Безопасная доля вычетов

Содержание

Новая безопасная доля вычетов НДС за 1 квартал 2019

Безопасная доля вычетов НДС для отчетности за 1 квартал 2019 года поменялась: ФНС обновила данные отчета 1-НДС . Поэтому прежде чем сдавать декларацию, узнайте, какая безопасная доля вычета НДС установлена в регионе. Это поможет избежать лишнего внимания со стороны налоговиков и проверок. В таблице вы найдете безопасную долю вычетов в Москве и других регионах на 1 квартал 2019 года.

Из статьи вы узнаете:

  • Безопасная доля вычета по НДС: как рассчитать
  • Новая безопасная доля вычетов НДС за 1 квартал 2019 года по регионам: таблица
  • Что будет, если вы превысили безопасную долю вычетов по НДС

Если вы превысите лимит, инспекторы затребуют у вас пояснения или вызовут в инспекцию на комиссию по высокой доле вычетов. Это нам подтвердили в ФНС (см. комментарий в конце статьи). Поэтому безопаснее для компании заранее посмотреть лимит и уложиться в него в декларации по НДС за 1 квартал. Таблицу для всех регионов скачайте в начале статьи или смотрите ниже.

Безопасная доля вычетов НДС на 1 квартал 2019 по регионамСкачать таблицу>>> Пояснения о высокой доле вычетов НДССкачать образец>>>

Безопасная доля вычета по НДС за 1 квартал 2019 года: как рассчитать

Чтобы сравнить, долю вычета по НДС с безопасной, нужно сначала рассчитать ее в вашей компании. Как это сделать — идем по шагам.

Шаг №1.

Сначала необходимо сложить сумму начисленного НДС за квартал.

Шаг №2.

После этого нужно сложить суммы вычетов за тот же период.

Шаг №3.

Далее делим общую сумму вычетов на сумму исчисленного налога и умножаем на 100%. Полученный результат и будет являться искомой долей вычета компании за определенный период.

Пример:

Компания зарегистрирована в Брянской области. Сумма начисленного НДС за 1 квартал 2019 года 1 784 354 руб. Сумма вычетов за этот же период 989 537 руб. Доля вычетов компании равна 55,5% (989 537 : 1 784 354 Х 100). Это ниже среднего по региону (87,8%). Значит главбуху компании можно не переживать: пояснений налоговики не потребуют.

Формула расчета доли налоговых вычетов по НДС

Доля вычетов по НДС

=

Величина вычетов за квартал

/

Сумма начисленного налога за квартал

Х

100%

Как налоговики будут проверять декларации по НДС? ФНС придумала новые требования к вычетам НДС и изменила способы проверки отчетности. Теперь под подозрением у контролеров каждая компания. Что, как и у кого будут искать налоговики, расскажут эксперты журнала «Российский налоговый курьер». Оформите подписку, пока действует акция>>>

Безопасная доля вычетов по НДС в 2019 году по регионам: таблица

Безопасная доля вычетов — один из критериев для отбора кандидатов на комиссию и выездную проверку (письмо ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722). Чтобы снизить риски, проверьте показатель по своему региону — смотрите ниже таблицу безопасной доли вычетов по НДС за 1 квартал 2019 года. Налоговики на днях обновили данные.

В таблице мы привели безопасную долю вычетов в 85 регионах России:

Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Ивановская область, Иркутская область, Кабардино- Балкарская Республика, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Карачаево- Черкесская Республика, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Москва, Московская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Республика Хакасия, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Севастополь, Смоленская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская область, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ярославская область.

Безопасная доля вычетов по регионам за I квартал 2019 года

Регион

4 квартал 2018 года, %

1 квартал 2019 года,%

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Белгородская область

89,2

89,3

Брянская область

87,9

87,8

Владимирская область

85,5

85,2

Воронежская область

92,7

92,9

Ивановская область

92,5

92,6

Калужская область

88,1

88,2

Костромская область

85,4

85,4

Курская область

91,3

91,3

Липецкая область

92,9

92,8

Московская область

90,3

90,4

Орловская область

94,6

94,5

Рязанская область

84,9

84,9

Смоленская область

94,2

94,2

Тамбовская область

95,3

95,4

Тверская область

88,6

88,6

Тульская область

92,7

92,7

Ярославская область

87,2

87,2

город Москва

88,4

88,4

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Карелия

83,5

83,5

Республика Коми

78,6

78,6

Архангельская область

82,1

82,1

Вологодская область

88,1

88,1

Калининградская область

62,9

62,9

Ленинградская область

81,6

81,7

Мурманская область

81,3

81,2

Новгородская область

89,9

89,9

Псковская область

87,3

87,2

город Санкт-Петербург

90,1

90,1

Ненецкий АО

121,1

121,1

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Дагестан

85,6

85,9

Республика Ингушетия

96,2

95,9

Кабардино-Балкарская Республика

93,4

93,3

Карачаево-Черкесская Республика

91,8

91,8

Республика Северная Осетия – Алания

86,6

86,9

Чеченская Республика

100,8

100,7

Ставропольский край

88,8

88,8

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Адыгея

85,7

85,7

Республика Калмыкия

82,0

81,9

Республика Крым

87,8

87,7

Краснодарский край

89,9

90,0

Астраханская область

62,8

62,7

Волгоградская область

86,4

86,4

Ростовская область

92,0

91,9

город Севастополь

82,1

82,0

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Башкортостан

88,1

88,2

Республика Марий Эл

90,1

90,2

Республика Мордовия

90,1

90,1

Республика Татарстан

87,9

87,9

Удмуртская Республика

81,1

81,1

Чувашская Республика

83,7

83,6

Кировская область

86,7

86,7

Нижегородская область

88,3

88,4

Оренбургская область

70,0

70,1

Пензенская область

90,8

90,9

Пермский край

79,3

79,2

Самарская область

84,3

84,4

Саратовская область

84,9

84,9

Ульяновская область

91,8

91,9

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Курганская область

87,1

87,0

Свердловская область

88,1

88,2

Тюменская область

84,1

83,5

Челябинская область

88,4

88,4

Ханты-Мансийский АО – Югра

58,4

58,5

Ямало-Hенецкий АО

69,4

69,7

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Алтай

90,1

90,1

Республика Тыва

76,9

76,6

Республика Хакасия

89,8

89,7

Алтайский край

90,4

90,5

Забайкальский край

89,6

84,4

Красноярский край

76,4

76,5

Иркутская область

77,4

77,5

Кемеровская область

83,6

83,7

Новосибирская область

89,5

89,5

Омская область

84,0

84,0

Томская область

75,6

75,6

Республика Бурятия

88,9

88,9

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Саха (Якутия)

86,1

86,1

Приморский край

95,7

95,6

Хабаровский край

89,6

89,6

Амурская область

116,7

116,4

Камчатский край

90,0

90,1

Магаданская область

98,8

98,6

Сахалинская область

98,6

103,1

Еврейская автономная область

96,2

96,1

Чукотский АО

105,6

105,7

БАЙКОНУР

Байконур

58,4

57,9

* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС по состоянию на 1 января 2019 года.

Чем опасна высокая доля вычетов НДС за 1 квартал 2019 года

Когда доля вычетов у компании выше среднего, инспекторы могут запросить пояснения. Если ваши доводы их не убедят, руководителя и главбуха могут пригласить для беседы или компанию включат в план выездных проверок.

Высокий показатель может быть по объективным причинам. Тогда в ответе на требование достаточно написать, что высокая доля вычета — не ошибка. Поясните причины. Они могут быть разные: закупили дорогое оборудование, заявили вычеты с предыдущих кварталов и пр. К пояснениям приложите копии счетов-фактур с большими суммами.

Образец пояснения высокой доли вычетов НДС

Отбирая организации для выездной налоговой проверки, специалисты ФНС оценивают их деятельность по определенным критериям. Для каждого из них существует пороговое значение. Если показатель компании по этому критерию выходит за пороговое значение, то ее шансы стать кандидатом для выездной проверки увеличиваются. Всего таких критериев более 40, однако относительно НДС для налоговых органов главный критерий — удельный вес вычетов по НДС.

Существует ли «безопасный» размер вычета по НДС?

Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой?» сама по себе некорректна.

Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.

Средний для Российской Федерации пороговый размер этого показателя на 01.11.2018 составляет

86,89%

Информацию по безопасной доле вычета по регионам смотрите ниже — именно на эти цифры ориентируется местная налоговая при проверке.

Средний пороговый размер этого показателя ранее на 1 августа 2018 года составлял 86,59%

Расчет удельного веса вычетов НДС

Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 декларации по НДС. Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 118 (НДС начисленный).

Рассчитывается показатель по следующей формуле:

НДС к вычету / НДС начисленный * 100%

Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.

В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Пример расчета безопасного размера вычета по НДС

Предположим, за отчетный период налогоплательщик из Москвы уплатил НДС в сумме 100 000 рублей.

Много это или мало для данной организации, сказать невозможно. Но картина становится более понятной, если рассчитать показатель удельного веса вычетов НДС:

Согласно данным декларации компании, за указанный период сумма исчисленного НДС с учетом восстановленных сумм 1 500 000 рублей (раздел 3 строка 118).
Налоговый вычет за тот же период составил 1 400 000 рублей (раздел 3 строка 190).
Подставив эти цифры в приведенную выше формулу 1 400 000/1 500 000 получаем, что удельный вес вычетов НДС в сумме начисленного налога в рассматриваемом периоде составил 93,33%.
Это больше порогового значения 88,52% для Москвы (на 1 ноября 2018 г.), а значит у налоговой появился повод взять налогоплательщика «на карандаш».

Какова же должна быть сумма НДС в рассмотренном примере для Москвы, чтобы не вызывать повышенного внимания налоговиков?

Рассчитать ее можно по формуле от обратного:
НДС начисленный * (100 – НДС безопасный) / 100 =
= 1 500 000 * (100 — 88,52) / 100 = 172 200 р.

Исходя из критериев, применяемых в ФНС, компании из нашего примера нужно заплатить как минимум 172 200 рублей НДС, чтобы не выйти из «безопасной» зоны.

Безопасный вычет по НДС по регионам

Информация о безопасной доле вычета НДС на I, II, III и IV кварталы 2018 года и I квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.

Все данные уже рассчитаны нами и сведены в одну таблицу:

Безопасная доля вычетов на 01.11.2018 Безопасная доля вычетов на 01.08.2018 Безопасная доля вычетов на 01.05.2018 Безопасная доля вычетов на 01.02.2018 Безопасная доля вычетов на 01.01.2018
РОССИЯ 86,89% 86,59% 87,08% 87,43% 88,06%
в том числе:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
город Москва 88,52% 88,37% 88,10% 88,96% 90,00%
Московская область 90,27% 90,30% 90,51% 90,00% 90,39%
Белгородская область 89,40% 88,73% 89,57% 90,60% 91,23%
Брянская область 87,77% 86,47% 92,15% 95,37% 91,75%
Владимирская область 85,56% 84,95% 84,79% 84,13% 86,18%
Воронежская область 92,88% 92,65% 92,64% 92,70% 94,60%
Ивановская область 92,51% 92,55% 92,74% 93,54% 93,23%
Калужская область 88,09% 87,24% 86,60% 88,35% 89,59%
Костромская область 85,21% 84,71% 84,15% 85,06% 88,53%
Курская область 91,27% 92,86% 88,30% 88,94% 91,16%
Липецкая область 92,57% 87,30% 88,32% 90,39% 89,89%
Орловская область 94,51% 94,00% 92,90% 92,04% 90,79%
Рязанская область 84,92% 85,11% 85,11% 86,84% 85,68%
Смоленская область 94,13% 93,03% 91,67% 91,51% 93,33%
Тамбовская область 95,44% 95,81% 95,50% 96,96% 95,17%
Тверская область 88,88% 89,03% 88,89% 88,68% 87,83%
Тульская область 92,71% 91,49% 91,57% 93,26% 91,81%
Ярославская область 87,10% 86,35% 85,70% 85,52% 86,46%
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
город Санкт-Петербург 90,05% 89,83% 90,13% 90,31% 90,47%
Ленинградская область 81,52% 81,19% 86,18% 85,09% 81,24%
Республика Карелия 83,65% 84,26% 84,56% 86,13% 84,18%
Республика Коми 78,51% 79,25% 79,33% 81,23% 75,59%
Архангельская область 81,89% 82,44% 88,38% 84,88% 81,79%
Вологодская область 88,18% 83,39% 83,48% 84,83% 87,27%
Калининградская область 62,83% 64,04% 65,70% 67,64% 66,49%
Мурманская область 81,49% 79,25% 78,73% 80,33% 76,79%
Новгородская область 89,92% 86,92% 87,39% 84,43% 87,19%
Псковская область 87,26% 88,11% 88,85% 90,63% 93,09%
Ненецкий АО 121,00% 119,79% 116,18% 126,09% 111,71%
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Дагестан 85,00% 85,42% 86,21% 85,54% 87,01%
Республика Ингушетия 96,33% 93,89% 94,11% 97,86% 98,17%
Кабардино-Балкарская Республика 92,41% 92,47% 93,37% 93,05% 92,72%
Карачаево-Черкесская Республика 91,59% 92,78% 93,28% 95,03% 92,39%
Республика Северная Осетия-Алания 87,15% 86,56% 87,56% 86,39% 87,63%
Чеченская Республика 101,07% 101,54% 103,37% 102,19% 104,44%
Ставропольский край 88,74% 88,37% 88,77% 90,58% 88,74%
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Адыгея 85,48% 85,40% 86,29% 85,39% 87,47%
Республика Калмыкия 82,39% 80,57% 79,74% 76,70% 69,49%
Республика Крым 87,73% 87,89% 88,07% 87,53% 97,28%
Краснодарский край 89,87% 89,63% 89,45% 89,67% 89,71%
Астраханская область 62,76% 60,96% 58,25% 55,68% 72,08%
Волгоградская область 86,34% 85,62% 86,88% 87,21% 86,01%
Ростовская область 92,02% 91,71% 92,13% 91,53% 93,48%
город Севастополь 82,06% 82,12% 82,30% 81,23% 85,89%
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Башкортостан 87,99% 87,39% 87,39% 87,53% 88,66%
Республика Марий-Эл 90,86% 89,75% 90,78% 92,39% 89,29%
Республика Мордовия 89,97% 89,91% 89,50% 88,37% 87,52%
Республика Татарстан 87,89% 87,91% 88,31% 88,21% 88,96%
Удмуртская Республика 81,13% 80,12% 80,12% 80,94% 83,32%
Чувашская Республика 83,57% 83,17% 83,03% 82,21% 84,65%
Кировская область 86,51% 86,46% 84,78% 86,72% 85,68%
Нижегородская область 87,92% 87,84% 87,00% 87,68% 87,22%
Оренбургская область 69,82% 69,62% 71,30% 74,43% 75,76%
Пензенская область 90,74% 90,13% 89,94% 89,49% 89,99%
Пермский край 79,25% 78,83% 79,23% 79,42% 79,65%
Самарская область 84,49% 84,02% 84,82% 86,11% 86,22%
Саратовская область 84,92% 85,14% 85,51% 85,23% 86,36%
Ульяновская область 91,97% 91,63% 91,14% 90,78% 91,89%
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Курганская область 87,22% 87,23% 87,40% 88,68% 85,15%
Свердловская область 88,18% 87,17% 86,66% 87,37% 87,88%
Тюменская область 84,02% 83,35% 83,68% 85,37% 84,93%
Челябинская область 88,31% 86,68% 87,08% 88,30% 87,07%
Ханты-Мансийский АО — Югра 58,52% 60,29% 62,01% 63,14% 66,24%
Ямало-Hенецкий АО 69,40% 65,95% 97,08% 71,02% 69,97%
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Алтай 89,85% 90,48% 89,99% 92,31% 91,40%
Республика Бурятия 88,92% 88,30% 85,57% 80,25% 88,74%
Республика Тыва 76,53% 74,91% 73,91% 77,57% 77,38%
Республика Хакасия 89,73% 89,89% 89,91% 92,82% 88,44%
Алтайский край 90,37% 89,95% 89,51% 89,71% 89,98%
Красноярский край 76,32% 75,02% 76,02% 78,26% 77,68%
Иркутская область 77,39% 77,80% 79,33% 80,34% 82,71%
Кемеровская область 83,41% 82,57% 81,46% 84,07% 82,91%
Новосибирская область 89,51% 89,17% 88,92% 89,62% 90,47%
Омская область 83,97% 82,89% 82,00% 85,11% 81,68%
Томская область 75,41% 73,80% 73,76% 73,32% 81,57%
Забайкальский край 89,53% 89,94% 90,81% 91,29% 96,89%
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Саха (Якутия) 86,35% 86,97% 84,69% 87,66% 85,86%
Приморский край 95,78% 95,28% 95,02% 92,84% 92,82%
Хабаровский край 89,64% 89,13% 88,16% 88,38% 88,36%
Амурская область 116,47% 113,68% 116,87% 106,62% 107,17%
Камчатский край 89,66% 89,08% 88,70% 82,70% 82,75%
Магаданская область 98,83% 99,88% 100,13% 90,77% 90,96%
Сахалинская область 98,65% 97,73% 93,50% 103,17% 99,87%
Еврейская автономная область 97,01% 94,46% 87,04% 94,24% 94,21%
Чукотский АО 104,79% 102,98% 96,14% 104,12% 104,25%
БАЙКОНУР
Байконур 60,44% 61,08% 59,18% 45,87%

Актуальный размер средней доли вычетов, можно рассчитать по данным отчета 1-НДС публикуемом на сайте ФНС России nalog.ru. Безопасная доля вычетов НДС рассчитывается по формуле: Доля НДС-вычетов по региону = Сумма вычетов по НДС (столбец 210.1 отчета 1-НДС по региону) / Налог к начислению (столбец 110.1 отчета 1-НДС по региону) х 100%

Для примера цифры по Москве из отчета 1-НДС на 01.01.2018: 12 742 673 812 / 14 159 263 499 * 100% = 90,00%

Повод для проверки

Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов чревато проверкой организации налоговой. Об этом ФНС объясняет в своем письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Для облегчения нагрузки на плательщиков, налоговой службой предусмотрена система формирования вычетов по НДС, позволяющих компании организовать более эффективную отчетную деятельность и сохранить ресурсы.

Стоит обратить внимание на то, что налоговый вычет по НДС формируется на основе данных предоставляемых самой организацией в своей финансовой отчетности за определенный период хозяйственной деятельности. Обратите внимание, что существует безопасный уровень объема данного показателя, определяемый отдельно для каждого региона. В среднем, по стране он находиться на уровне в 88% с перепадами в зависимости от региона от уровня в 75% до 100% и более. Уточнить информацию актуальную для Вашего региона можно на сайте ФНС. Показатель периодически изменяется с учетом прохождения того или иного отчетного периода.

Безопасный вычет по НДС по Москве:

авг.2018 май.2018 фев.2018 ноя.2017
Москва 88,20% 88% 89% 89,90%

По регионам, таблица:

Регион авг.18 май.18 фев.18 ноя.17
Алтайский край 90% 89,60% 89,70% 90,10%
Амурская область 113,90% 116,80% 113,40% 107,90%
Архангельская область 82,60% 88,50% 84,90% 81,90%
Астраханская область 61,10% 58,30% 55,70% 72,80%
Белгородская область 88,50% 89,40% 90,70% 91,10%
Брянская область 86,70% 92,30% 95,20% 91,80%
Владимирская область 84,90% 84,60% 83,70% 86,40%
Волгоградская область 85,70% 87% 87,30% 86,10%
Вологодская область 83,20% 83,80% 84,80% 87,60%
Воронежская область 92,50% 92,30% 92,30% 94,50%
г. Байконур 58,40% 59,20% 50,90%
г. Севастополь 82,10% 82,40% 81,40% 85,90%
Еврейская автономная область 92,40% 87% 90,60% 94%
Забайкальский край 90,10% 90,90% 91,20% 97%
Ивановская область 92,50% 92,60% 93,80% 93,30%
Иркутская область 77,80% 79,30% 80,40% 82,50%
Кабардино-Балкарская Республика 93,40% 94% 94,40% 92,30%
Калининградская область 64,10% 65,80% 67,70% 66,60%
Калужская область 87,3 86,60% 88,20% 89,30%
Камчатский край 89,20% 88,90% 90,90% 82,90%
Карачаево-Черкесская Республика 93% 93,70% 95,10% 92,70%
Кемеровская область 82,80% 81,70% 84,10% 83%
Кировская область 86,70% 84,90% 86,70% 85,90%
Костромская область 84,70% 84,10% 85,10% 88,50%
Краснодарский край 89,60% 89,50% 89,40% 89,50%
Красноярский край 75,10% 76,10% 78,40% 77,90%
Курганская область 87% 87,50% 88,80% 84.9%
Курская область 92,90% 88,30% 89,10% 91,20%
Ленинградская область 81,30% 86,30% 85,10% 81,20%
Липецкая область 87,70% 88,90% 91,40% 89,80%
Магаданская область 99,90% 99,90% 99,70% 91%
Москва 88,20% 88% 89% 89,90%
Московская область 90,40% 90,60% 90,10% 90,40%
Мурманская область 78,90% 78,50% 79,90% 77,20%
Ненецкий АО 119,80% 116% 125,70% 111,80%
Нижегородская область 88% 87,40% 88% 86,60%
Новгородская область 86,90% 87,40% 84,50% 87,40%
Новосибирская область 89,20% 89,10% 90% 90,30%
Омская область 82,90% 82% 85,10% 81,80%
Оренбургская область 69,70% 71,40% 74,50% 75,80%
Орловская область 94% 92,90% 92,30% 91,10%
Пензенская область 90,30% 90,10% 89,60% 90,10%
Пермский край 78,90% 79,30% 79,40% 79,90%
Приморский край 95,10% 94,80% 95,90% 92,80%
Псковская область 88,20% 89% 90,60% 92,90%
Республика Адыгея 85,70% 86,50% 85,80% 87,80%
Республика Алтай 90,70% 90,40% 92,20% 91,70%
Республика Башкортостан 87,60% 87,70% 88,10% 87,40%
Республика Бурятия 88,20% 85,30% 80,10% 89%
Республика Дагестан 86,10% 87,20% 86,40% 86,70%
Республика Ингушетия 93,30% 94% 98,20% 98,40%
Республика Калмыкия 80,10% 78,80% 74,70% 70%
Республика Карелия 84% 84,20% 86,10% 84,10%
Республика Коми 79,30% 79,30% 81,20% 75,60%
Республика Крым 88% 88,20% 87,80% 97,30%
Республика Марий Эл 89% 90,40% 92,40% 88,70%
Республика Мордовия 90% 89,60% 88,50% 87,70%
Республика Саха (Якутия) 86,60% 85% 88,10% 86,30%
Республика Северная Осетия – Алания 86,40% 88,20% 86,70% 87,60%
Республика Татарстан 87,90% 88,40% 88,40% 89%
Республика Тыва 75,50% 74,40% 78,40% 77,50%
Республика Хакасия 89,90% 89,90% 92,80% 88,50%
Ростовская область 91,70% 92,10% 91,60% 93,40%
Рязанская область 85% 85,20% 86,90% 85,60%
Самарская область 83,80% 84,60% 86% 85,90%
Санкт-Петербург 89,90% 90,20% 90,40% 90,30%
Саратовская область 85,10% 85,50% 85,50% 86,40%
Сахалинская область 97,60% 93,20% 86,60% 100,20%
Свердловская область 87,10% 86,60% 87,40% 87,70%
Смоленская область 93,20% 91,90% 91,60% 93,40%
Ставропольский край 88,50% 88,90% 90,40% 88,90%
Тамбовская область 95,70% 95,20% 96,70% 95%
Тверская область 88,70% 88,60% 88,70% 87,60%
Томская область 74,10% 74,30% 74,20% 81,50%
Тульская область 91,50% 91,60% 93,30% 91,60%
Тюменская область 83,40% 83,80% 85,90% 84,80%
Удмуртская Республика 80,10% 80,10% 81% 83,10%
Ульяновская область 91,60% 91,10% 90,80% 91.9%
Хабаровский край 89,10% 88% 87,90% 88,50%
Ханты-Мансийский АО – Югра 60,10% 61,90% 63% 66,10%
Челябинская область 86,80% 87,50% 88,60% 87.3%
Чеченская Республика 101,10% 103,30% 102% 104,70%
Чувашская Республика 83,30% 83,20% 82,20% 84,60%
Чукотский АО 103,30% 95,80% 90,90% 104,10%
Ямало-Hенецкий АО 64,90% 97,60% 71% 69,50%
Ярославская область 86,50% 85,80% 85,60% 86,70%

Если общая сумма вычтенных средств находиться в рамках установленного показателя, то отчетная документация будет принята без каких либо претензий. Если же она выходит за установленные рамки, то сотрудниками ФНС может быть инициирована внеплановая проверка документооборота и хозяйственной деятельности фирмы. Учитывая данное обстоятельство и грозящие в ходе проверки риски, стоит внимательно отнестись к проводимым расчетам.

Формула для расчета безопасного НДС

Если Вы не знаете, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС стоит разобраться в вопросе подробней и привести пример этой операции. Нужно учитывать, что сотрудники ФНС имеют значительное количество инструментов и показателей для проверки и анализа финансовых данных по каждой конкретной организации и при наличии каких-либо подозрений, будет проводиться детальная оценка хозяйственной деятельности и налоговой документации подтверждающей объемы выплат в федеральный бюджет.

Рассмотрим пример расчета, для Москвы с показателем для региона на уровне 88,1%. Также для проведения расчетов, нам понадобятся точные данные из декларации. Плательщика. В частности нужна строка 190 – НДС к вычету и строка 118 – НДС начисленный. Далее действует следующая схема:

Сумма к вычету / сумма начисленного налога * 100%

Перейдя на конкретный пример с цифрами, рассмотрим компанию в декларации, которой указана общая сумма НДС в объеме 900 000 руб, при этом налоговый вычет за это время составил 850 000 рублей. На примере это будет выглядеть так:

850 000 / 900 000 * 100% = 94,4%

Таким образом, результат превышает безопасное значение в 88,1%. Как следствие возникнут вопросы и претензии к юридическому лицу. Однако, при необходимости можно рассчитать и безопасную долю для последующей уплаты. Для этого применяется следующая схема:

Начисленная сумма*(100% — Безопасная сумма)/100%

В результате, используя цифры из примера, получаем следующие данные:

900 000 * (100% — 88,1%) / 100 = 107 100

Полученная сумма является пороговым значением, которое или ее больший эквивалент необходимо заплатить компании, чтобы исключить какие-либо проверки и претензии со стороны контролирующих служб.

Определить объем безопасного вычета по данной схеме можно при любом объеме НДС, что особенно важно с учетом повышения в 2019 году. Рекомендуем проверять и перепроверять расчеты перед подачей окончательной версии декларации и выплатой приведенных в ней сумм. Это позволит снизить сопутствующие риски и оставаться на хорошем счету в государственной надзорной службе.

Безопасные вычеты по НДС

Для того чтобы рассчитать долю вычетов по НДС, нужно сумму вычетов по налогу поделить на сумму начисленного НДС за 12 месяцев и умножить результат на 100% (п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков).

В связи с тем, что налоговым периодом по НДС является квартал, то для расчета показателя инспекция будет использовать данные, указанные в ваших декларациях за последние четыре квартала. Поэтому рекомендуется определять долю вычетов по НДС за четыре оконченных квартала.

Пример расчета доли вычетов по НДС

Согласно представленным организацией декларациям по НДС за II, III и IV кварталы прошлого года, а также за I квартал текущего года общая сумма НДС составила 46 718 600 руб., а сумма вычетов, заявленных в этих декларациях, — 41 657 200 руб.

Доля вычетов, заявленных в декларациях за четыре квартала, составила 89,17% (41 657 200 руб. / 46 718 600 руб. x 100%).

В зависимости от доли вычетов возможны две ситуации (п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков):

• доля вычетов по НДС меньше 89% — в этом случае показатель не заинтересует налоговый орган, риск выездной проверки невысокий. Это так называемая «безопасная доля» вычетов;

• доля вычетов по НДС больше или равна 89% — при таком показателе высока вероятность включения вас в план выездных проверок.

Если при камеральной проверке декларации по НДС инспекция установит высокий уровень налоговых вычетов по НДС, то может предложить вам представить пояснения.

Пояснения составьте письменно в произвольной форме.

Если доля вычетов по НДС у вас 89% и выше, это не значит, что вас обязательно привлекут к ответственности и доначислят НДС. Негативные последствия возможны только по результатам проведения налоговой проверки и обнаружения налоговых правонарушений (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Обратите внимание, что по доле налоговых вычетов проверяются только плательщики НДС. Если вы не признаетесь таковым, данный критерий оценки рисков для вас неактуален (п. 1 ст. 171, п. п. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Что делать, если доля вычетов превысила «безопасное» значение.

Высокая доля вычетов не является нарушением. Применять вычет — ваше законное право (п. 1 ст. 173 НК РФ). Ограничивать его налоговые органы не могут. Они лишь контролируют, правильно ли вы исчислили налог с применением вычета (п. п. 1, 3 ст. 30 НК РФ). Поэтому, если у вас есть право на вычет, заявите его.

Если инспекция запросит у вас пояснения из-за высокой доли вычетов, то будьте готовы:

• письменно пояснить, с чем это связано (например, вы приобрели основные средства);

• представить счета-фактуры и первичные документы, которые подтверждают вычеты.

Рекомендуем дать подробные пояснения и представить подтверждающие документы, даже если налоговый орган их не истребовал. Это снизит риск отбора вашей организации для выездной проверки.

Расчет удельного веса вычетов по НДС

Опишите, почему вы пишете жалобу на этот ответ

Жалоба Отмена

Налоговики заинтересуются деятельностью налогоплательщика, если доля вычетов по НДС равна либо превышает 89% суммы начисленного НДС (п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков).

В п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков установлено, что доля вычетов от суммы начисленного с налоговой базы НДС определяется за период 12 месяцев.

Однако напомним, что налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).

Поскольку налоговики будут определять этот показатель на основании деклараций, то они, скорее всего, будут использовать данные, указанные в декларациях за последние четыре квартала.

Поэтому, на наш взгляд, налогоплательщику целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.

Чтобы определить долю вычетов в общем размере исчисленного налога за 4 квартала, нужно выполнить следующие действия.

Шаг 1. Сложить сумму начисленного НДС (до применения вычетов) за четыре последних оконченных квартала.

Шаг 2. Сложить суммы вычетов за четыре последних оконченных квартала.

Шаг 3. Разделить общую сумму вычетов на общую сумму начисленного НДС.

Формулу расчета можно представить следующим образом:

ДВоп = (ВКВn1 + ВКВn2 + ВКВn3 + ВКВn4) / (НКВn1 + НКВn2 + НКВn3 + НКВn4) x 100%,

где ДВоп — доля вычетов в общей сумме исчисленного НДС за определяемый период;

ВКВn1… ВКВn4 — величина вычета за соответствующий квартал, относящийся к расчетному периоду;

НКВn1… НКВn4 — величина исчисленного НДС за соответствующий квартал, относящийся к расчетному периоду.

После того как доля вычетов в общем размере исчисленного НДС за четыре квартала будет определена, следует сравнить ее с долей вычета, которая установлена Приказом.

Если ДВоп >= 89%, то высока вероятность включения налогоплательщика в план выездных проверок

Если ДВоп < 89%, то показатель по данному критерию не заинтересует налоговый орган

Как доказать инспектору неумышленную высокую долю налоговых вычетов

Сданная предприятием декларация по НДС – это источник информации для налоговых органов о размере исчисленного налога и вычетов. При проверке инспекторы проверяют правильность заполнения, полноту расчетов, достоверность предоставленной информации.
Одним из показателей, отражаемым в налоговой декларации, который отслеживает налоговая – это удельный вес вычета. Для городов России ФНС установила безопасные значения для этого показателя. Среднестатистический по России порог удельного веса вычета НДС — 87.9%.
Инспекторы выделяют вниманием предприятия, указывающие высокий удельный вес вычетов, ведь это считается серьезным свидетельством того, что на предприятии слабая налоговая нагрузка.
И проблема становится поводом для направления в адрес организации требования о предоставлении объяснений, а затем и причиной назначения выездной проверки.
С целью снять с организации подозрения относительно законности и легальности операций, проводимых по бухгалтерскому и налоговому учету, рекомендуется оперативно предоставить инспекторам пояснительную записку о причине, спровоцировавшей повышение удельного веса.
Некоторые бухгалтеры действуют на опережение и, не дожидаясь требований из инспекции, прикладывают к каждой декларации по НДС письмо-справку об уровне удельного веса вычетов по НДС и указывают, какая доля вычетов по прибыли в организации за отчетный период, и дают необходимые пояснения.

Как рассчитать удельный вес вычетов по НДС в 2018 г

Удельный вес налоговых вычетов по НДС – показатель оценки состояния дел в организации.
Организации, которые не желают предоставлять в инспекцию информацию о причине снижения налоговой нагрузки, рискуют оказаться в списках получивших уведомление о назначении выездной проверки.
Если организация при сведении информации по налоговой нагрузке на предприятии оказалась в зоне риска по этому критерию, рекомендуется представить в налоговую пояснения о причинах сложившейся ситуации, не дожидаясь требований из инспекции.
Оценить риски поможет расчет удельного веса вычетов и сравнение с пороговым значением, утвержденным на 2018 год по региону, в котором работает организация.
Этот показатель представляет собой процент вычетов по НДС в сумме начисленного НДС. Для расчета требуется только два значения из декларации:

  1. Строчка 190 «НДС к вычету»;
  2. Строчка 110 «НДС начисленный».

Рассчитываем показатель: НДС к вычету / НДС начисленный * 100%.
Информативен показатель в динамике, то есть изменение значений показателя за два-три отчетных периода.
Проведя необходимые вычисления, узнаем, какой процент от начисленного НДС организация выставляет к вычету. Эту величину и сравнивают налоговики с пороговым значением, чтобы выявить степень налоговых рисков по НДС в организации.
Под пристальное внимание инспекторов мгновенно попадают организации с пороговым значением показателя выше утвержденного в регионе, в котором организация зарегистрирована.
Пример расчета удельного веса вычетов НДС для организации (г. Москва)
По информации из декларации за 1 квартал был начислен НДС в сумме 1000000 рублей.
Налоговый вычет за 1 квартал составил 900000 рублей.
Удельный вес вычетов НДС = 900000 / 1000000 * 100%=90%
Обратимся к справочной информации внутренней отчетности ФНС России (отчет по форме № 1-НДС).
На интересующую нас дату устанавливаем, что удельный вес налоговых вычетов по НДС в 2018 году (Москва) составляет 89,9%.
В нашем случае доля вычетов по НДС превышает 89%, пояснения для налоговой в этом случае пригодятся, так как это больше, чем пороговое значение для Москвы, значит организации грозит вызов в налоговую для дачи пояснений.
Если доля налоговых вычетов по НДС превышает 89%, что ответить в налоговую?

Высокая доля налоговых вычетов по НДС. Ответ в налоговую

После сдачи декларации по НДС из налоговой пришло требование дать пояснения по высокой доле вычетов по НДС? Пример объяснения легко найти в открытых источниках, но не стоит тратить время, потому что пояснительную документацию можно предоставить в произвольной форме.
Рекомендуется указать, что:

  • показатели, указанные в декларации верны, проверены повторно и утверждены в прежних значениях;
  • организация не допустила ошибок или неполного отражения информации, и предоставление уточненки не требуется;
  • организация предусмотрела мероприятия, чтобы в следующем отчетном периоде повысить указанные показатели и снизить долю налоговых вычетов по НДС.

Рекомендуется расшифровать и приложить к объяснительной записке расчет спорных значений показателей и документацию, подтверждающую информацию, предоставленную в документации.
Чтобы объяснить, почему у организации высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС, пояснения (образец подходящий найти трудно, потому что причины у каждой организации индивидуальны) следует предоставить с приложением запрашиваемой документации в течение пяти банковских дней.
Не предоставив письменных объяснений по запрашиваемым инспекторами вопросам, предприниматель не несет ответственности перед законом.
Но своевременный ответ на требование налоговой в добровольном порядке избавит организацию от проблем с необоснованными штрафными санкциями, которые инспекторы на свое усмотрение начислят предприятию по спорным вопросам. К сожалению, в таких ситуациях спорные вопросы решаются не в пользу организации.
Конечно, налоговая инспекция оценивает налоговые риски компаний не по одному показателю, поэтому только превышение значений, установленных на основании информации статистики, не станет причиной проверки, но вот основанием для дополнительных требований инспекторов – обязательно.
Справедливо заметить, что, работая в рамках указанного показателя, предприниматель не застрахован от проверки со стороны налоговой.
Итак, руководителям организации стоит перед сдачей декларации проверить такой показатель, как доля налоговых вычетов по НДС, ведь превысив пороговое значение, спровоцируется живой интерес к компании со стороны проверяющих органов. Хотя, если бизнес компании носит законный и легальный характер, а сделки не имеют отношения к «компаниям-однодневкам», то и бухгалтеру, и директору нечего опасаться и имеется, что предоставить сотрудникам налоговой в качестве возражения на претензии.
Например, указать объективные причины высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС, образец пояснения рассмотрим.

Как объяснить высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС

Задача руководителя организации в случае высоких значений показателя удельного веса вычетов по НДС снизить риск включения предприятия в план выездных проверок, а значит − доказать, что причины этого имеют объективный характер.
В каждом конкретном случае организация приводит соответствующие периоду причины, почему доля налоговых вычетов превышает пороговое значение.
Как пояснить в налоговую высокий удельный вес вычетов по НДС? Рассмотрим пять причин, как образец пояснения в налоговую о высокой доле налоговых вычетов по НДС. Они могут пояснить возникновение такой ситуации в организации.

Причина 1. Фирма недавно только прошла регистрацию

Организации, чей бизнес только начинается, не имеют достаточного рынка сбыта, а вот расходов у «молодой» компании предостаточно. Например, счета-фактуры на оплату аренды офиса и склада, аванс за электроэнергию, подключение Интернета, телефона, закупка товара на склад для последующей перепродажи и т.д.
При таком раскладе затрат у организации много, а вот продажи еще не налажены и не приносят достаточного для покрытия расходов дохода.
В пояснениях для инспектора указываем в качестве причины повышения показателя: «В связи с началом предпринимательской деятельности затраты компании превышают ее доход. Для организации работы офиса и склада приобретено необходимое оборудование и мебель, а также оплачены услуги фирм, предоставляющих услуги связи. Внесены авансы для подключения компании к электроэнергии и отоплению. На склад поставлена продукция, реализация которой планируется на следующий квартал».
Как приложения предоставляем учредительную документацию, подтверждающую дату регистрации компании, а также все первичные документы с подтверждением перечисленных затрат: счета-фактуры, карточки бухгалтерских счетов, договоры, накладные, акты на предоставление услуг и т.д.

Причина 2. Пополнение склада товаров для последующей перепродажи

Например, руководителем организации издано распоряжение о затоваривании склада продукцией, которая в следующем квартале подорожает в закупке, поэтому купить товар заранее – значит приобрести дополнительную прибыль на разнице в цене. В итоге склад пополнится товарами, а в налоговом учете отразится высокий удельный вес вычетов.
В пояснениях указываем: «пополнение склада товарами для последующей его продажи в будущем периоде».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: карточки бухгалтерских счетов, подтверждающие оприходование и остатки товара на складе, копия договора на приобретение продукции, накладные.

Причина 3. Сезонность бизнеса

Объемы продаж некоторых видов товаров находятся в зависимости от сезонности, например, товары для зимней рыбалки или газонокосилки. Продажи таких товаров практически прекращаются вне предполагаемого для их использования сезона. Однако, расходы, например, на хранение и обслуживание склада, остаются. Поэтому вычеты получаются высокие.
В пояснениях указываем: «сезонность товара».
Прикладываем документы, подтверждающие наличие расходов и остатков на складе.

Причина 4. Позднее получение счетов-фактур от контрагентов

Принять к вычету счет-фактуру можно только по факту ее получения от контрагента. При получении оригинала счета-фактуры, организация регистрирует ее поступление по почте в специальном журнале.
Но, к сожалению, почта не всегда безупречна в качестве предоставляемых услуг, и корреспонденция «задерживается», а иногда и вовсе теряется. Неудивительно, что счета-фактуры поступают бухгалтерии организаций с задержкой.
В результате некоторые счета-фактуры мы принимаем к вычету в следующем за их выпиской налоговом периоде.
Законом предусматривается возможность заявить счет-фактуру в более поздний срок, достаточно при этом приложить пояснение с обоснованием подобных действий с Вашей стороны.
В пояснениях указываем: «принятие к вычету счетов-фактур, выписанных в предыдущем налогом периоде из-за задержки поступления указанной документации в организацию».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: выписку из журнала регистрации счетов-фактур, копию самого счета-фактуры, выписку из книги покупок об отсутствии проведения указанных счетов-фактур в предыдущий налоговый период.

Причина 5. Небольшая торговая наценка (при перепродаже) или маленькая добавленная стоимость (при производстве)

Рынок устанавливает уровень цен, выше которых организация не может установить цену реализуемых ею товаров. Поэтому, чтобы сохранить свои позиции на рынке, некоторые компании устанавливают на продукцию минимальные наценки и надбавки. При производстве может дополнительно возникнуть ситуация, когда сырье для производства закупается со ставкой НДС 10%, а реализация − 18%.
В пояснениях указываем: «маленькая торговая наценка с целью сохранения конкурентоспособности организации».
Прикладываем документацию, подтверждающую достоверность предоставленной информации: копии договоров на закупку товаров или сырья, накладные на закупку и отгрузку продукции.
Конечно, это только некоторые причины, которые будут приняты инспектором, как
пояснение в налоговую о высокой доле вычетов по НДС (образец: причина 1).

Интерес налоговых служб к организациям, которые демонстрируют отсутствие прибыли (убыточность), низкую налоговую нагрузку, высокую долю вычетов по НДС, объясняется подозрением на то, что такие предприятия могут быть представителями «фирм-однодневок» или вести прочую нелегальную деятельность. А некоторые недобросовестные налогоплательщики просто занижают налоговую базу.
Однако, инспекторы понимают, что указанные признаки, возможно являются причиной временных финансовых трудностей у компании, сезонности, особенностей ведения учета счетов-фактур и т.д.
Важно предоставить разумное пояснение в налоговую по НДС (образец: причина 1), превышение доли вычетов по НДС рекомендуется объяснить объективными причинами.
Если организация ведет реальный бизнес, платит налоги и соблюдает законодательство, то у руководителя нет причин уклоняться от предоставления в налоговую инспекцию дополнительных объяснений о причинах повышенного показателя удельного веса вычетов по НДС. Итак, если в организации высокая доля вычетов по НДС, пояснения (как написать, мы рассмотрели выше несколько вариантов) стоит предоставить в установленные налоговой инспекцией сроки, несмотря на отсутствие ответственности за не предоставление письменных объяснений.
Главное, чтобы это было сделано, а также были предоставлены подтверждающие документы. Вовремя предоставленная документация, возможно, обезопасит организацию от выездной проверки.