Есн это какой налог

Содержание

ЕСН

ЕСН

Единый социальный налог (взнос) — налог, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (фонды) — и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Плательщиками единого социального налога (далее — ЕСН) в соответствии со ст. 235, 236 Кодекса признаются организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Поэтому, если организация не производит указанных выплат, она не является плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.

Согласно п. 3 ст. 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчёте, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами). Налоговая декларация по налогу представляется не позднее 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).

Льготы по налогу

От уплаты налога освобождаются:

  • Организации всех форм с сумм выплат инвалидам I, II или III группы, но не выше 100000 руб. на каждого.
  • Физические лица, являющиеся инвалидами I,II или III группы по доходам от их предпринимательской деятельности не выше 100000 руб. в течение налогового периода.

Следующие категории налогоплательщиков — с сумм выплат не выше 100000 руб. на каждое физическое лицо в течение налогового периода, кроме взносов на обязательное пенсионное страхование:

  • общественные организации инвалидов с численностью инвалидов не менее 80 %;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов обществ. организаций инвалидов и с численностью * инвалидов не менее 50 %, а долей зарплаты инвалидов — не менее 25 %;
  • учреждения для социальных целей (образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, спортивных, научных и т. д.), а также для оказания помощи инвалидам.

Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых.

Для работодателей

На взгляд неискушенный единый социальный налог на выплаты работникам сильно схож с налогом на доходы физических лиц.

Бухгалтер точно также, как и при исчислении НДФЛ, отслеживает финансовую историю каждого сотрудника, и, исходя из этого, уже осуществляет различного рода операции (бухгалтерские проводки и другое).

Но важным отличием ЕСН от обычного НДФЛ является то, что при его исчислении учитываются не те суммы, которые фактически выплачены работнику.

А суммы, начисленные организацией каждому её члену персонально – этот момент регламентирует статься 242 НК РФ.

Ещё одно важное отличие — суммы высчитываются не по месяцам, а в начале года, по нарастающему итогу.

Когда начислять

Налоговым периодом, учитывая который высчитывается ЕСН, считается один целый год. Сам налог исчисляется нарастающим итогом с первых чисел года.

Также следует учитывать следующие особенности при расчете ЕСН:

  • период отчетности: девять месяцев, полугодие, а также один квартал;
  • сама декларация по единому социальному налогу подается не позднее последнего числа марта того года, который следует за проходящим кварталом;
  • подача расчетов также должна выполняться строго в срок: не позже 20-го числа месяца, следующего за проходящим кварталом;
  • обязательна выплата авансового платежа по ЕСН;
  • разницу между платежом авансовым и всей суммой организация обязана уплатить не позже 15-го числа последующего месяца.

Типовые проводки (таблица)

Проводки для осуществления различных бухгалтерских операций по единому социальному налогу имеют следующий вид:

Операции по начислению налога

Дебет Кредит
По работникам, участвующим в основном производстве 70: по основному производству 70
По работникам, участвующим в дополнительном производстве 23: по вспомогательному производству 70
Работники в сфере инвестиционной 08: по необоротному активу 70
Персонал управленческий 25: общепроизводственные расходы; 26 «Расходы общехозяйственные» 70
Работники торговли 44: расходы на перепродажу 70

ЕСН от расходов на оплату труда также начисляется, если работник находится на больничном, или он временно не трудоспособен по иной причине:

Проводки при временной нетрудоспособности работника

Из отчислений в фонд социального страхования Дт 69.1: социальная страховка Кт 70
За счет средств организации-работодателя Дт 20: по основному производству;23: по вспомогательному производству;25: производственные расходы;26: хозяйственные расходы Кт 70

ЕСН на отпускные также начисляется, независимо от их величины и других факторов:

По отпускным резервам Дт 96: резервы на предстоящие расходы Кт 70
Отнесенные на затраты Дт 20: расходы на основное производство;23: вспомогательное производство;25: расходы общепроизводственные Кт 70

Отражение авансовых платежей

Налогоплательщик в обязательном порядке должен снять копии с расчетов по авансовому платежу, на них обязательно присутствие подписи одного из работников налоговой службы РФ. Рядом с подписью также обязательно наличие печати.

Копия под номером два, сделанная с расчетов авансового платежа, после ознакомления с ней работника налоговой, возвращается налогоплательщику.

На копии обязательно ставится печать и подпись служащего.

Третья же копия предоставляет налоговой службой в Пенсионный фонд РФ. На первом листе документа также обязательно должна стоять соответствующая отметка налогового органа.

Когда отменили ЕСН? Смотрите статью: отмена ЕСН.

Какие льготы действуют для ИП по ЕСН? .

Авансовые платежи оплачиваются индивидуальными предпринимателями и другими финансовыми структурами по единому социальному налогу на основании полученных по почте налоговых уведомлений.

Фото: образец платежного поручения

Сама же величина авансового платежа рассчитывается налоговой на основании двух пунктов:

  • декларации о доходах;
  • данных о финансовой деятельности за прошедший год.

Сама же декларация о доходе должна подаваться не позже одного месяца и пяти дней с момента появления прибыли.

При изменении в большую или меньшую сторону величины дохода в сравнении с предполагаемым больше, чем на 50%, декларация подается заново. Величина авансовых платежей, само собой, пересчитывается.

Сами авансовые платежи должны осуществляться в следующие сроки:

  1. За первое полугодие платеж должен осуществляться не позже 15-го июля (не менее, чем 50% авансовых платежей).
  2. За третий квартал – не позже середины октября (не менее 25% всей суммы авансового платежа).
  3. За четвертый квартал — не позже середины января (не менее 25% всей суммы авансового платежа).

Довольно просто понять, что такое ЕСН в Бухгалтерии 1С. Данная программа также позволит разобраться, как высчитывается авансовый платеж.

Какой КБК?

Существует целых три различных КБК для проведения различных финансовых операций при оплате ЕСН в федеральный бюджет:

Операция Код бюджетной квалификации
Для зачисления оплаты самого налога (обязательный платеж) 182 109 090 1001 1000 110
Для зачисления пени, если таковая имеется, либо другого обязательного платежа 182 109 090 1001 2000 110
Для зачисления штрафа, сбора или иного обязательного платежа 182 109 090 1001 3000 110

Начисление ЕСН с премий, выданных работникам

Очень важный вопрос, на который необходимо знать ответ каждому бухгалтеру – учитывается ли при расчете ЕСН премирование сотрудников? Ответ однозначный – да.

Важно лишь знать, что премирование бывает двух видов:

  • стимулирующее — применяется для стимулирования работника к выполнению своей работы;
  • поощрительное – осуществляется оно вне общей системы оплаты трудовой деятельности.

Величина премий указывается в соответствующем приказе за подписью руководителя организации или другого ответственного лица.

При осуществлении бухгалтерских расчетов учитываются оба вида премии, это следует помнить обязательно.

Фиксироваться же премия может:

  • под внереализованными расходами;
  • в составе расходов по обычным видам деятельности;
  • в разделе нераспределенной прибыли организации.

Премию в затраты

Если премия была выдана сотрудникам предприятия в связи с обычной их деятельностью, либо при ведении какой-либо смежной деятельности, то закономерно включить этот пункт расходов в определенную графу.

Она отображается информация по обычным видам деятельности (дебет затратных счетов за номерами 44, 23, 20, 25, 26).

Премию за счет чистой прибыли

Во многих компаниях премии сотрудникам выдаются за внерабочие достижения – проведение различных мероприятий и подобные.

В таком случае необходимо включать премии во внереализованные расходы. Премии такого рода облагаются обычным налогом, как на физическое лицо.

Налоговую базу, которой облагается прибыль, этот платеж не уменьшает. Даже если трудовой договор предусматривает премирование, этот момент остается неизменен.

Премии такого рода не облагаются социальным налогом, также не осуществляются отчисления в пенсионный фонд.

Премию во внереализационные расходы

Многие компании премируют своих работников по поводу какого-либо праздника – государственного или иного.

В таком случае данная статья расходов относится к внереализационным. Также к этой статье расходов относятся выплаты за различного рода травмы или иные подобные ЧП.

Важной особенностью такого рода премий является то, что их выплата не уменьшает базу по налоговой прибыли.

Именно поэтому на такой вид премий единый социальный налог не начисляется, а также отсутствуют взносы в пенсионный фонд.

Примеры

Пример в случае начисления ЕСН по премии (в затраты):

Работникам начислена премия, размер которой составляет 30% от месячного оклада. Выплата будет осуществляться в один день с заработной платой, единовременным платежом.

Оклад одного работника составляет 6 тыс. руб. В таком случае премия его составит 1.8 тыс. руб. (30% от 6 тыс. руб.). По итогам месяца заработная плата (с премией) составит 7.8 тыс. руб.

Работодатель обязан оплатить страховку от несчастных случаев в размере 0.2 %. Размер же социального налога составит 26%.

Предположим, что у работника нет вычетов по налогу на доходы физ. лиц.

Проводки выглядят следующим образом:

Дебет Кредит Начисления
20 70 7.8 тыс. руб. – заработная плата вместе с премией
20 69 15.6 руб. (0.2% от заработной платы) в счет страхования от несчастных случаев
20 69 226.2 руб. (2.9% от зарплаты) ЕСН в счет оплаты отчислений в Фонд социального страхования
20 68 1.56 тыс. руб. (20%) – часть ЕСН, отчисляемая в федеральный бюджет
68 69 1.09 тыс. руб. (14%) – начисления за медицинское страхование
70 68 1.014 руб. — налог на доходы (13%)
70 50-1 6.785 тыс. руб. – заработная плата вместе с премией за вычетом всех налогов

Особенности начисления ЕСН

Начисление ЕСН имеет некоторые особенности.

Например, от уплаты данного налога освобождаются:

  1. Взносы по договорам мед. страхования, заключенные не менее, чем на один год.
  2. Выплаты в связи с различного рода травмами и увечьями, полученными в результате производственного процесса, трудовой деятельности;
  3. Компенсации, которые выплачивает работодатель за неиспользованный работником отпуск;
  4. Всевозможные денежные выплаты (пособия и компенсации), не облагаемые налогом на доход физ. лиц.

Что такое регрессивная ставка ЕСН можно узнать в статье: регрессивная шкала ЕСН.

Какие налоговые льготы по земельному налогу приготовлены для ветеранов труда? .

По каким ставка ООО платят ЕСН .

Рассматриваемый налог бы отменен довольно давно – ещё в 2010 году.

Именно поэтому не требуется начисление ЕСН в 2019 году, составляют основную часть налоговых отчислений налогоплательщиков взносы в ФМОС, ФСС, ПФР.

Несмотря на изменения в налоговой сфере, менее сложной работа бухгалтера не стала. Она также продолжает требовать хорошего знания законодательства, всех его аспектов.

Предыдущая статья: Отмена ЕСН Следующая статья: Представительские расходы при налоге на прибыль

Единый социальный налог

Статьей 239 главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) предусмотрены следующие льготы.

«1. От уплаты налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы».

С принятием Федерального закона от 20 июля 2004 года №70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» претерпели изменения нормы статьи 239 НК РФ: в подпункте 1 пункта 1 слова «на каждого работника» заменяются словами «на каждое физическое лицо».

С 1 января 2005 года ЕСН не облагаются первые 100 000 рублей, начисленные в течение года каждому из инвалидов, с которыми организация заключила трудовой договор, а также договор гражданско-правового характера или авторский договор. С сумм, превышающих 100 000 рублей, налог начисляется в общеустановленном порядке. Главным условием для применения налоговой льготы является факт установления инвалидности учреждением медико-социальной экспертизы. Данная льгота может быть предоставлена только юридическим лицам; на индивидуальных предпринимателей, на которых работают инвалиды, льгота не распространяется.

Аналогичным образом будут обстоять дела и у общественных организаций инвалидов, а также у учреждений, созданных такими общественными организациями. Начиная с 2005 года они не уплачивают ЕСН с первых 100 000 рублей, начисленных гражданам, которые выполняют работы или оказывают услуги по гражданско-правовым договорам. Разумеется, такая же льгота сохранится и для тех работников, с которыми организация заключила трудовые договоры.

Вместе с тем, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не предусмотрено аналогичной льготы по выплатам инвалидам.

Согласно пункту 2 статьи 243 НК РФ сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Порядок исчисления единого социального налога в федеральный бюджет с учетом налоговых льгот определен в Инструкции о порядке заполнения Налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2005 года №21н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и инструкции о порядке ее заполнения».

Вначале исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, без учета льгот; далее из этой суммы вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; из полученной суммы вычитается сумма налога, льготируемая в соответствии со статьей 239 НК РФ (при этом льготы, предусмотренные статьей 239 НК РФ, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование); оставшаяся сумма подлежит уплате в федеральный бюджет.

Пример 1.

Васильев А.А. является инвалидом II группы, за 6 месяцев 2005 года ему начислены выплаты в сумме 50 000 рублей.

Исчисляем сумму единого социального налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет:

50 000 рублей х 20% / 100% = 10 000 рублей.

Из этой суммы вычитаем сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

10 000 рублей — (50 000 рублей х 14% / 100%) = 3 000 рублей.

Далее из этой суммы вычитаем льготируемую сумму налога в соответствии со статьей 239 Кодекса:

3 000 рублей — (50 000 рублей х 20% / 100% — 50 000 х 14% / 100%) = 0.

Таким образом, сумма налогового вычета (3 000 рублей) не превышает сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет (10 000 рублей).

Сумма выплат инвалиду меньше 100 000 руб. При таких условиях налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, всегда будет равен нулю.

Окончание примера.

От уплаты ЕСН согласно пункту 1 статьи 239 НК РФ освобождаются:

«2) следующие категории налогоплательщиков — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов».

С 1 января 2005 года расширена сфера применения льготы для общественных организаций инвалидов. Льгота предоставляется не только работникам, но и любому физическому лицу, получающему выплаты и вознаграждения на основе не трудового договора, гражданско-правового или авторского договора.

При применении подпункта 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ следует иметь в виду, что правомерность использования организациями вышеуказанной льготы подтверждается при представлении ими в составе расчета по авансовым платежам и налоговой декларации по ЕСН списка работающих инвалидов (номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида).

В соответствии с пунктом 28 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года №965 «О порядке признания граждан инвалидами», в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, инвалидность устанавливается на определенный срок. В частности, инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.

В случае если в результате освидетельствования (переосвидетельствования) работник получает инвалидность в течение месяца, то налоговая льгота применяется, начиная с 1 числа того месяца, в котором получена инвалидность. Когда же работник в результате освидетельствования (переосвидетельствования) теряет право на получение инвалидности в течение месяца, то с 1 числа этого же месяца налогоплательщик не имеет права на использование налоговой льготы.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 %, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Для получения льготы общественные организации инвалидов и их структурные подразделения должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. К законным представителям инвалидов относятся: один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель.

Таким образом, при рассмотрении вопроса об отнесении общественных организаций к общественным организациям инвалидов необходимо проверить соблюдение двух основных условий:

— членство инвалидов (не менее 80%);

— цели и задачи создания общественной организации.

Если общественная организация не соответствует этим условиям и требованиям статьи 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то она не может быть признана общественной организацией инвалидов. Такая организация может применить только льготу, предусмотренную пунктом 1 статьи 239 НК РФ.

Если налогоплательщик имеет право на применение регрессивных ставок ЕСН, то он применяет регрессивные ставки налога к общей сумме выплат и вознаграждений, начисленных нарастающим итогом с начала года по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам.

Пример 2.

В издательстве работает инвалид — художник по трудовому договору и одновременно оказывает услуги по договору гражданско-правового характера. Выплаты в пользу инвалида в 2005 году по трудовому договору составили 50 000 рублей, а по гражданско-правовому договору 514 286 рублей, профессиональный вычет 154 286 рублей, итого налоговая база 410 000 рублей.

При соблюдении условия на право применения регрессивных ставок ЕСН в 2004 году налоговая льгота применялась только к выплатам по трудовому договору и составляла 50 000 рублей.

В 2005 году обложению ЕСН в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования, подлежит все вознаграждение, то есть 410 000 рублей. При этом вознаграждение в размере 100 000 рублей льготируется, в размере 180 000 рублей (280 000 рублей — 100 000 рублей) облагается по ставке, установленной для налогооблагаемой базы до 280 000 рублей, а 130 000 рублей (410 000 рублей — 280 000 рублей) — по ставке, установленной для налоговой базы от 280 001 рубль до 600 000 рублей.

Окончание примера.

Организации не имеют права не использовать регрессивные ставки.

Напоминаем, что, что Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не предусматривает льгот при исчислении страховых взносов, установленных в пункте 1 статьи 239 НК РФ. Это означает, что страховые взносы в ПФР начисляются и на суммы выплат и вознаграждений в пользу инвалидов I, II, III групп, вне зависимости от суммы выплат.

При расчете сумм ЕСН следует учесть, что Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что налоговой базой для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование является налоговая база по ЕСН. В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 января 2004 года №11420/03 в размер облагаемой единым социальным налогом базы не включаются суммы, от уплаты налога с которых налогоплательщик освобожден в соответствии со статьей 239 НК РФ, так как размер налоговой базы уменьшается при этом на сумму льготы. Применяемая в таком случае налоговая ставка определяется исходя из размера налоговой базы, оставшейся после произведенного вычета суммы льготы.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации еще раз разъяснил, как организациям, применяющим льготу, рассчитать сумму единого социального налога, который нужно уплатить в федеральный бюджет (Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 июня 2004 года №4091/04 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Порядка заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и Инструкции по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу»). Для этого можно воспользоваться формулой:

ЕСНф = ЕСНп — ПВп — ЕСНлг + ПВлг, где:

ЕСНф – налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет;

ЕСНп и ПВп – налог, направляемый в федеральный бюджет, и пенсионные взносы, начисленные на всю зарплату работника, соответственно;

ЕСНлг и ПВлг — ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, и пенсионные взносы, приходящиеся на льготируемую часть зарплаты, — 100 000 рублей соответственно.

Организации не имеют права не использовать регрессивные ставки.

Пример 3.

ОАО «Кипарис» в 2005 году заплатило Филимонову В.С. 240 000 рублей. Филимонов родился в 1961 году и является инвалидом II группы.

Сумма ЕСН, которую нужно перечислить в федеральный бюджет с зарплаты Филимонова, составляет:

(240 000 рублей х 20%) — (240 000 рублей х 14%) — (100 000 рублей х 20%) + (100 000 рублей х 14%) = 8 400 рублей.

Сумма же пенсионных взносов, перечисленная на финансирование страховой части трудовой пенсии Филимонова, составит:

240 000 рублей х 14% = 33 600 рублей.

Окончание примера.

Льготой пользуются организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %.

В случае изменения численности работающих инвалидов и их фонда заработной платы, в фонде оплаты труда производится перерасчет по налогу за соответствующий период.

При определении доли в 25 процентов, определяется именно доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда, а не доля выплат и вознаграждений инвалидов в суммарном объеме выплат и вознаграждений. При определении выплат и вознаграждений учитываются все выплаты, в том числе и указанные в статье 238 НК РФ.

Получение работником пенсии по старости не исключает его инвалидности и применение льгот.

Для расчета численности в настоящее время можно воспользоваться Постановлением Росстата от 3 ноября 2004 года №50 «Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-2 «Сведения об инвестициях», №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», №П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» (форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»).

Согласно пункту 84 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются: приказы (распоряжения) о приеме работника на работу, переводе работника на другую работу, предоставлении отпуска работнику, прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (фф. №Т-1, Т-5, Т-6, Т-8), личная карточка работника (ф. №Т-2), табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (ф. №Т-12), табель учета рабочего времени (ф. №Т-13), расчетно-платежная ведомость (ф. №Т-49) и другие документы, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица).

Работник, состоящий в списочном составе и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы.

Льгота по уплате ЕСН предоставляется также учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов на основании учредительных документов. В учредительных документах должны содержаться сведения о собственнике имущества данной организации и записи о том, что организации созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям — инвалидам и их родителям.

Льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 года №884 «Об утверждении товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)».

Не подлежат освобождению от уплаты ЕСН организации, осуществляющие производство и (или) реализацию следующих товаров:

ü Шины для автомобилей;

ü Охотничьи ружья;

ü Яхты, катера (кроме специального назначения);

ü Продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов);

ü Драгоценные камни и драгоценные металлы;

ü Меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента);

ü Высококачественные изделия из хрусталя и фарфора;

ü Икра осетровых и лососевых рыб;

ü Готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.

Статьей 181 НК РФ определен перечень подакцизных товаров и минерального сырья, подлежащих налогообложению:

Подакцизными товарами признаются:

· спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

· спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

1) лекарственные, лечебно — профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно — профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

3) парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 100 мл;

4) подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;

5) товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке:

парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке;

· алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

· пиво;

· табачная продукция;

· автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

· автомобильный бензин;

· дизельное топливо;

· моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

· прямогонный бензин.

Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного. Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов С при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

Организации, занимающиеся реализацией товаров по перечню, утверждаемому Правительством, лишаются льготы на весь налоговый период, даже при наличии одной операции или только посреднических операций.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

При принятии решения об отказе от использования льготы налогоплательщик должен предоставить в налоговые органы заявление в письменной форме об отказе от применения льготы, установленной статьей 239 НК РФ.

В случае, если налогоплательщик отказывается от льготы после начала календарного года он должен произвести уплату налога за весь налоговый период (включая предшествующие отчетные периоды). Так как налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, уплата налога должна быть произведена за весь календарный год.

Учитывая положения статьи 75 НК РФ, налогоплательщик помимо причитающихся к уплате за предшествующие отчетные периоды сумм единого социального налога обязан также уплатить соответствующие суммы пеней.

Организации, применяющие налоговые льготы в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ, по каждому физическому лицу — инвалиду I, II или III группы, выполняющему работы (оказывающему услуги) на основании трудового, гражданско-правового и (или) авторского договора, заполняют Раздел 3 расчета авансовых платежей по ЕСН, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 17 марта 2005 года №40н «Об утверждении формы расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и рекомендаций по ее заполнению».

Более подробно с вопросами, касающимися льгот для юридических лиц, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Льготы для юридических лиц».

Как определить размер выплат по ЕСН

Для вычисления налоговой базы по ЕСН, нужно также определить к какой из 2 категорий вы относитесь. Для первой группы налоговой станет полный размер всех начисленных заработных плат, которые будут выплачены работодателем за отчетный период. К этим выплатам можно отнести абсолютно все начисления, связанные с трудом и уплаченные из фонда оплаты труда.

Для правильного удержания налога, ЕСН должен начисляться на каждого сотрудника отдельно по каждому налоговому периоду. Такой расчет производится с первого месяца и дальше нарастающим итогом до конца года.

Для налогоплательщиков второй группы налоговой базой станут все доходы, полученные от ведения предпринимательской деятельности. Эту базу он имеет право уменьшать при помощи вычитания величины расходов. Вид расходов, которые могут уменьшить для ЕСН налоговую базу такие же, как и для налога с прибыли.

Подведя итог, определим, что именно относится к налоговой базе для ЕСН:

  • любые выплаты и вознаграждения за труд работников в соответствии с пунктами ТК;
  • оплата по трудовому договору, исключением лишь может стать оплата с переходом вещевого права;
  • доход от лицензионных и авторских прав;
  • безвозмездная помощь и материнские выплаты, в том числе.

Основные бухгалтерские проводки для начисления и уплате ЕСН

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
20, 26 69.01 Начисление ЕСН для фонда социального страхования с заработной платы Размер налога Налоговая декларация по ЕСН, бухгалтерская справка-расчет, расчет авансового платежа
20, 26 69.01 Начисление платежей обязательного страхования от несчастных случаев Сумма ЕСН Бухгалтерская справка-расчет, бухгалтерский регистр по начислению платежей
69.01 51 Удержание ЕСН в Фонд социального страхования и в Фонд платежей обязательного страхования от несчастных случаев Сумма ЕСН Банковская выписка, платежное поручение
69.01 70 Начисление платежей по родам, беременности и временной трудовой недееспособности, сделаны другие выплаты из Фонда социального обеспечения Сумма ЕСН Расчетная ведомость, расчетно-платежная ведомость, бухгалтерская справка-расчет
20, 26 69.02 Начисление ЕСН в ПФ с заработной платы работников Сумма ЕСН Бухгалтерский регистр ЕСН, бухгалтерская справка-расчет
69.02 51 Удержание ЕСН в ПФ РФ Сумма ЕСН Банковская выписка, платежное поручение
20, 26 69.03 Начисление ЕСН в Федеральный Фонд медицинского страхования РФ с фонда оплаты труда Сумма ЕСН Бухгалтерский регистр ЕСН, бухгалтерская справка-расчет
69 51 Удержание ЕСН в Федеральный Фонд медицинского страхования РФ Сумма ЕСН Банковская выписка, платежное поручение
20, 26 69.03 Начисление ЕСН в территориальный Фонд медицинского страхования из сумм заработной платы Суммасоциального налога Бухгалтерский регистр ЕСН, бухгалтерская справка-расчет
69 51 Удержание ЕСН в территориальный Фонд медицинского страхования Сумма ЕСН Банковская выписка, платежное поручение
99 69.01, 69.02, 69.03 Начисление штрафов и пеней по платежам страхования от несчастных случаев в производстве Объем штрафов и пеней Бухгалтерская справка-расчет

Единый социальный налог (ЕСН) был предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Таким образом взимание страховых платежей в социальные фонды было передано в ведение налоговой службы РФ.

История

2001—2010

Введен в Российской Федерации с 1 января 2001 года. Он заменил страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонд обязательного медицинского страхования. С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него для тех же плательщиков введены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.

Ставка отчислений по ЕСН была регрессивной, то есть уменьшалась с ростом зарплаты. Ряд социальных групп имели льготы по уплате ЕСН. При максимальной ставке 26 % платежи разделялись так:

  • в Пенсионный фонд РФ 20 %;
  • в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;
  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;
  • в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

После отмены ЕСН

Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года остались прежними (26 % от фонда оплаты труда), а с 1 января 2011 года увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.

С 2017 года администрирование страховых платежей вновь передали под контроль налоговой службы, фактически вернув ЕСН.

Плательщики ЕСН

Плательщиками единого социального налога в соответствии со статьями 235 и 236 Кодекса признавались организации и индивидуальные предприниматели в случае оформления юридического лица, производившие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам; также налогоплательщиками являлись индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если организация не производила указанных выплат, она не являлась плательщиком ЕСН и не была обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.

Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражал в расчёте, представлявшемся в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следовавшего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами).

Налоговая декларация по налогу представлялась не позднее 30 марта года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждавшим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом, представлял в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).

Для исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное страхование объектом налогообложения для работодателей являлись:

  • выплаты по трудовым договорам;
  • вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

От уплаты налога освобождались:

  1. большинство установленных законодательством пособий и компенсаций, не облагаемых налогом на доходы физических лиц;
  2. компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении;
  3. страховые взносы организации за своих работников по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным на срок не менее года;
  4. выплаты по договорам добровольного личного страхования на случай трудового увечья или наступления смерти застрахованного работника;
  5. другие доходы.

Также не облагались налогом любые выплаты, которые фирма не относила к расходам, уменьшавшим налоговую базу по налогу на прибыль. Единым социальным налогом не облагались доходы сотрудников, которые являлись инвалидами I, II и III группы. Чтобы не платить налог с доходов инвалидов, в налоговую инспекцию необходимо было представить список инвалидов с номерами и датами выдачи справок, подтверждавших факт инвалидности.

Направление отчисления 1-й предел (0-280 000 руб. включительно) 2-й предел (280 000—600 000 руб. включительно) 3-й предел (более 600 000 руб.)
ФБ 6 % 2,4 % 2 %
ПФР 14 % 5,5 % 0 %
ТФОМС 2 % 0,5 % 0 %
ФФОМС 1,1 % 0,6 % 0 %
ФСС 2,9 % 1 % 0 %

> См. также

  • Обязательное социальное страхование в России
  • Налог на заработную плату

> Ссылки

  • Налоговый кодекс РФ — часть 1 с последними изменениями
  • Налоговый кодекс РФ — часть 2 с последними изменениями
  • Главбух. Новости

Единый социальный налог в 2010 году был заменен на:

Гл. 24 НК РФ, которая регулировала ЕСН, прекратила свое существование на основании п. 2 ст. 24 Закона от 24. 07. 2009 года № 213-ФЗ.

Предприятия уплатили последний авансовый платеж по ЕСН до 15.01.2010 года. Так они рассчитались с бюджетом по этому налогу. После этого начались камеральные проверки.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 1

Полученные в ходе этих проверок сведения, налоговики передали в ПФР, который теперь был «ответственным» за уплату взносов.

Чем заменен единый социальный налог с начала 2010 года? Вместо ЕСН работодатели теперь должны уплачивать взносы:

  1. Пенсионный фонд. Здесь все так же как и раньше – отдельно идут отчисления для лиц, родившихся до 1966 года и лиц, родившихся после 1967 года.
  2. Фонд социального страхования.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования. Здесь идет «разветвление» на уплату взносов в федеральный фонд и территориальный.

Теперь работодатель будет заполнять на один платежный документ меньше, так как исчезли платежи в федеральный бюджет.

Ранее ЕСН взимался единой суммой налога, а затем распределялся по фондам. Теперь же в каждый фонд нужно платить отдельно. Отмена ЕСН привела в повышению процентной ставки по взносам.

Какая ставка по ЕСН применяется ИП можно узнать в статье: ЕСН для ИП.

Все о регрессивной ставке ЕСН .

ЕСН составлял 26% от фонды оплаты труда на предприятии. Переход на страховые взносы по фондам привел к увеличению тарифа до 30% от фонда зарплаты. В 2019 году планируется повышение до 34%.

Кроме того, ставки по ЕСН имели регрессивную шкалу – то есть чем больше сумма совокупного дохода за год, тем меньшая сумма взносов будет уплачена. Теперь же ставки для все фиксированные.

Такое повышение вызвало негативную реакцию среди предпринимателей, имеющих наемных работников и среди лиц, занимающихся частной практикой.

ПФР

Ставки на взносы в ПФР, так же как и в другие фонды начали расти с начала 2010 года.

Налогоплательщики, который применяют общий режим налогообложения, в 2010 году отчисляли 20% от фонда заработной платы в этот фонд. С 2011 года и в последующие годы ставка взносов составляет 26%.

Налогоплательщики, применяющие льготные режимы налогообложения, такие как УСН и ЕНВД, в 2010 году платили 14% от фонда оплаты труда, а в 2011 году и далее уже 26%.

Для плательщиков единого сельхозналога ставка по взносам в ПФР увеличивалась постепенно каждый год:

  • в 2010 году – 10,3% от фонда оплаты труда;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2019 годах – 21%.

Для резидентов особых экономических зон в нашей стране, ставка также повышается плавно:

  • в 2010 году – 14% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2012 и 2013 годах – 21%

Для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, ставки по взносам в ПФР следующие:

  • в 2010 году – 15,8% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2019 годах – 21%.

В 2019 году все налогоплательщики без исключения обязаны уплачивать в Пенсионный фонд 26% от фонда оплаты труда на своем предприятии. Преимуществ в оплате взносов не останется.

Взносы в ПФР предназначены для формирования пенсионных накоплений граждан нашей страны. Такая обязанность возложена на работодателя.

ФСС

ФСС – это фонд социального страхования населения нашей страны.

Это государственный внебюджетный фонд, в котором аккумулируются средства для оплаты больничных листов по разным основаниям:

  • по материнству;
  • по болезни;
  • по профзаболеваниям и несчастным случаям на производстве;
  • обеспечение льготников путевками на лечение;
  • и другое, что входит в функции ФСС.

В 2010 году взносы в ФСС уплачивали только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения. С 2011 года ставка по взносам составила 2,9% от фонда паты труда.

Для налогоплательщиков, которые уплачивают единый сельхозналог и для резидентов особых экономических зон, ставки по уплате взносов в этот фонд росли постепенно:

  • в 2010 годы – 0% от фонда по зарплате;
  • в 2011 и 2012 годах – 1,9%;
  • в 2013 и 2019 годах – 2,4%.

С 2019 года все налогоплательщики обязаны отчислять 2,9% от своего фонда по зарплате в фонд социального страхования.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 2

ФОМС

ФОМС – фонд обязательного медицинского страхования, он также является государственным и внебюджетным фондом нашей страны. Он создан для финансирования медицинского обслуживания населения.

Благодаря средствам, которые работодатели перечисляют в этот фонд, каждый гражданин нашей страны имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

Деятельность фонда регулируется Законом от 29. 11. 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Этот фонд делится на федеральный и территориальный. Работодатели отчисляют средства в оба эти фонда, формируя тем самым средства для обеспечения «бесплатности» мед. обслуживания.

Федеральный фонд создан для контроля за оказанием бесплатной медицинской помощи на государственном уровне.

За счет средств этого внебюджетного фонда создаются различные государственные программы. Кроме этого, основной функцией этого фонда является регулирование средств в территориальных фондах.

Сведения по всем застрахованным лицам нашей страны, а также по всем медицинским учреждениям, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь в рамках программы по обязательному страхованию, находятся именно в этом фонде.

Территориальный фонд регулирует распределение средств по программе обязательного медицинского страхования в каждом отельном субъекте РФ.

ФОМС каждого субъекта РФ отчитывается перед федеральным фондом за распределение средств среди медицинских учреждений.

Работодатели отчисляют средства в оба этих в фонда в процентах от фонда заработной платы.
В 2010 году, после отмены ЕСН, средства в ФОМС отчисляли только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения.

В федеральный фонд они отчисляли 1,1% от ФОТ, а в территориальный – 2%. С 2011 года все остальные налогоплательщики стали производить отчисления.

«Упрощенцы» и «вмененщики» с 2011 года выплачивают 2,1% и 3% соответственно в федеральный и территориальный фонды.

Для резидентов особых экономических зон, а также для тех, кто уплачивает сельскохозяйственный налог, рост тарифов по этим взносам происходил постепенно:

  • в 2011 и 2012 годах – 1,1% и 1,2% соответственно в федеральный и территориальный ФОМС;
  • в 2013 и 2019 годах – 1,6% и 2,1%.

С 2019 года все налогоплательщики будет отчислять в ФОМС 2,1% от ФОТ в федеральный фонд и 3% в территориальный. То есть общая сумма отчислений в ФОМС равна 5,1% от ФОТ.

Последствия замены

В каком году отменили ЕСН? В 2010 году его уже не уплачивали. За почти 5 лет существования обязательных страховых взносов они не оправдали себя.

Во-первых – сумма отчислений значительно выросла, тем самым увеличив налоговое бремя на субъектов экономической деятельности.

С 2019 года все налогоплательщики будут уплачивать одинаковые тарифы по взносам в ФПР и внебюджетные фонды.

Льготникам также увеличат ставку с 20% до 26% от ФОТ. Это связано с тем, что количество трудоспособного населения сокращается – с каждым годом становится все больше пенсионеров, которых необходимо содержать за счет средств работающих граждан.

Именно этим и обусловлен рост общей ставки тарифов до 34%.

Когда уплачивали ЕСН, он отчислялся единой суммой от фонда зарплаты. Существовали такие выплаты, с которых ЕСН не отчислялся. Сейчас эти выплаты отнесены к заработному фонду.

Следовательно, увеличилась база по отчислениям, что также привело к дополнительной нагрузке на налогоплательщиков.

С каждым годов увеличивается максимальная сумма выплат, с которых происходит отчисление. В 2019 году эта сумма составила 624 000 рублей.

С 01.01.2014 года работодатели, у которых есть вредное или опасное производство, должны перечислять работникам, которые трудятся в таких условиях дополнительный выплаты.

Какой размер ЕСН в 2019 году? Узнайте в статье: ставки ЕСН.

Узнать о льготах по земельному налогу ветеранам труда федерального значения .

Как рассчитать налог на имущество .

Эти выплаты составляют 6% и 4% от зарплаты работника соответственно в зависимости от класса вредности. Эти отчисления идут в ПФР, компенсируя тем самым досрочный выход на пенсию таких работников.

Такого не было при уплате ЕСН. Если говорить в целом, то у работодателей только негативные впечатления от такой замены.

В связи с этим эксперты прогнозируют скорое возвращение ЕСН, как налога. Пока не ясно как будет происходить переход, и будет ли от это целесообразно, но страховые взносы не оправдали себя.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 3

Основной причиной возврата к ЕСН эксперты считают неоправданность страховых взносов, как замены ЕСН. Несмотря на переход от регрессивной ставки к постоянной.

И увеличению суммы отчислений с 26% до 34%, это не сбалансировало пенсионную систему нашей страны.

Такие меры привели к увеличению налогового бремени на работодателей, и стали причиной роста доли «серых» зарплат.

Возврат к ЕСН положительно воспринят работодателями, хотя сейчас еще не совсем понятно, что это даст каждому отдельному работнику, работодателю и стране в целом.

В 2019 году планируется повысить общий процент отчислений с 30% до 34%, льготникам же придется отчислять вместо 20%-26%.

Предыдущая статья: ЕСН для ИП Следующая статья: Начисление ЕСН

Ставки единого социального налога (ЕСН)

Внимание! ЕСН отменён 1 января 2010 года и заменен страховыми взносами. См. актуальную информацию о страховых взносах.

Ставки ЕСН для основной категории плательщиков

Ставки ЕСН для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования

Ставки ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны

Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей

Ставки ЕСН для адвокатов и натариусов, занимающихся частной практикой

Ставки ЕСН для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)

Ставки ЕСН для основной категории плательщиков
(организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также налогоплательщиков — организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий):

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280 000 руб.

20,0 %

2,9 %

1,1 %

2,0 %

26,0 %

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

56 000 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

8 120 руб. +1,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

3 080 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

5 600 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

72 800 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

81 280 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

11 320 руб.

5000 руб.

7 200 руб.

104 800 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280 000 руб.

15,8 %

1,9 %

1,1 %

1,2 %

20,0 %

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

44 240 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

5 320 руб. +0,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

3 080 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

3 360 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

56 000 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

69 520 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

8 200 руб.

5000 руб.

5 200 руб.

88 000 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны:

Налоговая база нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Итого

До 280 000 руб.

14,0 %

14,0 %

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

39 200 руб. + 5,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

39 200 руб. + 5,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

57 120 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

57 120 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей:

Налоговая база нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280 000 руб.

7,3 %

0,8 %

1,9 %

10,0 %

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

20 240 руб. + 2,7 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

2 240 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

5 320 руб. + 0,4 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

28 000 руб. + 3,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000руб.

29 080 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

3 840 руб.

6 600 руб.

39 520 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для адвокатов и натариусов, занимающихся частной практикой:

Налоговая база нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280 000 руб.

5,3 %

0,8 %

1,9 %

8,0 %

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

14 840 руб. + 2,7 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

2 240 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

5 320 руб. + 0,4 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

22 400 руб. + 3,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000руб.

23 480 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

3 840 руб.

6 600 руб.

33 920 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны):

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 75 000 руб.

20,0 %

2,9 %

1,1 %

2,0 %

26,0 %

От 75 001 руб. до 600 000 руб.

15 000 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 75 000 руб.

2 175 руб. + 1 % с суммы, превышающей 75 000 руб.

825 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 75 000 руб.

1 500 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 75 000 руб.

19 500 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 75 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

56 475 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

7 425 руб.

3 975 руб.

4 125 руб.

72 000 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставка социального налога, пример расчета

В 2019 году ставка ЕСН не изменилась, осталась на уровне прошлого (2018) года.

Она складывается из трёх видов взносов:

  • отчисления в Пенсионный фонд, которые составляют 22%;
  • отчисления в Страховой фонд, которые составляют 2,9%;
  • отчисления в Фонд медицинского страхования, которые составляют 5,1%.

У индивидуальных предпринимателей (ИП) немного иная система расчета.

Предприниматель обязан отчислять средства в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования.

Отчисления в страховые фонды являются необязательными и добровольными. Все эти взносы у индивидуального предпринимателя прямо пропорциональны минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Так, отчисления в Пенсионный фонд будут составлять 26% от МРОТ за год: 12 * 26% * МРОТ. Аналогичным образом рассчитываются отчисления в фонд медицинского страхования, только с учетом ставки 5,1%.

Все взносы индивидуального предпринимателя зависят ещё и от его годового дохода. Если он превышает порог в триста тысяч рублей, то ко всем отчислениям прибавляется один процент от той суммы, которая превышает названный лимит.

Но размер взносов тоже имеет определённую границу. Так, максимальный размер отчислений в Пенсионный фонд в 2016 году составляет сумму чуть менее 155000 рублей.

Размер ставки социального налога может изменяться в зависимости от суммы начислений. То есть, он может быть уменьшен при достижении определённого лимита.

Ежегодно этот лимит изменяется. Не стал исключением и 2018 год. Такие ставки ЕСН изменились, они различны для взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Пенсионный фонд: при начислениях менее 796 тысяч рублей ставка ЕСН составляет 22%, при начислениях более 796 тысяч рублей ставка ЕСН уменьшается до 10%.

Фонд социального страхования: при начислениях менее 718 рублей ставка 2,9%, более 718 тысяч рублей – 0%.

О возвращении единого социального налога можно узнать из видео.

Единый социальный налог: последние новости, изменения в 2019 году

В соответствии с бюджетным законом страны и изменениями в Налоговом Кодексе РФ в 2019 году происходят определенные поправки, связанные с уплатой ЕСН:

    1. Увеличено количество предприятий, имеющих право на электронную отчетность.
    2. При отчислении взносов по единому социальному налогу теперь запрещено округлять суммы в любую сторону.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

    1. В нормативные акты, касающиеся налогообложения, добавлены новые пункты.
      Законодательно зафиксирован максимальный показатель для начислений выплат в ПФР (Пенсионный фонд).Таких ограничений пока нет для фонда медицинского страхования.
    2. Есть изменения, связанные со страховыми отчислениями при увольнении работника.
      Теперь страховыми взносами не облагаются только суммы, которые меньше трёх среднемесячных заработков, а также выплаты командировочных расходов.Но последние расходы в обязательном порядке должны быть документально подтверждены.
    3. Те работодатели, которые устраивают в свои организации лиц, являющихся иностранными гражданами, теперь обязаны оплачивать взносы на цели пенсионного страхования.
      Исключением является лишь привлечение специалистов высокого класса из-за рубежа.
    4. В случае возникновения каких-либо проблем или форс-мажорных ситуаций теперь вполне реально заявить об отсрочке платежей по единому социальному налогу или их рассрочке.
      Это возможно при необоснованной задержке финансирования, для предприятий сезонного характера и при обстоятельствах, не зависящих от работодателя – форс-мажорах (техногенные катастрофы, природные катаклизмы, военные операции и прочее).Вопрос об отсрочке или рассрочке отчислений решается после подачи заявления установленного образца в соответствующие организации (фонд социального страхования, фонд медицинского страхования или пенсионный фонд).
      А уже там будет принято определённое решение.

О налоге на продажу квартиры можно узнать на нашем сайте.

О стоимости патента для ИП в 2019 году в статье. Виды патентов, образец заявления, способы оплаты.

О налоговых каникулах для ООО .

  1. Внесены изменения, которые связаны с проверками организации надзорными предприятиями.
    Сроки проверки могут быть увеличены с четырёх месяцев до полугода при наличии серьёзных на то оснований.К таким основаниям относятся следующие: документально зафиксированные факты нарушений, требующие срочной проверки и принятия срочных мер; проверка предприятий, у которых филиалы расположены в разных субъектах Российской Федерации; отсутствие затребованных при проверке документов или их неточность; отсутствие страховых отчислений в установленный срок; задержка проверки по форс-мажорным обстоятельствам.

Подобные изменения всегда принимаются законодательными органами в конце финансового года, чтобы запланировать финансовую работу в следующем году (отчетном периоде).

О едином социальном налоге подробно рассказывается в видео.