Электронное и дистанционное обучение

Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в педагогическом университете

№41-3, 28.02.2016

педагогические науки

  • Кошева Дина Петровна, кандидат наук, доцент, директор
  • Алтайский государственный педагогический университет
    • ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
    • ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
    • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    В статье рассматриваются педагогические процессы по внедрению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в развитие педагогического университета. Проектирование информационной модели деятельности кафедры, как педагогической подсистемы педагогического университета, включает в себя: раскрытие сущности, структуры, компонентов и их составляющих педагогической системы.

    Формирование этапов разработки и внедрения электронного обучения в педагогическом университете обусловлено расширением возможностей и сервиса предоставления образовательных услуг обучающимся, а также использованием системы гибкого непрерывного образования, проведением занятий в синхронном и асинхронном режимах. Включение в педагогический процесс элементов дистанционных образовательных технологий необходимо для развития направлений: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, а также программ переподготовки кадров и повышения квалификации. Основной особенностью гибких режимов обучения является то, что они не так жестко регламентируют временные и пространственные рамки проведения занятий и общения между преподавателями и студентами, как при традиционном обучении. Это позволяет выстраивать учебные планы с учетом гибкости планирования время обучения.

    Проектирование образовательных моделей педагогической системы опирается на классические принципы педагогики: целостности, природо-, культуро- и социообразности. Проблема, связанная с определением процесса педагогического проектирования и основные подходы к ее решению нашли отражение в ряде исследований ученых по педагогике, таких как: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Е.И. Машбиц, В.Е. Радионов, Ю.Г. Татур, В.З. Юсупов и др., анализ соответствующей литературы дает возможность всестороннего рассмотрения вопроса проектирования педагогических систем.

    В.Е. Радионов предлагает следующую трактовку: «Педагогическое проектирование является полифункциональной деятельностью, закономерно возникающей в связи с необходимостью преобразований в образовательных системах. Его объекты имеют двойственную природу, обладают способностью к самоорганизации. В связи с этим педагогическое проектирование строится как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых объектов» .

    На основании педагогического проектирования выделяется педагогический подход, который ставит в центре внимания педагогический процесс как таковой, условия его эффективности, возможные формы взаимодействия субъектов этого процесса, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса, регулированию образовательных услуг и оценке их качества. «Обозначенные ракурсы проектирования в сфере образования не являются жестко разграниченными. Все они сливаются в своем конечном предназначении: создать регулятивную основу функционирования образовательной системы, ценностно и информационно обеспечить разворачивающийся в этой системе образовательный процесс, предвидеть качество образовательных услуг и их возможное влияние на становление человека» .

    Педагогическое проектирование учебного процесса характеризуется педагогической деятельностью в рамках полифункциональной деятельности. Для более полного отображения характеристики деятельности будем основываться на методологическом обосновании данной категории Э.Г. Юдиным , «деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры». Э.Г. Юдин выделяет пять различных функций к понятию деятельности :

    1. деятельность как объяснительный принцип;
    2. деятельность как предмет объективного научного изучения;
    3. деятельность как предмет управления;
    4. деятельность как предмет проектирования;
    5. деятельность как ценность.

    Функции эти взаимосвязаны, но вместе с тем за каждой из них стоит свое особое понимание деятельности, и возникают они далеко не одновременно. В настоящей работе будем рассматривать деятельность построения учебного курса в педагогическом вузе с использованием дистанционных образовательных технологий на основе второй функции деятельности – как предмет объективного научного изучения.

    Основными нововведениями, которые влияют на формы и методы образовательного процесса, являются системы, позволяющие ускорить генерирование образовательных материалов (обработка и редактирование документов); усовершенствование в области хранения и поиска информации; подготовка учебных материалов (используя технологии дистанционного обучения) и их распространения; коммуникационная деятельность. Таким образом, важным педагогическим условием является – представление информации с учетом современных требований к организации учебного процесса.

    Современный учебный процесс в университете включает различные компоненты, как содержательного, так и организационного характера, что накладывает определенные требования к его внедрению. Опираясь на Закон об образовании «Статья 16. Пункт 1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» выделяется организационная составляющая, реализующая компонент – «взаимодействие».

    Основной целью создания учебных курсов с использованием дистанционных образовательных технологий в университете является размещение качественной информации образовательного характера, для изучения, преподавания и доступа к ней. Содержание, структура, основные положения ее представления должны обеспечить решение текущих профессиональных задач преподавателей, создание дискуссий в режиме диалога и обеспечения несложного для конечного пользователя доступа к этой информации. Опираясь на пункт 1 статьи 16 Закона об образовании : «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». За счет использования интерактивных средств получения и обработки информации появляется новый тип социальных отношений, который предполагает более быстрый и качественный обмен новейшими педагогическими разработками, их реализацией в практической деятельности.

    Опираясь на опыт ведущих ученых и собственный опыт развитие данного направления показывает необходимость и целесообразность реализации электронного обучения в педагогическом университете, которое позволит на хорошем техническом и методическом уровне осуществлять все образовательные процессы: учебный процесс, профориентация, повышение квалификации и переподготовка кадров, повышение уровня мобильности преподавателей и студентов.

    Реализация электронного обучения в вузе осуществляется через деятельность кафедральных подразделений. Проектирование информационной модели деятельности кафедры, как педагогической подсистемы, включает в себя: раскрытие сущности, структуры, компонентов и их составляющих педагогической системы. На основании проведенного теоретического анализа и выявленных характеристик процесса моделирования в педагогическом проектировании, определено понятие информационной модели педагогической системы, как совокупности представления фоновой и педагогической информации о состоянии, функционировании и развитии объекта педагогической системы и его подсистем, организованная в соответствии с педагогическими принципами и взятая в их взаимосвязи.

    Принципы проектирования информационной модели современной кафедры университета определяются ее деятельностью в условиях реализации электронного обучения, с использованием дистанционных образовательных технологий:

    • принцип системного подхода к организации информационной модели ;
    • принцип социосообразности целеобразования ;
    • принцип природосообразности, основанный на учете психофизиологических и психологических особенностей преподавателей, предполагает создание и функционирование информационной модели деятельности кафедры в режиме наибольшего соответствия естественным механизмам усвоения знаний и опыту преподавателей и развития их интеллектуальных сил ;
    • принцип сотрудничества педагогов и студентов означает отказ от авторитарной позиции педагога, установления взаимоуважительных, относительно равноправных отношений, превращающие студента в субъекта процесса обучения;
    • принцип самостоятельности и самоорганизации преподавателей и студентов в применении информационной модели деятельности кафедры;
    • принцип развития информационной деятельности кафедры предполагает постоянное и своевременное обновление образовательной информации в рамках созданной модели (электронное обучение на основе использования дистанционных образовательных технологий);
    • принцип информационного взаимодействия и сотрудничества через электронные образовательные сети означает широкое использование возможностей телекоммуникаций для решения педагогических задач, для повышения квалификации и обмена опытом между педагогами, для использования мировых информационных ресурсов ;
    • принцип учета санитарно-гигиенических и эргономических норм означает учет при создании и развитии материальной базы деятельности кафедры, а также при организации ее функционирования действующих санитарно-гигиенических норм и правил .

    Информационная модель деятельности кафедры университета реализует следующие цели: изучение объекта (деятельность кафедры вуза); прогнозирование реакции объекта на различные внешние воздействия; оптимизация объекта (научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта образовательной деятельности кафедры, с точки зрения достижения поставленных целей и задач).

    Материалы по всем направлениям деятельности кафедры отражены с помощью электронного представления информационной модели педагогической системы через глобальную и локальную сеть. Изучение теоретических работ и практического опыта представления образовательной информации для студентов о деятельности кафедрального подразделения педагогического университета осуществляется с помощью образовательного портала www.altspu.ru и электронного обучения в вузе moodle.altspu.ru.

    При конструировании содержания информационных массивов и архитектуры банка педагогической информации приоритет должен быть установлен для сформированных информационной потребностью форм и методов представления и содержания информации.

    Внедрение и развитие электронного обучения в педагогическом университете является перспективной составляющей деятельности кафедры университета и включает различные компоненты, как содержательного, так и организационного характера и, соответственно, накладывает определенные требования к его внедрению. Качество и успешность применения дистанционных образовательных технологий во многом зависит от организации учебного процесса. Поэтому при создании дистанционных курсов важную роль играет, во-первых, знание особенностей дистанционного обучения, определяющих специфику дистанционных курсов, во-вторых, правильный выбор системы дистанционного обучения, в-третьих, знание основ педагогического проектирования, в соответствии с которыми строится тот или иной курс.

    Список литературы

    1. Беспалько В.П., Слагаемые педагогической технологии.– М.: Педагогика, 1989. – 192с.
    2. Дронова Е.Н., Использование сервиса google docs для организации группой работы на примере занятия «введение в базы данных»// Современная техника и технологии. – 2015. – №4(44). – С.76-83.
    3. Имакаев В.Р., Особенности моделирования в педагогическом проектировании (на материале становления инновационных школ в Пермской области): Дисс. … канд. пед. наук. – М., 1997. – 154с.
    4. Кошева Д.П., Использование технологии совместного доступа к электронным документам в учебном процессе//Электронное обучение в ВУЗе и в школе / Материалы сетевой международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион, 2014. — С.166-168.
    5. Кошева Д.П., Электронное обучение в вузе как фактор приоритетного направления в образовании //Педагогическое образование на Алтае. – 2015. – №1. – С. 107-111.
    6. Кирколуп Е. Р., Использование системы дистанционного обучения Moodle при работе с учащимися на уроках и во внеурочное время// Психодидактика высшего и среднего образования. Барнаул – 2014. – С.245-247.
    7. Попов С.М., Модель информатизации школы: теоретическая концепция и методика реализации: Дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 1997. – 174с.
    8. Радионов В.Е., Теоретические основы педагогического проектирования: Дисс. … д-ра пед. наук. – СПб., 1996. – 320с.
    9. Советов Б.Я., Яковлев С.А., Моделирование систем: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 1998. – 319с.
    10. Тевс Д.П., Информационная модель кафедры высшего педагогического учебного заведения// Педагогическая информатика. –1997. –№2.– С.76.
    11. Тевс Д.П., Информационно-педагогическая модель деятельности кафедры педагогического вуза: Дисс. … канд. пед. наук. – Барнаул, 2000. – 160с.
    12. Юдин Э.Г., Методология науки. Системность. Деятельность. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 444с.
    13. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 05.02.2016).

    Статья на тему «Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии»

    V ЮБИЛЕЙНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС Инфоурок › Другое › Статьи › Статья на тему «Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» библиотека
    материалов

    Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии

    Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

    Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

    При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

    Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая, в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.

    При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

    — организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

    — организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением ЭО, ДОТ; допускается отсутствие аудиторных занятий;

    — местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

    Одна из самых сильных сторон системы ЭО, ДОТ − это широкие возможности для коммуникации.

    Наряду со сказанным выше, еще одним аргументом в пользу использования ЭО, ДОТ в обучении является то, что дистанционные образовательные технологии являются частью приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Информатизация образования».

    В процессе реализации этого процесса могут возникнуть трудности. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий «…все обучающиеся должны обеспечиваться образовательным учреждением или располагать собственными (либо арендованными) учебными рабочими местами, оснащенными для реализации данного обучения. Под учебным рабочим местом, оснащенным для дистанционного обучения, понимается компьютер со средствами мультимедиа и выходом в интернет для проведения всех видов учебных занятий, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации. Каждому преподавателю должны быть обеспечены возможность взаимодействия с обучающимися в синхронном и/или асинхронном режимах и работа с информационными образовательными ресурсами дистанционного обучения для управления учебным процессом. Но современная жизнь диктует свое: мы видим, что сейчас уже каждый третий обучающийся имеет в своем распоряжении компьютер (ноутбук, нетбук и пр.) с постоянным доступом к сети Интернет. Поэтому эта трудность решается достаточно успешно».

    Работа со студентами имеет особую специфику. Ведь студенты не могут в полной мере сами планировать свой образовательный процесс, есть проблемы с доступом к цифровым ресурсам в определённых моделях обучения. Стоит принять во внимание еще и то, что дистанционное обучение предполагает преобладание самостоятельной работы. Поэтому необходимо учесть, что обучающийся должен обладать навыками самостоятельной работы и что контроль будет осуществляться в основном в тестовой форме. Это подразумевает минимальную подготовку тестируемых к данной форме контроля.

    Из всего вышесказанного можно перечислить основные способы использования ДОТ в ОУ. К ним можно отнести следующие способы:

    1. Дистанционная поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

    • расширение контингента учащихся;

    • реализация программ дополнительного образования;

    • организация обучения по общеобразовательным программам.

    1. Дистанционная поддержка образования одаренных детей:

    • заочные туры олимпиад;

    • дистанционные факультативы по различным предметам;

    • дистанционные консультации;

    • дистанционные викторины, конкурсы.

    1. Профильное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

    2. Организация дистанционного контроля знаний учащихся.

    3. Организация дополнительных элективных курсов.

    4. Экстернат.

    5. Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих занятия детей по причинам болезни.

    Говорить же о качестве электронного обучения, можно предположить, что при «умной» и осмысленной организации использования ЭО, ДОТ можно добиться не только положительных результатов обучения, но и в ряде случаев решить острые проблемы организации учебного процесса.

    Рейтинг материала: 5,0 (голосов: 1) Курс повышения квалификации 108 ч. 4800 руб. 2900 руб. Смотреть курс Курс профессиональной переподготовки Специалист по охране труда 600 ч. 16500 руб. 9900 руб. Смотреть курс Курс профессиональной переподготовки Библиотекарь 300/600 ч. от 13100 руб. от 7900 руб. Смотреть курс Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему: также Вы можете выбрать тип материала: Общая информация