Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

Основы государственного регулирования внешнеторговой политики

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Экономика Внешнеторговая политика государства
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

внешнеторговый политика государство экспортный

Государственное регулирование внешнеэкономических связей — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами и соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлении и решении правительства.

Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами, законами и иными нормативными правовыми актами страны посредством:

  • 1) таможенно-тарифного регулирования;
  • 2) нетарифного регулирования;
  • 3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

Внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных законами.

Экономические методы регулирования.

К методам экономического характера относят различные налоги и сборы, особые виды таможенных пошлин, меры валютного регулирования, субсидии и другие.

Практически во всех странах применяется пограничное налогообложение товаров. Его целью является в первую очередь создание одинакового налогового режима для одних и тех же товаров иностранного и отечественного производства. К таким мерам относится применение акцизного сбора, других уравнительных налогов и сборов, в том числе лицензионного сбора, сбора за регистрацию.

К мерам валютного и финансового характера относятся различные ограничения на расходования иностранной валюты: множественность валютных курсов, налоги при операциях с иностранной валютой, беспроцентный залог. Под множественностью валютных курсов подразумевается установление дифференцированного курса пересчета национальной валюты в иностранную в зависимости от рода сделки, партнера или товара. В ряде развивающихся государств налоги при операциях с иностранной валютой составляют 50-60% от стоимости ввозимых товаров.

Государство для защиты своих производителей не только ограничивает импорт, но и поощряет в форме субсидий отечественных экспортеров. Экспортные субсидии могут быть в формах прямых дотаций, льготного налогообложения, льготного кредита.

В развитых странах широкое применение находят антидемпинговые меры в форме взимания с импортных товаров дополнительных высоких пошлин.

Демпинг определяется как продажа товара по ценам ниже издержек производства. Международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже мировой или ниже внутренней. Выявление демпинга выступает причиной наложения карательной антидемпинговой пошлины, которая несколько раз превышает обычную.

Главным недостатком ценовых или стоимостных методов регулирования остается их косвенное воздействие на национальную экономику. Часто иностранные экспортеры идут на их выплату за счет понижения собственной прибыли. При импорте товара с низкой эластичностью экономические барьеры могут и не повлиять на уровень импорта. Это приводит к более широкому использованию методов административного регулирования внешней торговли.

Административные методы регулирования.

Из всех нетарифных административных барьеров наибольшее распространение получила квота. Квота представляет собой ограничение производства продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны, которое действует в течении некоторого периода.

В мировой практике используются индивидуальные, тарифные, глобальные и другие виды квот.

Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. различают пропорциональную квоту, которая определяется по доле каждой страны в импорте за базовый период, и двухстороннюю квоту, предоставляемую в обмен на встречные торговые уступки или политические обязательства другой страны.

Тарифные квоты предусматривают поставку определенного количестве товара в обычном режиме, а для поставки сверх этого количества устанавливается более жесткий тариф. Например, Япония установила тарифные квоты на мясной скот, сыр, кукурузу, солод, первичный спирт.

Глобальные квоты устанавливают размер общего количества импорта товара на определенный период без распределения его между странами-поставщиками, что позволяет избирательно подходить к выбору страны-поставщика.

Рассматривая действие импортной квоты и таможенного тарифа, можно отметить, что их воздействие на уровень благосостоянии страны в целом идентично. Однако главное отличие их в том, что при введении импортной квоты происходит замена рыночного механизма административным регулированием, в то время как при введении тарифа рыночный механизм лишь корректируется.

Одним из сравнительно новых видов нетарифных мер стало добровольное самоограничение экспорта, практикуемое развитыми странами для сдерживания импорта. Хотя внешне такая форма ограничения торговли представляется добровольной, она является результатом давлением страны-импортера. «Добровольное» самоограничение экспорта осуществляется, как правило, под угрозой применение жестких протекционистских санкций, в результате которых страна-экспортер может потерять большую часть национального рынка

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России

№62-1, 17.03.2017

экономические науки

  • Сетина Екатерина Игоревна, бакалавр, студент
  • Государственный университет управления
    • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
    • ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
    • ЛОГИСТИКА
    • МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
    • ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    В данной статье рассматриваются особенности регулирования внешнеэкономической деятельности в России с учетом основных аспектов международной логистики. Сначала перечисляются основные виды внешнеэкономической деятельности и обосновывается значение государственной политики в области регулирования внешнеторговых отношений. Затем осуществляется краткий обзор методов и целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Затем особое внимание уделяется рассмотрению регулирования иностранных инвестиций. Рассматриваются положения, которые обеспечивают основные гарантии по иностранным инвестициям в Российской Федерации, а затем выявляются позитивные и негативные факторы воздействия российского законодательства на желание инвестировать в российские предприятия.

    В настоящее время на этапах глобализации наблюдается усиление интеграционных процессов в мире, что приводит к возрастанию роли внешнеэкономической деятельности государств. К основным видам внешнеэкономической деятельности относятся следующие:

    • внешнеторговая деятельность;
    • логистическое обеспечение внешнеэкономической деятельности;
    • международное разделение труда;
    • производственная кооперация;
    • международное инвестиционное сотрудничество;
    • валютные и финансово-кредитные операции .

    Международное движение товаров, услуг, капиталов, информации в виде потоков, как процессов преобразования является существенным фактором сбалансированного экономического развития страны . Кроме того, расширение международных связей сопровождается рядом проблем и требует повышения роли и совершенствования функций государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Вследствие этого возрастает значение государственной политики в области регулирования внешнеторговых отношений.

    Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществляется специальными государственными учреждениями и включает систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего воздействия в целях обеспечения эффективного внешнеэкономического развития, стимулирования развития импорта и экспорта, а также повышения притока иностранного капитала .

    Государственное регулирование ВЭД предполагает разные направления регулирования деятельности, затрагивает интересы разных стран, влияет на мотивацию внешнеэкономического поведения субъектов. Поэтому программы, которые разрабатываются государством, обязательно должны учитывать интересы сторон, возможные проблемы, которые могут возникнуть вследствие реализации этих программ, а также влияние программ на социально-экономическое положение страны и обеспечение ее экономической безопасности.

    Основными целями регулирования ВЭД России являются следующие:

    • Оказание поддержки российским предприятиям с целью обеспечения их необходимыми ресурсами, оборудованием, технологиями;
    • Поддержание и усовершенствование торгово-политического и культурного сотрудничества с другими странами;
    • Расширение участия РФ в интеграционных процессах;
    • Урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях с международными организациями и должниками России;
    • Обеспечение эффективной валютной, таможенной, миграционной защиты внешнеэкономических интересов России;

    Государственная политика России в области регулирования ВЭД осуществляется посредством следующих мероприятий:

    • таможенно-тарифного регулирования (импортных и экспортных таможенных тарифов),
    • нетарифного регулирования (лицензированием, количественными стоимостными и натуральными квотами),
    • правовыми и законодательными актами Российской Федерации (например, Федеральный закон РФ от 13.10.1995 г. № 157-Ф 3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» с последующими изменениями).

    Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности проявляется в установлении и изменении импортных и экспортных (ввозных и вывозных) таможенных пошлин, утверждаемых постановлениями Правительства РФ и соответствующими приказами сначала Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ), впоследствии Федеральной таможенной службы РФ (ФТС РФ).

    Таможенно-тарифное регулирование является основным методом и инструментом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор . Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть следующие функции :

    1. Протекционистская функция обеспечивает защиту национальных производителей товарной продукции от иностранной конкуренции на внутреннем рынке государства.
    2. Фискальная функция направлена на законное обеспечение поступления финансовых средств в государственный бюджет.

    Одним из основных средств таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф. Таможенный тариф — это перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при их перемещении через таможенную границу. Таможенный тариф утвержден постановлением Правительства РФ от 22.02.2000 г. № 148 с последующими изменениями, дополнениями.

    Таможенный тариф в России введён в постоянно действующую практику внешнеторговой деятельности совместно с десятизначной гармонизированной системой кодирования и описания товарных продуктов под названием Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ) с 1 апреля 2000 г. . Таможенные тарифы можно подразделить на импортные и экспортные. В содержание импортного тарифа входит его товарный перечень, методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров, взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара.

    Экспортный таможенный тариф направлен на регулирование экспорта товаров. Государство применяет его для получения дополнительных доходов в инвалюте, а также в качестве средства ограничения вывоза некоторых групп товаров. Выделяют следующие виды таможенных пошлин:

    • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров
    • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров
    • комбинированные, сочетающие 2 вышеперечисленных вида
    • специальные, применяемые для защиты отечественных производителей подобных или непосредственно конкурирующих товаров
    • антидемпинговые, применяемые для предотвращения ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране
    • компенсационные, применяемые в ответ на субсидирование экспорта в других странах и выравнивание условий торговли
    • сезонные
    • особые виды пошлин, применяемые в результате расследования, проводимого в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управления .

    На все товары, ввозимые на территорию РФ, определяется таможенная стоимость, которая декларируется при перемещении товара через границу. Таможенный орган РФ контролирует правильность определения таможенной стоимости, устанавливает порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров. Существует несколько способов определения таможенной стоимости товара:

    • по цене сделки с ввозимыми товарами
    • по цене сделки с однородными товарами
    • по цене сделки с идентичными товарами
    • путем вычитания стоимости
    • сложения стоимости
    • с использованием резервного метода .

    Нетарифное регулирование осуществляется посредством введения количественных ограничений импорта и экспорта по стоимости, весу, объему и т.п. обычно в исключительных случаях. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН нетарифные методы регулирования ВЭД представляют собой меры, которые можно разделить на 3 основные группы:

    1. Меры прямого ограничения: квотирование, лицензирование, специальные защитные меры.
    2. Таможенные и административные формальности: сертификация, санитарно-эпидемиологический контроль, ветеринарный надзор, карантинный фитосанитарный контроль.
    3. Прочие нетарифные методы: валютный контроль .

    В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях :

    1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.
    2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
    3. Выполнение международных обязательств и соглашений.
    4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товарных продуктов.
    5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мероприятий.
    6. Защита общественной морали, этики и правопорядка.
    7. Защита культурных ценностей.
    8. Обеспечение национальной безопасности.
    9. Другие специальные цели.

    Регулирование иностранных инвестиций также является важным направлением внешнеэкономических отношений. Разработанные РФ нормативы, механизмы и международные правовые акты, целью которых является защита иностранных инвестиций, отличаются эффективностью и непредвзятостью. В то же время и национальное законодательство играет существенную роль в регуляторной политике страны в отношении иностранных коммерческих инвестиций. С 90-х годов и в отечественном праве появился целый ряд законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции. Наиболее значимыми в этом перечне являются ФЗ 39 «Об инвестиционной деятельности» и Закон «Об иностранных инвестициях». Оба законодательных акта изданы еще в 1999 году. В законе «Об иностранных инвестициях» определяется особое положение иностранных инвесторов, ограниченное по видам деятельности, и предусмотрены варианты изъятия инвестированного капитала в ситуациях, описанных законодательством. Кроме ограничительных положений этот закон содержит ряд пунктов, касающихся предоставления гарантий иностранным инвесторам.

    Однако, в законодательстве по иностранным инвестициям есть ряд коллизий. А именно, в нём нет четкого правового регулирования договоров концессии для иностранных инвестиций, описаний механизма предоставления гарантий по рискам, связанным с иностранными инвестициями и т.п.

    Регулирование иностранных инвестиций в России с точки зрения права в основном выражается в общих позициях государства касательно вопросов капиталовложений со стороны иностранцев. Но чтобы привлечь иностранные инвестиции, простого декларирования намерений с общими формулировками явно недостаточно. Здесь необходимо работать над созданием условий, благоприятствующих стабильности в области экономики, политики и права.

    В законе об иностранных инвестициях закреплены некоторые положения, которые обеспечивают основные гарантии по иностранным инвестициям в Российской Федерации:

    • Возможность выбора формы иностранных инвестиций на территории РФ, не противоречащих законодательству.
    • Возможность передачи всех прав по иностранным инвестициям между субъектами.
    • Возможность компенсировать имущество или его стоимость после его изъятия и национализации.
    • Гарантии для иностранных инвестиций со стороны частных лиц от нежелательных изменений существующего законодательства. Это значит, что нормы закрепляют права иностранного инвестора на благоприятное законодательство на весь срок окупаемости проекта с иностранными инвестициями (7 лет), и в течение этого периода нельзя разрушить проект при помощи принятия новых правовых актов.
    • Возможность использования полученной прибыли не только на территории страны инвестирования, но и за её пределами. Согласно 11 статье Закона об инвестициях, предусмотрен вывод всех средств из дохода от иностранных инвестиций либо их оборот внутри сраны с последующим реинвестированием.
    • Возможность вывоза за территорию страны документов и ценной информации на всех видах носителей наряду с финансовыми средствами, а также ввоз такой информации в качестве средств иностранных инвестиций.
    • Права на покупку акций и ценных бумаг.
    • Право на приватизацию объектов и имущества.
    • Право на приобретение всех видов недвижимого имущества.

    Можно отметить несколько моментов, характерных для международных инвестиций в Российской Федерации, оказывающих негативное воздействие на их устойчивость и характер.

    Во-первых, большая доля международных инвестиций в РФ торговыми или другими видами кредитов. Более 30% кредитных средств российских компаний, которые работают в нефинансовой сфере, а также свыше 50% долгосрочных кредитов имеют зарубежное происхождение. Данные показатели намного уступают аналогичной статистике ведущих государств, где прямые или портфельные международные инвестиции превышают 0,9 общих объемов кредитования. Если оценить вклад международных инвестиций прямого характера в валовом приросте основного капитала в России, получается достаточно низкий показатель (не более 5%). В других государствах эти показатели будут сравнительно выше. Также следует заметить, что именно международные инвестиции в виде займов несут угрозу стабильности.

    Во-вторых, международные инвестиции привлекаются в основном в сырьевой сектор, пищевую промышленность и торговлю. Нашей стране нужны международные инвестиции в области высоких технологий и внедрения передовых инновационных достижений в области науки и техники. Но на практике преимущественное привлечение иностранных финансов происходит в сектора экономики, привязанные к месторождениям природных ископаемых и рынкам сбыта, следовательно, развитие такого бизнеса не может выходить за рамки региона.

    В-третьих, международные инвестиции в реальные области отечественной экономики не способствуют снижению объемов вывоза капитала. Увеличение объемов валютной выручки за счет увеличения экспорта товаров сопровождается выводом капитала с использованием «серых схем». Поэтому зачастую в виде международных инвестиций в экономику Российской Федерации возвращаются средства «российского» происхождения, которые были выведены из-под контроля налоговых органов.

    Что немаловажно, эксперты, несмотря на положительный инвестиционный рейтинг, указывают на преимущественно неблагоприятные условия бизнеса в России. Причинами этому служат политические риски, закрытость отечественных корпораций, низкий уровень проведения реформ экономического и конституционного характера, действие политических и экономических санкций в отношении нашей страны.

    Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, большинство инвесторов считает коррупцию. По данным ежегодного анализа уровня коррупции в разных государствах мира, в 2015 году Россия занимала 119 место из 168. Неудивительно, что такая оценка служит сигналом для владельцев и управляющих крупных мировых предприятий о рисках ведения бизнеса в России.

    Объём иностранных инвестиций в российскую экономику сдерживается также из-за бюрократических тенденций, приводящих к увеличению затратной части бизнеса. Сложности с получением лицензий, разрешительной документации, согласований и других документов усложняют работу компаний и ведут к затягиванию сроков реализации проектов с международными инвестициями. Решить проблему призвано упрощение данных процедур для иностранных компаний или предприятий смешанных фирм.

    Существенный барьер для иностранных инвестиций в России — несовершенное законодательство и отсутствие надлежащей правовой практики в этой области. Однако в мировом рейтинге Всемирного экономического форума за 2015 год наша страна занимала 45 место, что на 8 пунктов выше предыдущего года. Повышение рейтинга инвестиционной привлекательности связано с факторами, имеющими макроэкономический характер, в том числе с пересмотром Международным Валютным Фондом покупательной способности национальных валют. Тем не менее, даже несмотря на нахождение в состоянии рецессии, основные макроэкономические показатели отечественной экономики превосходят показатели целого ряда государств. К преимуществам экономики России относятся уровень высшего образования и вовлеченность в него населения, развитая инфраструктура, повышение уровня внутренней конкуренции. Чтобы воспользоваться такими конкурентными преимуществами, Россия должна повысить эффективность функционирования государственных институтов, потенциал в области инноваций, уровень доверия иностранных инвесторов и уровень развития рынка финансов.

    К негативным факторам, оказывающим влияние на иностранные инвестиции, в настоящее время добавилось падение спроса на внутреннем рынке, а также экономические санкции и снижение мировых цен на нефть. Все это в совокупности с традиционными явлениями российской экономики — коррупцией, неэффективностью государственного управления, высокими налогами — существенно снижает конкурентоспособность и создает значительные препятствия на пути иностранных инвестиций .

    В сложившихся условиях повысить рейтинг России на мировом рынке, достойно выйти из кризиса можно, только улучшив имидж страны и проводя политику привлечения иностранных инвестиций с учетом единства логистических, финансовых, транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии, информации и момента импульса . А также соблюдением адекватности миссии, логики, принципов, методов и правил международной и национальной логистики . Решение таких задач предполагает эффективное проведение экономико-административных реформ, преодоление коррупции, развитие права и практики применения действенных законодательных норм.

    Данные материалы получены автором в творческом продолжении собственной научно-исследовательской работы в научной школе кафедры логистики ГУУ и опубликованы в журналах и сборниках .

    Список литературы

    1. http://www.tamognia.ru/people/articles/detail.php?ID=1593671
    2. Л. М. Марченкова, А. И. Мерцалова «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России: направления и особенности». — «Территория науки», 2013, №2, с. 144-153. Ссылка: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-rossii-napravleniya-i-osobennosti
    3. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 167 с.
    4. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
    5. http://vch.ru/tamoghennaya_stoimost.html
    6. http://customsexpert.ru/practicum/legal-entity/netarifnoe-regulirovanie.htm
    7. http://www.iccwbo.ru/blog/2016/mezhdunarodnye-inostrannye-investitsii/
    8. Лысенко Л.В., Шаталов В.К., Минаев А.Н., Лысенко А.Л., Горбунов А.К., Коржавый А.П., Кашинский В.И., Воронов В.И., Гульков А.Н., Паничев А.М., Лысенко С.Л. Закон телепортации – единство транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии и момента импульса. Депонированная рукопись № 23. 25. 09. 2013г.
    9. Воронов В.И., Л.В. Лысенко, В.В. Андреев, и др. всего 5 чел. Теоретические основы логистических, финансовых, транспортно-кинетических процессов (10с.). Вестник университета. Развитие отраслевого и регионального управления. Государственный университет управления № 7(7) г. ГУУ, Москва, 2007 г.
    10. Воронов В.И., Воронов А.В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27-36
    11. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.
    12. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.
    13. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.
    14. Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований (учебное пособие) Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО)-160c.
    15. Сетина Е. И. Исследование влияния человеческого фактора участников логистической системы на безопасность перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом в России. МЦИИ «Омега Сайнс». Сборник «Современные проблемы науки и пути их решения», г. Уфа, 2016.
    16. Сетина Е.И. Анализ необходимости логистического обеспечения безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом в России. Научно-издательский центр Аэтерна. Сборник «Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем», г. Нижний Новгород 2016, С. 175-178.