Экспедиторская расписка и транспортная накладная

Экспедиторская расписка — особенности и правила оформления

Довольно часто встречаются случаи, когда какая-либо организация должна доставить груз или материалы до определённого пункта назначения, но собственного транспорта она не имеет. В таком случае прибегают к помощи экспедитора. Экспедиторские компании — это те компании, которые занимаются перевозкой из одного места в другое.

При таком виде сотрудничества составляется пакет бумаг, который содержит все условия такой перевозки. Одним из основополагающих документов, оформляемых при перевозке является экспедиторская расписка. К её оформлению и составлению нужно отнестись с особой внимательностью.

Особенности

Особенностью данной расписки является то, что она свидетельствует о временной передаче прав на объект перевозки экспедиционным компаниям. Также в экспедиторской расписке не содержится информация о сумме или о других условиях перевозки. В ней есть сведения об участниках данной транспортировки товара, а также все основные характеристики самого перевозимого товара, а именно: вес, габариты, упаковка, стоимость самого груза.

Ещё одной особенностью является то, что данный документ нужен всем трем сторонам такой сделки: грузоотправителю, грузополучателю и экспедитора.

Что это такое?

Экспедиторская расписка — это документ, который составляется при передаче груза отправителем экспедитору. Данная бумага обязателен к оформлению, так как он является частью договора перевозки. Заполняется экспедитором и является доказательством того, что экспедитор принял груз для дальнейшего его перемещения.

Она же является доказательством того, что экспедитор временно является владельцем перевозимого груза до его передачи указанному в расписке адресату-получателю.

Для чего нужна?

Необходимость в экспедиторской расписке есть у всех сторон данного вида сделки: как у получателя, так и у отправителя и у экспедитора. Для отправителя данный документ является гарантом того, что компания, занимающаяся перевозкой, приняла от него груз для этой перевозки. И для самого экспедитора также важно это доказательство. Поскольку во время перевозки может произойти все что угодно, то здесь содержатся основные сведения о перевозимом объекте.

Для получателя этот документ также важен для принятия груза на бухгалтерский учёт.

После того, как экспедитор получил товар на перевозку, и были оформлены все сопутствующие необходимые бумаги, он является ответственным лицом за эту отправку.

Важно знать, что экспедиторская расписка не включает в себя информацию об условиях перевозки. Для этого есть специальный документ, который составляется отправителем, и называется поручение экспедитору. Именно он определяет перечень и условия оказываемых услуг.

Кто оформляет и обязательно или нет?

Из названия экспедиторской расписки уже становится понятно, что её оформляет экспедитор. Оформлять он её должен в момент передачи ему груза. Клиент при этом должен оплатить счёт на перевозку. Так как она включает в себя сведения об объекте перевозки, то отправитель предоставляет их ответственному за транспортировку.

Для учёта расходов по налогу на прибыль нужен пакет бумаг по транспортировке, в их числе расписка, то есть, другими словами, документ подтверждающий, что ответственным за транспортировку был принят груз. Таким образом, расписка является обязательным документом для целей бухгалтерского и налогового учёта.

Заменяет ли транспортную накладную?

Для того, чтобы понять взаимозаменяемы ли такие документы, рассмотрим две ситуации.

Первая ситуация — если экспедитор подписывает договор с компанией, специализирующейся на транспортировке, то ему необходима накладная на товар. Но её составление не отменяет тот факт, что необходимо заполнить и расписку. То есть складывается такая картина: отправитель передаёт груз экспедитору при этом составляется расписка, что груз получен экспедитором. Чисто теоретически в этот период времени и в период транспортировки груз принадлежит ему. Далее отправление передаётся транспортной компании, а та, в свою очередь, заполняет транспортную накладную и отдаёт её экспедитору.

Вторая ситуация: если экспедитор отвозит груз сам. В такой ситуации транспортная накладная не требуется.

Но в любом случае, расписка не заменяет накладную, это два разных документа и оформляются они по-разному, и предназначены для разных целей и учитываются в бухгалтерском учёте по-разному.

Помимо этого, фирмы, оказывающие услуги по транспортировки грузов, обязаны заполнять бланки путевых листов.

Правила составления

Форма не утверждена законодательством, поэтому может заполняться произвольно в соответствии с правилами делопроизводства организации. Многие компании пользуются старым бланком, поскольку в нем содержится вся необходимая для заполнения информация.

Документ должен содержать следующие данные:

  • о клиенте-грузоотправителе;
  • о клиенте-грузополучателе;
  • экспедиторе;
  • дату и порядковый номер экспедиторской расписки;
  • информацию о самом грузе;
  • указывается количество грузовых мест.

Допускать помарок, ошибок нельзя. Тем более категорически запрещено указывать ложную информацию, так как в некоторых ситуациях этот документ может иметь юридическую значимость.

Если вдруг где — то допущена ошибка не следует её исправлять, а надо заполнить заново.
Расписку можно написать как от руки, так и напечатать. Это можно сделать на бланке организации либо на простом чистом листе бумаги.

При этом она обязательно должна содержать подпись экспедитора. Как правило, составляется она в двух экземплярах (один для экспедитора, второй для отправителя). Но бывают случаи, когда необходимо большее количество копий. При этом каждая должна содержать подпись составителя.

Бланк-форма экспедиторской расписки

Как написать экспедиторскую расписку — подробная инструкция

  1. Обязательно нужно поставить текущую дату написания расписки, соответствующую дате приёма груза. Далее ставится номер этого документа в соответствии с нумерацией документооборота фирмы.
  2. После пишутся сведения об отправителе, которые включают в себя наименование, адрес и телефон.
  3. Затем такие же данные пишутся о получателе.
  4. И указывается информация об экспедиторе. Это может быть просто его фамилия, имя, отчество либо дополнительно можно указать данные паспорта.
  5. Основной блок содержит сведения о самом грузе: страна происхождения, его индивидуальный номер или штрих-код, правила и условия перевозки товара, или так называемая маркировка. Она представлена символами, значка и специальными обозначениями.
  6. Затем необходимо отметить категорию тары. Это могут быть банки, пакеты, мешки, коробки пластмассовые либо из картона, и количество мест, занимаемых ими. Также обязательно указать вес товара с коробкой и без, размер всех основных параметров и стоимость по чекам.
  7. Затем указываются условия приёма и условия услуг между клиентом и экспедитором, а именно обязательства экспедитора по приему — передаче, обеспечивающего сохранность груза в период перевозки.
  8. В конце и бумага подписывается экспедитором с расшифровкой подписи. Печать ставится по желанию и возможностям.

Образец экспедиторской расписки

Советы юристов

Как уже был до выше написано, расписка очень важна не только для клиента, но и для самого экспедитора. Её значимость для него определяется тем, что этот документ необходим для принятия в бухгалтерском учёте расходов по договору на счёте товарно-материальных ценностей. Именно поэтому нужно правильно, без помарок и ошибок, а тем более неточностей, заполнить бланк.

Но при этом, важно знать, что расписка не подтверждает расходов на перевозку, так как не содержит информации за период перевозки. В ней есть данные только о грузе, получателе и отправителе. Счёт на оплату выставляется и оплачивается отдельно. Поэтому для подтверждения именно расходов на перевозку нужна транспортная накладная.

Также как и экспедитору, отправителю и получателю тоже важен весь пакет бумаг на перевозку для воды бухгалтерского учёта и налогообложения. Компаниям по транспортировке документы нужны для подтверждения право использования нулевой ставки налога на добавленную стоимость. Отправителю и получателю для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость в части расходов на перевозку товара по договорам.

Таким образом, данная расписка очень важный документ для всех участников транспортировки груза. Он нужен для целей бухгалтерского и налогового учёта, а также для ответственности экспедитора перед клиентами. Поэтому заполнению и оформлению эту расписки нужно уделить особое внимание и точность. Чтобы потом в случае каких — либо неприятных ситуаций, была бумага, подтверждающая именно сам приём груза транспортирующей компанией.



Услуги по транспортировке товаров, обеспечению их отправления и получения, а также прочие услуги, которые имеют связь с транспортировкой, называются транспортно-экспедиционными. Для исполнения таких услуг между клиентом и перевозчиком должен быть заключен контракт. Один из документов, который формируется в рамках этого контракта — экспедиторская расписка.

Предназначение документа

Основной экспедиторской документацией признается:

  • Задание перевозчику;
  • Складская расписка;
  • Экспедиторская расписка.

Перевозчик формирует и выдает расписку только после получения груза, подтверждая этим действием передачу. Кроме того, на время перевозки груза перевозчик получает временное право на владение им. Так для чего нужна экспедиторская расписка? Ее выдача является подтверждением следующего:

  1. Груз уже был отправлен, а экспедиторская компания несет ответственность за исполнение своих транспортных обязанностей.
  2. Упаковка груза в нормальном состоянии, не имеет никаких повреждений.
  3. Содержание расписки согласовано с инструкциями, переданными перевозчику.
  4. Условия, которые прописаны в транспортных документах не находятся в противоречии с обязанностями, взятыми на себя транспортной фирмой.

Отслеживание груза по расписке

Еще одни предназначением этого документа является отслеживание груза по экспедиторской расписке. Для этого в сети Интернет предусмотрено довольно большое число сервисов.

Чтобы отследить груз, потребуется ввести на сервисе номер расписки, номер груза и номер заявки.

Нужно ли формировать расписку

Экспедиторские документы представляют собой обязательную часть контракта экспедиции. Они формируются в бумажном виде. Их бланки и порядок оформления установлены на законодательном уровне, Приказом Минтранса №23. А обязательна или нет экспедиторская расписка?

По правилам действующего законодательства, экспедиторская расписка является обязательной к формированию бумагой. Без нее нельзя учесть транспортно-экспедиционные издержки в составе затрат по налогу на выручку фирм.

Однако в рамках контракта транспортно-экспедиционных услуг может использоваться и другая документация, в зависимости от особенностей осуществляемых услуг. То есть, экспедиторской бумагой, которая подтверждает, что перевозчик получил груз, может быть не экспедиторская расписка, а иная бумага. Главное, чтобы это предусматривал контракт, оформленный между сторонами.

Кто формируется расписку

Кто должен оформлять экспедиторскую расписку? По действующему законодательству, обязанность по ее формированию ложится на перевозчика. Он должен оформить и передать ее клиенту. В обязанности клиента входит только обеспечение перевозчика нужными сведениями для формирования документа.

Расписка вместо накладной

Если есть расписка, тогда зачем нужно формировать накладную? Можно ли использовать экспедиторскую расписку вместо транспортной накладной?

Если по контракту транспортной экспедиции контракт заключает перевозчик, доказательством транспортных издержек для клиента будет именно экспедиторская документация. Но, несмотря на это, перевозчику нужно сформировать транспортную накладную. Ведь в соответствии с действующим законодательством, ее формирование при заключении контракта о транспортировке груза является обязательным условием.

Кто такой экспедитор?

14 29 марта 2013
Кажется, что понятие «экспедитор» появилась совсем недавно. На самом деле, возраст экспедиторских услуг соответствует возрасту внешней торговли. Даже сохранились письменные источники, свидетели того, что экспедиторская деятельность существовала уже в 11-12 вв. Еще сохранились названия экспедиторских фирм из 15-16 веков. Именно в это время экспедиторская деятельность получила первый мощный толчок в своем развитии. Теперь давайте вернемся к сегодняшнему дню и подробнее разберемся, кто же такой экспедитор и чем он занимается. Это будет полезно узнать особенно тем, для кого выбор профессии еще актуален.

Что значит экспедитор?

Определение: экспедиторы – это люди, которые занимаются транспортной экспедицией. Суть работы экспедитора связана с оказанием услуг грузоотправителям и грузополучателям и организаций доставки грузов с использованием транспортного средства.
Тут мы будем говорить не просто про экспедитора, который сопровождает груз при его перевозке, а про тех экспедиторов, которые координируют взаимодействие всех участников процесса грузоперевозок и полностью организуют процесс перевозки груза.

Как стать экспедитором?

Как правило работа экспедитора требует наличия высшего технического или экономического образования (иногда достаточно и среднего специального). Что нужно знать экспедитору, так это иностранный язык (одни из самых популярных – английский, немецкий, французский, польский) на уровне, достаточном для эффективной коммуникации с иностранными клиентами и партнерами. Причем, чем больше языков вы знаете, тем выше вы будете цениться как специалист, но и про стаж работы не стоит забывать.
На нашем сайте можно найти информацию о курсах экспедиторов в г. Минске, Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Одессе, Киеве, Владивостоке

Основные обязанности экспедитора

В основные обязанности экспедитора входит:

  • Организация доставки грузов с гарантией сохранности на условиях и в сроки, которые определены соответствующими договорами;
  • Составление технологических и экономических обоснований транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов;
  • Организация услуг по приему, перевозке и выдаче грузов в установленном документами порядке;
  • Заключение договора экспедитора с перевозчиком;
  • Организация фрахтования транспортных средств;
  • Контроль экспедиторской маркировки грузов и пломбирования перевозочных средств и помещений хранения;
  • Отслеживание хода выполнения всех работ, связанных с грузом (т.е. погрузочных, перегрузочных и т.д.);
  • Оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов, грузовых таможенных деклараций и других документов для таможенной очистки грузов;
  • Расчет транспортных платежей и сборов;
  • и т.д.

Что должен знать экспедитор?

В первую очередь экспедитор должен знать многочисленные нормативно-правовые документы:

  • нормативные правовые акты;
  • международные соглашения и конвенции по транспорту;
  • руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, которые имеют отношение к транспортно-экспедиционной деятельности;
  • документами относительно правил транспортных перевозок;
  • правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;
  • основы трудового законодательства.

Кроме того, для успешной работы экспедитору нужно хорошо разбираться в следующей информации:

  • Типах подвижного состава;
  • Технологии и организации транспортно -экспедиционного обслуживания;
  • Эксплуатационных возможностях транспортных путей и терминальных систем;
  • Организации транспортной инфраструктуры;
  • Методах оптимизации транспортно-технологических схем доставки грузов и определения стоимости доставки грузов;
  • Действующих системах тарифов и налогов на перевозки;
  • Знать функции водителя-экспедитора;
  • и д.р.

Экспедитор — это три в одном

Надеемся, что после всего вышеперечисленного у вас не пропадет желание идти учиться или работать в эту сферу. Ведь профессия экспедитора сочетает в себе целых три профессии: экономиста, юриста и лингвиста. Сфера транспортно-экспедиционной деятельности лучше своего подойдет для людей ответственных, с хорошими коммуникативными способностями, любящих работать с документами и разбираться в законах, имеющих склонность к изучению иностранных языков.

Ксения

Просмотров: 100271 • В избранное

Чтобы оставить свое мнение, необходимо

войти или зарегистрироваться