Бухучет в ТСЖ

Содержание

Бухучет в ТСЖ

Бухгалтерская отчетность товарищества за год включает:

  • баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • отчет о целевом использовании денежных средств.

Обязанность ведения бухучета и формирования отчетности сохраняется за ТСЖ, даже если оно не ведет коммерческую деятельность и применяет УСН. Кроме вышеперечисленных форм ТСЖ обязано вести реестр членов товарищества. Налоговый учет товарищества собственников жилья Особенности учета при режиме УСН В большинстве случаев ТСЖ предпочитает упрощенную систему. Основное преимущество упрощенки для ТСЖ – понижение страховых взносов (ставка 20%) Бухгалтер ТСЖ должен различать поступления, которые относятся к доходам, и суммы, не попадающие под это определение и, соответственно, под налогообложение.

Бухгалтерский и налоговый учет в тсж (тсн): проводки, документы, льготы

При этом полученные ТСЖ целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).Реализация коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, освобождена от НДС (пп.29 и пп.30 п.3 ст.149 НК РФ). Согласно совместному разъяснению Минфина и ФНС РФ, в случае указания в наименовании на вид недвижимого имущества – «жилья» товарищества собственников недвижимости операции, перечисленные в пп.29 и 30 п.3 ст.149 НК РФ, освобождены от НДС (письмо от 30.10.2015 г.

№СД-3-3/4086@).Льготы в части иных налогов на федеральном уровне для ТСЖ не установлены.

Взносы собственников жилья в тсн бух и налоговый учет

Поступление на расчетный счет или в кассу взносы от владельцев объектов недвижимости (исключением являются взносы на проведение капитального ремонта, так как эти суммы должны аккумулироваться на специальном счете) 76 55 Поступление от членов общества взносов, предназначенных для проведения капитального ремонта 76 20, 26 Отражаются издержки текущего периода, которые связаны с обслуживанием и управлением имуществом ТСЖ 60, 76 86 Списываются издержки, которые понесло общество при управлении и обслуживании имущества (затраты неслись за счет средств из фонда, созданного для целевого финансирования) 20, 26 Как формируется и сдается отчетность? Бухучет в ТСЖ предусматривает обязательное формирование отчетов, которые нужно сдавать как в ФНС, так и в органы статистики и во внебюджетные фонды.

Налогообложение тсж при усн в 2017 году

Внимание

Необходимо четко разделить все расходы организации на прямые и косвенные. Под прямыми расходами подразумеваются те затраты, которые непосредственно связаны с осуществлением какого-либо одного вида деятельности.

ИнфоПод косвенными понимаются те расходы, которые относятся к нескольким видам деятельности или ко всей деятельности организации в целом. Определившись с составом прямых затрат, организация должна вести раздельный учет прямых затрат по трем основным группам:

  • расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности организации в целом;
  • расходы, связанные с осуществлением конкретных целевых программ (по видам программ);
  • расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Относительно учета косвенных расходов можно рекомендовать наладить их обособленный учет, выделив для этого отдельный субсчет на счете 26.

Особенности учета и отчетности тсж

Важно

Также важно обеспечить раздельный учет расходов средств, полученных в качестве целевых поступлений. Поэтому к приоритетным направлениям работы бухгалтера ТСЖ относится составление сметы расходов и распределения затрат, организация аналитического учета издержек организации.

Это суммы, поступившие от владельцев жилья в товариществе на ремонт и подержание помещений ТСЖ в должном состоянии. Все доходы и расходы ТСЖ должны учитывать обособленно.
Если такое условие не соблюдается, то суммы целевого финансирования подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Бухгалтерский, налоговый учет и отчетность в тсж

Читайте также статью: → «Учет имущественного и личного страхования (счет 76)». Это позволяет получить в любое время объективную информацию о состоянии расчетов с каждым жильцом.
Вопрос №2. Как отражаются в ТСЖ расходы на капитальный ремонт имущества? Капитальный ремонт может проводиться за счет средств, поступивших от собственников жилья, или за счет субсидий. Если капитальный ремонт полностью финансируется жильцами, то учет расходов по нему будет таким же, как учет затрат по текущему ремонту. Если же ремонт осуществляется за счет субсидий, то необходимо открыть отдельный счет в кредитном учреждении для зачисления средств не его проведение.

Основные правила ведения бухучета в тсж (нюансы)

Оптимальным выходом для многих ТСЖ стала возможность перехода на УСН (п. 1 ст. 346.1 НК РФ). Данный режим имеет ряд преимуществ при учете поступлений ТСЖ, которые не являются взносами товарищей. Например:

  • решает проблему обложения получаемых сумм НДС;
  • снимает вопрос исчисления и уплаты налога на прибыль;
  • стоимость большей части объектов движимого имущества можно списать в расходы в первый год их ввода в эксплуатацию и сэкономить на налоге на имущество.

Кроме того, выбор УСН «доходы минус расходы» может иметь региональные льготы. Так, например, законом города Москвы «Об установлении налоговой ставки УСН» от 07.10.2009 № 41 предусмотрена уплата организациями, основной вид деятельности которых управление и эксплуатация жилого фонда, налога по УСН «доходы — расходы» по ставке 10%.

Объекты основных средств, не относящиеся к жилищному фонду и приобретенные за счет средств, находящихся в собственности ТСЖ, представляют собой прочие основные средства. К ним, в частности, относятся объекты внешнего благоустройства, приобретенные оборудование, приборы, компьютеры, оргтехника, офисная мебель и др.

Первоначальная стоимость прочих основных средств формируется с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Если ТСЖ наряду с уставной осуществляют предпринимательскую деятельность, то необходим раздельный учет прочих основных средств, предназначенных для использования в той или иной деятельности. С этой целью к счету 01 «Основные средства» должны быть открыты субсчета 01-2 «Прочие основные средства, используемые в уставной деятельности» и 01-3 «Прочие основные средства, используемые в предпринимательской деятельности».

Так как при осуществлении предпринимательской деятельности используется схема бухгалтерских проводок, применяемая в коммерческих организациях, то наиболее правильным будет включение в состав доходов, предназначенных для использования в основной деятельности (с отнесением их на счет 86), только сумм полученной прибыли. Смета доходов и расходов ТСЖ Главным документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют свою деятельность является смета доходов и расходов.

Смета составляется ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств. Смета доходов и расходов утверждается общим собранием членов ТСЖ. Структура мета доходов и расходов Смета доходов и расходов может иметь следующую структуру: 1.

Бухгалтерский, налоговый учет и отчетность в ТСЖ

Доходы: 1.1.
Содержание

  • 1 Особенности создания ТСЖ
  • 2 Порядок формирования средств
  • 3 Как должны учитываться коммунальные платежи?
  • 4 Особенности бухучета
  • 5 Как формируется и сдается отчетность?
  • 6 Налогообложение

Многие владельцы городских объектов недвижимости, расположенных в многоквартирных домах, принимают решение о создании ТСЖ. Это делается не только для того, чтобы оптимизировать расходы по коммунальным услугам, но и для поддержания имущества жильцов в должном техническом состоянии.

Каждое товарищество собственников недвижимости должно организовываться в соответствии с регламентом Федерального законодательства. При этом на ТСЖ возлагается обязанность вести бухучет и сдавать сформированную по результатам отчетных периодов в налоговую инспекцию отчетность.

ТСЖ выставляет счета членам и «не членами» по единому принципу, финансовый результат по счету 90 «Продажи» не образуется. Расчеты с банком : Дт 91 субсчет «Прочие расходы» Кт 51 — расходы на расчетно-кассовое обслуживание; Дт 51 Кт 91 субсчет «Прочие доходы» — получены проценты за остаток средств на счете; Дт 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» Кт 99 — прибыль по операциям с банком; Дт 99 К 84 — реформация баланса; Дт 84 Кт 86 субсчет «Фонд общего потребления» — не распределенная прибыль отнесена к средствам целевого финансирования; Дт 99 Кт 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» — убыток по операциям с банком; Дт 84 Кт 99 — реформация баланса; Дт 76, 62 КРЕДИТ 84 — убыток предъявлен к покрытию собственникам помещений.
Бухгалтерская отчетность в таких товариществах составляется за год (даже если ТСЖ не осуществляет коммерческую деятельность и находится на УСН), и включает в себя:

  1. Баланс.
  2. Отчет о целевом использовании средств.
  3. Реестр членов товарищества.
  4. Отчет о финансовых результатах.

Помимо бухгалтерских отчетов товарищество должно сдавать следующие формы, связанные с начислением и выплатой заработной платы: ФНС Форма 6-НДФЛФорма 2-НДФЛСреднесписочную численность сотрудников ПФР Форма СЗВ-МФорма РСВ-1 ФСС Форма 4-ФСС Если осуществляется деятельность ТСЖ на упрощенке, то необходимо в ФНС сдавать соответствующую декларацию.

Страховое правоPermalink

04.08.2017

Бухгалтерия ТСЖ. Особенности учета

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) в основном создается в городских условиях, в многоквартирных домах. Однако возможны ситуации, когда в ТСЖ объединяются и собственники частных жилых строений, объединенных по какому-либо признаку (например, занимающие соседние земельные участки в населенном пункте).

Основной целью такого объединения является эффективное совместное управление принадлежащей товарищам жилой недвижимостью.

Реализация цели ставит перед участниками ТСЖ такие основные задачи:

• содержание имущества ТСЖ;

• ремонт имущества ТСЖ;

• создание комфортных условий проживания и пользования имуществом для всех собственников.

Деятельность ТСЖ осуществляется на основании сметы доходов и расходов, которая утверждается общим собранием собственников жилья ежегодно. По итогам года ТСЖ отчитывается перед собственниками о проведенной деятельности, представляет финансовый отчет, где указывается полная и достоверная информация о деятельности ТСЖ. Утвержденная смета доходов и расходов является основным документом, которым руководствуется бухгалтерия при ведении бухучета в ТСЖ.

Информация об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ за отчетный год, должна быть обязательно опубликована:

• на сайте ТСЖ ;

• на сайте reformagkh.ru.

Инспекция по жилищному надзору производит проверку этих смет.

В соответствии с планом и положениями ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 32н) и ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н), учет взносов товарищей на осуществление деятельности ведется на счете 86, а поступления от деятельности, приносящей доход, — на счете 90.

Налогообложение ТСЖ (ТСН) при УСН в 2016 году

ТСЖ может применять ОСНО или УСН. УСН бывает двух видов: УСН — доходы и УСН — доходы минус расходы.

Если ТСЖ не осуществляет коммерческой деятельности, то взносы собственников жилья — участников ТСЖ налогами с реализации не облагаются (п. 14 ст. 251 НК РФ касательно налога на прибыль; подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ в части НДС);

При наличии на балансе ТСЖ основных средств ТСЖ на ОСНО является плательщиком налога на имущество (п. 1 ст. 373 НК РФ);

Кроме того, бухгалтерия ТСЖ обеспечивает представление отчетности и расчеты с налоговыми органами, ФСС, ПФР, так называемые «зарплатные» налоги, а именно:

— с ИФНС — по 6-НДФЛ — ежеквартально, страховым взносам — ежеквартально, 2-НДФЛ и среднесписочной численности — ежегодно;

— с ФСС — по 4-ФСС — ежеквартально;

— с ПФР — СЗВ-М — ежемесячно.

В случае если ТСЖ ведет коммерческую деятельность, а именно:

— по договорам оказания услуг получает вознаграждение, например, за размещение на здании рекламы, за использование имущества для оказания услуг интернета, кабельного телевидения, коммерческой телефонии и т. п.;

— сдает в аренду относящиеся к имуществу нежилые помещения;

— оказывает платные услуги жильцам (например, услуги сантехника, услуги по мелкому ремонту в квартирах).

— все прочие поступления ТСЖ, кроме взносов на основную деятельность, содержат признаки налогооблагаемых по прибыли или по НДС, или по тому и другому. Это, в том числе:

• суммы платежей в пользу коммунальных и снабжающих организаций, если они аккумулируются на счете ТСЖ до перечисления снабженцам и ТСЖ является для собственников исполнителем услуг по оплате коммуналки;

• платежи собственников за индивидуальные услуги (например, ремонт квартиры), если они поступают сначала в ТСЖ, а затем перечисляются сторонним организациям, выполняющим услуги фактически;

• прочие аналогичные случаи, включая оказание услуг собственникам силами ТСЖ за дополнительную плату (сверх необлагаемых обязательных взносов).

В рамках применения УСН все вышеперечисленные доходы также будут облагаться налогом.

Председатель ТСЖ обязан действовать строго в рамках Гражданского и Жилищного кодекса. Любое отступление от правил может служить поводом как отстранения его от должности, так и привлечение к ответственности в законном порядке.

ТСЖ может быть привлечено за несвоевременную сдачу отчетности: Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность по ст. 119 НК РФ — взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

За несвоевременную уплату налогов в соответствии со ст. 75 НК РФ начисляются пени.

За неполную уплату налогов статьей 122 НК РФ предусмотрен штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налогов.

За неправомерное неполное удержание и (или) не перечисление в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, статьей 123 НК РФ предусмотрен штраф в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) пе

речислению.

Возврат к списку

N 8н в редакции Приказа Минфина России от 20 сентября 2007 г. N 83н Срок сдачи декларации за III квартал 2008 г. — не позднее 20 октября 2008 г. Об особенностях заполнения декларации читайте в статье «Налог на вмененный доход. Считаем, корректируем, отчитываемся», N 6, 2008 Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций Приказ Минфина России от 20 февраля 2008 г. N 27н Срок сдачи налогового расчета по авансовому платежу за 9 месяцев 2008 г. — не позднее 30 октября 2008 г. Об особенностях заполнения отчета читайте в статье «Авансовый отчет по налогу на имущество. Заполняем по-новому», N 6, 2008 Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу Приказ Минфина России от 23 марта 2006 г. N 48н в редакции Приказа Минфина России от 19 декабря 2006 г. N 179н Срок сдачи налогового расчета по авансовым платежам за III квартал 2008 г.

Налоговый и бухгалтерский учет отчетности тсж на усн в 2018

Раскрывать информацию ТСЖ обязано путем ее размещения: Особенности ведения бухучета: целевые поступления, а именно: деньги от собственников квартир (независимо от членства в ТСЖ), полученные для проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества отражаются на счете 86. Какие отчкты сдает тсж на упрощенной системе Общее имущество в ТСЖ, (п.
1 ст. 36

Внимание

ЖК РФ) принимается на забалансовый учет. Для этого открывается специальный счет. ТСЖ, в лице правления обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.

( Закон от 12 января 1996г. № 7-ФЗ ; ст 148 ЖК РФ; письм Минстроя России от 10 апреля 2015г. № 10407-АЧ/04. ТСЖ могут работать как в условиях общей системы налогообложения (ОСНО), так и в условиях упрощенной системы налогообложения (УСН).

Как ТСЖ на — упрощенке — вести учет доходов и расходов (Журавлева В То есть деятельность вроде как некоммерческая.

Отчетность тсж и жск: перед кем и как необходимо отчитываться?

ТСЖ является некоммерческой организацией, которая создается путем государственной регистрации юридического лица. В связи с этим, как и другие организации ТСЖ обязана сдавать отчетность в налоговую инспекцию, пенсионный фонд, фонд социального страхования и статистику.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Об этом сказано в пункте 7 статьи 148 Жилищного кодекса РФ.

Это относится как к ТСЖ на общей системе налогообложения, так и на упрощенке. При этом при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ (как некоммерческой организации) нужно учитывать рекомендации Минфина России, изложенные в Информации № ПЗ-10/2012 и Информации № ПЗ-1/2011.

Бухгалтерский и налоговый учет в ТСЖ (ТСН): проводки, документы, льготы

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст.

Какую отчетность нужно сдавать тсж

  • Рабочий план субсчетов и основных счетов.
  • Формы основной документации.
  • Правила инвентаризации активов и пассивов.
  • Методы оценки активов и пассивов.
  • Порядок документооборота и метод обработки сведений.
  • Способы контроля над хозяйственной деятельностью.

План счетов товарищества при УСН предполагает внесение прибыли от хозяйственной деятельности в целевые средства с целью не учитывать данную прибыль как доход. Для этого нужен отдельный учёт основных средств, позволяющий относить поступления к целевым взносам, поэтому к счету 01, обозначающему основные средства, нужно открыть субсчета 01-2 и 01-3.

Если доходы от ТСЖ получило более 10 человек, то сведения представляются на электронном носителе или по телекоммуникационным каналам связи. Отчетность по страховым взносам. В Пенсионный фонд и Фонд социального страхования ежеквартально представляются Расчеты по начисленным и уплаченным взносам по форме РСВ-1 и 4-ФСС.

Инфо

С 2015 года увеличены сроки представления отчетов (п. 1,2 ч. 9 ст. 15 Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ):• РСВ-1 подается не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе. В электронном виде – до 20-го числа включительно;• 4-ФСС подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе.

В электронном виде возможно представление на 5 календарных дней позже.Также ежегодно вместе с отчетностью за первый квартал в ФСС следует подтверждать вид экономической деятельности. Статистическая отчетность.

Какую отчётность нам необходимо сдавать жск?.

  • обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;
  • доходов от хозяйственной деятельности товарищества;
  • субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества, ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг,
  • прочих поступлений.

Средства обязательных платежей и взносов ТСЖ направляет на оплату расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также на оплату коммунальных услуг . Доходов они не образуют. Перечень видов хозяйственной деятельности, которыми вправе заниматься ТСЖ, носит закрытый характер.

Важно

Об этом сказано в пункте 1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и пункте 7 статьи 148 Жилищного кодекса РФ, письме Минстроя России от 10 апреля 2015 г. № 10407-АЧ/04. Это относится как к товариществам на общей системе налогообложения, так и на упрощенке (Закон от 6 декабря 2011 г.

№ 402-

ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 27 марта 2013 г. № 03-11-11/117). При этом при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности нужно учитывать рекомендации Минфина России, изложенные в Информации № ПЗ-1/2015.

Состав отчетности ТСЖ (ТСН) зависит от того, пользуется ли товарищество правом вести бухучет в упрощенном порядке или нет.

Какие отчеты в сроки сдает тсж на усн

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ. Кроме того, товариществу на упрощенке нужно вести книгу учета доходов и расходов.

Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н. Подробнее на эту тему см.:

  • Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке;
  • Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке.

ТСЖ (ТСН) на упрощенке плательщиками налога на прибыль, налога на имущество и НДС не признаются (п.

2 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, сдавать декларации по перечисленным налогам ТСЖ (ТСН) не обязано. Исключение предусмотрено для товариществ, имеющих имущество, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Какие отчеты в сроки сдает тсж на усн в

Формирование и использование ремонтного фондаТСЖ : Дт 86, 20 Кт 96 — отчисления в ремонтный фонд; Дт 96 Кт 60 — фактические затраты на ремонт общего имущества МКД. Затраты на оказание собственникам помещений платных услуг в индивидуальном порядке: собираются на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Такая учетная политика соответствует Рекомендациям по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденным приказом Госстроя РФ Бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ (ТСН) В состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности входит:

  • Бухгалтерский баланс;
  • Пояснения к бухгалтерскому балансу;
  • Отчет о финансовых результатах;
  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о целевом использовании средств.

(п.2 ст. 14 402-ФЗ ).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ТСЖ

» Назад
08.01.2017 14:10

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ТСЖ

Вопрос о том, как составить бухгалтерские проводки в учете ТСЖ, по-прежнему не утрачивает актуальности. Рекомендации некоторых экспертов по использованию счета 96, дискуссии по поводу квалификации деятельности ТСЖ в качестве реализации услуг, работ для целей налогообложения, а также отсутствие четких предписаний в нормативных актах и разъяснений уполномоченных органов свидетельствуют об отсутствии определенности в профессиональном сообществе. В настоящей статье мы обоснуем собственное суждение о том, каким образом ТСЖ отражает хозяйственные операции в бухгалтерском учете.

Действующие бухгалтерские стандарты не описывают порядок учета основной уставной деятельности некоммерческой организации. Одновременно для отражения операций в рамках приносящей доход деятельности НКО руководствуется такими стандартами. Фактически единственным ориентиром для ТСЖ может быть комментарий к счету 86 «Целевое финансирование» из Инструкции по применению Плана счетов.

Известно, что многие бухгалтеры ТСЖ, построившие налоговый учет на основе разъяснений Минфина о том, что плата за содержание общего имущества и коммунальные услуги — это выручка ТСЖ, переносят этот принцип и на бухгалтерский учет. То есть они формируют доходы от продаж точно так же, как это делают УК.

Кроме того, некоторые ТСЖ следуют рекомендациям экспертов об использовании счета 96 для резервирования расходов по смете, а коммунальные услуги отражают как транзитные операции (с использованием счета 76).

Мы не считаем данные подходы верными. Вспомним, что в силу п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» одним из требований к учетной политике является требование приоритета содержания перед формой, согласно которому факты хозяйственной деятельности следует отражать в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Экономическое содержание уставной деятельности ТСЖ

С точки зрения правового статуса в отношении лиц, пользующихся на законных основаниях помещениями в доме, которыми управляет ТСЖ, товарищество, по сути, ничем не отличается от профессиональной УК.

1. ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг и несет все обязанности, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг. Оно обязано заключать договоры ресурсоснабжения. Единственное послабление, данное ТСЖ по сравнению с УК, — это чуть более низкий размер пеней в первые месяцы просрочки платежей по таким договорам.

2. На ТСЖ в полном объеме распространяются Правила осуществления деятельности по управлению МКД. Существенное отличие от УК заключается в том, что деятельность ТСЖ по управлению домом, собственниками помещений в котором оно создано, не подлежит лицензированию.

3. Для ТСЖ, как и для УК, действуют Правила содержания общего имущества, Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, а также Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. ТСЖ в силу закона обязано осуществлять необходимые мероприятия, которые обеспечивают надлежащее состояние общего имущества, независимо от наличия источника финансирования.

4. Правоотношения по поводу оказания платных услуг между ТСЖ и потребителями подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей, даже если эти потребители являются членами ТСЖ.

Так описывается правовая сущность деятельности товарищества. Экономическая же сущность его деятельности существенно отличается от сущности деятельности УК (см. таблицу на с. 13).

Показатель для сравнения

УК

ТСЖ

Обязательства перед собственниками помещений

Оказывать услуги и выполнять работы

Оказывать услуги и выполнять работы. Отчитываться по смете доходов и расходов

Распоряжение поступлениями за услуги, оказанные собственными силами

По усмотрению УК

Все доходы тратятся согласно смете и финансовому плану, утвержденному решением общего собрания членов ТСЖ. Доходы от хозяйственной деятельности используются по специальному решению общего собрания членов ТСЖ

Экономия, образующаяся по итогам работы

Прибыль УК, которой она распоряжается единолично, в том числе путем осуществления выплат собственникам компании

Экономия по смете расходуется в соответствии с решением членов ТСЖ на цели, ради которых товарищество было создано, между членами не распределяется

Убыток, образующийся по итогам работы

Предпринимательский риск УК, не затрагивающий потребителей. Убыток может быть возмещен собственниками компании, которые не являются потребителями услуг УК

Никаких иных источников финансирования деятельности, кроме платежей собственников помещений, в том числе членов ТСЖ, товарищество не имеет. Сами собственники помещений определяют источник покрытия убытка

Главная особенность ТСЖ состоит в том, что собственники помещений являются одновременно и участниками юридического лица, и потребителями его услуг. Именно поэтому они имеют право получать отчет не только о фактическом оказании услуг, но и о размере затрат ТСЖ. Закон дает им право рассчитывать на то, что ТСЖ будет тратить денежные средства, внесенные собственниками помещений, именно по тому назначению, которое было согласовано самими собственниками. А это и есть характеристика средств целевого финансирования и их отличие от выручки от оказания услуг, выполнения работ.

Целевое финансирование

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76.

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами 20 или 26 (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО), 83 (при использовании средств целевого финансирования, полученных в виде инвестиций), 98 (при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов) и т.п. Таким образом, ТСЖ собирает осуществляемые затраты на счетах 20 и 26 в общем порядке. Для классификации затрат можно воспользоваться рекомендациями, актуальными для УК:

— на счете 20 аккумулируются затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг собственникам помещений (в том числе заработная плата рабочих, если они есть в штате);

— на счете 26 собираются затраты, связанные с управлением организацией в целом (заработная плата председателя (управляющего), бухгалтера, затраты на содержание офиса, почтовые, канцелярские расходы).

По итогам месяца следует списать данные затраты за счет средств целевого финансирования.

Нередко НКО принимают к учету средства целевого финансирования лишь в размере фактически поступивших сумм. Однако для ТСЖ необходимо производить начисления по задолженности собственников помещений, чтобы в учете нашли отражение одновременно:

— реальные обязательства ТСЖ перед собственниками (запись по кредиту счета 86 означает, что ТСЖ взяло на себя обязательство израсходовать данные суммы по целевому назначению, вызванный неплатежами дефицит финансирования не снимает с ТСЖ обязательств по надлежащему содержанию общего имущества и ведению расчетов с РСО и подрядчиками);

— обязательства собственников помещений перед ТСЖ (по дебету счета 76 должны быть отражены суммы дебиторской задолженности собственников, которые товарищество имеет право взыскать в принудительном порядке).

Начисление задолженности по платежам собственников помещений указывает на то, что неизбежно возникнет необходимость формировать резерв по сомнительным долгам и списывать с баланса безнадежные к взысканию долги. Эта обязанность установлена бухгалтерским законодательством в отношении каждой организации. Единственным источником расходов в виде отчислений в резерв и списанных долгов является целевое финансирование, значит, соответствующую статью расходов придется обосновывать при утверждении сметы на общем собрании членов ТСЖ.

Пример 1. Согласно решению общего собрания членов ТСЖ установлен размер платы за содержание жилого помещения — 40 руб/кв. м в месяц. Общая площадь помещений в доме составляет 25 000 кв. м. Согласно статистическим данным за прошлые годы платежная дисциплина собственников помещений оценивается в 96% (учетной политикой предусмотрено, что этот показатель используется для оценки вероятности погашения задолженности населения в целом), в смету расходов заложены отчисления в резерв по сомнительным долгам в размере 1,6 руб/кв. м. В 2016 г. истек срок исковой давности по долгу по квартплате в сумме 40 000 руб., долг списан за счет резерва.

В рабочем плане счетов ТСЖ:

— к счету 20 «Основное производство» открыт субсчет 20-1 «Содержание общего имущества»;

— к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» открыт субсчет 76-6-1 «Начисленная плата»;

— к счету 86 «Целевое финансирование» открыт субсчет 86-1 «Содержание и ремонт общего имущества».

В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены платежи собственников помещений по итогам месяца

(40 руб/кв. м x 25 000 руб.)

1 000 000

Отражено создание резерва по сомнительным долгам

(1,6 руб/кв. м x 25 000 руб.)

40 000

Отражено использование средств по смете на создание резерва по сомнительным долгам

40 000

Списан долг, признанный безнадежным, за счет резерва

40 000

Содержание и ремонт общего имущества

Согласно ч. 8 ст. 156, п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ принятие решения о размере взносов членов ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД, относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества. Поскольку бремя содержания общего имущества несут все собственники независимо от статуса помещения (жилое или нежилое), категории самого собственника (юридическое или физическое лицо, ИП), его отношений с ТСЖ (член или нечлен), размер платежей для членов и нечленов товарищества одинаков.

Таким образом, ТСЖ ежемесячно начисляет платежи за содержание и ремонт общего имущества (одновременно это задолженность собственников и источник финансирования) в размере, установленном решением общего собрания членов товарищества. Повышение размера платы возможно только в законном порядке, правление (председатель) не вправе единолично принимать решение о выставлении дополнительных сумм. Если это было сделано и впоследствии не было одобрено легитимным собранием членов ТСЖ, товарищество может быть оштрафовано и принуждено контролерами провести перерасчет размера платы за прошедшие периоды (Постановление ВС РФ от 01.09.2016 N 306-АД16-10838, Определение ВС РФ от 02.09.2016 N 304-КГ16-10443).

Впоследствии общее собрание членов ТСЖ должно определить источник финансирования расходов, фактически понесенных ранее в отсутствие источника финансирования.

Общее правило об исправлении существенных ошибок гласит, что корреспондирующим счетом к счетам, записи по которым исправляются, является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»). Однако для НКО в целом и ТСЖ в частности счет 84 в данном случае следует заменить на счет 86. Этот вывод подтверждается рекомендациями, представленными в п. 25 Информации ПЗ-1/2015 <1>.

———————————

<1> Информация Минфина России «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)».

Пример 2. Решением общего собрания в 2013 г. был установлен размер платы, составляющий 40 руб/кв. м в месяц (общая площадь помещений — 25 000 кв. м). В 2014 г. ТСЖ выставляло не предусмотренные сметой и решением платежи в размере 1,5 руб/кв. м за вывоз ТБО (сверх вывозимых за счет бюджетных средств), 0,3 руб/кв. м за обслуживание ВДГО (размер платы предопределен исходя из затрат на услуги сторонних организаций). Согласно предписанию органа ГЖН, вынесенному в 2016 г., ТСЖ пересчитало платежи за вывоз ТБО и обслуживание ВДГО за 12 месяцев 2014 г., уменьшив задолженность потребителей (отразило в платежных документах за сентябрь 2016 г.). Ошибка оценена как существенная, поскольку на общее собрание членов ТСЖ будет вынесен вопрос о покрытии фактически понесенных расходов.

В рабочем плане счетов ТСЖ:

— к счету 20 «Основное производство» открыт субсчет 20-1 «Содержание общего имущества»;

— к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыт субсчет 60-1 «Расчеты за выполненные работы, оказанные услуги»;

— к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» открыт субсчет 76-6-1 «Начисленная плата»;

— к счету 86 «Целевое финансирование» открыты субсчета 86-1 «Содержание и ремонт общего имущества», 86-7 «Расходы, не предусмотренные сметой».

В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В 2014 г. ежемесячно

Начислены платежи собственников помещений за вывоз ТБО и обслуживание ВДГО

(1,8 руб/кв. м x 25 000 руб.)

45 000

Приняты услуги подрядчиков

45 000

Отражено использование средств целевого финансирования

45 000

В 2016 г. в месяце проведения перерасчета

Уменьшена задолженность собственников помещений в размере неправомерно начисленных сумм

(45 000 руб. x 12 мес.)

540 000

Затраты, фактически осуществленные в течение месяца в связи с содержанием и ремонтом общего имущества, отражаются на счете 20 в общем порядке. Корреспондирующими счетами чаще всего являются счета 60, 76, а также счета 70, 69, 10.

Не исключено, что в отдельные месяцы источник финансирования может быть израсходован не полностью либо, наоборот, будет наблюдаться превышение фактически осуществленных затрат над имеющимися суммами целевого финансирования.

В случае экономии никаких дополнительных записей не производится. Экономия, образовавшаяся по итогам года, должна быть обнародована на общем собрании и по решению общего собрания направлена на какие-либо целевые мероприятия. Обратим внимание, что ТСЖ (в лице членов правления) не вправе самостоятельно расходовать денежные средства помимо утвержденной сметы (например, нельзя за счет экономии выплачивать премии сотрудникам или вознаграждения членам правления, если эти действия не были одобрены общим собранием).

В случае образования дефицита финансирования ТСЖ не вправе отказаться от отражения в учете каких-либо затрат: к учету нужно принять все расходы, которые были фактически осуществлены. Источник финансирования определяется в соответствии со сметой. Если какие-либо затраты не были предусмотрены сметой (к примеру, возникла необходимость выполнить неотложные незапланированные работы либо уплатить административный штраф в отсутствие резерва непредвиденных расходов), по мнению автора, необходимо открыть особый субсчет к счету 86, например субсчет «Расходы на содержание общего имущества, не предусмотренные сметой», и уже в его дебет списывать фактически понесенные расходы (ведь оставить их на счете 20 нет оснований). В дальнейшем на общем собрании правление должно «защитить» данные расходы, доказать их обоснованность и предложить членам товарищества внести дополнительные взносы для их компенсации. Самовольно выставлять в квитанциях фактически понесенные расходы сверх сметы ТСЖ не имеет законных оснований (см. Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 26.05.2015 по делу N 33-5241/2015).

Пример 3. В ноябре 2015 г. ТСЖ устранило протечку кровли подрядным способом. Смета не предусматривала подобных расходов, фонд непредвиденных расходов не формировался. Расходы составили 48 000 руб. По решению общего собрания членов ТСЖ, проведенного в 2016 г., был сформирован фонд непредвиденных расходов (отчисления в месяц составили 20 000 руб. начиная с марта 2016 г.), и за его счет были покрыты затраты, понесенные в ноябре 2015 г.

В рабочем плане счетов ТСЖ к счету 86 «Целевое финансирование» открыт субсчет 86-3 «Фонд непредвиденных расходов».

В бухгалтерском учете ТСЖ составлены следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В ноябре 2015 г.

Приняты работы подрядчиков

48 000

Отражено использование средств целевого финансирования

45 000

В 2016 г. ежемесячно начиная с марта

Начислены взносы в фонд непредвиденных расходов

20 000

В мае 2016 г.

Отражено использование средств фонда непредвиденных расходов на осуществленную ранее оплату работ по неотложному ремонту кровли

45 000

Может так случиться, что правлению ТСЖ удастся установить лиц, виновных в возникновении обстоятельств, обусловивших необходимость выполнить неотложные работы. Например, ТСЖ устраняло недостатки работ подрядчика по ремонту кровли, возместило ущерб жильцу, а потом взыскало с подрядчика все эти суммы. В таком случае возникает новый источник финансирования, и надо просто показать его использование.

Пример 4. В результате ДТП был поврежден шлагбаум, установленный ТСЖ на придомовой территории за счет взносов собственников помещений. ТСЖ восстановило его (расходы составили 4500 руб.) и впоследствии получило компенсацию от виновного лица в кассу.

В бухгалтерском учете будут составлены следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты работы по ремонту шлагбаума

Отражен дефицит средств целевого финансирования (расходы, не предусмотренные сметой)

Сформирована задолженность виновного лица как источник финансирования ремонтных работ

Получены денежные средства в кассу

Коммунальные услуги

В судебной практике с 2010 г. декларируется принцип тождества обязательств ТСЖ как исполнителя коммунальных услуг перед РСО и обязательств собственников помещений (потребителей) перед ТСЖ. Однако в настоящее время нормативные правовые акты содержат массу специально урегулированных ситуаций, когда этот принцип не соблюдается: например, при применении повышающих коэффициентов, оплате коммунального ресурса, предоставленного на ОДН сверх установленного норматива потребления, использовании в расчетах показаний приборов учета, обеспечивающих учет объемов коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток.

Кроме того, ТСЖ как исполнитель коммунальных услуг рассматривается в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. Главный принцип состоит в том, что факт неплатежей собственников помещений за коммунальные услуги никак не сказывается на обязательствах ТСЖ перед РСО по оплате коммунальных ресурсов.

Эти обстоятельства указывают на то, что ТСЖ нельзя рассматривать как посредника в расчетах между РСО и потребителями. Условия договоров ресурсоснабжения, в которых ТСЖ выступает в роли агента собственников помещений при условии, что в доме выбран способ управления ТСЖ, не соответствуют закону. Поскольку ТСЖ не является посредником, неправильно отражать расчеты за коммунальные ресурсы и услуги через счета учета расчетов транзитом. Одновременно экономическая сущность деятельности ТСЖ (отсутствие иных источников финансирования, кроме взносов собственников помещений, а также необходимость отчитываться за образовавшуюся экономию и невозможность распоряжаться ею самостоятельно) указывает на неправомерность отражения операций по предоставлению коммунальных услуг как реализации. Поэтому представляется, что хозяйственные операции в рамках деятельности по предоставлению коммунальных услуг отражаются точно так же, как и операции по содержанию и ремонту общего имущества.

Иначе говоря, стоимость коммунальных ресурсов, предъявленная к оплате РСО, принимается к учету бухгалтерской записью Дебет 20 Кредит 60. Начисление платы за коммунальные услуги собственникам помещений фиксируется в учете проводкой Дебет 76 Кредит 86. Третья стандартная запись — Дебет 86 Кредит 20 — отражает использование источника финансирования (платежей собственников) на покрытие понесенных расходов.

Коммунальные услуги на ОДН

Отдельно следует обсудить вопросы оплаты коммунальных услуг на ОДН. Если общим собранием собственников помещений принято решение о полном распределении объема ресурса на ОДН на потребителей, ТСЖ начисляет плату потребителям в том же размере, в каком РСО предъявляет к оплате стоимость ресурса. Если такое решение не принято, заведомо известно, что у ТСЖ источник финансирования (плата потребителей) меньше целевых расходов (естественно, если фактический объем ресурса на ОДН по показаниям ОПУ превышает нормативный, и это наиболее распространенная ситуация). Поэтому сверхнормативный расход на ОДН целесообразно относить в дебет счета 86, субсчет «Расходы, не предусмотренные сметой». Впоследствии правление ТСЖ должно отчитаться о размере, причинах возникновения таких расходов и предложить возможные пути их компенсации. То же самое справедливо, если с 1 июля 2016 г. отношения между РСО и ТСЖ подпадают под действие п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.

Если в доме есть нежилые помещения, собственники которых заключили прямые договоры с РСО, ТСЖ вправе предъявлять им к оплате коммунальные услуги на ОДН (см. п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг). Здесь бухгалтерские записи будут такими же, как и в общем случае.

В соответствии с актуальной редакцией жилищного законодательства плата за коммунальные ресурсы, потребленные на ОДН (в пределах норматива потребления), с 2017 г. должна стать элементом платы за содержание жилого помещения. Бухгалтерские проводки у ТСЖ в связи с этим не изменятся, нужно будет только правильно выбрать субсчета.

Повышающие коэффициенты

В связи с применением повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальные услуги при отсутствии ИПУ и наличии технической возможности их установки, а также при обязанности оснастить помещения приборами учета ТСЖ начисляет потребителям плату в большем размере, чем у него возникают обязательства перед РСО. Согласно пп. «у(1)» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг эта разница должна быть направлена на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Недостаточная конкретизация обязанностей управляющего домом по использованию спорных сумм на нормативном уровне обусловливает необходимость вынесения данного вопроса на повестку общего собрания членов ТСЖ. В связи с этим начисление платы за коммунальные услуги следует производить отдельно в размере стоимости фактически потребленных услуг и в размере сумм, полученных в результате применения повышающего коэффициента (в пользу отдельного отражения данных сумм в платежном документе высказался Минстрой России в Письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04). Это предложение реализуется путем введения субсчета к счету 86.

Капитальный ремонт общего имущества

В Информации ПЗ-1/2015 Минфин России однозначно высказался за необходимость отражения в учете НКО, формирующей фонд капитального ремонта общего имущества в МКД:

— дебиторской задолженности по взносам собственников помещений на капитальный ремонт (п. 9) (здесь полностью применимы общие правила о формировании резерва по сомнительным долгам);

— денежных средств на специальном счете, предназначенном для формирования фонда капитального ремонта (п. 11);

— средств целевого финансирования в виде не использованных на отчетную дату взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных собственниками помещений в связи с неуплатой взносов, процентов, начисленных за пользование денежными средствами на специальном счете (п. 15).

Иначе говоря, начисление взносов в фонд отражается в бухгалтерском учете точно так же, как и плата за содержание общего имущества. Представляется, что и расходование средств фонда на оплату работ по капитальному ремонту следует производить путем отражения расходов на счете 20 и их последующего отнесения в дебет счета 86. Главное — обеспечить отдельный учет на счете 86.

В Письме Минфина России от 14.04.2016 N 07-01-09/21509 специально отмечено: если некоммерческая организация создает резерв сомнительных долгов в отношении задолженности по уплате собственниками помещений в МКД взносов на капитальный ремонт общего имущества, сумма такого резерва относится в дебет счета 86 «Целевое финансирование». Положения ЖК РФ устанавливают четкие направления использования средств фонда, и среди них нет отчислений в резерв сомнительных долгов или на списание безнадежной задолженности. Между тем в случае формирования фонда на специальном счете фонд формируется в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (п. 1 ч. 3 ст. 170 ЖК РФ). То есть это фактически поступившие на счет денежные средства. Неисполненные обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт формально не считаются фондом капитального ремонта. Поэтому представляется, что резервирование сомнительных долгов и тем более списание безнадежных долгов должны производиться за счет источника финансирования в виде начисленных взносов на капитальный ремонт, но не платы за содержание жилого помещения по смете ТСЖ.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Согласно рекомендациям, представленным в п. 34 Информации ПЗ-1/2015, НКО, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, вправе списывать расходы на осуществление уставной деятельности на счет 86 без их предварительного отражения на счетах, предназначенных для учета производственных затрат.

Напомним, что упрощенными способами ведения учета могут пользоваться все ТСЖ, за исключением тех, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ (ч. 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В частности, обязательный аудит проводится организацией, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Поскольку выручку в бухгалтерском учете по основной деятельности ТСЖ не формирует, риск подпасть под обязательный аудит можно связать, скорее, с накоплением фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ, что увеличивает валюту баланса.

Пример 5. ТСЖ применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Согласно учетной политике расходы в рамках уставной деятельности товарищества по управлению МКД отражаются без применения счетов учета производственных затрат. В сентябре 2016 г. была начислена плата за содержание и ремонт общего имущества в сумме 1 200 000 руб., в том числе на формирование фонда непредвиденных расходов — 150 000 руб. Фактически в сентябре 2016 г. осуществлены следующие затраты: на оплату труда персонала — 160 000 руб., на уплату обязательных страховых взносов — 32 000 руб., на оплату разнообразных услуг подрядчиков (обслуживание общего имущества, благоустройство придомовой территории, оказание банковских и информационных услуг) — 840 000 руб.

В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены следующие записи:

Налоговый и бухгалтерский учет отчетности ТСЖ на УСН

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) наряду со всеми юридическими лицами обязано предоставлять определённую отчётность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье расскажем про отчетность ТСЖ, поговорим о видах, сроках сдачи, льготах.

Какую отчётность должно сдавать ТСЖ

В соответствии с п.2 ст.291 Гражданского кодекса Российской Федерации Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.

Согласно законодательству Российской Федерации ТСЖ обязано предоставлять следующую отчётность:

  • Бухгалтерская отчётность.
  • Налоговая отчётность.
  • Отчёты по уплате страховых взносов.
  • Статистическая отчётность.
  • Раскрытие информации. Именно о данных видах отчётности подробно будет представлена информация далее.

Порядок бухгалтерского учёта для ТСЖ

Несмотря на то, что некоммерческая организация не имеет извлечение прибыли в качестве основной деятельности (п.1 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями)), тем не менее, в соответствии с п.1 ст.32 Федерального № 7-ФЗ некоммерческая организация ведёт бухгалтерский учёт в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При составлении бухгалтерской отчётности необходимо руководствоваться Информацией Минфина России от 24 декабря 2015 г. № ПЗ-1/2015 «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций», где сказано о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность некоммерческой организации состоит из:

1 Бухгалтерский баланс
2 Отчёт о целевом использовании средств
3 Приложения, предусмотренные нормативными правовыми актами Отчёт об изменении капитала
Отчёт о движении денежных средств
Пояснения

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено предоставление промежуточной отчётности, что подразумевает под собой предоставление Бухгалтерского баланса. В случае, если за отчётный период прибыль не превысила трёх миллионов рублей – ТСЖ имеет право предоставить упрощённую форму годовой бухгалтерской отчётности, что включает в себя предоставление:

  • Бухгалтерского баланса. Читайте также статью: → «Бухгалтерский баланс 2018: бланк, заполнение».
  • Отчёта о целевом использовании средств.

Формы документации представлены в Приказе Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. № 154н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н».

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Налоговый учёт ТСЖ, применяющего ОСНО

Согласно ст.246 Налогового кодекса РФ ТСЖ признано налогоплательщиком, обязанностью которого является ведение налогового учёта и предоставление налоговой отчётности. Так, ТСЖ, применяющее Основную систему налогообложения (ОСНО), предоставляет стандартную налоговую отчётность. Согласно п.2 ст. 289 некоммерческие организации имеют право предоставлять налоговую декларацию по упрощённой форме по истечении отчётного периода.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС от 19 октября 2016 года № ММВ-7-3/572@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка её заполнения, а так же формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме».

Упрощённая форма декларации – это 2 листа:

  • лист (страница 001): перечислены налоги, по которым ТСЖ признано налогоплательщиком, но при этом объектов налогообложения в отчётном периоде не было;
  • лист (страница 002): заполняется согласно п. 15 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом № 62н от 10 июля 2007 г. «Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядка ее заполнения».

Помимо налоговой декларации ТСЖ, применяющее ОСНО, обязано предоставлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, т.к. согласно п.1 ст.143 НК РФ ТСЖ является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Читайте также статью: → «Заполнение декларации по НДС в 2018 году».

Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (Зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2014 г. № 35171).

Налоговый учёт ТСЖ, применяющего УСН

ТСЖ, согласно ст.346.12 НК РФ, вправе применять упрощённую систему налогообложения (УСН), которая так же предполагает ведение чёткого налогового учёта. ТСЖ обязано предоставлять налоговую декларацию независимо от полученных доходов в истекшем отчётном периоде.

Помимо обязательного представления налоговой декларации, ТСЖ, согласно ст.346.24 НК РФ, в обязательном порядке должно вести учёт доходов и расходов в книге учёта доходов и расходов.

В отличие от ТСЖ, применяющего ОСНО, налогоплательщики на УСН освобождены от:

  • уплаты НДС;
  • налога на имущество;
  • отчётность по данным видам налога ТСЖ предоставлять не нужно.

Основные проводки по бухгалтерскому учёту ТСЖ

Согласно Приказа Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями) бухгалтерский учёт ТСЖ ведёт, применяя счета бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации.

Необходимо помнить: учёт взносов собственников жилья ведётся на счёте 86, а учёт поступлений денежных средств от деятельности, приносящей доход, на счёте 90. Читайте также статью: → «Счет 86: целевое финансирование. Пример, проводки».

Приход:
Д 76 К 86/целевые средства Начисление взносов собственников
Д 50 К 76 Поступление членских взносов
Д 51 К 62 Поступление арендной платы
Расход:
Д 91.2 К 51 Обслуживание банковского счёта
Д 97 К 60.01 Счёт на страхование общего имущества
Д 20 К 97 Оплата страховки
Д 86/целевые средства К 20 Погашение расходов ТСЖ за счёт членских взносов

Сроки сдачи отчётности для ТСЖ

Согласно ст.15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) отчётным периодом для годовой бухгалтерской отчётности является календарный год (с 1 января по 31 декабря). Отчётный период может быть другим в следующих случаях:

  • организация ТСЖ;
  • реорганизация ТСЖ;
  • ликвидация ТСЖ.

В этих случаях отчётным периодом является тот период, в который ТСЖ вело свою деятельность в календарном году. При этом стоит отметить, что в случае, если ТСЖ было организовано после 30 сентября – первым отчётным периодом будет являться период с даты регистрации ТСЖ по 31 декабря года, следующего за годом регистрации.

Пример 1. ТСЖ организовано 08.10.2016 г. Первый отчётный период: 08.10.2016 г. – 31.12.2017 г. Годовая бухгалтерская отчётность будет представлена именно за это время. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ последнюю бухгалтерскую отчётность предоставляет ликвидационная комиссия, либо арбитражный управляющий (если ТСЖ признано банкротом). Последняя бухгалтерская отчётность составляется на дату, предшествующую дате внесения записи о ликвидации ТСЖ в Единый государственный реестр юридических лиц.

Пример 2. ТСЖ реорганизовано 05.04.2017 г. Отчётным периодом за 2017 г. будет являться период с 01.01.2017 г. по 04.04.2017 г. За этот период и предоставляется годовая бухгалтерская отчётность. Срок сдачи бухгалтерской отчётности: до 31 марта года, следующего за истекшим отчётным периодом. Срок сдачи налоговой декларации зависит от системы налогообложения, применяемой ТСЖ:

Система налогообложения Срок сдачи налоговой декларации Нормативный акт
ОСНО Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п.4 ст. 289 НК РФ
УСН Не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом ст.346.23 НК РФ

Общая система льгот по НДС для ТСЖ

Согласно пп. 29, 30 п. 3 ст.149 НК РФ ТСЖ освобождается от уплаты НДС в случае:

  • осуществления реализации коммунальных услуг, предоставляемой ТСЖ, созданного в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
  • реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых ТСЖ, созданного в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), реализации работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Государственная информационная система для ЖКХ

В Российской Федерации создана и функционирует государственная информационная система ЖКХ, которая регулируется Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями и дополнениями). Целью государственной информационной системы ЖКХ является доведение до граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций сведений о жилищно-коммунальном хозяйстве.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) — единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Типовые ошибки ведения отчётности

Несмотря на обилие и доступность информации об особенностях ведения отчётности ТСЖ, всё же допускаются некоторые ошибки, влекущие за собой наложение штрафных санкций:

  • нарушение сроков сдачи отчётности;
  • предоставление налоговой декларации, не соответствующей системе налогообложения, применяемой ТСЖ;
  • неверное оформление бухгалтерских проводок;
  • исчисление и уплата НДС в случае освобождения от уплаты.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Я с недавнего времени являюсь бухгалтером ТСЖ. Председатель забыла перейти на УСН, хотя я была уверена, что переход был осуществлён. Декларацию сдала по УСН. Чем нам это грозит?

В Вашем случае сдача налоговой декларации УСН является нарушением, т.к. ТСЖ применяет ОСНО, что грозит наложением штрафных санкций со стороны ИФНС.

Вопрос №2. Поступление денежных средств ТСЖ за 2016 год не превысило 3 000 000 рублей. Нужно ли предоставлять отчёт о целевом использовании средств?

Да, Вам необходимо предоставлять отчёт о целевом использовании средств, т.к. данный документ является обязательным при предоставлении бухгалтерской отчётности.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик