ФЗ 122 о профстандартах

Вспомним о профстандартах

Несмотря на беспокойство работодателей госсектора, связанное с введением профессиональных стандартов, все оказалось не так страшно. Обязательны профстандарты пока (как и планировалось изначально) только в двух случаях:

  • наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ;
  • когда эти требования к квалификации работников установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ. Разъяснено, что под иными нормативными актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают к выполняющим те или иные трудовые обязанности работникам специальные требования, носящие нормативный правовой характер.

В остальных случаях профстандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Кроме этого, для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50 % акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов будет устанавливать Правительство РФ.

Минтруд все же рекомендовал работодателям государственных и муниципальных учреждений провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие требованиям профстандартов, а также составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

Сегодня организации уже должны начать определенную работу по приведению в соответствие с профстандартами должностных инструкций, штатных расписаний, трудовых договоров и других документов, если стандарты обязательны или работодатель решил взять их за основу квалификационных требований к работникам.

Независимая оценка на смену аттестации

Как ранее уже отметил Минтруд, уволить работника, квалификация которого не соответствует требованиям профстандартов, работодатель не может. Сначала он должен установить уровень квалификации, проверить профессиональные навыки, знания и умения работника путем аттестации.

Аттестация – это проверка профессионального уровня сотрудника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.

Требования проводить аттестацию для всех работодателей законодательством не установлено. Однако с принятием профстандартов необходимость ее провести может возникнуть у многих, для чего работодателям нужно будет разработать порядок ее проведения.

Обратите внимание

Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Однако законодатель предлагает другой выход из данной ситуации – вводится институт независимой оценки квалификации (далее – НОК). Разговор об этом шел еще с 2013 года. Предполагается, что данный способ оценки будет иметь значительные преимущества как для работника, так и для работодателя. В частности, работодатели получат профессиональную помощь в оценке квалификации работника и смогут отказаться от самостоятельной разработки систем оценки в организации и от аттестации в целом. Не придется подвергать проверке знаний и умений поступающих на работу, если у них будет заключение независимой оценки.

Работнику же такая оценка дает возможность подтвердить свою квалификацию независимо от конкретной организации, что пригодится ему и при трудоустройстве.

Участники независимой оценки

Итак, Закон № 238‑ФЗ, который вступит в действие с 1 января 2017 года, устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения НОК, определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.

В статье 2 Закона № 238‑ФЗ дается следующая формулировка: НОК – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций. Под соискателем понимается работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации.

Однако действие Закона № 238‑ФЗ не распространяется на граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

В статье 3 Закона № 238‑ФЗ перечисляются все участники системы независимой оценки. Их состав и основные функции представим в виде схемы.

Органы и организации, занимающиеся независимой оценкой

Национальный совет Национальное агентство развития квалификаций Советы по профессиональным квалификациям Центры оценки квалификации Орган исполнительной власти

(Минтруд)

Консультативный орган. Координирует деятельность органов власти, работодателей, профсоюзов, образовательных и других организаций Автономная, некоммерческая организация. Обеспечивает деятельность по развитию квалификаций Орган управления, уполномоченный проводить оценку по определенному виду деятельности Юридическое лицо, непосредственно проводящее оценку квалификации Утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения его полномочиями по проведению независимой оценки

Отдельно отметим орган, который занимается независимой оценкой, – это не образовательная организация. Центр оценки квалификаций (далее – ЦОК) – юридическое лицо, занимающееся в соответствии с Законом № 238‑ФЗ деятельностью по НОК. Оценка осуществляется путем проведения профессионального экзамена, по итогам которого ЦОК выдает свидетельство о квалификации.

Полномочиями по оценке ЦОК наделяет и лишает совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет), который также определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться НОК, и направляет сведения о таких на­именованиях в Национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр.

Совет также контролирует деятельность ЦОК, проверяет, обрабатывает и признает результаты НОК, принимает решение о выдаче ЦОК свидетельств о квалификации и направляет в Национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для внесения в реестр.

Таким образом, реестр, который формирует и ведет Национальное агентство развития квалификаций, включает в себя информацию:

о деятельности Национального совета и Национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

  • О советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
  • о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится НОК, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
  • о выданных свидетельствах о квалификации;
  • о перечне официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в Интернете;
  • иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

Сведения, содержащиеся в реестре, открыты, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

Порядок проведения оценки

Прежде всего следует сказать, что система НОК строится на добровольной основе. И обратиться в ЦОК может как работодатель, так и соискатель.

Основные моменты проведения оценки установлены ст. 4 Закона № 238‑ФЗ, в соответствии с которой НОК, как уже было отмечено, проводится ЦОК в форме профессионального экзамена. Утверждение порядка прохождения экзамена находится в ведении Правительства РФ.

К сведению

Пакет документов, в том числе образец заявления для проведения НОК (и в форме электронного документа), и порядок подачи такого заявления разрабатывает Минтруд.

Итак, если инициатором прохождения независимой оценки является соискатель, то она осуществляется за счет его средств либо за счет иных физических и (или) юридических лиц. Если же на прохождение независимой оценки направляет работодатель, она проводится за счет работодателя.

Для прохождения профессионального экзамена в ЦОК представляются:

  • письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием Интернета;
  • копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность;
  • иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

По итогам профессионального экзамена соискателю в 30‑дневный срок ЦОК выдает свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена – заключение о его прохождении, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока совет по профессиональным квалификациям осуществляет проверку, обработку и признание результатов НОК соискателя.

Решения, принятые ЦОК по итогам профессионального экзамена, в течение 30 календарных дней с даты информирования участников о результатах прохождения экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, могут быть обжалованы в письменном виде.

Обратите внимание

Для работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, порядок проведения оценки может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если для таких категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях (ч. 3 ст. 3 Закона № 238‑ФЗ).

Одновременно с Законом № 238‑ФЗ были приняты и вступят в силу еще два закона, вносящие изменения в Трудовой и Налоговый кодексы. Первый закон касается гарантий работникам, связанных с прохождением оценки квалификации, а второй с налогообложением затрат на оплату такой оценки.

Независимая оценка и Трудовой кодекс

Федеральным законом от 03.07.2016 № 239‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» были внесены изменения в ст. 187, 196 и 197 ТК РФ, в которых установлены права работников на подготовку и дополнительное образование, а также гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование.

Прохождение работниками независимой оценки с 1 января 2017 года будет приравнено к получению ими дополнительного профессионального образования. То есть для работников вместе с правом на получение дополнительного профессионального образования будет установлено право на прохождение независимой оценки.

В свою очередь, согласно новой редакции ст. 196 ТК РФ работодателю придется:

  • внести дополнение в коллективный, трудовой договоры об условиях и порядке направления работников на прохождение независимой оценки;
  • локальный акт, устанавливающий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечень необходимых для этого профессий и специальностей, дополнить перечнем профессий и специальностей для направления работников на прохождение НОК, учитывая при этом мнение представительного органа работников.

Обратите внимание

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение НОК для собственных нужд определяет работодатель.

Кроме этого, установлено, что направить работника на НОК можно только с его согласия. При этом работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно новой ст. 187 ТК РФ, если сотрудник проходит оценку квалификации с отрывом от работы, за ним должны быть сохранены место работы и средняя зарплата по основному месту работы. Если же прохождение НОК осуществляется в другой местности, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Ну и как уже было отмечено, по Закону № 238‑ФЗ при направлении работодателем работника на НОК оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

Независимая оценка и Налоговый кодекс

Федеральным законом от 03.07.2016 № 251‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации», принятым и вступающим в силу одновременно с Законом № 238‑ФЗ, внесены дополнения в ст. 217, 219 и 264 НК РФ.

В частности, среди не подлежащих налогообложению доходов физических лиц будут и суммы платы за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляемой согласно законодательству РФ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).

А для определения суммы налоговой базы физического лица в перечень социальных налоговых вычетов будут включены расходы в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность по законодательству РФ, – в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки с учетом ограничения максимального размера вычета 120 000 руб. в совокупности за налоговый период.

Налоговые льготы предоставляются и работодателю, направившему работника на независимую оценку. Так, согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки, как и расходы на обучение, не облагаются налогом на прибыль, если прохождение оценки осуществляется на основании договора об оказании услуг, а работник, направленный на оценку, трудится на основании трудового договора.

* * *

Мы рассмотрели лишь основные моменты, связанные с НОК. До вступления в силу Закона № 238‑ФЗ работы законодателям хватит – чего стоит только корректировка образовательных стандартов и разработка механизма их внедрения в систему образования. До окончания процесса совершенствования процедуры оценки квалификации работников еще далеко.

Отметим, что при оценке особые требования будут предъявляться не к наличию конкретного образования, а к уровню знаний и умений, которыми владеет работник при выполнении своей трудовой функции (речь не о том, конечно, когда требования к образованию установлены законодательством). И именно такой подход работодателям рекомендуется применять сейчас, проводя оценку квалификации работников самостоятельно, до того, как ею займутся специализированные организации.

При этом снова напомним, что независимая оценка – дело добровольное. Если работник откажется от ее прохождения, заставить вы его не сможете, а для установления соответствия уровня его квалификации занимаемой должности придется провести все ту же аттестацию.

Профстандарты. Новые правила применения с 1 июля 2016 года

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО «КонсультантПлюс».

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 04.07.2016.

Обзор: Обязателен ли профстандарт «Бухгалтер» с 1 июля 2016 года?

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно

Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф

Независимая оценка определит, соответствует ли квалификация работника профстандарту

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло >>>

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно

С 1 июля работодатели обязаны применять профстандарты в части тех требований к квалификации работников, которые установлены в ТК РФ, иных нормативных правовых актах.

Особенности использования профстандартов предусмотрены, например, для ГУП и МУП, госкорпораций, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит государству.

Принимая на работу по отдельным должностям (профессиям, специальностям), работодатели, как и раньше, обязаны применять профстандарты. Это необходимо, когда выполнение работы предполагает компенсации, льготы либо ограничения, установленные ТК РФ или иным федеральным законом. В такой ситуации наименование должности и требования к квалификации определяются в соответствии с профстандартом или квалификационным справочником (ЕКС, ЕТКС). Если должность есть и в справочнике, и в профстандарте, работодатель вправе выбрать, какой акт использовать.

В случае когда применять профстандарты необязательно, можно использовать их в качестве ориентира. Они помогают понять, какие знания, умения, профессиональные навыки и опыт необходимы для выполнения определенного вида работы.

Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф

Работодателя ждет административная ответственность за нарушение трудового законодательства. Штраф, в частности, для юрлиц по общему правилу составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Специальная ответственность грозит, если трудовой договор оформлен ненадлежащим образом. Работодателя могут привлечь к ней, например, когда должность, предполагающая льготы, указана в трудовом договоре без учета профстандарта либо квалификационного справочника. В частности, юрлица заплатят за такое нарушение от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Независимая оценка определит, соответствует ли квалификация работника профстандарту

Планируется создать особую процедуру независимой оценки.

Независимую оценку квалификации будут проводить специальные центры. Работодатель с письменного согласия сотрудника сможет направить его на такую оценку. Пока сотрудник проходит ее с отрывом от работы, нужно будет сохранять за ним, в частности, должность и среднюю зарплату.

Чтобы получить свидетельство о квалификации, работник должен успешно сдать профессиональный экзамен. Если результат окажется неудовлетворительным, вместо свидетельства будет выдаваться заключение о прохождении экзамена с рекомендацией соискателю. С изменениями можно ознакомиться на сайте Госдумы (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1029618-6, http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1029893-6).

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется

Применять обязательные профстандарты нужно, в частности, при приеме на работу новых сотрудников. Как указал Минтруд, вступление в силу профстандартов не основание уволить тех, кто уже работает.

При необходимости компания может направить сотрудников, например, на профессиональное обучение, чтобы привести их квалификацию в соответствие с профстандартами.

Если работодатель все же решит уволить сотрудников с недостаточной квалификацией, ему придется провести аттестацию.

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло

Профстандарт для бухгалтера принят еще в 2014 году. Как отмечалось выше, с 1 июля профстандарты обязательны в той части требований к квалификации, которые предусмотрены, например, законами.

Согласно Закону о бухучете главный бухгалтер и иное лицо, которое ведет бухучет, должны иметь (за отдельными исключениями) высшее образование и определенный стаж. Эти требования применимы, в частности, к главным бухгалтерам публичных акционерных обществ, кроме кредитных организаций.

В профстандарте перечислены требования не только к уровню образования и опыту, но и к умениям и знаниям главного бухгалтера. Однако в Законе о бухучете требований к умениям и знаниям таких работников нет. Соответственно, профстандарт в части правил об определенных умениях и знаниях главных бухгалтеров применять необязательно.

Для бухгалтеров (в том числе и главных), на которых не распространяются требования этого Закона к образованию и стажу и положения других законов, профстандарт остается рекомендательным и после 1 июля.

Роль профстандарта в определении квалификации работника

Профессиональный стандарт — документ, содержащий перечень требований к уровню необходимой подготовки соответствующего специалиста. Он содержит не только описание трудовых функций, выполняемых на определенной должности, но и перечисляет те знания и умения, которыми занимающий эту должность специалист должен владеть.

Знание профстандартов необходимо:

  • работодателям, которые в соответствии с ними разрабатывают должностные инструкции, организуют необходимую подготовку и аттестацию работников, устанавливают систему оплаты труда;
  • учебным заведениям, готовящим специалистов, отвечающих требованиям, заявляемым работодателями;
  • работникам, желающим овладеть какой-либо специальностью или повысить свою квалификацию.

О том, какую роль профстандарт сыграет при разработке должностной инструкции, читайте в материале «Должностная инструкция главного бухгалтера — образец 2015».

Профстандарты призваны заменить требования к квалификации, содержащиеся в применяемых в РФ со времен СССР (постановление Минтруда РФ от 12.05.1992 № 15а) документах:

  • единых тарифно-квалификационных справочниках работ и профессий рабочих;
  • едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Переход этот должен быть постепенным, осуществляемым по мере подготовки профстандартов и прохождения ими экспертизы. В настоящее время такая работа идет в соответствии с планом мероприятий, утвержденным на период 2014–2016 годов распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р.

В российском трудовом законодательстве на сегодняшний день поэтапно сделаны следующие шаги в этом направлении:

  • введено понятие профстандарта (ст. 195.1 ТК РФ);
  • названы органы, ответственные за определение порядка разработки и утверждения стандартов (ст. 195.2 ТК РФ);
  • установлены главные принципы применения профстандартов (ст. 195.3 ТК РФ);
  • закреплена зависимость федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС) от профстандартов (п. 7 ст. 11 закона РФ «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Федеральный закон о профстандартах № 236-ФЗ

В ТК РФ отсылки к профстандарту впервые появились с введением в него ст. 195.1 (п. 4 ст. 1 закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 03.12.2012 № 236-ФЗ), текст которой содержал:

  • определение профстандарта как характеристики квалификации (сочетания знаний, умений, профессиональных навыков и опыта), обязательных для работника, осуществляющего определенную трудовую деятельность;
  • указание на необходимость увязки наименований должностей, в отношении которых будут созданы профстандарты, с наименованиями аналогичных должностей, содержащимися в квалификационных справочниках;
  • перечень органов, ответственных за определение порядка разработки, утверждения и применения профстандартов: Правительство РФ, обязанное учесть мнение трехсторонней комиссии (состоит из представителей Правительства РФ, профсоюзов, работодателей) по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с возложенным на него поручением Правительство РФ в начале 2013 года утвердило правила разработки, утверждения и применения профстандартов (постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23), получившие новую редакцию (от 13.05.2016) в связи с внесением изменений в ТК РФ, вступающих в силу с 01.07.2016.

Введение в применение современных профстандартов подразумевает как актуализацию в соответствии с новыми требованиями существовавших ранее документов такого содержания, так и разработку новых стандартов для новых профессий.

О профстандарте, разработанном для бухгалтеров, читайте в статье «Профстандарт для бухгалтера с 2016 года (нюансы)».

Значение законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ для разработки профстандартов

Законы РФ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг…» определяют правила организации закупок для госнужд. В отношении работников контрактных служб и контрактных управляющих, выступающих от имени заказчика, законодательство содержит требование о наличии высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (п. 6 ст. 38 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Вместе с тем до 2015 года обучение в вузах по такой специальности не проводилось и, соответственно, код ее в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст, отсутствовал.

В ответ на запрос о присвоении такого кода Минэкономразвития России (письмо от 26.03.2015 № Д28и-877) разъяснило, что:

  • согласно п. 3 существующего порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденному приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059, добавление в перечень новой специальности будет возможным только после того, как Минобрнауки России утвердит соответствующий ФГОС;
  • принятие ФГОС, в свою очередь, требует учета в нем положений соответствующих профессиональных стандартов (п. 21 правил разработки и утверждения ФГОС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 661).

Таким образом, Минэкономразвития России не только дополнительно подтвердило необходимость учета положений существующих профстандартов при разработке стандартов образования, но и указало на невозможность добавления без их участия новой специальности в перечень тех специальностей, по которым возможно обучение.

На сегодняшний день профстандарты для специалистов сферы закупок утверждены приказами Минтруда:

  • от 10.09.2015 № 626н — стандарт «Эксперт в сфере закупок»;
  • от 10.09.2015 № 625н — стандарт «Специалист в сфере закупок».

А Минобрнауки России письмом от 18.04.2016 № 03-348 напомнило о том, что:

  • применение профстандартов с 01.07.2016 обязательно для работодателей в отношении работников, требования к квалификации которых утверждены законодательно;
  • во исполнение требований п. 6 ст. 38 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ действующим специалистам сферы закупок для госнужд, не имеющим необходимой квалификации, необходимо пройти профессиональную переподготовку.

О том, есть ли соответствие между профстандартом «Бухгалтер» и ФГОС для бухгалтера, читайте в материале «Соответствие требований ФГОС по бухгалтерскому учету».

Изменения, внесенные законом о профессиональных стандартах № 122-ФЗ

С 01.07.2016 положения ТК РФ и закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ, относящиеся к профстандартам, действуют в новой редакции, что обусловлено вступлением с этой даты в силу закона РФ «О внесении изменений…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ.

В ТК РФ закон 122-ФЗ о профстандартах внес такие изменения:

  • редакционные правки в ст. 195.1, приведшие:
    • к уточнению определения «профстандарт»: он теперь имеет значение не только для ведения определенной деятельности, но и для выполнения определенной функции;
    • к выносу части ее текста в отдельную ст. 195.2, определяющую орган, ответственный за установление порядка разработки и утверждения профстандартов (Правительство РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии), с исключением из круга утверждаемых им порядков порядка применения стандартов:
    • появление ст. 195.3, содержащей основные принципы применения профстандартов: использовать их нужно обязательно, если содержащиеся в них требования к квалификации установлены нормативными актами РФ, и можно всего лишь взять за основу квалификационных характеристик, если в законодательстве РФ таких требований к квалификации нет.

В законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ изменено следующее:

  • углублен текст п. 7 ст. 11 в части использования профстандартов при разработке ФГОС: их применение увязано с будущей профессиональной компетенцией получающих образование лиц и сделано обязательным в зависимости от наличия соответствующих профстандартов;
  • в тексте п. 8 ст. 73 к факту наличия профстандарта стала привязываться разработка конкретной программы обучения.

Кроме того, закон РФ от 02.05.2015 № 122-ФЗ о профстандартах (ст. 4) установил:

  • возможность особого применения этих стандартов для:
    • государственных внебюджетных фондов;
    • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
    • госкорпораций и госкомпаний;
    • организаций с долей госучастия в них, составляющей более 50%;
    • обязанность приведения к соответствию требованиям п. 7 ст. 11 закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (т. е. увязки с существующими профстандартами) всех ФГОС, утвержденных до 01.07.2016, в течение года с наступления этой даты.

В отношении особого применения профстандартов Правительством РФ принято постановление от 27.06.2016 № 584, сделавшее для вышеперечисленных организаций профстандарты обязательными с 01.07.2016 с оговорками в части поэтапного их введения в срок до 01.01.2020, обусловленного необходимостью:

  • создания отсутствующих стандартов и доработки существующих;
  • проведения дополнительного обучения работников;
  • приведения в соответствие с положениями профстандартов внутренних нормативных актов, связанных с оценкой квалификации работников.

О том, как с учетом применения профстандарта составить должностную инструкцию бухгалтера, читайте в статье «Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения — образец 2015».

Особенности применения профстандартов с 01.07.2016

Изменения в законодательстве в части профстандартов, вступившие в силу с 01.07.2016, сделали обязательным их применение в отношении:

  • тех положений, которые соответствуют установленным в нормативных актах РФ. В частности, это приобретает значение для профессий и специальностей, при которых законодательно устанавливаются какие-либо льготы или ограничения (письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253);
  • государственных организаций и юрлиц с доминирующей долей участия государства в них (постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

Обязательность использования профстандарта проявится:

  • при приеме на работу новых сотрудников;
  • при контроле соответствия его требованиям уже имеющихся работников, которые могут быть либо дополнительно обучены, либо по результатам аттестации признаны несоответствующими занимаемой должности.

Если обязанность применения профстандарта отсутствует, то им можно руководствоваться как базой для создания собственных квалификационных требований (должностной инструкции) для работника соответствующей должности (информация Минтруда от 10.02.2016). Это, например, относится к профстандарту «Бухгалтер».

Какие были внесены изменения?

Изменения с 1 июля в законе о профстандартах включают ряд уточнений и дополнений к тексту документа ТК РФ и законодательного акта номер 273. Редакция в исправленном виде появилась 1.07.2016. Далее мы разберем суть внесенных поправок.

Ст. 195.1

Определяет термин «профстандарт». Объясняет значение рабочей квалификации. Стандарт профессионального характера обозначается как совокупность квалификационных навыков работника и корректного осуществления рабочих задач. Квалификацией называют комплекс опыта, техники и специальных навыков.

ФЗ 123 подробнее

Ст. 195.2

Показывает суть регламента создания и апробации профстандартов. Полномочия по данным процедурам принадлежат правительству страны. Оно обязано принимать во внимание выводы специализированной комиссии, состоящей из трех сторон, которая регулирует отношения в социальном и трудовом плане.

Федеральный закон о слуюбе в РФ по контракту с последними изменениями смотрите

Ст. 195.3

Применение квалификации для ведения профессиональной деятельности. Перечисляются требования к:

  1. Бюджетам, финансирующимся не из фондов;
  2. Организациям, подведомственным государству;
  3. Учреждениям, относящимся к муниципалитетам;
  4. Корпорациям государства.

Ст. одиннадцатая ФЗ № 273

Описание единых требований и критериев, нужных для:

  1. Консолидации образовательного пространства в пределах РФ;
  2. Правопреемства для программ по образованию;
  3. Разработки соответствующих программ, имеющих разный уровень сложности;
  4. Определение гарантий от государства по получению образования высокого уровня.

Содержание профстандартов в сфере образования включает:

  • Требования к структуризации и разработке учебных программ;
  • Порядок определения итогов освоения проектов.

Ст. 73 закона номер 273

Поясняет, что обучение специальности организовывается в соответствии со следующими этапами:

  • Получение профессии необходимо для присвоения квалификации в своей области, достижения высокого трудового результата, обучения пользованию разными типами оборудования и пр.;
  • Образование высшей степени можно получить только при наличии среднего общего образования (есть исключения, прописанные в других ФЗ);
  • Учебные учреждения создаются на основе федеральных законодательных актов РФ;
  • Продолжительность обучения зависит от приобретаемой специальности.

Наказание за несоблюдение закона о профстандартах

Взыскать ответственность за нарушение ФЗ о профессиональных стандартах можно с подачи инспекции труда, уполномоченной осуществлять проверки без предварительного оповещения. Если в ходе проверки выявлено нарушение нормативов закона, руководители и работники инспектируемого учреждения могут быть наказаны. Ответственность в административном порядке налагается в виде штрафа. Его размер установлен в КоАП (ст. 5.27). Размер выплат составляет:

  1. От одной до пяти тыс. рублей – для должностных лиц;
  2. От тридцати до пятидесяти тыс. рублей – для юрлиц.

Если нарушение является рецидивом, сумма выплат для вышеупомянутых лиц будет равна:

  1. 10 – 20 тысяч рублей;
  2. 50 – 70 тысяч рублей соответственно.

Высокий уровень профессиональных стандартов достигается за счет:

  • Разработки проекта по достижению данной цели;
  • Детализации способа для осуществления поставленных задач;
  • Определения срока этого процесса;
  • Установления метода для контроля над приобретенными навыками по итогам.

Работодатель может способствовать тому, чтобы его штат был мотивирован на достижение профстандартов. Инструментами поощрения служат:

  • Премии за сверхплановые выработки;
  • Денежные компенсации за другие официально зарегистрированные достижения;
  • Выделение дополнительных выходных;
  • Устроение корпоративных мероприятий;
  • Иные методы.

Основные положения закона о профессиональных стандартах 122

Профстандарты в России регламентирует закон о труде № 197 «Трудовой Кодекс РФ» от 30 декабря 2001 года. В нем указаны:

  • процедура применения профстандартов;
  • условия применения профстандартов;
  • сведение о наличии определенной квалификации у работника;
  • иная информация, касающаяся рабочих отношений.

Федеральный Закон № 122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обуславливает поправки, внесенные в законодательные акты, касающиеся профессиональной пригодности, профстандартов и так далее. Был принят настоящий 122 закон в Государственной Думе 24 апреля 2015 года. Одобрен документ членами Совета Федерации 29 апреля того же года. В законную силу вступил законодательных акт о профессиональных стандартах 1 июля 2016.

Так же права трудящихся содержит Федеральный закон об охране труда.

Состоит настоящий закон о профстандартах из 5 статей:

  • Ст 1 — описывает внесенные изменения в Трудовой Кодекс;
  • Ст 2 — содержит поправки, внесенные в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Ст 3 — утратила юридическую силу;
  • Ст 4 — содержит нюансы настоящего законодательного акта;
  • Ст 5 — обуславливает дату вступления в силу ФЗ № 122.

Еще есть ФЗ о профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности, который следует изучить.

Новые правила с 1 июля

Федеральный Закон № 122 вступает в силу с 1 июля 2016 года, соответственно и нововведения в ТК России начинают действовать с той же даты. Изменения с 1 июля в законе о профстандартах коснулись некоторых статей ТК РФ (ст 195.1-195.3) и Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст 11 и 73). Новые требования по ФЗ № 122 о профстандартах представлены далее.

Новая редакция статьи 195.1 Трудового Кодекса

Положения настоящей статьи содержат в себе понятия о квалификации сотрудников, а также о профстандартах. Под квалификацией подразумеваются знания, умения и опыт сотрудника. Под профстандартом подразумевается оценка квалификации работника, ее необходимость заключается в правильном выполнении трудовой функции.

Статья 195.2 ТК России от 1 июля 2016 года

Ее текст гласит о порядке разработки и утверждения профстандартов. Правительство России вправе осуществлять данные действия, но совместно с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

ТК РФ: статья 195.3 о профстандартах с внесенными поправками

Положения 195.3 ст указывают на порядок применения профстандартов. Правительство России и специальная трехсторонняя комиссия утверждают процедуру применения профстандартов и указывать требования к:

  • внебюджетным фондам российского государства;
  • государственным организациям;
  • муниципальным учреждениям;
  • государственным корпорациям.

11 статья ФЗ № 273 с последними изменениями и дополнениями

Настоящая статья содержит положения, касающиеся федеральных государственных требований и стандартов, которые необходимы для:

  • единства образовательного пространства на территории российского государства;
  • преемственности образовательных программ;
  • составления образовательных программ разного уровня сложности;
  • установления государственных гарантий на получение качественного образования.

Государственные профстандарты в образовании содержат требования к:

  • составлению и структурированию образовательных программ;
  • конечным результатам освоения программ.

Ст 73 в последней редакции от 2016 года

Текст рассматриваемой статьи содержит положения об организации профессионального обучения:

  • обучение профессии направлено на приобретение компетенции в каком-либо виде деятельности, также на приобретение знаний по пользованию различным оборудованием, технологиям и так далее;
  • обучение предоставляется бесплатно, но только при получении среднего общего образования. (возможно и в других случаях, предусмотренными иными федеральными законами);
  • учреждения, предоставляющие гражданам образование, вправе создаваться в любой организационно-правовой форме, но в соответствии с федеральными законами России;
  • длительность обучения зависит от вида профессии, этот период определяется исходя из профстандартов, установленных законом.

Наказание по ФЗ 122

Необходимость применения профстандартов обуславливается тремя основными законами:

  • ТК России;
  • постановлением Правительства российского государства;
  • нормами закона Минтруда.

По закону, соблюдение профстандартов контролирует инспекция труда. Данное учреждение вправе проводить незапланированные проверки. При обнаружении нарушений законодательных норм, сотрудников проверяемой организации могут привлечь к ответственности.

Наказание виновных лиц заключается в привлечении к административной ответственности — к выплате штрафа. Размер штрафа определяет Закон — КоАП России. Сумма штрафа по статье 5.27 административного кодекса за нарушение профстандартов:

  • для должностных лиц — 1 000 — 5 000 рублей;
  • для юридических — 30 000 — 50 000 рублей.

При повторном нарушении профстандартов, требуется оплатить штраф в размере:

  • для должностных лиц — 10 000 — 20 000 рублей;
  • для юридических — 50 000 — 70 000 рублей

Для поддержания профстандартов в любой сфере деятельности, необходимо периодически повышать квалификацию. Ведь с течением времени меняются многие правила и нюансы при выполнении той или иной работы. Для увеличения квалификационного уровня, работодателю следует провести тестирование среди своих работников. Проанализировав полученные результаты тестов, можно сделать выводы о том, каких знаний и навыков не хватает персоналу и определить действия для достижения профстандартов по закону. Неполное соответствие работника профстандартам можно исправить.

Для достижения, установленных законом профстандартов, нужно:

  • составить проект, по итогам которого будут достигнуты все необходимы стандарты;
  • конкретизировать метод достижения необходимого результата;
  • определить конкретный период времени, который понадобится для достижения результатов;
  • установить метод проверки знаний по окончанию проекта.

Для рабочего персонала важна, в первую очередь, мотивация персонала. Чтобы достигнуть установленных профстандартов, каждый работодатель вправе создавать свою поощрительную систему. Примерами мотивации труда работников могут быть:

  • денежная прибавка в конце месяца к основному окладу, в связи с перевыполнением рабочего плана;
  • премии за успехи в работе;
  • предоставление внеочередного выходного;
  • организация корпоративного мероприятия, если весь коллектив достигнет определенных результатов;
  • другие способы мотивации для достижения уровня профстандартов на усмотрение руководителя.

Для всех работодателей создание такого проекта на рабочем месте выгоднее, чем наем нового персонала и обучение его с нуля.

Изучите так же ФЗ об образовании в последней редакции.