34 налоговый период

Силуанов предложил повысить НДС до 22%

Прямо шпарит по указке МВФ: Рекомендации представителя МВФ для России

Министр финансов Антон Силуанов предложил повысить ставку налога на добавленную стоимость до 22% при одновременном снижении страховых взносов до того же уровня. По словам министра, эта операция будет «нейтральной для бюджета».

Рост ставки по страховым взносам приводит к увеличению теневого сектора в экономике, заявил глава Минфина Антон Силуанов. По словам министра, нужно двигаться в «обратном направлении» и снизить ставку страховых взносов при одновременном повышении ставки НДС, передает корреспондент РБК.
«Считаем возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести налоговую нагрузку на косвенные налоги. По нашим расчетам, с тем, чтобы это было нейтрально для бюджета, ставки должны составлять, расчетно говорю, где-то около 22%. Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22%-ной ставкой по налогу на добавленную стоимость», — сказал министр.
«Мы видим, что чем больше мы повышаем ставку по страховым взносам, тем больше мы видим рост теневого сектора. Поэтому мы считаем, что здесь надо пойти в обратном направлении, наоборот, снизить эту тяжелую нагрузку для предприятий на фонд оплаты труда. Она у нас одна из самых высоких среди стран не только с развивающейся экономикой, но и с развитыми экономиками», — пояснил Силуанов.
Силуанов также предложил «подумать над совершенствованием уплаты страховых взносов». «Мы считаем, что в условиях снижения ставки мы могли бы сделать плоскую ставку 22%. При этом в чем здесь плюс, здесь можно и нужно говорить о введении единого платежа, который будет расщепляться в соответствии с кодами в государственные бюджетные фонды. Это будет одна платежка, упрощение администрирования для бизнеса, упрощение отчетности», — пояснил глава Минфина.
Он также добавил, что Минфин предлагает сохранить льготы по уплате НДС для отдельных отраслей. «По НДС мы предлагаем сохранить преференции по НДС для отдельных отраслей — сельское хозяйство, медицина, образование, финансовый сектор. Единственное, для кого это может дать дополнительную нагрузку — это те отрасли, которые сегодня работают всерую, которые показывают меньше выручки, которые не платят налоги», — резюмировал Силуанов.
По расчетам его ведомства, увеличение НДС приведет к разовому «вкладу в инфляцию» на уровне 2%.
Ранее, 15 февраля,​ газета «Ведомости» писала, что в экономическом блоке правительства сложился консенсус по поводу необходимости снизить налоги на труд и повысить НДС. Идеологом нового подхода стал, по информации источников издания, министр экономического развития Максим Орешкин. Предложения Орешкина в целом поддержал глава Минфина, писала газета, однако он «осторожничает», поскольку выпадающие доходы внебюджетных фондов придется компенсировать из федерального бюджета.
На рассмотрении находились несколько вариантов налогового маневра: снизить страховые взносы до 21% и повысить НДС до 21%, а также варианты «20/22», «22/22», «21/22», однако на тот момент, рассказывали собеседники издания, окончательное решение еще принято не было.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов подтвердил тогда, что обсуждаются разные варианты. «Это может быть по-разному, зависит от того, как закончится дискуссия», — ответил тогда Шувалов на вопрос журналиста РБК. По его словам, власти обсуждают налоговую конструкцию в совокупности со страховыми взносами, которая должна быть включена как новое предложение на среднесрочную перспективу. «Но это не раньше, чем будущий год», — пояснил первый вице-премьер.

Правительство хочет повысить НДС и понизить прямые налоги. Чем это грозит? Отвечает директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин

Министр финансов России Антон Силуанов на форуме, посвященной «настройке налоговой системы», 13 марта 2017 года Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

В понедельник, 13 марта, министр финансов России Антон Силуанов заявил о необходимости снизить прямые налоги, а потери доходов бюджета компенсировать повышением косвенных сборов. Так, Силуанов предложил снизить совокупную ставку страховых взносов, которые уплачивают работодатели, с 30 процентов до 22 процентов, увеличить налог на добавленную стоимость с 18 процентов до 22 процентов, а также отменить льготную ставку страховых взносов для больших зарплат. Чем это обернется для граждан и для бизнеса, по просьбе «Медузы» рассказал директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин.

Кирилл Никитин

Директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ

Идея налогового маневра принадлежит министру экономического развития Максиму Орешкину, он педалировал ее, еще когда был заместителем министра финансов, и в зону его ответственности входили вопросы доходов бюджета. В версии Орешкина совокупная ставка страховых взносов снижалась с 30 процентов до 21 процента, а НДС поднимался с 18 до 21 процента — это конфигурация «21-21». Силуанов предложил конфигурацию «22-22» (снизить ставку страховых взносов, которые уплачивают работодатели, с 30 до 22 процентов от зарплаты, а НДС увеличить с 18 до 22 процентов — прим. «Медузы») . Параметры скорректировали, потому что, по моим расчетам, в первом случае бюджет потеряет 100 миллиардов рублей, а во втором — выиграет 200 миллиардов.

Маневр нацелен на снижение налоговой нагрузки на определенные отрасли. Небезосновательно считается, что у нас крайне высока нагрузка на фонд оплаты труда. Это не так важно для компаний, у которых фонд составляет малую часть — например, добывающая промышленность, — но важно для производств с высокой долей человеческого труда — креативные отрасли, инжиниринг, IT, научно-исследовательская область. Получается, развитие последних отраслей сдерживается.

Ведомства Орешкина и Силуанова, может, и рады предпринять более радикальные шаги по снижению налоговой нагрузки, но любой их маневр ограничен идеей, что нельзя допустить роста дефицита бюджета. Поэтому, чтобы компенсировать выпадающие доходы, которые появятся из-за снижения нагрузки на фонд оплаты труда, предлагается поднять НДС до 22 процентов. Это означает повышение розничных цен, в данном случае — на 3,5 процента. При этом рост цен не приведет к одномоментному росту зарплат, они будут расти постепенно и на меньшую величину. Так что расходы граждан возрастут. Предприниматели же направят сэкономленные средства на инвестиции, на прибыль для владельцев и на увеличение роста зарплат вслед за ростом цен. В каких пропорциях, неизвестно — это установится эмпирически.

Есть второй важный момент. Сейчас налогообложение устроено так, что эффективная ставка страховых взносов падает с ростом зарплат. Работодатель платит за своего сотрудника взнос в фонд пенсионного страхования (ПФР) 22 процента от зарплаты. Но если оклад выше 73 тысяч рублей в месяц, то вся часть зарплаты выше этой суммы облагается сниженной ставкой — 10 процентов. Логика отчислений в фонд социального страхования (ФСС) похожа — 2,9 процента, если зарплата меньше 62 917 рублей в месяц, все что выше — идет по нулевой ставке. И только взносы в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) для всех начисляются по ставке в 5,1 процента. Так что совокупная ставка страховых взносов для зарплаты до 62 917 рублей в месяц составляет 30 процентов, а потом начинает падать (кстати, из-за этой схемы высокая нагрузка на фонд оплаты труда более заметна для компаний с маленькими зарплатами).

Теперь все три ставки предлагают сделать фиксированными вне зависимости от размера зарплат. Получается, что для зарплат выше 150-160 тысяч рублей налоговая нагрузка на фонд оплаты труда возрастет до 22 процентов.

Принципы этой системы очевидны: богатый платит за бедного, здоровый — за больного, работающий — за неработающего. Если бы я платил в ФОМС увеличенную ставку до определенной суммы (как в ФСС и ПФР) — это было бы логично. У нас 22 миллиона граждан не числятся работающими, хотя находятся в работоспособном возрасте. За них в ФОМС платят субъекты федераций, то есть, фактически, работающие налогоплательщики.

В мире есть разные системы налогооблажения — страховые, полусолидарные. Например, в США предыдущий президент Барак Обама заставил всех, кто был не покрыт медицинской страховкой, купить ее. Это 45 миллионов человек, в основном, молодые люди, которые не попадали под льготные программы и считали, что страховка для них слишком дорога. После этого выросли цены, снизилась сумма покрытия, но эти люди покупали страховку для себя. Это не колхоз, как у нас, когда человек формирует пенсию всем подряд — и нынешним пенсионерам, и айтишникам (которые, кстати, платят по льготной ставке 14%), и тем, кто в тени. Наша система — очень нестраховая и неперсонализированная.

Записал Евгений Берг

  • 258
  • 237
  • 2
  • Напишите нам

Код периода в декларации по налогу на прибыль

Данный код (Приложение № 1 к Порядку, утв. Приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@) позволяет налоговикам определить, за какой конкретно период плательщик представил декларацию. Причем для обычных организаций и ответственных участников консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН) предусмотрены разные коды.

Налоговый/отчетный период Код периода
Для организаций (не КГН), сдающих отчетность поквартально
I квартал 21
Полугодие 31
9 месяцев 33
Год 34
Для организаций (не КГН), сдающих отчетность помесячно
Один месяц 35
Два месяца 36
Три месяца 37
Четыре месяца 38
Пять месяцев 39
Шесть месяцев 40
Семь месяцев 41
Восемь месяцев 42
Девять месяцев 43
Десять месяцев 44
Одиннадцать месяцев 45
Год 46
Для организаций – ответственных участников КГН, сдающих отчетность поквартально
I квартал 13
Полугодие 14
9 месяцев 15
Год 16
Для организаций – ответственных участников КГН, сдающих отчетность помесячно
Один месяц 57
Два месяца 58
Три месяца 59
Четыре месяца 60
Пять месяцев 61
Шесть месяцев 62
Семь месяцев 63
Восемь месяцев 64
Девять месяцев 65
Десять месяцев 66
Одиннадцать месяцев 67
Год 68

Какая еще информация отражается кодами в декларации по налогу на прибыль

В декларации по налогу на прибыль (утв. Приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@​) кодировке подлежит следующая информация:

  • наименование инспекции, в которую представляется декларация. Например, если вы сдаете отчетность в ИФНС России № 14 по г. Москве, то в декларации ставится код «7714»;
  • сведения о вашей принадлежности к конкретной инспекции. Допустим, ваша компания, не являясь крупнейшим налогоплательщиком, сдает декларацию по налогу на прибыль по месту учета самой организации. В этом случае нужно поставить код «214» («По месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком»). А если, к примеру, вы сдаете декларацию по месту учета вашего обособленного подразделения, то указывается код «220» («По месту нахождения обособленного подразделения российской организации»);
  • данные о реорганизации/ликвидации. Например, если декларацию представляет компания, завершающая свою деятельность, то в соответствующей ячейке титульного листа декларации ставится «0» («Ликвидация»);
  • сведения о том, кто подписывает декларацию: сам плательщик (код «1») или его представитель (код «2»).