглавляет министр финансов Российской Федерации.

Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль на всех стадиях формирования и использования федерального бюджета, внебюджетных фондов.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации также наделены правами осуществления государственного финансового контроля за формированием и использованием бюджетных средств соответствующего уровня.

Еще по теме Вопрос 2. Финансовый контроль:

  1. Вопрос 2. Финансовый контроль.
  2. Вопрос 9 Органы финансового контроля
  3. Вопрос 12 Формы и методы финансового контроля
  4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА ЭТАПЕ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
  5. Вопрос 5.1. Сущность и методы финансового контроля
  6. ВОПРОС 12 Формы и методы финансового контроля
  7. Тема 16. Финансовый контроль Вопросы для обсуждения:
  8. Вопрос 1. Принципы организации финансового контроля
  9. Вопрос 8 Понятие, содержание и виды финансового контроля
  10. Вопрос 5. Организация и пути повышения эффективности государственного финансового контроля.
  11. ВОПРОС 10 Понятие и значение финансового контроля, его правовые основы
  12. ВОПРОС 11 Виды финансового контроля в зависимости от природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью
  13. Загорская А.В.АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
  14. ВОПРОС 14 Аудит как вид независимого финансового контроля, его содержание и правовое регулирование
  15. 1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях
  16. 58.Сущность финансового контроля. Цель, задачи и роль финансового контроля в рыночной экономике
  17. Финансовый контроль, его виды и формы. Органы финансового контроля и их функции.

— Аудиторская деятельность — Банки — Бизнес — Бухгалтерский учет — Кредит — Маркетинг — Менеджмент — Философия — Финансы — Экономика —