Аудит кассовых операций

Введение

Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг. Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.

Бухгалтерский учет и аудит денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, в эффективном использовании финансовых ресурсов. Умелое распределение денежных средств само по себе дополнительный доход. Поэтому необходимо всегда думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли.

Бухгалтерский учет денежных средств, расчетных и кредитных операций выполняет следующие основные задачи:

-проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, своевременное и полное отражение их в учете.

-обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженности.

-своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов, обеспечение изыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженности и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что хранение и выдача наличных денежных средств осуществляется через кассу организации.

1. Аудит кассовых операций

Проверка учредительных документов коммерческой организации предполагает ознакомление независимого эксперта с Уставом, Учредительным договором и другой учредительной документацией. При осуществлении проверки аудитор выясняет, к какой форме торговли относится объект. Это может быть розничная, оптовая или комбинированная форма торговли.

При аудите кассы и порядка ведения кассовых операций независимый эксперт и ревизор принимает во внимание Закон Российской Федерации «О денежной системе РФ», а также решение совета директоров Банка России. Именно банком России был утвержден порядок ведения кассовых операций в нашей стране.

Установленный Банком России порядок ведения кассовых операций должны соблюдать все организации, предприятия и учреждения вне зависимости от их сферы коммерческой деятельности и организационно-правовой формы.

Следует отметить, что проверка кассы и кассовых операций проводится по нескольким направлениям. Это, прежде всего, инвентаризация наличия денежных средств, анализ правильности списания средств на те или иные расходы, которые несет предприятие и аудит полноты оприходования денег, поступающих в кассу.1

Особенности учета в торговле состоят в том, что инвентаризация кассы должна быть проведена сразу же по прибытии эксперта в присутствии главного бухгалтера и кассира. Если предприятие имеет в своем распоряжении несколько касс, то эксперт должен их опечатать. Так будет исключена возможность покрытия недостающих денежных средств в одном аппарате, на счет наличности, имеющейся в других кассах. При проверке кассы и порядка ведения кассовых операций кассир должен вывести остаток денег и дать расписку о том, что в момент ревизии несписанных и неоприходованных денежных средств не имеется. Главный бухгалтер предприятия должен завизировать отчет. При проверке аудитор должен брать во внимание все особенности учета в торговле.

Руководствуясь особенностями учета в торговле, аудитор выясняет:

  1. Возложена ли на кассира материальная ответственность;

  2. Обеспечена ли касса охраной и в нормальных ли условиях работает кассир;

  3. Хранятся ли в кассовом аппарате наличные средства, размер которых превышает установленный лимит;

  4. Имеет ли место проведение внезапных проверок кассы и есть ли документы, подтверждающие наличие подобных ревизий.

Беря во внимание особенности учета в торговле, аудитор должен установить недостачу или излишки денежных средств на начало ревизии.

1.1. Понятие аудита кассовых операций

Аудиторскую проверку денежных средств целесообразно начинать с проверки кассовых операций. Основным нормативным актом, регламентирующим порядок осуществления операций по приему, хранению и выдаче наличных денег в кассе организации, является Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. № 40. Этот документ устанавливает единый порядок хранения наличных денег, их приема, оформления кассовых документов и ведения кассовой книги, ревизии кассы, а также контроля за соблюдением кассовой дисциплины.

В качестве методического материала можно использовать Рекомендации Центрального банка РФ от 30 сентября 1994 г. № 113 по осуществлению учреждениями банка проверок соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями Порядка ведения кассовых операций в РФ. Наконец, аудитор должен пользоваться нормативными документами, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами, которыми регулируются кассовые операции, имеющие отраслевые особенности (расходование наличных сумм заготовительными организациями, организациями потребительской кооперации, инкассирование торговой выручки и т.п.).

Проверка кассы обычно начинается с проведения инвентаризации кассовой наличности немедленно по прибытии аудитора на место проверки в присутствии кассира и главного (старшего) бухгалтера. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность покрытия из других источников недостачи денег, изменения остатка денег, выведенного в кассовой книге. Последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня кассир представляет для проверки, а также дает расписку о том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет не оприходованных или не списанных в расход денег.

Далее кассир начинает группировку наличных денег по ответствующим купюрам и в присутствии аудитора и главное бухгалтера организации проводит полный полистный их счет, включая опечатанные в пачках деньги, полученные в учреждении банка.

Аудитор должен помнить, что выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом орд ре или другом заменяющем его документе, в оправдание остаток наличных денег в кассе не принимается. Наличные деньги, подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считают излишком кассы и зачисляются в доход организации. Часто расписки, якобы подтверждающие получение денег у кассира: сдачу их на временное хранение, во внимание не принимаются.

При инвентаризации кассовой наличности аудитору необходимо установить также наличие других ценностей в кассе: ценных бумаг, денежных документов. Результаты инвентаризации наличных денежных средств и других ценностей в кассе сопоставляются данными об их остатках, зафиксированными в бухгалтерском отчете. Выявленные в ходе инвентаризации кассовой наличности лишки по рекомендации аудитора приходуются по приходному кассовому ордеру в доход организации (дебет счета 50 и кредит счета 91), и данная операция записывается в кассовой книге, лишки могут быть результатом умышленных действий (неучтенные средства) или допущенных ошибок при приеме и выдаче денежных средств. Поэтому аудитор должен объективно оценить ситуацию и определить правильную формулировку для акта проверки.2

Выявленная в ходе инвентаризации незначительная недостача денег может быть погашена кассиром путем внесения недостающей суммы в кассу организации. Данная операция должна быть также оформлена приходным кассовым ордером и записана в кассовой книге. Кассир обязан дать аудитору письменное объяснение причин излишков или недостач. При обнаружении значительных недостач вследствие злоупотреблений аудитор может рекомендовать руководителю организации немедленно отстранить кассира от должности и передать дело следственным органам.

Результаты инвентаризации наличных денежных средств и других ценностей в кассе аудитор оформляет актом по типовой форме № ИНВ-15, который кроме аудитора подписывают кассир и главный (старший) бухгалтер проверяемого экономического субъекта. Этот акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору в дальнейшем проверке полноты оприходования и правильности списания денежных средств по кассе

При проверке кассы аудитору необходимо также выяснить: заключен ли с кассиром договор о материальной ответственности или имеется ли в личном деле кассира обязательство о материальной ответственности, предусмотренное Порядком ведения кассовых операций; соответствует ли помещение кассы требованиям, установленным для работы кассира; обеспечены ли охрана кассы и сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы; имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа) для хранения денег и других ценностей в кассе; соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам; проводятся ли периодические внезапные проверки кассы и имеются ли акты по таким проверкам.

Затем аудитор переходит к проверке правильности документального оформления операций. Практика проверок показывает, что во многих организациях кассовые документы составляются некачественно, часто в приходных и расходных документах отсутствуют подписи ответственных лиц, вносивших деньги в кассу или получивших их из кассы, и другие обязательные реквизиты. Такие документы считаются недействительными, а проведенные по ним операции необоснованными. Если такое установлено, то аудитор должен сообщить об этом руководителю и главному бухгалтеру организации с целью принятия оперативных мер.

На следующем этапе проверки следует установить: ведут ли в данной организации по установленной форме журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; все ли кассовые документы зарегистрированы в журнале, нет ли пропущенных номеров кассовых ордеров; наличие и правильность ведения кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера; действительно ли одну кассовую книгу ведут в данной организации (особенно это касается многопрофильных организаций, которые данный порядок часто нарушают).

После выяснения соблюдения установленных требований необходимо переходить к проверке законности совершения кассовых операций, соответствия их Порядку ведения кассовых операций. Проверке подлежат все приходные и расходные денежные документы за ревизуемый период. При проверке кассовых операций особое внимание аудитор должен уделить выявлению правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денег. Денежные средства могут поступать из банков, от работников организации в оплату каких-либо услуг, могут быть остатками неиспользованных авансов и др. Тщательной проверке аудитора подлежат полнота и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных на корешках чеков, выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег) и приходных кассовых ордеров. Однако это только формальная сторона проверки, а поэтому необходимо также проверить законность поступления денег в кассу по существу.

>Аудиторская проверка кассовых операций

Организация проверки кассы

Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом.

Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:

  • инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;
  • проверка правильности документального оформления операций;
  • проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;
  • аудиторская проверка правильности списания денег в расход;
  • проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;
  • проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;
  • оформление результатов проверки.

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:

  • отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;
  • наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии);
  • отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;
  • отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;
  • отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
  • предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.

Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.

Инвентаризация кассы

Прибыв на место проверки, аудитор может сразу провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход денег.

Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой аудитору необходимо выяснить:

  • обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы;
  • имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;
  • застрахована ли касса организации;
  • соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа). Так, в Порядке ведения кассовых операций установлено, что ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте;
  • соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам.

Если штатным расписанием организации не предусмотрена должность кассира, его обязанности могут быть возложены на другого штатного работника с его согласия и при обязательном заключении с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности.

Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе

Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями организации. Лимит остатка кассы для организаций с 01.01.1998 устанавливается в соответствии с Положением ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

Организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. По организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность — сверхлимитной (п.2.5 Положения).

К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение 3 рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации (в районах Крайнего Севера — 5 дней).

Если отсутствует справка банка об установлении лимита остатка кассы или выявлены случаи превышения лимита, аудитор предупреждает клиента о возможных штрафных санкциях, установленных Указом Президента РФ от 23.05.1994 N 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», а именно:

  • за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности;
  • на руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.

Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств

Денежные средства могут поступать в кассу из банков, от работников организации в оплату каких-либо услуг, как остатки неиспользованных авансов и др.

Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются надписью «аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков.

Направления использования денежных средств и их целевое назначение организация определяет по своему усмотрению. Владельцы счета на обороте денежных чеков указывают целевое назначение получаемых денежных сумм. Согласно действующему законодательству меры ответственности к организациям, допустившим нецелевое использование денег, полученных в банке, не предусмотрены. Однако коммерческие банки могут проверять целевое использование организациями полученных в банках денежных средств и при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования (инструктивное Письмо ЦБ РФ от 16.03.1995 N 14-4/95).

Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, общественного питания, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно — коммунального хозяйства. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами — фактурами) по реализации продукции (работ, услуг).

В ходе проверки полноты и своевременности отражения выручки, сданной в кассу, особое внимание нужно уделить правильности расчета налога с продаж, введенного Законом РФ от 31.07.1998 N 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст.20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». При этом решения о введении налога с продаж в конкретном субъекте Российской Федерации принимают законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. Плательщиками налога с продаж являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, реализующие товары (работы, услуги) в розницу или оптом за наличный расчет. В целях взимания этого налога к продаже за наличный расчет приравнивается продажа посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

В нормативных документах рекомендуется следующий порядок отражения налога с продаж в бухгалтерском учете (при ставке налога 5%):

Проверка соблюдения предельного размера расчетов наличными деньгами с юридическими лицами

Правила осуществления расчетов в России устанавливает ЦБ РФ (ст.4 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 «О Центральном банке РФ» (в ред. Федерального закона от 26.04.1995 N 65-ФЗ). Руководствуясь этой нормой, ЦБ РФ устанавливает предельные размеры расчетов наличными деньгами. Так, с 14.10.1998 согласно указанию ЦБ РФ от 07.10.1998 N 375-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами» предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу составляет:

  • между юридическими лицами — 10 тыс. руб.;
  • для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье — 15 тыс. руб.

Указом Президента РФ от 23.05.1994 N 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» предусмотрены следующие меры ответственности за несоблюдение расчетной дисциплины:

  • за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных предельных сумм — штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;
  • за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;
  • на руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.

В ходе проверки аудитор выявляет случаи превышения расчета наличными средствами между организациями и своевременно информирует руководителя о возможных санкциях.

Проверка расходования наличных денег из кассы

Аудиторская практика показывает, что наибольшее число нарушений при расходовании средств из кассы связано с денежными выплатами работникам и подотчетными суммами.

Заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдаются из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным и расчетно — платежным ведомостям, которые подписывают руководитель организации и главный бухгалтер. Все выплаты должны быть персонифицированы и содержать подпись получателя денег. Возможна выдача денег по доверенности, в этом случае кассир делает запись «по доверенности», а саму доверенность прикрепляет к ведомости.

При проверке правильности выплаты денег по платежным ведомостям следует установить, все ли внесенные в них лица являются работниками данной организации.

Для предупреждения подобных нарушений отдел кадров должен визировать платежные ведомости до выплаты денег по ним.

Остановимся подробнее на проверке операций по выдаче денег из кассы в подотчет.

Подотчетными лицами считаются работники организации, получившие авансом наличные суммы денежных средств из кассы на предстоящие командировочные, представительские расходы, а также для оплаты хозяйственных (канцелярских, почтово — телеграфных) расходов, а также расходов, связанных с приобретением материалов по мелкому опту в розничной торговле, и других хозяйственных расходов. В бухгалтерском учете подотчетные суммы отражаются на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Порядок ведения кассовых операций (п.11) регламентирует, что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они были выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Аудитор проводит соответствующие процедуры, чтобы выяснить, своевременно ли в организации закрывают подотчетные суммы. Если проверкой будет выявлено, что подотчетные суммы числятся за получившим их работниками дольше установленного срока, то аудитору нужно получить письменные объяснения от соответствующих должностных лиц. Следует также предупредить и работников бухгалтерии, и подотчетное лицо о необходимости включить непогашенную подотчетную сумму в совокупный налогооблагаемый доход гражданина.

Все случаи неполного набора документов по расходным кассовым операциям должны быть зафиксированы аудитором. По ним подсчитывают итог, который соизмеряют с кредитовым оборотом по счету 50 «Касса» для определения уровня существенности ошибок.

Проверка соблюдения порядка применения контрольно — кассовых машин

В соответствии с Законом РФ от 18.06.1993 N 5215-1 «О применении контрольно — кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» при ведении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации все организации (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) обязаны применять контрольно — кассовые машины (ККМ). Исключение из этого порядка допускается только для организаций, включенных в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1993 N 745 (с учетом последующих изменений и дополнений).

В этот Перечень, например, включены следующие организации (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица):

  • оказывающие услуги населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности;
  • реализующие газеты и журналы, а также сопутствующие товары в газетно — журнальных киосках;
  • реализующие ценные бумаги;
  • реализующие лотерейные билеты;
  • торгующие на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Например, клиент аудиторской фирмы приступил к новому виду деятельности — реализации туристических путевок как туроператор. Он обратился к аудиторской фирме с вопросом: надо ли использовать ККМ при приеме наличных денег за реализованные путевки? Ответ аудиторской фирмы был отрицательным, так как организация реализует туристические путевки ф. ТУР-1, которые являются бланками строгой отчетности. Значит, ККМ можно не применять. Получение денег в этом случае оформляется приходным кассовым ордером.

При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации.

Организации, использующие ККМ для учета выручки, ведут книгу кассира — операциониста. В ней обязательно фиксируют показания счетчика ККМ на начало и конец рабочего дня, а также сумму поступившей за день выручки. Если в организации используют несколько ККМ, на каждую из них должна быть заведена книга кассира — операциониста.

Для проверки полноты оприходования выручки через ККМ аудитор сверяет на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира — операциониста, кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации.

Контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки осуществляют налоговые органы. Законом РФ «О применении контрольно — кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» предусмотрены следующие санкции за нарушение установленного порядка применения ККМ:

  • предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда <*>;
  • предприятие, использующее неисправную ККМ, подвергается штрафу в 200-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
  • предприятие, осуществляющее торговые операции (оказывающее услуги) после приостановления его деятельности, подвергается штрафу в 700-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
  • предприятие, не вывесившее ценник на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услугу), подвергается штрафу в 100-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
  • невыдача чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной наказывается штрафом в 10-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее 20% от стоимости покупки (услуги).

<*> Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П это положение признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, поэтому штраф налагается в размере, предусмотренном ст.146 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Н.Г.Иванова

Главный специалист

по налогообложению ЗАО «МКД»

>Аудит кассовых операций

Аудит кассовых операций организации

Цель аудита кассовых операций — установить их законность, достоверность и целесообразность совершения, а также правильность отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. К основным задачам аудита относятся:

  • проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами;
  • правильное документальное оформление операций с денежными средствами;
  • контроль за сохранностью денежных средств и документов в кассе;
  • своевременное проведение инвентаризации денег в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета. Основным нормативным документом является Порядок ведения
  • кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением ЦБ РФ №40).

К источникам получения аудиторских доказательств относятся: кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, акт инвентаризации наличных денежных средств, справка из банка об установлении лимита остатка наличных денег в кассе, журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операцио- ниста, сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств.

Методика аудита кассовых операций

1. Установление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации.

2. Проверка организации материальной ответственности, инвентаризация денежной наличности.

3. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита.

4. Проверка документального оформления движения денежных средств — полноты и своевременности их оприходования и списания.

При аудите кассовых операций последовательно проверяются:

  • правильность документального оформления кассовых операций;
  • сохранность наличных денежных средств и документов в кассе; соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе;
  • полнота и своевременность оприходования денежных средств и отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;
  • правильность применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с населением;
  • порядок расчета наличными денежными средствами между юридическими лицами и с индивидуальными предпринимателями (не более 100 тыс. руб. по одному договору); соответствие оборотов по дебету и кредиту счета 50 «Касса» с выписками банка.

Основные виды нарушений:

  • недостача или излишек денег в кассе;
  • несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных средств и денежных документов; подделка подписей в первичных документах; наличие исправлений в приходных и расходных кассовых ордерах;
  • выдача денег на выплату заработной платы без доверенности; превышение установленного банком кассового лимита; отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований; отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
  • выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов; несоблюдение предела расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами по одному договору; продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники; арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков по счетам в учетных регистрах;
  • некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах.


Аудиторская проверка кассы и кассовых операций

Большое место в аудите банков занимают ревизии кассы и кассовых операций. Главной особенностью проверки кассы является её внезапность. Аудиторская служба обязана произвести проверку наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчётности, находящиеся в кассе, в присутствии главного бухгалтера и кассира. Полный пересчёт денег обязателен. После пересчёта денег составляется акт о сумме наличных и их соответствие кассовому журналу, а также бухгалтерскому учёту. Проверяется полнота оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка (при этом сравниваются суммы, отражённые в ведомости аналитического учёта по дебету счёта “Касса”, с данными журнала ордера № 2 и по кредиту счёта № 51 “Расчётный счёт”). В кассовых документах не допускается никаких подчисток.

Кассовые операции по списанию денег в расход проверяются по документам, приложенным к кассовым отчётам. При проверке используются следующие документы: кассовый ордер № 1 “Приходной кассовый ордер”; кассовый ордер № 3-А — журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов; документы без ордерного оформления приёма и выдачи денег; учётные регистры по счёту 50 “Касса”; Главная книга; балансы на соответствующую дату.

Аудитор также должен удостовериться в следующем:

обслуживается ли клиентура одним кассиром или несколькими;

работает ли кассир только в проверяемом банке или совмещает свои обязанности с другими;

имеется ли обязательство кассира материальной ответственности и ознакомлен ли он с правилами ведения кассовых операций;

имеется ли его расписка об этом.

К сожалению, не во всех банках кассовые помещения изолированы, некоторые банки (редко) не имеют сигнализации. Наличные деньги и другие денежные документы должны храниться в несгораемом шкафу. В помещении для пересчёта денег клиентами обязательно должен находиться представитель банка.

Аудиторам необходимо проконтролировать, проводились ли внезапные проверки кассы, производилась ли ежедневная сдача в бухгалтерию кассовых документов кассирами и есть ли на них расписка главного бухгалтера или его заместителя, имелись ли случаи подписки руководителем или главным бухгалтером незаполненных чеков и выдача их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. Обращается внимание на наличие журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, а также кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а все листы заверены подписями руководителя и главного бухгалтера.

Следует иметь в виду, что в кассовой работе не может быть неточностей и ошибок. Даже мелкий просчёт в кассе приносит помимо материальных потерь страдания лицам, их допустившим.

К большому сожалению, аудиторами выявляются многочисленные нарушения в кассовой работе: хранение денег в неисправных шкафах, которые по окончанию работы не опечатываются, отсутствие охранной сигнализации, дубликатов ключей от сейфов, всевозможные подчистки в кассовых книгах. Нередко в помещениях для пересчёта денег клиентами — нет представителя банка. Выявлены факты, когда к работе с ценностями в банках допускаются лица, находящиеся в родственных отношениях.

В ходе аудиторской проверки аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности банка, но и по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы.

В обязанности аудитора входит проверка последовательности осуществления кассовых операций. Общий принцип, на котором базируется осуществление кассовых операций в коммерческом банке, состоит в том, что кассир выполняет операции по приёму и выдаче наличных денег только на основании распоряжения учётно-операционного работника, оформленного приходными и расходными кассовыми документами.

Именно в обязанности учётно-операционного работника входит проверка законности оформления кассовых операций.

При проверке правильности организации и оформления кассовых операций по поступлению наличных денег аудитор должен иметь в виду следующее:

основанием для приёма наличных денег в приходную кассу служат только два вида приходных кассовых документов: объявление и приходный кассовый ордер;

последовательность проведения кассовых операций по поступлениям наличных денег такова: клиент передаёт заполненный комплект бланка объявления ответственному исполнителю, который проверяет правильность его заполнения и затем передаёт кассиру приходной кассы. Кассир обязан проверить наличие и тождественность подписей операционных работников по имеющимся у него образцам; сличить соответствие указанных в объявлении сумм цифрами и прописью, вызвать вносителя денег и принять от него деньги, пересчитать их, сверить сумму, указанной в квитанции и объявлении на взнос наличными. При соответствии этих сумм кассир подписывает квитанцию, объявление и ордер, ставит на квитанции печать и выдаёт её лицу, внёсшему деньги. Затем ордера передаются ответственным исполнителям с подписью кассира для отражения по лицевому счёту клиента;

проверку следует проводить как визуально, так и путём анализа первичных кассовых документов (объявления на взнос наличными, экземпляры кассовых ордеров), которые должны храниться в специальных папках в помещении операционных касс, подшитыми по каждому операционному дню; проверяются приходные кассовые журналы, кассовые книги, справки кассиров приходных касс, выписки по лицевым счетам клиентов, журналы регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Основной акцент аудитор делает на анализ банковских документов.

В зависимости от объёма кассовых операций и количества аудиторов первичные документы подвергаются либо сплошной проверке, либо выборочной проверке. Если проводится выборочная проверка, то желательно охватить все документы хотя бы за один квартал.

Осуществляя проверку документов, аудитор обращает внимание на соблюдение установленных правил заполнения кассовых документов, наличие всех необходимых реквизитов и подписей, соответствие указанных в документах сумм цифрами и прописью, выявляет случаи подчисток в кассовых документах.

Опыт показывает, что в ряде случаев клиенты неправильно заполняют объявление и тем не менее бухгалтерские работники беспрепятственно оформляют их.

Следует проверить, имеются ли подписи ответственных исполнителей на справках кассиров приходных касс об общей сумме принятых денег, составляемых по окончанию операционного дня. Сами суммы, отражённые в справках, выписываются аудиторами и сопоставляются с записями в приходных кассовых журналах. Кассовые обороты, указанные в справках, должны совпадать с суммой принятой денежной наличности, отражённой в кассовой книге, и соответствовать записям в приходных кассовых журналах. Аудитору необходимо убедиться в том, что в приходном кассовом журнале за каждый день имеется подпись не только главного бухгалтера, но и заведующего кассой.

При проверке правильности организации и оформления кассовых операций по выдачам наличных денег аудитору следует обратить внимание на следующее:

кассиры расходных касс получают необходимую для их операций сумму наличных денег под отчёт. Поэтому аудитор должен проверить, ведётся ли в банке книга регистрации сумм, выданных под отчёт. Поэтому аудитор должен проверить, ведётся ли в банке книга регистрации сумм, выданных под отчёт, правильно ли отражаются в ней выдаваемые суммы, соответствуют ли суммы прописью суммам в цифровом выражении, имеются ли в книге подписи кассиров и заведующего кассой;

в организации кассовых операций по выдаче наличных денег кроме кассира и ответственного исполнителя принимает участи третье лицо — контролёр. Аудитор должен проверить, имеется ли такой контролёр в банке. Устанавливается, где расположено рабочее место контролёра (оно должно находиться по возможности в непосредственной близости от кассы). Проверяется правильность ведения контролёром расходного кассового журнала;

аудитор должен обратить внимание на то, имеются ли у контролёра и у ответственного исполнителя образцы подписей и оттисков печатей клиентов;

основанием для выдач денежной наличности расходными кассами служат следующие виды денежных расходных документов:

денежный чек, по которому деньги выдаются предприятиям, организациям и учреждениям независимо от формы собственности;

расходный кассовый ордер, по которому средства выдаются индивидуальным заёмщикам, вкладчикам банка;

Следует иметь в виду, что главным расходным кассовым документом является денежный чек. Аудитор должен проверить, не выдавались ли деньги на основании каких-либо других документов. Экземпляры денежных чеков и других расходных кассовых документов, подшитые за каждый день, должны храниться в помещении расходной кассы банка.

в банке должен осуществляться строгий контроль и учёт за выдачей денежных чеков, поэтому аудитору следует проверить соблюдение действующего порядка контроля и учёта за выдачей денежных чеков.

Аудитор визуально проверяет последовательность проведения расходных кассовых операций, которая должна быть следующей:

денежные чеки или другие расходные кассовые документы клиент предъявляет операционному работнику, который после их проверки выдаёт лицу, получающему деньги, контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера;

после оформления расходных кассовых документов операционный работник подписывает их и передаёт контролёру;

контролёр проверяет правильность оформления расходной кассовой операции, регистрирует её записью в расходном кассовом журнале и даёт распоряжение об отражении операции по лицевому счёту клиента. После этого расходный кассовый документ передаётся кассиру расходной операционной кассы;

кассир проверяет наличие подписей ответственного исполнителя и контролёра и тождественного этих подписей имеющимся образцам, сличает сумму, поставленную на документе цифрами, с суммой, указанной прописью, проверяет наличие расписки в получении денег на документе, сведений о предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность получателя денег. После этого вызывается получатель денег (по номеру расходного документа), у него спрашивается сумма получаемых денег, номер расходного документа сверяется с номером контрольной марки или талона в кассу и последние приклеиваются соответственно к чеку или ордеру. Кассир подготавливает деньги, выдаёт их получателю и подписывает расходный документ.

Дальнейшая проверка правильности ведения расходных кассовых операций ведётся с помощью анализа банковских документов. Прежде всего, рассматриваются денежные чеки и расходные кассовые ордера, хранящиеся в расходных операционных кассах. В процессе анализа аудитор обращает внимание на:

правильность заполнения всех реквизитов расходных кассовых документов;

соответствие сумм, проставленных на документе цифрами, с суммой, указанной прописью;

наличие на расходных кассовых документах расписки в получении денег, сведений о предоставленном документе, удостоверяющем личность получателя денег;

соблюдение сроков действия чеков. Чеки должны приниматься банками в течении 10 дней со дня их выписки без исправлений даты, обозначенной на документе. Аудитор сопоставляет дату выписки чека с датой его проводки, которая должна быть проставлена на чеке;

наличие подписей клиентов и должностных лиц банка (ответственного исполнителя, контролёра, кассира);

наличие оттиска печати клиента;

наличие помарок или подчисток в расходных кассовых документах, что считается грубым нарушением кассовой дисциплины.

Для проверки соблюдения лимита остатка кассы эти лимиты сопоставляются с фактическими остатками за каждый день. Рассматриваются причины нарушения лимита, если они носят систематический характер.

По результатам проверки кассы и кассовых операций проводится беседа с заведующим кассой и главным бухгалтером, где обсуждаются выявленные недостатки и меры по их устранению. После этого аудитор составляет соответствующий раздел аудиторского заключения.

Аудит кассы: новые правила

Указанием №3210-У с июня 2014 года ИП и прочие представители малого бизнеса и микропредприятий освобождаются от обязательного ведения кассовой дисциплины. Как следствие облегчается аудит кассовых операций. До вступления в силу этого положения за такие нарушения, как просрочка проведения инвентаризации, наличие в кассе организации излишка и других подобных нарушений ИП грозила ответственность в форме штрафа. В настоящее же время предпринимателям необходимо лишь следить за соблюдением правил документооборота и отражения хозяйственных операций.

Отказ от Кассовой книги, РКО и ПКО не повлечет наложение штрафа на ИП, но усложняет ведение контроля за работниками, имеющими доступ к деньгам предприятия.

Но, несмотря на упрощение законодательством для ИП ведения кассы, позволяющее не выписывать РКО, ПКО и не вести Кассовую книгу, специалисты рекомендуют продолжить ведение этих документов, так как они помогут избежать штрафов при налоговой проверке. На указанные в них данные вы сможете опираться, отвечая на вопросы представителей налоговой службы. К тому же, отказавшись от ведения этих регистров, предприниматель не сможет проверить факты выдачи или получения денежных средств.

Не стоит забывать проводить добровольный аудит учета кассовых операций. Особенно он необходим представителям малого бизнеса, имеющим несколько магазинов, счетов, десятки работников, договор о материальной ответственности кассира и постоянно растущий капитал. Аудит дает предпринимателю ясное представление о положении дел бизнеса, а также вовремя выявляет возможные причины наложения штрафа.

Программа проверки

Аудиторская проверка кассовых операций начинается с составления программы ее проведения.

План аудита кассовых операций включает ознакомительный, основной и завершающий этапы.

Рассмотрим порядок проведения каждого из них.
Ознакомительный этап. На этом этапе аудитор знакомится с документацией.

Рекомендуется соблюдать следующий порядок действий:

  • проверка соблюдения правил оформления документации;
  • пересчет наличности в кассе;
  • контроль соблюдения порядка работы с ККТ;
  • контроль соблюдения правил регистрации перемещения денежных средств;
  • контролирование организации хранения наличных денег.

Основной этап. На основном этапе аудитор проверяет наличные деньги предприятия, выясняя:

  • велась ли инвентаризация при возникновении необходимых обстоятельств (оформлении годового отчета, изменении работников, несущих материальную ответственность, обнаружении недостачи пр.);
  • соблюдается ли установленный кассовый лимит;
  • соблюдается ли размер расчетов, установленный законодательством, при работе с юридическими лицами;
  • соблюдается ли порядок оформления поступления и выдачи денег;
  • прошла ли контрольно-вычислительная техника регистрацию в налоговой инспекции;
  • соблюдаются ли правила хранения свободных денег в кассе.

Заключительный этап. По окончании проверки формируется аудиторский отчет, составляется список ошибок и неточностей, подлежащих исправлению, и даются советы по улучшению ведения учета, организации документооборота, повышению квалификации конкретных работников.

Нарушения, выявляемые в результате аудита кассы

Аудит кассы часто выявляет следующие нарушения, влекущие за собой штраф:

  • Несоответствие количества наличности в кассе и документах.
  • Деньги учтены позже момента поступления.
  • В РКО и ПКО есть исправления.
  • В первичной документации подделаны подписи.
  • Денег в кассе больше допустимой суммы.
  • Неполный комплект первичных документов.
  • Найдены ошибки в кассовых документах.
  • Нет договора с кассиром, подтверждающего материальную ответственность.
  • Несвоевременная инвентаризация.
  • Нет оформленных авансовых отчетов на выданные под отчет средства.
  • Превышение сумм расчетов при работе с юридическими лицами.
  • Ошибки расчетов в учетных регистрах организации.
  • Неверное отражение операций в регистрах учета.

Аудиторская проверка кассовых операций оказывает положительный эффект на развитие бизнеса. В результате предприниматель получает сведения о нарушениях правил кассовой дисциплины, недобросовестных работниках предприятия, неточностях результатов, полученных после проведения инвентаризации.

Эта информация поможет наладить порядок в документообороте, исключить ошибки при проведении последующих инвентаризаций, избежать нарушений законодательства РФ а, соответственно, и штрафа. Главное, при организации проверки кассы провести всесторонний анализ соблюдения законодательства.

Предыдущая статья: Работа магазина без кассового аппарата: законно ли это? Следующая статья: Обязателен ли кассовый аппарат для интернет-магазина?

Методика проведения аудита кассовых операций

Приступая к проверке операций с денежными средствами, аудитору целесообразно получить по возможности полную информацию о состоянии внутреннего контроля по данному участку учета. Нередко денежные средства, как наличные, так и безналичные, являются объектом хищений и злоупотреблений со стороны кассира, бухгалтера и других должностных лиц.

Начальным этапом аудиторской проверки денежных средств является этап планирования.

Цель планирования аудита — составление общего плана аудиторской проверки и разработка программы аудита.

На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации:

1. Сколько касс в организации;

2. Имеет ли организация структурные подразделения и, как осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п. Если организация имеет структурные подразделения, находящиеся в удаленных от головной организации местах, то передача денежных средств может осуществляться следующими способами:

— Денежные средства перечисляются на счет в банке. Кассир структурного подразделения получает денежные средства и приходует их в кассу структурного подразделения.

— Денежные средства для выплаты заработной платы перечисляются на банковские карточки работников структурного подразделения;

— Денежные средства перевозятся уполномоченными лицами. В данном случае должна быть обеспечена надлежащая охрана, которая будет сопровождать уполномоченного представителя. Поскольку этот вариант не дает полной гарантии сохранности денежных средств его применение нецелесообразно.

— Инкассация — перевоз денежных средств специальными организациями.

3. Ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений;

4. Какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.);

5. Сколько расчетных счетов у организации;

6. Осуществляются ли расчеты с использованием иностранных валют и сколько валютных счетов у организации;

После проведения предварительной экспертизы аудиторская организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод проверки: сплошной или выборочный.

Правильно составленная программа проверки поможет аудитору в дальнейшем последовательно изучить различные участки учета операций с денежными средствами, избегая повторов и пропусков, целенаправленно осуществить сбор необходимых доказательств и их документирование.

Программа проведения проверки кассовых операций

Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:

1. инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;

2. проверка наличия и качества составления внутренних распорядительных документов (учетная политика, право подписи первичных документов, перечень подотчетных лиц и т.п.);

3. проверка правильности документального оформления операций;

4. проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

5. аудиторская проверка правильности списания денег;

6. проверка соблюдения кассовой дисциплины;

7. проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

8. оформление результатов проверки .

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации.

Предварительное знакомство с системой внутреннего контроля на предприятии позволяет аудитору оценить, как обеспечивается сохранность и целевое использование наличных денежных средств. При возникновении у него подозрений о возможных хищениях средств из кассы, других злоупотреблениях ему следует рекомендовать провести инвентаризацию кассовой наличности. По предварительной договоренности с руководством предприятия внезапная проверка кассы может быть проведена с участием аудитора сразу после начала аудиторской проверки .

Аудит кассовых операций должен проводиться в соответствии с разработанной программой по следующим направлениям:

— проверка правильности документального оформления операций по кассе;

— оценка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

— анализ правильности списания денежных средств в расход;

— проверка соблюдения кассовой дисциплины;

— выяснение правильности отражения кассовых операций в учете.

Понятие уровня существенности в аудите и порядок его расчета определяются в РФ правилом (стандартом)»Существенность в аудите» .

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.

Уровень существенности должен быть выражен в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и готовится бухгалтерская отчетность.

Значение уровня существенности для данной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа планирования аудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности должно быть в обязательном порядке зафиксировано в общем плане аудита.

аудит кассовая операция бухгалтерский

Значение уровня существенности, полученное по окончании этапа планирования аудита, а также любые корректировки значения уровня существенности в ходе проверки, должны быть утверждены руководителем данной проверки, что должно найти отражение в рабочей документации проверки.