Что относится к медикаментам в бюджетном учете

Содержание

Медикаменты под контролем

Подписаться

Последние изменения в законодательстве

Разъяснения из первых уст

Подробные комментарии экспертов

Большой объем информации

Уникальный и оперативный

журнал для бухгалтера

01.03.2017 Отраслевые особенности № 3 март 2017 Версия для печати

Учет медикаментов, одноразовых медицинских расходных материалов и перевязочных средств имеет много особенностей. О них расскажет
Наталья Николаевна ГОРНАЯ — главный бухгалтер ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России, город Пенза.

Для начала перечислим нормативные правовые документы, которые используются при данном учете:

  • Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н);
  • Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденная приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747 (далее — Инструкция № 747);
  • приказ Минздрава России от 22 апреля 2014 г. № 183н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету» (далее — Приказ № 183н);
  • Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее — Методические указания № 52н);
  • постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»;
  • приказ Минздрава России от 20 июля 2001 г. № 284 «Об утверждении норм естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности»;
  • приказ Министерства здравоохранения России от 17 декабря 2012 г. № 1059н «О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями».

Также мы будем обращаться к сформированной учетной политике учреждения.

Правила бухгалтерского учета

По общему правилу в бухучете медикаменты и перевязочные средства учитываются в составе материальных запасов (п. 117, 118 Инструкции № 157н).

В казенных учреждениях медикаменты и перевязочные средства учитываются на счете 1 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения» (п. 21 Инструкции № 162н).

В бюджетных и автономных учреждениях медикаменты и перевязочные средства учитываются на следующих счетах:

  • 0 105 21 000 «Медикаменты и перевязочные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения».

Ведение бухгалтерского (бюджетного) учета медикаментов и перевязочных средств возможно:

  • по общим правилам для всех материальных запасов: по группам (видам), наименованиям, сортам, стоимости и количеству (п. 119 Инструкции № 157н);
  • только в суммовом (денежном) выражении. Такой вариант возможен, только если количественный учет медикаментов и перевязочных средств ведут в аптеке, подразделениях, ответственных за их сохранность (стационаре и т. д.).

Если медучреждение выбирает второй вариант, то это обязательно нужно закрепить в учетной политике. Такие разъяснения даны в пункте 1 письма Минфина России от 25 марта 2016 г. № 02-07-10/17036 (далее — письмо № 02-07-10/17036).

Как следует из пунктов 117, 118 Инструкции № 157н, к учетной группе 1 «Медикаменты и перевязочные средства» относятся медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь, перевязочные средства и иные аналогичные по своему функциональному назначению материальные запасы.

Минфин России в письмах от 12 февраля 2016 г. № 02-07-10/8036, от 10 сентября 2014 г. № 02-07-05/45503 отметил: Инструкцией № 157н предусмотрено, что принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции субъекта учета. Таким образом, более конкретизированный перечень нефинансовых активов, включаемых в данную группу и учитываемых на счете 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства», определяется положениями учетной политики медучреждения.

Операции по поступлению медикаментов и перевязочных средств в учреждение необходимо оформить первичными учетными документами и сделать бухгалтерские записи в обычном порядке, предусмотренном для оформления операций по поступлению материальных запасов.

Письмом Минфина России от 7 декабря 2016 г. № 02-07-10/72795 дано разъяснение о применении формы Приходный ордер (ф. 0504207). В соответствии с Приказом № 52н Приходный ордер (ф. 0504207) составляется учреждением при поступлении материальных ценностей (в том числе основных средств, материальных запасов), включая сторонние организации (учреждения), и служит основанием для принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету и отражения на балансе учреждения в случаях, предусмотренных Приказом № 52н. Учитывая изложенное, наличие первичных учетных документов (отгрузочных документов, оформленных надлежащим образом), предусмотренных условиями договора (контракта) при поступлении в учреждение материальных ценностей, является достаточным основанием для принятия их к учету. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде Приходного ордера (ф. 0504207) не требуется.

Таким образом, оформление Приходного ордера (ф. 0504207) необходимо только при отсутствии первичных учетных документов, а именно в момент разукомплектации товара на складе либо при выявлении излишков во время проведения инвентаризации.

Медучреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, в рамках выполнения государственного задания приобретают особо ценное движимое имущество (материальные запасы) стоимостью свыше 200 тыс. рублей. Такие материальные запасы необходимо учитывать на счетах:

  • 0 105 21 000″Медикаменты и перевязочные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» и производить списание на основании решения комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов по каждой единице особо ценного движимого имущества (материальных запасов) по фактической стоимости с оформлением Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  • 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения».

Справочно

Особо ценное движимое имущество — движимое имущество, без которого осуществление уставной деятельности бюджетным учреждением будет затруднено.

Часто у медучреждения возникает вопрос о согласовании с вышестоящей организацией списания особо ценного движимого имущества — материальных запасов. В соответствии со статьей 37 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323?ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в стандарт медицинской помощи включаются медицинские изделия, имплантируемые в организм человека.

Учитывая, что стоимость медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, как правило, превышает балансовую стоимость в 200 тыс. рублей, то в соответствии с приказом Минздрава России от 2 июня 2015 г. № 296н «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации» распоряжение особо ценным имуществом требует согласования с учредителем.

Доведение до медучреждений государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, содержащего конкретные объемы и виды, а также плановое количество пациентов и иные показатели, по своей сути является согласованием на распоряжение медицинскими изделиями (в том числе и особо ценным движимым имуществом (материальными запасами)) и дополнительного согласования с учредителем не требует.

Пунктом 108 Инструкции № 157н установлено, что выбытие (отпуск) материальных запасов, в том числе медикаментов, производится по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости. Эти правила также разъяснены в пункте 2 письма Минфина России от 25 марта 2016 г. № 02-07-10/17036. При наличии медицинской информационной системы в медицинском учреждении списание медикаментов и перевязочных средств осуществляется по персонифицированному учету. Для этого на складе (в аптеке) в момент принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету данных материальных запасов происходит разукомплектация товара. Медицинская организация может выбрать один из указанных способов самостоятельно, что должно быть отражено в сформированной учетной политике учреждения.

Учет в аптеке

В медучреждении, которое имеет в своем составе аптеку, ведется суммовой учет медикаментов и перевязочных средств, а количественный учет ведется в аптеке. С каждым сотрудником аптечного подразделения должен быть заключен договор о полной материальной ответственности (основание: постановление Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»).

Ответственный сотрудник аптеки должен отражать полную и достоверную информацию о поступивших объектах — их наименование, количество, стоимость и т. д. Указанная норма закреплена в пункте 14 Инструкции № 747 и подтверждена Минфином России в пункте 1 письма № 02-07-10/17036.

При этом всегда подлежат предметно-количественному учету этиловый спирт, наркотические и психотропные лекарственные средства, сильнодействующие и ядовитые препараты, а также ряд других медикаментов, входящих в перечень, утвержденный Приказом № 183н. Также предметно-количественному учету подлежит особо ценное движимое имущество (материальные запасы) стоимостью свыше 200 тыс. рублей.

В помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с условиями хранения, указанными в фармакопейной статье или нормативной документации на лекарственные средства, с учетом их физико-химических и опасных свойств, фармакологического и токсикологического действия, вида лекарственной формы лекарственного препарата и способа его применения, агрегатного состояния лекарственного средства.

При использовании компьютерных технологий допускается размещение лекарственных средств по алфавитному принципу, по кодам. Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы. Также необходимо идентифицировать хранящиеся лекарственные средства с помощью стеллажной карты, а при использовании компьютерных технологий — с помощью кодов и электронных устройств. Об этом сказано в приказе Министерства здравоохранения России от 29 октября 2015 г. № 771 «Об утверждении общих фармакопейных статей и фармакопейных статей» ОФС.1.1.0010.15 и приказе Министерства здравоохранения и социального развития России от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».

Отделениям (кабинетам) медикаменты и перевязочные средства отпускаются из аптеки в размере текущей потребности, а именно десятидневной нормы (п. 19 Инструкции № 747).

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры отпускаются в отделения согласно абзацу 3 пункта 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Таким образом, особенности организации учета медикаментов устанавливаются локальными актами учреждения, например, в рамках сформированной учетной политики.

Отпуск медикаментов и медицинских расходных материалов в отделения производится на основании Требования-накладной (ф. 0504204) старшей медицинской сестре, которая является материально ответственным лицом. Она передает необходимое количество медикаментов на пост на основании листков назначения (постовые медицинские сестры несут коллективную материальную ответственность). Списание израсходованных медикаментов производится постовой медицинской сестрой в конце смены.

Аналогичное списание происходит в процедурных кабинетах, в лаборатории и т. д.

По окончании месяца старшая медицинская сестра формирует отчет о движении медикаментов и медицинских расходных материалов, который сдает в бухгалтерию датой, указанной в графике документооборота.

Аптечки экстренной помощи списываются сразу при выдаче их на пост.

Бухгалтером на основании отчета о движении медикаментов составляется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Учет в производственных аптеках. Применение норм естественной убыли

В соответствии с пунктом 104 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим медучреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

В формировании фактической стоимости лекарственного средства, изготавливаемого в производственной аптеке медучреждения, участвуют входящие в его состав зарегистрированные лекарственные препараты. Для контроля качества при производстве лекарственных препаратов следует руководствоваться приказом Минздрава России от 16 июля 1997 г. № 214.

Все перечисленные составляющие, а именно фармацевтические производные микстуры и упаковка (тара в виде стеклопосуды), относятся к расходам, которые полностью включаются в фактическую стоимость изготавливаемых лекарственных препаратов.

Что касается расходов на заработную плату фармацевтических работников, непосредственно участвующих в изготовлении лекарственных препаратов, и начислений на оплату труда, можно отметить следующее. Поскольку этот процесс является очень трудоемким, в сформированной учетной политике медицинского учреждения необходимо закрепить, что фактическая стоимость лекарственного препарата (конкретной лекарственной формы) формируется только исходя из стоимости фармацевтических субстанций, идущих на его изготовление, и отражается на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 104, 127, 133 Инструкции № 157н).

При применении норм естественной убыли в производственных аптеках медучреждений следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 9 января 2007 г. № 2 «Об утверждении норм естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения».

Необходимо учитывать, что к нормам естественной убыли не относятся:

  • технологические потери (потери при изготовлении лекарственных средств, внутриаптечной заготовке и фасовке, отмеривании и отвешивании лекарственных средств);
  • потери от брака лекарственных средств;
  • потери лекарственных средств при их хранении, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования;
  • потери при ремонте или профилактике применяемого для хранения технологического оборудования;
  • потери при внутрискладских операциях;
  • аварийные потери.

К технологическим потерям, возникающим при розливе этилового спирта по емкостям меньшего объема, не может быть применена норма естественной убыли.

Нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи лекарственных средств (ангро).

Указанные нормы естественной убыли не применяются к готовым лекарственным средствам промышленного производства и весовым медикаментам (в том числе к этиловому спирту), реализованным в оригинальной (заводской, фабричной, складской) упаковке.

Нормы естественной убыли применяют при выявлении недостачи лекарственных форм во время проведения инвентаризации. При этом инвентаризацию в производственных аптеках рекомендуется проводить не реже одного раза в квартал. При выявлении недостачи лекарственных форм, необходимых для производства лекарственных препаратов, применяются нормы естественной убыли, которые относятся на счет 0 109 60 272 «Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг».

Если фактическая недостача лекарственных форм превышает предельно допустимые нормы, то разница относится на счет 0 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальных запасов», с одновременным отражением на счете 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Сумму недостачи, превышающую предельно допустимые нормы, виновное лицо обязано внести в кассу медучреждения.

Вопросы временного заимствования

Часто в медучреждении возникает ситуация, когда по одному из видов финансового обеспечения отсутствуют медикаменты и медицинские расходные материалы, а по другому виду финансового обеспечения они есть, и данные материальные запасы экстренно нужны пациентам. Причем совершение закупки по решению врачебной комиссии займет время, или необходимые препараты отсутствуют на территории региона, или даже на территории Российской Федерации. В таком случае нужные медикаменты или расходные материалы возможно временно позаимствовать. Процедуру заимствования необходимо проводить в рамках одного отчетного периода (месяц, квартал, полугодие, год).

Отметим, что основной целью бюджетного медицинского учреждения является оказание медицинской помощи населению. Исходя из изложенного все операции внутри учреждения относятся к необменным. Соответственно временное заимствование медикаментов и одноразовых медицинских изделий также относится к необменным операциям.

Следует отметить, что цена заимствованного товара является неизменной.

Отражение бухгалтерских операций по заимствованию медикаментов и медицинских изделий по иному источнику финансового обеспечения производится следующими записями.

1) Если цена заимствованного товара совпадает с ценой, по которой ее приобрели по иному источнику финансового обеспечения, для возмещения:

В зависимости от того, на какой источник заимствуем:

Дебет 0 105 00 340
«Увеличение стоимости материальных запасов»
Кредит 0 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»;

Дебет 2 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 2 105 000 00
«Материальные запасы».

В зависимости от того, из какого источника заимствовали:

Дебет 4 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 4 105 000 00
«Материальные запасы»;

Дебет 7 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 7 105 00 000
«Материальные запасы».

Возврат товара производится аналогичными проводками со сменой КФО на обратный.

2) Если цена приобретенного товара выше или ниже цены заимствованного товара.

ПРИМЕР

Медучреждение произвело заимствование одноразовых расходных материалов — катетера стоимостью 115 000 рублей — с КФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» на КФО 7 «Средства ОМС» ввиду острой необходимости для спасения жизни пациента.

В целях соблюдения статьи 38 Бюджетного кодекса и недопущения нецелевого использования средств по источнику финансового обеспечения, по которому медикаменты и одноразовые изделия медицинского назначения были заимствованы, на имя руководителя медучреждения составляется служебная записка на приобретение заимствованных товаров.

После внесения изменения в план закупок с соответствующим отражением в плане-графике учреждение проводит торги и приобретает данный товар по цене 112 000 рублей за штуку. При возврате заимствованного товара в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебет 7 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 7 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
— отражено поступление товара на сумму 115 000 рублей;

Дебет 4 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 4 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
— отражено выбытие товара на сумму 115 000 рублей;

Дебет 7 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 7 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов»
— отражено поступление заимствованного товара на склад на сумму 112 000 рублей;

Дебет 7 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов»
Кредит 7 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
— оплата полученного товара на сумму 112 000 рублей;

Дебет 4 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
— отражен возврат товара по цене заимствования на сумму 115 000 рублей;

Дебет 7 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 7 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
— отражено выбытие товара по цене заимствования на сумму 115 000 рублей;

Дебет 7 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 7 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
— отражена сумма стоимостной разницы в размере 3000 рублей методом «красное сторно».

Внимание!

В связи с отсутствием разъяснений, связанных с временным заимствованием материальных запасов между источниками финансового обеспечения и использовании счета 0 401 101 72 «Доходы от операций с активами» для отражения стоимостной разницы возвращаемых по заимствованию товаров, данные бухгалтерские записи необходимо отразить в сформированной учетной политике учреждения с последующим отражением расшифровки счета 0 401 101 72 «Доходы от операций с активами» в Пояснительной записке к балансу учреждения (ф. 0503760). Корреспонденцию счетов, отсутствующую в инструкциях по бухгалтерскому (бюджетному) учету, необходимо согласовать с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции учредителя.

Приказ Минздравсоцразвития России №747 от 19 декабря 2008 г.

Приказ, Минздрав России, 19 декабря 2008

В соответствии с пунктом 5.2.100.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11, ст. 136; № 15, ст.1555; № 23, ст. 2713) в целях совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях п р и к а з ы в а ю:

1. Создать Комиссию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее — Комиссия).

2. Утвердить:

Положение о Комиссии согласно приложению № 1;

Состав Комиссии согласно приложению № 2.

3. Рекомендовать органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации создать в субъектах Российской Федерации комиссии по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И.Скворцову.

Министр
Т.А. Голикова

Приложение № 1
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 19 декабря 2008 г. № 747

Положение о Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

1. Комиссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее – Комиссия), является постоянно действующим координационным органом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее — Министерство), созданным для обеспечения согласованных действий при решении задач совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства, а также настоящим Положением.

3. В состав Комиссии входят представители Министерства, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, руководители и работники федеральных государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук.

4. Задачами Комиссии являются:

разработка и координация мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

изучение причин смертности и летальности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

взаимодействие с комиссиями по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, создаваемыми в субъектах Российской Федерации, по изучению причин смертности и летальности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

разработка предложений по снижению смертности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

разработка рекомендаций по реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

5. В соответствии с возложенными задачами Комиссия осуществляет следующие функции:

подготовка предложений Министерства по основным направлениям реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

определение приоритетных направлений в обеспечении реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Министерства, связанных с совершенствованием организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

координация взаимодействия Министерства, подведомственных Министерству служб и агентства, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

организационно-методическое сопровождение мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в субъектах Российской Федерации;

осуществление мониторинга реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

анализ и оценка хода реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

6. Руководство деятельностью Комиссии осуществляет председатель или по его поручению заместитель председателя Комиссии.

7. План работы Комиссии утверждается председателем Комиссии.

8. Решение о проведении заседаний Комиссии принимает председатель Комиссии или в случае его отсутствия — заместитель председателя Комиссии.

9. Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины её членов.

10. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии и всеми членами Комиссии. Особое мнение членов Комиссии в письменном виде прилагается к протоколу.

11. Документация, связанная с деятельностью Комиссии, хранится в Департаменте организации медицинской помощи и развития здравоохранения Министерства.

Приложение № 2
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 19 декабря 2008 г. № 747

Состав Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Скворцова

Вероника Игоревна

заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации (председатель Комиссии)

Кривонос

Ольга Владимировна

директор Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России (заместитель председателя Комиссии)

Абакумов

Михаил Михайлович

заместитель директора Научно-исследовательского института скорой помощи им Н.В.Склифосовского Департамента здравоохранения г.Москвы (по согласованию)

Алексеева

Галина Сергеевна

заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

Багненко

Сергей Федорович

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по скорой медицинской помощи, директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского института скорой помощи им. И.И. Джанелидзе Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга (по согласованию)

Борисенко

Леонид Викторович

заместитель директора по лечебно-профилактической работе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»

Гончаров

Сергей Федорович

директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»

Канева

Елена Петровна

начальник отдела промышленной медицины управления организации медицинской помощи Федерального медико-биологического агентства

Картавенко

Валентина Ивановна

главный научный сотрудник Научно-исследовательского института скорой помощи им Н.В.Склифосовского Департамента здравоохранения г.Москвы (по согласованию)

Кожевникова

Жанна Владимировна

начальник отдела специальных программ развития Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

Мороз

Евгений Васильевич

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по анестезиологии и реаниматологии, директор Научно-исследовательского института общей реаниматологии РАМН

Розинов

Владимир Михайлович

главный внештатный детский специалист-хирург Минздравсоцразвития России, заместитель директора Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии

Ромодановский

Павел Олегович

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по судебно-медицинской экспертизе, заведующий кафедрой судебно-медицинской экспертизы и медицинского права Московского государственного медико-стоматологического университета Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Стожаров

Вадим Владимирович

заместитель директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института скорой помощи им. И.И. Джанелидзе Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга (по согласованию)

Титов Игорь Анатольевич

заместитель начальника отдела специальных программ развития Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

(ответственный секретарь Комиссии)

Троянова

Людмила Степановна

заместитель начальника отдела промышленной медицины управления организации медицинской помощи Федерального медико-биологического агентства

Цека

Олег Сергеевич

главный врач ФГУЗ «Клиническая больница № 85 Федерального медико-биологического агентства» (по согласованию)

Широкова

Валентина Ивановна

директор Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России

Как правильно вести учет медикаментов

Портал российского врача Войти 1 03.04.2018 4749

«В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам. Лекарственные средства с аптечного склада передаются старшей медсестре по требованию-накладной. Проверяющие указали, что в бухгалтерском учете необходимо видеть остатки препаратов у старшей медсестры и остатки на посту. При этом фактически остатки числятся на старшей медсестре как на материально ответственном лице. Как ведется учет медикаментов в бюджетном учреждении от старшей медицинской сестры на пост? Как оформляется выбытие медикаментов?»

Отвечает эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Анна Киреева:

Рассмотрев вопрос мы пришли к выводу, что учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:

— инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н;

— федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 256н;

— инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н.

Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 г. № 747, которая не утратила силу. Например, опираясь на положения инструкции № 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медназначения в бюджетных учреждениях здравоохранения.

Отметим, что следует различать бухгалтерский и «специальный» учет медикаментов. Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медучреждением согласно ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II инструкции № 747.

П. 45 инструкции № 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности: ядовитые лекарственные средства – 5-дневной, наркотические – 3-дневной, все остальные – 10-дневной (п. 19 инструкции
№ 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 инструкции № 747).

Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений инструкций №№ 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.

При этом важен вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения и закрепляется в учетной политике учреждения. При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые. Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость особого учета наркотических средств.

При этом следует понимать, что действующие нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами; а также имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.

Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.

Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги. Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медсестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке абзаца 1 п. 37 инструкции № 174н.

Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом – Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином России (п. 34 инструкции № 157н). Таким актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (приложение № 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 г. № 52н). То есть документы по «специальному» учету медикаментов.

Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета на счете 105 01 медикаментов, переданных старшей медсестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица – старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, «медикаменты на посту». Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медсестрой.

Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается медорганизацией и закрепляется в рамках формирования ее учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.

На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

  1. Дебет 0 105 01 340 (медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (медикаменты у старшей медсестры) – отражены выданные на пост медикаменты.
  2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (медикаменты, выданные на пост) – отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.

Присоединяйтесь!

Всё новости российской и мировой медицины в нашем Telegram-канале @MedicineNews.

Партнеры

Воспроизведение материалов допускается только при соблюдении ограничений, установленных Правообладателем, при указании автора используемых материалов и ссылки на портал Medvestnik.ru как на источник заимствования с обязательной гиперссылкой на сайт medvestnik.ru
«Политика конфиденциальности»

Порядок списания медикаментов в бюджетных учреждениях

Налог-налог 04 июля 2016 14873

Списание медикаментов в бюджетных учреждениях имеет особенности в документальном оформлении, а в бухгалтерском учете производится по правилам, применяемым к остальным материалам. В этой статье рассмотрим основные вопросы, связанные с данной темой.

Документальное оформление списания медикаментов

Бухгалтерский учет списания медикаментов

Итоги

Документальное оформление списания медикаментов

Действующим НПА, который регламентирует учет лекарственных средств в медицинских бюджетных учреждениях (БУ), является инструкция, утвержденная приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.

Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй — у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы. На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

  • книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ):
  • ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ).

Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 — для учреждения, 2 — для поставщика) и 5 экземпляров (2 — для учреждения, 3 — для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

Бухгалтерский учет списания медикаментов

Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

  • по фактической стоимости единицы;
  • по средней фактической стоимости.

Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

Сср = (Сн + Сп) / (Кн + Кп),

где:

Сср — средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;

Сн — стоимость медикаментов на начало месяца;

Сп — стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;

Кн — количество медикаментов на начало месяца;

Кп — количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

Пример расчета средней фактической стоимости ищите в статье «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Перечень проводок, которыми отражается списание медикаментов в БУ, можно посмотреть в таблице.

Скачать проводки

Подробную информацию об учете медикаментов в БУ ищите в статье «Учет медикаментов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Итоги

Учет медикаментов требует особого внимания. Он оформляется строго регламентированными документами, которые должны проверяться и контролироваться не только бухгалтером учреждения, но и руководителем.