Что такое общественные объединения

Содержание

22. Общественные организации (объединения) и ассоциации (союзы).

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: ГП 2 курс 51 час л1 7 (2).doc Скачиваний: 6 Добавлен: 15.02.2015 Размер: 382.98 Кб ☆ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 < Предыдущая Стр 10 из 10 10

Общественной и религиозной организацией признается основанное на началах членства объединение граждан, созданное ими на базе общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуществления и защиты некоторых своих прав и интересов (п. 1 ст. 117 ГК).

К числу общественных организаций относятся политические партии, профессиональные и творческие союзы, добровольные общества, другие аналогичные объединения граждан по интересам и т. п.

Следует иметь в виду, что в крупных общественных (и религиозных) организациях (объединениях) юридическими лицами в соответствии с законом и их уставом могут признаваться как организации в целом, так и их отдельные (обычно территориальные) звенья. Например, юридическим лицом может являться как профсоюз в целом, так и его первичные (профсоюзные) организации. В этом качестве не вправе, однако, выступать советы, правления и иные руководящие органы таких организаций. Так, юридическим лицом согласно закону является не профком, а профсоюзная организация в целом.

Общественные организации создаются по инициативе не менее чем 3 граждан, а религиозные — в составе не менее 10 граждан.

Закон об общественных объединениях допускает в число учредителей и участников общественных организаций юридические лица, но только те, которые сами являются общественными объединениями (ст. 6, ч. 2 ст. 8).

Учредительным документом общественной или религиозной организации является ее устав, утвержденный учредителями и зарегистрированный в органах юстиции. В уставе общественной и религиозной организации помимо сведений, общих для всех юридических лиц, должны быть указаны цели ее деятельности, порядок вступления и выхода из организации, структура управления (органы этого юридического лица и их компетенция) и источники образования ее имущества.

К числу указанных источников относятся вступительные и членские взносы участников, добровольные пожертвования и доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности (издательской, проведения выставок, лотерей и других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики и т. п.).

Общественные и религиозные организации обладают целевой правоспособностью, а их участие в имущественном обороте носит строго целевой характер. Поэтому они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей (исключающих распределение доходов между их участниками или работниками) и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

Закон дает возможность крупным общественным и религиозным организациям (объединениям, конфессиям), состоящим из первичных и (или) иных звеньев с правами юридических лиц, самим решить в своих уставах вопрос о субъекте права собственности на соответствующее имущество. Им может быть признано каждое правосубъектное звено организации в отношении имеющегося у него имущества (как это, в частности, имеет место в профсоюзах) либо сама организация в целом (например, Русская Православная Церковь), которая в этом случае наделяет свои правосубъектные звенья ограниченным вещным правом на закрепленное за ними имущество.

Никакой взаимной имущественной ответственности этих организаций и их членов не существует (п. 2 ст. 117 ГК). Выход участника из организации не влечет для нее никаких имущественных последствий (обязанностей) и потому осуществляется беспрепятственно.

Участники общественных организаций имеют равные права в управлении их делами, иначе говоря, каждый участник располагает одним голосом при решении вопросов их деятельности. Они несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов (за нарушение которых могут быть исключены из организации в порядке, предусмотренном ее уставом).

Высшим (волеобразующим) органом общественной организации является ее съезд (конференция) или общее собрание участников, который избирает ее исполнительные (волеизъявляющие) органы и имеет исключительную компетенцию, определенную законом (абз. 3 п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях) и уставом.

В общественных организациях из числа их членов обязательно избирается коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и т. п.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом организации.

К компетенции исполнительных органов общественной организации относится решение всех вопросов, не составляющих исключительной компетенции ее высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественной организации в совершении сделки от ее имени такая сделка подлежит предварительному одобрению ее коллегиального органа под страхом признания ее недействительной (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Общественные и религиозные организации реорганизуются и ликвидируются по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц (за исключением невозможного для них банкротства). Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную (по решению суда) ликвидацию общественных и религиозных организаций. Остаток имущества организации, образующийся в результате ее ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные ее уставом или решением ее высшего органа, а при их отсутствии — на цели, определенные решением суда (ч. 2 ст. 26 Закона об общественных объединениях). Ни при каких условиях он не может распределяться между участниками организации, ибо последние не вправе получать какие-либо доходы от своего участия в такой организации.

Фонды и учреждения .

Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных (некоммерческих) целях (п. 1 : ст. 118 ГК; п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).

Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.

Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ.

В уставе фонда помимо общих для всех юридических лиц сведений должны также содержаться сведения о целях его деятельности,

  • об органах фонда и их компетенции,

  • о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с согласия или утверждения попечительского совета)

  • о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Закон ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами (ибо в ином случае открывается возможность изменения статуса фонда вопреки воле его учредителей).

Такие изменения могут вноситься этими органами самостоятельно только в случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний — только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий (п. 1 ст. 119 ГК).

Учредитель фонда:

Учредитель может быть и единственным (единоличным). Важнейшей обязанностью учредителей является передача взноса в имущество (уставный капитал) фонда (хотя требования к минимальному размеру такого взноса, как и к минимальному размеру его уставного капитала (фонда), в законодательстве отсутствуют). Поэтому в роли учредителей фонда не могут выступать лица, которые только организуют его деятельность (а впоследствии обычно становятся его руководителями (должностными лицами) и начинают бесконтрольно распоряжаться собранным у иных лиц имуществом, как это нередко имело место при создании у нас первых благотворительных фондов). Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности и не обязаны это делать. Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. С этой целью в фонде из числа его учредителей (их представителей) либо также иных авторитетных в общественном мнении лиц должен быть создан попечительский совет (п. 4 ст. 118 ГК; п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях), который, будучи его волеобразующим органом, осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его исполнительных органов и должностных лиц.

В фонде образуются коллегиальный (правление, совет и т. п.) и единоличный (президент, председатель и т. д.) исполнительные (волеизъявляющие) органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительским советом.

Как и общественная организация, фонд преследует в своей деятельности исключительно общественно полезные цели и ни при каких условиях не может распределять полученное имущество между своими участниками (учредителями) или работниками.

Фонд обязан законом к публичному ведению своих имущественных дел (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях; п. 5 ст. 19 Закона о благотворительной деятельности).

Имуществом фонда являются — взносы учредителей и другими пожертвованиями фонд вправе использовать для пополнения своего имущества результаты собственной предпринимательской деятельности.

Последняя, однако, обязана непосредственно служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. Речь, следовательно, может идти лишь о тех же формах предпринимательства, которые разрешено осуществлять общественным организациям. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества лишь в качестве «компаний одного лица», будучи их единственными учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). Для достижения своих уставных целей фонды могут создавать и другие некоммерческие организации.

Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности при их самоликвидации, перечень оснований их ликвидации предусматривает закон, а не устав конкретного фонда, а сама эта ликвидация допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке (п. 2 ст. 119 ГК; п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные в уставе фонда или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Таким образом, он ни при каких условиях не может быть распределен между учредителями (участниками) или работниками фонда. Фонд может быть объявлен банкротом.

Учреждения

Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций. Учреждения — единственная разновидность некоммерческих организаций, не являющихся собственниками своего имущества.

Они финансируются их учредителями-собственниками, получая в силу этого ограниченное вещное право на предоставленное им имущество и достаточно узкие возможности самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Как и унитарные предприятия, они, в сущности, представляют собой остатки прежней экономической системы и в этом качестве не свойственны развитому товарному обороту. Однако опасность их участия в обороте для третьих лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной ответственности собственника-учредителя по их долгам. Поэтому закон сохранил данную конструкцию не только для публичных собственников.

Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

К числу учреждений относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т. п.). В зависимости от учредителей они могут быть публичными (государственными и муниципальными) и частными (созданными юридическими или физическими лицами). Множественность разновидностей учреждений делает необходимым регламентацию их правового статуса не только законами, но и иными правовыми актами.

Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утвержденного им и зарегистрированного устава или положения, а иногда — общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида (например, типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость).

В уставе учреждения собственник определяет его задач.

Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа.

В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы).

Учреждение обычно финансируется собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственником сумм.

В связи с этим права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом (ст. 296 ГК), а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298 ГК).

Учреждение обладает специальной правоспособностью, закрепленной в его уставе, в том числе и занятие предпринимательской деятельностью Эти последние, как и приобретенное за их счет имущество, остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения (п. 2 ст. 298 ГК).

Учреждение не вправе само создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника (если только речь не идет о доходах от разрешенной ему предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим).

В отличие от всех других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность их собственников-учредителей (п. 2 ст. 120 ГК; п. 2 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому они не могут быть объявлены банкротами.

Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество (для государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации) (п. 2 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

1 См.: Savigny F.K.von. System des heutigen romischen Rcchts. Berlin. 1840. Представления о юридическом лице как некоем искусственном образовании появились в юриспруденции, конечно же, задолго до Савиньи. Чаще всего их родоначальником называют римского папу Иннокентия IV (середина ХШ в.). Однако сам Савиньи видел истоки своих теоретических построений еще глубже в истории — в воззрениях некоторых древне-римских юристов.

2 См.: Brinz A. von. Lehrimch der Pandekten. Eriangen. 1879.

3 См.: Bcseler K.G.von. Volksrecht mid Juristenrecht. 1843.

4 См.: Gierke O.F. von. Deutsches Privatrecht Berlin. 1895.

5См.: SalleilesR.Delapersonalit6juridique. Paris. 1910. Именно трудам Саллейля мы обязаны пониманием того, как те или иные теоретические представления о юридических лицах влияют на практику разработки и применения соответствующего законодательства. В частности, от выбора законодателем теоретической платформы во многом зависит решение вопросов о системе (видах) существующих юридических лиц, о допустимых способах их создания (разрешительный или явочный), объеме правоспособности (универсальная или специальная) и многих других.

6 См.: Jhering R.von. Geist des romischen Rechts. Leipzig. 1865. Обычно Рудольфа фон Иеринга относят к представителям фикционных теорий юридического лица. Однако в его концепции прослеживается и понимание реальности существования юридического лица как особого феномена правовой действительности — «центра притяжения» прав физических лип, использующих маску юридического лица в своих целях.

7См.: Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. М-Л 1948.

8См.: Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947.; Иоффе О. С. Советское гражданское право. М., 1967; Грибанов В. П. Юридические лица М.,1961.

9См.: Аскназий С. И. Об основаниях правовых отношений между государственными социалистическими организациями. Ученые записки Ленинградского юридического института. Вып. IV. Л., 1947.

10См.: Толстой Ю. К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л., 1955.

11См.: Лаидкоф С. Н. Субъекты прав (лица). Научный комментарий ГК. Вып. Ш. М., 1928; Вольфсон Ф. Учебник гражданского права, М., 1930. Удивительно, как с годами фикционная теория «персонифицированной цели» А. фон Бринца смогла превратиться в сугубо реалистическую концепцию, сохранив при этом свое название! Сегодня одним из наиболее активных сторонников этой теории, пожалуй, является Е. А. Суханов. Он тракгует юридическое лицо как определенным образом организованный имущественный комплекс, юридически являющийся самостоятельным участником оборота (см.: Суханов Б. А. Правовые основы предпринимательства. М., 1993. С. 14—15).

12См.:ГенкинД.М.Значениепримененияинстигутаюридическойличностивовнут-реннем и внешнем товарообороте СССР //Сб. научных трудов Института народного хозяйства им.Г. В. Плеханова. Вып. IX. 1955;Черепахин Б. Б. Волеобразование и волеизъявление юридических лиц //Правоведение. 1958. № 2.

13См.: Красавчиков О. А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. №1.

14См.: Пушкин А. А. Правовые формы управления промышленностью в СССР. Авто-реф. докт. дисс. Харьков. 1964.

15Во взглядах Б. И. Пуганского можно усмотреть некоторые параллели с концепцией юридического лица Иеринга. Он также полагает, что юридическое лицо — это своеобразный прием юридической техники, благодаря которому организация получает возможность участвовать в гражданском обороте. См. Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984.

16Отнесение государственных корпораций к числу юридических лиц, в отношении которых участники имеют обязательственные права, носит предположительный характер. К сожалению, ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. (с изменениями от 26 ноября 1998 г. и 8 июля 1999 г.) (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; 1999. № 28. Ст. 3473.) не дает никакой информации для ответа на вопрос о взаимоотношениях государственных корпораций с их учредителем.

17Отчасти эта классификация подрывается появлением государственных корпораций, которые действуют вообще без каких-либо учредительных документов (их роль выполняет закон, которым учреждается соответствующая государственная корпорация).

18К юридическим лицам корпоративного типа можно отнести все юридические лица, для достижения уставных целей которых необходимо соединение усилий нескольких лиц (участников). Тогда как некорпоративные юридические лица («учреждения» в пан-дскгной традиции) для достижения своих целей нуждаются лишь в имуществе и поэтому могут обходиться единственным учредителем: таковы, например, унитарные предприятия, фонды, учреждения и государственные корпорации. Весьма удобным внешним критерием разграничения тех и других видов юридических лиц может выступать наличие иди отсутствие членства в организации.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 < Предыдущая Стр 10 из 10 10

Соседние файлы в предмете

  • # 12.03.201672.08 Кб3Город и городская среда.docx
  • # 15.02.2015513.86 Кб11ГОСТ 7.32-2001.pdf
  • # 12.03.201695.74 Кб13Государственная тайна.doc
  • # 15.02.2015189.44 Кб16Госэкзамен 080502 (2).doc
  • # 12.03.2016242.9 Кб23Госэкзамен.docx
  • # 15.02.2015382.98 Кб6ГП 2 курс 51 час л1 7 (2).doc
  • # 15.02.20151.97 Mб12ГП Алексеев.doc
  • # 15.02.201545.57 Кб44Гражданский процесс (вопросы к экзамену).doc
  • # 15.02.20153.89 Mб93Гражданское право. Часть 3 — Сергеев.doc
  • # 15.02.2015333.27 Кб9Графическое Счисление БЕЗ учёта Сноса.pdf
  • # 15.02.201597.57 Кб9Грыжа.docx

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Педагогика Социальная педагогика
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Цели и принципы деятельности общественных объединений

Воспитание и социализация личности невозможны без включения индивида в различные социальные отношения, без осуществления им созидательной деятельности в рамках какого-либо значимого для индивида социального института. Таким институтом для детей и подростков является круг сверстников, объединенных общими интересами. Объединяясь в различные группы, команды и т.д., дети и подростки тем самым объединяют свои силы и возможности для достижения конкретной цели в различных видах деятельности. Ребенок, подросток, молодой человек видит в объединении с другими людьми средство самозащиты, самоопределения как личности, как члена сообщества себе подобных людей. Находя в таком объединении опору и поддержку, он может почувствовать себя равным, нужным, ценным, что дает ему почву для самореализации и самоутверждения.

В добровольном, самодеятельном коллективе ребенок, подросток может стать творцом, субъектом образа жизни этого сообщества. Основываясь на общих интересах и идеальных представлениях об образе коллектива, члены такого товарищества создают свои законы отношений, свою иерархию нравственных ценностей, систему осуждения и одобрения поступков, перспективы совместной жизни, выбирают лидеров, соответствующих представлениям большинства о поведенческом и эмоциональном образе. В результате общих усилий складывается образ жизни коллектива как практика поведения, организации жизнедеятельности и как эмоционально-нравственное состояние (атмосфера), устраивающее каждого, благоприятно сказывающееся на формировании собственного образа жизни (О. С. Газман).

В процессе социального взаимодействия в различных общностях ребенок, подросток усваивает ценности, нормы, которые интерпретируются им и становятся основанием его жизненных поступков. Именно детско-юношеские коллективы, функционирующие на самодеятельной основе, самоуправлении представляют собой социальную среду, близкую ребенку и подростку, формирующую его жизненный опыт, как один из источников развития личности.

Таким образом, для наиболее эффективного и гармоничного развития личности необходимо, чтобы ее воспитание и социализация осуществлялись в рамках коллектива сверстников и взрослых, объединенных на принципах сотрудничества едиными (в главном) целями, принципами, позициями, интересами и т.п. Важно также, чтобы условия, создаваемые в коллективе, способствовали формированию индивидуальности. Детские и молодежные объединения – один из наиболее оптимальных путей социализации личности, фактор, во многом определяющий гармоничность вступления растущего, развивающегося человека во взрослую жизнь, познания им окружающего мира и себя.

Конвенция о правах ребенка 1989 г., наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, получения профессии, предусматривает совокупность прав детей на активное участие в жизни общества, что самым непосредственным образом связано с деятельностью различных социальных движений. Любое социальное движение возникает в результате слияния какой-либо общественной проблемы, личной потребности и совместной деятельности субъектов, направленной на решение обозначенной проблемы и удовлетворение потребности. Не являются исключением и детские движения. Дети объединяются, стремясь удовлетворить естественную потребность в деятельности, общении, самопознании и самоутверждении, базой для реализации которых чаще всего становятся общественные проблемы.

Понятие «детское движение» сегодня употребляется в нескольких значениях:

  • – как совокупность самостоятельных в своей жизнедеятельности, являющихся в той или иной мере самодеятельными по своему характеру детских общественных объединений разных видов и типов, объективно решающих на практике в единстве три важнейшие задачи – удовлетворение интересов, потребностей детей; целенаправленное введение в социальную среду и адаптацию к ней личности подрастающего гражданина своего Отечества, его гражданское становление; защиту прав и интересов ребенка, в том числе защиту от негативных влияний самой среды (Д. Н. Лебедев);
  • – как способ освоения детьми мира и воздействия на него путем коллективной деятельности в кругу сверстников (В. А. Луков);
  • – как конкретно-историческое состояние институциональной организованности детей и подростков, характеризующееся наличием и динамикой различного типа добровольных сообществ, объединений, организаций и формирований (И. Н. Никитин).

Таким образом, детское движение можно определить как демократическое социокультурное явление, направленное на содействие свободному развитию, осуществлению процесса самореализации и самоутверждения личности ребенка в комфортной для него среде ровесников и взрослых, объединяющих свои действия в целях освоения мира, разнообразного взаимодействия с ним и его конструктивного преобразования.

В теории детского движения ключевым является понятие «детское объединение», через него описываются и определяются все другие основные понятия.

Детское объединение – это реальное формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности. Детскими признаются объединения, насчитывающие в своем составе не менее двух третей (70%) граждан до 18 лет от общего числа участников. Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер: государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус. Детское объединение считается общественным, если оно:

  • а) создается но инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;
  • б) осуществляет социально-творческую деятельность;
  • в) не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

Детская организация – это самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), которое имеет регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. При наличии указанных признаков независимо от численного состава (но нс менее 10 человек) детское общественное объединение признается организацией.

Согласно Федеральному закону от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» молодежные и детские общественные организации обладают большими социально- педагогическими возможностями. Детские и молодежные организации могут:

  • – создавать специальные программы для привлечения внимания государственных органов к своим проблемам;
  • – создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала личности;
  • – привлекать внимание государственных и муниципальных органов к решению проблем детства, детских объединений; создавать органы детского самоуправления;
  • – организовывать работу детей и молодежи, направленную на оказание помощи сверстникам, другим людям;
  • – готовить детей и молодежь к социальной самозащите;
  • – развивать правовую культуру личности;
  • – осуществлять профилактику асоциального поведения.

В отличие от школы, ссуза, вуза, где обучение и воспитание выступают ведущими целевыми установками, в общественном объединении обучение и воспитание являются средством достижения социально значимых целей. Применительно к деятельности детской организации цель можно рассматривать в двух аспектах:

  • а) как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию;
  • б) как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, создавшие эти организации для детей.

Таким образом, можно выделить две основные цели любого общественного детского или (и) молодежного объединения:

  • 1) организация досугово-развивающей деятельности. Данная цель предполагает деятельность актива и остальных членов объединения, направленную на организацию своего собственного (совместного, интересного, содержательного и полезного во многих смыслах) досуга, способствующего оптимизации процессов самопознания, самоопределения и самореализации в личностном, социальном и профессиональном плане. Иными словами, это деятельность «для себя»;
  • 2) организация социально-творческой деятельности. Эта цель предполагает организацию и осуществление членами объединения созидательной (творческой) деятельности на благо других людей, общества в целом, т.е. общественнонаправленной (общественно полезной, социально значимой) деятельности. Это социально-творческая деятельность, или деятельность «для других».

В качестве примера можно привести цели и вытекающие из них взаимосвязанные задачи деятельности молодежного социально-творческого объединения «Искра» (г. Тюмень).

Цели:

  • – создание организационных и психолого-педагогических условий для личностного, социального и профессионального развития членов объединения «Искра»;
  • – организация социально значимой деятельности членов объединения «Искра».

Задачи:

  • – организация процесса освоения членами объединения «Искра» комплекса знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления досуговой и общественно-творческой деятельности;
  • – создание оптимальных условий для возникновения и развития в рамках объединения «Искра» творческого сообщества (творческой «тусовки», креативно-коммуникативного пространства), состоящего из друзей и единомышленников (сплочение коллектива, создание команды);
  • – удовлетворение потребности в самореализации, самопознании и личностно-профессиональном самоопределении членов объединения «Искра»;
  • – содействие процессу популяризации и повышения престижности в молодежной среде социально-волонтерской деятельности и вообще социально-активной, поисково-исследовательской модели жизнедеятельности;
  • – информационно-коммуникативное и научно-методическое обеспечение самоорганизуемой досуговой и общественно-творческой деятельности членов объединения «Искра»;
  • – создание условий для реализации идеи воспроизводства педагогических и волонтерских кадров в сфере организации досуга и общественного творчества детей, подростков и молодежи;
  • – создание психолого-педагогических и организационных условий для формирования и развития у членов объединения «Искра» таких личностно, социально и профессионально важных качеств, как гражданственность и конкурентоспособность;
  • – создание комплексной базы для дальнейшего личностного, социального и профессионального продвижения членов объединения «Искра».

Среди принципов деятельности детских и молодежных общественных объединений один из основных – принцип добровольности. Он распространятся на многие стороны жизнедеятельности детских и молодежных организаций, но в первую очередь выражается в возможности подростка и молодого человека самостоятельно, на основе свободного волеизъявления выбирать само объединение. Именно признание права выбора объединения за ребенком, зафиксированное в Конвенции о правах ребенка, делает невозможной монополию какой-либо организации на всех детей или их часть. Добровольное объединение детей в организацию возможно лишь тогда, когда они видят в ней перспективу увлекательной жизни, возможность удовлетворения своих интересов.

Важнейший принцип и одна из наиболее отличительных особенностей деятельности современных детских и молодежных общественных объединений – вариативность. Она касается:

  • – организационно-правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.п.);
  • – масштабов и уровней (объединения, действующие на международном; всероссийском; межрегиональном; региональном; районном уровне, а также на уровне микрорайона);
  • – целей и направленности содержания деятельности (патриотические, экологические, пионерские, скаутские, религиозные и т.д.);
  • – организационных структур, их внешнего оформления (звено, патруль, бриг ада, команда, отряд, дружина и др.);
  • – периодической печати детских и молодежных движений (газеты, журналы, альманахи, информационно-методические бюллетени, вестники и т.д.);
  • – баз формирования детских и молодежных объединений (общеобразовательные школы, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования, детские дома, центры социального обслуживания населения и пр.);
  • – названий организатора деятельности детского и молодежного объединения (руководитель, лидер, вожатый, инструктор, мастер (скаут-мастер), социальный педагог- организатор, координатор детского движения и др.).

Принцип добровольности и принцип вариативности, являясь фундаментальными, определяющими идеологию деятельности и развития детских и молодежных общественных объединений, обусловили выделение в качестве одного из наиболее эффективных путей обновления содержания работы детских и молодежных общественных организаций путь разработки и реализации программ деятельности, т.е. вариативно-программный подход.

Вариативно-программный подход означает предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения; объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.

Например, в одном из крупнейших детских общественных объединений России «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» реализуются:

«Детский орден милосердия»;

«Школа демократической культуры»;

«Игра – дело серьезное»;

«От культуры и спорта – к здоровому образу жизни»;

«Мир красотой спасется»;

«Древо жизни» (программа взаимодействия детской организации и семьи);

«Алые паруса» (программа военно-патриотических объединений);

«Каникулы»;

«Свой голос» (программа юных журналистов);

«Экология и дети»;

«Познай себя»;

«Я и мы» (программа общения);

«Рост» (программа для детей младшего школьного возраста);

«Хочу делать свое дело»;

«Лидер»;

«Аленка» (программа для девочек);

«Мир без опасности» (овладение навыками выживания) и др.

Вариативно-программный подход нс только отвечает интересам детей, подростков и молодежи, но и учитывает изменения окружающей их жизни (экономические, социальные, политические, нравственные). Дети имеют возможность выбирать объединения но интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовать любую, созвучную душе, программу (несколько программ), а также менять их, самим планировать сроки и темпы выполнения программ.

Центральное место в прогрессивной педагогической идеологии детского и молодежного движения занимает идея возвышения субъектной роли подростка и молодого человека в организации, поиск путей развития его самодеятельности. Изучение массовой практики показывает, что такие феномены, как самоуправление, самостоятельность, права членов организации, представляют для подростков и молодых людей особую ценность; что уровень развития самодеятельности определяющим образом влияет на отношение подростков и молодых людей к своей организации, на их эмоциональное самочувствие в ней. Самодеятельность проявляется в первую очередь в самоуправлении, которое, будучи формой демократии, предоставляет возможность детям и молодым людям реализовать свои интересы в сообществе сверстников и взрослых, почувствовать защищенность от невзгод и подавления личности.

Детские и молодежные общественные объединения располагают большими, чем другие общности, возможностями для интенсивного формирования умения сочетать личные и групповые интересы людей, умения самоутверждаться через сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Вся мировая практика работы с детьми и молодежью свидетельствует о том, что детские и молодежные общественные объединения составляют важнейшее звено в системе социализации порастающего поколения, так как в них происходит совмещение трех основных направлений социализации личности: деятельности, общения и самопознания. Навыки коллективной деятельности, столь необходимые для жизни в современном обществе, легче всего получать, участвуя в работе какой-либо общественной организации, выполняя различные практические дела в кругу своих единомышленников. Общественные организации при этом являются достаточно легко управляемой системой.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
  • РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

    Современная система дополнительного образования Современное общество так организует индустрию досуга, развлечений, что дети и молодые люди нередко становятся ее невольными заложниками и объектами манипулирования. Именно поэтому особенно важна сегодня роль системы дополнительного образования детей…
    (Социальная педагогика)

  • Формирование социально-гражданской компетенции через участие детей и молодежи в деятельности общественных организаций

    Действующий в настоящее время союз детских общественных организаций получил название «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО). СПО-ФДО – добровольная, самодеятельная, самоуправляемая общественная организация, не зависимая от каких-либо партий и движений. Организации,…
    (Теория обучения и воспитания)

  • Политические партии и общественные объединения

    В стране существует фиктивная многопартийная система, так как КНР, созданная китайскими коммунистами при поддержке большинства народа, является социалистическим государством. В этих условиях не может существовать традиционная многопартийность. В привилегированном положении находится Коммунистическая…
    (Конституционное право зарубежных стран)

  • Экологические права и обязанности граждан, общественных объединений

    Правовое положение граждан Статья 42 Конституции РФ закрепила право каждого человека и гражданина па благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Под правом человека на благоприятную…
    (Правоведение)

  • Политические партии и общественные объединения

    В стране существует фиктивная многопартийная система, так как КНР, созданная китайскими коммунистами при поддержке большинства народа, является социалистическим государством. В этих условиях не может существовать традиционная многопартийность. В привилегированном положении находится Коммунистическая…
    (Конституционное право зарубежных стран)

  • Экологические права и обязанности граждан, общественных объединений

    Правовое положение граждан Статья 42 Конституции РФ закрепила право каждого человека и гражданина па благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Под правом человека на благоприятную…
    (Правоведение)

  • Общественные объединения инвесторов

    Права и законные интересы инвесторов — физических лиц вправе защищать также общественные объединения инвесторов федерального, межрегионального и регионального уровней. Эти объединения вправе: o обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов — физических лиц, понесших ущерб…
    (Коммерческое право)

  • Профсоюзы – общественное объединение трудящихся для защиты их интересов

    Рост численности лиц наемного труда, концентрация наемных работников на крупных предприятиях, осознание необходимости их объединения для защиты своих интересов явились предпосылками возникновения профсоюзов. Профсоюзы – массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной…
    (Экономика труда)

  • Общественные объединения в политической системе обществ

    Понятие и признаки общественного объединения Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения…
    (Теория государства и права)

Популярные страницы
  • РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

    Современная система дополнительного образования Современное общество так организует индустрию досуга, развлечений, что дети и молодые люди нередко…

  • Формирование социально-гражданской компетенции через участие детей и молодежи в деятельности общественных организаций

    Действующий в настоящее время союз детских общественных организаций получил название «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций»…

  • Политические партии и общественные объединения

    В стране существует фиктивная многопартийная система, так как КНР, созданная китайскими коммунистами при поддержке большинства народа, является социалистическим…

  • Экологические права и обязанности граждан, общественных объединений

    Правовое положение граждан Статья 42 Конституции РФ закрепила право каждого человека и гражданина па благоприятную окружающую среду, достоверную…

  • Политические партии и общественные объединения

    В стране существует фиктивная многопартийная система, так как КНР, созданная китайскими коммунистами при поддержке большинства народа, является социалистическим…

  • Экологические права и обязанности граждан, общественных объединений

    Правовое положение граждан Статья 42 Конституции РФ закрепила право каждого человека и гражданина па благоприятную окружающую среду, достоверную…

  • Общественные объединения инвесторов

    Права и законные интересы инвесторов — физических лиц вправе защищать также общественные объединения инвесторов федерального, межрегионального и регионального…

  • Профсоюзы – общественное объединение трудящихся для защиты их интересов

    Рост численности лиц наемного труда, концентрация наемных работников на крупных предприятиях, осознание необходимости их объединения для защиты своих интересов…

  • Общественные объединения в политической системе обществ

    Понятие и признаки общественного объединения Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,…

Общественная организация

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Общественная организация — неправительственное, негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам.

Общественная организация в России

Термин имеет юридический смысл — в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится:

«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».

Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет её обязанности в соответствии с уставом.

Международная общественная организация — неправительственное/негосударственное объединение, членами которого (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей) являются субъекты из разных стран и зарегистрированное в государстве законодательство, которое позволяет иностранным физическим или юридическим лицам (без какой-либо дискриминации по национальному признаку) создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. Выбор такой формы деятельности — когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Социальной Хартии.

См. также

  • Общественные объединения
  • Политический клуб
  • Клуб волонтёров
  • Некоммерческая организация (НКО)

Примечания

  1. ↑ PotÀuček, M. (1999) Not Only the Market: The Role of the Market, Government, and the Civic Sector. Central European University Press (англ.)русск.. — P.34.

Литература

  • Гуляихин В. Н., Галкин А. П., Васильева Е. Н. Молодёжные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // Социологические исследования. — 2012. — № 6. — С. 127—132.
  • Дейкзёл Д., Моке М. Стратегия информационной деятельности международных гуманитарных организаций // Международный журнал Красного Креста. — 2005. — Т. 87, № 860. — С. 93—119.
  • Ильина И. Н. Общественные организации России в 1920-е годы. — М.: Ин-т рос. истории РАН, 2000. — 216 с.
  • Тишков В. А. Антропология НПО // Неприкосновенный запас. — 2005. — № № 1 (39).
  • Феррис Э. (англ.)русск.. Религиозные и светские гуманитарные организации // Международный журнал Красного Креста. — 2005. — Т. 87, № 858. — С. 100—119.

Ссылки

Общественная организация на Викискладе
Общественная организация в Викиновостях
  • Некоммерческие общественные организации России. Справочник
  • Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-99 (в ред. изм. N 1/99)