Амортизация в бюджете

Начисление амортизации в бюджетном учете по новым правилам

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 12 августа 2009 г. 15:17 E-mail Архив

Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2009

Ю. Васильев, д.э.н., генеральный директор ООО КГ «Аюдар»,
автор книги «Годовой отчет для бюджетных организаций — 2009»

В последнее время законодатели уделяют амортизации большое внимание, так как в экономическом смысле накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд в виде денежных средств, предназначенных для воспроизводства изношенных основных фондов. Экономика учит, что производитель обязан производить накопление амортизационных отчислений, откладывая их из выручки за проданную продукцию. Поэтому внимание законодателей проявляется как изменение, в основном повышение, норм амортизационных отчислений в целях стимулирования развития и совершенствования отечественных производственных фондов. Не обошли законодатели вниманием и бюджетные учреждения. С 1 января 2009 года изменились правила начисления амортизации в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.

К амортизируемому имуществу в бюджетном учете относятся объекты основных средств, нематериальных активов, а также и основных фондов имущества казны. В ранее действовавшей Инструкции № 25н говорилось о начислении амортизации только по объектам основных средств и нематериальных активов. Однако на объекты имущества казны до 01.01.2009 также начислялась амортизация, но поскольку они учитывались как основные средства на одноименном счете 101 00 000, то отдельного счета для учета амортизационных отчислений по имуществу казны не было. В данном материале мы рассмотрим правила начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам, которые в дальнейшем могут именоваться амортизируемые нефинансовые активы.

Порядок начисления амортизации

Амортизационные отчисления отражаются в бюджетном учете путем накопления соответствующих сумм на счетах второго порядка счета 104 00 000 «Амортизация»:

– 104 01 000 «Амортизация жилых помещений»;

– 104 02 000 «Амортизация нежилых помещений»;

– 104 03 000 «Амортизация сооружений»;

– 104 04 000 «Амортизация машин и оборудования»;

– 104 05 000 «Амортизация транспортных средств»;

– 104 06 000 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря»;

– 104 07 000 «Амортизация библиотечного фонда»;

– 104 08 000 «Амортизация прочих основных средств»;

– 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов».

Правила начисления амортизации в бюджетном учете (в бухгалтерском учете бюджетных организаций) до недавнего времени отличались от правил амортизации имущества в целях налогообложения. Основным различием, доставлявшим неудобство бухгалтерам бюджетных учреждений, было различие в лимите единовременного 100%-го начисления амортизации при выдаче объекта в эксплуатацию. С введением в действие Инструкции № 148н (утверждена Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н) указанный лимит повышен в два раза (п. 43 Инструкции № 148н). Теперь он составляет, как и в налоговом учете, 20 000 руб.

Повышен также лимит списания стоимости объектов без начисления амортизации с 1000 до 3 000 руб.

Таким образом, можно выделить три категории основных средств (за исключением объектов библиотечного фонда) и нематериальных активов по способу начисления амортизации:

1-я категория – амортизация не начисляется:

а) основные средства и нематериальные активы стоимостью до 3 000 руб. Их стоимость списывается при передаче объекта в эксплуатацию (п. 43 Инструкции № 148н, п. 20 приложения 1 к Инструкции № 148н).

Операции по принятию на учет указанных объектов и их списанию отражаются проводками:

Дебет

Кредит

Поставлены на учет по сформированной первоначальной стоимости объекта до 3 000 руб. включительно:

– основные средства

1 (2) 101 xx 310

1 (2) 106 01 410

– нематериальные активы

1 (2) 102 01 320

1 (2) 106 02 420

Списаны объекты при выдаче в эксплуатацию:

– основные средства

1 401 01 271

2 106 04 340

1 (2) 101 xx 410

– нематериальные активы

1 401 01 271

2 106 04 340

1 (2) 102 01 320

б) драгоценности и ювелирные изделия.

Дебет

Кредит

Поставлены на учет по сформированной первоначальной стоимости драгоценности и ювелирные изделия

1 101 08 310

1 106 01 410

2-я категория – начисляется 100%-я амортизация при выдаче объекта в эксплуатацию. К этой категории относятся основные средства и нематериальные активы стоимостью от 3 000 до 20 000 руб. (п. 43, 49 Инструкции № 148н, п. 20 приложения 1 к Инструкции № 148н);

Операции по начислению амортизации в размере 100% балансовой стоимости отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Начислена амортизация в размере 100% балансовой стоимости:

– основные средства

1 401 01 271

2 106 04 340

1 (2) 104 01 410 –

1 (2) 104 06 410,

1 (2) 104 08 410

– нематериальные активы

1 401 01 271

2 106 04 340

1 (2) 104 09 420

3-я категория – амортизация начисляется линейным способом в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами. Это категория основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 20 000 руб. Корреспонденция счетов по начислению амортизации в этом случае соответствует вышеприведенной, однако сумма ежемесячной проводки будет составлять 1/12 годовой нормы амортизации (п. 43, 49 Инструкции № 148н).

На объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 20 000 руб. амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету, то есть когда объект поставлен на соответствующий аналитический счет счета 101 00 000 «Основные средства» либо счета 102 00 000 «Нематериальные активы» (п. 40 Инструкции № 148н). На остальные объекты амортизация начисляется (списывается объект стоимостью до 3 000 руб.) при передаче в эксплуатацию (п. 43 Инструкции № 148н, п. 20 приложения 1 к Инструкции № 148н).

Следующая новация в начислении амортизации относится к библиотечному фонду. Библиотечный фонд причислен к амортизируемому имуществу (п. 43 Инструкции № 148н).

Ни для кого не секрет, что основная масса библиотечного фонда страны стоит на балансе бюджетных учреждений. В силу Налогового кодекса бюджетные учреждения являются плательщиками налога на имущество организаций, налоговой базой которого является остаточная стоимость основных средств, сформированная по правилам бухгалтерского учета (ст. 375 НК РФ). До 01.01.2009 амортизация на библиотечный фонд бюджетных учреждений не начислялась, соответственно, налоговая база по указанному налогу, а в результате и сумма налога были неоправданно завышены.

Существует особенность начисления амортизации на объекты библиотечного фонда. Как указывалось выше, основные средства делятся на три категории. Для библиотечного фонда установлена другая дифференциация, предусматривающая две последние категории:

– начисляется 100%-я амортизация балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию (стоимость объектов библиотечного фонда – от 0 до 20 000 руб.);

– начисляется амортизация линейным способом по общеустановленным правилам (стоимость объекта библиотечного фонда – свыше 20 000 руб.).

Объекты библиотечного фонда не списываются с баланса при выдаче в эксплуатацию независимо от их стоимости. Любой объект библиотечного фонда, пусть даже стоимостью 20 руб., может быть списан только в результате морального или физического износа. При этом в обязательном порядке приходуются материалы (макулатура) от ликвидации основных средств (п. 14, 14.1 приложения 1 к Инструкции № 148н).

Корреспонденция счетов по списанию с учета объектов библиотечного фонда, пришедших в негодность:

Дебет

Кредит

Списание объектов библиотечного фонда, пришедших в негодность

1 (2) 104 07 410

1 (2) 101 07 410

Оприходование стоимости макулатуры, полученной от ликвидации объектов библиотечного фонда и остающейся в распоряжении учреждения

1 (2) 105 06 340

1 (2) 401 01 172

Совсем другое правило действует в отношении периодической литературы. В соответствии с изменениями, внесенными в Указания по применению бюджетной классификации Приказом Минфина РФ № 29н, расходы на приобретение периодических изданий (газет, журналов) относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Это означает, что указанные расходы в 2009 году должны списываться на счет 1 401 01 226 «Расходы на прочие работы, услуги» в корреспонденции с кредитом счета 1 302 09 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг», то есть периодические издания не должны учитываться как объекты основных средств. В соответствии с Инструкцией 148н их учет ведется за балансом на счете 23 «Периодические издания для пользования» в условной оценке 1 руб. за один объект учета – номер журнала, годовой комплект газеты. Списание периодических изданий оформляется Актом о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144). Аналитический учет по счету ведется по объектам учета в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

Как поступить с теми объектами периодических изданий, которые были приняты на балансовый учет до 1января 2009 года либо в 2009 году на дату перехода на новую инструкцию? Ответ на этот вопрос дают Методические указания по переходу на новые положения Инструкции № 148н, в соответствии с п. 2.5 которых операции по принятию к бюджетному учету указанных изданий отражаются в межотчетный период в сумме стоимости периодических изданий, числящихся на балансовом учете записями:

Дебет счетов 1 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» (в рамках бюджетной деятельности), 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» (в рамках приносящей доход деятельности)

Кредит счета 1 (2) 101 07 410 «Уменьшение стоимости библиотечного фонда»

Затем указанные объекты необходимо поставить на забалансовый учет.

Расчет годовой суммы амортизационных отчислений

Правила расчета годовой суммы амортизационных отчислений не изменились. Она рассчитывается линейным способом исходя из балансовой стоимости амортизируемых объектов и нормы амортизации.

Напомним, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов признается их первоначальная стоимость с учетом достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации, а также переоценки.

Норма амортизации рассчитывается исходя из срока полезного использования объекта.

Новая инструкция по бюджетному учету ввела отличные от прежних правила определения срока полезного использования объектов нефинансовых активов в целях начисления амортизации (п. 15 Инструкции № 148н). Раньше Инструкция № 25н в целях определения указанного срока отсылала к Классификации объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Теперь при определении срока полезного использования основного средства можно воспользоваться:

1) информацией, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. Это может быть как указанная выше Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, так и Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденные Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР, ЦСУ СССР 28.06.1974;

2) при отсутствии информации в законодательстве РФ – рекомендациями, содержащимися в документах производителя, входящих в комплект объекта имущества;

3) при отсутствии информации в законодательстве РФ и в документах производителя – решением комиссии учреждения по выбытию основных средств. При этом решение комиссии выносится с учетом следующих показателей:

– ожидаемый срок полезного использования в соответствии с ожидаемой производительностью и мощностью объекта;

– ожидаемый физический износ, зависящий от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

– нормативно-правовые и другие ограничения использования этого объекта;

– гарантийный срок использования объекта;

– сроки фактической эксплуатации и ранее начисленной амортизации – для объектов, полученных безвозмездно от бюджетных учреждений и от государственных и муниципальных организаций.

В бюджетном учреждении в обязательном порядке должна быть сформирована комиссия по выбытию основных средств либо комиссии по выбытию нефинансовых активов (п. 15 Инструкции № 148н).

Срок полезного использования нематериальных активов определяется по-прежнему исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности, а также ожидаемого срока использования этого объекта. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, он устанавливается в расчете на 20 лет.

С выходом в свет Методических указаний по переходу возник вопрос о сроке полезного пользования объектами библиотечного фонда. Пункт 2.4 Методических указаний по переходу предписывает начиная с 1 января 2009 года осуществлять ежемесячное начисление амортизации на объекты библиотечного фонда из расчета 1/12 годовой суммы амортизации, рассчитанной исходя из срока полезного пользования 15 лет. Между тем согласно информации, устанавливающей сроки использования основных средств, содержащейся в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, библиотечные фонды относятся к 7-й амортизационной группе со сроком полезного использования от 15 до 20 лет. Есть также рекомендации Минфина устанавливать максимальный срок полезного использования объектов основных средств (Письмо от 13.04.2005 № 02-14-10а/721). Так какой срок полезного пользования надо устанавливать в отношении объектов библиотечного фонда стоимостью более 20 000 руб. – 15 или 20 лет?

По мнению автора, рекомендации Методических указаний по переходу распространяются только на объекты, которые числились в учете учреждений по состоянию на 1 января 2009 года, а также на объекты, приобретенные в 2009 году до перехода на новую инструкцию. При приобретении объектов библиотечных фондов в дальнейшем срок пользования ими устанавливается 20 лет.

Пересмотр срока полезного использования

Пересмотр срока полезного использования объектов нефинансовых активов предусмотрен Инструкцией № 148н в случае улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта в результате его достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации.

Каким образом пересматривается срок? Кто правомочен устанавливать новые сроки? Конкретных ответов на эти вопросы Инструкция № 148н не дает. Поэтому воспользуемся положениями п. 15 указанной инструкции, который предписывает в случае отсутствия информации о сроках в законодательстве РФ и в документах производителя вменять обязанность по установлению (пересмотру) срока полезного использования комиссии по выбытию нефинансовых активов.

Однако стоит иметь в виду, что деятельность комиссии (так же как и деятельность всего учреждения) подлежит проверке со стороны контролирующих органов. Поэтому, кроме показателей, которые необходимо учесть при вынесении решения, комиссия должна знать, чем ремонт отличается от модернизации объекта. Ведь прежде всего комиссия должна принять решение о том, что срок подлежит пересмотру.

Под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов основных фондов в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования.

Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года для поддержания объектов основных фондов в рабочем состоянии.

При капитальном ремонте зданий и сооружений производится замена изношенных конструкций и деталей или смена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей) (п. 16 Письма Госкомстата РФ от 09.04.2001 № МС-1-23/1480).

В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ модернизация, реконструкция и техническое перевооружение означают следующее:

– к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;

– под реконструкцией понимается переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;

– к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Таким образом, ремонт направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, а модернизация (реконструкция, техническое перевооружение) – на их увеличение (улучшение) или создание новых.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается. Исключение относится к случаям консервации объекта на срок более трех месяцев, а также восстановления объекта в течение более чем 12 месяцев (п. 39 Инструкции № 148н).

Итак, мы определили, кто правомочен пересматривать срок, какие показатели нужно учесть при его пересмотре и что нужно знать для того, чтобы определить правомерность пересмотра срока. Рассмотрим на примере расчет нормы и годовой суммы начисления амортизации после проведения реконструкции объекта.

Учреждение провело реконструкцию объекта основных средств, относящегося к 5-й амортизационной группе, со сроком полезного использования 10 лет. Первоначальная стоимость объекта – 540 000 руб. До момента реконструкции объект эксплуатировался 64 мес., оставшийся срок эксплуатации – 56 мес. Стоимость работ по модернизации составила 107 000 руб. После модернизации согласно решению комиссии по выбытию нефинансовых активов срок полезного использования объекта установлен в пределах 5-й амортизационной группы 8 лет со дня окончания работ по модернизации.

1. Первоначальная норма амортизации составит 10% в год (100 / 10), то есть 54 000 руб.

2. Первоначальная ежемесячная сумма амортизации составит 4 500 руб. (54 000 руб. / 12).

3. Остаточная стоимость объекта на момент начала проведения амортизации равна 247 904 руб. (540 000 руб. — (4 500 руб. x 64 мес.)).

4. Балансовая стоимость объекта после восстановления составит 647 000 руб. (540 000 + 107 000).

5. Остаточная стоимость после проведения модернизации равна 354 000 руб. (247 904 + 107 000).

6. Новая норма амортизации, исходя из срока полезного использования 8 лет, составит 12,5% (100 / 8). Теперь рассчитаем годовую сумму амортизации с учетом балансовой (восстановительной) стоимости и новой нормы амортизации. Она составит 80 875 руб. (647 000 руб. x 12,5%).

7. Новая ежемесячная сумма амортизации равна 6 739,58 руб.

8. Срок, в течение которого будет начисляться амортизация с учетом новой остаточной стоимости, – 52,52 мес. (354 000 руб. / 6 739,58 руб.).

При установлении нового срока полезного использования важно помнить, что согласно принципу повышения принятых нормативных показателей функционирования в результате достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объекта пересмотренный срок полезного использования не может быть ниже оставшегося срока эксплуатации. Так, в нашем примере новый срок полезного использования не может быть установлен меньше 56 месяцев.

Об изменениях в налоговом учете в части амортизационных отчислений читайте в статье Л. Максимовой «Амортизация для целей налого-
обложения по-новому», № 5, 2009.

О бюджетном учете имущества казны читайте в статье Л. Максимовой «Учет имущества казны по правилам Инструкции № 148н», № 6, 2009.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н, утратила силу с 01.01.2009.

О правилах перехода на положения новой Инструкции по бюджетному учету читайте в статье Л. Максимовой «Переход на новые положения Инструкции № 148н», № 5, 2009.

Приказ Минфина РФ от 25.12.2008 № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Приказ Минфина РФ от 23.03.2009 № 29н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 № 145н».

Методические указания по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н, доведены Письмом Минфина РФ от 10.04.2009 № 02- 06-07/1505.

Несмотря на давний срок принятия указанного документа он актуален до сих пор, о чем свидетельствуют письма Минфина РФ от 05.03.2009 № 03-05-04-01/10, от 16.01.2009 № 02-06-10/105.

пора учиться!

  • 15 января 2019 / Интернет «Международные стандарты в аудите», Квалификация «Специалист по международным стандартам в аудите» (IAPBE)
  • 22 января 2019 / Интернет Налогообложение Российской Федерации
  • 25 января 2019 / Интернет Дробление бизнеса: правовые проблемы, защита от претензий налоговых органов
  • 29 января 2019 / Интернет Сертифицированный главный бухгалтер по МСФО (IAB). Январский набор
  • 29 января 2019 / Интернет Как читать управленческую отчетность. Бесплатный вебинар.
  • 06 февраля 2019 / Интернет Валютное регулирование и валютный контроль в РФ с учетом последних изменений законодательства
  • 11 февраля 2019 / Интернет Недобросовестные поставщики: как сохранить налоговые вычеты и не допустить нарушения законов
  • 13 февраля 2019 / Интернет «Система управления бизнес-проектами», Квалификация «Project management» (IAPBE)
  • 13 марта 2019 / Интернет Программа CIMA “Управление эффективностью операций”. Уровень Р1 (подготовка к майской сессии 2018 г.)
  • 14 января 2019 / Санкт-Петербург Профессиональный внутренний аудитор: современная организация, управление и методическое обеспечение (по программе профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю» 5 уровень)
  • 15 января 2019 / Москва Курс обучения “IPFM:МСФО.Базис”
  • 15 января 2019 / Санкт-Петербург Последние изменения в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО)

Ещё семинары и курсы

Амортизация. Начисление в бюджетном учете

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Бухучет и аудит Бюджетный и налоговый учет основных средств
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Начисление амортизации в бюджетном учете отражается на счете 104 00 000 «Амортизация».

Как установлено п. 38 Инструкции N 25н, расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств производится линейным способом исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нормы амортизации, исчисленной по сроку полезного использования этих объектов. При применении данного способа начисленная сумма амортизационных отчислений включается в затраты по видам деятельности хозяйствующего субъекта равномерно в течение всего срока полезного использования амортизируемых объектов, а остаточная стоимость указанных объектов уменьшается тоже равномерно, в соответствии с суммами начисленных в отчетных периодах амортизационных отчислений.

Начисление амортизации производится ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Срок полезного использования определяется по Классификатору основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этих объектов к бюджетному учету, и производится до полного погашения их стоимости, их списания с бюджетного учета или выбытия в связи с уступкой (утратой) учреждением исключительных (имущественных) прав на результаты интеллектуальной деятельности (для объектов нематериальных активов).

Порядок расчета амортизации в бюджетном учете можно представить следующим образом:

Годовая норма амортизации = 100% / Срок полезного использования амортизируемого объекта (в годах)

Годовая сумма амортизации = Первоначальная (восстановительная) стоимость х Годовая норма амортизации

Месячная норма амортизации = Годовая сумма амортизации / 12

Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости объектов основных средств и нематериальных активов (п. 40 Инструкции N 25н).

Отметим, что в бюджетном учете не все объекты основных средств подлежат амортизации. Пунктом 43 Инструкции N 25н определено, что амортизации не подлежат объекты основных средств стоимостью до 1 000 руб. включительно, драгоценности, ювелирные изделия, библиотечный фонд, независимо от их стоимости. На объекты основных средств стоимостью от 1 000 до 10 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию. Если стоимость объектов основных средств превышает 10 000 руб., то амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.

Начисление амортизации на объекты основных средств отражается по дебету счета 1 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 104 00 000 «Амортизация».

Бюджетное учреждение приобрело за счет бюджетных средств автомобиль стоимостью 300 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации по данному основному средству составит 20% (100% / 5).

Ежегодная сумма амортизации — 60 000 руб. (300 000 руб. х 20% / 100%). Ежемесячная норма амортизации — 5 000 руб. (60 000 руб. / 12 мес.).

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Какой способ начисления амортизации можно применять в бухгалтерском учете бюджетного учреждения?

2 марта 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время в бухгалтерском учете бюджетного учреждения амортизация может начисляться только линейным способом, в целях же налогового учета возможно применение как линейного, так и нелинейного метода по выбору субъекта учета.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 85 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), организации госсектора для начисления амортизации на объекты нефинансовых активов в бухгалтерском учете могут использовать лишь единственный способ — линейный, при котором расчет осуществляется исходя из балансовой стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
При этом согласно п. 92 Инструкции N 157н расчет нормы амортизации линейным способом осуществляется только в отношении основных средств стоимостью свыше 40 000 руб.
Одновременно с этим согласно п. 1 ст. 259 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) учреждение вправе в целях налогового учета выбрать линейный или нелинейный метод начисления амортизации с учетом особенностей, предусмотренных главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ*(1).
При этом метод начисления амортизации устанавливается применительно ко всем объектам амортизируемого имущества независимо от даты их приобретения (за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8-10-ю амортизационные группы, независимо от сроков ввода объектов в эксплуатацию).
Принятый в учреждении метод начисления амортизации отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. Налогоплательщик вправе переходить с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.
Таким образом, в настоящее время в бухгалтерском учете бюджетного учреждения амортизация может начисляться только линейным способом, в целях же налогового учета возможно применение как линейного, так и нелинейного метода по выбору*(2).

К сведению:
В 2016 году Минфином России в рамках Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной приказом Минфина России от 10.04.2015 N 64н, подготовлены проекты приказов об утверждении пяти федеральных стандартов (далее — Стандарты), которые планируется ввести в действие с 1 января 2018 года. Так, предполагается, что Стандарт «Основные средства»*(3) позволит учреждениям применять несколько методов начисления амортизации:
— линейный;
— уменьшаемого остатка;
— пропорционально объему продукции.
Выбирать метод начисления амортизации надо будет с учетом специфики использования конкретного объекта имущества.
Наряду с разработкой самих Стандартов специалистами финансового ведомства ведется активная работа по подготовке проектов изменений в Инструкцию N 157н, а также в Инструкции, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности организаций госсектора.
По завершении всех этапов, предусмотренных Программой, методологические основы бухгалтерского учета организаций госсектора будут регламентированы именно федеральными стандартами, т.е. «выведены за рамки» Инструкции N 157н, которой в конечном итоге будет установлен только План счетов бухгалтерского учета, применяемый организациями госсектора.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Амортизация нефинансовых активов. Счет 104 00 (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Амортизация имущества в целях налогообложения прибыли (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Амортизация в целях налогообложения прибыли имущества бюджетного (автономного) учреждения, принятого к учету до 1 января 2014 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

8 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Как российские организации, бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 246 НК РФ, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
*(2) Предоставленная налоговым законодательством возможность выбора метода начисления амортизации в целях налогообложения при единственно возможном линейном методе для целей бухгалтерского учета неизбежно приведет к разнице в данных бухгалтерского и налогового учета бюджетного учреждения, а значит, к возрастанию объема работы для бухгалтерии. В целях сближения налогового и бухгалтерского учета и устранения расхождений между ними бюджетное учреждение может утвердить линейный способ начисления амортизации как для целей бухгалтерского, так и налогового учета.
*(3) Смотрите Проект приказа Министерства финансов РФ «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», подготовленный Минфином России 30.09.2016.

Начисление амортизации в бюджетном учете

Амортизация основных средств характеризует степень изношенности основных средств, нематериальных активов учреждения, а также основных фондов в составе имущества.

Начисление амортизации в бюджетном учете на объекты основных средств имеет особенности, которые прописаны в п.92 Инструкции N157н.

1) на объекты недвижимого имущества при принятии их к учету по факту государственной регистрации прав на них, предусмотренной законодательством РФ:

  • стоимостью до 40 000 рублей включительно — в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
  • стоимостью свыше 40 000 рублей — в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации (линейным способом);

2) на объекты движимого имущества:

  • на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 рублей включительно — в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 рублей — в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации (линейным способом);
  • на объекты основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
  • на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 рублей включительно — в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств в бюджетном учете производится линейным способом, исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нормы амортизации, определенной на основе срока полезного использования объекта основных средств.

Сроком полезного использования основного средства признается период, в течение которого предусматривается использование основного средства в процессе деятельности учреждения в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). Порядок определения срока полезного использования основного средства представлен в п. 44 Инструкции № 157н.

В течение отчетного года амортизация на основные средства начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Начисление амортизации на объекты основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бюджетному учету, и производится до полного погашения его стоимости либо списания этого объекта с бюджетного учета.

Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости объектов основных средств.

Начисление амортизации на объекты основных средств прекращается после того как общая сумма начислений достигает размера, соответствующего полной (100%) первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемого объекта или при списании объекта основных средств.

Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для

дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для их списания.

Учет амортизации в бюджетном учете

Для учета амортизации объектов основных средств в бюджетном учете применяются счета аналитического учёта в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции.

В бюджетном учете аналитический учет сумм начисленной амортизации объектов основных средств ведётся в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф.0504035).

Общая сумма начисленной амортизации в бюджетном учете, начисленная за месяц по основным средствам , отражается в журнале операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф.0504071 согласно Инструкции № 157н п.п.90,91)

Ежемесячно суммы начисленной амортизации учреждение отражает по дебету «затратных» счетов бухгалтерского учета. Для этого используется:

  • если амортизация начисляется по объектам основных средств, занятым в капитальном строительстве объектов недвижимости или создании других нефинансовых активов учреждения — счет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (по соответствующим аналитическим счетам);
  • если амортизация основного средства участвует в формировании себестоимости готовой продукции, работ, услуг или учитывается в издержках обращения — счет 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (по соответствующим аналитическим счетам);
  • если амортизация основного средства не участвует в формировании себестоимости готовой продукции, работ, услуг и не учитывается в издержках обращения — счет 0 401 00 000 «Расходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»).

Корреспондирующим счетом являются соответствующие аналитические счета 0 104 00 000 «Амортизация».

Начисление амортизации основных средств в бюджетном учете по объектам основных средств отражается следующими записями:

№ п/п Содержание операций Номер счета
Дт Кт
1 Начисление амортизации по объектам основных средств 0 401 20 271
0 109 61 271
0 104 1Х 410
0 104 2Х 410
0 104 3Х 410
0 104 4Х 410

Приведем пример расчета суммы амортизации и отражения ее в бухгалтерском учете.

Бюджетное учреждение за счет средств на выполнение государственного задания, закупает оборудование (особо ценное движимое имущество) стоимостью 100 000 руб. Оно относится к 4-й амортизационной группе, по которой установлен срок полезного использования свыше 5 до 7 лет. Исходя из срока полезного использования ежемесячная норма амортизации составит 14,3% (100% / 7 лет). Ежемесячная сумма амортизации равна 14 300 руб. (100 000 руб. x 14,3%).

В бухгалтерском учете сумма начисленной на оборудование амортизация будет отражена следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Начислена амортизация на объект
основных средств
4 401 20 271 4 104 24 410 14 300,00

Статья актуальна на июль 2015 года.

Татьяна Щербакова

Бухгалтер-консультант отдела по аутсорсингу образовательных учреждений