Бюджетный учет учебник

Списание библиотечного фонда

  • 5 августа 2017
  • 3381

Вопрос

В учреждении планируется произвести списание библиотечного фонда. В объем списания попадут художественная литература, методическая литература, дидактика, учебники. Какие на сегодняшний день существуют документы, регламентирующие списание библиотечного фонда? Кто будет являться мерилом для списания- экспертная комиссия со стороны, своя внутренняя комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов, библиотекарь?Какие нормативные сроки хранения учебной литературы: учебники, методички, дидактика. Художественной литературы? Как понять, что конкретная книга действительно ветхая?

Ответ

Отвечает Наталья Кузнецова, эксперт

1) Библиотеки должны обеспечить учет, комплектование, хранение библиотечного фонда в порядке, установленном Минкультуры России (п. 6 ст. 12 Закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ). Такой порядок определен приказом Минкультуры России от 8 октября 2012 г. № 1077.

Как и все основные средства, библиотечные фонды подлежат инвентаризации, которую выполняют в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

В пункте 7.2 Порядка № 1077 определены сроки обязательной инвентаризации библиотечных фондов.

После проведения инвентаризации библиотечного фонда книги спишите в общем порядке, установленном для списания основных средств. Если объекты библиотечного фонда отнесены к особо ценному имуществу, то решение о списании требует согласования с учредителем.

В ранее действующем Приказе Минобразования России от 24.08.2000 № 2488 был установлен норматив списания документов из фондов открытого доступа, по неустановленным причинам не более 0,1% от объема книговыдачи.

Полученную при списании библиотечного фонда макулатуру нужно оприходовать. В бухучете отразите ее на счете 105.36 «Прочие материальные запасы» (п. 117 Инструкции № 157н). Подробнее о том, как оприходовать, см. здесь: Как оформить поступление материальных запасов

После принятия на учет макулатуры учреждение может ее сдать специализированным организациям – пунктам вторсырья (п. 5.7.1 Порядка, утвержденного приказом Минкультуры России от 8 октября 2012 г. № 1077).

2) Учет поступлений документов в фонд осуществляется дифференцированно, путем их разделения на документы длительного и временного хранения (п.3 Приказа Министерства образования Хабаровского края от 19.06.2003 № 498). Сроки хранения может установить комиссия по поступлению и выбытию активов.

3)Подробнее смотрите в обосновании.

А также смотрите: 1.Порядок инвентаризации библиотечного фонда,

2.Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете сдачу макулатуры, полученной при списании библиотечного фонда

3.Как учитывать библиотечный фонд в образовательном учреждении

Обоснование

1.Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как оформить и учесть ликвидацию основных средств

Со временем основные средства физически изнашиваются и морально устаревают. Если восстановить объект нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесообразно, то его ликвидируют и списывают с учета (п. 51 Инструкции к Единому плату счетов № 157н).

Когда основные средства ликвидируют

Обычно основные средства ликвидируют и списывают с учета при следующих обстоятельствах:

  • имущество морально устарело и физически изношено;
  • произошли авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация;
  • при хищении или недостаче узлов и агрегатов, без которых использование имущества невозможно, а их замена нецелесообразна;
  • выявлена порча имущества;
  • объект находится в стадии реконструкции, когда ликвидируют часть объекта.

Такие правила установлены пунктом 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Зачастую все это выявляют при очередной или внеплановой инвентаризации.

Прежде чем ликвидировать имущество, которое невозможно или невыгодно использовать, придется соблюсти ряд процедур и заполнить необходимые документы. Обычно списание основного средства оформляют в следующей последовательности:

  1. материально ответственное лицо доводит до сведения руководства информацию о необходимости списания основного средства (например, служебной запиской);
  2. создают ликвидационную комиссию для определения целесообразности использования объекта;
  3. при необходимости проводят техническую экспертизу;
  4. комиссия составляет акт о списании основного средства (либо дает заключение о нецелесообразности списания объекта);
  5. при необходимости согласовывают списание с вышестоящими органами;
  6. делают необходимые записи в учетных документах о списании объекта.

Ликвидационная комиссия

В учреждении функции ликвидационной комиссии выполняет постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Такой вывод следует из пункта 34 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. О том, как создать комиссию, читайте Как ввести в эксплуатацию основное средство.

Принять решение о списании основного средства можно после того, как комиссия проведет ряд мероприятий. А именно:

  • проведет осмотр основного средства (если оно, конечно, не похищено и есть в наличии);
  • оценит возможности дальнейшего использования и целесообразность восстановления объекта;
  • установит причины ликвидации (физический и моральный износ, авария, стихийные бедствия и т. п.);
  • выявит виновных лиц, если объект ликвидируется до истечения нормативного срока службы по чьей-либо вине;
  • определит, возможно ли использовать отдельные узлы, детали или материалы ликвидируемого основного средства.

После всех процедур комиссия должна подготовить акт о списании основного средства, а также документы для согласования с вышестоящей организацией.

В отношении федерального имущества такой порядок установлен пунктами 6–7 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834.

Документальное оформление

Если комиссия установила необходимость ликвидации основного средства, она составляет акт о списании имущества. Акт оформляйте на следующих типовых бланках:

  • по форме № 0504105 при списании транспортных средств;
  • по форме № 0504143 при списании мягкого и хозяйственного инвентаря;
  • по форме № 0504144 при списании исключенной из библиотеки литературы (с приложением списков исключенной литературы);
  • по форме № 0504104 при списании других основных средств (кроме транспортных).

Перечисленные формы содержат реквизит «заключение комиссии», в котором нужно указать причину списания объекта (итог результатов осмотра).

Оформленный комиссией акт должен утвердить руководитель учреждения. При списании федерального имущества – недвижимого или особо ценного движимого – руководитель утверждает акт после его согласования с учредителем. Проводить мероприятия, предусмотренные в акте (разукомплектование, демонтаж, разбор, утилизацию и т. д.), можно только после его утверждения. Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов об их списании не допускаются.

Такой порядок предусмотрен Методическими указаниями по заполнению форм № 0504105, № 0504143, № 0504144, № 0504104, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н, пунктами 34, 52 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктами 9, 10, 11 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834, а в части уничтожения имущества разъяснен также в письме Минфина России от 19 декабря 2013 г. № 02-06-010/56211.

Ситуация: как обосновать списание основных средств в случаях их морального или физического износа

Списание изношенного основного средства можно обосновать, указав в документах на списание, что дальнейшее использование имущества или его ремонт невозможны или нецелесообразны.

Подтверждение морального или физического износа может быть приведено в акте технической экспертизы. Если в технической экспертизе необходимости нет, объект спишите на основании решения ликвидационной комиссии, которое указывают в акте на списание. Акты комиссия должна составить по унифицированным формам.

Запись о причине списания может выглядеть, например, так: «Сервер не выдерживает возросшей нагрузки вследствие морального износа. Модернизации не подлежит». Или: «Автомобиль дальнейшей эксплуатации не подлежит вследствие своего физического износа. Капитальный ремонт нецелесообразен». Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если спор возникнет, грамотное обоснование причины списания будет весомым аргументом для судей (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 15 апреля 2008 г. № А57-13824/06-17, Северо-Западного округа от 2 ноября 2004 г. № А05-3112/04-12).

Ситуация: как учитывать имущество, которое требует демонтажа (утилизации)

Имущество, которое комиссия учреждения решила списать и которое требует демонтажа, учтите на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». На учет объекты ставьте в условной оценке: один объект – 1 руб. С забалансового счета имущество списывайте по акту на списание. Эти правила из пункта 335 Инструкции № 157н, пункта 10 Инструкции № 162н, пункта 12 Инструкции 174н и пункта 12 Инструкции № 183н.

Совет: порядок учета на забалансовом счете 02 дополнительно закрепите в учетной политике. Это обезопасит вас от претензий проверяющих. Дело в том, что в пункте 51 Инструкции № 157н сказано, что в бухучете основные средства списывают, когда завершили мероприятия по разборке, демонтажу. Но не указано, с какого именно учета списывать: балансового или забалансового.

Если основное средство выбывает из-за хищения, необходимо провести инвентаризацию. Как учесть убыток от списания имущества при краже, виновники которой не установлены, см. .

2.Из рекомендации

Ларисы Шиловской, заместителя директора департамента бюджетного процесса, учета и отчетности Минобрнауки России, к. э. н.

Татьяны Кочновой, заместителя директора департамента бухгалтерского учета Минобрнауки России, к. э. н.

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете сдачу макулатуры, полученной при списании библиотечного фонда

Макулатуру следует рассматривать как прочие материальные запасы, полученные при ликвидации основного средства. Ведь библиотечный фонд относится именно к объектам основных средств (п. 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Полученную при списании библиотечного фонда макулатуру нужно оприходовать (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н). В бухучете отразите ее на счете 105.36 «Прочие материальные запасы» (п. 117 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Подробнее о том, как оприходовать, см. .

После принятия на учет макулатуры учреждение может ее сдать специализированным организациям – пунктам вторсырья (п. 5.7.1 Порядка, утвержденного приказом Минкультуры России от 8 октября 2012 г. № 1077).

При сдаче (продаже) макулатуры оформите накладную на отпуск материалов (ф. 0504205).

Порядок отражения в бухучете операций по реализации макулатуры зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетные учреждения без согласия учредителя (собственника) не вправе реализовать материальные запасы в следующих случаях:

  • материальные запасы включены в состав особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником (приобретенного за счет средств, выделенных собственником);
  • сделка признается крупной или в ее совершении имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Остальным имуществом (в т. ч. отходами, полученными от ликвидации имущества) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Поэтому доходы от реализации макулатуры поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Такие правила следуют из пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, статьи 41 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 10, 13 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и разъяснены в письмах Минфина России от 24 апреля 2012 г. № 02-04-10/1464, от 16 апреля 2012 г. № 02-04-10/1305. Данные письма рассматривают вопрос о металлоломе. Несмотря на это их положения можно распространить и на макулатуры, поскольку и макулатура, и металлолом являются материальными запасами.

Доходы от продажи (сдачи) макулатуры отражайте по статье КОСГУ 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, письмо Казначейства России от 19 июня 2012 г. № 42-2.2.-04/31). Несмотря на то, что письмо содержит ссылки на утративший силу приказ Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н, содержащиеся в нем разъяснения можно применять и сейчас (поскольку они не противоречат новым указаниям).

В учете при отражении операций по реализации сделайте следующие проводки.

Учет макулатуры

17253 2 Друкувати Консультируют специалисты контрольно-ревизионной службы
По различным причинам, возникающим в процессе деятельности бюджетных учреждений, существует необходимость в списании документов, книг, учебников, журналов, газет и т. п. с последующей сдачей макулатуры. В этой статье мы рассмотрим вопросы, связанные с этим процессом.

Ирина НЕСТРУГИНА, начальник КРО в г. Харькове

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Макулатура — это бумажные изделия и остатки бумаги, не пригодные для последующего использования.

Макулатура используется в качестве вторичного сырья при производстве бумаги, упаковочного картона и некоторых строительных материалов. Использование макулатуры позволяет значительно экономить древесину и уменьшить вырубку лесов, ведь 1 т макулатуры заменяет около 4 м3 древесины.

Макулатура, пригодная для повторного использования, состоит из разных видов продукции бумажного и картонного производства. Книги и документы обычно редко включаются в повторный цикл переработки. Наилучшие виды продукции для переработ- ки — телефонные справочники, газеты, журналы, печатные рекламные материалы, картон и гофротара. Самое ценное вторичное сырье — отходы печатного производства. Это связано с тем, что почти 100 % этих отходов пригодны для повторного использования. Макулатуру обычно сортируют, а цены на нее устанавливаются в зависимости от качества. К макулатуре высшего качества относятся обрезки белой бумаги, газеты и журналы, самое низкое качество у макулатуры из небеленого (бурого) картона.

Принцип сдачи макулатуры достаточно простой: необходимо собрать ненужную бумагу и картон и сдать их в пункт приема макулатуры.

При этом важным фактором является то, что согласно ст. 9 Закона № 1775 хозяйственная деятельность по сбору, заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья (по перечням, определяемым Кабинетом Министров Украины) подлежит лицензированию. Перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию, утвержден постановлением КМУ от 28.02.2001 г. № 183 (далее — Перечень).

В этот Перечень входят следующие виды отходов:

— макулатура;

— стеклобой;

— отходы полимерные;

— отходы резиновые, в том числе изношенные шины;

— материалы текстильные вторичные;

— использованная металлическая тара (ящики, фляги, канистры, банки, в частности алюминиевые банки из-под напитков, баллончики).

Поэтому сдача макулатуры должна производиться на специализированные предприятия, имеющие лицензию на переработку такого вторичного сырья.

Средняя цена за макулатуру в настоящее время составляет 25 коп. за кг.

С целью обеспечения целлюлозно-бумажной промышленности Кабинет Министров Украины принимал ряд мер по сбору макулатуры.

Так, Кабмин постановлением № 886 предложил определить порядок организации сбора макулатуры производственно-экологическому объединению «Укр- вторма»*.

* «Укрвторма» — Украинское производственно-экологическое объединение по заготовке и использованию вторичных материальных ресурсов. Более тысячи предприятий этой организации принимают вторичное сырье по всей стране.

Кроме того, местным государственным администрациям было рекомендовано обеспечить расширение сети заготовительных пунктов в городах и селах для возобновления сбора макулатуры и принимать меры для поощрения населения, организаций и учреждений, в том числе заведений образования, к сбору макулатуры.

СДАЧА МАКУЛАТУРЫ ПРИ СПИСАНИИ ДОКУМЕНТОВ АРХИВОВ

Документы могут храниться как в архивах, созданных в бюджетных учреждениях, так и сдаваться на хранение в специальные архивные учреждения.

Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере архивного дела и делопроизводства осуществляет Государственный комитет архивов Украины (далее — Госкомархив). В частности, Госкомархив устанавливает сроки хранения документов.

Основным нормативным документом, определяющим сроки хранения документов, является Перечень № 41.

В соответствии с письмом № 1478 состав документов и сроки их хранения установлены в Перечне № 41 с учетом рекомендаций специалистов соответствующих отраслей народного хозяйства и социально-культурной сферы, а также законодательства Украины.

Сроки хранения первичной финансовой и бухгалтерской документации устанавливаются исходя из срока исковой давности, определенного законодательством. Согласно ст. 257 ГКУ общая исковая давность установлена продолжительностью в три года.

С целью контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций к срокам хранения некоторых документов сделаны примечания, в частности: «При условии завершения проверки государственными налоговыми органами по вопросам соблюдения налогового законодательства, а для бюджетных учреждений и организаций, а также для хозрасчетных предприятий и организаций, которые находятся в сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти — ревизии. В случае возникновения противоречий, споров, следственных и судебных дел — хранятся до принятия окончательного решения», «По окончании срока действия договора» и т. п., которые конкретизируют сроки хранения определенных категорий документации.

Уничтожение документов учреждением проводится после утверждения акта руководителем учреждения и его согласования с соответствующим государственным архивом.

Дела, отобранные к уничтожению, после согласования и утверждения актов передаются организациям по заготовке вторичного сырья по накладным, в которых указывается вес бумажной макулатуры, переданной для переработки. Дата сдачи документов, их вес и номер накладной указываются в актах об изъятии документов для уничтожения. Эти акты помещаются в дело архивного фонда учреждения и хранятся в архиве учреждения.

В соответствии с п. 2.11 Перечня № 41 определено, что сроки хранения документов, определенные в Перечне № 41, являются минимальными, их нельзя сокращать. Продление в организациях сроков хранения документов, предусмотренных Перечнем № 41, допускается в случаях, если эта необходимость вызвана специфическими особенностями работы конкретной организации.

Свои особенности имеют хранение и использование документов, содержащих конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства. Такие документы необходимо хранить, использовать и уничтожать в соответствии с требованиями Инструкции № 1893.

Согласно приложению 13 к Инструкции № 1893 информация, включаемая в перечни сведений, содержащих конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства, должна отвечать следующим требованиям:

1) создаваться за средства государственного бюджета или находиться во владении, пользовании или распоряжении организации;

2) использоваться с целью обеспечения национальных интересов государства;

3) не относиться к государственной тайне.

В результате разглашения такой информации возможно:

— нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

— наступление негативных последствий во внутриполитической, внешнеполитической, экономической, военной, социальной, гуманитарной, научно-технологической, экологической, информационной сферах и в сферах государственной безопасности и безопасности государственной границы;

— создание препятствий в работе государственных органов.

Перечни сведений, которые содержат конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства, и которым предоставляется гриф ограничения доступа «Для служебного пользования» разрабатываются экспертными комиссиями, создаваемыми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями.

В соответствии с п. 51 Инструкции № 1893 отобранные для уничтожения дела с грифом «Для служебного пользования», не имеющие научной, историко-культурной ценности и утратившие практическое значение, могут оформляться отдельным актом или включаться в общий акт вместе с другими несекретными делами, отобранными для уничтожения.

Отобранные для уничтожения документы, дела и издания с грифом «Для служебного пользования» согласно п. 52 Инструкции № 1893 перед сдачей на переработку как макулатура должны в обязательном порядке измельчаться до состояния, исключающего возможность их прочтения.

Согласно п. 3.8 Перечня № 41 уничтожение документов без одобрения описей дел постоянного хранения экспертно-проверочной комиссии государственного архива (для организаций — источников формирования Национального архивного фонда), а также нарушение установленных Перечнем № 41 сроков хранения документов являются незаконными и влекут ответственность согласно действующему законодательству.

Ответственность за уничтожение документов с нарушением требований действующего законодательства предусмотрена ст. 357 Уголовного Кодекса Украины, а именно: лишение свободы на срок до трех лет или штраф до 70 необлагаемых минимумов доходов граждан.

СБОР МАКУЛАТУРЫ В ЗАВЕДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Для привлечения дополнительных средств в учебных заведениях, как правило, в средних общеобразовательных учебных заведениях проводятся мероприятия по сбору и сдаче макулатуры.

Сбор макулатуры проводится также в рамках государственных и региональных экологических акций, направленных на защиту деревьев от вырубки.

Так, в 2006 году в Украине стартовал турнир по сбору макулатуры среди школьников — экологическая акция добровольного сбора и сдачи на переработку использованной бумаги. Такой турнир поддержали Министерство образования и науки Украины, Министерство по делам семьи, молодежи и спорта а также Комитет по вопросам экологии Верховной Рады Украины.

В результате проведения такого всеукраинского турнира школы получили средства за сдачу макулатуры, а самые активные — еще и ценные призы.

Сбор и сдача макулатуры в школах проводятся и без акций, поскольку это один из способов привлечения дополнительных средств для приобретения необходимых учебников, бумаги и т. п.

При этом следует помнить, что принесенная учащимися макулатура и ее сдача должны быть обязательно отражены в бухгалтерском учете. О том, как именно следует отразить такие операции, будет идти речь далее.

СДАЧА МАКУЛАТУРЫ ПРИ СПИСАНИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ

Библиотечный фонд — это упорядоченное собрание документов, хранящихся в библиотеке.

Согласно ст. 16 Закона № 32 библиотечные фонды формируются в соответствии со значением, составом пользователей библиотеки и видом библиотеки как упорядоченное собрание документов.

В соответствии с п. 1.3 Инструкции № 64 библиотечные фонды учитываются в составе необоротных активов.

Исходя из п. 3 Инструкции № 142/181 библиотечные фонды могут быть списаны с последующей сдачей их в пункты приема макулатуры как:

— непригодные для последующего использования;

— морально и научно устаревшие;

— физически изношенные, дефектные;

— поврежденные в результате аварии или стихийного бедствия.

В соответствии со ст. 18 Закона № 32 изъятие из библиотечных фондов документов, в том числе ветхих, утративших актуальность, научную и производственную ценность или имеющих дефект, дублетных, осуществляется в порядке, определенном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере культуры. Изъятие документов из библиотечных фондов по идеологическим или политическим признакам запрещается.

Следует отметить, что для документов, которые внесены или подлежат внесению в Государственный реестр национального культурного достояния Украины, и документов, которые являются уникальными документами Национального архивного фонда Украины и хранятся в библиотеках, устанавливается особый режим охраны, хранения и использования.

Для списания библиотечного фонда применяется «Акт о списании с баланса бюджетных учреждений и организаций изъятой из библиотеки литературы», типовая форма ОЗ-5 (бюджет) которого утверждена Инструкцией № 125/70.

Акт составляется в двух экземплярах, на основании описи и общих списков книг, подлежащих изъятию из библиотек. Опись делается во время очередного пересмотра книжных фондов и выявления устаревших изданий. Отдельная опись составляется на изношенную литературу (порванные книги и не подлежащие восстановлению, с утерянными страницами).

Также имеют место случаи, когда в самостоятельных библиотеках или в библиотеках при учебных заведениях читатели теряют полученную в библиотеке литературу. Как определено в п. 14 приказа № 321,в случае потери документа его замена на аналогичный осуществляется путем списания документа по балансовой стоимости, а оприходование — по свободной рыночной стоимости.

ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ

Средства, полученные бюджетной организацией за сдачу макулатуры, в обязательном порядке должны быть отражены в учете.

В соответствии с Перечнем № 659 средства, полученные от сдачи макулатуры, относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений — поступлению бюджетных учреждений от реализации имущества. Такие средства включаются в состав специального фонда сметы без обложения налогом на прибыль.

Средства от сдачи макулатуры должны планироваться по специальному фонду сметы в случае списания библиотечного фонда или документов архивов, т. е. в случаях, когда такое списание предполагается. Если сдача макулатуры не предполагается (например, сбор макулатуры в школах по заданию вышестоящих организаций или по местным программам развития, утвержденным местными органами власти), такие средства по специальному фонду сметы не планируются. Но при этом необходимо внести своевременные изменения в смету после получения средств от сдачи макулатуры.

Как определено в п. 49 Порядка № 228,в течение года распорядители бюджетных средств вносят изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям на основании справки Государственного казначейства о подтверждении поступления средств на специальные регистрационные счета учреждения, открытые в соответствующем органе Государственного казначейства, и справки о внесении изменений в смету, которая утверждается руководителем учреждения, утверждавшим смету, без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись по специальному фонду бюджета. Распорядители ниже- стоящего уровня подают в обязательном порядке распорядителям вышестоящего уровня удостоверенные соответствующим органом Государственного казначейства копии утвержденных справок о внесении изменений в специальный фонд сметы по собственным поступлениям.

Распорядителями вносятся изменения в специальный фонд сметы в части увеличения поступлений и расходов в случае, когда объемы собственных поступлений специального фонда сметы фактически превысили объемы, учтенные при утверждении соответствующего бюджета, с учетом остатков на начало года. Изменения вносятся на основании расчетов с соответствующим обоснованием. Распорядители должны упорядочить бюджетные обязательства с учетом изменений, внесенных в специальный фонд сметы.

Средства, получаемые бюджетными учреждениями от реализации имущества в соответствии с Порядком № 107, отражаются в форме финансовой отчетности «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями» (форма № 4-1д, № 4-1м).

Бюджетные учреждения используют эти средства по целевому назначению согласно смете.

В соответствии с п. 3 Перечня № 659 средства от реализации имущества могут использоваться на ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и материальных ценностей, на покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты, на премирование лиц, непосредственно занятых сбором отходов и лома, а также на хозяйственные нужды бюджетных учреждений.

Что касается средств, полученных от сдачи макулатуры, то они могут быть использованы на приобретение новых книг, газет, журналов и т. п. для пополнения библиотечного фонда, на хозяйственные нужды учреждений, в том числе на приобретение бумаги, канцелярских товаров, на поощрение лиц, непосредственно занятых сбором и сдачей макулатуры в пункты приема.

Как определено в п. 15 приказа № 321,средства от реализации документов для библиотек остаются в распоряжении библиотеки с правом последующего использования на пополнение библиотечного фонда.

Отражение операций по сдаче макулатуры в бухгалтерском учете рассмотрим на примерах.

Пример 1. В учреждении списан устаревший библиотечный фонд на сумму 1500 грн., в результате чего было сдано 300 кг макулатуры, за которую учреждением получено 75 грн., которые были израсходованы на пополнение библиотечного фонда.

№ п/п

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Списан библиотечный фонд

Оприходована в учете макулатура

364*

75**

Макулатура сдана в пункт ее приема

Получены средства за сдачу макулатуры

За полученные средства приобретены книги

Одновременно

801 (802)

Уплачено организации-поставщику за книги

Пример 2. В средней школе объявлен конкурс по сбору макулатуры. В результате проведения конкурса учащимися было собрано 1500 кг макулатуры, которая была сдана в пункт ее приема. За сданную макулатуру школа получила 375 грн., которые были израсходованы на приобретение канцелярских товаров для учащихся.

№ п/п

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Оприходована в учете макулатура, принесенная учащимися

364*

375**

Макулатура, принесенная учащимися, сдана в пункт ее приема

Получены средства за сдачу макулатуры

За полученные средства приобретены канцелярские товары

Уплачено организации-поставщику за канцелярские товары

* Поскольку предусматривается реализация макулатуры, в органы Государственного казначейства не нужно подавать Справку о поступлениях в натуральной форме. В случае оприходования макулатуры для дальнейшей реализации субсчет 711 «Доходы по средствам, полученным как плата за услуги» использовать нецелесообразно, поскольку учреждение получает не доходы, а обязательства по передаче макулатуры перерабатывающему предприятию. Доходы возникают при поступлении денежных средств за сданную макулатуру на специальный регистрационный счет.

** Приблизительную стоимость макулатуры для ее учета можно узнать в пунктах приема макулатуры.

Нормативные документы

Закон № 1775 — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон № 32 — Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» от 27.01.95 г. № 32/95-ВР.

Постановление № 886 — постановление Кабинета Министров Украины «О мерах по улучшению сбора и использования макулатуры» от 30.07.96 г. № 866.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228.

Инструкция № 1893 — Инструкция о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, содержащих конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 27.11.98 г. № 1893.

Инструкция № 64 — Инструкция по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64.

Инструкция № 125/70 — Инструкция по составлению типовых форм по учету и списанию основных средств, которые принадлежат учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Государственного комитета статистики Украины от 02.12.97 г. № 125/70.

Инструкция № 142/181 — Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины, Министерства экономики Украины от 10.08.2001 г. № 142/181.

Перечень № 659 — Перечень групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требования по их образованию и направлениям использования, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 17.05.2002 г. № 659.

Перечень № 41 — Перечень типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20.07.98 г. № 41.

Порядок № 107 — Порядок составления месячной и квартальной финансовой отчетности в 2008 году учреждениями и организациями, получающими средства государственного или местных бюджетов, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 28.03.2008 г. № 107.

Приказ № 321 — приказ Министерства культуры и туризма Украины «Об утверждении методических рекомендаций по бухгалтерскому учету библиотечных фондов» от 27.03.2008 г. № 321/0/16/-08.

Письмо № 1478 — письмо Государственного комитета архивов Украины «Об установлении сроков хранения документов» от 01.12.2005 г. № 01-1478.

Письмо № 05-26 — письмо Государственного комитета архивов Украины «О документах, определяющих сроки хранения разных видов документов, и об ответственности за уничтожение документов с нарушением требований действующего законодательства» от 12.01.2001 г. № 05-26.

Наш сайт корисний для вас?

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

Отримувати корисні новини Поділитися з колегами
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (2) Наталья 01.12.2015 Здравствуйте! Облагается ли НДС сдача макулатуры стеклобоя? Оцінити: + 0- 0 Світлана 10.09.2018 скажіть будь ласка відповідь на таке питання : якщо бюджетна установа здала макулатуру підприємцю а грошей він вже три місяці не перечислює,що потрібно робити нам?
Оцінити: + 0- 0 Залишити коментарі: Ваше ім`я Коментарі Коментувати

Головний офіс:
м. Харків, вул. Сумська, 106-а
тел./факс: (057) 76-500-76

Реклама на сайті

Виникли питання?

© 2004-2018, ГК «Фактор». Всі права захищені.

Ознайомитися з договором-офертою

Використання будь-яких матеріалів, розміщених на сайті, дозволяється за умови посилання на портал buhgalter.com.ua.

При копіюванні матеріалів з розділу «Статті», для інтернет-видань — обов’язкове пряме відкрите для пошукових систем гіперпосилання. Посилання має бути розміщене в незалежності від повного або часткового використання матеріалів. Гіперпосилання (для інтернет-видань) — повинне бути розміщене в підзаголовку або в першому абзаці матеріалу.

Ми використовуємо cookie-файли, щоб зробити сайт максимально зручним для вас та аналізувати використання наших продуктів та послуг, щоб збільшити якість рекламних та маркетингових активностей. Дізнатися більше про те, як ми використовуємо ці файли можна .

Ведение бухгалтерского учета в школе

Ведение бухгалтерского учета в школе — это процесс, требующий повышенного внимания. В отличие от бизнеса, образовательные учреждения распоряжаются собственными активами и денежными средствами, полученными от государства. Приходится разделять расходы и доходы по нескольким направлениям, в том числе и по источникам получения средств.

Особенности школьной бухгалтерии

  • Бухгалтерия муниципального учреждения строится на основании статей расходования бюджета.
  • Бюджет может иметь разные источники поступления средств, что приводит к разному учету.
  • Бюджет периодически получает поступления денежных средств за счет муниципального, областного или федерального бюджета.

В случае со школой оптимальным будет использование общей системы налогообложения, с уплатой НДС, налога на имущество и других сборов.
Это одна из наиболее сложных систем налогообложения, которая учитывает полное движение денежных средств по всем счетам организации и направления расходования этих средств.

Какую отчетность необходимо сдавать?

  • Как и любая компания, школа при ведении своей деятельности платит налоги, ежегодно подавая декларацию о доходах.
  • Ежемесячная оплата НДФЛ и взносов в Пенсионный фонд.

  • Отчетность в Росстат о количестве трудоустроенных.
  • Уплата НДС
  • Отчетность по другим направлениям.

Кроме этого, школа отвечает за исполнение всех статей бюджета и освоение средств, выделенных из бюджетов более высокого уровня.

Тарифы на ведение бухучета в школе

Мы предлагаем различные тарифы по ведению бухгалтерии в зависимости от ваших потребностей и особенностей бизнеса.
Базовая стоимость услуг нашей компании:
Для организаций на ОСНО от 5 000 рублей/квартал
Для организаций на УСН от 3 000 рублей/квартал

Калькулятор расчёта стоимости бухгалтерских услуг

Ответьте на вопросы

Выгоды передачи бухгалтерии на аутсорс в «Аутсорсинговые решения»

Ведение бухгалтерского учета в школе можно поручить профессиональной консалтинговой фирме, которая возьмет на себя весь процесс управления бюджетом и отчетностью, для минимизации рисков и издержек школы. В этом случае руководство школы может быть уверено: их бухгалтерией занимается профессиональная команда, которая в курсе всех нововведений в законодательных актах.


Гарантии
Согласно договору сопровождающая компания несет ответственность за своевременность, полноту и корректность подготовки, сдачи документации, начисления налогов и взносов.

Квалификация
С вашей бухгалтерией будут работать только высококвалифицированные бухгалтера с большим опытом работы и знанием всех тонкостей законодательства.
Экономия
Вам не нужно содержать целый штат бухгалтеров. Ваши расходы будут состоять только из оплаты наших услуг, все остальные издержки — на нас. У вас появляется время для решения по-настоящему важных задач. А рутину мы возьмем на себя.
Без рисков
Мы не ошибаемся в ваших документах. Мы не пропускаем сроки, установленные государством.

Можно заниматься бухгалтерским учетом самостоятельно или пригласить бухгалтера на постоянную работу. В первом случае очень велик риск ошибок. Во втором — возникают вопросы в компетентности бухгалтера, которого никто не сможет проверить. В нашем случае мы обеспечиваем качественное осуществление всего процесса, не влияя на него. Уже это говорит о том, что, работая с нами, руководитель будет в курсе всего, что происходит в его компании.