Договор перевозки груза
Содержание
Стороны договора перевозки
Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: gps.docx Скачиваний: 26 Добавлен: 08.03.2016 Размер: 599.52 Кб ☆
-
Грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Грузоотправителем может являться не только владелец груза, но и лицо, выступающее от его имени.
-
Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу.
-
Грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.
Существенные условия договора перевозки грузов
В договоре перевозки грузов должны быть указаны следующие существенные условия:
-
характеристики груза (вид, количество и т.п.);
-
наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;
-
пункты отправления и назначения;
-
характеристики предоставляемого транспорта;
-
сроки перевозки;
-
цена договора, порядок расчетов.
Названные условия могут быть определены в договоре как прямо, так и со ссылкой на приложения к договору или иные документы.
Заключение договора перевозки грузов подтверждается транспортной накладной (ст. 785 ГК РФ), а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 УАТ).
В заявке (заказе) должны быть указаны:
-
наименование и количество груза,
-
пункт назначения,
-
грузополучатель и
-
сумма за перевозку.
Условия договора перевозки грузов, заключенного путем подачи заявок (заказов), конкретизируются в товарно-транспортных накладных.
Сроки доставки устанавливаются договором перевозки груза (ст. 14 УАТ). В случае если указанные сроки договором не установлены, доставка осуществляется в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Если срок перевозки не установлен ни договором, ни Правилами, доставка осуществляется в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).
Договор перевозки является возмездным. Цена договора перевозки устанавливается по соглашению сторон (ст. 790 ГК). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Предмет договора перевозки груза:
-
оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа.
Ответственность перевозчика за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, наступает
-
за нарушение установленного срока доставки груза;
-
за необеспечение его сохранности.
Такая ответственность всегда носит ограниченный характер: она установлена
-
либо в форме возмещения только прямого ущерба или его части, но не упущенной выгоды (например, за несохранность груза),
-
либо в форме исключительной неустойки (к примеру, за просрочку его доставки), что соответствует общему правилу п. 1 ст. 400 ГК.
-
Договор транспортной экспедиции.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК).
Данный договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным.
Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК). Перечень документов, подтверждающих заключение договора (экспедиторских документов), устанавливается Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 данных Правил таковыми являются:
-
поручение экспедитору;
-
экспедиторская расписка;
-
складская расписка.
Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.
Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.
Клиент на любом этапе исполнения договора имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.
В подтверждение факта получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки экспедитором выдастся экспедиторская расписка. Если же экспедитор принимает груз на складское хранение, в подтверждение факта принятия груза им выдастся складская расписка.
Перечень экспедиторских документов, приведенный в п. 5 Правил, не является исчерпывающим. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных документов в качестве экспедиторских. Например, экспедитором при приеме груза, если он является организатором перевозки груза в прямом смешанном сообщении, выдается экспедиторское свидетельство. Кроме того, п. 2 ст. 802 предусмотрено, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.
Субъектами транспортно-экспедиционного обязательства являются экспедитор и клиент. В качестве клиента может выступать любой субъект гражданского права. В то же время ГК РФ конкретизирует данных субъектов, указывая в определении договора транспортной экспедиции на то, что они по отношению к экспедируемому грузу должны обладать статусом грузоотправителя или грузополучателя. В случае, если в качестве клиента выступают физические лица, имеющие целью приобретение экспедиторских услуг для удовлетворения личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то к отношениям из договора транспортной экспедиции применяются в части, не противоречащей ГК РФ и
Федеральному закону от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», положения Закона «О защите прав потребителей».
Экспедитор — лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Каких-либо специальных требований к данному лицу законодательство не содержит. В настоящее время экспедиторская деятельность не является лицензируемой, поэтому может осуществляться любым субъектом без получения специального разрешения (лицензии). В то же время отдельные операции, входящие в круг оказываемых экспедитором экспедиторских услуг, отнесены к лицензируемым (например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте).
Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг, направленных на обеспечение перевозки груза (транспортно-экспедиторских услуг). Законодатель различает основные транспортно-экспедиторские услуги и дополнительные. К основным относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Данный перечень не является закрытым, на что прямо указано в законе.
транспортно-экспедиционного обязательства составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг.
К обязанностям экспедитора также относятся:
-
выдача клиенту экспедиторского документа при приеме груза, а также представление клиенту оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности;
-
сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной от него информации, а в случае неполноты информации — запрос у клиента необходимых дополнительных данных;
-
предоставление по требованию клиента, приобретающего услуги для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, информации, предусмотренной законодательством РФ о защите нрав потребителей.
-
Договор представительства. Сравнительный анализ договоров поручения, комиссии, агентирования.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Агент может действовать от своего имени и за счет принципала, тогда права и обязанности по сделкам, заключенным агентом с третьими лицами, приобретает агент. При действиях агента от имени принципала и за его счет субъектом прав и обязанностей является принципал, который в этом случае и является стороной в сделке.
У агентского договора есть сходство и с договором поручения, когда поверенный заключает сделки от имени и за счет доверителя, и с договором комиссии, когда комиссионер заключает договор от своего имени, но за счет комитента.
Предмет договора – это не только действия, порождающие юридические последствия, но и иные действия, т. е. фактические действия. Чего нет ни в договоре поручения, ни в договоре комиссии. Напр., агент не только заключает сделки, но и проводит переговоры, опросы, организует выставки, рекламные компании и т. д. Однако предметом этого договора не могут быть только фактические действия, они входят в предмет договора как дополнение к юридическим действиям.
Соседние файлы в предмете
- # 23.03.2015223.32 Кб3Ghosh_jpcm-22-346001.pdf
- # 23.03.20152.92 Mб7Gibkie-metodologii.pdf
- # 23.03.201564.51 Кб14glossarii_po_sobornomu_ulozheniyu_1649_g.doc
- # 08.03.201664.62 Кб17Golovnyak.docx
- # 23.03.20156.16 Mб108Golub_Russkiy_yazyik_i_kultura_rechi_289740.rtf
- # 08.03.2016599.52 Кб26gps.docx
- # 23.03.201516.23 Mб23gramm_hist.pdf
- # 23.03.201570.18 Кб2grazhdanka_kollokvium (1).docx
- # 23.03.2015855.02 Кб26grigorva учебник по немец.pdf
- # 23.03.201584.27 Кб10Hochschulausboldung in Russ..docx
- # 23.03.20152.62 Mб4Hrestomatia_Svodka.pdf
Договор перевозки грузов
По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 739 ПС).
Это общее определение договора положено в основу определения договоров перевозки грузов на всех видах транспорта (см., напр., ст. 29 УЖТ).
Договор перевозки грузов является двусторонним (взаимным), возмездным. Поскольку договор перевозки грузов, как правило, считается заключенным лишь после передачи груза перевозчику, он относится к числу реальных договоров.
Перевозка, осуществляемая перевозчиком, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из законодательства вытекает, что этот перевозчик обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращении любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке (ст. 743 ГК).
Как правило, договор перевозки грузов является публичным договором, поскольку перевозчик по характеру своей деятельности не вправе оказывать предпочтение одному грузоотправителю перед другим в отношении заключения договора перевозки груза, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 743, 396 ГК).
Договор перевозки грузов — строго формальный договор. Он всегда заключается только в письменной форме, прямо предусмотренной законодательством. В соответствии со ст. 739 ГК заключение договора перевозки грузов подтверждается составлением транспортной накладной
(коносамента или другого документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом).
Практически на всех видах транспорта применяется система накладных (кроме морского).
Договор перевозки грузов на железной дороге оформляется накладной и квитанцией.
Накладная является основным перевозочным документом, заполняется грузоотправителем и вместе с грузом предоставляется им станции отправителя на каждую отправку груза. В накладной отражаются все важнейшие условия перевозки — пункты отправления и назначения, описание груза, его стоимость, количество, скорость следования и т.д. Она сопровождает груз на всем пути его следования до станции назначения, где вместе с грузом выдается грузополучателю. Накладная включает также дорожную ведомость, квитанцию о приеме груза (ст. 30 УЖТ). Без оформления накладной договор перевозки груза не может возникнуть, так как этот договор считается заключенным лишь с момента принятия груза вместе с накладной. Время приемки груза к перевозке удостоверяется календарным штемпелем на накладной.
Юридическое значение накладной заключается в следующем:
она является обязательной письменной формой договора;
имеет доказательственное значение как факта заключения договора, так и его содержания;
предъявление накладной является необходимым при заявлении железной дороге претензии в связи с недостачей, порчей или повреждением груза, просрочкой в доставке груза и задержкой в его выдаче.
Договор перевозки груза оформляется также грузовой квитанцией. Она выдается станцией отправления грузоотправителю в удостоверение факта приемки груза к перевозке. Правовая природа и значение квитанции определяется
тем, что она является распиской в принятии материальных ценностей, документом, предъявление которого необходимо при предъявлении иска к перевозчику при полной утрате груза. Дорожная ведомость вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения. Грузополучатель расписывается в ней в подтверждение факта получения груза, факта исполнения договора перевозки.
Договором перевозки грузов определяются содержание перевозочных отношений, все важнейшие условия перевозки.
Сторонами в договоре перевозки грузов выступают грузоотправитель и перевозчик. Кроме них в правоотношениях по перевозке участвует, как правило, третье лицо — грузополучатель. В качестве грузоотправителя могут быть предприятия, организации, учреждения, предприниматели, граждане. Перевозчиками могут быть транспортные организации, а также индивидуальные предприниматели, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. На железнодорожном транспорте перевозчиком является Белорусская железная дорога. Что касается грузополучателя, то он, не являясь, как правило, стороной в договоре, приобретает право требовать от перевозчика выдачи прибывшего в его адрес груза, возмещения ущерба, причиненного утратой, порчей или повреждением груза, уплаты штрафа за несвоевременную доставку груза и предъявлять другие требования. Из изложенного следует, что договор перевозки можно считать договором в пользу третьего лица. Вместе с тем на грузополучателя возлагаются и определенные обязанности.
Условия перевозки грузов. Права и обязанности участников перевозки
Заключив договор перевозки груза, стороны оказываются юридически связанными взаимными правами и обязанностями, вытекающими из договора перевозки груза.
В соответствии со ст. 746ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок.
Сроки доставки грузови порядок их исчисления определяются в нормативном порядке правилами перевозок грузов.
Срок доставки груза означает, как правило, срок исполнения договора и поэтому является его важнейшим условием. Поскольку исполнение договора завершается выдачей груза, срок исполнения включает не только время доставки груза, но и время его выдачи на станции назначения.
Исчисление срока доставки начинается с 24 часов дня приемки груза к перевозке. Сроки следования груза в пути на железной дороге зависят от расстояния и скорости перевозки. При этом учитывается, какой скоростью перевозится груз (грузовой или большой). Определение скорости доставки зависит от вида отправки (маршрутной, повагонной, мелкой и т.д.). Срок доставки зависит и от выполнения операций в пути следования (перегрузка, сортировка мелких отправок, ветеринарный, таможенный досмотр и т.д.).
Груз считается доставленным своевременно, если он выгружен средствами железной дороги (иных видов транспорта) до истечения срока доставки. Срок доставки считается выполненным и тогда, когда вагон или контейнер с грузом поданы под выгрузку средствами грузополучателя до истечения срока доставки. При перевозке скоропортящихся грузов учитываются предельные сроки перевозки (возможные сроки, в которые груз может быть доставлен).
Перевозчик должен уведомить грузополучателя о прибытии груза в его адрес (ст. 52 УЖТ). Сообщить об этом следует в тот же день, когда прибыл груз, или, во всяком случае, не позднее 12 часов следующего дня. Порядок и способы уведомления могут быть различными: по телефону, телеграфом, почтой и т.п. В тех случаях, когда грузопо-
лучатель производит сам выгрузку груза на своих подъездных путях, ему уведомление о прибытии груза может и не направляться.
Перевозчик (железная дорога) по прибытии груза на станцию назначения обязан, помимо выдачи груза, участвовать в соответствующих случаях в проверке количества и состояния груза, а при обнаружении недостачи, порчи или повреждения — в составлении коммерческого акта.
Важнейшей обязанностью перевозчика является обеспечение сохранности перевозимого груза. При невыполнении этой обязанности наступает ответственность перевозчика, о чем будет сказано ниже.
Основной обязанностью грузоотправителя, вытекающей из договора перевозки груза, является внесение провозной платы и иных платежей. Ее размер устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено законодательством. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами, кодексами и иным законодательством (ст. 744 ГК). Что касается работ и услуг, выполняемых перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренных тарифами, то они оплачиваются по соглашению сторон.
Перевозчику предоставлено право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему провозной платы (ст. 340 ГК), если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 744 ГК).
Определенные обязанности, вытекающие из договора перевозки грузов, возлагаются и на грузополучателя. Грузополучатель обязан принять и вывезти груз со станции (порта, пристани), прибывший в его адрес (ст. 55 УЖТ). Такая обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не предусмотренный договором
поставки груз. При таких обстоятельствах груз принимается на ответственное хранение, сообщается об этом грузоотправителю, который и должен решить вопрос о судьбе груза (ст. 56 УЖТ).
В соответствии с действующим законодательством выгрузка груза осуществляется силами и средствами получателя в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены в нормативных актах.
Сроки вывоза и хранения грузов устанавливаются Пра
вилами хранения грузов. Прибывшие грузы хранятся на
станции назначения бесплатно в течение 24 часов. Этот
срок исчисляется с 24 часов со дня подачи вагонов, контей
неров под выгрузку грузополучателю. За хранение грузов
на станциях в вагонах, контейнерах, а также грузов, выгру
женных и хранящихся в местах общего пользования, сверх
сроков бесплатного хранения взимается соответствующий
сбор (ст. 55 УЖТ). i
В том случае, если груз испортился или был поврежден вследствие несвоевременной выгрузки или вывоза, либо грузополучатель задержал вагоны на путях и железнодорожных станциях по зависящим от него причинам, он несет предусмотренную законодательством ответственность.
Грузы выдаются грузополучателю, указанному в накладной, после внесения всех, причитающихся перевозчику, в частности Белорусской железной дороге, платежей по перевозке. Грузополучатель расписывается в дорожной ведомости в получении груза (ст. 57 УЖТ). Следовательно, одной из обязанностей грузополучателя при получении груза является окончательный расчет как по провозной плате, так и по различным, предусмотренным в установленном порядке сборам.
Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено. Грузы, прибывшие в адрес предприятий, организаций, выдаются по разовой или постоянной доверенности, подписанной руководителем и главным (старшим)
бухгалтером данного предприятия и заверенной печатью. Грузы, адресованные лично гражданам, выдаются по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и место жительства гражданина. При получении груза лицо, получающее его, расписывается в дорожной ведомости. Такая расписка является лишь оформлением получения груза по документам (раскредито-ванием). Для его фактического получения и вывоза со станции грузополучатель должен предъявить накладную. Время выдачи груза удостоверяется наложением календарного штемпеля станции на лицевой стороне накладной, которая после этого выдается грузополучателю.
Если железная дорога не имеет возможности выдать груз грузополучателю, указанному в накладной, то она поступает с грузом по указанию грузоотправителя, который обязан дать такое указание в трехсуточный срок со дня вручения ему уведомления. Такая невозможность может возникнуть в пути следования, когда, например, появляется опасность порчи или повреждения груза при его дальнейшей перевозке. Невозможность выдачи груза может возникнуть и при доставке груза в пункт назначения, когда нет грузополучателя, указанного в накладной, в районе станции назначения.
Ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя
Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей участниками перевозочного процесса влечет за собой гражданско-правовую ответственность. Имущественная ответственность участников обязательства по перевозке грузов базируется на общих правилах об ответственности сторон, сформулированных в Гражданском кодексе Республики Беларусь, в законах Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» (ст. 24-26), «О железнодорожном транспорте» (ст. 72). В ст. 747 ГК предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом и иными актами законодательства, а также соглашением сторон.
При этом соглашения перевозчиков с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена законодательством. Имущественная ответственность участников грузоперевозочных правоотношений наступает при наличии общих оснований (условий) гражданско-правовой ответственности (неправомерное поведение, причинно-следственная связь, вина). Вместе с тем эта ответственность подчиняется специальным правилам, сформулированным как в Гражданском кодексе, так и в транспортных уставах и кодексах. Такими специальными правилами, закрепленными в транспортных уставах и кодексах, являются, например, ограничение права на взыскание части убытков; запрещение уменьшать или устранять нормативную ответственность перевозчика; допущение в предусмотренных случаях определять размер ответственности соглашением сторон.
Особенностью ответственности в отношениях по перевозке грузов является и то, что она наступает не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, возникающих в стадии организации перевозки грузов.
Согласно ст. 748 ГК перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную законодательством, а также соглашением сторон. Норма ст. 110 УЖТ конкретизирует эту статью Гражданского кодекса и уста-
навливает, что Белорусская железная дорога, ее предприятия за неподачу вагонов и контейнеров для выполнения перевозок, непредъявление грузов, неиспользование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров или отказ его от предусмотренных заявкой вагонов и контейнеров уплачивают штраф, размер которого зависит от характера допущенного нарушения и колеблется от 0,1 минимальной зарплаты до 10 минимальных зарплат (подробно см. ст. 110 УЖТ). Аналогичные правила установлены и для перевозок другими видами транспорта.
Вместе с тем ст. 748 ГК устанавливает перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств. К таким обстоятельствам относятся:
а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийно
го характера (пожары, наводнения, заносы) и военные дей
ствия;
б) прекращение или ограничение перевозки грузов в
определенных направлениях, установленных в порядке,
предусмотренном законодательством;
в) иные случаи, предусмотренные законодательством.
Эти основания освобождения от ответственности конкретизируются в транспортных уставах и кодексах. Например, ст. 111 УЖТ в качестве таких оснований называет, кроме вышеназванных, восполнение грузоотправителем в течение календарной декады недогруза, допущенного в отдельные дни этой декады; при выполнении заявки на погрузку груза в тоннах по грузам, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах. Перевозчик освобождается от ответственности при задержке грузоотправителем вагонов (контейнеров) под выгрузкой или очисткой, при восполнении Белорусской железной дорогой в течение декады непо-
дачи вагонов (контейнеров) за отдельные дни этой декады и др.
Нарушение обязанностей, вытекающих из договора перевозки грузов, чаще всего выражается в несвоевременной доставке груза, в его утрате, порче или повреждении. За просрочку в доставке груза перевозчик (ст. 118 УЖТ) уплачивает грузоотправителю штраф, если не докажет, что просрочка произошла не по его вине. Следовательно, перевозчик обязан уплатить штраф лишь за виновные нарушения сроков доставки. При этом вина перевозчика презюми-руется и на нем лежит бремя доказывания своей невиновности. Размер штрафа исчисляется в процентном отношении к провозной плате. Так, согласно ст. 118 УЖТ Белорусская железная дорога уплачивает штраф в размере 6 процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более 30 процентов провозной платы.
По своей природе штраф за просрочку в доставке груза является исключительной неустойкой, так как допускается взыскание только неустойки, а убытки взысканию не подлежат. Однако если просрочка в доставке груза явилась причиной его порчи или гибели, перевозчик, кроме уплаты штрафа за просрочку, обязан возместить причиненный ущерб.
Важнейшей обязанностью перевозчика, как уже указывалось выше, является обеспечение сохранности перевозимого груза. При невыполнении этой обязанности наступает ответственность перевозчика. Общие принципы ответственности перевозчика за несохранность груза определены в Гражданском кодексе. В соответствии со ст. 750 ГК перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, кото-
рые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Таким образом, вина перевозчика в несохранности груза презюмируется. Именно он должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из обстоятельств, указанных в транспортном законодательстве.
Более конкретно вопросы ответственности за несохранность груза регулируются в транспортных уставах и кодексах. В частности, в Уставе железнодорожного транспорта общего пользования предусмотрено, что железная дорога несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю.
Несохранность груза может выразиться в его утрате, когда перевозчик не может выдать весь груз, следующий по данной накладной, грузополучателю в течение установленных сроков (в результате утери, хищения, уничтожения и т.п.). Грузоотправитель и грузополучатель имеют право считать груз утраченным и потребовать возмещения его стоимости, если груз не будет выдан на станции назначения в течение 30 дней по истечении срока доставки, а при перевозке груза в прямом смешанном сообщении — в течение 4 месяцев со дня приема его к перевозке. Недостача груза означает отсутствие части груза, следующего по данной накладной.
Под порчей груза понимается ухудшение его качества, утрата грузом его полезных свойств, несоответствие качества прибывшего груза его первоначальному качеству, указанному в накладной. Повреждением считается нарушение целостности груза, подвергшегося какому-либо внешнему механическому воздействию (бой, поломка и т.п.).
Объем ответственности перевозчика в виде возмещения убытков при указанных обстоятельствах ограничивается размером действительной стоимости утраченного, поврежденного или недостающего груза (ст. 750 ГК, ст. 113 УЖТ). Так, при утрате или недостаче груза железная дорога воз-
мещает ущерб в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза. При этом не подлежат взысканию убытки в форме неполученных доходов. В случае, когда груз представляется к перевозке с объявленной ценностью, перевозчик отвечает в размере объявленной ценности, если не докажет, что она превышает его действительную стоимость. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. При порче и повреждении груза наступает ответственность в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза -в размере его стоимости.
Наряду с возмещением ущерба в указанных пределах в случае утраты, недостачи, порчи или повреждения груза перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза (ст. 750 ГК).
За несохранность груза перевозчик, в том числе железная дорога, отвечает при условии, что одно из перечисленных выше последствий наступило по ее вине. Закрепляя в ст. 750 ГК и в ст. 113 УЖТ вину как обязательное условие ответственности за несохранность груза, законодатель исходит из предположения (презумпции), что в случае утраты, недостачи, порчи или повреждения груза имела место вина перевозчика. Однако перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что несохранность груза произошла не по вине перевозчика, а в силу обстоятельств, от нее не зависящих, случайных для него, которые он не мог предотвратить.
В ст. 113 УЖТ содержится перечень обстоятельств, доказательство которых, или хотя бы одного из них освобождает железную дорогу от возмещения ущерба. К таким обстоятельствам относятся:
причины, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя. Вина грузоотправителя может выразиться, например, в неправильном размещении или закреплении груза в вагоне, вследствие чего он был поврежден;
особые естественные свойства перевозимого груза (например, появление ржавчины на перевозимых изделиях, усушка груза и т.п.);
недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном их осмотре при приеме груза к перевозке, применение тары, не соответствующей свойствам груза либо установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;
сдача груза к перевозке без указания в перевозочных документах его свойств, требующих особых условий либо мер предосторожности при перевозке или хранении;
сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.
Наряду с указанными правилами об ответственности и об основаниях освобождения от нее, УЖТ предусматривает случаи, когда доказательство вины перевозчика (т.е. бремя доказывания) в утрате, недостаче или повреждении груза возлагается на грузоотправителя или грузополучателя. При ссылке на такие обстоятельства перевозчик предполагается невиновным, пока его вина не будет доказана.
Согласно ст. 114 УЖТ железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда:
груз прибыл в исправном вагоне (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя или на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути, с исправной защитной маркировкой либо исправной увязкой или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;
недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;
груз перевозился в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя;
недостача груза не превышает норм естественной убыли и предельного расхождения в результатах определения массы груза;
утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по причинам, вызванным неправильными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в накладной;
грузоотправитель, грузополучатель не выполнили или ненадлежаще выполнили таможенные или другие правила.
В указанных случаях перевозчик несет имущественную ответственность лишь при том условии, что предъявитель претензии докажет, что несохранность груза произошла по вине перевозчика.
Ответственность грузоотправителя и грузополучателя за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки грузов, наступает и в других случаях, предусмотренных законодательством (см. ст. 120, 121, 124 и др. УЖТ).
Транспортные уставы и кодексы предусматривают гражданско-правовую ответственность участников перевозочного процесса и в случаях нарушения обязательств, вытекающих из принятой к исполнению заявки, договора об организации перевозки груза.
Для возложения имущественной ответственности на того или иного участника перевозочного процесса нужны доказательства, подтверждающие факт нарушения обязательства. В качестве таких доказательств выступают коммерческие акты или акты общей формы. Так, ст. 135 УЖТ устанавливает, что коммерческими актами должны удостоверяться такие обстоятельства, как несоответствие между наименованием, массой, количеством мест груза или багажа в
натуре и данными, указанными в перевозочном документе; факты порчи и повреждения груза или багажа; обнаружения груза или багажа без перевозочных документов или перевозочных документов без груза или багажа и др.
Перевозчик и, в частности железная дорога, обязан составить коммерческий акт, если он сам обнаружит перечисленные выше обстоятельства, или когда хотя бы на одно из этих обстоятельств указал грузополучатель (получатель) груза или багажа.
Порядок составления коммерческого акта или акта общей формы устанавливается Правилами перевозки грузов. Коммерческие акты составляются в трех экземплярах только на бланках установленной формы.
В случае отказа начальника станции в составлении коммерческого акта или оформления его с нарушением правил грузополучатель имеет право до вывоза груза со станции, а при выгрузке в местах необщего пользования — в течение 24 часов с момента проверки груза подать письменное заявление (жалобу) об этом начальнику отделения дороги непосредственно или через начальника станции, отказавшего в составлении коммерческого акта.
Начальник отделения железной дороги должен дать ответ не позднее трех дней с момента получения заявления, а по скоропортящимся грузам — в течение суток.
Коммерческий акт необходим для предъявления претензии перевозчику, в частности, в случаях недостачи, утраты, порчи или повреждения груза. При утрате акта он может быть заменен накладной с отметкой на ней о составлении коммерческого акта. Если было отказано в составлении коммерческого акта, он может быть заменен документом, подтверждающим факт обжалования отказа начальнику отделения дороги.
Основания, при наличии которых должен быть оформлен акт общей формы, порядок их составления и обжало-
вания в случае отказа в составлении такого акта предусмотрены в правилах перевозки грузов.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 550;
helpiks.org — Хелпикс.Орг — 2014-2019 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.
Super User Вопросы на госэкзамен по гражданскому праву 05 июля 2018
Договор перевозки грузов
См. также Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»
Понятие договора перевозки груза
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, КВВТ, ст. 18 УАТ).
Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).
Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и о перевозке груза.
По своей юридической природе договор перевозки грузов:
-
- реальный (порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
- возмездный (встречное предоставление в виде платы);
- двусторонний (порождает у обоих сторон);
- в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).
Замечание по договору морской и воздушной перевозки
Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых относится к реальным договорам, а другая — к консенсуальным. Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о предоставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ). По такому договору обычно перевозятся грузы в линейном сообщении.
Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который используется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).
Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются отношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).
Стороны договора перевозки
- Грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Грузоотправителем может являться не только владелец груза, но и лицо, выступающее от его имени.
- Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу.
- Грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.
(См., напр., Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).
Форма договора перевозки груза
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза документа на груз (транспортной накладной, или иного документа — п. 2 ГК), предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.
Подробнее о транспортной накладной
Согласно ГК РФ составление и выдача отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) подтверждает заключение договора перевозки груза.
П. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Основные термины, используемые при оформлении транспортной накладной в целях перевозки грузов, раскрываются в Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Товарно-транспортная накладная (Типовая межотраслевая форма N 1-Т, ОКУД 0345009) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 и применяется с 1 декабря 1997 года. Новая форма транспортной накладной (для перевозки автомобильным транспортом) утверждена Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Составлять ее нужно только тогда, когда для перевозки товара привлекается транспортная компания (см. Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2010 г. N 8835/10).
Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.
Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.
Любые исправления заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами.
В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.
Вопрос документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом рассмотрен в ФНС РФ от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@, в котором указано, что в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличия надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.
Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.
Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанного грузоотправителем документа (погрузочного ордера), в котором содержатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе: наименование, особые свойства, маркировка, число мест, внешнее состояние, упаковка.
Коносамент не только является документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свидетельствует о получении груза перевозчиком, а также является товарораспорядительным документом (ценной бумагой) ( ГК).
Чартер чаще всего заключается с использованием отпечатанных типографским способом проформ (стандартных форм) различных чартеров, разработанных с учетом особенностей перевозки определенных видов грузов и направлений перевозки, т.е. представляет собой договор присоединения. Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна, а по соглашению сторон и иные условия и оговорки (0 КТМ).
Существенные условия договора перевозки грузов
Предмет договора перевозки груза:
- оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа.
В договоре перевозки грузов должны быть указаны следующие существенные условия:
- характеристики груза (вид, количество и т.п.);
- наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;
- пункты отправления и назначения;
- характеристики предоставляемого транспорта;
- сроки перевозки;
- цена договора, порядок расчетов.
Названные условия могут быть определены в договоре как прямо, так и со ссылкой на приложения к договору или иные документы.
Заключение договора перевозки грузов подтверждается транспортной накладной ( ГК РФ), а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 УАТ).
В заявке (заказе) должны быть указаны:
- наименование и количество груза,
- пункт назначения,
- грузополучатель и
- сумма за перевозку.
Условия договора перевозки грузов, заключенного путем подачи заявок (заказов), конкретизируются в товарно-транспортных накладных.
Сроки доставки устанавливаются договором перевозки груза (ст. 14 УАТ). В случае если указанные сроки договором не установлены, доставка осуществляется в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Если срок перевозки не установлен ни договором, ни Правилами, доставка осуществляется в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).
Договор перевозки является возмездным. Цена договора перевозки устанавливается по соглашению сторон ( ГК). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
При несогласованности как одного, так и нескольких названных выше условий договор может быть признан судом незаключенным (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-54/09-С5, от 21.10.2008 N Ф09-7693/08-С5, ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КГ-А41/10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А65-11655/06).
Обязательства перевозчика по договору перевозки груза
- доставка груза в пункт назначения, указанный в транспортной накладной или коносаменте;
- соблюдение отведенного срока доставки;
- обеспечение сохранности перевозимого груза с момента его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте назначения;
- выдача груза его получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу (прекращение обязательства перевозчика).
Обязательства грузоотправителя по договору перевозки груза
- оплата перевозки груза должна носить предварительный характер (т.е. провозная плата должна вноситься грузоотправителем до отправления груза, если иное не предусмотрено соглашением сторон);
- окончательный расчет за перевозку грузов в пункте назначения (внесения при простое платы за пользование вагонами и контейнерами);
- своевременное принятие доставленного груза грузополучателем или иным уполномоченным на получение груза лицом.
Кроме того, важно заметить, что лицо, выступающее грузоотправителем (экспедитор или клиент), несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза в соответствии с законодательством РФ. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов.
При заключении грузоотправителем договора транспортной экспедиции, предполагающего проверку указанных документов экспедитором, ответственность перед грузоотправителем за вред, возникший в связи с отсутствием или неполнотой документации, несет экспедитор.
Ответственность перевозчика за нарушение обязательств из договора перевозки груза
Ответственность перевозчика за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, наступает
- за нарушение установленного срока доставки груза;
- за необеспечение его сохранности.
Такая ответственность всегда носит ограниченный характер: она установлена
- либо в форме возмещения только прямого ущерба или его части, но не упущенной выгоды (например, за несохранность груза),
- либо в форме исключительной неустойки (к примеру, за просрочку его доставки), что соответствует общему правилу п. 1 ГК.
ВНИМАНИЕ!
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но 1 октября 2019 года).
Договор перевозки пассажира
Договорное право (Беспалов Ю.Ф.) » Договор перевозки пассажира
Договор перевозки пассажира представляет собой одну из разновидностей договоров, оформляющих транспортные обязательства. В литературе он, как правило, рассматривается в единстве с договором перевозки багажа, что представляется не совсем корректным. Указанные договоры правовым единством не обладают: они имеют различия и в правовой характеристике (договор перевозки пассажира — консенсуальный, а договор перевозки багажа — реальный), и в оформлении (заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями); существуют и другие различия. Соответственно раздельное рассмотрение договора перевозки пассажира и договора перевозки багажа мы находим более логичным.
Понятие договора перевозки пассажира. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в обусловленный пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
Правовое регулирование договора перевозки пассажира. Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ. Это унифицированные нормы, относящиеся ко всем видам транспорта: железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному. Более детально общие условия перевозки этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Данные акты были рассмотрены в главе 23 (перевозка грузов). Поскольку стороной договора перевозки пассажира выступает гражданин-потребитель, на этот вид перевозок распространяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300—1 «О защите прав потребителей».
Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.
Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ.
Следует отметить, что правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяется на услуги перевозки (п. 2 ст. 779 ГК РФ).
Правовая характеристика договора перевозки пассажира. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, возмездным, взаимным. Кроме того, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным.
Существенные условия договора перевозки пассажира. Существенным условием рассматриваемого договора является условие о его предмете.
Предмет договора перевозки пассажира. Предметом договора перевозки пассажира является услуга по перемещению пассажира в пространстве на том или ином виде транспорта.
Помимо основной услуги перевозчиком могут оказываться и дополнительные услуги (организация питания и т.п.), которые считаются оплаченными при покупке проездного билета. Комплекс дополнительных услуг с пассажиром не обсуждается. Транспортное предприятие или соответствующий орган исполнительной власти (Министерство транспорта РФ и др.) в нормативном порядке определяют признаки классности транспортных средств — вагона, самолета, морского или речного судна, автотранспортного средства — и сообразно причислению к тому или иному классу устанавливают перечень предоставляемых услуг.
Срок договора перевозки пассажира. Срок в договоре перевозки пассажира — это промежуток времени, в течение которого пассажир должен быть перевезен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определяемые:
- транспортными уставами и кодексами;
- при отсутствии таких сроков — в разумный срок.
За нарушение срока перевозки пассажира установлена ответственность (штраф, возмещение убытков, компенсация морального вреда).
Цена договора перевозки пассажира. Цена в договоре перевозки понимается как провозная плата. Плата за перевозку транспортом общего пользования устанавливается на основании тарифов, утверждаемых государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях провозная плата взимается по соглашению сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Существуют категории пассажиров, освобожденные от внесения провозной платы либо имеющие определенные льготы или преимущества по провозной плате. Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (ст. 790 ГК РФ).
Стороны договора перевозки пассажира. Сторонами в договоре перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир. Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление перевозки пассажиров.
Пассажирами могут быть любые физические лица. В транспортных уставах и кодексах содержатся определения понятия «пассажир». Например, согласно ст. 2 УЖТ пассажир — это «лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, вокзала или платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее».
Форма договора перевозки пассажира. Для рассматриваемого договора предусмотрена письменная форма. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Проездные билеты могут иметь форму предъявительских или именных документов. В первом случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении любого пассажира, предъявившего билет при посадке (передача билета другому лицу допускается только до начала перевозки). Во втором случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении пассажира, имя которого указано в билете (передача билета другому лицу не допускается). Именные проездные билеты применяются преимущественно на воздушном транспорте и в поездах (кроме поездов пригородного сообщения).
На отдельных видах городского транспорта договор может заключаться конклюдентными действиями пассажира без выдачи билета: проход через турникеты в метро, оплата проезда жетоном, магнитной картой.
Утерянный или испорченный проездной билет может быть заменен перевозчиком, если это предусмотрено соответствующими транспортными уставами и кодексами. Так, в соответствии со ст. 82 УЖТ перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного, если пассажир предоставит необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного билета на конкретное место в соответствующем поезде.
Виды договора перевозки пассажира. Договоры перевозки пассажира подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки.
Обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира.
Перевозчик по договору перевозки пассажира обязан:
1. Предоставить пассажиру место согласно билету.
Если пассажиру место, указанное в проездном билете, не предоставлено, он имеет право:
- требовать от перевозчика предоставления другого места, хотя бы и более высокой категории, без взимания доплаты, а если стоимость места ниже стоимости купленного билета — требовать возмещения разницы в стоимости проезда;
- продлить срок действия проездного документа и отправиться следующим транспортным средством;
- потребовать расторжения договора и возврата стоимости проезда, если пассажир не согласен на предоставление другого места или отправление следующим транспортным средством;
- требовать применения меры ответственности (возмещение убытков).
2. Доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством.
Как правило, такие сроки определяются расписанием движения соответствующего вида транспорта. Если же конкретные сроки не установлены, перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).
В случае задержки отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздания прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) пассажир вправе:
- требовать применения мер ответственности: уплаты штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, возмещения иных убытков, а также компенсации морального вреда;
- требовать возврата провозной платы (в случае отказа пассажира от перевозки изза задержки отправления транспорта).
Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержки или опоздания имели место вследствие:
- непреодолимой силы;
- устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров;
- иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ).
3. Обеспечивать соблюдение иных прав пассажира.
Согласно п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
- перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
- провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм (под ручной кладью понимаются личные вещи пассажира, которые по своим размерам и весу без затруднения могут быть размещены на специально отведенных для них местах в вагоне поезда, салоне самолета, на морском судне, других транспортных средствах);
- сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Действующие уставы и кодексы предоставляют пассажирам больше прав, в частности:
- право на остановку в пути и изменение маршрута без изменения пункта назначения (ст. 83 УЖТ);
- право на бесплатное пользование услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в перевозке по вине воздушного перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна (п. 2 ст. 106 ВК);
- право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами перевозки (ст. 83 УЖТ) и др.
Пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки. При этом различают вынужденный (в связи с болезнью, задержкой рейса и т.д.) и добровольный отказ. В первом случае пассажиру возвращаются уплаченные за неиспользованный билет деньги. Последствия во втором случае пропорциональны количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства.
Например, в соответствии со ст. 83 УЖТ при возврате неиспользованного проездного билета для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:
- не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
- менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
- менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).
При опоздании на транспорт пассажир имеет право на возобновление проездного документа на другое транспортное средство без дополнительной оплаты либо получение обратно стоимости проезда или ее части. Конкретные последствия установлены в транспортных уставах и кодексах. Так, пассажир может возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд дальнего следования в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет). А в случае отказа от поездки — получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (ст. 83 УЖТ).
Порядок обращения в суд с иском к перевозчику.
В отличие от перевозки грузов не обязательно соблюдение предварительного досудебного порядка при обращении с иском к перевозчику по договору перевозки пассажира. Так, на железнодорожном и воздушном транспорте предъявление претензии к перевозчику рассматривается как право, а не как обязанность пассажира (ст. 126 ВК, ст. 122 УЖТ).
В соответствии со ст. 126 ВК пассажир в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, имеет право предъявить перевозчику заявление в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа, просрочки его доставки, а также прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира. Истечение установленного ВК 6-месячного срока дает перевозчику право не принимать от пассажира заявление о нарушении договора воздушной перевозки. Но перевозчик вправе принять претензию, если признает уважительной причину пропуска срока на предъявление претензии (п. 2 ст. 126 ВК). Аналогичное правило предусмотрено ст. 123 УЖТ. Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, что пропуск срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений, так как это противоречит ст. 46 Конституции и Закону о защите прав потребителей.
При перевозке на внутреннем водном и автомобильном транспорте обязательный претензионный порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа (ст. 161 КВВТ, ст. 158 УАТ). На внутреннем водном транспорте претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На автомобильном транспорте претензионные сроки те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней для требований, связанных с уплатой штрафов, и шесть месяцев во всех остальных случаях (ст. 163 УАТ). Если претензия отклонена перевозчиком или ответ на нее в установленные сроки не получен, пассажир вправе обратиться в суд.
Обязанности пассажира по договору перевозки пассажира.
Пассажир по договору перевозки пассажира обязан:
1. Уплатить установленную плату за проезд.
Оплата подтверждается проездными документами (билетами). Пассажир обязан иметь проездной документ и предъявлять его в пути следования по первому требованию лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Утерянные пассажирами проездные документы не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть подтверждены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются.
При уклонении пассажира от оплаты проезда перевозчик вправе:
- требовать применения меры ответственности в виде уплаты штрафа, размер которого определяется законодательством об административных правонарушениях;
- требовать оплаты стоимости проезда до ближайшей станции (порта).
Пассажир должен приобрести билет для дальнейшего следования до места назначения, иначе он снимается с рейса (удаляется из поезда).
2. Не портить имущество транспорта.
Если имущество транспорта было повреждено пассажиром, перевозчик имеет право требовать применения меры ответственности:
уплаты стоимости утраченного или поврежденного имущества в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров.
3. Соблюдать установленные правила перевозки.
Права перевозчика и ответственность пассажира в случае несоблюдения пассажиром правил перевозки определяются в соответствующих правилах.
Добавить комментарий