ЕСХН какой это налог

Сельскохозяйственный налог, порядок его исчисления и уплаты

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в обновленной редакции гл. 26.1 НК РФ был введен в действие с начала 2004 г. в связи с необходимостью учета особенностей сельскохозяйственного производства. На уплату единого налога могут перейти на добровольной основе все организации и ИП, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. При переходе организации освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при импорте товаров) и налога на имущество организаций. При этом установлено, что ЕСХН исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, каковым является календарный год.

Все другие налоги и сборы должны уплачиваться организациями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с иными режимами налогообложения.

При переходе на ЕСХН ИП освобождаются от уплаты:

— НДФЛ в части доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;

— НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при импорте товаров;

— налога на имущество физических лиц в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.

Уплата указанных налогов заменяется, так же как и для организаций, уплатой ЕСХН, который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности ИП за налоговый период.

Перейти на уплату ЕСХН могут и крестьянские (фермерские) хозяйства. В зависимости от их статуса на них распространяются правила, действующие соответственно для организаций и для ИП.

Говоря о режиме ЕСХН, необходимо раскрыть понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель». К ним Налоговый кодекс РФ относит организации и ИП, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее первичную и последующую, в том числе промышленную, переработку и реализующих эту продукцию. При этом в общем доходе от реализации товаров, работ и услуг доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых (с учетом членов семей) составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. При этом указанные организации должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица и эксплуатировать только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда. Средняя численность работников в них за налоговый период не должна превышать 300 человек. Кроме того, непременным условием отнесения данных организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям является соблюдение соотношения объема реализованной ими рыбной продукции или вы- ловленных объектов водных биологических ресурсов в общем объеме реализуемой ими продукции. Доля указанной рыбной и другой идентичной продукции должна составлять в стоимостном выражении не менее 70%.

Эта доля дохода определяется по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или ИП подают заявление о переходе на уплату ЕСХН.

К числу организаций и ИП, которые не могут перейти на уплату ЕСХН относятся производители подакцизных товаров; осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр; а также казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, уведомляют об этом налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) не позднее 31 декабря для того, чтобы со следующего года перейти на эту систему налогообложения. В этом уведомлении указываются данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае они считаются перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе.

Налоговым кодексом РФ предусмотрена ситуация, когда по итогам налогового периода окажется, что доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров, работ и услуг составит менее 70%. В этом случае налогоплательщик утрачивает право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения. Такой налогоплательщик обязан за весь отчетный или налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций (НДФЛ), налогу на имущество организаций (налогу на имущество физических лиц). Перерасчет необходимо провести в тридцатидневный срок по истечении отчетного или налогового периода, в котором допущено нарушение. При этом налогоплательщик не должен уплачивать пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам. Одновременно на налогоплательщика возложена обязанность уведомить налоговый орган о прекращении деятельности на основе ЕСХН в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Объектом налогообложения по ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Организации при определении объекта налогообложения должны учитывать доходы от реализации товаров, работ и услуг и имущественных прав, а также внереализационные доходы в соответствии с порядком определения доходов, установленных при расчете налога на прибыль организаций.

Датой получения доходов установлен день поступления средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества, работ и услуг или имущественных прав (кассовый метод признания доходов).

Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. При этом установлены определенные особенности учета в составе расходов отдельных видов затрат. В частности, материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика или выплаты из кассы.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств отражаются в бухгалтерском учете с момента их ввода в эксплуатацию, расходы на приобретение создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов отражаются в последний день отчетного или налогового периода. При этом указанные затраты учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Налоговой базой для исчисления налога является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При установлении налоговой базы доходы и расходы должны определяться нарастающим итогом с начала налогового периода. Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов.

На налогоплательщиков-организации возложена обязанность вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета. ИП обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в Книге учета доходов и расходов.

Налоговым периодом по ЕСХН установлен календарный год, а отчетным периодом — полугодие.

Налоговая ставка установлена в размере 6%.

ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По итогам отчетного периода налогоплательщик обязан исчислить сумму авансового платежа исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченная до 25 июля сумма авансового платежа засчитывается в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода.

ЕСХН, подлежащий уплате по истечении налогового периода, должен быть внесен в бюджет не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за налоговый период, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации представляются в налоговые органы организациями по истечении налогового периода по месту своего нахождения, а ИП — по месту своего жительства.

Суммы ЕСХН поступают на счета органов Федерального казначейства для их последующего зачисления в местные бюджеты муниципальных образований (с 2013 г.).

Достоинства и недостатки ЕСХН.

Говоря о достоинствах и недостатках данного закона, можно выделить следующее.

Положительные моменты:

  • — сокращается количество начисляемых и уплачиваемых налогов;
  • — сокращается сумма уплачиваемых налогов для слабых и средних хозяйств;
  • — оптимизируются сроки уплаты налога (учитывая то, что первое полугодие является затратным, т.е. ЕСХН будет уплачиваться раз в год);
  • — упрощается ведение бухгалтерского учета
  • — добровольность выбора режима налогообложения.

Положительным моментом является то, что переход на уплату ЕСХН осуществляется предприятиями добровольно, в зависимости от конкретно сложившейся финансово-экономической ситуации на предприятии (в отличие от предыдущего закона, введение в действие которого на территории принималось региональными органами власти).

Плательщики единого сельхозналога вправе признавать в налоговых расходах не только затраты на приобретение или сооружение основных средств, но также и на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение (пп.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Признание расходов на приобретение основных средств не зависит от того, за счет каких средств (собственных или заемных) приобретены активы. Сельскохозяйственные организации разрешено учитывать в налоговых расходах потери от падежа птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.

Расчеты показывают, что специальный режим налогообложения приемлем для хозяйств, имеющих низкий и средний уровень производства, испытывающих трудности с выполнением текущих обязательств, использующих бартерные операции для расчета за ресурсы. Существенным моментом, сдерживающим переход сельхозпредприятий с общего режима налогообложения на специальный режим, было то, что НДС по не списанным на производство материальным ресурсам необходимо было возвратить в бюджет. Государственной Думой РФ принята поправка в налоговый Кодекс, устанавливающая, что при переходе на уплату ЕСХН «входной» НДС не подлежит уплате в бюджет.

Финансово устойчивым предприятиям, соблюдающим расчетно-платежную дисциплину, получающим возмещение из бюджета НДС и имеющим прибыль от хозяйственной деятельности, переход на уплату ЕСХН не дает значительной экономии по налогам в сравнении с общим режимом налогообложения. Во многом вопрос выгодности или невыгодности перехода сельхозтоваропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога зависит от проводимой в аграрном секторе финансовой и налоговой политики.

Отрицательные моменты:

  • — для предприятий с высоким уровнем производства теряется сумма возмещаемого бюджетом НДС;
  • — предприятия с высоким уровнем производства должны уплачивать дополнительно налог на прибыль (до 2006 года действует льгота по налогу на прибыль от сельскохозяйственной деятельности).
  • — трехлетний срок, когда реализация или передача основных средств потребует пересчета налоговой базы организации за весь период пользования такими активами, будет считаться также и с момента учета в налоговых расходах затрат на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение (п. 4 ст. 346.5 НК РФ).

Стимулируя развитие малого бизнеса в аграрном секторе экономики, государство предоставляет сельскохозяйственным организациям возможность максимально снизить налоговую нагрузку. Для этого им предлагается использовать льготы по общему режиму либо перейти на спецрежим в виде единого сельскохозяйственного налога.

Привилегии, которые сельхозпроизводитель получает при переходе на единый сельхозналог, весьма значительны. Этот налог заменяет налог на прибыль организаций (НДФЛ — для предпринимателей), единый социальный налог и налог на имущество. Применяющие ЕСХН лица не признаются плательщиками НДС. Правда, здесь есть исключение: при ввозе товаров на территорию РФ на таможне НДС все равно уплачивается. По-прежнему платятся взносы на обязательное пенсионное страхование, иные налоги и сборы, предусмотренные общим режимом. Конечно, последние перечисляются в бюджет только при возникновении объекта налогообложения. За плательщиками ЕСХН сохраняются обязанности налоговых агентов (в частности, по удержанию и перечислению НДФЛ).

Ограничение круга лиц, имеющих право на применение этого спецрежима, понятно и объяснимо: государство стремится поощрять именно те организации, основная деятельность которых связана с сельским хозяйством. Налог на добавленную стоимость. Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, не признаются плательщиками НДС. Они не перечисляют этот налог в бюджет, но вместе с тем и теряют право на его возмещение. Суммы входного НДС учитываются при исчислении налоговой базы по единому налогу, увеличивая тем самым расходы на производство продукции. Кроме того, суммы НДС, как и все расходы при ЕСХН, признаются лишь после оплаты. В то время как на общем режиме налогообложения организация может получить вычет входного НДС, не дожидаясь момента оплаты. Если покупатели являются плательщиками НДС, то они теряют возможность возмещать данный налог из бюджета. Для сохранения места на рынке и конкурентоспособности своей продукции сельхозпроизводитель вынужден снижать цены на соответствующую сумму налога. Таким образом, выручка от реализации сельхозпродукции без НДС и увеличенные на сумму уплаченного поставщикам НДС расходы значительно уменьшают доходность бизнеса. Реализация большинства продовольственных товаров облагается НДС по ставке 10%. Вместе с тем НДС по закупаемым товарам (работам, услугам), используемым в деятельности (удобрения, ГСМ, аренда и т. д.), составляет 18%. Следовательно, при общем режиме налогообложения сумма вычетов превышает начисления. Освобождение от НДС при переходе на ЕСХН, скорее, недостаток, чем преимущество. Выиграть могут лишь те плательщики, на которых не распространяется пониженная ставка НДС (например, занимающиеся реализацией цветов), а также те, чьи контрагенты не возмещают НДС (население, «упрощенцы», «вмененщики» и т. п.).

Единый социальный налог. Сельскохозяйственные организации, не применяющие ЕСХН, уплачивают ЕСН по максимальной ставке 20% при условии подтверждения своего статуса. При переходе на ЕСХН за организациями сохраняется обязанность по перечислению в бюджет взносов на обязательное пенсионное страхование. Их максимальная ставка составляет 10,3%. Взносы в Пенсионный фонд учитываются в составе расходов, уменьшающих доходы.

При расчете налоговой базы по единому сельхозналогу принимаются и расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Ведь работодатели, применяющие спецрежимы, обязаны оплачивать больничные листы за счет собственных средств в сумме, превышающей 1 МРОТ. ФСС полностью компенсирует пособия лишь в том случае, если работодатель перечисляет добровольные страховые взносы на социальное страхование работников в размере 3% налоговой базы, которая определяется так же, как и при расчете единого социального налога. Таким образом, для плательщиков ЕСХН фактическая экономия на ЕСН составляет 9,7% (20% — 10,3%) от начислений с выплат в пользу трудящихся. Учитывая, что в сельском хозяйстве уровень заработной платы, как правило, невысок, экономия на этом налоге может оказаться несущественной. Если же в организации часто болеют сотрудники (или их дети), то следует просчитать, какой способ оплаты больничных листов наименее затратен.

Налог на имущество. Льготы могут быть предоставлены региональным законодательством. Для получения этих льгот нужно, чтобы выручка от указанных видов деятельности составляла не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) (9, С. 56).

Экономия на налоге на имущество будет зависеть от конкретного места нахождения организации, направления ее деятельности и наличия (отсутствия) льготных положений в соответствующих законах субъектов РФ.

Налог на прибыль. На сегодняшний день право на применение ставки 0% по налогу на прибыль имеют только сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией самостоятельно произведенной, а также произведенной и переработанной ими собственной сельхозпродукции.

Если организация — сельскохозяйственный товаропроизводитель передает сельхозпродукцию в переработку другому предприятию на давальческих условиях и в дальнейшем ее реализует, то полученный от реализации этой продукции доход облагается налогом на прибыль по ставке 24% (24, С33).

Независимо от режима налогообложения сельхозтоваропроизводители обязаны вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. Минсельхоз России разработал для сельскохозяйственных организаций отраслевые методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, а также специальные первичные учетные документы. Учет произведенной сельхозпродукции ведется по унифицированным формам первичной учетной документации.

Плательщики

Поддержка сельскохозяйственных производителей – приоритетная задача экономики России. Учитывая тот факт, что третья часть населения проживает именно в сельской местности, единый сельскохозяйственный налог вполне востребован и его введение значительно стимулировало бизнес ориентированных людей организовывать, финансировать и развивать производство востребованной сельскохозяйственной продукции, реестр которой выглядит следующим образом: продукция растениеводства, продукция сельского хозяйства, продукция лесного хозяйства, продукция растениеводства, продукция рыболовства.

В статье 346.2. Налогового Кодекса Российской Федерации, дана полная характеристика плательщиков налога, которые могут перейти на единый сельскохозяйственный налог. Концептуально, претендентов можно ранжировать следующим образом:

  1. Организации, индивидуальный предприниматель и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, деятельность которых включает обязательный комплекс сельскохозяйственных работ (все этапы производства, полная или частичная переработка, реализация готовых продуктов).
  2. Российские рыбохозяйственные организации, (включая рыболовецкие артели), имеющие статус градообразующих и поселкообразующих. В данном случае, основными условиями для перехода на единый сельскохозяйственный налог являются:
  • количество работников предприятия и членов их семей (не менее 50% от всех жителей населенного пункта).
  • наличие рыбопромыслового флота (на правах собственности или договоров фрахтования) и осуществление ловли на этих судах.

Прежде чем принять решения перейти на ЕСХН, ознакомьтесь со статьей 346.2 налогового Кодекса Российской Федерации, в которой приведен перечень хозяйствующих субъектов, не имеющих право переходить на единый сельскохозяйственный налог. К таким относятся автономные, казенные и бюджетные организации.

ВАЖНО: Ограничение для предприятий имеющих обособленные подразделения и/или собственные филиалы, потеряли свою силу.

Коротко о ЕСХН

Даже если вы пользуетесь услугами высококлассного бухгалтера, стоит разбираться в элементах единого сельскохозяйственного налога.

Виды деятельности

Облагаются ЕСХН следующие виды деятельности: реализация собственной сельхозпродукции, производство ее и животноводство.

ВАЖНО: Если ИП сам не производит, а лишь осуществляет обработку сельхозпродукции, у него нет права на единый сельскохозяйственный налог.

Налоговая база

Налоговая база (объект). Доход субъекта сельскохозяйственной деятельности, выраженный в финансовом эквиваленте и полученный после вычисления расходов. Регулируется Статьей 346.5 Налогового Кодекса Российской Федерации.

ВАЖНО: Можно уменьшить объект единого сельскохозяйственного налога на сумму убытка прошлого периода.

Налоговая ставка

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей с нового года составляет 6%.Налоговый период: календарный год.

ВАЖНО: Субъекты единого сельскохозяйственного налога не обязаны платить минимальный налог в размере одного процента от доходов, если по окончанию года, он оказался убыточным. Кроме этого, убыток можно перенести на следующий десятилетний период.

Регламент

Местные власти не имеют полномочий отменить и/или ограничить действие ЕСХН на определенной территории.

Отчётность

Документом, регламентирующим отчётность, является декларация по единому сельскохозяйственному налогу.

Период отчетности

До 25 июля налогоплательщик производит авансовый платеж по итогам доходов полученных за 6 месяцев. При этом, декларацию по итогам этого отчетного периода не заполняют и не сдают.

Дата сдачи отчета

До 31 марта включительно.

Порядок и даты уплаты налога

Аванс после полугода до 25 июля включительно. За год – до 31 марта следующего года.

В интересах налогоплательщиков постоянно следить за изменениями (дополнениями) в законодательстве и вовремя выбирать наиболее выгодные режимы.

Основные принципы и особенности

Возможность самостоятельно выбирать систему налогообложения не только упрощает схему ведения бизнеса, но и создает определенные проблемы. Избежать их позволяет грамотно разработанный алгоритм действий, своевременное получение актуальной информации, четкое следование условиям и нормативным актам. Идеальным вариантом будет обращение к узкопрофильным специалистам, которые не проконсультируют, но и откорректируют действия налогоплательщиков и помогут избежать ошибок.

Если вы решили самостоятельно управлять ситуацией, всесторонне изучите вопрос, акцентируя внимание не только на общей картине, но и на отдельных, немаловажных деталях. ЕСХН – довольно простая, можно сказать система понятная на интуитивном уровне, которая уже прошла проверку на валидность и подтвердила свою эффективность. Он также заменяет ряд налогов представленных в таблице.

В прошлом году единый сельскохозяйственный налог использовали порядка ста тысяч хозяйствующих субъектов. Такие низкие показатели могут свидетельствовать не только о недоверии к новшеству или несовершенству режима, но и о недостаточном уровне информированности сельских жителей. Мы предоставляем вам все нюансы, касательного данного налогообложения.

Преимущества и недостатки

Каждая налоговая система имею свои преимущества и недостатки. Плюсы и минусы ЕСХН приведены в таблице.

ЕСХН
Плюсы Минусы
Переход на данную систему есть добровольным Есть определенные условия и обязанность их соблюдения
Меньшее количество отчетов Присутствуют дополнительные правила, такие как подоходный налог, если на предприятии есть сотрудники
Бухгалтерский учет более просто в ведении Лимит по статьям расхода
Налоговая нагрузка уменьшена до минимума

Ограничения при ЕСХН

Помимо основных ограничений, существуют и дополнительные. Так, применять сельскохозяйственный налог не могут хозяйствующие субъекты, которые:

  1. Производят табак, алкоголь, иные подакцизные товары.
  2. Имеют непосредственное отношение к игорному бизнесу.
  3. Доход сельскохозяйственного предприятия являет собой меньше семидесяти процентов от всего оборота. При этом сумма доходов не имеет никакого значения.
  4. Являются рыболовецкими предприятиями, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, в штате которых количество работников больше трехсот

ВАЖНО: Для предприятий с сельскохозяйственным видом деятельности каких-либо ограничений и/или требований по количеству штатных сотрудников не существует.

Переход на ЕСХН в 2018 году

Перейти на единый сельскохозяйственный налог можно как при регистрации предприятия, так и при добровольном желании сменить режим налогообложения.

Для субъектов уже осуществляющих деятельность: подать уведомление в регистрирующий налоговый орган не позднее 31.12 текущего года. Тогда с января следующего года вы перейдете на ЕСХН. Форма — No 26.1-1 представляет собой уведомление о переходе на ЕСХН. Скачать эту форму, а также ознакомиться с бланком налоговой декларации по ЕСХН и образцом её заполнения можно по ссылке ниже.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Бланк налоговой декларации по ЕСХН
  • Образец заполнения декларации по ЕСХН
  • Уведомление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Для новых компаний или ИП действует простое правило: подать уведомление в течение 30 календарных дней после регистрации.

Особенности перехода на ЕСХН для крестьянскоого (фермерскогого) хозяйства и индивидуального предпринимателя заключается в возможности перехода на специальный режим сразу же после регистрации. Если что-то помешало вам сделать это в установленные законом сроки – а именно до конца декабря, следует обратиться к налоговому консультанту за дополнительными разъяснениями (для ИП – в ФНС по месту жительства, а для КФХ – в ФНС по месту нахождения).

Если в 2016 году доход от такого рода деятельности составил не менее 70%, то субъект хозяйственной деятельности может воспользоваться специальной программой, и перейти на ЕСХН сообщив об этом в налоговую до 15 февраля сего года.

Документооборот и штрафные санкции

Современные технологии значительно упростили процесс подачи деклараций и других отчетных документов. Сегодня сделать это можно как классическим способом – на бумаге, так и в электронном виде. Также легко произвести оплату – это возможно как через банки, так и через онлайн-сервисы.

Однако следует учитывать, что форма деклараций регламентирована на государственном уровне и не может быть составлена в произвольном порядке. Для того чтобы избежать проблемных или спорных ситуаций, необходимо скачать форму декларации и заполнить ее без ошибок (ссылка представлена выше).

Пропуск сдачи отчетности чреват начислением штрафа, сумма которого может составлять 5-30% от общей суммы налога. А вот декларация не поданная вовремя может стоить гораздо дороже – до 40% от суммы долга.

Потеря права и правила отказа

Несмотря на крайнюю заинтересованность государства в развитии сельскохозяйственной сферы, существуют строгие правила и условия, несоблюдение которых может привести к неприятным последствием.

В случае, если по итогам года было обнаружено несоответствие требованиям ЕСХН, следует незамедлительно отреагировать на ситуацию, сообщив в установленной форме о несоответствиях.

Для предприятий, чей доход от сельскохозяйственной деятельности составил менее 70% необходимо заполнить форму № 26.1-2. Согласно требованиям общей системы налогообложения, налог за прошедший год будет пересчитан, а недоимка должна быть возмещена в январе нового года.

По окончанию налогового года, до 15 января следующего, можно выбрать другой режим налогообложения. Заполнив форму № 26.1-3, субъект хозяйственной деятельности может отказаться от ЕСХН добровольно, без каких-либо последствий.

Посредством правильно заполненной формы № 26.1-7, вы уведомите о прекращении деятельности непосредственно в сфере производства сельхозпродукции. Учитывайте, что согласно законодательству, сделать это вы должны за 15 дней.

Нюансы

ЕСХН имеет ряд определенных нюансов. Например, когда вы налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога, то вы не можете сменить систему, пока не закончится период по оплате налога. Если вы нарушили при едином сельскохозяйственном налоге условия, то нужно будет пересчитать за весь год сумму по общей системе налогообложения. Далее вам будет начислена пеня (ст. 346.3 НК).

Совмещение с другими налоговыми режимами

При условии ведения раздельного учета, организации могут совмещать ЕСХН единым налогом на вмененный доход, а индивидуальные предприниматели могут единый сельскохозяйственный налог совмещать и с ЕНВД, и с патентной системой налогообложения. Но следует знать, что единый сельскохозяйственный налог не совместим с общей системой налогообложения и упрощенной системой налогообложения.

Сегодня отечественные предприятия, что занимаются произведением сельскохозяйственной продукции, имеют все шансы на успешное развитие бизнеса и процветание. Важно грамотно использовать все бонусы, которые предлагает государство и не манкировать взятыми на себя обязательствами. ЕСХН – отличная возможность для хорошего старта и быстрого выхода на проектную мощность.

Эксперты рекомендуют внимательно следить за всеми изменениями в налогообложении, с целью иметь возможность своевременно реагировать на новшества, тем самым повышая конкурентоспособность и избегая возможных штрафных санкций. Вдруг физическое лицо, предприниматель или юридическое лицо по любым адекватным причинам не смогла сменить режим на специальный, чем упустила прибыль, ответственность ложится исключительно на руководителя.

Во избежание спорных ситуаций, специалисты не рекомендуют обращаться за консультациями на платной и бесплатной основе к сотрудникам не авторитетных интернет-ресурсов и покупать на сайтах какие-либо программы.

Среди специальных налоговых режимов в РФ есть один несправедливо недооцененный – единый сельхозналог. Несмотря на очевидные преимущества ЕСХН, работающие в аграрном секторе предприниматели и организации довольно редко переходят на эту систему, предпочитая упрощенную или даже общую, что приводит к значительной налоговой переплате. В этой статье речь пойдет об особенностях сельхозналога: мы расскажем, как производится расчет ЕСХН, кто может его применять и в каком виде предоставляется отчетность в инспекцию.

Преимущества ЕСХН

Изначально сельхозналог задумывался как система, которая призвана сделать бухучет и уплату взносов для сельхозпроизводителей простой и удобной. Поэтому для ЕСХН НК РФ предполагает ряд условий, который делают этот режим максимально щадящим:

  • ставка налога (6% от базы – «Доходы за минусом расходов») – наиболее низкая среди других режимов, даже льготных;
  • ЕСХН замещает целый ряд налогов – НДС, НДФЛ, налог на прибыль, а также на имущество;
  • применяется для организаций любой формы собственности (ИП, ООО, КФХ );
  • не имеет ограничений по уровню дохода и численности сотрудников (кроме рыболовецких предприятий);
  • возможно совмещение режима ЕСХН с патентной системой, ЕНВД ;
  • предпринимателям не требуется ведение полноценного учета, достаточно сдачи декларации, заполнения книги учета (КУДиР) и архивации первичной документации (организациям на ЕСХН вести бухучет все же необходимо, но отчетность в налоговую не сдается).

При всех этих очевидных преимуществах недостаток у системы ЕСХН только один – жесткие требования, предъявляемые к сфере деятельности предприятия.

Кто может применять сельхозналог

Итак, какие предприятия имеют право перейти на использование сельхозналога? Налоговый кодекс в ст. 346.2 четко определяет этот перечень:

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Согласно НК, переход на ЕСХН могут произвести только предприятия, которые самостоятельно производят сельхозпродукцию и получают доход от ее реализации (не менее 70% от всей выручки), а именно:

  • предприниматели, кооперативы, фермерские хозяйства и организации, более 70% дохода у которых занимает выручка от продажи собственной сельхозпродукции. Это могут быть огороднические, животноводческие, садоводческие предприятия и т.д.;
  • рыболовецкие предприятия со среднесписочной численностью работников менее 300;
  • поселко- и градообразующие рыболовецкие предприятия, если на них работает не менее 1/2 от всех жителей населенного пункта.

При этом все описанные предприятия могут как реализовать сельхозсырье (выловленную рыбу, выращенные растения, плоды, скот), так и производить переработку собственной продукции на имеющихся производственных мощностях с целью последующей продажи.

Не имеют права на применение сельхозналога:

  • предприятия, по другим видам деятельности ведущие учет на УСН, ОСНО;
  • казенные, бюджетные и государственные предприятия;
  • организации и предприниматели аграрного сектора, основным видом деятельности которых является переработка закупленной у других производителей продукции;
  • предприятия, которые организуют и проводят азартные игры;
  • организации, которые занимаются производством подакцизных товаров (табака, алкоголя).

Если вы имеете право на уплату ЕСН, специалисты рекомендуют переходить на эту систему – она приносит налогоплательщикам реальную экономию и другие выгоды, при этом ведение учета максимально упрощено.

Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу – порядок сдачи

Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу

Как уже говорилось выше, основная форма отчетности для обсуждаемого режима – налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу. Официальная форма этого документа утверждена Приказом ФНС ММВ-7-3/384.

Налоговым периодом по законодательству является год, а это значит, что сдавать декларацию ЕСХН нужно до 31 марта следующего года. Если же организация прекратила свою деятельность, то не позже 25 числа следующего месяца нужно сдать итоговую декларацию.

При этом стоит помнить – в отличие от сдачи декларации оплата по ЕСХН проходит не в один, а в два этапа:

  1. Авансовый платеж вносится не позже 25 июля текущего года. Он рассчитывается по книге учета (6% от базы – разницы доходов и расходов).
  2. Окончательный расчет производится, как и сдача декларации, до 31 марта следующего года. Чтобы подсчитать вторую сумму к оплате, нужно определить сумму налога за весь год, а затем вычесть уже оплаченную.

Взносы можно производить как платежным поручением, так и в банк-клиенте. Просрочки в оплате налогов приводят к начислению штрафов и пеней, а также к отмене данного режима.

Книга учета доходов и расходов ЕСХН – нужно ли вести и как заполнять

Книга учета доходов и расходов есхн

Так как базой для расчета при уплате сельхозналога является разница между доходами и расходами, то налоговой инспекции необходим доступ к отчетности клиента – именно так можно перепроверить отраженные в декларации данные и рассчитать сумму налога к оплате. Такой доступ дает ведение:

  • предпринимателем – КУДиР (книги учета доходов и расходов);
  • организацией – полноценного бухучета.

При этом сдача этих документов в инспекцию не требуется – достаточно налоговой декларации. Но ведение необходимой отчетности (а также соблюдение кассовой дисциплины и работа с ККТ) определены НК РФ и обязательны для исполнения. В ином случае сельхозпроизводителя ждут штрафы.

Если для ведения бухучета организации обычно привлекаются специалисты, то заполнение КУДиР не вызывают сложностей и предприниматели осуществляют его самостоятельно. Книга учета доходов и расходов на ЕСХН ведется следующим образом:

  • отражение операций разрешается производить как в бумажном виде, так и в специальной программе — например, в системе интернет-бухгалтерии;
  • на каждый год заводится новая КУДиР;
  • по окончании года электронная книга распечатывается;
  • бумажная книга (распечатка) должна быть прошита, пронумерована и заверена печатью;
  • каждая доходная или расходная операция в книге отражается отдельной строкой;
  • все отраженные в КУДиР операции при ЕСХН должны подтверждаться соответствующим документом;
  • если у предпринимателя несколько режимов налогообложения, КУДиР по ЕСХН ведется отдельно;
  • незаполненные разделы и «нулевые» книги распечатываются и сшиваются в общем порядке.

Таким образом, любой предприниматель на ЕСХН обязан иметь актуальную КУДиР в любом виде, подтверждающую операции первичную документацию, а также архив из КУДиР в «бумажном» формате за предыдущие налоговые периоды.

Как рассчитать ЕСХН – теория и практические примеры

Переходящих на ЕСХН предпринимателей в первую очередь интересует вопрос – как рассчитать ЕСХН? Важность этого очевидна – ведь оплата налога производится до сдачи и проверки инспекцией налоговой декларации. Значит, для сельхозпроизводителя играет большую роль, насколько верно он подсчитает необходимую сумму.

Так как оплата происходит в два этапа, определим этапы расчета по каждому из них.

Расчет авансового платежа

  • Определить сумму дохода с 1 января по 30 июня (вся выручка по КУДиР).
  • Рассчитать сумму расходов по КУДиР. Заметим – если какие-то расходы (например, зарплата директора) распространяются на несколько применяемых режимов, то они включаются в декларацию не полностью, а пропорционально доле дохода по ЕСХН в общей выручке.
  • Вычислить налоговую базу (вычесть расходы из доходов).
  • Определить авансовую сумму налога (6% от базы).
  • Оплатить аванс не позже 15 июля (без предоставления декларации и другой документации).

Второй этап уплаты (окончательный)

  • определить размер выручки и расходов за весь год;
  • вычислить налоговую базу – то есть вычесть расходы из доходов;
  • учесть убытки за прошедшие годы (при наличии) – уменьшить на них базу;
  • рассчитать общую сумму налога за весь прошедший год (6% от базы);
  • вычесть из полученного значения размер аванса;
  • перечислить окончательную сумму в налоговую до 31 марта;
  • сдать в инспекцию декларацию ЕСХН, подтверждающую рассчитанные значения.

Практический пример. ИП Иванов выращивает на собственном участке овощи и реализует их на ярмарках и находится на режиме ЕСХН. За 2015 году у него образовались убытки в размере 15 тысяч рублей. Общий доход за 2016 год согласно КУДиР составил 480 тысяч, расходы – 212 тысяч, за 1 полугодие соответственно 165 и 132 тысяч рублей.

Исходя из этих данных, за 1 полугодие 2016 года ИП Иванов обязан уплатить (165-132)*6%=1,98 тысячи рублей, которые нужно перечислить не позднее 1 июля. Второй (итоговый) платеж рассчитывается следующим образом:

  • Расходы минус доходы: 480-212=268 тысяч;
  • Уменьшение на сумму убытков за 2015 год: 268-15=253 тысячи;
  • Расчет суммы налога: 253*6%=15,18 тысяч;
  • Учет авансового платежа: 15,18-1,98=13,2 тысячи рублей.

Таким образом, налог в сумме 13200 ИП Иванову необходимо оплатить до 31 марта 2017 г, в тот же срок предоставляется декларация ЕСХН за 2016 г.

Единый сельхозналог – весьма выгодный и довольно удобный для производителей аграрного сектора режим. Перейти на него имеют возможность любые предприятия, реализующие самостоятельно произведенные товары и сырье в сфере растениеводства, животноводства, рыболовства, охоты и т.д.

Налоговый период в этой системе составляет 1 год, по истечении которого предприятия обязаны уплатить взносы и сдать декларацию. Отчетный период – 6 месяцев, то есть требуется внесение авансового платежа по итогам полугодия.