Декларация экологический сбор

Содержание

Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики обращается к субъектам хозяйствования–плательщикам экологического налога.

При наличии фактических источников загрязнения окружающей среды субъект хозяйствования обязан подать налоговую декларацию по экологическому налогу или предоставить заявление произвольной формы об отсутствии в отчетном периоде объекта для исчисления экологического налога согласно Порядку заполнения и подачи налоговой декларации по экологическому налогу, утвержденного приказом Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики от 16.08.2016 № 378, зарегистрированного в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 08.09.2016 за № 434/781.

Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течении года, то он должен не позже предельного срока подачи налоговой декларации за I квартал отчетного года подать заявление в соответствующий орган налогов и сборов по месту размещения источников загрязнения.

В ином случае плательщик налога обязан подавать налоговые декларации ежеквартально нарастающим итогом.

Предельный срок подачи налоговой декларации по экологическому налогу за I квартал 2017 года – 20 апреля 2017 года, предельный срок уплаты – 28 апреля 2017 года.

Форма налоговой декларации по экологическому налогу размещена на официальном сайте Государственного комитета налогов и сборов (gknslnr.su) в разделе «налогоплательщикам» подразделах «Юридическим лицам» и «Физическим лицам» — «Электронные формы отчетности».

В случае, если деятельность субъекта хозяйствования не связана с осуществлением выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросами загрязняющих веществ в водные объекты, размещением отходов или временным хранением радиоактивных отходов, он не является плательщиком экологического налога и, соответственно, не имеет обязательств по предоставлению налоговой декларации по экологическому налогу и предоставлению заявления об отсутствии в отчетном году объекта исчисления данного налога.

>Экологический сбор за 2018 год: как подготовить отчет и рассчитать сумму сбора

1. Как определить, нужно ли платить экологический сбор и сдавать отчетность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть перечень товаров и упаковки, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р. В зависимости от того, являетесь ли вы производителем или импортером товаров и упаковки, включенных в этот перечень, возможны три варианта действий.

  1. Если в этом перечне нет товаров или упаковки, которые вы производите или импортируете, то отчетность по экологическому сбору вам сдавать не нужно;
  2. Если в нем есть товары, которые вы производите или импортируете, то вам необходимо формировать отчетность и рассчитывать сумму экологического сбора. При этом платить экологический сбор надо в том случае, когда организация или ИП либо вообще не утилизирует товары, либо утилизирует их в объеме, который не соответствует нормативу, установленному для данного вида товаров на отчетный год. Если же норматив утилизации выполняется в полном объеме, то достаточно формировать отчетность и подтверждать документами проведенную утилизацию, а сам платеж будет нулевым.
  3. Если вы являетесь производителем или импортером упаковки из данного перечня, учитывайте следующие нюансы:
  • экологический сбор за упаковку товаров платят производители этих товаров только в том случае, если реализуют ее конечному потребителю. Об этом сказано в Правилах взимания экологического сбора (утв. постановлением Правительства от 08.10.15 № 1073 в ред. от 23.08.18; далее — Правила взимания экологического сбора). Например, производитель картонных коробок поставил их в розничные магазины для продажи конечным потребителям. В этом случае заплатить экологический сбор за упаковку должен производитель коробок. Если же коробки были реализованы на хлебозавод для упаковки печенья, то экологический сбор за них должен заплатить хлебозавод, поскольку он упаковывает в них свой товар;
  • экологический сбор за многооборотную упаковку платят ее производители. Например, хлебозавод упаковывает печенье в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экологический сбор за картонные коробки платит хлебозавод, а за поддоны — производитель поддонов.

Также см. «С 4 сентября порядок уплаты экологического сбора изменится».

Заполнить и сдать через интернет всю отчетность по экологическому сбору

2. Кто платит экосбор при производстве товаров по сложным схемам, и кто освобожден от его уплаты?

При определении ответственного за уплату экологического сбора нужно учитывать несколько частных случаев. К ним относятся схемы толлинга и off-take.

Производство товаров по схеме толлинга (или производство товаров из давальческого сырья) выглядит следующим образом. Компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров из сырья компании 1. Произведенный товар принадлежит компании 1 (заказчику) на праве собственности. Она его реализует и несет ответственность за уплату экологического сбора.
Например, организация заказывает в швейной мастерской пошив футболок со своим логотипом, и предоставляет для этого ткань. Готовые футболки принадлежат организации, поэтому именно она платит экологический сбор.
Производство товаров по схеме off-take подразумевает продажу готового товара, сделанного на заказ. В данном случае компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров. При этом компания 2 использует свое сырье. Компания 2 (производитель) продает готовый товар компании 1 (заказчику). Ответственность за уплату экологического сбора несет производитель.
Например, предприятие заказывает швейной мастерской пошив футболок с логотипом компании. Для их изготовления используются материалы мастерской. Готовые футболки являются собственностью швейной мастерской, и именно она платит экологический сбор.
Также существуют отдельные группы производителей и импортеров, которые освобождены от уплаты экологического сбора. К ним относятся:

  • производители упаковки, реализующие ее другим производителям для упаковки продукции (как в примере выше, когда производитель картонных коробок реализует коробки хлебозаводу);
  • производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд (например, завод покупает коробки, чтобы перевозить в них шурупы из одного цеха в другой).
  • производители товаров, которые не входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р (например, производители пищевой продукции);
  • компании, самостоятельно утилизирующие свои товары и упаковку для товаров;
  • экспортеры товаров и упаковки.

Организации и ИП, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах, не менее чем предусмотрено нормативами на отчетный год, освобождаются от уплаты экологического сбора. Однако они должны представлять «экологическую» отчетность.
Также см. «Экологический сбор: кто является его плательщиком, как рассчитать сумму к уплате, как и куда сдавать отчетность по сбору».

3. Какая отчетность сдается по экологическому сбору?

Отчетность по экологическому сбору состоит из четырех форм:

  1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (форма утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18). Также см. «Экологический сбор: обновлена форма декларации о товарах и упаковке, подлежащих утилизации».
  2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342 в ред. от 17.10.18). В данный отчет нужно внести информацию о фактическом количестве товара, утилизированного в текущем году. Также необходимо указать, на основании каких документов была произведена утилизация (договор, акт, лицензия). Если же производитель или импортер не занимался утилизацией товаров, то следует сдать нулевую отчетность о выполнении нормативов утилизации.
  3. Расчет суммы экологического сбора (форма утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488). Сумма экологического сбора, которую необходимо внести в бюджет, рассчитывается в том случае, если организация вовсе не утилизировала товар, либо утилизировала его в меньшем объеме, чем установлено по нормативу.
  4. Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты. Отчет состоит из двух форм, которые включают в себя данные о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации.

Важно иметь в виду, что первые три вида «экологической» отчетности необходимо составлять именно в указанной выше последовательности. Поясним на примере.
Допустим, в 2017 году издательство выпустило 100 тонн журналов, а в 2018 году — 200 тонн. Указанная печатная продукция была реализована на территории РФ. Чтобы отчитаться по экосбору за 2018 год, нужно выполнить следующие действия.
Сначала необходимо подготовить декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров. В ней нужно прописать количество реализованных журналов за 2018 год — 200 тонн.
Далее необходимо сформировать отчетность о выполнении нормативов утилизации.Обратите внимание: с отчетности за 2018 год в данной форме нужно учитывать массу или количество товаров, реализованных не за отчетный год, а за календарный год, предшествующий отчетному периоду (п. 6 Правил взимания экологического сбора). На 2018 год норматив утилизации в отношении издательской печатной продукции равен 10%, значит утилизировать необходимо 10 тонн журналов. Соответственно, издательство должно собрать устаревшие журналы в объеме не менее 10 тонн, и утилизировать их.
Предположим, было утилизировано не 10, а 8 тонн журналов. В связи с этим в отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно отметить, что было утилизировано 8 тонн журналов, и указать документы, на основании которых была произведена утилизация.
На следующем этапе надо составить расчет суммы экологического сбора в отношении неутилизированных журналов, то есть в отношении 2 тонн журналов (10 тонн — 8 тонн).

4. В какие сроки нужно сдать отчетность и заплатить экосбор? Что будет, если нарушить сроки?

Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2018 год нужно до 1 апреля 2019 года включительно.
Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2018 год необходимо до 15 апреля 2019 года включительно.
Если плательщик экосбора не отчитается в указанные сроки, либо представит недостоверные сведения, он может быть привлечен к ответственности по статье 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ. Размеры штрафных санкций составляют от 3 тыс. до 6 тыс. рублей — для должностных лиц и предпринимателей, от 20 тыс. до 80 тыс. рублей — для юридических лиц.
В случае неуплаты эксобора или неполного внесения платежа Росприроднадзор выставит требование о добровольном погашении задолженности. Если по истечении 15 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, Росприроднадзор сможет взыскать сумму сбора в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора). В настоящее время штраф за неуплату экологического сбора не установлен. Однако уже подготовлен проект поправок, который предусматривает за неуплату сбора серьезные административные санкции, вплоть до приостановки деятельности организации или ИП.

5. В какой орган Росприроднадзора необходимо сдавать «экологическую» отчетность?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:

  • производители сдают декларации и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
  • импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
  • организации и предприниматели, которые одновременно являются производителями, и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва).

Такой порядок установлен в пункте 13 Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.18).
Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН.
Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.
Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров, проверить его и отправить на сайт РПН.
Сдача отчетности через систему имеет два огромных плюса.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетность по НВОС, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

Заполнить и сдать экологическую отчетность через оператора ЭДО

7. Какой объем товаров и упаковки нужно отражать в отчетности? Какими документами можно его подтвердить?

В пунктах 1.1 и 1.2 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.17) сказано следующее.
Производители товаров с момента их первичной реализации на территории РФ обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении:

  • товаров, произведенных на территории РФ;
  • упаковки товаров, произведенных на территории РФ.

Импортеры товаров с момента их первичной реализации на территории РФ обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении:

  • товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС;
  • упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • упаковки товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС.

Таким образом, можно сделать вывод, что при составлении декларации и последующих отчетов учитывается количество реализованных на территории РФ товаров и упаковки. Указанное в декларации количество товаров (упаковки) подтверждается первичными учетными документами или сведениями из таможенных документов.

Готовьте «экологическую» отчетность в специальном веб-сервисе

8. Что понимается под термином «утилизация»?

Содержание понятия «утилизация отходов» раскрывается в статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (действует в ред. от 29.07.18; далее — Закон об отходах производства). Под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов. В частности, возможно повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
При этом важно понимать, что утилизация не равнозначна обезвреживанию (термической обработке), поскольку обезвреживание не предполагает возврат отходов в производственный цикл.
На обезвреживание передаются отходы, образованные в результате деятельности организации или ИП. Эти отходы учитываются при составлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Если же производитель или импортер, обязанный утилизировать товары, которые утратили свои потребительские свойства и превратились в отходы, передаст их на обезвреживание, это приведет к двойной оплате. Сначала он оплатит услуги исполнителя по договору на обезвреживание отходов, а затем должен будет внести экологический сбор.

9. Что такое норматив утилизации?

Норматив утилизации — это процент от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки, выраженный в единицах массы товаров и упаковки или единицах товаров (п. 12 ст. 24.2 Закона об отходах производства).
Нормативы утилизации устанавливаются по каждой группе товаров и упаковки. Для подготовки отчетности по экосбору за 2018 год следует руководствоваться нормативами, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2971-р (в ред. от 16.06.18).
Например, норматив утилизации журналов (группа № 16 «Издательская продукция печатная») на 2018 год составляет 10%. Это значит, что если издательство выпустило и реализовало на территории РФ в 2017 году 100 тонн журналов, то оно должно либо утилизировать 10 тонн журналов, либо заплатить за это количество товара экологический сбор за 2018 год.
Отметим, что если производитель или импортер перевыполнил норматив утилизации в предыдущем календарном году, то норматив утилизации на текущий год можно уменьшить на величину перевыполнения норматива за предыдущий год. Такая возможность предусмотрена пунктом 13 статьи 24.2 Закона об отходах производства.

10. Как выполнить нормативы утилизации?

Закон об отходах производства предусматривает три способа выполнения нормативов утилизации (п. 4 — 6 ст. 24.2 этого закона):

  1. Самостоятельно утилизировать товары и упаковку. В этом случае производителю или импортеру необходимо организовать места сбора вышедших из употребления товаров и упаковки, а также выстроить технологический процесс утилизации. Для этого, как правило, требуется выделить определенные помещения, закупить технологическое оборудование и получить лицензию на деятельность по обращению с отходами (если речь идет об отходах I-IV классов опасности).
  2. Заключить договор со специализированной компанией. Если на утилизацию передаются отходы I-IV классов опасности, у специализированной организации должна быть лицензия. Для утилизации отходов V класса (картон, полиэтилен, лом черных металлов и т.д.) лицензия не требуется. отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно приложить договор со специализированной компанией, копию ее лицензию (при необходимости), акт об утилизации.
  3. Вступить в ассоциацию (союз) производителей/импортеров. Важно учесть, что если ассоциация в течение отчетного года не выполнит нормативы утилизации либо выполнит их не в полном объеме, то отвечать за соблюдение нормативов должен будет производитель или импортер товаров.

11. Как рассчитать сумму экологического сбора?

Формула для расчета экологического сбора приведена в пункте 6 Правил взимания экологического сбора. В общем случае сумма экосбора равна произведению массы товара (упаковки) на ставку сбора и на норматив утилизации, установленный на отчетный год. При этом учитывать надо массу товара (упаковки), реализованного для внутреннего потребления на территории РФ за календарный год, предшествующий отчетному периоду. В зависимости от вида товара вместо его массы в формуле используется количество единиц товара.
Если плательщик экосбора утилизировал товары, но в меньшем объеме, чем положено по нормативу, то для расчета суммы сбора надо сначала определить разницу между установленным и фактически значением количества утилизированных товаров за отчетный год. Полученную величину нужно умножить на ставку сбора (п. 8 Правил взимания экологического сбора).
Ставки экологического сбора устанавливаются ежегодно. При подготовке отчетов за 2018 год следует руководствоваться ставками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284 (ред. от 31.10.18).

Пример
Издательство выпустило и реализовало на территории РФ за 2017 год 100 тонн журналов.
Норматив утилизации журналов на 2018 год составляет 10%.
Утилизация журналов в 2017 и 2018 годах не производилась.
Ставка экологического сбора за 2018 год в отношении издательской печатной продукции равна 2 378 руб. за тонну.
Сумма экологического сбора за 2018 год составит 23 780 руб. (100 тонн х 10% х 2 378 руб. за тонну).

Автоматически сформировать платежку на уплату экосбора по данным из декларации и сдать всю отчетность по сбору

15. Как можно подготовить и отправить «экологическую» отчетность?

Существует два способа подготовки и представления «экологической» отчетности: с использованием бесплатных сервисов Росприроднадзора и с использованием программных решений операторов электронного документооборота (далее — операторов ЭДО).
Если у плательщика экосбора нет технической возможности подключиться к интернету, можно сдать декларацию и другие отчеты на бумаге. При этом все равно нужно будет представить электронную версию отчета (принести в РПН флешку или диск с файлом отчета в формате xml или вложить такой электронный носитель в почтовое отправление).

Особенности

Способы подготовки и сдачи отчетности

Бумажная версия отчета

Cервисы РПН

(модуль природопользователя, личный кабинет природопользователя)

Сервис «Отчетность в Росприроднадзор»

(входит в состав системы «Контур.Экстерн» от оператора ЭДО «СКБ Контур»)

Расходы

Бумага, картриджи, командировочные расходы, почтовое отправление

Электронная подпись (ее можно купить в любом из аккредитованных удостоверяющих центров)

Оплата работы в сервисе (электронная подпись входит в стоимость)

Контроль изменений

Необходимо самостоятельно отслеживать изменения в законодательстве на сайте РПН

Об изменениях законодательства можно узнавать на бесплатных вебинарах от экспертов сервиса

Установка обновлений

Нужно самостоятельно отслеживать изменения всех форм отчетности

Нужно самостоятельно следить за обновлениями форм отчетности и устанавливать обновления

Обновления устанавливаются автоматически, формы отчетности всегда актуальны

Подготовка и отправка отчетов

Заполнить отчет можно в различных программах. Составленный отчет можно либо направить по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении), либо сдать лично

Заполнение отчета происходит в одном сервисе (модуль природопользователя), а отправка — через другой (личный кабинет природопользователя)

Заполнение и отправка отчета происходят в одном сервисе

Доставка и статус отчет

ов

Если отчет сдается лично, сотрудник РПН поставит отметку о приеме. Дата сдачи отчета, отправленного по почте, — это дата почтового отправления

Нужно контролировать статус отчета в личном кабинете природопользователя, чтобы не пропустить уведомления

Актуальный статус отчета можно в любой момент посмотреть в сервисе. Оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. За доставку отчетов отвечает оператор ЭДО

5.7. Экологический паспорт предприятия. Декларация безопасности промышленного объекта

Экологический паспорт предприятия и декларация безопасности промышленного объекта – относительно новые правовые формы информационного обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Экологический паспорт предприятия представляет собой комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду. Требования по ведению такого паспорта предусмотрены ГОСТом 17.0.0.04-90, введенным в действие 15 октября 1990г. Экологический паспорт разрабатывается предприятием за счет собственных средств и утверждается его руководителем после согласования с территориальным органом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды. Основой для разработки экологического паспорта служат основные показатели производства, проекты расчетов нормативов предельно допустимых воздействий на природу, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности и другие нормативные документы.
В пас-порте должны содержаться:
• общие сведения о предприятии и его реквизиты;
• краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;
• краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема мате-риальных потоков;
• сведения об использовании земельных ресурсов; о рекультивации земель;
• характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресур-сов;
• характеристика выбросов в атмосферу; водопотребления и водоотведения; отхо-дов;
• сведения о транспорте предприятия;
• сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.
Декларация безопасности промышленного объекта является документом, содержащим разнообразную, в том числе экологически значимую, информацию о промышленном объекте. Его появление обусловлено частыми авариями на промышленных объектах, влекущими порой тяжелые экономические, социальные и экологические последствия. Декларация безопасности призвана служить инструментом предупреждения и подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях на промышленных объектах.
Необходимость разработки декларации промышленной безопасности предусмотрена Федеральным законом от 21 июля 1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 14). Отношения, связанные с декларированием промышленной безопасности, детально регулируются Положением о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. Декларирование безопасности промышленного объекта, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства, осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте.
Декларация разраба-тывается предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов, должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и содержать:
а) сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта;
б) основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции;
е) анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ;
г) характеристику систем контроля за безопасностью промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
д) сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;
е) характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях;
ж) характеристику мероприятий по защите персонала про-мышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
и) порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, в соответствии с нормативными требованиями одни и те же предприятия должны вести обе формы названных документов. При этом очевидно, что многие данные, содержащиеся в экологическом паспорте предприятия и декларации безопасности про-мышленного объекта, повторяются. Встает вопрос о целесообразности ведения обеих форм промышленными предприятиями и излишнего обременения таких предприятий. Видимо, в этом нет особой необходимости. Действие параллельных инструментов связано с тем, что экологический паспорт предприятия – инструмент экологического законодательства, а декларация безопасности промышленного объекта – законодательства о промышленной безопасности. Целесообразно ведение единого документа типа декларации об экологической и промышленной безопасности предприятия.

Образец заполнения декларации по экологическому налогу за хранение отходов производства при долговременном и временном хранении отходов

О чем пойдет речь в статье:

  • Срок представления декларации – 22 октября 2018 г.
  • Порядок расчета экологического налога за хранение отходов производства при долговременном хранении отходов производства и порядок заполнения декларации за III квартал 2018 г.
  • Пример 1. Заполнение декларации при долговременном хранении отходов производства
  • Порядок расчета экологического налога за хранение отходов производства при временном хранении отходов производства и порядок заполнения декларации за III квартал 2018 г.
  • Пример 2. Расчет экологического налога за хранение отходов производства при временном хранении отходов и заполнение декларации за III квартал 2018 г.

Срок представления декларации – 22 октября 2018 г.

По общему правилу срок представления ежеквартальной декларации по экологическому налогу за хранение отходов производства – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, уплаты налога – не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 7, 8 ст. 208 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

Однако в этом году 20 октября – выходной день (суббота).

В таком случае организации вправе применить норму ст. 3-1 НК: если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, срок представления декларации по экологическому налогу за хранение отходов производства за III квартал т.г. совпадает со сроком уплаты налога – 22 октября 2018 г.

Форма декларации по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов утверждена постановлением № 42* (приложение 13) и имеет 2 части:

– часть I «Расчет экологического налога за хранение отходов производства» определяет расчет налога при хранении отходов производства (одновременно для ситуаций временного хранения отходов и долговременного хранения отходов);

– часть II «Расчет экологического налога за захоронение отходов производства» – расчет при захоронении отходов производства (в данном случае не рассматривается).

________________
* Постановление МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы» (далее – постановление № 42).

Плательщики налога за хранение отходов заполняют первую часть декларации.

Ставки экологического налога за хранение отходов производства в 2018 г. установлены Указом Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» в приложении 6.

Порядок расчета налога за хранение отходов и заполнения налоговой декларации зависит от способа хранения отходов, которых всего два:

– долговременное хранение отходов;

– временное хранение отходов в пределах показателя «одна транспортная единица» и сверх этого показателя.

Порядок расчета экологического налога за хранение отходов производства при долговременном хранении отходов производства и порядок заполнения декларации за III квартал 2018 г.

Особенность заполнения налоговой декларации при долговременном хранении отходов производства в том, что в гр. 5 части I декларации указываем все количество отходов, направленное на хранение в течение отчетного периода (квартала). Именно это количество является налоговой базой для расчета суммы налога.

Пример 1. Заполнение декларации при долговременном хранении отходов производства

Организация осуществляет хранение отходов «А» 2-го класса опасности. Получено разрешение на хранение и захоронение отходов производства, согласно которому допускается хранение этих отходов в количестве 5 т в год.

Примем, что направлено на хранение отходов «А»:

– в I квартале 2018 г. – 0,5 т;

– II квартале – 0,6 т;

– III квартале – 0,7 т.

Ставка налога равна 31,65 руб. за 1 т. Льгот у организации нет, экологического сертификата соответствия нет.

В декларациях за I, II, III квартал в гр. 5 декларации соответственно указываем 0,5 т, 0,6 т, 0,7 т.

Сумма налога, указываемая в гр. 8 части I декларации, равна следующим значениям:

– I квартал – 15,83 руб.;

– II квартал – 18,99 руб.;

– III квартал – 22,16 руб.

Заполненная за III квартал 2018 г. часть I декларации должна выглядеть следующим образом.

Порядок расчета экологического налога за хранение отходов производства при временном хранении отходов производства и порядок заполнения декларации за III квартал 2018 г.

Особенность заполнения декларации при временном хранении отходов производства в том, что в гр. 5 части I декларации нужно указать количество отходов, являющееся налоговой базой, а не количество, направленное на хранение в отчетном периоде. Ведь нужно учесть:

– образование и вывоз отходов в отчетном налоговом периоде;

– «льготный» объем – количество, равное «одной транспортной единицы».

Налоговая база налога за хранение отходов с учетом п. 2 ст. 208 НК:

– исчисляется по окончании отчетного квартала;

– определяется как фактические объемы отходов производства, подлежащих хранению (ст. 206 НК).

То есть налоговой базой будет количество отходов, хранящихся на конец отчетного квартала, без учета «льготного» объема.

Важно помнить, что отходы в течение квартала могут направляться в места их хранения и вывозиться оттуда. Поэтому нужно знать не суммарный объем поступления отходов на хранение за квартал, а только фактически хранимый на конец квартала.

Показатель «одна транспортная единица» – это «льготный» объем, который вычитается из количества, хранимого на конец отчетного квартала. В итоге налоговой базой за конкретный отчетный квартал будет только количество отходов, хранимое сверх показателя «одна транспортная единица».

При заполнении декларации для ситуации с временным хранением отходов не нужно иметь разрешение на хранение и захоронение отходов производства, поэтому плательщик применяет только один тип декларации – ежеквартальная. В силу того, что облагается налогом только объем отходов, хранимый сверх показателя «одна транспортная единица», в гр. 5 части I декларации указывается не фактически хранящийся объем отходов, а объем отходов за вычетом объема, равного одной транспортной единице.

Эта особенность отсутствует в гл. 13 Указаний по заполнению деклараций (расчета) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства, утвержденных постановлением № 42, и выводится только из того, что значение гр. 8 декларации получается как произведение значения гр. 5 (фактически направлено на хранение отходов в налоговом периоде) на значение гр. 6 (ставка налога) и значение гр. 7 (коэффициенты к ставкам). Математически нужно исключить «льготный» объем.

Нужно запомнить, что «льготный» объем – это фактическое количество хранящихся отходов. Если он «исчерпан», то еще раз им воспользоваться нельзя, пока отходы не будут вывезены из места временного хранения отходов. Поэтому если уплачен налог и в следующем квартале происходит накопление отходов без их вывоза, то «льготный» объем уже нельзя вычесть при расчете налоговой базы на конец отчетного квартала.

Пример 2. Расчет экологического налога за хранение отходов производства при временном хранении отходов и заполнение декларации за III квартал 2018 г.

Организация имеет отход «А», неопасный (например, лом стальной несортированный).

Согласно инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной для организации, одна транспортная единица для отходов «А» равна 4 т.

В течение января I квартала 2018 г. поступило на временное хранение отходов «А» 1,1 т, 1,2 т, 1,1 т и вывезено 3,4 т. В феврале суммарно образовалось 4,5 т и вывезено 4,5 т. В марте суммарно образовалось 2,2 т и вывезено 2 т отходов «А».

Для определения объекта налогообложения необходимо:

1) определить количество отходов «А», хранящихся на конец квартала.

Это составит 0,2 т отходов ((1,1 + 1,2 + 1,1 + 4,5 + 2,2) – (3,4 + 4,5 + 2));

2) сравнить полученный результат с количественным показателем «одна транспортная единица», предусмотренным инструкцией для этого отхода.

Так как 0,2 т меньше, чем 4 т, то для отхода «А» отсутствует объект обложения экологическим налогом за I квартал. Нет объекта обложения налогом – нет декларации.

Примем, что в конце II квартала 2018 г. хранится отходов «А» 5,5 т. Так как 5,5 т больше, чем 4 т, то для отхода «А» возник объект налогообложения. Превышение «льготного» предела составило 1,5 т. Это количество облагается экологическим налогом. В гр. 5 укажем значение 1,5 т.

Ставка налога – 1,06 руб.

Вначале рассмотрим, как должна выглядеть заполненная часть I декларации за II квартал т. г.:

Примем, что отходы, образовавшиеся в течение III квартала, отправлены на хранение и в конце III квартала 2018 г. хранится отходов «А» 8,0 т. Хранение отходов «А» превышает показатель «одна транспортная единица» на 4 т. Но налоговая база будет 2,5 т, так как за 1,5 т налог уплачен во II квартале.

С учетом вышеизложенного заполненная за III квартал 2018 г. часть I декларации должна выглядеть следующим образом: