Элемент налога

Характеристика основных налогов и сборов в РФ

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1. Налог на добавленную стоимость;

2. Акцизы;

3. Налог на доходы физических лиц;

4. Единый социальный налог (с 01.01.2010 — страховые взносы) ;

5. Налог на прибыль организаций;

6. Налог на добычу полезных ископаемых;

7. Водный налог;

8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9. Государственная пошлина.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть платежей используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, законодательными органами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Региональные налоги зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

11.Косвенные налоги: акцизы, НДС, таможенные пошлины.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Налог признается косвенным, если переложение налога на третьих лиц происходит либо по замыслу законодателя, либо возникает на практике в процессе рыночных отношений. Различают три вида косвенных налогов:

1) налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений — НДС;

2) налоги на потребление — акцизы, налог с продаж.

3) таможенная пошлина.

При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики. Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация — проводится перечисление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов.

НДС — косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Бремя НДС ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции.

Ставка НДС в Российской Федерации с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

Порядок расчёта налога

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).

Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

Налоговая база по НДС в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров, передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов.

НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог. Налоговый период – квартал.

Также налогом на добавленную стоимость облагается:

1. безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);

2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт).

Акцизы — относятся к косвенным и общегосударственным налогам, входят в группу налогов на потребление.

Экономическое содержание и значение акцизов заключается в следующем. Обложение акцизами отдельных товаров оказывает значительное влияние на условия производства и потребления данных товаров.

В сфере потребления происходит удорожание подакцизных товаров, что заставляет потребителей сокращать свой спрос на них. Государство, облагая акцизами товары повышенного спроса, регулирует тем самым спрос потребителей.

В сфере производства происходят следующие процессы: так как спрос на подакцизные товары сокращается, то производители вынужденно выпускают относительно меньшее количество продукции. В результате чего часть материальных, трудовых, денежных ресурсов может перетекать из этих отраслей в другие, что создает предпосылки изменения структуры производства.

В настоящее время акцизам, как составной части общей налоговой политики, уделяется большое внимание. Они используются для увеличения доходов бюджета, корректировки прогрессивного подоходного налогообложения, в целях протекционизма, а ‘также для ограничения отрицательного влияния отдельных видов производства на природу и стимулирование спроса на отдельные товары.

Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые производят подакцизные товары или осуществляют подакцизные виды деятельности на территории РФ, или осуществляя иные операции, предусмотренные НК РФ.

Объектом обложения акцизного налога являются операции, осуществляемые плательщиком акциза с произведенными и/или добытыми и/или разлитыми им подакцизными товарами; оптовая и розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива; реализация конфискованных и/или бесхозяйных, переданных в собственность государства подакцизных товаров; осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса; организация и проведение лотерей; порча, утрата подакцизных товаров, марок акцизного сбора, перечня подакцизных товаров, установленных в налоговом кодексе, и игорный бизнес.

В перечень подакцизных товаров входят:

все виды спирта, алкогольная продукция, табачные изделия, икра осетровых и лососевых рыб, бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, предназначенных для инвалидов), огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретенного для нужд органов государственной власти), сырая нефть, включая газовый конденсат.

Подакцизными видами деятельности являются игорный бизнес, организация и проведение лотерей.

Исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов, налоговая база определяется как объем произведенных, реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, налоговая база определяется как стоимость произведенных, реализованных подакцизных товаров, определяемая по ценам, не включающим акцизы и НДС, по которым производитель поставляет данный товар. Налоговая база импортируемых подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов, определяется как объем импортируемых подакцизных товаров в натуральном выражении. Налоговая база импортируемых подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, определяется как таможенная стоимость импортируемых подакцизных товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Исчисление суммы акциза по игорному бизнесу производится путем применения ставки акциза Акцизы на импортируемые товары уплачиваются в день, определяемый таможенным законодательством. Налоговым периодом является календарный месяц. Налоговая декларация по акцизам представляется не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным.

Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Функция взимания таможенных пошлин в РФ возложена на Федеральную таможенную службу.

Ставки таможенных пошлин определяются в Таможенном тарифе Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;

К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

Однако, ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной информации.

Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1383. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Характеристика основных видов налогов

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей его территории. Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный уровень, уровень субъектов РФ и местный уровень.

Федеральные налоги устанавливаются законами Российской Федерации и подлежат взиманию на всей ее территории. По федеральным налогам льготы закрепляются только федеральными законами, но органы представительной власти и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.

Рассмотрим налоги, поступления от которых занимают основное место в системе государственных доходов,

Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, являющийся надбавкой к цене товара. Он установлен в части второй НК РФ. Плательщиками этого налога являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие товар через таможенную границу России.

Объектами налогообложения в данном случае считаются:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Законодательство устанавливает обширный перечень объектов и операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость. Так, органы государственной власти и местного самоуправления для полноценного осуществления возложенных на них полномочий освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость в случаях:

1) выполнения работ (оказания услуг), если обязанность по выполнению данных работ (оказанных услуг) установлена соответствующим законодательством или актами местного самоуправления;


2) получения на безвозмездной основе объектов основных средств. Указанное освобождение распространяется и на бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В целях развития социальной политики государства не является объектом налога на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе органам государственной власти или органам местного самоуправления жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей и других подобных объектов.

Не облагается рассматриваемым налогом и передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.

Не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации: опреде-ленных видов медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ; меди-цинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, кроме косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг; услуг по уходу за больными, инвалидами и преста-релыми; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях; продуктов питания, произве-денных студенческими и школьными столовыми; некоторых видов услуг по перевозке пасса-жиров; ритуальных услуг; осуществления банками банковских операций; передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности и др.

При реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно. Однако в ряде случаев обязанность по определению налогооблагаемой базы лежит на налоговых агентах. Так, лица, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории России товары (работы, услуги) у иностранных лиц, обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость уплачивается ежемесячно по ставкам, зависящим от объекта обложения, и может составлять 0, 10 и 20 %.

Акцизытакже установлены в части второй НК РФ. Они относятся к косвенным налогам, плательщиками которых являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации.

Законодательство устанавливает широкий перечень подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, относя к ним: спирт этиловый из всех видов сырья (кроме коньячного спирта); спиртосодержащую продукцию (кроме лекарственных, лечебно-профилактических, диаг-ностических средств, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продук-ции, товаров бытовой химии в аэрозольной упаковке); алкогольную продукцию; пиво; табачную продукцию; ювелирные изделия; легковые автомобили и мотоциклы; автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла; нефть и стабильный газовый конденсат; природный газ.

Объектом налогообложения является реализация на территории России произведенных подакцизных товаров, их передача на переработку на давальческой основе, ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и т.п.

Не подлежат налогообложению акцизами различные виды товаров или операции, соверша-емые с ними, например: экспортируемые товары, первичная реализация конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также ввоз на таможенную территорию подакцизных това-ров, от которых произошел отказ в пользу государства, реализация на территории России природ-ного газа для личного потребления физическими лицами, жилищно-строительными коопера-тивами, кондоминиумами и другими подобными потребителями.

Акцизы уплачиваются ежемесячно по ставкам, единым на всей территории России. Ставки устанавливаются отдельно по каждому виду подакцизных товаров и выражаются в процентах или рублях и копейках за единицу измерения. Так, алкогольная продукция в зависимости от объема содержащегося в ней этилового спирта подлежит обложению в размере от 88 руб. 20 коп. до 3 руб. 15 коп. за 1 л, табачные изделия и сигареты — от 405 руб. за 1 кг до 10 руб. за 1 шт., ювелирные изделия — 5 №, природный газ, реализуемый на территории России, — 15 % и т.д.

Налог на доходы физических лиц — это прямой налог, обращенный непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков. Он установлен в ст. 207—233 НК РФ.

Налогоплательщиками данного налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся таковыми, но получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации. Следовательно, объектом налогообложения для физических лиц — резидентов признается любой доход, получен-ный как от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами, а для физических лиц — нерезидентов — только доход, полученный от источников на территории РФ.

В состав налогооблагаемой базы включаются все доходы налогоплательщика, полученные им как в стоимостной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Однако законодательством установлен большой перечень доходов, не облагаемых данным налогом. Например, освобождаются от налогообложения: государственные пособия, в том числе по безработице, беременности и родам; государственные пенсии; все виды компенсационных выплат; получаемые алименты; вознаграж-дения донорам за сданную кровь; суммы премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечням, утверждаемым Прави-тельством РФ; все государственные стипендии; доходы налогоплательщиков от продажи выра-щенных в личных подсобных хозяйствах скота, птицы, продуктов животноводства, растение-водства и пчеловодства; вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов.

Кроме объектов, не подлежащих налогообложению, законодательством установлены налого-вые вычеты — денежные суммы в твердо определенном размере, вычитаемые из налоговой базы некоторых категорий налогоплательщиков. Налоговые вычеты могут бытьстандартными, социальными, имущественными и профессиональными.

Стандартные налоговые вычеты устанавливаются в твердо выраженной сумме и применя-ются ежемесячно относительно какой-либо определенной группы плательщиков. Так, на вычет суммы в 3000 руб. ежемесячного дохода имеют право: лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; лица, непосредственно участвовавшие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоро-нению радиоактивных веществ; инвалиды Великой Отечественной войны; лица, получившие инвалидность, контузии, ранения или увечья при защите СССР, Российской Федерации, а также иные категории граждан.

Налоговый вычет в ежемесячной сумме 500 руб. предоставляется, например: Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации; лицам, перенесшим блокаду Ленинграда; узникам концлагерей; инвалидам с детства, а также инвалидам I и II групп; гражданам, выполнявшим интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия.

Ежемесячный налоговый вычет в размере 300 руб. предоставляется налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок в возрасте до 18 лет или учащийся дневной формы обучения в возрасте до 24 лет. Однако данный вид налогового вычета действует только при условии, что доход налогоплательщика не превысил 20 000 руб.

Социальные налоговые вычеты применяются для уменьшения налоговой базы физических лиц в случаях осуществления ими определенных общественно значимых действий. К данному виду вычетов, например, относятся суммы доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотво-рительные цели, суммы, уплаченные налогоплательщиком за свое обучение, а также суммы, потраченные налогоплательщиком на лечение в медицинском учреждении или на приобретение лекарственных средств.

К имущественным налоговым вычетам относятся суммы, полученные налогоплательщиком от продажи собственных жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, а также суммы, израсходованные налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры, или направленные на погашение процентов по ипотечным кредитам.

Учитывая федеративную природу российского государства, законодательным (представи-тельным) органам субъектов РФ предоставлено право устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей. Право на получение социальных и имущественных налоговых вычетов предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче им налоговой декларации. Согласно налоговому законодательству имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику только один раз в жизни.

Профессиональные налоговые вычеты представляют собой расходы, связанные с определенной деятельностью налогоплательщика. Так, на получение профессиональных налого-вых вычетов имеют право: граждане-предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; частные нотариусы и другие лица, занима-ющиеся частной практикой; налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, а также лица, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства.

По общему правилу налоговый период по данному виду налога составляет один календарный год, а ставка на доходы физических лиц является единой и составляет 13 %. Однако в отношении некоторых групп доходов установлены повышенные ставки: в размере 30 % — с дивидендов и с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации; в размере 35 % — с выигрышей в лотерею, на тотализаторе и других основанных на риске игр, со стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых рекламных мероприятиях, со страховых выплат и т.д.

Физические лица могут уплачивать налог на доходы как самостоятельно, так и через налоговых агентов.

Налоговыми агентами по этому налогу являются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, которые послужили источниками дохода физического лица. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на доходы индивидуальные предприни-матели, лица, занимающиеся частной практикой, лица, получающие доходы по гражданско-правовым договорам, налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы за пределами России, а также все иные физические лица, получающие доходы, с которых налоговыми агентами не был удержан данный налог. Указанные категории налогоплательщиков обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.

Согласно Налоговому кодексу РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. В налоговой декларации налогоплательщик должен указать все полученные им в календарном году доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей.

Единый социальный налог (взнос) установлен в ст. 234—245 НК РФ. Он зачисляется в государственные общефедеральные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Данный налог предназначен для мобилизации средств по финансовому обеспечению прав граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налоговым законодательством определены две категории плательщиков единого социального налога. К первой относятся все работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Вторую категорию налогоплательщиков составляют индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, крестьянские (фермерские) хозяйства и адвокаты. Из числа налогоплательщиков исключаются организации и индивидуальные предприни-матели, переведенные в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов РФ на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Отнесение налогоплательщиков к одной из вышеназванных категорий влияет на определение объекта обложения, налоговой базы и ставок единого социального налога. Так, по общему правилу, для работодателей объектом налогообложения являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые в пользу работников, за исключением:

1) безвозмездных выплат работодателей — физических лиц в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым либо гражданско-правовым договором, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также авторским или лицензионным договором;

2) выплат, вознаграждений и иных доходов, начисляемых в пользу работников из прибыли, остающейся в распоряжении организации;

3) выплат в виде материальной помощи, выплат в натуральной форме, производимых сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей, но в сумме не более 1 000 руб. в один календарный месяц.

Для налогоплательщиков, не являющихся работодателями, объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, произведенных для осуществления этой деятельности. Индивидуальные предприни-матели, применяющие упрощенную форму налогообложения, уплачивают единый социальный налог с дохода, определяемого исходя из стоимости патента.

Налоговая база для налогоплательщиков — работодателей составляет сумму любых доходов (кроме не подлежащих налогообложению), начисленных ими за календарный год в пользу работников, либо сумму иных выплат физическим лицам, не связанным с ними трудовым либо гражданско-правовым договором. Для налогоплательщиков, не являющихся работодателями, налоговая база определяется как сумма доходов, полученных ими за календарный год как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности на территории России, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговым кодексом РФ предусмотрен исчерпывающий перечень сумм, которые не включаются в состав доходов, подлежащих обложению единым социальным налогом. К таким суммам, в частности, относятся государственные пособия, компенсационные выплаты, едино-временная материальная помощь, доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и др.

Льготы по единому социальному налогу подразделяются на общие (применяемые ко всем налогоплателыцикам) и индивидуальные (применяемые для определенных категорий налогопла-тельщиков). По общему правилу от уплаты данного налога освобождаются любые организации с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб., начисленных в течение календарного года работникам-инвалидам. Также с суммы дохода, не превышающего 100 000 руб., не уплачивают налог: общественные организации инвалидов; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов; учреждения, собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов и которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, научных и иных социаль-ных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам и их родителям.

От уплаты единого социального налога освобождаются иностранные граждане, и лица без гражданства, осуществляющие на территории России предпринимательскую деятельность, при условии, что они не имеют права на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств государственных общефедеральных фондов.

Ставки единого социального налога зависят от категории налогоплательщика и суммы полу-чаемых им доходов. Налоговым законодательством установлена регрессивная шкала обложения, которая должна способствовать повышению заинтересованности налогоплательщика в получении больших доходов и увеличению налоговой базы.

К числу основных региональных налогов относятся единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и налог с продаж.

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности установлен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” и вводится по усмотрению представительных органов власти субъектов РФ.

Плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах: оказание ремонтно-строительных услуг; оказание бытовых услуг физическим лицам; оказание парикмахерских, медицинских, косметологических, ветеринарных и зооуслуг; оказание услуг по краткосрочному проживанию; оказание консультаций, бухгалтерских, аудиторских услуг, обучение, репетиторство, препода-вание и иная деятельность в области образования; общественное питание (деятельность рестора-нов, кафе, баров, столовых и т.п. с численностью работающих до 50 человек); розничная торговля, осуществляемая через места организованной торговли с численностью работающих до 30 человек; оказание транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек.

Объектом налогообложения является вмененный доход на календарный месяц. Вмененный доход представляет собой потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Ставка налога составляет 20 % вмененного дохода. Уплата налога производится ежемесячно авансовым платежом в размере 100 % суммы налога за календарный месяц. Однако законода-тельство предоставляет налогоплательщику право уплатить налог за 3, 6, 9 или 12 месяцев вперед с соответствующим уменьшением суммы налога на 2, 5, 8 или 11 % соответственно.

Особенностью единого налога на вмененный доход следует считать то, что, несмотря на его региональный статус, он зачисляется во все виды бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и в государственные внебюджетные фонды. Так, суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Суммы единого налога, уплачиваемые индивиду-альными предпринимателями, зачисляются в государственные внебюджетные фонды, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. При этом распределение сумм единого налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Налог с продаж представляет собой косвенный целевой налог, устанавливаемый представи-тельными органами власти субъектов РФ в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г.
№ 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, но зачисляемый в региональ-ные и местные бюджеты.

Плательщиками данного налога выступают: российские организации; иностранные юриди-ческие лица, компании и международные организации,их филиалы и представительства, создан-ные на территории России; индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятель-ность без образования юридического лица и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории России.

Объектом налогообложения является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розни-цу или оптом заналичный расчет. К продаже за наличный расчет в этом случае приравниваются расчеты посредством кредитных карточек, расчетных чеков банков, перечислений со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). Налоговое законодательство подразделяет объекты обложения налогом с продаж на две группы. Первая группа определена федеральным законодательством и состоит из подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц и др. Вторая группа обозначается федеральным законода-тельством как товары и услуги не первой необходимости, и определение их перечня отнесено к компетенции представительных органов субъектов РФ.

Налоговым законодательством установлены две группы товаров (работ, услуг) первой необходимости, которые не могут быть объектами обложения данным налогом. Первая содержит конкретное их перечисление и применяется на всей территории России — хлеб, хлебобулочные изделия, молоко, молочные продукты и т.п. Перечень товаров второй группы действует только на территории какого-либо субъекта РФ, поскольку определяется региональными представитель-ными органами с целью, как обозначается в федеральном налоговом законодательстве, недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных слоев населения.

Ставка налога с продаж устанавливается представительными органами субъектов РФ самостоятельно в пределах максимально допустимой в 5 №.

Суммы поступлений от данного налога должны направляться на социальные нужды малообеспеченных групп населения и распределяться между региональным и местными бюджетами в размере 40 и 60 % соответственно.

Местные налогипредставляют собой обязательные платежи, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации представительными органами местного самоуправления и взимаемые на территории муниципального образования.

Основными местными налогами сегодня являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Земельный налог установлен Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 “О плате за землю” и детализируется иными нормативными актами. Плательщиками земельного налога являются предприятия, организации и учреждения, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории Российской Федерации.

Объектами обложения земельным налогом и арендной платой являются земельные участки, предоставленные юридическим и физическим лицам: сельскохозяйственные угодья; земли про-мышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроиз-водственной сферы; земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного, гаражного, дачного строительства, предпри-нимательской деятельности и иных целей.

Законом установлен перечень земельных участков, которые не облагаются земельным нало-гом и арендной платой: земли, предоставленные для обеспечения органов власти и управления, а также Министерства обороны РФ; земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы; земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства (улицы, парки, площади и др.)

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим и физическим лицам в собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями и сооружениями, а также с земельных участков, необходимых для содержания строений и сооружений.

Данный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Хотя земельный налог и относится к группе местных, но сумма поступающих от него платежей зачисляется в бюджеты различных уровней.

Земельный налог учитывается в доходах и расходах местных бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на следующие цели: финансирование мероприятий по земле-устройству, ведения земельного кадастра, мониторинга, охраны земель, компенсации собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов заих использование.

Налог на имущество физических лиц введен в действие Законом РФ от 9 декабря 1991 г.
№ 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц” (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 168-ФЗ).

Плательщиками этого налога являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской федерации в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сору-жения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок). Налог уплачивается за строения, сооружения, а также транспортные средства независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. От уплаты налога на имущество освобождаются полностью: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации; лица, награжденные орденом Славы трех степеней; участники Гражданской войны и Великой Отечественной войны, а также лица, приравненные к ним; инвалиды I и II групп; лица, получившие льготы в соответствии с Законом РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

От уплаты налога на строения, помещения и сооружения освобождаются полностью пенси-онеры, солдаты, матросы, сержанты, старшины, мичманы на период прохождения действительной военной службы. От уплаты налога на транспортные средства освобождаются граждане, имеющие моторные лодки с мотором мощностью не более 10 л. с. или 7,4 кВт.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных законодательством пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. При стоимости имущества до 300 тыс. руб. ставка налога составляет до 0,1 %;
от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. — от 0,1 до 0,3 %; свыше 500 тыс. руб. — от 0,3 до 2,0 %. Налог на транспортные средства уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым представитель-ными органами местного самоуправления в процентном соотношении к минимальному размеру оплаты труда. Сумма платежей от налога на имущество физических лиц зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта обложения.

Органы местного самоуправления имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогам, установленным законом. Так, представительные органы государственной власти автономной области, автономных округов, районов, городов (кроме городов районного подчинения), районов в городах имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогам, установленные федеральным законода-тельством как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков. Представи-тельные органы местного самоуправления городов, поселков и сел могут предоставлять льготы по налогам только отдельным плательщикам.

налог в соответствии с НК РФ Какие элементы должен содержать каждый налог Что относится к объектам н

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09

  1. Каково определение понятия «налог» в соответствии с НК РФ?
  2. Какие элементы должен содержать каждый налог?
  3. Что относится к объектам налогообложения?
  4. Что такое регрессивные, прогрессивные и пропорциональные налоговые ставки?
  5. Что такое налоговая база?
  6. Какие сроки и способы уплаты налогов предусмотрены действующим налоговым законодательством?
  7. Что такое отчетный и налоговый периоды?
  8. Каковы классификационные признаки налогов?
  9. Какие налоги относятся к прямым, а какие — к косвенным?
  10. В чем заключается особенность федеральных налогов?
  11. Какие налоги относятся к федеральным, какие — к региональным и какие — к местным в соответствии с НК РФ?
  12. В чем заключается особенность региональных и местных налогов?
  13. Каковы основные функции налогов?
  14. В чем заключается смысл фискальной функции?
  15. В чем состоит сущность стимулирующей функции?
  16. Какова сущность дисциплинарной функции налогов?
  17. Тождественны ли стимулирующая и регулирующая функции налогов?
  18. В чем заключается экономическая сущность НДС?
  19. Кто является плательщиком НДС?
  20. Какие условия необходимо выполнять лицам, претендующим на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС?
  21. В чем заключается выгодность получения освобождения от уплаты НДС?
  22. Почему плательщикам НДС невыгодно работать с лицами, получившими освобождение от уплаты НДС?
  23. Какие ставки НДС действуют в настоящее время?
  24. Как следует понимать налогообложение по ставке о%?
  25. При реализации каких товаров действуют ставки 10 и 8%?
  26. Что такое счет-фактура и какие реквизиты должны быть в нем указаны?
  27. Что такое налоговые вычеты по НДС и какие виды налоговых вычетов вы знаете?
  28. При соблюдении каких условий налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты по приобретенным товарам (работам, услугам)?
  29. На основании каких документов проводятся налоговые вычеты по НДС?
  30. Каковы основные операции, не подлежащие обложению НДС?
  31. Каковы особенности определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления?
  32. Что является моментом определения налоговой базы по НДС?
  33. Каковы отчетные периоды по НДС?
  34. Какие сроки установлены для уплаты НДС?
  35. Как определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет?
  36. Каково экономическое содержание акцизов?
  37. Каково определение акциза как косвенного налога?
  38. Какие существуют виды подакцизных товаров?
  39. Кто является плательщиком акцизов?
  40. Какие существуют объекты обложения акцизами?
  41. В чем заключается методика определения налоговой базы при реализации подакцизных товаров?
  42. Каков налоговый период для плательщиков акцизов?
  43. В чем отличие адвалорных акцизных ставок от комбинированных?
  44. Какие виды налоговых вычетов по акцизам вы знаете?
  45. Каков порядок применения налоговых вычетов плательщиками акцизов?
  46. Как отражается сумма акциза в расчетных документах плательщика?
  47. Кто являются плательщиками налога на прибыль?
  48. Как классифицируются доходы, получаемые организациями?
  49. Какие внереализационные доходы вы знаете?
  50. Что является объектом налогообложения?
  51. Как классифицируются расходы по производству и реализации продукции (работ, услуг)?
  52. Какие расходы не включаются в состав затрат для целей налогообложения?
  53. Какие расходы учитываются в целях налогообложения в пределах норм?
  54. Каков состав внереализационных расходов, учитываемых для целей налогообложения?
  55. Как распределяется налог на прибыль между уровнями бюджета?
  56. Каковы сроки уплаты налога на прибыль?
  57. . В какие сроки предусмотрена уплата авансовых платежей по налогу на прибыль?
  58. Каков порядок переноса убытков на будущее?
  59. Каковы отчетные (налоговые) периоды по налогу на прибыль?
  60. Каков порядок исчисления и уплаты налога на прибыль?
  61. Кого можно признать плательщиком НДФЛ?
  62. Что является объектом обложения НДФЛ?
  63. В каком порядке определятся доход, полученный в натуральной форме?
  64. Включается ли в совокупный доход физического лица стоимость материальных и социальных благ, предоставляемых работодателями?
  65. Что такое материальная выгода и каков порядок ее исчисления при пользовании заемными средствами?
  66. Каковы основные виды доходов, не подлежащие налогообложению?
  67. Какая льгота может быть применена физическим лицом при продаже недвижимого имущества?
  68. Какие вычеты по НДФЛ вы знаете?
  69. Что такое социальный налоговый вычет (на благотворительность), кто имеет право им воспользоваться и каков его лимит?
  70. Что такое имущественный вычет и на какой период может быть отнесен остаток неиспользованного имущественного вычета?
  71. Кому и в каком размере предоставляются социальные налоговые вычеты (на лечение и образование)?
  72. Каков порядок применения социальных и имущественных вычетов при исчислении НДФЛ?
  73. Как и в каких размерах ежемесячно определяются суммы расходов на содержание детей и иждивенцев?
  74. Какова процедура получения стандартных налоговых вычетов?
  75. Какие установлены ставки НДФЛ?
  76. Каковы порядок и сроки уплаты НДФЛ?
  77. На какой период может быть перенесен остаток неиспользованного в налоговом периоде имущественного налогового вычета?
  78. Какие категории налогоплательщиков имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов?
  79. Каково определение понятия «государственная пошлина»?
  80. Что такое юридически значимые действия и какие из них вы знаете?
  81. Как формируется ставка государственной пошлины?
  82. Как определяется размер государственной пошлины?
  83. Кем определяется размер государственной пошлины при обращении к мировым судьям?
  84. Что происходит с государственной пошлиной при совершении нотариальных действий с выездом нотариуса на дом к физическому лицу?
  85. В каких случаях предусмотрен возврат государственной пошлины?
  86. Какие категории налогоплательщиков освобождены от уплаты государственной пошлины?
  87. Возможна ли отсрочка по уплате государственной пошлины?
  88. Кто является плательщиком налога на игорный бизнес?
  89. Каково определение основных терминов, используемых при исчислении налога?
  90. Налог на игорный бизнес является федеральным или региональным?
  91. Как формируется налоговая база при расчете налога на игорный бизнес?
  92. Какие существуют объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес?
  93. Какой отрезок времени признан налоговым периодом?
  94. Каковы сроки подачи декларации и уплаты налога на игорный бизнес?
  95. Каков порядок установления ставок налога?
  96. Существуют ли льготы по уплате налога на игорный бизнес?
  97. Как исчисляется сумма налога, если объект налогообложения приобретается или выбывает в течение налогового периода?
  98. Кто является плательщиком транспортного налога?
  99. Каковы основные виды объектов налогообложения по транспортному налогу?
  100. Каков порядок определения налоговой базы?
  101. В зависимости от каких характеристик транспортного средства устанавливается размер налоговой ставки?
  102. Имеют ли законодательные органы субъектов РФ право изменять размер ставки налога, предусмотренный НК РФ, предоставлять льготы по уплате налога?
  103. Какие льготы предоставляются по транспортному налогу?
  104. Каков порядок исчисления транспортного налога организациями и физическими лицами?
  105. Каков порядок исчисления транспортного налога организациями при продаже (покупке) в течение налогового периода транспортных средств
  106. Какова цель введения налога на имущество организаций?
  107. Кто является плательщиком налога?
  108. Какое имущество относится к объекту налогообложения?
  109. Какие организации освобождаются от уплаты налога на имущество?
  110. Являются ли плательщиками налога на имущество организации, переведенные на специальные налоговые режимы?
  111. Как рассчитывается налогооблагаемая база по налогу на имущество?
  112. Если имущество приобретено и введено в эксплуатацию 10 октября, как будет рассчитываться налогооблагаемая база?
  113. Какие периоды признаются отчетными, а какой — налоговым?
  114. Каков порядок уплаты авансовых платежей по налогу?
  115. В какие сроки должны быть предоставлены налоговые декларации по итогам отчетных и налогового периодов?
  116. Установление каких элементов налогообложения находится в компетенции региональных властей?
  117. Могут ли региональные власти дифференцировать налоговые ставки и в каких пределах?
  118. Какова цель введения земельного налога?
  119. Кто является плательщиком земельного налога?
  120. Какие элементы налогообложения по земельному налогу вправе устанавливать представительные органы власти муниципального образования?
  121. Как исчисляется сумма земельного налога по истечении налогового периода?
  122. Что является налоговым периодом и что — отчетными периодами по земельному налогу?
  123. Допускается ли установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель?
  124. Какие организации освобождены от уплаты земельного налога?
  125. Каков срок представления налоговой декларации по земельному налогу?
  126. С применением каких коэффициентов рассчитывается налог по земельным участкам при жилищном строительстве и индивидуальном жилищном строительстве?
  127. Какова цель введения упрощенной системы налогообложения (УСН)?
  128. Какие налоги не уплачивают организации и индивидуальные предприниматели при применении УСН?
  129. Каковы требования для применения УСН и одинаковы ли они для организаций и индивидуальных предпринимателей?
  130. Что выступает объектом налогообложения при применении УСН и каковы налоговые ставки?
  131. При каких условиях налогоплательщик, применяющий УСН, обязан перейти на общий режим налогообложения?
  132. Каковы расходы, учитываемых при расчете единого налога по УСН?
  133. На каком уровне власти устанавливаются элементы упрощенного налогообложения?
  134. Какие периоды признаны отчетными периодами, и какой — налоговым?
  135. В какие сроки должна быть представлена налоговая декларация и должен быть уплачен налог?
  136. Что такое минимальный налог и в каких случаях обязательна его уплата?
  137. При каких видах деятельности невозможно применение УСН?
  138. При осуществлении каких видов деятельности возможно применение УСН на основе патента?
  139. При каких условиях применение УСН на основе патента прекращается?
  140. Кто определяет стоимость патента и каковы сроки его оплаты?
  141. Какова основная цель введения ЕНВД в России?
  142. В чем заключается сущность системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности?
  143. Каковы виды деятельности, в отношении которых обязательна уплата ЕНВД?
  144. Что такое базовая доходность, вмененный доход, физические показатели, корректирующие коэффициенты?
  145. На каких уровнях власти устанавливаются корректирующие коэффициенты и каковы их значения?
  146. Какова методика расчета ЕНВД?
  147. От уплаты каких налогов освобождаются организации и индивидуальные предприниматели при уплате ЕНВД?
  148. Какие из элементов налогообложения устанавливаются федеральными органами власти, а какие — органами власти муниципальных образований?
  149. Какова методика расчета ЕНВД при изменении количества физических показателей в течение налогового периода?
  150. На какие суммы может быть уменьшен размер ЕНВД?
  151. Каковы порядок и сроки уплаты ЕНВД?

Элементы налога.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.
• Субъект налога, или налогоплательщик, — физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
• Объект налога — предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары).

Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, подоходный налог.
• Источник налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.
• Единица обложения — единица измерения объекта (по подоходному налогу — денежная единица страны; по земельному налогу — гектар, акр).
• Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.
• Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
• Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.
В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.

Основные признаки налогов

Признаки налогов, общие с другими обязательными платежами:

1) Налоги – взносы, т.е. передача объектов об одних субъектов к другим. В настоящее время налоги должны, по определению, платиться в денежной форме.

2) Это обязательные платежи. Обязанность их уплаты возникает при наличии соответствующих обязательств, указанных в законе.

3) Эти платежи поступают в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд.

Признаки налогов, отличающие их от остальных обязательных платежей:

1) Налоги являются безвозмездными, т.е. это платежи без встречного удовлетворения. Граждане оплачивают содержание государства.

2) Налоги не имеют целевого назначения. Они используются для финансирования тех затрат, которые будут признаны актуальными при утверждении соответствующих бюджетов.

3) Налоги взимаются с учетом возможностей налогоплательщика. Размер налога зависит от объекта, льгот.

Основными элементами налога являются:

1. Субъекты налога, т.е. плательщики налога.

2. Объект налога – то, с чего платится налог.

3. Ставка налога – размер налога.

Ставка налога бывает трех видов:

A. Пропорциональная. Она сохраняет постоянный размер, и сумма налога увеличивается пропорционально увеличению объекта налогообложения. Например, чем больше земельный участок, тем больше величина налога при единой ставке за гектар или квадратный метр площади. Или подоходный налог (13%) в РФ.

B. Прогрессивная. Размер самой ставки возрастает по мере увеличения объекта налогообложения (доход и т.д.).

Примером может служить подоходный налог с физических лиц.

C. Регрессивная. Размер ставки уменьшается по мере увеличения объекта налогообложения.

Например, по нынешнему Закону «О Государственной пошлине» чем выше цена иска, тем ниже пошлина.

4. Налоговый период.

5. Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.

6. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налога.

7. Налоговое производство – порядок исчисления и уплаты налога.

Рассмотрим возможные классификации налогов:

· в зависимости от субъекта уплатыналоги подразделяются на налоги физических и юридических лиц;

· по форме взимания налоги делятся на: прямые, которые взимаются непосредственно с доходов налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог и др.) и косвенные, где объектом обложения выступают товары и услуги, а затем налог опосредованно перекладывается на покупателя-потребителя. Продавец товара в этом случае выступает сборщиком налога (НДС, акциз и др.);

· если критерием разграничения налогов является динамика налоговой ставки (метод обложения), то различают следующие налоги: прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, ступенчатые, твердые, кратные размеру минимальной оплаты труда;

· по объекту обложения налоги подразделяются на: имущественные, рентные (ресурсные), с доходов, с определенных видов деятельности, за выполнение специальных действий;

· налог может относиться на различные позиции финансово-хозяйственной деятельности субъекта уплаты, а следовательно в бухгалтерском учете предприятия налоги отражаются на различных счетах. Источникамиотнесения (выплаты) налоговых сумм могут быть: заработная плата, выручка от реализации, финансовый результат, чистая прибыль, себестоимость;

· в зависимости от назначения налоги бывают: общие (обезличенные) и целевые(специальные);

· по методике взимания налогов используются: метод начисления, метод удержания, кадастровый метод;

· налоги подразделяются также по компетенции уровней власти. Налоговым кодексом РФ предусмотрено деление налогов и сборов на три группы: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны (налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы и др.)

Региональнымиявляются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, которые обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов (налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и др.).

Местные налоги устанавливаются НК РФ и правовыми актами органов местного самоуправления (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы и др.)

Фундаментальные принципы налогообложения сформулировал в 1776 г. А.Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»: равенство, определенность, удобство, дешевизна.

Основные принципы налогообложения в России определены в Налоговом кодексе РФ:

· принцип законности, т.е. налог должен быть поименован в НК РФ, определен налогоплательщик и основные элементы налога;

· принцип всеобщности налогообложения, согласно которому каждая организация и физическое лицо должны посредством уплаты налогов участвовать в финансировании общегосударственных расходов;

· принцип равного налогообложения, который предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами;

· принцип справедливости, т.е. каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям;

· принцип экономической обоснованности, т.е. во-первых, налоги должны быть экономически эффективны (платежи по налогу должны многократно превышать затраты по их сбору), а во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для государственного бюджета, развития экономики, налогоплательщика;

· принцип единства экономического пространства;

· принцип удобного налогообложения;

Выделяют четыре основныефункции налогов:

· регулирующую (экономическую);

· распределительную;

· фискальную;

· контрольную.

Налоги являются важнейшими поступлениями в государственный бюджет, в чем и состоит фискальная функция налогов, т.е. налоги образуют основной источник бюджетных доходов

Контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц, движение финансовых потоков и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

Распределительная функция заключается в том, что посредством налогов государство изымает часть доходов основных субъектов рыночной экономики, концентрирует эти средства в государственном бюджете, а затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.

Функция распределения доходов между членами общества обеспечивает достижение «социальной справедливости». Люди с высокими доходами платят повышенные налоги, а наиболее бедные, напротив, получают субсидии.

Данная функция тесно связана срегулирующей, которая проявляется в том, что размеры налогообложения и различия в налоговом бремени в отдельных секторах экономики, отраслях и производствах оказывают существенное влияние на производство, платежеспособный спрос и инвестирование.

Налоги стимулируют одни виды деятельности и ограничивают другие.

Налоги сейчас приобретают новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирования экономической активности, воздействия на процесс воспроизводства. Воздействие это оказывается весьма многоплановым. Манипулируя налогом на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Примером тому может служить налоговый механизм ускоренной амортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышающие действительный износ основного капитала. В результате сокращается размер облагаемой прибыли, что позволяет увеличивать объем капиталовложений и способствует интенсификации НТП.

Приме­ром крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить круп­ное сокращение налогов в начале 80-х годов после прихода к власти в США администрации Р.Рейгана.

Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американ­ского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результа­том снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера). Согласно рас­суждениям Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стиму­лы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в госу­дарственный бюджет.

Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «кривой Лаффера» (рис. 6).

На рис.6 по оси ординат отложены налоговые ставки (t), по оси абсцисс — поступления в госбюджет (Y).

При увеличении ставки налога t доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер на­логовых ставок (t0) обеспечивает максимальные поступле­ния в государственный бюджет (Y0). При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предприниматель­ству падают, и при 100% налогообложения доход государства равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно.

t

100%

Кривая Лаффера.

t0

Y0 Y (поступления в гос.бюджет)

Рисунок 6. Кривая Лаффера

Другими словами, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит рост сбе­режений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится де­фицит, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.

Не вдаваясь в подробный критический анализ этой тео­рии, отметим лишь следующее. Без сомнения, повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Однако в целом в условиях рыночной экономики на инвестиции влияет множество факторов, помимо налоговых ставок. Важнейшее место среди этих факторов занимают особенности цикла, соотношение спроса и предложения на продукцию тех или иных компа­ний, динамика их прибылей.

В условиях повышения уровня инфляции возникаетэффект Оливера-Танзи – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Заключение

Выводы по лекции:

Задание на самостоятельную подготовку:

1. Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

2. Выписать основные экономические категории и понятия в словарь и выучить их.

Следующее занятие –

Поэтому, на самоподготовке следует: по рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, входящим в содержание предстоящего практического занятия.

Учебно-материальное обеспечение следующего практического занятия:

1. Конспекты лекций.

2. «Лектор-2000».

Ответы на вопросы студентов.

Разработчик – доцент кафедры №2

кандидат экономических наук, доцент

полковник Н. Рощина

Беседа с Ф. Бурлацким. «ЛГ» – февраль 1990 г.

Блага – это средства удовлетворения потребностей людей.

Потребность – это осознанная человеком нужда в чем-либо.

В данном смысле подразумевается «политика» в смысле создания политических партий, ведения предвыборной борьбы и т.п.

Понятие и признаки налога

Согласно ст. 2 НК налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части валового внутреннего продукта для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

Признаки налога. 1. Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налогообложение не предполагает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения.

2. Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

3. Денежная форма уплаты. НК определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.

4. Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.

Наряду с категорией «налог» в законодательстве, специальной литературе и практике налогообложения часто применяются термины «сбор», «пошлина», «налоговый сбор», «нало- 89 Часть I. Глава 3 говый платеж» и др. Многие ведущие исследователи проблем налогообложения рассматривали этот вопрос в своих работах достаточно подробно1. Действительно, обозначению налогов соответствует множество иных терминов. Так, из анализа гл. II Закона об основах налоговой системы можно выделить следующие сопутствующие термины: — акцизы: акцизы на отдельные группы товаров (пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин, легковые автомобили и т. д.); — гербовый сбор; — доход: лесной доход; — лицензионный сбор: лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, лицензионный сбор за право торговли вин- но-водочными изделиями; — налог: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на имущество, земельный налог, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на рекламу и т. д.; — отчисления: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; — плата: плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; — платежи: платежи за пользование природными ресурсами; — пошлина: государственная пошлина, таможенная пошлина; — сбор: сбор за использование наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, курортный сбор, сбор на содержание милиции, сбор за право использования местной символики, сбор за право торговли, сбор на благоустройство территории, сбор на нужды образовательных учреждений, сбор за открытие игорного бизнеса, сбор с биржевых сделок и т. д. Однако исходя из нормативного определения налога, данного в ст. 2 Закона об основах налоговой системы, а также из тех критериев, которые были сформулированы в предыдущем параграфе настоящего учебника, можно сделать вывод, что данные термины с юридической точки зрения равнозначны. Термины «налог», «сбор», «пошлина» и т. д. являются синонимами, поскольку имеют одно и то же значение, и их употребление в том или другом случае объясняется лишь сложившимися практикой и традициями. Поэтому многочисленные дискуссии на предмет различий налогов, сборов, пошлин и иных платежей, по нашему мнению, в настоящий момент беспочвенны. 2. Вместе с тем нельзя не отметить, что между самими налогами, сборами и иными платежами существуют определенные различия теоретического характера, поскольку специфика в деталях правового регулирования отношений по поводу того или иного легального бюджетного изъятия существует всегда.

Под термином налог, как правило, понимается систематический взнос, который уплачивается плательщиком без какого-либо встречного удовлетворения. Что касается сборов и пошлин, то они обычно взимаются государственными и местными органами и учреждениями за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Они предназначены для покрытия затрат государства по осуществлению тех или иных своих функций. Сборы и пошлины не являются ценой услуги или ее элементом, хотя уплачиваются в связи с оказанием услуги. Как справедливо отмечает С. Пепеляев, «это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера»2. Сбор обычно представляет собой плату, взимаемую государственными органами за право участия, пользования чем-либо или за право осуществления той или иной деятельности. Пошлина в большинстве своем представляет плату, взимаемую с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий. Именно частичная «как бы» воз-мездность пошлин и сборов и отличает их от чисто налогов. Второе отличие сборов и пошлин от налогов состоит в том, что взимаются они только с тех, кто вступает в отношения с соответствующим органом или учреждением по поводу получения нужных ему услуг. Следовательно, обязательность уплаты пошлин и сборов наступает непосредственно в результате свободного выбора плательщика3. Обязанность же по уплате налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения. Необходимо отметить, что в налоговых системах некоторых государств пошлины не являются налоговыми платежами. Так, в Республике Беларусь все виды пошлин входят в систему неналоговых источников формирования бюджета4. Иные платежи, к которым относятся отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, плата за воду, лесной доход, носят характер платы за использование принадлежащих государству природных ресурсов и направлены на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния. Однако сказанное не означает, что перечисленные платежи не относятся к категории налогов как к более общему для них понятию. В других странах также широко используются другие наименования налоговых платежей, такие как парафискалитеты, таксы и ретрибуции. Парафискалитеты подобны налогам по способу их введения (и те, и другие устанавливаются законом), по характеру обязательного взимания с тех, кого закон определяет как плательщиков. Парафискалитеты отличаются от налогов тем, что, хотя они ежегодно предусматриваются и утверждаются законом о бюджете, они не учитываются в бюджетных поступлениях и, кроме того, носят характер целевого поступления, тогда как налог является таковым лишь в исключительных случаях.

Так, например, в настоящее время во Франции насчитывается более ста видов парафискалитетов5. В России институт парафискалитетов применяется очень редко и только на уровне местного налогообложения. В Голландии сбор за пользование мостами, шлюзами, паромами именуется ретрибуцией. Иногда можно встретить использование в качестве общего названия для пошлин и сборов термина таксы. Вышеприведенная попытка дифференцировать налоги, сборы, пошлины и иные платежи более чем условна: четко разграничить эти понятия удается далеко не всегда. Однако следует признать, что в любом случае вариант смешивания этих понятий, выбранный законодателем, не совсем удачен, так как вносит определенную путаницу в понятийный аппарат, который и без того отличается недостаточной четкостью. В этой связи можно согласиться с некоторыми авторами о введении четкого законодательного разграничения налогов, сборов, пошлин, а также с предложением отнести те или иные виды платежей (например, налог с наследств и дарений), имеющие разовый, нерегулярный характер и предполагающие получение в качестве эквивалента определенного права или услуги, не к налогам, а к сборам и платежам.

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов