Должностная инструкция заместителя директора по медицинской части

Должностная инструкция заместителя главного врача по медицинской части

Добавлен на сайт: 24.11.2014 Тип:

Утверждаю

М. П.

Должностная инструкция заместителя главного врача по медицинской части

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Заместитель главного врача по медицинской части относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется главному врачу.

1.2. На должность заместителя главного врача по медицинской части принимается лицо, имеющее высшее медицинское образование, послевузовскую подготовку и стаж работы по специальности не менее лет.

1.3. Заместитель главного врача по медицинской части должен знать:

— Конституцию Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оборота сильнодействующих, психотропных и наркотических средств;

— правила внутреннего трудового распорядка учреждения и служебную документацию, регламентирующую его деятельность;

— организацию хозяйственной и финансовой деятельности учреждений здравоохранения;

— основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины;

— статистику состояния здоровья населения;

— критерии и показатели, характеризующие состояние здоровья населения;

— организацию экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы;

— теоретические основы, принципы и методы диспансеризации;

— порядок составления графиков работы и расстановки медицинского персонала;

— теоретические основы и организации здравоохранения;

— организацию социальной и медицинской реабилитации;

— теоретические и организационные основы санитарно-эпидемиологической службы;

— организацию санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни;

— медицинскую этику;

— психологию профессионального общения;

— основы педагогики;

— основы экономики, организации труда и управления;

— основы трудового законодательства;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Заместитель главного врача по медицинской части:

2.1. Руководит всеми лечебно-диагностическими отделениями, кабинетами и лабораториями.

2.2. Отвечает за качество лечебно-диагностического процесса и постановку всей работы медицинской организации.

2.3. Проводит плановые и внеплановые проверки состояния лечебно-диагностического процесса, по их результатам принимает необходимые меры по устранению недостатков.

2.4. Осуществляет расстановку и организацию труда медицинского персонала и проведение мероприятий по систематическому повышению квалификации врачебного и среднего медицинского персонала.

2.5. Организует эффективное использование основных ресурсов медицинской организации.

2.6. Осуществляет проверку медицинской документации, качества ее ведения, правильности и целесообразности применяемых методов обследования и лечения больных.

2.7. Обеспечивает технически грамотную эксплуатацию персоналом лечебно-диагностической аппаратуры и другой медицинской техники.

2.8. Осуществляет контроль за своевременным и широким внедрением в практику новых методов обследования и лечения больных.

2.9. Организовывает и проводит клинические, клинико-анатомические и утренние конференции, больничные советы.

2.10. Составляет и контролирует выполнение планов работы медицинской организации всеми ее структурными подразделениями.

2.11. Систематически повышает профессиональную квалификацию.

2.12. .

3. Права

Заместитель главного врача по медицинской части имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию своей работы.

3.3. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. .

4. Ответственность

Заместитель главного врача по медицинской части несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Кто заплатит за обучение 150 тысяч заведующих отделениями

Мария Сидорова 12 Апреля 2017, 13:27 17048 13 Минтруд готовит для государственных клиник масштабную управленческую реформу До 2020 года все заведующие отделениями российских клиник должны будут получить удостоверение организаторов здравоохранения. Как стало известно Vademecum, Министерство труда и социальной защиты готовит проект приказа о профессиональных стандартах для управленцев клиник, содержащий такое требование. Документ станет началом масштабной отраслевой реформы: по самым скромным подсчетам, в России работают не менее 150 тысяч заведующих отделениями, а общие затраты на их обучение организации здравоохранения оцениваются более чем в 6 млрд рублей.

До сих пор требования к руководителям медучреждений регулировали «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденные приказом Минздравсоцразвития №541 от 23 июля 2010 года. Согласно этому документу, главврачи, их заместители, врачи-методисты и врачи-статистики должны иметь удостоверение, подтверждающее прохождение программы дополнительного образования «организация здравоохранения и общественное здоровье». На заведующих отделениями это требование не распространялось. Правда, полтора года назад был издан приказ Минздрава России №707н от 8 октября 2015 года, утверждающий квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «здравоохранение и медицинские науки». Он относит заведующих к специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Но в госклиниках и на профильных кафедрах, опрошенных Vademecum, говорят, что об этом требовании им ничего не известно, а наличие удостоверения организатора здравоохранения с момента действия приказа у заведующих отделениями никто не проверял.

Сейчас Министерство труда и социальной защиты разрабатывает проект приказа «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения», который станет главным документом, устанавливающим требования к менеджерам отрасли, – документ уже доступен в базе «Консультант Плюс».

Главное новшество проекта в том, что требование иметь подготовку организатора здравоохранения теперь вводится и для заведующих отделениями.

«Как правило, начинает управленческую карьеру с должности заведующего отделением со стажем практической работы не менее пяти лет, но в отсутствие подготовки по специальности «организация здравоохранение и общественное здоровье»… В течение последующих лет специалист поднимается по карьерной лестнице, и только занимая должность главного врача/директора медицинской организации, в обязательном порядке направляется на первичную подготовку по специальности «организация здравоохранение и общественное здоровье». В настоящем стандарте эти несогласованные требования занимаемой должности и соответствующей подготовки гармонизированы по уровням», – говорится в аннотации к стандарту.

Как рассказали Vademecum в Министерстве труда и социальной защиты, в январе закончилось общественное обсуждение проекта приказа, и он был направлен в Совет по профквалификациям Национальной медицинской палаты. В ведомстве не уточнили, когда будет подписан приказ, но отметили, что согласно постановлению Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584, утверждающему требования к применению профстандартов государственными и муниципальными учреждениями, все мероприятия, в том числе и обучение для соответствия профстандарту, должны быть проведены не позднее 1 января 2020 года. Значит, по крайней мере заведующие отделениями государственных клиник должны будут получить удостоверение организатора здравоохранения до этой даты.

Как же отразится на отрасли, казалось бы, рутинный норматив?

Уже сейчас понятно, что документ может спровоцировать в отрасли масштабную управленческую реформу. Точных данных о числе завотделениями в России не существует. По данным Росстата, в России работают 18,6 тысячи организаций первичного звена. По штатным рекомендациям к этим организациям, в каждой из них должно работать около пяти завотделениями. Если опираться на эти данные, то можно предположить, что всего в российских амбулаторных центрах и поликлиниках работают не менее 93 тысяч завотделениями. Провести аналогичный расчет в стационарах сложнее – здесь штатные рекомендации устанавливаются для конкретных отделений и кабинетов, при этом структуры стационаров сильно отличаются. Но если опираться на данные Росстата о 5,4 тысячи стационаров и усредненном показателе в 10 завотделениями на стационар, то выходит, что получить удостоверение организатора здравоохранения нужно будет еще 54 тысячам специалистов.

Как рассказали Vademecum на кафедре общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ им. А.И. Евдокимова (университет участвовал в разработке проекта нового профстандарта), в Москве большинство завотделениями уже прошли программу обучения организации здравоохранения. «Осталось только 10% необученных», – пояснил собеседник Vademecum на кафедре. В регионах ситуация иная. Представители кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом информационных компьютерных технологий в здравоохранении и медицине ФПК и ППС Ростовского государственного медицинского университета, например, говорят о том, что обучают только тех специалистов, которые подпадают под требования Квалификационного справочника. Так что программ обучения для заведующих у них просто нет. Если опираться на данные того же Росстата и примерные оценки числа заведующих на учреждение, на Москву приходится не более 2% всех завотделениями в России. Таким образом, до 2020 года получить удостоверение организатора здравоохранения должны как минимум 144 тысячи завотделениями.

Реформа коснется и частных клиник. Соответствие заведующих отделениями профстандарту является лицензионным требованием для таких учреждений. Поэтому клиники, которые к моменту вступления в силу стандарта еще не получили бессрочную медицинскую лицензию, должны будут переобучить специалистов, и в их случае искать средства на это придется из собственных ресурсов.

Стоимость обучения по специальности «организатор здравоохранения» сейчас варьируется от 30 до 75,5 тысячи рублей в зависимости от города и ВУЗа. Например, в МГМСУ курс длительностью 3,5 месяца стоит 75,5 тысячи рублей, Санкт-Петербургский институт стоматологии последипломного образования предлагает пройти аналогичную программу за 40 тысяч рублей, Государственный университет управления – за 45 тысяч рублей, Южно-Уральский государственный медицинский университет – за 30 тысяч рублей. Если опираться на эти цифры, средняя стоимость программы по ОЗ составляет 47 625 рублей. Таким образом, минимальные затраты на обучение завотделениями составят 6,8 млрд рублей. На кого же лягут эти расходы?

В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса, ответственность за организацию обучения лежит на медицинской организации. Но как именно будет финансироваться обучение, в Минтруде не комментируют. Сейчас у государственных клиник есть несколько источников привлечения бюджетных средств на эти цели. Как говорят опрошенные Vademecum заведующие отделениями города Москвы, столичные медучреждения могут получить городскую «квоту» для обучения своих управленцев.

Для этого клиника должна направить заявку в Дирекцию по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы, откуда она направляется в сам департамент, а дальше – в Центр повышения квалификации специалистов здравоохранения Депздрава Москвы, где выдаются «путевки» на обучение уже в конкретную организацию. В самом Депздраве на вопрос Vademecum о «квотной» системе не ответили. Как показал мониторинг сайтов региональных центров повышения квалификации медиков, в других городах также существует практика получения «квот» за счет бюджетов субъектов. Но, как говорят представители профильных кафедр в регионах, число таких мест сильно ограничено и имеет тенденцию к сокращению.

Дополнительное образование также можно получить за счет средств ОМС, но это дополнительные нагрузки на всю систему финансирования здравоохранения. Опрошенные Vademecum руководители региональных медучреждений говорят, что не видят возможности найти средства на обучение своих сотрудников. Заместитель директора по экономике Архангельского областного клинического онкологического диспансера Ирина Калинина отмечает, что на обучение по «Организации здравоохранения и общественному здоровью» заведующих придется «где-то изыскивать средства», это дополнительная нагрузка, заведующих, у которых нет удостоверения, много, а «дополнительно выделять деньги еще и на это никто не будет».

Конечно, завотделениями могут заплатить за свое обучение самостоятельно – практика платного обучения по программе «Организация здравоохранения» распространена. Например, в каждой профильной группе МГМСУ на 30 управленцев здравоохранения, обучающихся по государственному заданию, приходится 40–50 платников. Но смогут ли завотделениями пойти на такие расходы? «Наша поликлиника уже подала заявки на путевки по обучению. Так что в ближайшие полгода пройти обучение не получится. Надеемся, что если будет острая необходимость пройти обучение, все-таки нам не придется оплачивать его самостоятельно», – говорит заведующая одним из отделений московской поликлиники №115.

Если медицинская организация не сумеет найти средства на обучение заведующих сейчас, несоответствие профессиональному стандарту – это в любом случае нарушение. Но кто будет непосредственно отвечать за контроль соответствия образования должности, пока тоже неясно. Специалисты медицинских организаций высказывают разные версии по этому поводу. Заведующие отделениями городской поликлиники №115 в Москве в качестве вариантов называют прокуратуру, трудовую инспекцию, заместитель директора по экономике Архангельского областного клинического онкологического диспансера считает, что проверять может также ТФОМС. Сотрудники кафедры общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ считают, что контроль этого вопроса будет осуществлять непосредственно Росздравнадзор.

Сами перечисленные ведомства, как и Минтруд, на соответствующие запросы Vademecum не ответили.

Источник Vademecum Поделиться в соц.сетях Представители фитнес-индустрии обратились за поддержкой к Голодец 9 Января 2019, 21:28 Верховный суд США признал претензии Merck к Gilead на $200 млн несостоятельными 9 Января 2019, 18:18 ОНФ: менее 1% россиян придерживаются здорового образа жизни 9 Января 2019, 17:04 Депутат не нашел ФАПы, о строительстве которых отчитался свердловский Минздрав 9 Января 2019, 16:00

ОНФ: менее 1% россиян придерживаются здорового образа жизни Общероссийский народный фронт (ОНФ) представил результаты опроса на тему приверженности россиян здоровому образу жизни в мобильном приложении «Народный контроль». Его принципов придерживаются лишь 0,4% респондентов. При этом сторонниками ЗОЖ считают себя больше половины опрошенных пользователей (65%). 9 Января 2019, 17:04 Депутат не нашел ФАПы, о строительстве которых отчитался свердловский Минздрав 9 Января 2019, 16:00 Главный экономист ЕБРР раскритиковал повышение пенсионного возраста Так главный экономист Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сергей Гуриев прокомментировал стартующую в 2019 году в России пенсионную реформу. 9 Января 2019, 11:39 3 Михаил Мыльников Нирваны бой: как Нацмедпалата осталась без конкурентов в поле профессиональных НКО 9 Января 2019, 0:28 634 3 Принят регламент закупки медоборудования по онкопрограмме Правительство РФ утвердило Правила предоставления межбюджетных трансфертов на переоснащение медицинских организаций, оказывающих помощь пациентам с онкологическими заболеваниями. Документ, проект которого был опубликован 26 декабря 2018 года, приняли в кратчайшие сроки – за четыре дня. 4 Января 2019, 17:15 В Самарской области не состоялись 40 конкурсов на поставку инсулина В декабря 2018 года в трех регионах обозначилась проблема доступности инсулина – в Амурской и Брянской областях об этом стало известно из жалоб, направленных прокурорам, а в Самарской области была проведена акция протеста. В Управлении фармации и лекарственного обеспечения Самарской области Vademecum сообщили, что хотя и не все аукционы завершились поставкой лекарств, остатков достаточно и проблем с большинством препаратов нет. При этом, по данным сайта госзакупок, порядка 40 ноябрьских и декабрьских конкурсов на поставку инсулина не состоялись. 29 Декабря 2018, 16:06 Уголовная ответственность врачей за нарушения при выписке обезболивающих может смениться административной 29 Декабря 2018, 14:29 В Госдуме предложили ввести бесплатные занятия в фитнес-клубах во время новогодних праздников 28 Декабря 2018, 14:20 Минздрав подал еще девять исков к «Р-Фарм» Минздрав РФ подал в Арбитражный суд Москвы девять исков к компании «Р-Фарм» Алексея Репика на общую сумму 124,1 млн рублей. Как и в предыдущих случаях, спор связан с задержками в поставках лекарств по госконтрактам. 27 Декабря 2018, 17:56 Минздрав рекомендовал закупать российское медоборудование по нацпроекту «Здравоохранение» 27 Декабря 2018, 17:18 Владимир Жаров ТОП100 федеральных медцентров в 2018 году получили на ВМП 83,1 млрд рублей 27 Декабря 2018, 11:03 2474 7 Росздравнадзор: «Бест Клиник» предлагала клитероэктомию — это грубейшее нарушение законодательства 27 Декабря 2018, 1:40 В Минздраве надеются, что через 30 лет в России перестанут продавать сигареты 26 Декабря 2018, 9:12 Минздрав установит срок внесения данных о побочных эффектах в инструкцию лекарств Минздрав анонсировал разработку изменений в ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств», устанавливающих срок внесения держателем или владельцем регудостоверения лекарственного препарата информации о новых побочных действиях, нежелательных реакциях, противопоказаниях к применению лекарства либо изменений механизма и дозировки его приема. Нововведения коснутся только биотехнологических и орфанных лекарственных препаратов. 25 Декабря 2018, 17:58 Прокуратура обязала Нижегородский Минздрав упростить выдачу льготных лекарств 24 Декабря 2018, 20:46

Пришло время грамотных управленцев

Портал российского врача Войти 1 07.05.2017 7803

Минтруд опубликовал проект приказа «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения», который станет главным документом, устанавливающим требования к менеджерам отрасли. Документ вызвал неожиданно много эмоций в СМИ. Причем совсем не по существу, считают специалисты.

Не реформа, но этап

По словам директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяны Семеновой, проект стандарта предусматривает должности «врач-статистик», «врач-методист», «заведующий (начальник) структурным подразделением медицинской организации», «заместитель руководителя (начальника) медицинской организации», «главный врач (начальник) медицинской организации», «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа». Замещение должностей зависит от трудовой функции, которую выполняет специалист. Стандарт еще дорабатывают, возможны изменения в количестве и наименовании должностей, трудовых функций, уточнила представитель ведомства.

Появление профстандарта преподнесено в прессе как начало масштабной управленческой реформы. Однако это вовсе не нечто из ряда вон выходящее, это этап плановой работы по переходу от квалификационных справочников к профессиональным стандартам, рассказал порталу Medvestnik.ru заместитель директора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Фарит Кадыров. «Причем разработал проект вовсе не Минтруд, а ряд организаций, включая наш институт, то есть профессионалы в этой сфере», — уточнил он.

Заместитель директора Института лидерства и управления здравоохранением, директор Высшей школы управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Руслан Хальфин уточняет название профстандарта: «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья». «И это крайне важный аспект. Изначально профстандарт звучал просто ущербно: «Специалист в области организации здравоохранения», но мы провели большую согласительную работу с разработчиками – Федеральным учебно-методическим центром по развитию управленческих кадров в здравоохранении. И убедили авторов, что общественное здоровье – неотьемлемая часть специальности, и без знания закономерностей формирования общественного здоровья, демографии, профилактики и факторов риска невозможно определять приоритеты стратегии развития отрасли, организовывать и управлять здравоохранением», — пояснил он.

На фоне развития рыночных отношений между больными и врачами стало казаться, что каждый специалист может руководить, чем угодно

При этом никакой реформы Руслан Хальфин здесь не видит: «Это старая проблема, а в какой-то период времени специальность «Организация здравоохранения и общественное здоровье» стала резко терять престиж. Раньше организаторов мало где готовили специально. Работа у главных врачей, прямо скажем, неблагодарная: их назначают, снимают, возбуждают уголовные дела, а на фоне развития рыночных отношений между больными и врачами стало казаться, что каждый специалист может руководить, чем угодно. В последнее время, как руководитель учебного центра по этому направлению в структуре ведущего медицинского вуза страны, я вижу рост интереса среди молодых врачей, увеличение количества желающих обучаться в ординатуре. Главным значимым положительным изменением в системе подготовки организаторов здравоохранения считаю реализацию федеральных образовательных стандартов подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре, где общественное здоровье и здравоохранение являются базовой дисциплиной для врачей всех клинических специальностей. Именно из клиницистов впоследствии вырастают главные врачи, и отрадно отметить, что уже в ординатуре мы закладываем знания и управленческие компетенции, которые им пригодятся в дальнейшем, на каких бы должностях они не оказались: заведующий отделением, начмед, заместитель главврача по финансово-экономическим вопросам, главный врач и даже руководитель органа управления здравоохранением».

Заместитель директора по научной работе ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» Александр Линденбратен также не считает профстандарт началом управленческой реформы. «Соответствующий специалист любого иерархического уровня является субъектом управления в определенной системе (подсистеме), — говорит он. — Это относится и к заведующим отделениями, которые выполняют функции управления или регулятора взаимоотношений между отдельными элементами данной системы: между врачами, врачами и средними медицинскими работниками, врачами и пациентами и т.д. Поэтому речь идет, скорее, о закреплении определенного статуса и формулировании определенных квалификационных требований».

Заведующий – не просто врач

В СМИ появлялась информация о том, что после внедрения данного профстандарта не только руководителю учреждения и заместителям, но и заведующим отделениями потребуется сертификат или свидетельство об аккредитации по «Организации здравоохранения и общественному здоровью». Как говорит Фарит Кадыров, «появились заявления о планируемых масштабных реформах в сфере управления, и тут же бросились подсчитывать, во что обойдется государству получение сертификата (свидетельства об аккредитации) многочисленной армией заведующих». «Все подобные заявления — результат того, что их авторы, очевидно, просто не удосужились внимательно прочитать документ, — говорит он. — В нем ничего подобного нет. Цитирую проект приказа: «Заведующий лечебно-диагностическим (клиническим) подразделением медицинской организации. Особые условия допуска к работе — сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации по одной из клинических специальностей и документ о повышении квалификации по «Организации здравоохранения и общественного здоровья»». То есть ни о каком сертификате или свидетельстве об аккредитации для всех заведующих речи нет. Необходимо лишь повышение квалификации по «оргздраву». Стоит ли объяснять, что это далеко не одно и то же. Подобное требование о наличии сертификата предъявлялось ранее и будет предъявляться (включая, как вариант, наличие свидетельства об аккредитации) только к заведующему организационно-методическим отделом медицинской организации, являющемуся врачом-статистиком или врачом-методистом».

Эксперт указывает и на путаницу по поводу того, что якобы требование о наличии у заведующих сертификата по оргздраву появилось уже полтора года назад в соответствии с приказом Минздрава от 8 октября 2015 года №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»». «Но и в этом приказе нет подобного требования в отношении всех заведующих. К специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» относятся далеко не все заведующие, а только заведующий (начальник) структурного подразделения, являющийся врачом-статистиком или врачом-методистом», — пояснил Фарит Кадыров.

Что касается сути нововведения – требования проходить повышение квалификации по «Организации здравоохранения и общественному здоровью» — это абсолютно правильная мера, считает он. «Любая медицинская организация является «экономическим субъектом» (законодательный термин), получающим доход, несущим затраты, — говорит замдиректора ЦНИИ. — Это же касается и подразделений медицинской организации. Заведующий – не просто врач, он управленец, отвечающий за работу своего подразделения, за его экономику, за зарплату сотрудников и т.д. И он должен обладать необходимыми знаниями в этих сферах. Нередко заведующие отделениями заявляют: «Наша задача – лечить, а администрации учреждения – деньги зарабатывать. Очевидно, в подобных случаях следует им сказать: «Так идите и лечите, а руководить подразделением будет тот, кто понимает, что нужно считать деньги, нужно организовывать труд подчиненных и кто готов управлять своим подразделением».

Никакой срочности не предвидится – государственные (муниципальные) учреждения вправе самостоятельно решать вопрос о сроках введения профессиональных стандартов

Фарит Кадыров напомнил, что уже и сейчас многие заведующие проходят обучение по оргздраву – кто-то по инициативе вышестоящих органов, кто-то по собственной. «Кроме того, никакой срочности не предвидится – государственные (муниципальные) учреждения вправе самостоятельно решать вопрос о сроках введения профессиональных стандартов, завершив этот процесс до 1 января 2020 года. Но и после этого работодатель не имеет права автоматически уволить заведующего отделением, не прошедшего повышение квалификации по оргздраву. Однако это уже отдельная очень серьезная тема. Наш институт готовит к изданию книгу: «Новации в сфере трудовых компетенций в здравоохранении: аккредитация, аттестация, профессиональные стандарты, нормирование, специальная оценка условий труда». Там все эти вопросы будут рассмотрены детально с комментариями по практическим аспектам», — сообщил он.

Руслан Хальфин указывает на то, что в соответствии с действующей нормативной базой, управленцем может стать, если захочет, и просто врач, не обязательно занимающий управленческую должность. Для этого достаточно иметь интернатуру или ординатуру по одной из основных клинических специальностей (приказ Минздрава №707н). По его словам, в проекте профессионального стандарта действительно предусмотрено, что заведующие отделениями должны уметь эффективно управлять структурным подразделением, а следовательно должны знать, как организовать работу отделения для оказания медпомощи, проводить контроль качества медицинской помощи, управлять системой документооборота, в том числе электронного, участвовать в планировании ресурсного обеспечения деятельности подразделения, планировать и контролировать непрерывное профессиональное развитие сотрудников отделения и т.п., а этому необходимо учиться, и учиться целенаправленно по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

Под диктовку рынка

Курировать вопросы подготовки этих специалистов будет прежде всего Минздрав, но большое участие в работе принимают и организации, находящиеся в ведении Министерства образования и науки, сообщил Александр Линденбратен. Поэтому речь может идти о межведомственном взаимодействии с привлечением профессиональных сообществ и соответствующих экспертов, в том числе и для подготовки программ обучения, планирования потребности в соответствующих кадрах и т.д. Руслан Хальфин также считает, что это должна быть межсекторальная команда федеральных органов исполнительной власти — Минздрава, Минобра, Минтруда. «Минздравом России недавно был создан Федеральный учебно-методический центр по развитию управленческих кадров в здравоохранении, — отмечает он. — Мы проводим совместную активную работу по разработке примерных образовательных программ по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» для подготовки управленческих кадров в системе дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки, повышения квалификации) в соответствии с требованиями профстандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья». Данные программы будут обсуждаться на совещаниях с заведующими кафедрами, профессиональным сообществом и только после этого внедряться в образовательный процесс».

По словам Александра Линденбратена, следует учитывать, что решение многих вопросов будет зависеть и от развития формирующегося рынка медицинских услуг, связанного как с определенными изменениями в государственном и муниципальном здравоохранении, так и с появлением новых негосударственных организаций. «От этого же, кстати, будет зависеть и источник средств для оплаты подготовки и переподготовки специалистов в области организации здравоохранения, поскольку плательщиком в каждом конкретном случае может быть соответствующая заинтересованная сторона, не исключено и использование личных средств работников. Рыночные механизмы в определенной мере могут сказаться и на стоимости образовательных услуг и на их качестве».

Существующая система госзаказа готова принять на обучение довольно много слушателей за счет бюджетных средств, уверен Руслан Хальфин. «Но, конечно, любой врач может пройти обучение за собственный счет, — говорит эксперт, — и именно среди рядовых врачей мы наблюдаем готовность приобрести дополнительные углубленные знания по этой специальности в рамках программы профессиональной переподготовки. И это вполне объяснимо: мало стать хорошим хирургом, надо еще знать азы организации и управления, если хочешь чего-то достичь». По его словам, в среднем стоимость программы профессиональной переподготовки объемом от 500 часов начинается от 50 000 рублей. «Хочу подчеркнуть, что обучаться по этой специальности нелегко, в нашу программу включены не только лекции, но и практикумы, дискуссии, подготовка выпускных практико-ориентированных проектов, решение кейсов и разбор наиболее трудных задач, с которыми сталкивается управленец. Это обучение длится почти полгода и не может стоить дешево. За год мы обучаем примерно одинаковое количество врачей по бюджету и внебюджету — 50/50».

Система настолько эффективна, насколько хорошо управляется

Планируется, что стандарт «Специалист в области организации здравоохранения» вступит в силу в 2017 году. Эти специалисты крайне востребованы, так как любая система работает настолько эффективно, насколько хорошо она управляется, отмечает Александр Линденбратен. Руслан Хальфин того же мнения: «Я скажу прямо – без них она уже не может эффективно работать. Отрасль нуждается в профессионально подготовленных специалистах в области организации здравоохранения и общественного здоровья, подчеркиваю, именно специально подготовленных по этой специальности, а не просто в менеджерах, проученных по коротким программам в области менеджмента, бизнес-управления, маркетинга и т.д. Основные беды нашего здравоохранения связаны как раз с непрофессионализмом в области организации и управления, а в условиях оптимизации отрасли и повышения ее эффективности потребность в грамотных управленцах выше, чем в оборудовании и новых больницах».

По наблюдениям эксперта, у профессионального сообщества и ведущих профильных институтов имеется большое желание консолидировать усилия по разработке данного профстандарта. «Надеюсь на его успешную реализацию, поскольку этот документ является ключевым и заложит вектор в последующей подготовке образовательных стандартов и в обучении специалистов по данному направлению», — резюмировал Руслан Хальфин.

Партнеры

Воспроизведение материалов допускается только при соблюдении ограничений, установленных Правообладателем, при указании автора используемых материалов и ссылки на портал Medvestnik.ru как на источник заимствования с обязательной гиперссылкой на сайт medvestnik.ru
«Политика конфиденциальности»