Дебиторка в 1С

Быстрый способ узнать задолженность перед поставщиками

В 1С Бухгалтерии 8.2 на Панели функций есть замечательная вкладка «Монитор», позволяющая нам в любое время в два щелчка мышки узнать задолженность покупателей и наши долги поставщикам. Пример приведён на рисунке ниже.

Есть вопросы по обучению? Закажите бесплатный звонок artemvm.info_93d9e4ebfb5e94af28c7b765811101ba

Из показанного на картинке нас в данном случае интересует блок «Дебиторы и кредиторы». Если там пусто, то никто никому ничего не должен. Напротив, в приведённом примере мы должны ООО «Оптовик» 145 000 руб., поэтому данный контрагент отображается в колонке «Кредиторы».

Если есть клиенты, которые ещё не расплатились с нашей фирмой за товары/услуги, то такие контрагенты будут отображаться в колонке «Дебиторы». Если клиент внёс аванс, но реализации ещё не было, то такой клиент будет отображаться уже в кредиторах.

Следует иметь ввиду, что вкладка «Монитор» не предназначена для получения подробной информации о задолженностях поставщикам и задолженностях клиентов.

Во-первых, тут не показывается детализация по договорам с контрагентами. А во-вторых, если дебиторов и/или кредиторов много, то первые несколько просто сортируются в порядке убывания задолженности, а остальные группируются в одну строку с названием «прочие» и общей суммой. Последнее часто смущает начинающих пользователей 1С 8.1-8.2, поскольку они не могут найти нужного контрагента в этих списках.

Анализ дебиторской задолженности в 1С: Бухгалтерии предприятия 8

Опубликовано 24.04.2018 21:10 Просмотров: 3724

В одной из прошлых статей мы настроили «Монитор руководителя» так, как удобно нашей организации: по приоритетам (Настройка монитора руководителя в 1С: Бухгалтерии предприятия 8). Но данный инструмент отражает только «контрольные точки». Для максимально четкого понимания текущей платежеспособности организации, нужен более глубокий анализ. При этом, данных бухгалтерской отчетности для такой цели недостаточно т.к. она не отражает способность организации выполнять обязательства на текущую дату.

Выбираем раздел «Руководителю», который дает нам детализированную информацию по ключевым показателям. В этой статье речь пойдет о подразделе «Расчеты с покупателями»: разбираемся, кто «нам должен» и «как давно должен».

Раздел «Расчеты с покупателями» позволяет формировать отчеты как в табличном виде, так и в виде диаграммы.


Для получения диаграммы в настройках нужно отметить галочкой необходимые параметры.

Диаграмма дает «лайт-картинку» в суммовом выражении и по срокам платежей.


Более информативной будет детализация задолженности. Разворачиваем и оцениваем сумму долга, щелкнув 2 раза мышкой по интересующему показателю в строке нужного контрагента.

В отчете отражается задолженность с разбивкой по срокам долга: в виде картинки и таблицы. Важнейшее значение имеет постоянный контроль сроков оплаты. Дебиторскую задолженность не нужно доводить до просроченной, и тем более безнадежной.
Еще один отчет, удобный для мгновенной оценки задолженности — «Счета, не оплаченные покупателями». Отчет формируется в разрезе контрагентов и сроков оплаты.


Важно помнить, что при анализе задолженности покупателей в управленческом учете необходим «перекрестный анализ» показателей с данными бухгалтерского учета (например, с ОСВ по счету 62).
Если итоги анализа дебиторской задолженности не утешительны, то нужно понять, не создали ли мы сами условия, которые предполагают возможность не платить вовремя или платить не в полном объеме? Например, это может быть обтекаемость формулировок в договорах, двоякость в толковании. Старайтесь при документальном оформлении сделок использовать простые и однозначные формулировки.
Устойчивое платежеспособное состояние компании формирует не только прибыльность товара, продукции, услуги, но и денежный оборот. Чем меньше времени затрачивается на закупку товара, материалов, на погашение дебиторской задолженности, тем быстрее деньги снова превращаются в деньги. А это залог успешности бизнеса.
Желаем вам успехов и процветания!

Автор статьи: Ирина Казмирчук

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Наши обучающие курсы и вебинары

Отзывы наших клиентов

>
Также по теме:

Какие отчеты по дебиторке есть в 1С?

В программе «1С 8» (далее мы будем рассматривать эту версию программы как наиболее актуальную и распространенную) существует большое количество различных отчетов, в которых можно увидеть состояние дебиторской задолженности контрагентов.

Условно их можно поделить на 2 группы:

  1. Бухгалтерские — это те отчеты и документы, которые применяют в повседневной практике бухгалтеры, отвечающие за ведение расчетов либо за ведение учета в целом по предприятию (главбухи и замы). В качестве примеров можно привести:
  • Оборотно-сальдовую ведомость (далее — ОСВ) по счетам учета расчетов с контрагентами (счета 60, 62, 76 Плана счетов, утвержденного приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н). Вход в ОСВ возможен через:
    • меню «Рабочий стол» — «ОСВ по счету» (выбрать из списка);
    • меню «Покупки и продажи» — «Стандартные отчеты» — «ОСВ по счету» (выбрать из списка).

Подробнее о таком отчете как ОСВ читайте в статье «Оборотно-сальдовая ведомость — образец заполнения 2017-2018».

Нажав в открывшейся форме отчета на кнопку «Показать настройки», можно формировать отчет по своему желанию в разрезах:

    • группировки — по контрагентам, договорам, расчетным документам (например, выставленным счетам);
    • отбора — из перечисленных выше групп можно выбирать только интересующих контрагентов;
    • показателей — например, по развернутому сальдо (удобно для тех партнеров, у которых могут быть как дебетовые, так и кредитовые сальдо единовременно).
  • Акт сверки с контрагентом. Меню «Покупки и продажи» — «Расчеты с контрагентами» — «Акт сверки расчетов». В данном документе можно увидеть все данные, которые есть в учете по конкретному дебитору, включая суммы отгрузок, оплат и взаимозачетов.
  1. Управленческие отчеты или отчеты для руководства. Меню этих отчетов носит название «Руководителю». В меню есть подгруппы отчетов:
  • «Расчеты с поставщиками»;
  • «Расчеты с покупателями».

В этих подгруппах представлены сводные аналитические отчеты по группам задолженностей. Создатели «1С» посчитали, что нужны они в первую очередь менеджменту предприятия, однако ничто не мешает пользоваться ими и другим сотрудникам. О некоторых сводных отчетах поговорим подробнее.

Как выполнять отслеживание задолженности по срокам долга?

По срокам можно отслеживать задолженности поставщиков и покупателей. Поскольку дебиторская задолженность чаще образуется по группе покупателей, рассмотрим отчет на ее примере.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! По поставщикам тоже может появляться дебиторка, например, когда они работают по предоплате. Тогда по ним можно формировать отчет через «Расчеты с поставщиками».

Выход в отчет:

Меню «Руководителю» — подгруппа «Расчеты с покупателями» — отчет «Задолженность покупателей по срокам долга».

Появившуюся форму отчета необходимо настроить — пройти по кнопке «Показать настройки» и установить:

  • Интервалы, в которых нужно сформировать отчет (распределить задолженности), например:
    • срок долга до 7 дней;
    • срок долга от 8 до 15 дней и так далее.

ВАЖНО! Значения можно ставить любые, добавляя или удаляя строки с интервалами во вкладке настроек отчета.

  • Группировку (по аналогии с бухгалтерскими отчетами).
  • Отбор (по аналогии с бухгалтерскими отчетами).

ВАЖНО! Единожды установленные параметры отчета можно зафиксировать, чтобы далее отчет автоматически строился по указанным принципам. Для этого, не выходя из меню настроек, следует нажать кнопку «Сохранить настройки».

После установки настроек задаем дату, на которую следует сформировать отчет, и нажимаем «Сформировать». В получившейся таблице данные по долгам будут разнесены по столбцам с назначенными интервалами задолженности.

ВАЖНО! Отчет можно представить в виде сводной диаграммы по назначенным интервалам возникновения долгов. Для этого в форме отчета в левом нижнем углу надо поставить галочку:

Диаграмма

О том, как с помощью «1С» можно сдать электронную отчетность, читайте в материале «Как проходит сдача электронной отчетности через 1С?».

Как образуются долги?

Контрагенты – это различные партнеры компании, поставщики, покупатели, банки, одним словом, все действующие партнеры конкретного предприятия. Возникновение дебиторской задолженности не является обязательным условием сотрудничества, долги появляются только в том случае, если договора и соглашения подписываются с различными датами выполнения своих обязательств сторонами. Например, товар передается покупателю сейчас, а оплата за него запланирована на другое число – все это время за покупателем будет числиться дебиторская задолженность.

На практике, далеко не все партнеры готовы работать по предоплате, бывает так, что у компании просто нет средств, чтобы сразу оплатить товар, случаются и ситуации, когда по предоплате предприятия не работают из принципа – если в прошлом уже были неприятные ситуации с невыполнением обязательств. Поскольку любой контракт несет в себе новые возможности, компании в основном идут на заключение соглашений, предусматривающих дебиторку.

Экономисты утверждают, что рост сбыта, географии рынков и других финансовых показателей компании неразрывно связан с ростом дебиторской задолженности. Тем не менее нельзя сказать, что высокая дебиторка – исключительно положительный показатель для компании. Чтобы разобраться, необходимо проанализировать структуру данной группы активов – вычислить долю нормальной и проблемной задолженностей, а также охарактеризовать степень опасности превращения каждого проблемного долга в безнадежный.

Виды дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность бывает разной, в экономике основной акцент делают на сроки погашения долгов, поэтому ее принято делить на две группы:

  • Долгосрочную
  • Краткосрочную (или текущую)

Если срок выполнения обязательств контрагента наступает менее чем через 12 месяцев после выполнения обязательств одной стороной, то такую задолженность называют краткосрочной, если возвращение денег состоится через год и более – то долги оказываются в группе долгосрочных. Примечательно, что долгосрочные дебиторки переходят в краткосрочные в момент, когда до выплаты остается менее двенадцати месяцев.

Отдельная группа классифицирует долги в зависимости от своевременного поступления оплаты. Так, срочными или нормальными задолженностями называют дебиторки, срок оплаты по которым еще не наступил. Если же контрагент просрочил выплату, то задолженность оказывается просроченной (на первом этапе сомнительной, а затем может стать и безнадежной).

Когда взыскание может быть невозможным?

Долги могут перейти в категорию безнадежных, если вероятность взыскать их устремляется к нулю. Такая ситуация может случиться при наступлении одного из условий:

  1. Истек срок исковой давности

Для любой, в том числе финансовой претензии в России предусмотрен срок исковой давности – период времени, в который сторона, чьи права нарушены, имеет право обратиться в суд. Чтобы успеть подготовить документы, в компании должны правильно считать данный срок.

По общему правилу, подавать суд в иск можно сразу после наступления просрочки. Предположим, дебиторская срочная задолженность должна быть погашена 1 марта, значит, со 2 марта следует начать считать момент нарушения прав поставщика. Бывает и так, что стороны не определяют в соглашении конкретный период возврата средств. По законодательству, взыскание такой задолженности должно стартовать с предъявления письменного требования должнику. У него будет право вернуть средства в течение 30 дней.

  1. Обязательство прекращено в связи с невозможностью его исполнения

Иногда выплата становится невозможной из-за ненадежности или неплатежеспособности самого контрагента. Его могут исключить из реестра, вынести вердикт, что возращение долга не представляется возможным. Последствия такого рода распространяются только на юридических лиц, если лишить статуса ИП, то он продолжит нести ответственность.

Кредиторская задолженность контрагента также пострадает, если предприятие будет признано банкротом (неплатежеспособным) и приставы не смогут взыскать с него средства. Взыскание задолженности с контрагента – длительный и утомительный процесс, поэтому экономисты советуют заняться проверкой потенциального партнера.