Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства

Статья

Упрощенный баланс для малых предприятий в 2018 году вправе сдавать в инспекцию не все компании. Кто может составлять упрощенный баланс и его образец, смотрите в статье.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность вправе сдавать организации, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. У таких компаний среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, а выручка за тот же период должна быть в пределах 800 млн. руб.

Кроме того, есть ограничения по уставному капиталу. Так, доля участия России, региональных и местных властей, иностранных юридических и физических лиц, общественных, религиозных и благотворительных организаций не должна превышать 25% в уставном капитале. Доля, принадлежащая другим компаниям, которые не являются малыми, также не должна быть выше 25%.

Не вправе применять упрощенные формы бухгалтерской отчетности малые компании, которые подпадают под обязательный аудит (п. 1 ч. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Например, акционерные общества.

  • Стало опасно приукрашивать балансы, чтобы получить кредит
  • ОКВЭД в балансе за 2017 год
  • Промежуточный баланс при ликвидации ООО: образец 2017 — 2018
  • Бухгалтерский баланс с расшифровкой: форма 1 за 2017 год

Также нельзя применять упрощенный баланс для малых предприятий в 2018 голу, если в отчетности нужно указать дополнительные сведения для оценки финансового положения бизнеса. Ведь дополнения в упрощенные формы не вносят.

  • Самое важное про отчетность!
  • Примеры заполнения расчета по взносам от ФНС
  • Новые правила заполнения 6-НДФЛ
  • Появились новые требования к отчетности малых компаний

Форма баланса для малых предприятий в 2018 году

Упрощенная форма баланса для малых предприятий утверждена приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н. Найти его можно в приложении № 5 к приказу Минфина.

В отличие от общих форм упрощенный бухгалтерский баланс значительно облегчает работу бухгалтеров, так как в нем указан состав показателей и их группировка.

Сдавать годовую упрощенную форму баланса компании обязаны в налоговую инспекцию и органы статистики по месту своего нахождения. Делать это следует не позднее 31 марта после отчетного года. То есть представить упрощенный баланс для малых предприятий в 2018 году следует до 2 апреля 2018 года. Так как 31 марта – суббота, выходной день.

Бланк упрощенной бухгалтерской отчетности 2018: скачать бесплатно

Отличить бланк упрощенной бухгалтерской отчетности — 2018 от обычной можно по количеству строк в формах. В общей форме баланса по 15 строк для отражения статей актива и пассива. Кроме того, в ней есть графа «Пояснения». Ее заполняют, если к бухотчетности составляется пояснительная записка и в ней содержатся комментарии к той или иной статье формы.

В упрощенной форме баланса пять строк для отражения статей актива и шесть — для статей пассив, а графа «Пояснения» не предусмотрена.

Скачать бесплатно бланк упрошенной бухгалтерской отчетности -2018 можно на сайте электронного журнала «Главбух» в разделе «Формы» или по ссылке ниже.

Упрощенный бухгалтерский баланс: образец заполнения

В упрощенной форме баланса для малых предприятий показатели объединены, а потому в строках нужно указывать тот код, показатель которого имеет наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Во все формы после графы «Наименование показателя» следует добавить графу, в которой необходимо указывать коды строк. Эти коды содержатся в приложении № 4 к приказу Минфина № 66н.

  • За какие проводки вы зря беспокоитесь — ситуации от Минфина
  • Срок сдачи бухгалтерского баланса за 2017 год в 2018 году
  • Сроки сдачи отчетности за 2017 год: таблица

Что отражать по каждой строке упрощенного баланса. Мы показали в таблице в конце статьи.

Образец заполнения упрощенного бухгалтерского баланса в 2018 году

Бухгалтерский баланс при УСН за 2017 год в 2018 году

Многие бухгалтера спрашивают, нужно ли сдавать бухгалтерский баланс за 2017 год при УСН? Вести бухучет и сдавать бухотчетность обязаны все фирмы, работающие на «упрощенке». Исключение – индивидуальные предприниматели. Они вести бухучет и сдавать бухгалтерский баланс при УСН не обязаны (подп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Инструкция по заполнению баланса при УСН ничем не отличается от порядка заполнения баланса компаниями на иных налоговых режимах. В годовом балансе следует приводить данные об активах и обязательствах, имеющихся у организации по состоянию на 31 декабря отчетного года. Кроме того, в балансе нужно отражать аналогичные данные на 31 декабря прошлого и позапрошлого годов. Что входит в каждую строку бухгалтерского баланса при УСН, смотрите в таблице.

Что отражать по каждой строке упрощенного баланса: таблица

Название статей баланса

Код строки

Счета бухгалтерского учета (в частности)

АКТИВ
Материальные внеоборотные активы 1150 Разница между остатками по счетам:
– 01 «Основные средства»
– 02 «Амортизация основных средств» (без учета амортизации, начисленной по объектам доходных вложений в материальные ценности)

Разница между остатками по счетам:
– 03 «Доходные вложения в материальные ценности»
– 02 «Амортизация основных средств» (в части амортизации, начисленной по этим объектам)

Сальдо по счетам:
– 07 «Оборудование к установке»;
– 08 «Вложения во внеоборотные активы», включая остаток по счету 08 в части расходов на освоение полезных ископаемых (эти расходы в дальнейшем могут быть квалифицированы как основные средства). За исключением остатка по счету 08 в части расходов на освоение полезных ископаемых, которые в дальнейшем могут быть квалифицированы как нематериальные активы

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы 1110 Разница между остатками по счетам:
– 04 «Нематериальные активы»
– 05 «Амортизация нематериальных активов»

Сальдо по счетам:
– 09 «Отложенные налоговые активы»
– прочие внеоборотные активы, не нашедшие отражения по другим группам статей раздела «Внеоборотные активы»

Остаток по счету 08 (в части расходов на освоение полезных ископаемых). Эти расходы в дальнейшем могут быть квалифицированы как нематериальные активы

Сальдо по счетам:
– 58 «Финансовые вложения» в части долгосрочных вложений (минус сальдо по счету 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», относящееся к долгосрочным финансовым вложениям)
– 55 «Специальные счета в банках» субсчет 3 «Депозитные счета» (в части долгосрочных вложений и депозитов на срок более года, если по ним начисляют проценты)
– 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части процентных займов со сроком возврата по истечении 12 месяцев после отчетной даты)

Остаток по дебету счета:
– 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (дебиторская задолженность поставщиков по уплаченным организацией авансам отражается в балансе за минусом НДС)4

Запасы 1210 Сальдо по счетам:
– 10 «Материалы»
– 11 «Животные на выращивании и откорме»
– 20 «Основное производство»
– 21 «Полуфабрикаты собственного производства»
– 23 «Вспомогательные производства»
– 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»
– 41 «Товары» (минус кредитовое сальдо по счету 42 «Торговая наценка», если товары учитываются в продажных ценах)
– 43 «Готовая продукция»
– 44 «Расходы на продажу»
– 45 «Товары отгруженные»
– 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»
– 97 «Расходы будущих периодов»
– 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
– плюс (минус) дебетовое (кредитовое) сальдо по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
– минус кредитовое сальдо по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»
– 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
Денежные средства и денежные эквиваленты 1250 Сальдо по счетам:
– 50 «Касса» (за исключением остатка по субсчету «Денежные документы»)
– 51 «Расчетные счета»
– 52 «Валютные счета»
– 55 «Специальные счета в банках» (за исключением сумм, учтенных в составе финансовых вложений)
– 57 «Переводы в пути»
Финансовые и другие оборотные активы 1240 Сальдо по счетам:
– 58 «Финансовые вложения» в части краткосрочных вложений (минус сальдо по счету 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», относящееся к краткосрочным финансовым вложениям)
– 55 «Специальные счета в банках» субсчет 3 «Депозитные счета» (в части краткосрочных вложений и депозитов на срок менее года, если по ним начисляют проценты)
– 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части процентных займов со сроком возврата менее 12 месяцев после отчетной даты)

Остаток по дебету счетов:
– 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (дебиторская задолженность поставщиков по уплаченным организацией авансам отражается в балансе за минусом НДС)4
– 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
– 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
– 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (кроме процентных займов)
– 75 «Расчеты с учредителями»
– 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
– 68 «Расчеты по налогам и сборам»
– 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
– минус сальдо по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам»
– 50 «Касса» (в части остатка по субсчету «Денежные документы»)
– 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (в части НДС, начисленного с сумм авансовых платежей)
– 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (в части расчетов по договору доверительного управления имуществом)
– 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
– прочие оборотные активы, не нашедшие отражения по другим группам статей раздела «Оборотные активы»

Баланс 1600 Сумма строк: 1150 + 1110 + 1210 + 1250 + 1240
ПАССИВ
Капитал и резервы 1310 Сальдо по счетам:
– 80 «Уставный капитал»
– 82 «Резервный капитал»
– 83 «Добавочный капитал»
– 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»7
– 99 «Прибыли и убытки» (в промежуточной отчетности)

Сальдо по дебету счета 81 «Собственные акции (доли)»8

Долгосрочные заемные средства 1410 Сальдо по счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (за минусом задолженностей, срок погашения которых на отчетную дату менее 12 месяцев)
Другие долгосрочные обязательства 1450 Остаток по кредиту счетов:
– 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (кредиторская задолженность перед покупателями по полученным организацией авансам отражается в балансе за минусом НДС)
– 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
– 75 «Расчеты с учредителями»
– 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
(в части долгосрочной кредиторской задолженности)

Сальдо по счетам:
– 96 «Резервы предстоящих расходов» (в части резервов, созданных под события, которые наступят не ранее чем через год)

Краткосрочные заемные средства 1510 Сальдо по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» плюс сальдо по счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (в части задолженностей, срок погашения которых на отчетную дату не более 12 месяцев)9
Кредиторская задолженность 1520 Остаток по кредиту счетов:
– 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (кредиторская задолженность перед покупателями по полученным организацией авансам отражается в балансе за минусом НДС)
– 70 «Расчеты по оплате труда»
– 68 «Расчеты по налогам и сборам»
– 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (в части задолженности)
– 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
– 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
– 75 «Расчеты с учредителями»
– 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
(в части краткосрочной кредиторской задолженности)
Другие краткосрочные обязательства 1550 Сальдо по счетам:
– 96 «Резервы предстоящих расходов» (в части резервов, созданных под события, которые наступят в течение года)
– 98 «Доходы будущих периодов»
– 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (в части расчетов по договору доверительного управления имуществом)
– иные краткосрочные обязательства
Баланс 1700 Сумма строк: 1310 + 1410 + 1450 + 1510 + 1520 + 1550

>Бухгалтерская отчетность малых предприятий за 2017 год

Критерии субъектов малого предпринимательства

Критерии субъектов малого предпринимательства (СМП) определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Это должны быть зарегистрированные в установленном порядке хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  1. Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия — численность до 15 человек).
  2. Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий — 120 млн. руб.).

Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:

  • акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • организация — участник проекта «Сколково»;
  • учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
  • суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.

Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям.

Категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным по среднесписочной численности и доходам.

Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год — 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму — микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.

Организация прекращает быть СМП, если в течение трех лет, следующих подряд, фактические показатели среднесписочной численности, дохода оказываются выше предельных значений (п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).

Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.

Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:

  • СМП, созданные в форме акционерного общества;
  • СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.

Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:

При организации бухгалтерского учета на предприятии:

  • использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
  • при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

При признании доходов и расходов:

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99);
  • признавать доходы и расходы по договорам строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 (п. 2.1 ПБУ 2/2008).

При учете материально-производственных запасов:

  • принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
  • признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
  • признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
  • не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).

При учете основных средств:

  • малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
    • при приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
  • при этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
  • начислять годовую амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а также начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету (п. 19 ПБУ 6/01).

При учете НМА и НИОКР:

  • признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА ) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
  • списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).

По другим активам и обязательствам:

  • не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
  • любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
  • осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
  • не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
  • проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);

При составлении бухгалтерской отчетности

1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах

Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н»). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации Минфина от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.

Отличия традиционных форм от упрощенных заключаются в том, что в последних все показатели отражают укрупненно только по группам статей (без детализации показателей по статьям).

Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.

При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются (п. 2, 4 Приказа № 66н, письмо ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/11174@):

  • отчет об изменениях капитала,
  • отчет о движении денежных средств,
  • отчет о целевом использовании средств.
  • а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.

Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.

В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Критерии для оценки важности информации организация определяет самостоятельно.

Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).

Пример 1:
Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.

Пример 2:
В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.

Если важной информации, подлежащей отражению в приложениях (пояснениях), по мнению организации нет, то они не заполняются.

3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.

СМП вправе:

  • не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
  • не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
  • не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.

Все вышеназванные способы упрощения учета, применяемые организацией, необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.

Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.

Что касается СМП, подлежащих обязательному аудиту, то они ведут бухучет и составляют отчетность по общим правилам.

Малые предприятия. Отчетность и пояснения к ней

С текущего года малые предприятия на «упрощенке» обязаны вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые инспекции бухгалтерскую отчетность (1). Первым периодом представления является годовая отчетность за 2013 год (2). Рассмотрим, какие формы должно применять малое предприятие. Особое внимание уделим пояснениям к отчетности

03.03.2014Журнал «Актуальная бухгалтерия»

Какие формы отчетности нужно применять?

Малые предприятия вправе самостоятельно принять решение о составе и объеме заполняемой информации (3). Указанные фирмы могут выбирать формы отчетности — традиционные или упрощенные (4). При использовании традиционных форм они вправе ограничиться балансом и отчетом о финансовых результатах, включая в отчетность показатели только по группам статей (5).

Также малые предприятия могут воспользоваться специальными упрощенными формами баланса и отчета о финансовых результатах (6). Отличия традиционных форм от упрощенных заключаются в том, что в последних все показатели отражают только по группам статей (без детализации показателей по статьям) (7).

Пример

В отличие от обычной формы отчета о финансовых результатах в упрощенном варианте по строке «Расходы по обычным видам деятельности» приводятся расходы без их подразделения на себестоимость продаж, коммерческие и управленческие (8). При этом малые предприятия вправе для учета затрат использовать только один счет 20 «Основное производство» вместо нескольких счетов (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные про изводства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Об щехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), 44 «Расходы на продажу» (9). То есть, упрощенными формами наверняка воспользуются фирмы, которые ведут учет по сокращенному плану счетов.

Составляем пояснения к отчетности

В случае необходимости пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах субъекты малого предпринимательства составляют также приложения (10). Фирмы самостоятельно определяют состав и содержание пояснений (11). Обычно приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения фирмы или финансовых результатов ее деятельности (пояснения к числовым показателям баланса и отчета о финансовых результатах) (12). Также в пояснениях показывают сведения о существенных фактах хозяйственной жизни, не раскрываемые показателями бухгалтерской отчетности (13). Объем отражаемой информации можно найти в соответствующих положениях по бухгалтерскому учету. В пояснениях должно быть указано, что отчетность сформирована исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила отступления от этих правил. При этом существенные отступления раскрывают с указанием их причин и влияния последующего результата на понимание состояния финансового положения организации (14).

Бухгалтеру малого предприятия целесообразно отразить в пояснениях следующее:

  • основные виды деятельности (15);
  • среднегодовую численность работников или численность на отчетную дату (16);
  • организация является субъектом малого предпринимательства;
  • положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей отчетности (17);
  • перспективное отражение последствий изменений учетной политики (18);
  • исправление в отчет ном периоде существенных ошибок прошлых лет;
  • существенные операции с собственниками (учредителями), такие, как начисления и выплаты дивидендов, вклады в уставный капитал и т. п. (19);
  • данные о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, основных средств, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженностях (20);
  • информацию о сроках погашения займов и кредитов (21);
  • информацию о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог (22);
  • данные о выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации (23);
  • информацию об аффилированных лицах (24);
  • данные о количестве организаций, с которыми подписаны договоры, предусматривающие исполнение обязательств неденежными средствами; доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями (25);
  • информация о событиях после отчетной даты, свидетельствующая о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых фирма ведет свою деятельность (26);
  • данные о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях (27).

Все пояснения должны быть пронумерованы (см. образец ниже). Статьи баланса и отчета о финансовых результатах, к которым даются пояснения, должны иметь указание на такое раскрытие (28). Отметим, что, в отличие от рассмотренных выше пояснений, пояснительная записка не входит с 2013 года в состав бухгалтерской отчетности. Тем не менее компания вправе представить дополнительную информацию, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей (29). Обычно речь идет о динамике важнейших показателей деятельности организации за ряд лет; предполагаемых финансовых вложениях; политике в отношении заемных средств и т. д. (30). Учтите, что из предоставляемой информации должно быть ясно, что она не входит в состав от четности (31).

(1) ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон о бухучете)

(2) подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ

(3) ч. 3 ст. 20 Закона о бухучете; пп. 6, 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н (далее — Приказ № 66н)

(4) пп. 2, 6.1 Приказа № 66н

(5) п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение № 34н); подп. «а» п. 6 Приказа № 66н

(6) п. 6.1 Приказа № 66н; п. 85 Положения № 34н

(7), (8) приложение № 5 к Приказу № 66н

(9) подп. «б» п. 3.1 Информации Минфина России № ПЗ-3/2012

(10) Информация Минфина России «Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства» (далее — Информация Минфина России)

(11) Приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год» (далее — Рекомендации по проведению аудита за 2012 год)

(12) Информация Минфина России; Рекомендации по проведению аудита за 2012 год; подп. «б» п. 6 Приказа № 66н

(13) Информация Минфина России

(14) п. 25 ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (далее — ПБУ 4/99)

(15) п. 31 ПБУ 4/99

(16) п. 31 ПБУ 4/99

(17) Информация Минфина России

(18) п. 15.1 ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н

(19) Информация Минфина России

(20) п. 27 ПБУ 4/99

(21) п. 17 ПБУ 15/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н

(22) п. 27 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н

Нужно ли малому предприятию предоставить пояснительную записку в составе годовой отчетности?

Цитата (БСС «Главбух» 12.09.2014 г.):Предприятие является малым . по форме собственности ОАО. За 2012 год в состав годовой бухгалтерской отечности не включена пояснительная записка. Возможно, у малого предприятия по форме собственности ОАО отсутствовать пояснительная записка в составе годовой отчетности за 2012 г? чем руководствоваться при этом?
Малым предприятиям разрешается не представлять пояснительную записку. Однако если у малого предприятия есть важная информация, без которой невозможно оценить финансовое положение организации или результаты ее деятельности, и эта информация не отражена в Бухгалтерском балансе и Отчете о финансовых результатах, то пояснительную записку нужно представить.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности ( в редакции с 1 января 2013 года)<…>
Некоторые организации могут составлять годовую бухгалтерскую отчетность в сокращенном варианте. К ним относятся:
малые предприятия;* некоммерческие организации.Малые предприятия
Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию*
Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.*
Начиная с отчетности за девять месяцев 2012 года малые предприятия могут применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.*
О том, как составить бухгалтерскую отчетность субъекту малого бизнеса по специальным формам, см.:
Порядок заполнения Бухгалтерского баланса малым предприятием; Порядок заполнения Отчета о финансовых результатах малым предприятием.Приказ Минфина России от 17 августа 2012 г. № 113н, который вводит эти формы, вступил в силу 28 октября 2012 года. Следовательно, применять новые бланки формально вправе только те малые предприятия, которые сдают бухгалтерскую отчетность после этой даты.
Вместе с тем, малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1–4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (т. е. в общеустановленном порядке). Поступать так позволяет абзац 2 подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это означает, что субъекты малого предпринимательства могут сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. При этом данные формы могут содержать только укрупненные показатели по группам статей (без детализации по статьям), в том числе те показатели, которые предложены в новых бланках* (подп. «а» п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н).
Таким образом, организация самостоятельно определяет, по каким формам сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах.*
Приложения к балансу и Отчету о финансовых результатах (Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах) малые предприятия вправе не сдавать* (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
Однако, если у малого предприятия есть важная информация, без которой невозможно оценить финансовое положение организации или результаты ее деятельности, и эта информация не отражена в Бухгалтерском балансе и Отчете о финансовых результатах, приложения нужно составить.* Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-02-07/1-80.
<…>
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Статья: Установлено, как отчитываться малым предприятиям
И.С. Милакова, директор департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров ЗАО «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл»
<…>
Не все формы представляются
Малым предприятиям разрешается не представлять отчет о движении денежных средств, другие приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку ( п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н ).*
Подпунктом «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н установлено, что малыми предприятиями в приложениях к бухгалтерскому балансу приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Аналогичный принцип закреплен в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Там указано, что содержание бухгалтерской отчетности должно позволять заинтересованным пользователям оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности.
В письме Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-02-07/1-80 уточняется, что малые предприятия не обязаны прилагать к бухгалтерской отчетности, представляемой в налоговый орган, пояснительную записку, а также отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств.*
Исключение составляют случаи, когда такие документы содержат наиболее важную информацию.*
<…>
Журнал «Учет в производстве», № 1, январь 2013
12.09.2014 г.
С уважением,
Светлана Баркова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Светланой Чуприковой ,
начальником Горячей линии БСС «Система Главбух».

Упрощенный бухучет? Упрощенная отчетность!

Малые предприятия имеют право не только вести упрощенный бухгалтерский учет, но и формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.

Упрощенная отчетность предполагает составление упрощенного бухгалтерского баланса, упрощенного отчета о финансовых результатах, а для некоммерческих организаций – упрощенного отчета о целевом использовании средств.

Другие формы бухгалтерской отчетности малые предприятия могут не составлять вовсе, если посчитают, что информация в других формах не будет являться существенной для оценки финансового положения малого предприятия или его финансовых результатов (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

При этом при составлении упрощенной бухгалтерской отчетности в 2018 году малые предприятия руководствуются следующим подходом:

  • в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В то же время право применения упрощенного бухучета не лишает малые предприятия выбора: они могут вести бухучет как «большие», а также составлять годовую отчетность в полном объеме.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Составление упрощенной бухгалтерской отчетности – это своего рода послабление, которое предоставляется далеко не всем. У бухгалтеров периодически возникают вопросы об упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности, кто сдает ее и при каких условиях. Однако чтобы ответить на вопрос, кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность, а точнее, кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, необходимо определиться с тем, у кого вообще есть право на упрощенный бухучет. И связь здесь прямая: кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, им же можно вести и упрощенный бухучет. Но это далеко не значит, что если у вас есть право вести упрощенный учет, вы должны его вести и обязаны сдавать только упрощенную финотчетность. Вы по-прежнему можете вести бухгалтерский учет в полном объеме и, соответственно, представлять полный комплект бухгалтерской отчетности. И даже если вы применяете упрощенный бухучет, сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности вам никто не может запретить.

Какие организации сдают упрощенную бухгалтерскую отчетность?

Вести упрощенный бухучет и готовить финансовую отчетность в упрощенном формате в 2018 году имеют право лица, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации-«Сколковцы».

В ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ указаны те хозяйствующие субъекты, которые не вправе вести упрощенный бухучет. К ним относятся:

  • организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, внесенные в реестр иностранных агентов.

Указанный выше перечень в отношении упрощенной бухгалтерской отчетности 2017-2018 (кто может сдавать ее, а кому такое право не предоставлено) является закрытым. При этом нужно руководствоваться ч. 4 с учетом требований ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Это значит, что ответить утвердительно на вопрос, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, нельзя, руководствуясь лишь ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, где указано, что некоммерческие организации относятся к тем, кто сдает упрощенную бух отчетность. В частности, нужно проверить, не относится ли такая НКО к некоммерческим организациям, включенным в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Если относится, то вести упрощенный бухучет такой организации нельзя.

А может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Здесь уже нужно знать лишь то, относится ли такая организация к субъектам малого предпринимательства. Ведь прямого запрета на упрощенную отчетность в отношении ломбардов в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ нет.