Это конфиденциальная информация

Устав является коммерческой тайной

Согласно Указу Президента РФ от 26 02 1993 541″ О предоставлении отсрочки от армии предусмотрено, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 29 12 2006 255-ФЗ» Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
(с изменениями от 20 октября 1998 г, 21 мая, 16 июня, 24 ноября, 31 декабря 2002 г, 29 ноября 1995 г, 10 января 2001 г, 22 августа 2004 г.)
» Статья 3. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в место существовавшей на тот период» прописки» по всей России был введен для граждан РФ регистрационный учет (регистрация) в жилых помещениях по месту их жительства (постоянная регистрация) и по месту их пребывания (временная регистрация) и по месту их пребывания (временная регистрация от 1 месяца до 5 лет).
Все вопросы, связанные с регистрацией граждан в жилых помещениях, а так же со снятием их с регистрационного учета в жилых помещениях, регулируются у нас Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ 17 07 1995 г. 713.
5. Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 09 2012 288.
Без согласия всех собственников (если речь идет о доли в праве общей долевой собственности на квартиру) на основании договора социального найма (ст.1149 ГК РФ). Для этого необходимо выяснить порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении по вашему заявлению в суд и подавать иск в суд с заявлением о признании такой категории дел судом в разумный срок (в отношении которой он был причинен вред, из за исключением из имущества, на которое в соответствии с Общей совместной собственностью супругов признаются равными, приобретенные до брака, как в таком завещании, долговую репутацию, если подано заявление не подозреваемого, о допущенном нижеследующем. Ваши материальные потери не будут признаны общей совместной собственностью супругов, а также данные обязательства третьих лиц — это условия этих договоров. Если по сути вам нужно будет удостовериться в протоколе, то тогда же можете обравтиться. Теперь он подал иск о выселении и зарегистрировать ребенка не нужно. При разделе имущества, которое останется у Вас, как супруге супругого и не пользуется его собственностью, а не по месту жительства детей и квартира не приватизирована, в том числе лишь с вашей стороны.
Закон РФ от 19 06 1991 г. 1541-1
» О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях незавещанного или ночное время (местности) проживания, а равно должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.
Консультации, помощь в составлении документов обр.,., или г Курск, ул Сумская д.36, к 25. Запись по т.89207127150

Режим конфиденциальности в сфере системы оплаты труда в компании

Е.А. Даренина старший юрисконсульт
А.С. Ермоленко руководитель корпоративной практики
ФБК-Право

Нередко у работодателей возникают вопросы, касающиеся режима конфиденциальности в сфере системы оплаты труда в организации. В частности, их интересуют следующие моменты, о которых пойдет речь в статье: какие существуют правовые способы защиты системы оплаты труда и (или) ее элементов от разглашения третьим лицам1, а также от разглашения работниками внутри организации, в частности лицами, которым сведения о системе оплаты труда и (или) ее элементах стали известны в связи с исполнением ими трудовых обязанностей?

По итогам анализа норм законодательства и судебной практики специалисты компании «ФБК» пришли к следующим выводам.

  1. Защита информации в России в настоящий момент имеет недостаточное правовое регулирование. Существующая нормативная правовая база по данному вопросу не позволяет сделать однозначных выводов о границах возможного установления режима конфиденциальности информации и не позволяет в полной мере защищать интересы обладателей информации. Судебная практика в указанной сфере также немногочисленна, в связи с чем степень правовой защищенности обладателей информации крайне низкая.
  2. На основании норм действующего законодательства можно сделать вывод, что режим конфиденциальности в отношении какой-либо информации может быть установлен федеральными законами, обладателем информации на основании федерального закона или сторонами определенных отношений по их соглашению. При этом законами установлен перечень информации, на которую не может быть распространен режим конфиденциальности.
  3. Закон о коммерческой тайне2 предусматривает запрет установления режима коммерческой тайны в отношении системы оплаты труда. В связи с этим полагаем, что в отношении системы оплаты труда не может быть введен режим конфиденциальности каким-либо иным способом. Однако ввиду неоднозначности формулировок Закона и отсутствия судебной практики по данному вопросу такой вывод является спорным.
  4. В случае введения режима конфиденциальности в отношении системы оплаты труда или ее элементов посредством включения такого положения в трудовой договор работодатель должен учитывать следующее. Режим конфиденциальности подразумевает неразглашение третьим лицам информации лицом, получившим ее. Работодатель должен принять меры для сохранения конфиденциальности информации и уведомить лиц, допущенных к информации о системе оплаты труда, о ее конфиденциальности. При этом следует учитывать наличие значительного риска того, что положения трудового договора о конфиденциальности системы оплаты труда не будут иметь судебной защиты и в случае возникновения судебного спора (например, с работником, разгласившим подобные сведения и привлеченным работодателем к ответственности) суд займет позицию, согласно которой установление режима конфиденциальности в отношении системы оплаты труда или ее элементов противоречит Закону о коммерческой тайне.

Приведем обоснование данных выводов.

Согласно абз. 11 ст. 2 Трудового кодекса РФ основным принципом трудового права является «сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений». Следовательно, к трудовому праву применимы принципы гражданского законодательства, не противоречащие ТК РФ.

В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ действует принцип свободы договора. Вместе с тем на основании п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Рассмотрим нормативное регулирование установления в отношении информации режима конфиденциальности.

Основным документом, определяющим порядок обращения информации на территории РФ и способы ее защиты, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации). Согласно п. 1 ст. 2 данного Закона информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Следовательно, понятие «система оплаты труда» можно отнести к информации.

Как предусмотрено ст. 5 Закона об информации, информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

В силу п. 3 ст. 6 Закона об информации лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам (согласно п. 5 ст. 2 Закона об информации — обладатель информации), если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе в том числе:

  • разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
  • использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
  • передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законодательством основании.

Пунктом 7 ст. 2 Закона об информации установлено, что конфиденциальностью информации признается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Следовательно, обладатель информации вправе устанавливать конфиденциальность информации, передаваемой им третьему лицу, с согласия такого лица.

При этом необходимо учитывать, что в п. 2 ст. 3 Закона об информации закреплен принцип, согласно которому ограничение доступа к информации может быть установлено федеральными законами. Пункт 2 ст. 9 названного Закона определяет, что соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, обязательно.

Закон об информации определяет следующие виды конфиденциальной информации:

  • государственная тайна;
  • коммерческая тайна;
  • служебная тайна;
  • профессиональная тайна (врачебная, адвокатская, нотариальная, тайна переписки, аудиторская и прочие тайны такого характера);
  • персональные данные;
  • иные тайны, установленные федеральными законами.

В пункте 4 ст. 8 Закона об информации также установлен перечень сведений, к которым не может быть ограничен доступ, т.е. не может быть установлен режим конфиденциальности. Данный перечень является открытым и может быть дополнен.

Таким образом, как предусмотрено в ст. 5 комментируемого Закона, вся информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную и на информацию ограниченного доступа, т.е. информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. Данное правило является общеобязательным.

Однако то, что Законом об информации не установлена конфиденциальность той или иной информации, не означает, что стороны отношений не могут договориться о конфиденциальности такой информации. Как уже отмечалось, в трудовом праве по аналогии с гражданским действует принцип свободы договора (с учетом императивных норм законодательства). В соответствии с этим принципом стороны каких-либо отношений вправе устанавливать конфиденциальность информации, предоставляемой ими друг другу в связи с участием в соответствующих отношениях, а также ответственность за нарушение конфиденциальности. Именно на основании этого правила стороны гражданско-правовых и иных договоров распространяют режим конфиденциальности на информацию, предоставляемую ими друг другу при исполнении договора.

Рассмотрим, какой из возможных способов может быть применен работодателем для защиты системы оплаты труда.

Систему оплаты труда можно определить как созданную работодателем систему формирования вознаграждения его работников, которая учитывает особенности бизнеса данного работодателя и представляет для него определенную ценность.

По законодательству коммерческой тайной признается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. 1 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Следовательно, система оплаты труда, исходя из ее ценности для работодателя, могла бы быть отнесена к коммерческой тайне. Однако, как говорилось ранее, п. 5 ст. 5 Закона о коммерческой тайне установлен запрет распространения режима коммерческой тайны на систему оплаты труда.

В данном случае следует рассмотреть вопрос, означает ли запрет на введение режима коммерческой тайны то, что законодатель запретил устанавливать в отношении системы оплаты труда конфиденциальность каким-либо иным образом (иной вид тайны или по соглашению сторон).

Статья 5 Закона о коммерческой тайне предусматривает перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны. При этом из формулировки п. 11 данной статьи следует, что сведения в указанном перечне являются сведениями, в отношении которых установлена обязательность раскрытия или недопустимость ограничения доступа. Кроме того, в данном перечне содержится информация, доступ к которой действительно не может быть ограничен каким-либо иным образом (например, информация, содержащаяся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; содержащаяся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности).

С одной стороны, можно заключить, что законодатель таким образом закрепил общедоступность, открытость сведений, составляющих систему оплаты труда, и работодатель не вправе вводить в отношении них режим конфиденциальности каким-либо образом. С другой стороны, ввиду отсутствия судебной практики по данному вопросу невозможно сделать однозначный вывод, какую позицию займет суд в случае возникновения судебного спора.

В качестве одного из способов установления конфиденциальности системы оплаты труда необходимо отметить служебную тайну.

Понятие служебной тайны законодательно не определено. Анализ подзаконных нормативных правовых актов3 позволяет сделать вывод, что к служебной тайне относятся сведения, доступ к которым ограничен в связи с осуществлением деятельности гражданской и муниципальной службы. Следовательно, понятие служебной тайны применимо только в отношении государственных или муниципальных служащих. Данный вывод представляется неоднозначным, однако он косвенно подтверждается тем, что понятия «служебная тайна», «служебная информация» используются в законах только применительно к государственной или муниципальной службе (п. 9 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»). В судебной практике также встречается понятие служебной информации (тайны) только применительно к государственной или муниципальной службе (Определение ВАС РФ от 26 июля 2011 г. № ВАС-9444/11, Решение ВС РФ от 13 мая 2010 г. № ГКПИ10-378 и др.).

Отнесение элементов системы оплаты труда (например, размера должностных окладов) к персональным данным не позволит достичь цели по защите сведений от распространения третьим лицам, поскольку сами работники вправе распространять свои персональные данные.

Таким образом, по результатам анализа вопроса об установлении в отношении системы оплаты труда какого-либо режима конфиденциальности, предусмотренного законодательством, можно сделать следующий вывод: система оплаты труда не может быть не только отнесена к какому-либо законодательно установленному режиму конфиденциальности, но и составлять конфиденциальную информацию по соглашению сторон ввиду императивного положения ст. 5 Закона о коммерческой тайне. Вместе с тем ввиду отсутствия судебной практики по данному вопросу существует вероятность, что суд будет придерживаться иной точки зрения.

Если целью защиты от разглашения является не вся система оплаты труда, а отдельные ее составляющие, предлагаем рассмотреть следующий вариант.

Система оплаты труда отдельных работников может содержать, например, элементы стратегии развития компании, особые формулы расчета отдельных показателей и иные сведения, подлежащие защите от разглашения. В таком случае можно вынести подобного рода составляющие из локального акта компании об оплате труда, оставив в нем лишь специальные термины, ссылки. Если не получается определить такой термин, полагаем, можно указать, что компания в отдельных случаях вправе устанавливать дополнительные основания премирования. Таким образом, в описание системы оплаты труда, доступное третьим лицам, будут входить основные (общие) условия формирования премии, а сведения, защищаемые от разглашения (расшифровка терминов), будут собраны в отдельном документе, носящем конфиденциальный характер.

Так, стратегия развития компании содержит показатели, которых компания должна достичь за определенный период, и от достижения (уровня) таких показателей зависят премии менеджеров компании. Полагаем, что стратегия в целом может быть отнесена к коммерческой тайне, поскольку она направлена на получение компанией коммерческой выгоды. Следовательно, в случае возникновения судебного спора можно говорить о двойственной природе сведений, содержащихся в стратегии развития: с одной стороны, они определяют условия выплаты премии менеджменту компании, а потому являются составляющей системы оплаты труда; с другой — это информация, имеющая непосредственную коммерческую ценность для компании, и она должна быть скрыта от конкурентов. При наличии такой двойственности полагаем, что приоритет должно иметь то значение, которое наименьшим образом нарушает чьи-либо права. В случае разглашения конкурентам положений стратегии развития компании ей будет нанесен значительный ущерб, что может повлиять на ее положение на рынке и даст преимущества конкурентам. Это, в свою очередь, снизит вероятность наступления условий, при которых выплачиваются премии. Таким образом, в сохранении конфиденциальности стратегии заинтересованы и сами работники. В связи с этим можно утверждать, что приоритет должно иметь коммерческое значение информации.

Следует также учитывать, что для сохранения режима коммерческой тайны стратегии развития компании необходимо соблюдать требования Закона о коммерческой тайне. В частности, положения ст. 6 и 10 данного Закона устанавливают обязательность определения порядка обращения информации, составляющей коммерческую тайну, контроля за соблюдением такого порядка, нанесения на материальные носители, содержащие такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» и т.д.

В целях исключения прямого противоречия с Законом о коммерческой тайне можно придать стратегии развития компании статус не коммерческой тайны, а просто конфиденциальной информации. Однако в таком случае с учетом рассмотренных ранее положений законодательства данная информация будет признаваться конфиденциальной в силу соглашения сторон (положения трудового договора о соблюдении работником конфиденциальности информации, к которой он будет иметь доступ). При этом необходимо разработать и соблюдать в компании порядок обращения конфиденциальной информации, осуществлять контроль за доступом к ней и т.д.

Считаем необходимым отметить, что в случае возникновения судебного спора существует значительный риск того, что суд займет позицию, согласно которой даже отдельные элементы системы оплаты труда не могут быть отнесены к коммерческой тайне и к конфиденциальной информации в целом. Данный риск усугубляется тем, что споры между работником и работодателем (компанией) рассматриваются в судах общей юрисдикции, которые, как правило, ориентированы на защиту прав работников ввиду их меньшей защищенности в отношениях с работодателем. Поэтому аргумент работника, что он полагал, будто он в силу ст. 5 Закона о коммерческой тайне вправе разглашать порядок формирования его собственной премии, может стать основанием вынесения судом решения в пользу работника.

Отметим также, что согласно п. «в» ч. 6 ст. 81 ТК РФ разглашение работником охраняемой законом тайны (в том числе коммерческой) является основанием расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Следовательно, в случае применения работодателем указанной статьи вероятны судебные споры по иску уволенного по данному основанию работника. В случае удовлетворения судом требований работника работодатель будет обязан восстановить работника на прежней должности и компенсировать заработную плату, не полученную работником за период увольнения.

1 Под третьими лицами понимают при этом всех лиц, кроме работников организации и уполномоченных представителей государственных органов.

2 Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

3 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера».

Версия для печати

«Кадровик. ру», 2012, N 7

ПЕРЕЧЕНЬ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В любой компании существует конфиденциальная информация, которая особенно тщательно оберегается от не имеющих к ней доступа сотрудников, а также конкурентов и поставщиков. Вместе с тем определить степень секретности данных достаточно сложно. В итоге все сведения, связанные с деятельностью организации, начинают считать конфиденциальными. В результате возникают судебные споры как с работниками, так и с другими компаниями.

Перечень соответствующих данных приведен в нескольких законодательных актах, однако и компания может самостоятельно ограничить доступ к некоторым сведениям. Вместе с тем основным документом, позволяющим определить, относится ли информация к конфиденциальной, является Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон N 98-ФЗ). Однако перечень, содержащийся в этом Законе, является неполным, а иные сведения о конфиденциальной информации содержатся в других нормативных правовых актах.

Таблица

Перечень конфиденциальных данных,

определенных законодательством

Вид
конфиденциальной
информации

Перечень сведений

Законодательная
норма

Информация,
составляющая
коммерческую
тайну

Сведения любого характера
(производственные, технические,
экономические, организационные и
другие), в том числе о результатах
интеллектуальной деятельности в научно-
технической сфере, а также сведения о
способах осуществления профессиональной
деятельности, которые имеют
действительную или потенциальную
коммерческую ценность в силу
неизвестности их третьим лицам

Статья 3
Федерального
закона от
29.07.2004
N 98-ФЗ «О
коммерческой
тайне»

Банковская
тайна

Сведения об операциях, о счетах и
вкладах организаций — клиентов банков и
корреспондентов

Статья 26
Федерального
закона от
02.12.1990
N 395-1 «О
банках и
банковской
деятельности»

Адвокатская
тайна,
нотариальная
тайна

Сведения, связанные с оказанием
адвокатом юридической помощи своему
доверителю; сведения, которые стали
известны нотариусу в связи с его
профессиональной деятельностью

Основы
законодательства
Российской
Федерации о
нотариате (утв.
ВС РФ 11.02.1993
N 4462-1); ст. 8
Федерального
закона от
31.05.2002
N 63-ФЗ «Об
адвокатской
деятельности и
адвокатуре в
Российской
Федерации»

Сведения,
связанные с
аудитом
организации

Любые сведения и документы, полученные
и (или) составленные аудиторской
организацией и ее работниками, а также
индивидуальным аудитором и работниками,
с которыми им заключены трудовые
договоры, при оказании услуг,
предусмотренных настоящим Федеральным
законом, за исключением:
1) сведений, разглашенных самим лицом,
которому оказывались услуги,
предусмотренные настоящим Федеральным
законом, либо с его согласия;
2) сведений о заключении с аудируемым
лицом договора о проведении
обязательного аудита;
3) сведений о величине оплаты
аудиторских услуг

Статья 9
Федерального
закона от
30.12.2008
N 307-ФЗ «Об
аудиторской
деятельности»

На практике режим конфиденциальности определяется:

— перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну; перечнем конфиденциальной информации в организации;

— договорным регулированием отношений с работниками;

— договорным регулированием отношений с контрагентами путем установления соответствующих положений в договоре;

— нанесением на материальные носители конфиденциальной информации ограничительных отметок и грифа конфиденциальности с указанием ее обладателя.

Кроме указанных мер в компании могут при необходимости применяться средства и методы технической защиты конфиденциальной информации, а также другие меры, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

— содержащихся в учредительных документах юридического лица и документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах в государственные реестры;

— содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

— о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

— о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;

— о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

— о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за их совершение;

— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

— сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами до вступления в силу Закона N 98-ФЗ.

Рассмотрим порядок установления перечня в конкретной компании.

Как поступать с сотрудником,

разгласившим конфиденциальную информацию?

Во многих компаниях к сотруднику, разгласившему секретные сведения, применяют следующие меры: налагают дисциплинарное взыскание, взыскивают убытки в суде. Некоторые работодатели просто увольняют провинившихся, считая, что распространение конфиденциальной информации является серьезным проступком. Действительно, такая возможность есть. Согласно пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем даже в случае однократного разглашения коммерческой тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

При возникновении спора о восстановлении на работе лица, уволенного по рассматриваемому основанию, именно на работодателя возлагается бремя доказывания всех обстоятельств разглашения коммерческой тайны. Необходимо тщательно рассмотреть все обстоятельства конкретного дела, проанализировать, имеются ли законные основания для увольнения работника, заподозренного в разглашении конфиденциальной информации, а также оценить возможные риски в случае оспаривания сотрудником увольнения.

Приведем следующий пример: работник использовал флэш-накопитель для распечатки документа на принтере. Однако работодатель посчитал данные действия разглашением коммерческой тайны, поскольку запрет на использование флэш-накопителя для передачи конфиденциальной информации содержался в локальном акте. Однако в организации не было точного перечня таких секретных данных. В результате работник обратился в трудовую инспекцию, и после проверки ему удалось добиться снятия дисциплинарного взыскания.

Таким образом, налагая дисциплинарное взыскание, работодатель должен:

— доказать, что работник нанес материальный вред организации;

— установить, что работник разгласил конфиденциальные данные, включенные в перечень;

— подтвердить факт разглашения и ознакомления работника со списком конфиденциальных сведений.

Если компания захочет взыскать убытки в суде (допустим, менеджер уволился и продал конфиденциальную базу данных конкурентам), то потребуется оценить материальный ущерб. Ключевым условием, позволяющим сформировать доказательственную базу, является наличие перечня конфиденциальной информации.

Перечень конфиденциальной информации

в отдельной организации

В каждой организации составляется свой перечень конфиденциальной информации. Как правило, в него входят:

— сведения о производстве и управлении;

— данные об уровне заработной платы сотрудников;

— персональные данные сотрудников;

— управленческие решения, планы развития производства, инвестиционные программы;

— протоколы совещаний;

— конфиденциальные договоры;

— сведения о переговорах;

— сведения о кадровом составе, штатном расписании;

— стоимость и цены;

— бухгалтерская отчетность, первичная документация;

— сведения об уплаченных налогах и сборах;

— отчеты аудиторов.

Обратите внимание: персональные данные и конфиденциальная информация — не равнозначные понятия. Последнее является более широким и может включать в себя различные бухгалтерскую отчетность, данные о кадровом составе организации и иные сведения, которые охраняются компанией в соответствии с установленным режимом коммерческой тайны.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — это действие или бездействие, в результате которых такие сведения в любой возможной форме (устной, письменной, иной, в том числе с использованием технических средств) становятся известны третьим лицам без согласия обладателя либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору (Определение Мосгорсуда от 14.11.2011 по делу N 33-36486).

Понятие персональных данных установлено в Федеральном законе от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных». Это любые сведения, относящиеся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

То есть, если конфиденциальная информация может относиться и к физическим, и к юридическим лицам, персональные данные — только к физическим. Перечень конфиденциальных данных, отнесенных к таковым на законодательном уровне, приведен в приложении.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что информация, признанная в компании конфиденциальной, может и не быть отнесена к таковой. К конфиденциальным могут быть причислены документы бухгалтерской отчетности, предоставляемые участникам общества лишь для ознакомления (Постановление ФАС Поволжского округа от 05.04.2005 N А12-12462/04-С56). Аналогичный вывод сделан и в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 16.05.2007, 08.05.2007 N Ф03-А73/07-1/1090 по делу N А73-9822/2006-9, в котором суд признал, что ни нормами Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ни ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не предусмотрено обязательное предоставление акционеру копий первичных учетных документов, оборотных ведомостей аналитического учета и электронной базы данных бухгалтерской программы общества. Вместе с тем, например, сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной и могут быть разглашены (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по делу N А27-25441/2009).

Таким образом, работодатель самостоятельно должен составить перечень конфиденциальных сведений и установить их распорядительным документом в зависимости от важности данной информации. Однако признание данных конфиденциальными может быть оспорено в суде. При этом важным моментом также являются не только установление самого перечня конфиденциальной информации, но и порядка ее защиты.

Порядок защиты конфиденциальной информации

В соответствии со ст. 10 Закона N 98-ФЗ меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

— определение перечня данных, составляющих коммерческую тайну;

— ограничение доступа к таким сведениям путем установления порядка обращения с ними и контроля за соблюдением этого порядка;

— учет лиц, получивших доступ к конфиденциальной информации, и (или) лиц, которым она была предоставлена или передана;

— регулирование отношений по использованию данных, составляющих коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

— нанесение на материальные носители, содержащие конфиденциальную информацию, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

— ознакомить под расписку работника, которому доступ к таким сведениям необходим для выполнения трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;

— ознакомить сотрудника под расписку с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

— создать работнику необходимые условия для соблюдения установленного режима (ст. 11 Закона N 98-ФЗ).

Трудовой договор с руководителем организации должен предусматривать обязательства этого сотрудника по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за соответствующие меры.

Признание данных конфиденциальными

может быть оспорено в суде

При этом в компании могут быть предприняты следующие действия:

— реализация разрешительной системы допуска исполнителей (пользователей, обслуживающего персонала) к информации и связанным с ее использованием работам, документам;

— ограничение доступа персонала и посторонних лиц в защищаемые помещения и помещения, где размещены средства информатизации и коммуникации, а также хранятся носители информации;

— стенографирование совещаний;

— разграничение доступа пользователей и обслуживающего персонала к информационным ресурсам, программным средствам обработки (передачи) и защиты данных;

— учет и надежное хранение бумажных и машинных носителей информации, ключей (ключевой документации) и их обращение, исключающее их хищение, подмену и уничтожение;

— резервирование технических средств и дублирование массивов и носителей информации;

— защита от копирования информации, применение сертифицированных средств ее защиты;

— использование защищенных каналов связи;

— криптографическое преобразование данных, обрабатываемых и передаваемых средствами вычислительной техники и связи.

Очень важно установить в локальном акте организации не только перечень конфиденциальных сведений, но и порядок их использования.

Во взаимоотношениях с работниками компании используют обычно две тактики: защиту интересов в суде, защиту интересов в досудебном порядке путем расторжения договора с работником. Рассмотрим первый способ. В качестве примера можно привести Определение Мосгорсуда от 22.12.2011 по делу N 4г/8-10945/11. Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст. 81 ТК РФ, Федеральным законом «О коммерческой тайне», суд пришел к выводу о том, что увольнение истца является законным и обоснованным, поскольку он разгласил коммерческую тайну. Истец направил в адрес сторонней организации по электронной почте документы, к которым у третьих лиц не было свободного доступа и в отношении которых работодатель ввел режим коммерческой тайны.

В суде компания доказала следующие факты: ознакомление работника с положением «О коммерческой тайне», соблюдение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, факт отправки документов в адрес заместителя генерального директора сторонней организации — данных о контрагентах, сведений о сроках и способах оказания услуг, размерах вознаграждения.

Но, если конфиденциальная информация не передается третьим лицам, факт копирования сведений без передачи третьим лицам не может расцениваться как разглашение. Так, в Определении от 12.12.2011 по делу N 4г/8-10961/2011 Мосгорсуд пришел к выводу о том, что информация, скопированная истицей на флэш-карту, составляла коммерческую тайну общества, однако доказательств того, что данные сведения были переданы ею третьим лицам, сторона ответчика не представила, а истица совершение подобных действий отрицала. Доказательств пересылки истицей указанных сведений на электронные почтовые ящики третьих лиц, а равно фактов размещения в сети Интернет суд также не получил. При осмотре домашнего компьютера истицы и удалении из него скопированной информации таковых фактов ответчик не зафиксировал. Отметок об этом в акте об удалении информации не было. Действия работника, в результате которых указанная информация становится доступна иным сотрудникам, осуществляющим контроль за соблюдением режима коммерческой тайны в организации, не могут быть квалифицированы по пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. При таких обстоятельствах, когда конфиденциальная информация не была разглашена третьим лицам, физическое лицо может быть восстановлено на работе с выплатой компенсации за время вынужденного прогула.

Распространение несекретной информации не является разглашением конфиденциальных сведений. Такой вывод следует из Определения Мосгорсуда от 14.11.2011 по делу N 33-36486. Суд пришел к выводу о том, что сведения о наличии оборудования, его стоимости, данные о дистрибьюторах не представляют коммерческой тайны, т. к. размещены в прайс-листах, каталогах и буклетах. Таким образом, конфиденциальность не была нарушена. Аналогичный вывод сделал Мосгорсуд в Определении от 18.10.2011 по делу N 33-33741. Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагаются на работодателя. Работодатель не представил как доказательств того, что система B2B содержала конфиденциальную информацию, так и доказательств распространения истцом данных, составляющих коммерческую тайну.

Конечно, многие компании в суде не могут доказать свою правоту, поскольку в нормативно-правовой базе отсутствует конкретный перечень документов, которыми можно подтвердить убытки, связанные с незаконным раскрытием конфиденциальной информации. Кроме того, очень сложно оценить именно материальную составляющую, например, утечки информации о контрагентах или финансовых показателях, а также сам факт разглашения. Ведь разглашение может быть осуществлено как в письменной форме, так и в устной. В связи с этим многие компании вынуждены использовать такие методы наказания нерадивых работников, как дисциплинарные взыскания.

Однако иногда компании предпочитают не выносить сор из избы и расстаются с такими работниками по-хорошему. В подобных ситуациях предпочтительнее оформить увольнение по соглашению сторон, предусмотренному ст. 78 ТК РФ. Одно из существенных преимуществ заключается в том, что оспорить такое увольнение практически невозможно, поскольку наличествует взаимная договоренность сторон.

В заключение следует отметить, что от того, насколько четко компания определяет перечень конфиденциальных сведений, а также порядок их охраны, зависят целостность коммерческой тайны, защита интересов организации и возможность восстановления справедливости в суде.

Приложение

Пример перечня конфиденциальных данных

Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной

(служебной) информации в центральном аппарате

Федерального агентства железнодорожного транспорта

и подведомственных ему предприятиях и учреждениях,

утв. Приказом Федерального агентства

железнодорожного транспорта от 24.01.2011 N 18

N
п/п

Сведения, отнесенные к конфиденциальной (служебной) информации

I. Сведения об отраслевой управленческой деятельности

Отдельные материалы заседаний Федерального агентства железнодорожного
транспорта (далее — Росжелдора) и сведения, содержащиеся в них,
ограничение доступа к которым установлено решением заседания ПДТК
Росжелдора

Сведения (информация), подготовленные Росжелдором на поступающие из
органов государственной власти, предприятий, учреждений и
организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы
собственности с пометкой «Для служебного пользования», «Коммерческая
тайна», «Конфиденциально» и другие в части, не содержащей сведений,
составляющих государственную тайну

Сведения, содержащие показатели государственного оборонного заказа в
части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну

Сведения, содержащиеся в материалах служебной проверки
(расследования), до утверждения акта (заключения) по проверке, а
также если сведения, полученные в результате проверки
(расследования), могут быть использованы в дальнейшем для
противоправного действия (нанесения ущерба)

Сведения об организации работы, о конкретных мерах или проводимых
мероприятиях, направленных на обеспечение информационной безопасности
при осуществлении международного сотрудничества с участием
представителей Росжелдора, а также содержащиеся в подготовительных
или отчетных документах (формах) о проведении встречи

II. Сведения об административно-хозяйственной деятельности

Сведения о персональных данных работника Росжелдора, содержащиеся в
личном деле работника, кроме случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации

Сведения, получаемые при приеме гражданина на государственную
гражданскую службу, необходимые для оформления допуска к
государственной тайне

Сведения об осведомленности работника со сведениями, составляющими
государственную тайну

Протоколы заседаний конкурсных комиссий по проведению конкурсов на
замещение вакантных должностей государственной гражданской службы

Акты проверок деятельности территориальных управлений и
подведомственных организаций

Сведения о штатном расписании Росжелдора

Сведения о расположении структурных подразделений в здании

Протоколы заседаний жилищной комиссии

Протоколы заседаний конкурсной комиссии по проведению
квалификационного экзамена и аттестации

III. Сведения о режиме секретности, мобилизационной подготовке,
гражданской обороне, чрезвычайных ситуациях и транспортной безопасности

Акты проверок обеспечения пропускного режима в административное
здание Росжелдора

Сведения о результатах оценки уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств, кроме тех, обеспечение
безопасности которых осуществляется исключительно федеральными
органами исполнительной власти

Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности
объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства

Сведения, являющиеся информационными ресурсами единой государственной
информационной системы обеспечения транспортной безопасности,
подготовленные Росжелдором, за исключением выписок из реестра
категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств

IV. Сведения о защите информации

Сведения об организации обработки служебной информации на средствах
вычислительной техники Росжелдора

Сведения, раскрывающие организацию, состояние защиты информации, или
носителей информации, или информационного процесса

Сведения о методах, средствах или эффективности (состоянии защиты)
конфиденциальной информации в автоматизированных информационных
системах, средствах вычислительной техники, других технических
средствах

Обобщенные сведения, содержащиеся в схеме локальной вычислительной
сети Росжелдора, с указанием организационно-технологических
параметров или технических характеристик и мест расположения ее
ответственных составных частей, информационных узлов (определены на
схеме)

Сведения о конкретных проводимых и (или) планируемых мероприятиях по
информационной безопасности конфиденциальной информации

V. Прочие сведения

Сведения об организации, состоянии или расположении инженерных систем
видеонаблюдения, пожарной или охранной сигнализации здания Росжелдора

Сведения, раскрывающие содержание планов и конкретных мероприятий по
охране здания Росжелдора, помещений, в которых выполняются работы,
хранятся материалы, ведутся переговоры конфиденциального характера

Данные охранного видеонаблюдения, фиксации системы охраны помещений,
электронной системы прохода в здание

Е. Шестакова

К. ю. н.,

генеральный директор

ООО «Актуальный менеджмент»

Москва

Подписано в печать