Бюджетно налоговая политика

Тест на тему «Государство в рыночной экономике. Средства государственного регулирования экономики»

Государство в рыночной экономике. Средства государственного регулирования экономики.

1.К косвенным методам государственного регулирования в современной экономике относят:

1) бюджетно-налоговую (фискальную) политику; 2) создание государственного сектора производства; 3) формирование государственного заказа оборонным предприятиям;

4) государственное финансирование фундаментальных научных исследований.

2. К прямым (непосредственным) методам государственного регулирования в современной экономике относят:

1) бюджетно-налоговую (фискальную) политику; 2) денежно-кредитную политику;

3) формирование государственного заказа оборонным предприятиям;

4) прогнозирование развития отдельных отраслей экономики.

3. В структуру бюджетно-налоговой политики входит:

1) купля-продажа ценных бумаг на фондовых рынках; 2) лицензирование банковской деятельности; 3) кредитование социально значимых производств;

4) установление налога на прибыль.

4.В структуру денежно-кредитного регулирования экономики входит:

1) торговля пакетами акций на фондовом рынке; 2) установление ставки банковских резервов; 3) лицензирование частной коммерческой деятельности;

4) установление прогрессивного подоходного налога.

5. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики? Государство в условиях рыночной экономики:

А) поддерживает социально значимые, но не выгодные для частного предпринимательства производства;

Б) защищает экономические интересы производителя и потребителя.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

6.Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономике?

А. Государство в условиях рыночной экономики заботится о создании условий для экономического роста. Б. Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних эффектов.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

7.Государство в рыночной экономике

1)устанавливает равновесие на рынке товаров и услуг

2)стимулирует сбалансированный экономический рост

3)планирует, что и в каком количестве производить

4)определяет количество работающих на предприятиях

8.Государство в рыночной экономике

1)берет на себя организацию производства большинства товаров и услуг

2)осуществляет распределение экономических ресурсов

3)устанавливает цены на производимые на предприятиях товары

4)законодательно закрепляет многообразие форм собственности

9. Верны ли следующие суждения о методах денежно-кредитной политики?

А. К методам денежно-кредитной политики относится регулирование учетной ставки процента Центральным банком.

Б. К методам денежно-кредитной политики относится ежегодное изменение государственного бюджета.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

10 Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования экономики?

  1. Регулирование налогообложения; 2) перепродажа ценных бумаг;

  2. оформление лицензий на частные услуги; 4) изменение ставки банковских резервов.

11. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное ценообразование.

Б. Государство в рыночной экономике осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

12. Если в условиях спада в экономике происходит сокращение выпуска ВВП, инвестиций и занятости, то Центрбанку следует

1) повысить учетную ставку; 2) снизить учетную ставку;

3) продавать на открытом рынке государственные ценные бумаги;

4) увеличить норму банковских резервов.

13. Верны ли следующие суждения о роли Центрбанка?

А. Центрбанк имеет целью осуществление кредитования правительства.

Б. Центрбанк имеет целью поддержание устойчивости национальной денежной единицы.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

14. Что из перечисленного не относится к экономическим функциям государства в демократическом обществе?

1) контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста;

2) защита конкуренции, ее рациональных масштабов;

3) прямое влияние на практику ценообразования о всех сферах экономической деятельности;

4) создание правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы.

15. Верны ли следующие суждения о роли государства в экономике?

А. Государство воздействует на экономику через кредитно-денежную политику.

Б. Государство воздействует на экономику через правовое регулирование.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

16. Прочитайте приведенный ниже текст и вставьте пропущенные слова.

Монетарная политика – это проводимые правительством через Центрбанк меры в области денежного обращения и _____(1), направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики. Цель монетарной политики – помощь экономике в достижении такого уровня ____(2), который обеспечит полную _____(3) и отсутствие _____(4). Операции на открытом рынке проводит Центральный банк, выплачивая по ним высокий _____(5), привлекает средства инвесторов для покрытия бюджетного ______(6).

А) процент; Б) дефицит; В) занятость; Г) депозит; Д) производство; Е) кредит; Ж) ипотека; З) инфляция; И) девальвация. ЕДВЗАБ

17. Функцией государства в рыночной экономике является

1) определение наименований, объемов продукции; 2) установление рыночных цен на товары; 3) контроль за эффективным использованием производственных ресурсов;

4) справедливое перераспределение доходов.

18. Государство в рыночной экономике5 для снижения неравенства в доходах граждан стремится

1) поддерживать деятельность профсоюзов; 2) регулировать спрос; 3) увеличить объем денежной массы в обращении; 4) обеспечить занятость населения.

19. Верны ли следующие суждения?

А. Денежно-кредитная политика государства – это искусство управления денежными средствами.

Б. Управление денежными средствами заключается в привлечении средств в государственный бюджет, распределении их с помощью кредитования государством в производство товаров и услуг и выплаты заработной платы государственным служащим.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

20. Если государство производит заимствование денег у населения, то это способствует

1) уменьшению производительности труда в промышленности

2) снижению потребностей населения; 3) росту внутреннего долга

4) увеличению инфляции

21. Бюджетная политика государства направлена на установление баланса

1) издержек и прибыли 2) доходов и расходов

3) цены и стоимости 4) ренты и налогов

22. Главная причина участия современного государства в смешанной экономике — это стремление 1) смягчить последствия деятельности рыночных механизмов

2) планировать деятельность хозяйствующих субъектов

3) получить всю собственность в руки государства

4) контролировать внешнюю торговлю

23.Учётная ставка процента – это:

1)ставка процента, которую центральный банк выплачивает по депозитам.

2)ставка процента, по которой банки предоставляют кредиты друг другу.

3)ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.

4)ставка процента, по которой банки предоставляют кредиты населению

24.Верны ли следующие утверждения о кредитно-денежной политике?

А) Целью монетарной политики является борьба с инфляцией, а не безработицей.

Б) Монетарную политику проводит правительство с целью стабилизации экономики.

1) верно только А; 2) верно только Б;3) верно и А и Б;4) оба суждения неверны.

25.Верны ли следующие утверждения об экономических функциях государства?

А) Проблема «для кого производить» не может быть решена без государственного участия.

Б) Важнейшая функция государства в рыночной экономике – создание свода законов, регулирующих поведение экономических субъектов.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А и Б; 4) оба суждения неверны.

26. Основным инструментом денежно-кредитной политики государства в условиях рынка выступает регулирование

1) учетной ставки банковского процента, 2) государственных расходов и доходов,

3) размера минимальной оплаты труда, 4) ставки подоходного налога.

27. Верны ли суждения о бюджетной политике государства?

А. Государство использует в рыночной экономике бюджетную политику для ограничения конкуренции.

Б. Бюджетная политика государства направлена на правовое регулирование предпринимательской деятельности.

1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

28.Что из перечисленного НЕ относится к инструментам фискальной политики?

А) Регулирование курса национальной валюты. Б) Изменение объема государственных закупок. В) Изменение налоговых ставок.

Г) Перераспределение доходов через трансфертные выплаты.

29. Какая из перечисленных мер НЕ является монетарной?

1) изменение Центральным банком ставки рефинансирования. 2) снижение ставки налога на добавленную стоимость. 3) изменение нормы обязательных банковских резервов.

4) прекращение торговли ценными бумагами.

30. Денежно-кредитная политика государства непосредственно осуществляется через деятельность

1)министерства экономики 3)Центрального банка

2)министерства финансов 4)правительства на основе решений, принимаемых

его председателем

31. Бюджетная политика государства регулирует

1)кредитование предприятий 2)размеры дивидендов акционеров

3)объёмы денежной массы в обращении 4)расходы на социальные программы

32. Найдите в приведённом списке механизмы осуществления государством денежной политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)регулирование доходов населения от собственности 2)расширение источников финансирования бизнеса 3)установление нормы банковского резерва

4)поддержка и защита конкуренции 5)регулирование ставки процента за кредит

6)обеспечение защиты прав собственности 35

33. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Основным инструментом воздействия государства на экономическое развитие является государственный ___________(1). Этим документом определяется стоимость товаров и услуг, которые правительство будет приобретать в течение года, а также платежи, которые оно будет осуществлять. Этим же документом определяются источники _____________(2) государства. Если расходы государства превышают доходы, то образуется____________ (3). Для его покрытия государство вынуждено прибегать к заимствованию средств. Сумма накопленной задолженности государства называется государственным ______(4). Важным инструментом воздействия государства на экономику является его денежно-кредитная политика. Ещё одним инструментом выступает_________________(5).Этот механизм регулирования реализуется путём изменения ставок ________________(6), предоставления различных скидок и льгот.

А) бюджетный дефицит; Б) налоговая политика; В) финансовый план; Г) бюджетная политика; Д) профицит;

Е) долг; Ж) доход; З) бюджет; И) налогообложение ЗЖАЕБИ

Государство в рыночной экономике. Средства государственного регулирования экономики.

1.К косвенным методам государственного регулирования в современной экономике относят:

1) бюджетно-налоговую (фискальную) политику; 2) создание государственного сектора производства; 3) формирование государственного заказа оборонным предприятиям;

4) государственное финансирование фундаментальных научных исследований.

2. К прямым (непосредственным) методам государственного регулирования в современной экономике относят:

1) бюджетно-налоговую (фискальную) политику; 2) денежно-кредитную политику;

3) формирование государственного заказа оборонным предприятиям;

4) прогнозирование развития отдельных отраслей экономики.

3. В структуру бюджетно-налоговой политики входит:

1) купля-продажа ценных бумаг на фондовых рынках; 2) лицензирование банковской деятельности; 3) кредитование социально значимых производств;

4) установление налога на прибыль.

4.В структуру денежно-кредитного регулирования экономики входит:

1) торговля пакетами акций на фондовом рынке; 2) установление ставки банковских резервов; 3) лицензирование частной коммерческой деятельности;

4) установление прогрессивного подоходного налога.

5. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики? Государство в условиях рыночной экономики:

А) поддерживает социально значимые, но не выгодные для частного предпринимательства производства;

Б) защищает экономические интересы производителя и потребителя.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

6.Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономике?

А. Государство в условиях рыночной экономики заботится о создании условий для экономического роста. Б. Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних эффектов.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

7.Государство в рыночной экономике

1)устанавливает равновесие на рынке товаров и услуг

2)стимулирует сбалансированный экономический рост

3)планирует, что и в каком количестве производить

4)определяет количество работающих на предприятиях

8.Государство в рыночной экономике

1)берет на себя организацию производства большинства товаров и услуг

2)осуществляет распределение экономических ресурсов

3)устанавливает цены на производимые на предприятиях товары

4)законодательно закрепляет многообразие форм собственности

9. Верны ли следующие суждения о методах денежно-кредитной политики?

А. К методам денежно-кредитной политики относится регулирование учетной ставки процента Центральным банком.

Б. К методам денежно-кредитной политики относится ежегодное изменение государственного бюджета.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

10 Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования экономики?

  1. Регулирование налогообложения; 2) перепродажа ценных бумаг;

  2. оформление лицензий на частные услуги; 4) изменение ставки банковских резервов.

11. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное ценообразование.

Б. Государство в рыночной экономике осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

12. Если в условиях спада в экономике происходит сокращение выпуска ВВП, инвестиций и занятости, то Центрбанку следует

1) повысить учетную ставку; 2) снизить учетную ставку;

3) продавать на открытом рынке государственные ценные бумаги;

4) увеличить норму банковских резервов.

13. Верны ли следующие суждения о роли Центрбанка?

А. Центрбанк имеет целью осуществление кредитования правительства.

Б. Центрбанк имеет целью поддержание устойчивости национальной денежной единицы.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

14. Что из перечисленного не относится к экономическим функциям государства в демократическом обществе?

1) контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста;

2) защита конкуренции, ее рациональных масштабов;

3) прямое влияние на практику ценообразования о всех сферах экономической деятельности;

4) создание правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы.

15. Верны ли следующие суждения о роли государства в экономике?

А. Государство воздействует на экономику через кредитно-денежную политику.

Б. Государство воздействует на экономику через правовое регулирование.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

16. Прочитайте приведенный ниже текст и вставьте пропущенные слова.

Монетарная политика – это проводимые правительством через Центрбанк меры в области денежного обращения и _____(1), направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики. Цель монетарной политики – помощь экономике в достижении такого уровня ____(2), который обеспечит полную _____(3) и отсутствие _____(4). Операции на открытом рынке проводит Центральный банк, выплачивая по ним высокий _____(5), привлекает средства инвесторов для покрытия бюджетного ______(6).

А) процент; Б) дефицит; В) занятость; Г) депозит; Д) производство; Е) кредит; Ж) ипотека; З) инфляция; И) девальвация

17. Функцией государства в рыночной экономике является

1) определение наименований, объемов продукции; 2) установление рыночных цен на товары; 3) контроль за эффективным использованием производственных ресурсов;

4) справедливое перераспределение доходов.

18. Государство в рыночной экономике5 для снижения неравенства в доходах граждан стремится

1) поддерживать деятельность профсоюзов; 2) регулировать спрос; 3) увеличить объем денежной массы в обращении; 4) обеспечить занятость населения.

19. Верны ли следующие суждения?

А. Денежно-кредитная политика государства – это искусство управления денежными средствами.

Б. Управление денежными средствами заключается в привлечении средств в государственный бюджет, распределении их с помощью кредитования государством в производство товаров и услуг и выплаты заработной платы государственным служащим.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

20. Если государство производит заимствование денег у населения, то это способствует

1) уменьшению производительности труда в промышленности

2) снижению потребностей населения; 3) росту внутреннего долга

4) увеличению инфляции

21. Бюджетная политика государства направлена на установление баланса

1) издержек и прибыли 2) доходов и расходов

3) цены и стоимости 4) ренты и налогов

22. Главная причина участия современного государства в смешанной экономике — это стремление 1) смягчить последствия деятельности рыночных механизмов

2) планировать деятельность хозяйствующих субъектов

3) получить всю собственность в руки государства

4) контролировать внешнюю торговлю

23.Учётная ставка процента – это:

1)ставка процента, которую центральный банк выплачивает по депозитам.

2)ставка процента, по которой банки предоставляют кредиты друг другу.

3)ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.

4)ставка процента, по которой банки предоставляют кредиты населению

24.Верны ли следующие утверждения о кредитно-денежной политике?

А) Целью монетарной политики является борьба с инфляцией, а не безработицей.

Б) Монетарную политику проводит правительство с целью стабилизации экономики.

1) верно только А; 2) верно только Б;3) верно и А и Б;4) оба суждения неверны.

25.Верны ли следующие утверждения об экономических функциях государства?

А) Проблема «для кого производить» не может быть решена без государственного участия.

Б) Важнейшая функция государства в рыночной экономике – создание свода законов, регулирующих поведение экономических субъектов.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А и Б; 4) оба суждения неверны.

26. Основным инструментом денежно-кредитной политики государства в условиях рынка выступает регулирование

1) учетной ставки банковского процента, 2) государственных расходов и доходов,

3) размера минимальной оплаты труда, 4) ставки подоходного налога.

27. Верны ли суждения о бюджетной политике государства?

А. Государство использует в рыночной экономике бюджетную политику для ограничения конкуренции.

Б. Бюджетная политика государства направлена на правовое регулирование предпринимательской деятельности.

1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

28.Что из перечисленного НЕ относится к инструментам фискальной политики?

А) Регулирование курса национальной валюты. Б) Изменение объема государственных закупок. В) Изменение налоговых ставок.

Г) Перераспределение доходов через трансфертные выплаты.

29. Какая из перечисленных мер НЕ является монетарной?

1) изменение Центральным банком ставки рефинансирования. 2) снижение ставки налога на добавленную стоимость. 3) изменение нормы обязательных банковских резервов.

4) прекращение торговли ценными бумагами.

30. Денежно-кредитная политика государства непосредственно осуществляется через деятельность

1)министерства экономики 3)Центрального банка

2)министерства финансов 4)правительства на основе решений, принимаемых

его председателем

31. Бюджетная политика государства регулирует

1)кредитование предприятий 2)размеры дивидендов акционеров

3)объёмы денежной массы в обращении 4)расходы на социальные программы

32. Найдите в приведённом списке механизмы осуществления государством денежной политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)регулирование доходов населения от собственности 2)расширение источников финансирования бизнеса 3)установление нормы банковского резерва

4)поддержка и защита конкуренции 5)регулирование ставки процента за кредит

6)обеспечение защиты прав собственности

33. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Основным инструментом воздействия государства на экономическое развитие является государственный ___________(1). Этим документом определяется стоимость товаров и услуг, которые правительство будет приобретать в течение года, а также платежи, которые оно будет осуществлять. Этим же документом определяются источники _____________(2) государства. Если расходы государства превышают доходы, то образуется____________ (3). Для его покрытия государство вынуждено прибегать к заимствованию средств. Сумма накопленной задолженности государства называется государственным ______(4). Важным инструментом воздействия государства на экономику является его денежно-кредитная политика. Ещё одним инструментом выступает_________________(5).Этот механизм регулирования реализуется путём изменения ставок ________________(6), предоставления различных скидок и льгот.

А) бюджетный дефицит; Б) налоговая политика; В) финансовый план; Г) бюджетная политика; Д) профицит; Е) долг; Ж) доход; З) бюджет; И) налогообложение

2.5. Налоговая политика государства

Налоговая политика — это система целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

Содержание налоговой политики во многом определяется целями и задачами, которые стоят перед государством.

Так, проводя налоговую политику, государство, может регулировать развитие определенных отраслей экономики, оказывать влияние на инвестиционную и инновационную политику и т.д.

Эффективность налоговой политики проявляется в оптимальном соотношении интересов государства и налогоплательщиков. Государ-ство заинтересовано в росте налоговых поступлений, субъекты хо-зяйствования — совсем наоборот.

Таким образом, основным вопросом налоговой политики является обоснование таких ставок налогов, которые стимулировали бы предпринимательскую активность, с одной стороны, а с другой — обеспечивали бы пополняемость бюджета (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Цели налоговой политики

Фискальная — заключается в изъятии части создаваемого ВВП в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды для финансирования государственных расходов.

Экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, регулирования спроса и предложе-ния, стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.

Социальная — предполагает сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения путем перераспределения ВВП.

Экологическая — предполагает защиту окружающей среды путем усиления роли экологических налогов и штрафных санкций.

Контрольная — информация контролирующих органов необходима государству для принятия решений в области планирования и функционирования отдельных налогов и налоговой системы в целом.

Международная — укрепление экономических связей с другими странами путем заключения двухсторонних и многосторонних согла-шений по устранению двойного налогообложения, снижению торго-вых таможенных пошлин и т.п.

В зависимости от характера и масштаба решаемых задач, длительности периода налоговую политику подразделяют на:

Налоговую стратегию, которая предполагает разработку концепции развития налоговой системы страны. Среди стратегических целей можно выделить, например, облегчение налогового бремени для предпринимателей, построение стабильной налоговой системы и др.

Налоговую тактику, которая предполагает решение задач конкретного периода времени. Например, во время экономического кризиса в качестве мер антикризисного регулирования могут быть приняты такие решения, как: снижение ставок отдельных налогов, введение рассрочки в уплате налогов и др.

Налоговая политика бывает внутренней и внешней. Основными целями и задачами внешней налоговой политики являются:

усиление налогового контроля при совершении импортно-экс- портных операций;

разработка мер по избежанию двойного налогообложения;

разработка путей сближения налоговых систем разных стран.

Внутренняя налоговая политика разрабатывается для решения

внутренних задач, стоящих перед экономикой страны на определенном этапе времени. Такими задачами могут быть, например, развитие малого и среднего бизнеса, развитие производства, реструктуризация экономики с уклоном на развитие промышленности и др.

Существуют три типа налоговой политики государства:

й тип — Политика максимальных налогов;

й тип — Политика разумных налогов;

й тип — Политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий

Основной целью политики максимальных налогов является максимизация налоговых поступлений в бюджет. Для этого государство вводит высокие ставки налогов и, как правило, убирает или существенно сокращает налоговые льготы. Очевидно, что такая налоговая политика должна вводиться лишь в экстренных случаях — военные действия, экономический кризис и т.п. Однако следует отметить, что введенная в 1992 году политика максимальных налогов привела к очень негативным результатам — спаду производства, закрытию промышленных предприятий, разорению фермерских хозяйств, резкому сокращению покупательского спроса, росту цен и многолетней зависимости от импорта.

Политика разумных налогов предполагает снижение ставок налогов и, как следствие, сокращение налоговых поступлений, уменьшение социального обеспечения. Однако в целом такая налоговая политика способствует развитию предпринимательской активности.

Политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий предполагает направление большей части налоговых поступлений на реализацию социальных программ.

Существенным недостатком такой политики является развитие инфляционных процессов.

Следует отметить, что экономически развитые страны используют сочетание всех трех типов налоговой политики.

Россия начала в 1992 году проведение экономических реформ, используя первый тип налоговой политики. Однако в стране на тот момент не было создано необходимых предпосылок — ни экономических, ни социальных, ни политических. Результат известен — резкое сокращение объемов производства, закрытие множества предприятий и организаций, резкое снижение налоговых поступлений в бюджет и др.

Таким образом, возникла необходимость реформирования существовавшей на тот момент налоговой политики. С 1 января 1999 года была введена в действие первая часть Налогового кодекса РФ. Заложенные в его основу налоговые преобразования предопределили реализацию второго типа налоговой политики.

Главной целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильных экономических и финансовых условий для развития реального сектора экономики. Предполагалось снизить налоговое бремя путем отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, упростить налоговую систему, сократить количество налогов, повысить эффективность контрольных мероприятий, создать равные условия для налогоплательщиков, отменить ряд необоснованных льгот.

Весь период реформирования налоговой системы РФ можно разделить на следующие этапы:

Первый этап налоговой реформы (2000-2001 гг.). В этот период были отменены такие налоги и сборы, как: налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на реализацию ГСМ, целевые сборы на содержание милиции и благоустройство территорий.

С 01.01.2001 г. введена в действие часть вторая НК РФ. По состоянию на 01 января 2001 г. вторая часть НК РФ состояла лишь из 4-х глав: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН. Позднее были введены в действие следующие главы: гл. 25 «Налог на прибыль организаций»; гл. 25.1 «Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов»; гл. 25.2 «Водный налог»; гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» и др.

В этот период была введена единая ставка налога на доходы физических лиц — 13%, установлена регрессивная шкала налогообложения по ЕСН.

Второй этап налоговой реформы (2002-2003 гг.).На этом этапе произошли значительные изменения в налогообложении прибыли — с 01.01.02 г. появилась 25 глава НК РФ «Налог на прибыль». Была изменена система налогообложения природных ресурсов — введена в действие глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых». Главой 28 НК РФ введен в практику транспортный налог.

Характерной особенностью этого этапа реформирования налоговой системы является введение специальных налоговых режимов, которые освободили предпринимателей от уплаты некоторых налогов. Так, были введены в действие главы: 26.1 НК РФ «Система нало-гообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)», 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вменен-ный доход для отдельных видов деятельности».

Третий этап налоговой реформы (2004-2008 гг.). В этот период был отменен налог с продаж, снижена базовая ставка НДС с 20 до 18%, изменен порядок уплаты НДС.

Введены в действие новые главы НК РФ: 25.3 «Государственная пошлина», которая внесла изменения в порядок исчисления и взимания государственной пошлины на территории РФ (со вступлением в силу этой главы был отменен налог на операции с ценными бумагами); 30 «Налог на имущество организаций».

Особенно следует отметить, что начиная с 2005 г. существенно снижена базовая ставка ЕСН с 35,6 до 26%. С 01.01.10 планируется отмена ЕСН и замена его страховыми выплатами в социальные вне-бюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхо-вания, Фонд обязательного медицинского страхования. При этом бу-дут изменены ставки страховых выплат и порядок их взимания.

В заключении необходимо отметить, что период кардинальных изменений налоговой системы практически завершен. В настоящее время одной из серьезных задач, которая стоит перед правительством, является задача легализации бизнеса. А для этого нужна стабильная налоговая система. Поэтому все вносимые в настоящее время изме-нения, как правило, направлены на усовершенствование уже суще-ствующей системы налогообложения.

Фискальная политика государства

Макроэкономическое регулирование экономики включает в себя две составляющие:

1. Денежно-кредитную политику (см. ранее);

2. Бюджетно-налоговую политику государства (фискальную политику) – это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения.

Фискальная политика – это государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов. Целью фискальной политики является ускорение экономического роста; контроль над занятостью и инфляцией; противодействие экономическим кризисам и их сглаживание.

Рычаги фискальной политики:

1. Изменение налоговых ставок;

2. Изменение объемов государственных закупок;

3. Изменение объемов трансфертов.

В зависимости от фазы, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики:

1. Стимулирующую;

2. Сдерживающую.

Стимулирующая (расширительная) фискальная политика применяется при спаде производства, во время высокой безработицы, при низкой деловой активности. Направлена на увеличение объема производства и занятости населения посредством: 1. увеличения государственных закупок и трансфертов, 2. снижения налогов.

Схематично эффект от стимулирующей политики выглядит следующим образом:

1 действие: увеличиваются государственные закупки. В результате растет совокупный спрос, увеличивается объем производства.

2 действие. Снижаются налоги. В результате растет совокупное предложение, при этом происходит снижение уровня цен.

Сдерживающая (рестриктивная) политика применяется в период экономического подъема. Направлена на сдерживание деловой активности, снижение объема производства продукции, устранение избыточной занятости, снижение инфляции посредством:

1. Сокращения государственных закупок и трансфертов;

2. Увеличения налогов.

Схематично эффект от сдерживающей политики выглядит следующим образом:

1. Действие: сокращаются государственные закупки. В результате уменьшается совокупный спрос, уменьшается объем производства.

2. Действие. Увеличиваются налоги. В результате снижается совокупное предложение со стороны предпринимателей и совокупный спрос со стороны домохозяйств, при этом происходит увеличение уровня цен.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику выделяют:

1. Дискреционную фискальную политику;

2. Автоматическую (недискреционную) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок (G) и налогов (T) с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражения в государственном бюджете.

При работе с инструментом «государственные закупки» может возникнуть мультипликационный эффект. Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что увеличение гос. расходов в экономике приводит к увеличению национального дохода на большую величину (многократному мультипликационному расширению национального дохода).

Формула мультипликатора «гос. закупки»:

?Y = 1 = 1

?G 1 – МРС MPS

где, ?Y – прирост дохода; ?G – прирост гос. закупок; МРС – предельная склонность к потреблению; MPS – предельная склонность к сбережению.

Отсюда ?YG = 1 ? ?G

1 – МРС

Влияние налогов на объем национального дохода осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВВП (национального дохода), а снижение налогов – к его росту.

Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что при сокращении налогов наблюдается многократное (мультипликационное) расширение совокупного дохода и планируемых расходов со стороны потребителей и рост инвестиций в производство со стороны предпринимателей.

Формула налогового мультипликатора:

?Y = – МРС = – МРС

?Т МРS 1 – МРС

где, ?Т – прирост налогов

Отсюда ?YT = — МРС ? ?Т

1 – МРС

Оба инструмента можно применять одновременно (комбинированная фискальная политика). Тогда формула мультипликатора приобретает вид:

?Y = ?YG + ?YT = ?G ? (1 – МРС) / (1 – МРС) = ?G ? 1

Комбинированная политика может привести либо к бюджетному дефициту (если страна в экономическом спаде), либо к бюджетному профициту (если страна в экономическом подъеме).

Недостаток дискреционной фискальной политики в том, что:

1. Присутствует временной лаг между принятием решений и их воздействием на экономику;

2. Существуют административные задержки.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами.

Недискреционная фискальная политика (автоматическая) – это политика, основанная на действии встроенных стабилизаторов (механизмов), которые автоматически смягчают колебания экономического цикла.

К встроенным стабилизаторам относят:

1. Изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в бюджет. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, новременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким;

2. Систему пособий по безработице. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат;

3. Систему фиксированных дивидендов, программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков.