Аудиторское заключение в статистику

Аудиторское заключение в статистику

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Начиная с 1 января 2014 г. у компаний, подлежащих обязательному аудиту, возникла обязанность представить аудиторское заключение, в котором аудитором выражается мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемой компании, в территориальные органы статистики.

Напомним, что срок предоставления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год — в течение трех месяцев после окончания отчетного периода, но не позднее 31 марта 2016 года.

При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.2 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Критерии обязательного аудита

Важно!

Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в статистику не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Аудиторское заключение в статистику

Аудиторские заключения составляют государственный информационный ресурс, доступ пользователей к которому обеспечивается в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Росстата РФ от 20.05.2013 г. №183 (зарегистрирован Минюстом РФ 08.11.2013 г. №30338).

Аудиторское заключение должно содержать (п.3 стандарт №1 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»):

  • наименование («Аудиторское заключение»);

  • указание адресата (акционеры АО или ПАО, участники ООО, иные лица);

  • сведения об аудируемой компании (наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения);

  • сведения об аудиторской компании, индивидуальном аудиторе (наименование организации, ФИО индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование СРО, членом которой является аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций СРО);

  • перечень бухгалтерской отчетности, в отношении которой была проведена аудиторская проверка, с указанием периода, за который она составлена;

  • распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской отчетности между аудируемой компанией и аудитором;

  • сведения о работе, выполненной аудитором для выражения мнения (объем аудита);

  • мнение аудитора с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность проверяемой бухгалтерской отчетности;

  • подпись аудитора;

  • дату аудиторского заключения.

В части аудиторского заключения «Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность» должно быть приведено:

  • указание на уполномоченных аудируемой компанией лиц, отвечающих за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности;

  • описание ответственности указанных лиц за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности. Такое описание должно включать заявление о том, что указанные лица несут ответственность за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности и за систему внутреннего контроля, необходимую для составления бухгалтерской отчетности, не содержащей существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок.

Важно!

Аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом. Аудируемая компания должна заказать один экземпляр аудиторского заключения для предоставления его в территориальные органы статистики.

Если по результатам аудиторской проверки в бухгалтерскую (финансовую) отчетность были внесены исправления, то в соответствии с п.8 и п.15 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина РФ от 28.06.2010 г. №63н), должна быть представлена информация о том, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности, о внесенных изменениях.

В какой форме представляется аудиторское заключение в статистику

Аудиторское заключение представляется:

1) в форме электронного документа, или его копия в электронном виде с расширением (pdf, tif, jpg) по телекоммуникационным каналам связи в территориальный орган статистики (наименование файла должно содержать код ОКПО экономического субъекта, который подлежит обязательному аудиту).

2) на бумажном носителе (оригинал) может быть представлено:

  • непосредственно в органы государственной статистики;

  • в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

Статья актуальна на 20.07.2016

Ранее отчетность организации (ООО) не подлежала обязательному аудиту. Превышение объема выручки, установленного п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», будет допущено по итогам 2018 года.
Каков порядок выбора и привлечения независимого аудитора? Каковы сроки и порядок представления аудиторского заключения?

18 декабря 2018

Привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества обязательно в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ)).
Случаи, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, установлены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ), а также в иных федеральных законах. При этом законодательные нормы связывают необходимость проведения обязательного аудита с организационно-правовой формой организаций, видом деятельности организации, наличием определенных финансовых показателей, составлением организацией консолидированной отчетности*(1).
В частности, обязательный аудит проводится, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса организации по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ)*(2).
В рассматриваемом случае превышение показателей будет допущено в этом году. Тогда с учетом положений Закона N 307-ФЗ и разъяснений финансового ведомства получается, что обязательному аудиту подлежит отчетность организации за 2019 год.

Порядок привлечения независимого аудитора

Обязательный аудит отчетности организации может быть проведен:
— аудиторской организацией, внесенной в реестр аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр), членом которой такая организация является (ст. 3 Закона N 307-ФЗ),
или
— аудитором — физическим лицом, получившим квалификационный аттестат аудитора и являющимся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (ст. 4 Закона N 307-ФЗ).
Актуальный реестр аудиторских организаций и аудиторов размещен на официальном сайте Минфина России*(3).
При этом аудиторская организация (индивидуальный аудитор) (далее — аудитор), привлекаемая для проведения ежегодного аудита, не должна быть связана имущественными интересами с обществом или его участниками (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ).
Решение о назначении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг принимается общим собранием большинством от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом ООО (пп. 10 п. 2 ст. 33, абзац третий п. 8 ст. 37 Закона N 14-ФЗ).
При формировании в ООО совета директоров (наблюдательного совета) решение указанных вопросов может быть отнесено к его компетенции. Решения принимаются советом директоров в порядке, определенном уставом ООО (абзац четвертый п. 2 и пп. 5 п. 2.1 ст. 32 Закона N 14-ФЗ)*(4).

Срок проведения аудита

Законодательство не содержит конкретного срока, до которого должна быть проведена аудиторская проверка финансовой отчетности в случае ее обязательного проведения.
Исходя из положений ч. 2 ст. 34, п.п. 3 и 4 ст. 36, ст. 48 Закона N 14-ФЗ, ООО обязано обеспечить своим участникам возможность ознакомиться с аудиторским заключением до проведения общего собрания, которое должно быть проведено в период между 1 марта и 30 апреля каждого года.
В связи с этим полагаем, что дата аудиторского заключения должна быть более ранней, чем дата утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку в силу п.п. 3 и 4 ст. 36 Закона N 14-ФЗ утверждение отчетности на общем собрании должно происходить уже после ознакомления участников ООО, в том числе с аудиторским заключением*(5).
Отметим, что согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 307-ФЗ аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита (далее — МСА). Одним из таких стандартов предусмотрено, что в случае если запасы существенны для финансовой отчетности, то аудитор может принять решение о необходимости присутствия при проведении инвентаризации запасов. В связи с чем если договор с аудиторами будет заключен после проведения инвентаризации, проводимой в целях подготовки годовой отчетности, то аудитор должен произвести пересчет некоторого количества запасов или понаблюдать за его проведением в другой день, а также провести аудиторские процедуры в отношении операций за этот промежуток времени (п.п. 6, 7 MCA 501).
В связи с чем (в случае значительного количества запасов в организации) рекомендуем привлекать аудитора заранее, чтобы у него была возможность присутствовать при проведении инвентаризации, а у организации не было необходимости организовывать еще одну (выборочную) проверку запасов.

Срок и адресаты представления аудиторского заключения

Аудиторское заключение в настоящее время не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а нормами НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).
В ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) закреплена обязанность экономического субъекта представлять один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации организации.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ при представлении в орган государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется:
— вместе с такой отчетностью либо
— не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (смотрите дополнительно приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).
Отметим также, что в соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона N 307-ФЗ сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРСФДЮЛ) заказчиком аудита с указанием в сообщении сведений, перечисленных в этой норме.
Сведения об обязательном аудите в ЕФРСФДЮЛ нужно внести не позже трех рабочих дней с даты аудиторского заключения (абзац 2 п. 9 ст. 7.1 Федерального закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)*(6).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Адреса и сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Информацию о том, в каких случаях должен проводиться обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, ежегодно публикует Минфин России:
— за 2016 год — в информации Минфина России от 10.01.2017;
— за 2017 год — в информации Минфина России от 12.01.2018.
За 2018 года пока нет информации от финансового ведомства.
*(2) Обращаем Ваше внимание, что решение о проведении обязательного аудита принимается на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит (п. 8 Информационного сообщения Минфина России от 09.11.2009 N 3). При этом, исходя из буквального прочтения данной нормы, критерием для проведения обязательного аудита является сумма активов баланса без какого-либо уменьшения. То есть сумма активов бухгалтерского баланса будет равна сумме оборотных и внеоборотных активов. В форме бухгалтерского баланса сумма активов организации отражается по строке 1600 «Баланс».
*(3) https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/auditor_org/.
*(4) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Аудитор ООО.
*(5) Отметим, что в постановлении Третьего ААС от 06.02.2018 N 03АП-7648/17 судьи пришли к выводу, что утверждение годовой отчетности ООО в отсутствие аудиторского заключения является существенным нарушением порядка организации общего собрания участников.
Результаты общего собрания участников могут оспариваться участником, если, по его мнению, отсутствие аудиторского заключения финансовой отчетности общества вызвало нарушение его прав и интересов или причинение ему убытков, наступление иных неблагоприятных последствий (смотрите также п. 108 постановления Пленума ВС Российской Федерации от 23.06.2015 N 25). Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 27.05.2011 N ВАС-6214/11 по делу N А46-20739/2009 (смотрите также постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2018 N Ф02-834/18 по делу N А33-6761/2017).
*(6) Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Есть ли обязанность сообщать результаты аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и какая ответственность предусмотрена за нарушение этой обязанности (проведение аудита для ООО является обязательным в силу того, что сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн. руб.)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)

Какие организации должны сдавать аудиторское заключение в Росстат?

Обязанность по сдаче аудиторского заключения в Росстат установлена ст. 18 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и в нормативных актах Росстата. Так, в приказе ведомства от 31.03.2014 № 220 указано, что, если годовая бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательной проверке со стороны аудиторов, в органы статистики необходимо в обязательном порядке предоставлять отчет.

В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ указаны критерии, по которым руководители и должностные лица смогут определить, подлежит ли организация ежегодной проверке со стороны аудиторов.

Подробнее об аудите читайте в этой статье.

Помимо этого, можно опираться и на следующие нормативные акты:

  • ч. 4 ст. 18 закона «Об участии в долевом строительстве…» от 30.12.2004 № 214-ФЗ (застройщики);
  • п. 8 ст. 7.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (госкомпании);
  • п. 2 ст. 7.1 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (госкорпорации);
  • ч. 4 ст. 12 закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (СРО).

В Росстат аудиторское заключение должны подавать следующие субъекты:

Обязанность предоставлять аудиторское заключение не относится к сельхозкооперативам, органам государственной и местной власти, государственным внебюджетным фондам, унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям.

Что должно быть указано в аудиторском заключении?

Форма и содержание заключения должны соответствовать требованиям законодательства и аудиторских стандартов. В документе указывается следующее:

  • наименование адресата (для кого оно предназначено);
  • наименование аудируемой организации и сведения о ней;
  • информация об аудиторской фирме;
  • ответственность аудитора и проверяемой организации;
  • перечень проверенной финотчетности;
  • объем работы, выполненной аудитором;
  • мнение аудитора, проводившего проверку отчетности (указание обстоятельств, оказывающих влияние на достоверность информации в финансовых документах);
  • подпись аудитора;
  • дата, на которую составлено заключение.

В основной части документа приводятся основания для составления выводов о достоверности представленной финотчетности. В результатах проверки аудитор отражает свое мнение, которое может быть:

  • немодифицированным (если проверяющий считает, что финотчетность достоверно отражает результаты деятельности организации);
  • модифицированным (в противоположном случае).

Модифицированное мнение может быть:

  • мнением с оговоркой (если в ходе проверки выявлены значительные искажения, но они не оказывают влияния на большую часть значимых элементов отчетности);
  • отрицательным мнением (если искажения затрагивают важные показатели финотчетности); это означает, что аудитор не подтвердил достоверность проверенной документации;
  • отказом от выражения мнения (если проверяющему специалисту не был предоставлен доступ к отчетности или руководство организации препятствовало проведению проверки).

Образец аудиторского заключения можно найти .

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Сроки и порядок предоставления заключения

В ч. 2 ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ указано, что аудиторское заключение можно сдать двумя способами:

  • вместе с годовой бухотчетностью;
  • отдельно от отчетности в любой день на протяжении года, наступившего вслед за отчетным периодом (до 31 декабря), но это надо сделать в течение 10 дней, идущих за датой аудиторского заключения.

ВАЖНО! Так как количество экземпляров отчета заранее согласовывается с аудитором, не забудьте заказать дополнительный экземпляр для сдачи в службу статистики.

Днем сдачи отчета считается:

  • дата непосредственного предоставления в статорган;
  • дата почтового отправления;
  • дата отправки заключения в электронном формате, зафиксированная Росстатом или оператором связи.

Заключение с выводами аудитора предоставляется в органы статистики:

  • в форме электронного документа, отправленного в Росстат по телекоммуникационным каналам связи;
  • на бумажном носителе, предоставленном в управление Росстата лично руководителем организации или уполномоченным лицом, а также отправленном в виде заказного почтового отправления.

Особенности сдачи форм бухгалтерской отчетности

Сформировать Бухгалтерский отчет ТОГС можно несколькими способами:

В разделе «ФНС»

  1. Заполните бухгалтерскую отчетность и отправьте ее в НИ.
  2. Когда на отчет будет получен положительный протокол (извещение о вводе), откройте его. В сообщении «В соответствии со ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ … Сформировать бухгалтерскую отчетность в статистику и перейти к её отправке?» нажмите «Да».
  3. Выберите территориальный орган государственной статистики, в который будете отправлять отчет.
  4. В разделе «Росстат» будет создан отчет «Бухгалтерская (финансовая) отчетность в ТОГС».
  5. Проверьте и отправьте отчет в статистику.

В разделе «Росстат»

  1. В разделе «Росстат» создайте отчет «Бухгалтерская (финансовая) отчетность в ТОГС».
  2. Бухгалтерская отчетность, отправленная или переданная на подпись в разделе ФНС, добавится в отчет автоматически. Если нужно отправить другой отчет, нажмите кнопку «Выбрать» или «Загрузить».
  3. Проверьте и отправьте его в статистику.

Загрузите из другой программы

  1. В разделе «Росстат» загрузите отчет из файла.
  2. Проверьте и и отправьте его в статистику.

Дождитесь протокола от ТОГС.